• Истории малого бизнеса — магазин в Воронеже


      Развёртка панорамы магазина с кафе

      Привет!
      История про наш магазин во Владимире вызвала подозрительный интерес, и я обещал рассказать про ещё пару точек. Сегодня история Воронежа, полезная не только и не столько именно розничной частью, сколько сразу двумя историями — кафе при магазине и организацией большого фестиваля с рекламой по всей области за очень, очень земные деньги.

      Женя Гуржей — один из наших первых франчайзи-партнёров, он открылся в октябре 2010 года, когда мы только-только научились открывать магазины в Москве. Он успел заработать на точке, открыть второй магазин, открыть другой бизнес, выйти из франшизы (на 2 недели), закрыть второй магазин и закрыть другой бизнес.

      В общем, человек-приключение с тягой к инженерному мышлению. О его складе над фальшпотолком магазина по сети уже ходят настоящие легенды.
      Читать дальше →
    • Почему настольные игры столько стоят – или настолка своими руками


        Вырубка карт. Интересна пыль: она на бумажном производстве покрывает всё очень быстро.

        Меня уже много раз спрашивали, как коробка резанного картона может стоить 1500 рублей. Что в ней такого?

        Цену любого товара можно посчитать тремя способами:

        1. От цепочки формирования, то есть отталкиваясь от затрат на разработку и производство — это нижний ограничитель.
        2. От экономики — сколько человек готов заплатить, и какую цену можно ставить, пока не сожрут конкуренты (это верхний ограничитель, он же показывает, в какую стоимость производства мы должны укладываться).
        3. И от стоимости аналогов-заменителей. В нашем случае кустарного производства. То есть изготовления настольной игры своими руками.

        Вы будете чудовищно удивлены, когда придёте с макетами в типографию и попросите их напечатать. У нас три экземпляра игры к выставке получаются за 20 тысяч. Сейчас объясню, почему.
        Читать дальше →
      • Человеческий фактор



          В реальном мире такой сюжет, что просто захлебнёшься. В автора игры Z-Game, перевозящего тираж настолок, влетает грузовик на МКАДе. Полтиража и легковушка в хлам, у Марвина — сотряс, но он бодр и счастлив, через сутки продолжает развозить коробки. В ночь перед детским утренником, куда должна была прийти учитель-воспитатель для мастер-класса, выясняется, что она заболела — и мы ищем срочно замену в 6 утра. При комплектации выставки забываем вложить правила в демонстрационные образцы (400 штук) — срочно отправляем человека самолётом из России в Германию, а потом превращаем хорошую гостиницу в сборочный цех производства. После выставки у нас, по идее, останется несколько палет товара, который не хочется везти обратно — пошукали, кому его можно продать — и почти случайно подписали контракт на дистрибуцию по всей Европе. На сайте человек оставляет комментарий про товар «муравьиная ферма», рассказывая, что это, на самом деле, концлагерь для муравьёв. Суть обращения — переименуйте товар.

          И это только три дня.
          Читать дальше →
        • Парадокс Rimworld: захватывающая сюжетом «песочница»


            Чью сказку вы хотите послушать?

            Rimworld – симулятор строительства и выживания колонии на не очень дружелюбной планете. Вы строите базу, и время от времени происходят случайные события – то нападут космические пираты, то вспышка звезды выведет из строя все электроприборы, то аккумулятор взорвётся и ваша гидропонная ферма сгорит.

            Ключевая фишка игрового процесса — AI-рассказчик подбирает наиболее интересное «случайное» событие, которое прямо здесь и сейчас окажет наиболее драматический эффект. Хороший или плохой – но эмоционально-сильный.

            Но про то, как это работает, чуть позже. Сразу главное – влюбиться в эту игру можно за потрясающий сюжет. Который «размазан» по миру. Сюжет, которого, в принципе, нет.

            Итак, начало первой игры: ваш корабль взрывается. Вы едва успеваете добежать до капсул и приземляетесь на поверхности. 30 аварийных рационов питания, стальные обломки, оружие. Рядом – руины каких-то древних зданий.
            Читать дальше →
          • Сисадмин с манией автоматизации и большая переделка процессов



              Пару недель назад в ИТ-отдел зашла сотрудница из опта и попросила доделать мелкую фичу к своему рабочему месту. Заявку вполне ожидаемо поставили в очередь.

              Девушка немного обиделась и сказала:
              — Это у вас сейчас несезон, и уже не успеваете. Посмотрю я на вас, что тогда к новому году будет!

              Предполагалось, что под новогодний раш ИТ-отделу с такой постановкой дел хана. Никто не объяснил милой девушке, что сезон у нашего ИТ приходится на лето. Потому что потом, когда наступит сезон у розницы, будет вообще поздняк метаться.

