Сегодня день толстой полярной лисички розницы — ошибка касс Штрих-М по всей стране


    А я было думал, что больше никогда не увижу ком-9 нуль-модем

    В час ночи по Москве во Владивостоке отказали кассы. Не только у нас, а по всему городу. Похоже, все модели Штрих-М, которые стоят много у кого в сетевой рознице. В два часа ночи по Москве бага перепрыгнула в соседний часовой пояс. В три часа ночи — в следующий. К утру накрыло и Москву.

    Штрих-М стоят, например, по данным РБК, в Пятёрочках, в Магнитах, в Магнолии, на заправках Газпрома и Роснефти. И у нас.

    Работать без кассы нельзя. Это нарушение закона. Та же Магнолия около нашего офиса вообще сегодня, как мы увидели, закрылась. Некоторые небольшие сети по всей стране тоже не открывали магазины.

    Что произошло?


    Штрих-М поймали ошибку, про которую производитель, похоже, знал заранее, либо выпустил очень-очень оперативный хотфикс. По крайней мере, в 9 утра по Москве, прошивка уже была доступна с инструкцией на их форуме.

    Вот ветка с обсуждением.

    На РБК в новости есть комментарий, что если на кассе было включено автообноовление, то сбоя не было. Автообновление по умолчанию выключено на уровне заводского конфига.

    Состояние «после активного отсутствия бумаги», касса постоянно уходит в ребут при попытке распечатать любой документ, при попытке сбросить состояние и еще после некоторых команд.

    По инструкции с форума Штриха (который, кстати, довольно быстро упал) можно было либо очень просто и оперативно поправить ошибку, если смена ещё не была открыта — либо же долго и мучительно, если смену успели открыть.

    Мы успели открыть все смены кроме одной — на тестовой кассе в офисе.

    Что всё это значит?


    Для того, чтобы выдать покупателю чек, надо три компонента:

    1. Интерфейс для создания этого чека (например, можно ввести позиции вручную или получить их из какой-нибудь софтины типа 1С с компьютера).
    2. Печатающий модуль (он отдаст сам чек)
    3. И регистратор (раньше это была ЭКЛЗ, а теперь онлайн-отправлялка — штука, которая записывает все пробитые чеки для налоговой).

    Второй и третий компоненты обычно совмещены в модуль, который называется «касса» и подключены к компьютеру, где и стоит интерфейс для набивания товаров в чек. Этот интерфейс обычно сопряжён с учётом товара, но это не очень важно для нашей истории.

    Важно то, что чеки нельзя выдать, потому что прошивка кассы дала сбой.

    Покупатели приходят, а мы не можем выдать чек.

    Невыдача одного чека — это штраф несколько десятков тысяч рублей. Самый страшный залёт, который только бывает в рознице после отравленных продуктов питания.

    Это значило, что можно было смело закрывать магазины до устранения проблемы. Именно поэтому этот день П получил такое поэтичное название.

    Для нас 20 декабря по продажам — как неделя в июне. Для многих тоже.

    Что делать?


    Закрываться. Затем перепрошивать кассы.

    У Штрихов есть возможность прошиться онлайн — на части касс мы подключались к рабочим местам кассиров удалённо, клали файлы новой прошивки в их софт, и касса это хавала. Перезагружалась и запускалась с новой сменой, можно было работать.

    К сожалению, работало это только на тех интерфейсах, где кабель для сервисного доступа был COM 9pin — COM 9pin. На всех остальных кассах подключения к компьютерам просто не было. Потому что довольно тяжело найти компьютер с COM 25pin, например. У меня в Астрахани лежит, это мой первый 386SX с тактовой частотой 12-20 Мегагерц. На нём идёт «Golden Axe» на двоих, и ещё там можно печатать в Лексиконе и передавать данные по нуль-модему через USB-конвертер (чья вычислительная мощность больше процессора, собственно, компьютера, похоже) на ноутбук.

    У нас такой роскоши не было.

    Альтернатива — взять флешку с прошивкой и вставить её внутрь кассы. Мы сделали следующее:

    1. Наши инженеры поехали в самые горячие магазины (где больше всего оборот) и стали поднимать кассы там. Например, наши точки на Таганской и Курской (лучшая парковка и магазин в здании метро) поднялись через 40 минут после выявления бага. Мега Белая Дача — через полтора часа и так далее.
    2. Старшие точек повезли часть касс в офис — чтобы мы прошили их прямо на месте.

    В это время Федеральная налоговая служба сделала невероятно адекватную вещь. Вообще, государство меня в последние годы жутко удивляет своей чёткостью решения вопросов (вот другой пример, не имеющий отношения к нашей истории). Так вот, ФНС сказала, что можно выдавать товар без чека, но на следующий день на всё проданное надо будет пробить чеки коррекции.

