30 сентября 2014 в 10:10

Для чего нормальным пацанам нужна миссия компании — и немного кибернетики



«Миссию» обычно продают компании в рекламном агентстве вместе с ещё тёплым брендбуком. Ну, то есть если это реально был брендбук, а не мануал по тому, как нельзя рисовать логотип на заборах. Миссия входит в ритуал обмена бабок учредителя на чужой базар.

Дальше на миссию забивают болт и работают как раньше. Точнее, про неё иногда вспоминают пиарщики и рассказывают после пресс-релизов про благотворительность. Честных миссий я видел всего несколько, в одной у крупной компании третьим пунктом даже шло «обогащение инвесторов».

Но, тем не менее, если вы используете распределённое управление, эта вот самая непонятная фигня вам жизненно необходима.

Зачем она такая красивая?


В России – скорее всего, чтобы была, потому что не положено большой компании жить без миссии. Есть и исключения, конечно. В других странах люди куда чаще создают бизнес не ради кучи бабок, джипа и ящика водки, а чтобы что-то поменять. В этом случае миссия описывает конечную цель или основной способ её достижения.

Дедушка Котлер как-то написал, что если объединить в любом порядке фразы про важность людей, стать лучшими в своей сфере и организовать мир во всём мире – получится вполне себе подходящая миссия для корпорации. Для любой.

Так вот, в классической теории, миссия – это описание смысла существования компании и средство мотивации персонала. Вопрос в том, сколько выпускников по специальности «маркетинг» смогут перевести это на простой русский язык и дать простой русский пример.

Дисперсионное управление


Отложим пока на минуту миссию и перейдём к кибернетике – науке о контроле.

При малых размерах иерархическая сеть управления с корневым центром принятия решений вполне справляется. При росте компании на уровне дальнего узла не всегда получатся взять и уточнить у руководителя, зачем мы вообще туда копаем. Если бегать с каждым решением от точки применения до верха (точки принятия окончательного решения), то сразу наступит stack overflow, коллапс и ад.

Поэтому с какого-то момента вам нужны центры решений уровнями ниже. Параллельно вводятся прямые линки (ближайшая аналогия – работа рефлекторной дуги вместо сознательной реакции через мозг), но это несколько выходит за рамки топика.

Итак, в вашей структуре появляются люди, которые должны принимать решения, опираясь на своё жопное чувство. В целом, если они «свои в доску», все и так всё понимают. Но это, понятное дело, не всегда так.

Итак, нужно средство, чтобы человек мог проверить, насколько его решение (принятое самостоятельно без советов уровнем выше) правильное. Нужен инструмент. Это и есть миссия плюс ценности.

Хорошие миссии


Хорошие миссии легко проверяются. Ставите перед собой любую задачу, и смотрите, какой из вариантов решения наиболее соответствует.

Например, если у вас есть выбор:
  • Опередить конкурента и выпустить недотестированную железку
  • Возможно, потерять в прибыли, и довести испытания до конца.

Вариант может быть не очень очевиден. При этом если вы из Cisco – в миссии есть про то, что компания создаёт надёжные сети. При колебаниях есть к чему обратиться. Проверяем (1) – не соответствует. Проверяем (2) – соответствует. Решение принято.

Или вот представьте, что вы работаете в Amazon, и вам нужно за 5 минут принять решение, ставить ли новый странный товар в продажу. А это совершенно непонятные подарочные сертификаты на CTF-квесты по информационной безопасности. Отказать хочется, но в миссии было что-то про пространство, где каждый может купить что пожелает. Наверное, стоит попробовать продать их, да?

Угадаете, чьё?
Удобно организовать всю информацию в мире и сделать ее доступной и полезной каждому
Google. Обратили внимание, что сотрудники АНБ тоже, наверное, входят в множество «каждому»?


А как это в суровой реальности у нас?


