Настольные игры и здравый смысл
564,00
рейтинг
14 сентября 2014 в 18:30

Разработка → Улей: маленькая война, глубокая стратегия, странный GameDev



В одной из школ Подмосковья психолог столкнулся с тем, что у детей очень плохо с концентрацией внимания. По тестам 90-х годов, разработанным для нормальных учеников СССР, наши современные дети справлялись чуть лучше чем никак. Учительский состав тоже на это жаловался, виня компьютерные, консольные и планшетные игры. Кидать свиньёй в птицу, очевидно, приятнее, чем доказывать равенство треугольников.

Психолог попросила у нас логических игр, чтобы дети могли играть и думать при этом. Мы насыпали немного разных. Особенно показательна история Улья – через полгода группа учеников, играющая в него, показывала самый большой отрыв от контрольной по внимательности и концентрации.

Я рассказал об этом Джону Янни, разработавшему Улей. И тем самым ввёл его в приступ умиления и ностальгии. И он поделился историей разработки игры от первых настольных шагов в 1982 году до неожиданного рывка на Steam, Android и iOS в современности. Ниже — уютная сказка про гика, который внезапно встретился с реальностью, и немного моих заметок по этой истории.

Первые шаги и игра без багов


В 1982 году Джону Янни было целых 18 лет. Он торговал одеждой в семейном магазине и немного увлекался шахматами. В один прекрасный день он увидел фильм, где два друга каждый день играли в парке в шахматы, причём каждый приносил половину поля и половину фигур. Это сильно зацепило юный разум, и он решил, что нужна игра без поля. И чтобы все фигуры можно было носить в кармане.

Первая версия была про замки, драконов и рыцарей. Некоторые монстры сохранились: например, гигантские крысы ходили как муравьи в базовом Улье. Также были камни, просто блокирующие дорогу, и кабаны, толкающие другие фишки. Вместо королев улья были короли. Поле было прямоугольным, а не гексагональным. В отличие от современной игры, начинающейся с двух фишек в начале поля, в старой версии была полная стартовая позиция (в современном Улье каждый ход есть выбор: двигать одно из существующих насекомых или вводить в игру новое).


Инициализация партии

Примерно через 18 лет (когда Джону исполнилось 36, и он работал вебмастером-на-все-руки), он вдруг вспомнил игру из детства. И начал потихоньку выпиливать фигурки из фанеры во время обеденных перерывов. Тема фэнтези была уже не так популярна, и он перешел на биологию. После тестов с друзьями и семьёй квадратные фишки были заменены на шестиугольные. После кучи-кучи переделок и доработок, удалось получить более-менее стабильный релиз со сходящимся балансом. Поскольку Джон не был профессионалом, ему нужна была обратная связь от настоящих настольных гиков. И он решил обратиться в Finchley Games Club для тестов – это клуб в его городе, который он нашел в сети — и даже не представлял, что там и как.

Он объяснил про свою игру, и его очень тепло встретили. Но сразу остановили: объяснять правила не надо. Сиди и молчи, мол, мы будем читать и пробовать понять, как игроки будут разбираться без тебя. Через несколько часов они сказали: «Джон, мы тебя ненавидим. Из-за тебя мы завтра будем играть в это вместо работы». И расстроились, потому что протестировать игру и не найти в ней багов – это как-то непривычно.

Гаражное производство


В 2001 году Джон решил выпилить первую 1000 игр руками. Вместе с женой Марией они наделали деревянных шестиугольников, напечатали наклеек и стали клеить. 22 тысячи наклеек – это не так просто, как может показаться. Последние добивали толпой из друзей и знакомых в местном KFC с друзьями, Джон проставлялся.

Потом они начали рассылать игры в магазины. Первым 6 штучек взял мужик, который слышал про эту игру от друзей из клуба. Позже его магазин стал одним из самых крупных покупателей Улья — но на 2001 год продажи измерялись единицами, а не тысячами игр в месяц.

Джон поехал на свой первый игровой конвент «Dragonmeet» — это что-то типа Техкранча, только для настольщиков и ролевиков. Продаж было мало, но нашлась ещё пара магазинов, готовая поставить игры на полки. Дальше – сбор любителей комиксов, ярмарка фантастики в Лондоне и так далее. Игра нравилась всем, кто попробовал, но продаж всё ещё было мало.