    Вот ссылка. Вот цитата:
    «С 01:00 20 декабря 2017 года в работе контрольно-кассовой техники производителей АО «ШТРИХ-М», ООО «РР-Электро», ООО «Тринити» и ООО «НТЦ «Измеритель» произошел массовый технический сбой. В связи с этим ФНС России напоминает, что в соответствии с пунктом 4 статьи 4.3 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ при корректировке более ранних расчетов формируется кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции).

    Таким образом, в случае технического сбоя после восстановления работы кассы пользователи обязаны сформировать кассовый чек коррекции с общей суммой неотраженной выручки.
    ФНС России обращает внимание, что в таких обстоятельствах пользователи ККТ не привлекаются к административной ответственности, так как в соответствии частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ вины пользователей за неприменение контрольно-кассовой техники, в том числе при реализации алкоголя, нет.»

    Чеки коррекции — это такие штуки, которые позволяют проапдейтить уже выданные чеки с некоторым бухгалтерским геморроем, но зато хоть как-то. То есть не тонна бумажек и объяснительных на каждый чек, а сравнительно серийная процедура.

    И — главное, можно продавать товар.

    Некоторые кассы вообще не имеют слота для флешки. Например, Элвес РР Ф, который сегодня, похоже, не прошёл тестовое внедрение в нашей сети. Только искать ком-разъём на компьютере.

    Вот так это выглядит. Касса:



    Срываем с неё всё лишнее:



    Дорываемся до платы:



    Вот сюда ставим флешку:



    Может пригодиться вот такой разветвитель — потому что слоты разные:



    Выжимка:

    Решение проблемы — обновиться на прошивку, что выпустили сегодня. Прошивка от 20.12.2017
    Прошивку можно скачать на официальном сайте. При удаленном обновлении:

    1. Подключить кассу через COM-шнур
    2. Подключиться удалённо к рабочему месту кассира
    3. Установить ПО Tera Term и скормить ей прошику.
    4. Next-next-читай инструкцию-done и немного типовых настроек.

    На месте: сделать SD-карту с новой прошивкой, приехать, разобрать кассу, вытащить SD-карту, вставить новую такую же со включённым флагом автообноления, подключить кассу к рабочему месту кассира (чтобы она увидела аплинк до большой сети), обновиться, сделать технологическое обнуление, облегчённо выматериться, поехать в следующий магазин. Флешка уезжает с вами, в кассу в процессе возвращается старая.

    Следующая проблема — если касса не работает, то терминалы карт не будут работать тоже. В том случае, если они интегрированы. Это четвёртый компонент кассы. Карина, руководитель розницы и бывшая глава нашего ИТ-департамента, параноик. Она подозревала, что рано или поздно каждая розница сталкивается с отказом касс. Поэтому на всех точках кроме двух было по одному неинтегрированному терминалу в запасе. Следствие — мы могли принимать карты.

    Вечер


    40% касс мы прошили дистанционно. К вечеру мы восстановили большинство магазинов. Одну из касс, например, старший точки отвёз домой к своей машине, там подключился к кассе шнурком, дал нашей поддержке доступ по RDP до своей машины — и прошился на месте. Одну из касс везли через пробки 2 часа 40 минут только до офиса от магазина за пределами метро.

    Думаю, сегодня, 20 декабря 2017 года, точно войдёт в историю розницы в России. Потому что когда нужно будет обосновать какое-то решение по disaster recovery, будут вспоминать день, когда накрылись кассы.
    Мосигра 82,40
    Настольные игры и здравый смысл
    Поделиться публикацией
    Комментарии 261
    • 0
      Чеки коррекции — это такие штуки, которые позволяют проапдейтить уже выданные чеки с некоторым бухгалтерским геморроем, но зато хоть как-то. То есть не тонна бумажек и объяснительных на каждый чек, а сравнительно серийная процедура.
      Т.е. покупатель проблемы не заметит, но это геммор именно для бухглатерии?
      Такое решение где-нибудь было применено или вы всё же самые крутые ребята и успели всё быстро починить?
      • +9
        Покупатель уйдёт без чека. Но сегодня это можно, потому что есть разъяснение ФНС. Магазины не нарушают закон, поскольку признан технический сбой. Когда речь про сбой, можно не бить чеки (только в обычных условиях это сложно доказать).