Мы сами пока не заморачивались на вот эти выточенные формулировки, но точно знаем две вещи:
  • Мосигра — это: 1) позитив, 2) прибыль
  • Магеллан (наше производство) — это лучшие настольные игры в мире.

Сразу скажу про Магеллан. Учитывая, что окружающая реальность – штука достаточно сложная, заявить в миссии про лучшие в мире игры и делать их на практике – это две большие разницы. Причём сильно. Но стараться надо.

Когда мы выпускаем новый тираж игры, как правило, он почти всегда улучшен: где-то помогает обратная связь по отзывам, где-то – рассказы игроков в соцсетях, где-то – анализ брака, иногда – рассказы аниматоров и так далее. Если косячим — такое случается — стараемся поправить. Буквально на днях (по закону подлости — сразу после топика про брак), Магеллан сдал партию игры «Агенты» со слегка отличающимися рубашками карт миссий по цвету. Как прошло контроль – загадка, скорее всего, брак касался не всей партии. В общем, мы успели продать штук 20, пока не написал darthslider с указанием проблемы. С кем могли – связались. Собрали весь тираж из магазинов и отправили на переделку. С другой стороны, если бы в таком случае в магазины пришла бы игра с опечаткой – тираж бы не возвращали, но поправили бы в следующем.

Или вот недавно было два момента с локализацией игры: на финальной коробке неправильный кернинг в одной из надписей (не названии), плюс слоган издателя на английском. Казалось бы, нафига нам трогать кернинг, если он никак не влияет на продажи? А коробку надо печатать завтра, уже станок простаивает, магазины ждут. Так нет, мы её вынули из процесса, поправили и подготовили заново. И слоган перевели, да не просто перевели, а перевели в нескольких вариантах — и ещё раз на английский, чтобы авторы выбрали наиболее правильный оттенок смысла.

Всё это если и добавляет коммерческой ценности игры, то несопоставимо с затраченным временем. Но это подход – если можешь, делай хорошо. Я увидел такой в ремесленных мастерских Самарканда: там мастер просто не может отдать плохую или некрасивую вещь — ему будет банально стыдно. Потому что там была кастовая система профессий, и когда ты становишься мастером – ты даёшь конкретное обещание своим предкам. Контракт, если угодно. А для нас так делать — просто человеческий кайф.

А ещё производственники ковыряют оборудование и проходят целые инженерные квесты по его улучшению. К слову, одну из важнейших технических проблем в 2012-м решил инженер старой советской школы, который с помощью паяльника, плоскогубцев и какой-то матери собрал устройство, стоящее пару миллионов на западном рынке.

Подсказки


Ценности и миссия дают подсказки в том, что и как делать. Например, неразрешимая проблема – что должно быть на наружной рекламе, какой макет выбрать. Что мы делаем? Правильно, опять возвращаемся к миссии. Если бы она у нас была в формулировке как выше, то, как видите, ей явно не хватало бы конкретики в том, что именно есть позитив. Вроде как не массовые расстрелы, но всё равно вариантов рекламы остаётся ещё несколько штук. Ценности – это детализация миссии (грубо говоря). Они точно так же сообщают, на что ориентироваться.

Так вот, миссия – это инструмент проверки решений. Если решение приближает нас к исполнению миссии – оно правильное. Если отдаляет – неправильное.

А ещё можно строить миссию по поступкам компании, делая своего рода реверс-инжиниринг. Попробуйте, это интересно. Часто в момент понимания этого факта приходит другое ужасающее понимание, что, в общем-то, у большинства бизнесов нет иной цели, кроме как заработать любыми доступными средствами в кратчайший возможный срок.
Автор: @Milfgard
Мосигра
рейтинг 586,17
Настольные игры и здравый смысл

Комментарии (40)

  • +5
    К слову, одну из важнейших технических проблем в 2012-м решил инженер старой советской школы, который с помощью паяльника, плоскогубцев и какой-то матери собрал устройство, стоящее пару миллионов на западном рынке.