Успех, провал, провал, успех


В 2002 году случился Эссен. Эссен – город в Германии, где проводится одна из самых здоровых в мире выставок настольных игр. Майк, владелец магазина, где продавался Улей, посоветовал взять столько коробок, сколько влезет в машину. Джон с Марией смогли упаковать около 500 штук в багажник и салон, плюс взяли плакаты. На выставке выяснилось, что большинство самостоятельных издателей продаёт по 20-30 игр, что расстраивало.

В первый день на выставку ворвалась огромная толпа гиков со списками игр, которые нужно обязательно купить. Уже известные настольщикам начали хорошо продаваться, а Улей что-то не шел: в списках его попросту не было. Ближе к вечеру, когда настроение стало ниже плинтуса, начались первые продажи. Гики успокаивались, похватав дефицитные игры, и начинали спокойно ходить по выставке. Заходили, смотрели на игру, читали правила, пробовали за столами рядом… К концу дня почти все столы играли в Улей. И вдруг как-то неожиданно тираж начали расхватывать как горячие пирожки. Уже первая сотня казалась настоящим волшебством – а впереди ещё были главные дни выставки. Сразу скажу, они продали 400 коробок в итоге.

На второй день к ним подошёл Клаус из German Publishers Zoch. Он предложил контракт на издание, но Джон ничего не понял из условий и решил переждать, набираясь опыта. Год за годом Клаус подходил потом к его стенду на Эссене, пока не подписал эксклюзив по Германии.

Домой Джон уехал с предложением от «Космоса» — крупного международного издателя. И призом зрительских симпатий Эссена.

Надо сказать, что несмотря на продажи около 1000 штук за два года, некоторые магазины настолок и товаров для хобби в Великобритании уже знали про игру и размещали предзаказы. Чуть позже начали поступать заявки из Европы.

Проблема была в том, что у Джона, как и у многих начинающих производителей, себестоимость коробки зашкаливала: нужно было срочно работать над удешевлением тиража. С трудом через знакомых удалось найти производителя деревянных игрушек, который смог организовать всё серийно. Итак, было решено, что минимальный тираж – 5000 штук. Много, но меньше было просто нерентабельно. Наши герои получили тираж и начали потихоньку продавать его магазинам – но все новые контакты брали по 5-10 штук, не рассчитывая на особые продажи. Тираж грозил отлёживаться дома ещё 5-8 лет такими темпами. Настроения «нафига мы за это взялись» начали витать в воздухе. В 2004 году последним шагом стала Нюрнбергская выставка игрушек, где подписывались крупные контракты. Всё складывалось так, что либо игра выстрелит там, либо придётся всё это бросать и возвращаться в скучный офис.

В отличие от Эссена, на Нюрнберге творились совершенно странные вещи. На соседние стенды подходили люди, и подписывали предзаказы на десятитысячные, двадцатитысячные и (о ужас!) пятидесятитысячные тиражи игр, коробки которых даже не видели. К концу выставки Джон понял, как мало он знает про этот бизнес – и почти чудом получил контракт от американского магазина на 5000 единиц игры. Уф!

Настольные игры — серьёзный бизнес


В 2005 году Джон пересмотрел свою стратегию и начал делать следующие умные вещи:
  • От прямых заказов на мелкие магазины он перешел к работе с дистрибьюторами и агентами. Они сразу дали ему хорошие продажи как в Англии, так и в Европе.
  • Оказалось, что Англия – один из самых сложных рынков. Та же Германия была куда прибыльнее. Остальные европейские страны и США тоже давали большую отдачу.
  • Производство перевели на полимеры (у нас этот материал называется «бакелит» — искусственный камень, нечто среднее между керамикой и пластиком, вы его можете знать по домино, корпусам старых городских телфонов и ступеням эскалатора). По словам Джона, это сразу дало очень ощутимый рост продажи. Фишки было крайне приятно держать в руках, и они звонко стучали о стол. Плюс они стали намного тяжелее и солиднее.
  • Начал номинироваться на премии. Американский приз в одной из категорий игрушек сразу позволил подписать новые контракты с реселлерами в США.

В 2007 году один из агентов предложил выпустить промо-фишку специально для фанатов игры. Джон взял и придумал москита, умеющего «воровать» способности других насекомых. Когда тираж кончился, на всех выставках стали спрашивать «дополнение с комаром», и Джон решил выпустить две фишки москита в отдельной упаковке. Это было достаточно важно, потому что примерно к этому моменту у Улья появилась оптимальная стратегия выигрыша, дающая сильным игрокам однозначное преимущество. Москит увеличивал вариативность стратегий и вносил необходимую глубину. Много позже появятся ещё дополнения «Божья коровка» и «Мокрица». Кстати, «Мокрица» понадобилась для игроков, предпочитающих психологически-комфортную стратегию глубокой защиты.