        Но при восстановлении кассы все чеки нужно выбить. Правильно выбивать чеки, используя механизм «чек коррекции».
        • 0
          Покупатель уйдёт без чека.
          Вот об этом и вопрос… А как же возврат и гарантии? Или всё на доверии?
          Меня бы смутило, как покупателя, что мне чек не выдают… (мало ли какие бумажки ФНС)
          • +7
            Для возврата и гарантии чек вообще-то не нужен. По закону. Ну и не забывайте, что те, кто на ЕНВД в регионах, вообще могут не выдавать чек — он даётся по желанию покупателя.
            • +4
              Век живи, век учись…

              Очень круто, что так оперативно отработали и ещё пост запилили в тот же день))
              • +4
                Мы ещё не до конца отработали, сейчас осталось две кассы в Москве. Думаю, основные участники событий тоже подтянутся попозже, все с отвёртками в полях.
                • +1
                  все с отвёртками в полях.

                  После такой эмоциональной статьи, слово "полях" прочитал сначала неправильно....

              • 0
                Для возврата товара надлежащего качества чек нужен.
                • +4
                  Можно использовать другие доказательства совершения покупки в этом магазине:
                  Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

                  • +1
                    Товарный чек никто не отменял, а его пробить могут в любом нормальном магазине. Я ради прикола сегодня взял товарник в Магните — вопросов не было, всё сделали.
                    • +4
                      Товарник, вроде, вообще любой продаван обязан выписать, хоть от руки, главное с подписью и печатью.
        • +5
          Ох. Ты там спал вообще? Эпичный факап((
          • +2
            День начался с того, что я попросил поддержку поправить одну минорную багу, и впервые за 9 лет увидел автоответчик на почте, мол, мы сегодня немного заняты, поэтому будем отвечать с опозданиями. Вот конкретные инженеры — они сегодня герои.
            • +20
              Героизм — обратная сторона разпиздяйства.
              • +7
                Неподготовленности.
                Да, мы были неготовы к тому, что все кассы могут взять и отказать. Потому что подготовка — она явно дороже возможного простоя. Но ИТ-отдел решил всё быстро, и это хорошо. Рядом другая сеть нашего сегмента ещё не открылась вообще, к примеру.
                • +1
                  Ого!
                  Ты там спал вообще?
                  А ты не робот? Или… на всякий случай: Cколько пальцев у меня за спиной?

                  :)

                  Спать… вышло-то удачно… или нет?
                  • 0
                    Рядом другая сеть нашего сегмента ещё не открылась вообще, к примеру.


                    То есть, Мосигра по итогам дня в плюсе? Хм…
                    Не забудьте премии айтишникам сообразить =)
                    • +1
                      Та сеть торгует нашим товаром.
                  • 0
                    В рамку и на стену!
                    • 0
                      Один грамм героизма — неделя поломки.
                • 0
                  В час ночи по Москве во Владивостоке отказали кассы

                  в 9 утра по Москве, прошивка уже была доступна с инструкцией на их форуме
                   
                  наши точки… поднялись через 40 минут после выявления бага.

                  вы пофиксили багу до выхода прошивки, или я чет не понял просто?

                  • +2
                    Мы поймали багу на всех кассах кроме офисной тестовой. Узнали, что хотфикс в виде новой прошивки релизом от сегодня уже есть. Дальше надо было закрыть магазины и поставить его на все кассы, но чуть позже пришло разъяснение от ФНС.
                    • 0

                      Предположим разъяснения бы не поступило, что бы изменилост? как иначе выплывали бы из ситуации?

                      • +1
                        Так мы до него так и выплывали. Шили кассу за кассой по мере популярности магазинов и открывали их.
                      • 0
                        о_0 Какие люди)
                      • 0
                        А обновления никак не настраиваются? Отключить нельзя, изменить репозиторий с обновлениями?
                        Просто как-то странно, что у всех стоял автоапдейт на кассах! в рознице!
                        В крупных компаниях и на windows то без тестирования не накатывают, даже после тестирования апдейты не прилетают всем сразу, у нас обычно первыми апдейты ловили мы в IT департаменте, причем по очереди. А розница и склады у нас вообще были последними по апдейтам.
                        • 0

                          Если бы было включено...


                          На РБК в новости есть комментарий, что если на кассе было включено автообноовление, то сбоя не было. Автообновление по умолчанию выключено на уровне заводского конфига.

                          Но идея с другим репозиторием — хорошая. Можно включить автообновления, настроить на свой репозиторой, в который включать только проверенные обновления. Вот только не знаю можно ли так.