    Вот об этом поподробнее
    • +8
      Увы, не то что не могу выложить фотографию, но и даже не могу поподробнее, безопасник у нас и так очень нервничает. Если совсем коротко — была задача, мы полгода ездили по немецким фабрикам и смотрели, как они её решают суперсовременными станками. А потом один знакомый почесал в голове и сказал, что будет думать. И ушёл думать. Вернулся с решением, где очень много смекалки и мало дорогой автоматики. Если вы знаете байку про балансировку подшипников двумя корзинами и линейкой — это примерно из той же оперы.
      • +4
        Не знаю, что за байка про подшипники и корзины — но иногда можно вообще вычёркивать дорогущие станки из технологической цепочки и обходиться массовыми, дешёвыми станками. Та же сборка подшипников: никто не вытачивает их так, что собиралось один-к-одному (на сверхдорогих прецезионных станках), просто разбивают партию на группы с взаимноподходящими допусками.
        • 0
          «МС Гелиос-44М-5», «МС Гелиос-44М-6», «МС Гелиос-44М-7» — 41/20 линий, 45/25 и 50/30. Это один и тот же объектив с одного и того же конвейера, но разные сортировки по качеству.
          • +4
            Так ведь и процессоры делают точно так же. Если у топового и бюджетного процессоров одного поколения одинаковое число ядер, то и сами кристаллы идентичны. Разве что выбранные под дешевку кристаллы могут быть менее качественными, с превышением определенных примесей в кремнии, потому они не держат более высокую частоту, но не проблема залочить их на низкой. А вот те, что маркируются как extreme edition или, наоборот, ULV (способны работать на пониженном напряжении), как раз наиболее качественные.
      • +6
        Пожалуйста, расскажите про подшипники.
        • +3
          Байка такая: был завод, где нужно было проверять равномерность распределения массы металлических шариков. Их крутил хитрый станок. Станок в один прекрасный день сломался. Новый дорого и ждать долго. Выяснилось, что достаточное качество решения задачи дает линейка. По ней скатывался шарик — если падал в корзину отсева, значит, дисбаланс. Если шел дальше ровно — хороший годный.
  • +3
    Спасибо за очередную интересную статью
    • +2
      Пожалуйста. Как обычно — можно спрашивать, что интересно под следующий топик.
      • +1
        Хотелось бы узнать больше про взаимодействие «компания — продавцы». Устраиваете ли вы какое-нибудь заковыристое собеседование с психологическими подводными камнями, или просто по принципу «вроде человек хороший»? И что будет, если нанятый человек не принимает миссию компании и таки гонится в первую очередь за прибылью? Проводите разъяснительные беседы?
        Ну и наконец: что должен натворить продавец, чтобы его уволили?)
        • +2
          Посмотрите вот тут, пожалуйста. Коротко — берём тех, кто подходит по духу и не боится живых людей. Если человек не позитивный — отвалится до конца испытательного, скорее всего. Разъяснительные беседы не проводим, но в общем случае информация о культуре так или иначе доходит, например, хорошей установкой служит внешний слоган «выигрывай каждый день» и внутренний «мы здесь все долбанутые».
          Чтобы продавца уволили, достаточно пару раз опоздать открыть магазин на несколько минут. С этим строго.
      • +3
        Интересно, ещё какие-нибудь аналогии современного и архаичного. Вдруг накопилось достаточно материала) Это я к
        Всё это если и добавляет коммерческой ценности игры, то несопоставимо с затраченным временем. Но это подход – если можешь, делай хорошо. Я увидел такой в ремесленных мастерских Самарканда: там мастер просто не может отдать плохую или некрасивую вещь — ему будет банально стыдно.
        • +2
          Действительно накопилось, я достаточно много интересного собираю в путешествиях. Напишу чуть позже про центры обработки данных античного мира и их соцсети. Вообще, теория распространения информации там очень интересная.
      • +1
        Интересно, как вы решаете задачу пополнения кадров в высокий сезон (и на производстве и на торговых точках). Спасибо.
  • +1
    А еще в написании миссии важно не удариться в талмуд законов. Ёмко выразиться — целое искусство.
    • 0
      Ну по идее миссия должна описываться одним предложением. Цели списком, желательно, не более 15 пунктов. Все остальное — формальные отписки.
  • +13
    Например, если у вас есть выбор:
    Опередить конкурента и выпустить недотестированную железку
    Возможно, потерять в прибыли, и довести испытания до конца.