Переход на онлайн-версию


В этом же году Джон нанимает одного из практикантов по специальности «Разработка компьютерных игр», и они вместе делают первую реализацию для PC. Требование возможности играть по сети – базовое. Есть затыки с AI, но в итоге получается некий «средний робоигрок», который хорошо учит перед выходом на турниры. До сих пор Джон считает, что сделать хороший AI под игру – нереальная задача.

В 2009 стало понятно, что в Улей хорошо играют гики, но достаточно сложно рассказать о нём тем, кто никогда не играл во что-то сложное логическое. Маркетинговую компанию переориентировали с «Маленькая война, глубокая стратегия» на «возьми с собой в дорогу». Игру перенесли на iOS.

В 2010 году пользователи iOS предложили множество новых идей, дополнения к правилам (для онлайна) и, в целом, сформировали турнирные принципы для игры. Важным моментом было то, что кто-то из пользователей попросил чёрно-белую версию для ребёнка с плохим зрением. Поняв, как это нужно, Gen42 (так называлась компания Джона) не только добавила такой режим в приложение, но и выпустила Улей Карбон – чёрно-белый вариант настольной игры, который внезапно стал продаваться больше базовой версии.

Вышла компактная версия игры с мешком и уменьшенными фишками. Она добавила немного продаж.

В 2012-2013 году вышли варианты игры на Android и Xbox. Улей попал в Steam.

Новые дополнения в реале начали продавать как вместе с базовым набором, так и отдельно.

Резюме


Вообще, история очень показательна. Смотрите: сначала Джон вообще ничего не понимает о рынке, но выезжает на диком энтузиазме. Затем у него образуется первая сеть коммерческих контактов — клубные друзья и 3-4 магазина. Он выходит на выставки, набирается опыта и начинает понимать, как всё устроено. Дальше он идёт по пути гика, думая, что его товар нужен узкой аудитории. Переход от потребности «логическая игра» к «крутой игре в дорогу» резко меняет ситуацию. Дальше Джон понимает ещё одну простую вещь: важна не только сама игра как механика и сеттинг, но и то, какие ощущения оставляет коробка. Он переходит на бакелит с дерева, делает коробку больше, добавляет удобную сумку внутрь и вообще заботится о том, чтобы всё это вместе стало похожим на хороший подарок, а не гиковский хендмейд. И это срабатывает. Следующий шаг — он усваивает принципы работы системы дистрибуции и вместо «я всё сам» начинает работать с агентами. Разумеется, это создаёт дополнительные наценки, но точно вовремя Джон компенсирует их удешевлением коробки за счёт серийного производства на фабрике.

По вполне очевидным причинам с развитием мобильного рынка он идёт туда же с хорошей настолкой, уже известной стране. Улей очень хорош для телефона как в игре с AI, так и в игре с живым оппонентом по сети. Образуется турнирный ресурс, где можно играть через браузер и приложения на разных платформах. Параллельно он увеличивает ассортимент, сегментируя рынок (цветная версия, чёрно-белая версия, компактная версия, дополнения, большой набор со всем сразу). Не забывает про новые и новые выставки, прессу и конкурсы (награды в Европе, в отличие от отечественных, значат куда больше).

Давайте ещё раз пробежимся по истории. Что стало главным фактором успеха? На мой взгляд, есть три важные точки:
  1. То, что Джон смог сделать игру с невероятной реиграбельностью и просто дико тестировал её с манией перфекциониста. Изначально крутой продукт — это очень мощно. Позже он поддержал главное качество — разнообразие стратегий — как рекламой, так и выпуском дополнений.
  2. То, что был выбран правильный сеттинг. Абстрактная тактика стала «игрой с кузнечиками и паучками», что наверняка радовало широкую аудиторию. У игры появился какой-никакой, а сюжет. На нашем рынке, кстати, это определило любовь девушек (не очень-то жалующих в среднем стратегии, да ещё и сложные) именно к Улью. Хотя я такого совсем не ждал – всё-таки пауки там, муравьи...
  3. И третье — то, что он получил заказ на 5000 штук из США. Это позволило сразу перенести хобби в область бизнеса и научило его думать не единицами продаж, а процессами.