                          • +1
                            Нельзя. IP жестко прописаны в коде. Мне не совсем понятно вот это сообщение:
                            Прошивка обновляется с нашего сервера, т.е. IP адреса зашиты в прошивке, поднять свой FTP, выкладывать туда прошивки и обновляться оттуда не получится. forum.shtrih-m-partners.ru/index.php?PHPSESSID=rurrk0gm1uejmone31dkesra44&topic=32987.msg144443#msg144443

                            Черт с ним, ну не хотят они работать с энтерпрайсом как все. Пусть будет хардкод. Это конечно глупо звучит и не совсем правильно, но я бы жестко сроутил их IP на свой сервер и раздавал бы прошивки с него, если конечно там простой FTP, TFTP, HTTP без проверки сертификатов.
                            Ну или в крайнем случае подключил бы к касам MOXA nPort и обновлял бы через COM после нормального теста, но это добавит лишние 50-100(не знаю сколько сейчас они стоят) долларов к стоимости места кассира.
                            • 0
                              А кто мешает фаерволом подменять ip?
                              • 0
                                Я смутно вас понял. Можете пояснить?
                                Я не сетевик, хоть и связист. В моем представлении проще прописать жесткие маршруты на 30ые подсети поднятые во внутренней сети.
                                На самом свежем оборудованиb думаю еще проще сделать можно было бы.
                                • 0
                                  Есть два варианта.
                                  1) Ваш — поставить свой сервер, заставить его откликаться на зашитый адрес и добавить маршрутизацию на него. При этом придётся поднять туннели до локальной сети, в которой живёт этот сервер — ведь провайдеры о том, что пакеты нужно пересылать в вашу сеть, а не на оригинальный сервер не знают.
                                  2) splav_asv предлагает вмешаться в трафик, подменив адрес (чем-нибудь типа snat) на фаерволле/граничном роутере. При этом на самом сервере ничего не требуется делать, да и маршрутизация у провайдера в таком случае вас уже не волнует.
                                  • 0
                                    Именно для меня было туманно.
                                    Я как бы подразумеваю, что есть локальная сеть. Оба варианта сводятся к вопросу «а как выходим в интернет?». Поскольку в обоих случаях нам придется либо настраивать все на ядре, либо на каждой торговой точке.
                                    Но splav_asv все-таки более правильный, с точки зрения сети, вариант предложил. Негоже такой костыль (жесткий роут белого адреса) в своей сети выстраивать.
                                    • 0
                                      Если точка одна — то никакого туннеля не нужно. Если точек несколько — то туннель нужен в любом случае.

                                      Получается — оба решения сводятся к одному и тому же и какое из них выбрать — вопрос вкуса.
                                • 0
                                  Нам Штрих обещал в октябре сделать прошивку с возможностью обновления с наших серверов, но сказали, что сделают в низком приоритете. Так что можно, если сильно захотеть.
                              • 0

                                Баг был в прошивках, вышедших с июня (или мая?) по декабрь. Мартовские прошивки работали.
                                Проблема в том, что в то время было много багов и глюков в прошивках, и поэтому большинство обновлялось.

                                • 0
                                  Я привык, что оборудование начиная с SOHO сегмента позволяет, как минимум поднять свой сервер обновлений, чтобы избегать ситуаций с установкой непроверенных апдейтов с сайта производителя. По этой причине многие крупные сети и не активируют автообновление.
                                  А насколько было бы проще, активировали автообновление на свой сервер и на него выкладывать апдейты проверенные у вас на стендах и тестовых магазинах.
                                  Даже в этой ситуации, у вас был активирован автоапдейт и все, что нужно было для исправления ситуации — это положить исправленную прошивку на сервер и передернуть кассы.
                                  ЗЫ. Задним умом крепки все…
                          • +11
                            т.к. моя халтура это в том числе установка и обслуживание касс — сегодня утром я чуть не повесился. На данный момент у меня лежит 22 кассы снятые с точек и кучу упущенной прибыли у клиентов.

                            Хорошо что хоть не в пятницу… перед новым годом.

                            Спасибо за пост. Пойду чинить.
                            • +10
                              Ну, в нашем случае — спасибо, что не тридцатого. 30 и 31 декабря у нас очереди в три петли в зале и с хвостами на улицу на некоторых точках.
                              • +3
                                ТТТ, не кажи гоп! :)
                                Удачи 30 и 31. Если не привезут мне из UGear подарок для ребёнка, пойжу к вам стоять в очередь в три петли.
                                • +7
                                  Мы лет пять назад научились правильно всё делать — например, больше касс ставить и выводить огромные смены продавцов, иногда сразу по 8-10 человек на зал 40 квадратных метров. Поэтому такой момент с очередью сейчас относительно короткий, обычно 30-го в 18:00-18:30 и на точках прямо у метро. Плюс ещё мы обычно оставляем один магазин 31-го допоздна работать, для тех, кто совсем не успел.

                                  Зато утром первого января приходят совершенно очаровательные люди. Продавцы в магазинах по ним гадали в том году — было важно, какую игру купят в магазине первой за год.
                                  • +4
                                    Плюс ещё мы обычно оставляем один магазин 31-го допоздна работать, для тех, кто совсем не успел.