    Вариант может быть не очень очевиден. При этом если вы из Cisco – в миссии есть про то, что компания создаёт надёжные сети. При колебаниях есть к чему обратиться. Проверяем (1) – не соответствует. Проверяем (2) – соответствует. Решение принято.

    Вы никогда не работали с их ПО, раз в каждой теме приводите их в качестве эталона надежности :) Железки-то у них как правило в порядке, проблемы именно с софтом, а железо без софта — это такой обогреватель помещения и не более того.

    Их подход — именно опередить всех и первыми выкатить фичи. Даже если оно и на этапе внутреннего тестирования работает через раз и через одно место. Дальше вал жалоб в TAC от первых клиентов, пара-тройка ребилдов — и код уже более-менее начинает работать почти без глюков и падений.

    blogs.cisco.com/perspectives/the-were-listening-blog-series-software-quality-we-heard-you/

    Отдельные BU уже действительно начали исправляться. Скажем, Nexus 7k — весьма стабильная и консервативная платформа с очень хорошим и полным (по их меркам) тестированием. Новые фичи NX-OS сначала обкатываются на Nexus 5k.

    Короче говоря: заканчивайте равнять всех на Cisco, плохой это пример :)
    • +4
      Ок. Вот вам верю без вопросов.
    • +2
      Чем дальше работаю в IT, и конкретно с сетями, тем отчетлевей понимаю, что глючить может все. Даже, казалось, бы, вылизанные временем и кучей индусов шеститонники.
      Но ореол надежности еще остался, да
  • +10
    Понравилось емкое определение, услышанное на одном тренинге:

    Цели — то, что мы хотим получить от этого мира.
    Миссия — то, что мы отдаем этому миру.
  • +8
    А ещё на миссию компании можно опираться, когда вам что-нибудь от неё нужно. Адекватного, конечно же. Однажды у меня получилось бесплатно перепривязать абонемент к другому зданию фитнес-клуба. Т.е. сначала тренировался в одном месте, а потом переехал и пошёл в тот же клуб, но в другом месте. Это было запрещено, но после убедительного письма о том, что ваша миссия «быть самым доступным фитнес-клубом» и как же так, пошли навстречу.

    Так что соответствовать миссии непростое дело.
  • +3
    Я работал в компании, где миссия излагалась в шести основных пунках ценностей и плакаты с ними висели почти в каждой переговорке. Со временем моим хобби стало во время различных встреч и обсуждений чего и как будет делаться мысленно вычёркивать нарушенные пункты. Рекорд, кажется, 4 за одну встречу об одной вещи.

    Так что к словам автора о том что на нашем рынке миссия, как правило, есть просто чтобы была хочется только добавить: если она у вас только чтобы была — выбирайте что-то нейтральное. Одно дело работать не оглядываясь на эти маркетинговые выкрутасы и совсем другое — явно им противоречить. Мне было тяжело от этого.
    • 0
      Спасибо, хороший пример. У нас короткая цепочка принятия решений, ещё не тот размер для миссии.
  • +2
    В других странах люди куда чаще создают бизнес не ради кучи бабок, джипа и ящика водки, а чтобы что-то поменять.