Обратите внимание, в 2007 году он уже не сам организует турнир онлайн, а делает это через boardspace.net — крупного игрока, способного собрать аудиторию. С тех пор они неразлучны как Бойль и Мариотт. Охват iOS, XBOX, Андроид и Steam даёт новых игроков в турниры. Одновременное развитие онлайн-версии и настолки поддерживает оба направления. Игроки онлайн покупают физическую игру, когда хотят сделать подарок. Игроки настолки идут в онлайн, чтобы участвовать в турнирах.

В итоге Джон сейчас счастлив и передаёт привет всем русским игрокам. А мы только получили Улей Карбон и уже развезли его по магазинам. Ну и дали ещё ульев в ряд школ – тем, кто захотел проверить и продолжить тесты. Вы же получили возможность чуть-чуть увидеть мир глазами обычного пользователя не-гика. Надеюсь.
Автор: @Milfgard
Мосигра
рейтинг 564,00
Настольные игры и здравый смысл

Комментарии (87)

  • +1
    В AppStore одна единственная игра Hive от некоего Тома Шультца. Это она?
    • +1
      Не могу посмотреть, Hive не стоит в русском аппсторе.
      UPD: да, игра та.
      • +3
        Вот насколько приятные впечатления производит настольная версия, настолько же неприятно пользоваться этим приложением для iOS. Какое–то глючное, неповоротливое, неудобное. А жаль, в те же Каркассон и Колонизаторов (Улей немного похожа на них) часто играю. Играла бы и в Улей.
        • +1
          Я думаю, Янни знает и хочет исправить.
        • 0
          Колонизаторы это Catan которая?
          • 0
            Да, она
  • +2
    Заинтересовали, надо будет обязательно попробовать :)
    Любим с женой играть в сложные настолки, но наш маленький легко ломает\рвет карточные.
  • +3
    А почему вы не делаете фотографий, по которым можно оценить размеры коробки/фишек/карточек? Например с 5см линейкой в кадре.
    • +1
      Мы тоже задаёмся этим вопросом. Толщина фишки базовой версии и карбона — около 1 см, ширина — 3-3,5 см.
      • +9
        Сразу скажу, прям даже настоятельно — не используйте линейку и прочие измерительные приборы. Banana for scale — это идеальный вариант. Используйте банан!
        • +7
          Мы планируем использовать людей.
          • +9
            В этом деле главное не зайти слишком далеко
        • +4
          Размер бананов в соседнем магазине от 10 до 30 см.
          Не используйте банан. Это не даст никакого представления о размере.
          • +10
            А зачем вы ночью измеряли бананы?
            • +8
              Чтобы сравнить, разумеется. Мало ли у кого какие бананы…
              • +1
                … и сколько
          • +5
            Вы либо шутите тоньше, чем я готов воспринять — моя вина, либо вам лень погуглить, что отчасти тоже моя вина — я не объяснился и покинул беседу. Итак, трепещите, исправление досадной оплошности, The origins of «Banana for scale»:
            A banana added for scale or used as a system of measurement is so much easier and less snobby than inches, feet or even the metric system.

            image
  • +2
    На нашем рынке, кстати, это определило любовь девушек (не очень-то жалующих в среднем стратегии, да ещё и сложные) именно к Улью.