                                    Вот за это отдельное спасибо ;)
                                • –9
                                  Значит у вас банально не хватает касс, экономите ФОТ.
                                  • +5
                                    Площадь торгового зала не позволяет поставить 10 касс.
                                    • 0
                                      Помнится в макдаках год назад бегали девочки с терминалами и «что изволите?». Вряд ли именно количество Штрихов узкое место?

                                      Т.е. «интерфейс» — на мобиле, оплата картой — mPOS какой-нибудь, и сервер со штрихом и ФНС выдает чек на выходе.
                                • +2

                                  Дада, цто не нужно, я сделаю все сам. Торговый объект #1 после перепрошивки и в путь. Завтра постараюсь расписать как это видели большинство цто по стране, после работы "самоделкиных".

                                  • +2
                                    ЦТО тоже сегодня кончали жизнь заеданием водки…
                                    • +4
                                      Это «самоделкины» регулярно фаршировали багами прошивки «Штрихов» с апреля по октябрь?
                                      • +1
                                        баг только в августовской и октябрьских прошивках (двух последних).
                                        • +1
                                          В ветке на форуме «Штриха» указали, что баг присутвует в прошивках, зарелизеных с апреля по октябрь
                                        • 0

                                          Нет, и что? Речь шла про "мою халтуру" и то что на момент написания комментария "у меня лежит 22 кассы снятые с точек", вместо быстрого решения проблемы на месте.

                                          • 0
                                            Кхм. Все ЦТО нашего города приняли кассы к себе на ремонт и поставили в очередь. Вы думаете что там боги работают? Точно такие-же люди как и мы. Кстати человек с которым я халтурой данной и занимаюсь — оттуда и уволился, после 10 лет работы. Ремонт в сервисе будет от 2 до 5 дней.
                                            С утра повалились поломки и банально почитать интернет было некогда, с самого утра информации о быстром ремонте не было.
                                            • 0

                                              Да считаю. Информация была. Уже на 05:20 МСК была доступна прошивка исправляющая проблему.

                                              • +2
                                                У вас есть право считать их богами, у меня есть право считать иначе, оглядываясь на два заваленных центра обслуживания кассового оборудования. У меня все уже отдано, у них — от двух до пяти дней. Ничуть не хвастаюсь, но я делаю это а) дешевле б) оперативней, по этому и есть халтура. Мб в вашем городе по другому.
                                    • +5

                                      Хех, судя по комментам на форуме предположу что у подрядчиков обидели программистов.
                                      А вообще за такие законы о торговле и требование использовать их зарытую хрень нужно ФНС руки оторвать.

                                      • 0

                                        Дело не в закрытой хрени.

                                        • +2

                                          В данном случае в закрытом протоколе и одной программе — поэтому легли все сразу.

                                          • +5
                                            Легли все сразу у одного вендора. Как открытый протокол может гарантированно уберечь от такого рода проблем?
                                            • –3

                                              никак, просто проблема была бы гораздо менее маштабной

                                              • +5
                                                Хм. Вы точно понимаете о чем идет речь? Косяк допустил только один производитель. Допустил в своем оборудовании. Есть еще производители, есть другое оборудование. Масштаб проблемы говорит только об охвате Штрихом рынка касс в России.
                                                При хоть сколько открытом протоколе, это никак бы не помогло не сотворить ошибку в коде.
                                                • 0

                                                  Да, я понимаю, но из-за искусственно созданной олигополии получился достаточно широкий охват. Такая-же ситуация получится с 1С или с ошибками в windows, фигово вобщем, ладно, забейте.