    Вы, действительно, так считаете? Извините, конечно, но по-моему это очень наивно.
    • +2
      Я ориентируюсь на свой опыт. Люди, которые хорошо считают деньги, чаще понимают, что работа на корпорацию выгоднее своего проекта. И делают свой ещё при каком-то личном мотиве. Я не говорю, что все такие. Но чаще чем у нас — да.
      • +1
        В любой стране мира люди создают бизнес в первую очередь ради улучшения собственного благосостояния и это нормально.
        • 0
          Только для некоторых очевидно, что проще продавать то, что нужно людям(тем самым помогать им), чем пытаться всеми неправдами втюхивать то, за что сам бы ни копейки не дал
          • 0
            Согласен, но ключевое слово здесь остается «продавать», а не то, что утверждает автор: «В других странах люди куда чаще создают бизнес не ради кучи бабок.....».
            • 0
              Куча бабок рассматривается как сопутствующее обстоятельство, скорей. В смысле, если получится сделать крутой продукт — будут бабки. Но они важны, естестественно, очень важны. Просто обычно — не единственное важное заключается в сумме.
    • 0
      Думаю, правда в том, что у вас разные критерии оценки денег и количества денег. Вот пример на мне: я могу искать клиентов на контекстную рекламу и seo, это такой знаете бизнес на грани обмана, но такой бизнес принесет заметно быстрее и больше денег, чем, например, создание сайтов, в короткой перспективе. Или, например, создание сервиса. Представляете какой труд 1-2 года создавать и верить, тратя деньги, время, что твой сервис(или бизнес) взлетит.

      Т.о. есть идейные предприниматели, которые, если выдерживают общий прессинг со всех стороны, вырастают во что-то глобальное. Ну или почти глобальное:) И есть предприниматели, которые стартуют бизнес ради денег. Но у них на глобальное, а любая большая идея, требует длительного воплощения, не хватит силы воли, т.к. денег нет, ради которых они все затевали.

      Естественно все ради того, чтобы кормить семью, но ктото может ждать и ждет. Это в тех странах, где стабильность вошла в обиход и предприниматель более подготовлены к длительному ожиданию. У нас, к сожалению, свой первый бизнес человек может стартовать исключительно ради денег.

      тьфу, а про критерии денег, так и не сказал. в целом для одного человека миллион — это деньги и он считает что стартовал ради них. Для другого миллион уже не деньги и он считает, что стартовал уже не ради них.
    • 0
      Это как с компаниями — пока ты знаешь о ней немного, всё хорошо (например, просто пользуешься поиском гугл). Но стоит тебе начать «работать» с этой компанией глубже — пользоваться Google Reader, давать рекламу в Adwords, как получается, что ридер нерентабелен и его закрывают, а в адвордс тебя банят после того как ты несколько месяцев крутил свою рекламу. А чтобы узнать причину нужно всего-то быть телепатом. В Google Play такая же ситуация. Зато все знают, что гугл — «корпорация добра» и своему знакомому ты не докажешь, что гугл не «корпорация добра», ведь у него с гуглом «всё хорошо».
    • 0
      Я знаю довольно много людей, которые создали бизнес, колеблющийся на грани самоокупаемости, и они не пытаются его вывести из этого состояния — они этим занимаются не ради денег. Некоторые, например, работают с детьми с отклонениями. Другие сделали коворкинг для айти-гиков и у них прямо в миссии написано, что их интересует не более, чем самоокупаемость, т.к. сделано ради идеи. Только один из этих знакомых мне проектов — российский.
  • +2
    Как же нас с этой «миссией» долбили в институте во время различных курсовых по менеджменту, маркетингу, экономике и прочим предметам из области управления бизнесом. Никто особо не мог сказать, как же составлять эту миссию. Обычно было лишь два критерия:
    1) Миссия не должна включать в себя упоминания про заработок денег.
    2) Миссия компании должна говорить, ради чего предприятие создано, что оно может дать народу.
  • 0
    Кто-нибудь знает миссию на уровне государства, кроме советского союза «мы строим коммунизм»?
    • 0
      Провокационный вопрос. Рискну ответить политически, применив свой реверс-инжиниринг.
      Дабы избежать недоразумении и обид, акцентирую — говорим с высоты моего дивана о государственных мужах, а не о народе.