    Так это очевидно — хранительница очага хочет дом, а «улей» — это и есть дом; за сим прошу меня извинить, мой диванный психолог откланивается.
  • 0
    Дай ссылки на официальные приложения, будь человеком) или хотя бы логотип. А то там мусорного софта примкнувшего с таким же названием полно.
    • +3
      Вот официальный английский сайт, там все ссылки.
      • +1
        Спасибо)) Пошел тестить электронную версию. Потом возможно приду за настольной, хотя дети гарантированно растащат)
  • –1
    Интересная игра, но безбожная цена, что в россии, что за рубежом. Не может 22 кусочка пластмассы стоить полторы тысячи рублей. Даже если выполнять их из анодированного алюминия цена выйдет меньше, даже с учетом навара.
    • +12
      Ну, вам, наверное, виднее.
    • 0
      За 590р. купил в Евросети около кода назад, неужели так подорожала?
      • +5
        Ну, кое-ко немного преувеличил, а второй кое-кто не научился продавать настолки и устроил распродажу. Либо это была компактная версия.
    • 0
      По идее, производство фишек/фигур для настольных игр могло бы стать killer feature трехмерной печати.
      • 0
        Пока получается дешевле купить игру.
        Да и многие игры чисто карточные. А домашняя печать карт их не вытеснила.
        • +1
          Я тут искал Race for the Galaxy, русская версия которой давно кончилась и переиздавать её видимо не собираются, а английскую у нас как-то трудновато найти. Так вот, нашел сканы всех карт. Позвонил в пяток типографий. В общем нормально напечатать мелким тиражом карты для игры — тот еще квест.
          • +1
            В теории, типография в таком раскладе ещё должна беспокоиться за права. Если, конечно, по договору вы не отвечаете за этот вопрос полностью.
            Практически — такие трудоёмкие мелкие задачи, где ещё нужна высокая точность, просто никому не нужны. Другое дело нарубать визиток.
    • +1
      Как вы думаете, что покупают люди и что продаёт им Мосигра — кусочки или фан?
    • 0
      Это я от зависти возмущаюсь.) Хочу поиграть, но денег столько нет. А цена на настолки, наверное, из-за их специфичности высока, как и на комиксы.
    • +5
      Вот твердишь им, твердишь, что любой продукт это его разработка, маркетинг, доставка, доля продавца, доля завода, налаженные отношения с партнёрами, налоговые издержки, поддержка. Нет — двадцать два кусочка пластмассы (а как же картон и правила?). Почему в головах у современных людей так прочно засела экономическая модель доиндустриального общества — загадка.
      • +4
        Это всё понятно, но тяжело в голове укладываются цены, если их начинать сравнивать. Например почему телефон, телевизор стоит дешевле чем кусок чугуна отпрессованный в диск на машину? Почему смартфон, который мощней первых компьютеров управлявших ракетами, который не сделаешь без кучи заводов, технологий стоит дешевле чем деревянная табуретка? На табуретку нужны патенты, отдел маркетинга? Лучше всего вообще не думать ни о чем и просто потреблять )
        • +1
          Мне казалось, это очевидно. Более материалоёмкие товары стоят дороже. Если бы в цену телефонов/телевизоров не вкладывались бы цены на патенты/софт и организационные издержки, то цена была бы как у горстки песка, меди и клеёв/полимеров. А, например, брусок золота весом с телефон (100г) стоит примерно $3.5k, хотя интеллекта непосредственно при его заливке в форму практически никакого не применяется.

          Кстати, именно поэтому персональная 3d печать не выстрелит, как выстрелили персональные компы — велика стоимость рамы устройства, а также стоимость пластика для изделий.
        • +4
          Пожалуйста, избегайте фраз «стоит дешевле», «весит тяжелее» или «чернит темнее».
          Табуретка это объект из физического мира, к слову, стоит она четыреста рублей в рознице. Производится с использованием не самого дешёвого рабочего труда. Масштабируется бизнес плохо, т.к. табуретки подмосковного завода вести на Урал — уже невыгодно. Сегмент узкий.
          Мобильники можно делать в Китае и продавать по всему миру. Сегмент широкий. Масштабируемость не столь высока, как у ПО, но заметно выше, чем у табуреток.
          И да, от автомобильных дисков зависит ваша жизнь. От телевизора — нет.
        • 0
          Табуретка стоит 400 рублей или 10 долларов, где вы такие смартфоны видели?

          В целом же кроме интеллектуальной собственности есть еще стоимость редких материалов (про золото пример ниже), стоимость труда и помещений.

          Если мы живем в развитой стране у нас относительно высокие зарплаты у всех — включая продавцов, грузчиков, курьеров — чтобы хватало и на жилье и на медицину — все это резко удорожает все требующие человеческой работы товары и услуги, если эту работу нельзя вывести в отсталую страну.
      • 0
        Современный маркетинг часто использует эту модель — «Зачем вы переплачиваете за бренд и рекламу? Купите наше ноНейм УГ с безумной скидкой». Вот и результат.
      • +1
        Это все ок, все понятно, но мне монополия с амазона дешевле обошлась (на амазоне она стоит ровно в два раза дешевле) чем из магазина в моем городе, это как объяснить?
        • +4
          Очень просто. Вы не платили за растаможку, поскольку это была не очень коммерческая партия. А вот ещё детали.
          • 0
            А разве русская монополия не у нас в стране делается?
            • +2
              Если «у нас» — это Ирландия, то да, у вас.
              • +1
                Нет, у нас это как и вас Россия)
        • 0
          Наверное это объяснятся так же как и стоимость lego architect studio, которая с амазана, включая доставку, стоит 10000р, а в магазинах России — 20000р. Тот же пластик, та же бумага. Я даже не уверен что они документацию на русский перевели (там толстенная книжка, но и она аж никак не стоит более 2000)
    • +3
      Возьмите себе 22 кусочка любой пластмассы и играйте в них, в чем проблема?