                                                  • +5
                                                    Ну был бы протокол открытый. Ну накосячил бы разработчик какой-то базовой используемой всеми либы (открытой!) для реализации этого протокола — точно так же могли бы лечь все. Открытость сама по себе не спасает от ошибок. Тот же OpenSSL (Heartbleed) вспомните.
                                      • 0
                                        Да, утро было веселым. А разве вскрытие ККМ не означает лишение гарантии/снятие с учета? Интересно, у Атол устроили внеплановое codereview на всякий случай? :-)
                                        • +2
                                          Новые кассы (которые вот с этой приблудой с онлайн-отправкой вместо ЭКЛЗ) можно открывать, но они слетают с гарантии. В нашем случае слетело несколько касс, но это мелочи в сравнении с простоем.
                                          • +1
                                            А разве снятие с гарантии в таких случаях законно? Пусть заново опечатывает СЦ производителя за счёт погромистов, выпустивших лажовую прошивку.
                                            • +5
                                              Законно. Можно же было обратиться к фирме-продавцу и они бы решили вопрос по гарантии. Вот только, я уверен, что у тех ребят сейчас даже в туалете стоят кассы, ждущие прошивку.
                                              • +2
                                                Дефект же вызван производителем или уполномоченными им лицами. Почему ответственность должен нести пользователь? Они же не просто так туда полезли. Форс-мажорные обстоятельства.
                                                • 0
                                                  Так гарантийные обязательства и подразумевают устранение неполадок в случае дефекта.
                                                  • +1
                                                    Это я к тому, что если тех.спецы пользователя перезалили только прошивку на официальную же и работает дальше, то весь остальной аппарат не должен сниматься с гарантии. Ведь действия пользователя не привели к повреждению оборудования.
                                                    • 0
                                                      Это не важно. Есть определенные условия при которых устройство снимается с гарантии. Если нарушение гарантийных пломб, следы вскрытия и собственноручная перезаливка прошивки не противоречит законодательству, то снятие с гарантии законно.
                                                      • +2
                                                        Это зависит от гарантийной политики производителя. По идее, в этом конкретном случае, производитель должен пойти на встречу (их вина) и с гарантии не снимать. Прийти, проверить, опломбировать заново. Если снимут- ну не в честь им. Жаль, что покупка этого оборудорвания всё равно принудительная.
                                                        • +3
                                                          Это всё понятно, и, думаю, Штрих пойдет на это, т.к. репутация подмочена капитально и это коснулось очень многих. Я имею ввиду, что пострадали не только продавцы, но и потребители. Если у какого-то ОпСоСа в регионе N упала связность, то это проблема одного оператора в одном регионе и абсолютное большинство жителей страны узнает об этом из новостей. А тут узнала вся страна. Я сам, хоть и не в рознице и не на Штрихе, до машины с утра не успел дойти как в телеге коллеги уже обсуждали как розница волосы рвет у себя и поддержки.
                                                          Ну а ваш вопрос был про законность снятия с гарантии.
                                                • –2
                                                  Запомните пожалуйста. Производитель не может лешить/снять с гарантии. Это может сделать только суд. И производитель будет обязан доказать, что поломка была вызвана действиями пользователя. Почитайте как нибудь ЗОЗПП
                                                  • +2
                                                    Почитайте как нибудь ЗОЗПП


                                                    Какое отношение он имеет к договорным взаимоотношениям между коммерческими организациями? Он на защиту физиков заточен.
                                                • +3
                                                  ЗоЗПП не действует на юрлица.
                                                  Так что законно.
                                                  • 0
                                                    Каюсь, в эту сторону не подумал.
                                            • +1
                                              К сожалению, работало это только на тех интерфейсах, где кабель был COM 9pin — COM 9pin. На всех остальных кассах подключения к компьютерам просто не было. Потому что довольно тяжело найти компьютер с COM 25pin, например.

                                              Не понял, в смысле Штрихи идут с 25pin? Ну это повод оборудовать рабочие места переходниками 25 на 9. А на материнках COM-порты существуют повсеместно, вот только не выведены обычно. Или у вас используются не стандартные системники, а неттопы и прочее?
                                              • 0
                                                У нас моноблоки или такие мелкие системники, которые типа интел-нуков, только не нуки. В любом случае, даже обычный тауэр продавец не разберёт сам. Для выездных касс ноутбуки.
                                                • 0

                                                  Так кассы у вас к этим ноутбукам не подключены, вы хотите сказать? Или подключены по USB, а по нему обновление прошивки недоступно? А через usb-com переходник, о котором вы, кстати что-то писали?

                                                  • 0
                                                    COM-шнур нужен для сервисного доступа. Через обычный USB для стандартного аплинка не перепрошивается, через переходник фокус тоже не канал.
                                                    • +4

                                                      А должен был "канать". Я бы вам рекомендовал поискать переходники, которые будут работать с этой задачей (в основном проблема с драйверами там, и на каком уровне эмулируется COM порт), и запастись на будущее, чем черт не шутит :)

                                                      • 0
                                                        или такой вариант при наличии порта image
                                                        • +5
                                                          Выше Сергей написал, что у них или моноблоки или а-ля неттопы. Куда им это ставить?..
                                                          • +1
                                                            Чисто предположение: Даже если там нет PCI-Ex1 слота на МП, а если попробовать такую штуку воткнуть в PCI-E-usb3.0 райзер, как майнеры используют?
                                                            • +3
                                                              Дело тут не в скорости, а в совместимости и принципиальной возможности шить кассу через USB->COM конвертер. Но я согласен, что скорее всего не было времени подобрать рабочий, юзали что было под рукой.
                                                              • 0
                                                                А разве там не специальный usb3.0, который другим концом нужно втыкать в плату PCI-E? Просто сомневаюсь, что прокинуть эту низкоуровневую шину через обычный usb так просто, по стандарту это возможно только в 3.1 в альтернативном режиме.
                                                                • 0
                                                                  Да, специальный, просто интересно стало, что будет, если воткнуть так, без PCI-E ответной части.
                                                                  • +2
                                                                    К проводу USB 3.0 очень высокие требования в плане кабеля и пайки, такие же высокие, как и к проводам для PCI-e-шины, поэтому их массово и используют.
                                                              • 0
                                                                Moxa n5110 спасет отца русской демократии… Тот же rs-232 теперь ещё и по езеру. Цена ~ 5 тыр. У нас пока кассы не стали с езером по дефолту- все так работали.
                                                                • 0
                                                                  В качестве безумной идеи: а что с виртуальными машинами? Если прокинуть com-порт в них (даже не помню, возможно ли это) — как они работают с физическим портом?
                                                                  • 0
                                                                    Если прокинуть com-порт в них (даже не помню, возможно ли это)