      Страны СНГ:
      Цель: нахапать как можно больше и вовремя свалить как можно дальше.
      Миссия: усидеть в кресле как можно дольше дав народу как можно меньше.

      Есть еще второстепенные миссии.
      Россия: мы еще можем показать всем кузькину мать, ой не заставляйте нас.
      Казахстан: мы еще докажем всем, что мы ого-го какие, а не желтая дыра в центре материка.
      Беларусь: наша хата с краю, ничего не знаю, и вообще все хорошо, прекрасная маркиза.
      Украина: у народа все забрали, больше нету, соседи, люди добрые, кто одолжит до весны, а там видно будет.
      Грузия: да-да, мы все поняли, не говорите нам про галстук.
      Таджикистан: народ, вы ведь уже поняли что денег нет, живите как хотите, работайте где угодно, в России, например.
      Узбекистан: плодитесь и размножайтесь. ну и что, что нечего есть, вы главное плодитесь и размножайтесь.
      Киргизия: что делать, что делать, работы нет, денег нет? хоть бы не революция завтра? Может кто денег даст взаймы?
      Туркменистан: а у нас и здесь все хорошо, народ, не надо ехать на заработки в Россию, как Таджикистан.
      Армения: главное чтоб про нас не забыли, чтоб никто не забыл, надо всегда напоминать о себе, поставил галочку, чтоб не забыть.
      Азербайджан: мы тоже талантливые — умеем танцевать и петь. И нефть у нас есть. Мы даже лучше чем Грузия. жув-жув, жужаларим…
      Молдавия: запомните, Румыния злая, злая я сказала, народ, ты куда пошел? а ну ладна, пусть будет хорошая. но злая.
      Эстония: по порядку рассчитайся, в интернет шеренгу становись, кто хочет работать, может поехать в Англию, мы же в ЕС, не забыли?
      Литва: вот вступим в еврозону и все будет хорошо, вы немного потерпите.
      Латвия: ну и что, что все плохо, зато мы в еврозоне, потерпите немного и все будет хорошо.

      Вроде никого не забыл. Дабы никому обидно не было.
      • 0
        имхо вместо «Дабы никому обидно не было» получилось «обижать, так всех сразу»…
        меня все же интересовали настоящие миссии государств (считаю что вполне логично их считать огромными корпорациями). «нахапаю я побольше пока сижу в кресле» — может быть целью директора или менеджера компании, но никак не может быть миссией самой компании.
        И да — я надеялся услышать миссии зарубежных стран.
  • 0
    Объясните значение картинки и какая миссия у компании, поедающей кефир с огурцами.
  • +2
    Однажды наш директор, он же главный конструктор, увидел по телевизору передачу про Пинк Флойд. Там рассказывали, как рождались их хиты, в какой обстановке и при каком подходе к делу. Например, если вокалист не тянул какую-то песню, то его(совершенно без сопротивления с его стороны) меняли на другого, более подходящего. Любой концерт — это законченное визуальное и звуковое произведение, где все должно идеально сойтись.
    Теперь, когда у нас есть спорный момент(сделать лучше, получить меньшую прибыль, или наоборот) всегда можно вопросить «Пинк Флойд мы или не Пинк Флойд?». Плохие решения проверку Пинк Флойдом не проходят.
  • +1
    Простите за цинизм, но миссия еще и хорошее средство промывки мозгов сотрудникам в интересах организации… Приведу специально утрированный и гипертрофированный, тем не менее наглядный пример. Одно дело, когда человеку скажут: иди, убей человека за деньги. Киллерство же в натуральном виде. А вот когда — «постоим за нашу святую веру» — инквизиторы ведьм выискивают денно и нощно и денег не просят.

    P.S. Приведенный в статье вариант с использованием миссии как гуманного инструмента для управления мне, конечно, больше нравится :)

Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разное