      Или игра это все-таки не просто кусочки пластмассы но еще правила, баланс и прочие результаты интеллектуального труда?
  • +3
    Чудесная игра) играю с большим удовольствием.
    А чем карбон отличается от обычного, в оранжевом мешочке?
    • +3
      Там дополнения «Божья коровка» и «Москит». Плюс он чёрно-белый.
      И если вы про оранжевый мешок, значит, видели дорожную версию. В обычных фишки в три раза больше и такие, что одной уже ушатать можно.
      • 0
        Спасибо за информацию.

        P.S.
        Завезите серию GIFP, в вашем магазине я ее не нашел( в игроведе была. Прямо, большая досада что у вас нет Yinsh и Zertz.
  • 0
    Здорово было бы посмотреть на стальную версию с фигурками насекомых, только пришлось бы сделать их не выше фишки, чтобы ставились друг на друга.
  • –1
    не боитесь хабраэффекта? Хватит складских запасов игры?
    В Киеве уже все варианты недоступны…
    • +3
      Хабраэффект обычно куда меньше, чем принято считать.
      В Киев ещё не пришла поставка Карбона, к примеру.
  • +1
    Ох, механика заинтриговала, но сеттинг насекомых… как-то не по мне. Жаль, что автор отказался от фэнтэзийного исполнения. Может есть аналоги, не подскажете?
    • +6
      Шахматы — хороший средневековый восточный сеттинг. Для реалистичности добавлю, что слон начал ходить более чем на 3 клетки относительно недавно. Оригинальный слон так не бегал.
      • +1
        Занятно :) Но на шахматы смотреть не могу уже по ряду объективных причин. К тому же шахматы и автору Улья не покатили — потому что в карман не положишь. Ладно, нету так нету.
        • +1
          Если надо в карман — мы сейчас выводим игру «Агенты», через пару часов появится в продаже и на сайте. Маленькая, на двоих-пятерых, крутая. Но sci-fi.
          • +1
            Воу. Прослежу, спасибо! Sci-fi тоже хорошо.
          • +2
            Ох тыж, почитал про Агентов. Как жаль, что я пропустил кикстартер компанию ( А вся та куча дополнений, что там описана вами тоже будет переводиться/издаваться?
            • +1
              Зависит от продаж этой игры. Если пойдёт на рынке — будем издавать дополнения, только, скорее всего, соберём их в одну коробку. Пока же обещать ничего не могу.
              • +2
                Внесу свой вклад в продажи вечером!
          • 0
            А не подскажете оригинальное название? На амазоне найти не могу. Спасибо.
            • 0
              Оригинальное The Agents.
              Купил вчера и поиграл. Действительно классная игра. Единственный надуманный минус — не смотря на карточный карманный формат ей нужно прилично места, даже для игры вдвоём.
            • +1
              Вот тут список изданий.
      • +1
        Забираю свои слова про Улей обратно — плевать на сеттинг. Как сюжет в порно (как говорил Кармак). Просто на вашей игротеке принесли её, и я не устоял перед тем чтобы не поиграть (хотя изначально на Нефауриса шел:)). И проникся, однако.

        Очень глубокая стратегия. И действительно, АИ для неё — весьма тяжелая задача (по работе сталкиваюсь с разработкой шахматных алгоритмов, догадываюсь в чем там сложности). В шахматах как делают движки… библиотека дебютов, в миттельшпиле считают в глубину с одними эвристиками (скажем в нём вес материала имеет значение большее, чем в эндшпиле), в эндшпиле — можно считать и в большую глубину, и эвристики можно другие. Но не суть. Тут же хоть фигур немного меньше, они во-первых не исчезают (и это главное в вычислительной сложности! ведь именно глубина просчета обуславливает качество), во-вторых, эвристики для конфигураций — это конкретная головоломка, и в частности из-за баланса: тот же жук может всё испортить тут же.