                                                                    возможно ) прокидывал в VirtualBox 5.1.26, хост — Linux Fedora 25, виртуалка — Windows 7
                                                                    • 0
                                                                      На VmWare — проблем нет при условии наличия физики RS-232 у сервера-хоста. На прочих — преобразователи интерфейса Moxa n5110 или аналоги. Моху привожу в качестве решения, т.к. имею опыт эксплуатации. Проблем не было. Единственно, кассы подключенные к RS-232 через моху после появления штатного езера (с подключением к ОФД) стали странно тормозить. Как следствие — перешли на езер.
                                                                      • 0
                                                                        Я имел ввиду, заработает ли это с драйверами китайского «COM-шнура», который не работал у Milfgard'а. Возможно виртуалки транслируют вызовы в более современный формат.
                                                              • 0
                                                                Только если «шьющая» программа работает через драйвер а не через порт 3F8, как до сих пор советуют делать некоторые туториалы.
                                                                • 0
                                                                  В последний раз напрямую обращаться с портами позволяла лишь Win98, в более старших операционках такое уже не прокатывает. А у USB-переходников другая принципиальная проблема связанная с физической работой USB-шины которая иногда может стать боком если протокол обмена жестко завязан на тайминги.
                                                                  • 0
                                                                    Прокатывает, есть специальный драйвер (или даже несколько) который позволяет программам работающим от админа обращаться к портам.
                                                                    • 0
                                                                      Этот драйвер… это такая ДЫРИЩА в системе, что говорить о нём даже не хочется. Это костыль, причем такой костылище… темболее что он в 8-ке и 10-ке уже не работает. окончательно похоронили.
                                                                      • 0
                                                                        То, что он не работает в восьмерке и десятке — это, в понимании тех кто им пользуется, лишь причина оставаться на более старых ОС где «не поломали обратную совместимость».

                                                                        По-настоящему его похоронили производители материнских плат которые перестали предусматривать на них COM- и LPT-порты. Как пришлось выбирать между поиском раритетных карт расширения для PCI и покупкой куда более распространенных переходников USB-COM/USB-LPT — так даже динозавры поняли что и правда пора учить правильные способы работы :-)
                                                                        • 0
                                                                          Не знаю, комп 3-х летней давности, память DDR3 а порты COM и LPT аппаратные в наличии.
                                                                          • 0
                                                                            Да и на современных материнских платах площадка под COM присутствует. Только планку со шлейфом и розеткой (разъемом) нужно отдельно приобретать.
                                                                            • 0
                                                                              … Или выудить из хламника у любого достаточно бородатого админа.
                                                              • +1
                                                                На DSUB9 может быть не только com aka rs232, но и rs485, например. Они принципиально различаются. Либо попался китайский ширпотреб. Если будете думать как уберечься от повторения полярной лисички, попробуйте конвертеры производства MOXA, это серьезное промышленное оборудование, ещё не встречал, чтобы они не подходили куда-либо.
                                                                • 0

                                                                  Я встречал. Бывает.

                                                                  • 0
                                                                    У меня с ними проблем не было. Мне тяжело представить, где они могут не подойти. И уверен, что с кассами они будут работать.
                                                                    Ну и думаю, АСУшники могут посоветовать еще несколько подобных продуктов.
                                                                • +2
                                                                  Milfgard Штрихи можно прошивать через usb, используя режим dfu с помощью dfu-utils. Правда, загрузчик в Штрихе должен быть от 131 версии и выше
                                                                  • +3
                                                                    Спасибо, но боюсь, если есть выбор в такой ситуации между «пытаться понять, почему нет» и «взять ком-шнур и вперёд», второе как-то практичнее. Но мне до безумия интересна история аптечных сетей и Магнита, где касс на порядок больше.
                                                                    • 0
                                                                      Вечером в провинциальном Магните не работали с картами. Но поскольку мне надо было купить именно с карты, подробней не углядел.
                                                                      • 0
                                                                        Я вчера в Самаре часов в семь вечера в Магните по карте покупал без проблем.
                                                                        Видимо, к вечеру решили уже.
                                                                      • 0
                                                                        у меня есть знакомые в магните, в пятницу могу расспросить, но не раньше.
                                                                        • 0
                                                                          Вот описание этого магического ритуала, может кому-то пригодится forum.shtrih-m-partners.ru/index.php?topic=32414.0
                                                                • 0
                                                                  Вот когда надо было спихивать кабеля COM 9pin-9pin-25pin от старых диалап модемов.
                                                                • +15
                                                                  Вот не ожидал увидеть объяснение простоя аптеки с буфетом у меня на работе на Хабре!
                                                                  • +6
                                                                    А технических подробностей бага нет?
                                                                    • +2