        Вобщем еще раз, игра отличнейшая.
        • 0
          Вот так и размножаются ёжики.
          Спасибо.
  • +3
    Игра мега классная. Уже больше года играем с супругой.
    Кстати, кроме москита, божьей коровки и мокрицы существует еще около 10 типов фишек, придуманые сообществом фанатов. Одновременное их выкладывание в игру нехило рушит баланс, поэтому вводится не более 1-2 дополнительных типов на партию.
    • +1
      Для Янни баланс очень важен. Я помню его письма, когда он просил всех знакомых тестировать Мокрицу — сначала была итерация тестов у него, потом полузакрытая бета, потом открытая бета, потом установочный турнир онлайн, и только потом дополнение в виде физической фишки.
  • +2
    Клёвая игра. Было в Алматы такое хорошее кафе МатиПати, там играли в это чудо. Сливал я правда партии более опытным, но что поделать)
  • +2
    Уже нашёл на thingiverse. Печатаю…
    • +3
      Во, отличный подход. Серьёзно. Так бы вы её не купили, теперь напечатаете, если понравится — рано или поздно выберете игру в магазине кому-то в подарок.
    • +1
      Я правильно понял, что это сайт с «чертежами» для 3д принтера? Т.е. вы просто скачали фигуры, распечатаете их и можно играть?
      • +1
        Совершенно верно!
        Там .stl-модели, которые достаточно запустить в слайсер и отправить в печать.
        Находятся поиском по слову «hive»
  • +2
    Напомните, у вас в Москве можно зайти в магазине и попробовать поиграть на месте, чтобы понять — стоит ли покупать? Хочу придти с сыном, поглядеть — стоит ли ему брать. Тренировка концентрации внимания — это да, грамотно вы ввернули в начало статьи, заинтересовало.
    • +2
      Да, можно, конечно. Проще всего добраться до магазинов на Таганской, Курской и Проспекте Мира, они прямо у метро, и там есть столы для игр.
  • +2
    Отличная игра! Купил неделю назад — с сыном-второклассником рубимся каждый вечер. Если раньше он откровенно продувал, то сейчас уже почти выигрывает меня:)

    Заинтересовался внезапно игрой Android: Netrunner. Подскажите, пожалуйста, планируется ли ее выпуск в РФ, локализация?
    Или подскажите, есть что-то подобное?

    Агенты заинтересовали — будем посмотреть.
    • +1
      Нетраннер — ЖКИ и ККИ — не наш профиль. А Нетраннер может угрожать Берсерку, поэтому непонятны его перспективы у других издателей.
      Агенты — мы уже залили описание, фото и правила, плюс есть наличие. Всё тут.
      По Улью — спасибо. Посмотрите ещё Руммикуб, он был второй по полезности для успеваемости на психологических тестах.
      • +2
        Очень полезное начинание — тестировать игры на школьниках. Выбираю настольные игры, ориентируясь на развитие определенных навыков у детей. Ведь игра — это основная форма обучения. Спасибо за статью и рекомендацию — обязательно приобрету!
    • +1
      Нетраннер классная замороченая ЛКИ, мне особо не с кем играть в такое, но базу с товарищем иногда поигрываем в удовольствие. Я такое очень люблю. На тесере, кажется, есть переводы карт. Можно купить, напечатать переводы, одеть карты в протекторы и поверх оригинальных карт вставить бумажки с переводами, если на то уж пошло.
      • +1
        Игра понравилась (стилистика, механика). Ее хвалят, говорят, что интереснее, чем MTG. Но переживаю, что играть не с кем будет. У меня проблем с английским нет, но русскоязычная версия прибавила бы интереса, и глядишь, народ бы подтянулся. А может посоветуете что-то карточное со стратегией или тактикой связанное?
        • +1
          MTG лучше, оно патчится быстро. А в раннере есть одна lockdown-стратегия, которая немного мешает балансу.
          • +1
            На кухонном уровне наличие одной ультимативной стратегии обычно не особо мешает. Кстати правила в нетранере, имхо, написаны так себе. Мы по некоторым моментам долго спорили и даже сейчас не уверены, что всё делаем правильно.
  • 0
    Сергей, а есть какие-нибудь детали про исследования этого психолога? Что привело к такому эффекту, какие-то выводы итп.?
    • 0
      Есть. Гоняли тесты до, проводили игровые занятия полгода, гоняли тесты после. Два боевых класса, одна контрольная группа. Привело то, что развилась способность запоминать, в основном. Выводов нет.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разработка