                                                                      Есть, привет unixtime.

                                                                      • +4
                                                                        А что не так с unixtime? Не 2038 год же.
                                                                        • +1
                                                                          думаю как раз не было там unixtime
                                                                          • +1

                                                                            Почитайте как хранится тег 1012 в ФН. ККТ пыталась прочитать время последнего документа после открытия смены и спотыкалась на преобразовании в календарное время того что хранится в ФН, все это подвисало, срабатывал сторожевой таймер и циклический ребут....

                                                                            • +3

                                                                              А что за волшебное значение вызывало такое поведение? Там ведь никакие не единицы вроде и не переполнения, если именно unixtime. Или там хранится не совсем unixtime?

                                                                              • –1

                                                                                Значение совершенно обычные. Проблема в конкретной реализации time.h и как пример в time_t mktime(struct tm *p), то что приехало на вход, на выходе получилось не таким как ожидалось...

                                                                                • +4
                                                                                  Ну так а что за проблема-то там в реализации была?
                                                                                  • –1

                                                                                    Вы можете самостоятельно поинтересоваться у компетентных сотрудников производителя, или вы хотите ревёрсинг прошивки в комментариях?

                                                                                    • +8
                                                                                      Вы здесь написали уже кучу комментариев в ответ на вопрос о подробностях, но никаких подробностей так и не раскрыли. Означает ли это, что вы на самом деле ничего не знаете?

                                                                                      Если нет, то что мешает вам рассказать наконец-то что там было?
                                                                                      • –12

                                                                                        Непосредственно для вас, да.

                                                                                        • +7
                                                                                          Знаете, это неуважение к посетителям сайта. Ок, посмотрел я что там в 1012м поле: дата. Спасибо Кэп. Что такое надо сделать с датой, чтобы её максимальное значение истекло 20 декабря 2017, а не в январе 2038?
                                                                                          • –11

                                                                                            Ок, как по вашему должен выглядеть ответ на данный вопрос? Кусок кода закрытой и защищенной производителем прошивки? Нет, этого не будет, можете расходится и не ждать. Если вас интересует "что такое надо сделать с датой", могу оставить ссылку на вопрос StackOverflow в котором проблема имеет такие же корни.

                                                                                            • +6
                                                                                              > Опять таки, хабр такой хабр…
                                                                                              Ваши комментарии выглядят так, как будто бы вы знаете реальную причину. Комментарии автора так не выглядят.

                                                                                              Да и в общем-то даже со стороны понятно, что это что-то вязанное с датой, если сбои пошли по часовым поясам.

                                                                                              > Кусок кода закрытой и защищенной производителем прошивки?
                                                                                              Как правило, 10 строк погоды не делают. На худой конец можно дать словесное описание того, что произошло.
                                                                                              Единственная проблема — признание факта присутствия бага… Но этот факт подтверждён предпринимателями по всей России.

                                                                                              Но всё это имеет смысл только если вы имеете доступ к исходникам либо вы делали декомпиляцию кода. Ваши комментарии намекают именно на это.

                                                                                              > могу оставить ссылку на вопрос
                                                                                              Ок, спасибо. Это проясняет ситуацию хоть как-то.

                                                                                          • –5

                                                                                            Опять таки, хабр такой хабр… Автору поста в связи с его "высоким статусом" можно верить на слово, здесь же нам разжуйте и положите в рот, печально это.

                                                                                            • +5
                                                                                              Мы хотим понять, о чём вы говорите.
                                                                                              А что такое проблема-2000 мы и так знаем.
                                                                                              • +5
                                                                                                В отличии от вас, автор поста не делал вид что обладает тайным знанием.
                                                                                • 0
                                                                                  Хоть ссылочку где читать бы, для людей далёких от ФН. Сходу не гуглится.
                                                                        • +11

                                                                          Вкатали бы производителю иск. Желательно на все 10 млрд рублей потерь. Научились бы работать.