              А этим летом было жарко. Особый колорит процессам придал сисадмин Валера, помешанный на автоматизации. Настолько, что он даже курсы валют и погоду отслеживал Заббиксом. В общем, заходите, расскажу, как мы провели лето. И генеральную уборку. Ничего особо примечательного, но пара полезных грабель для среднего бизнеса у меня всегда найдётся.
              Читать дальше →
            • Тёплые ламповые грабли малого бизнеса на примере отдельно взятого магазина во Владимире

                Возможно, вам будет интересна история малого бизнеса на конкретном примере магазина во Владимире. Потому что это аккурат тот размер, когда процессы, модель и прочее важны менее, чем умение импровизировать в рамках здравого смысла. Как и всё в малом бизнесе. Ну и развеиваются многие иллюзии.



                Наша «старая гвардия», владельцы франшиз во Владивостоке, Воронеже, Нижнем Новгороде, Новосибирске — они начинали почти с нуля, когда слово «Мосигра» ещё не было на слуху. Это люди, которые уже имели огромный опыт работы, и твёрдо знали, что и как надо делать с помещением, как реагировать на бесконечные звонки рекламщиков и как считать деньги. У них воровали в магазинах (в том числе сами сотрудники), они ссорились с конкурентами и задавливали их, они теряли деньги на неэффективной рекламе, сами подменяли заболевших аниматоров и продавцов, часто сами разбирались в отчётности и юридических вопросах. И иногда брали джек-пот на праздники.

                Владимиру всё это только предстояло.
                Читать дальше →
              • IMHO, как писать на Хабр



                  Акронис на прошлой неделе попросил меня рассказать про опыт на Хабре. После семинара я обещал выложить основные тезисы. Возможно, вы найдёте что-то полезное ниже.

                  Итак, Хабр, по моему мнению, это сейчас самая большая площадка Рунета для образованных людей. Сами по себе посты очень хорошо читаются, и это одна из главных сторон. Можно охватить порядка шести миллионов разных людей за пару лет.

                  При этом активных (голосующих) пользователей всего около 3 тысяч. Уровень знаний аудитории на входе в пост — в примерно 95% случаев низкий, в 5% — экспертный (разбиение оценочное). Проще говоря, есть люди, которые вообще не понимают, что вы хотите сказать (и их большинство), и есть те, кто разбирается в теме на голову лучше вас. Поэтому лучший пост — это тот, что проходит от ликбеза к хардкору. На площадке довольно высокий уровень агрессии (точнее, желания проверить материал на прочность). Ранее был экстремально высок. Средняя или низкая внимательность читателя (ранее была высокая).

                  Разумеется, это всё моё личное мнение, и можно поспорить. Сейчас постараюсь объяснить, почему я так считаю, и как это влияет на посты. Я основываюсь на опыте примерно 1500 постов за 6 лет, которые написал сам или помогал готовить.

                  Но начнём с численных показателей. Вот эти компании так или иначе вызвали мой интерес тем, что для них работают агентства или выделенный инхаусный пиар:


                  Данные тут на конец августа, я их к другому семинару (в Хабре для владельцев блогов) готовил.
                  Читать дальше →
                • Как мы разрабатывали игру, где нет фиксированных правил



                    Один наш тестировщик огрёб детской лопаткой для песка по лицу. Причина очень проста — согласился поиграть с малым ребёнком в куличики. И потом начал отстаивать первоначально озвученную версию правил. А с детьми так нельзя — они правила меняют на лету по мере того, как понимают, что могут и проиграть. Так же делают и многие взрослые.

                    Результат спора закономерен. Хорошо хоть до бытовухи дело не дошло.

                    Так началась история разработки игры без правил. На её примере я проиллюстрирую, как тестируется и обкатывается механика, и какие петли можно нарезать во время поиска.
                    Читать дальше →
                  • Интерфейсы в реальном мире: страховка от ошибок пользователя


                      В Екатеринбурге в одном из зданий для международных конференций есть проблема с «немного глупыми» иностранцами. Говорят, такие же автоматы начали ставить в Москве.

                      «Пользователь пьян» — базовый принцип проектировщика. Ещё пользователь нечеловечески изобретателен, умён и привередлив, но прямо сейчас пьян. То же самое касается передачи информации. Сейчас покажу физические ограничения на ошибки пользовательских интерфейсов.



                      Начнём со специальной клавиатурной чашки.
                      Читать дальше →
                    • Пора рассказать, как я 4 года был Билайном на Хабре — и что за это время узнал про Хабр

                        Вчера был очередной семинар Хабра о том, как надо делать корпоративные блоги, и я там не выдержал и рассказал эту историю.



                        Конечно, это был не совсем я, но близко. Дело в том, что давным-давно мне предложили помочь Вымпелкому с блогом. На немного необычных условиях. Первым стало отсутствие всякой официальщины – отсюда и совершенно отрывные посты (за часть из которых в корпоративном сегменте смело оторвали бы руки и не только), и самые актуальные темы (Базовая станция вредная? Ещё как!), и вообще много всего.

                        Но начну с самого начала. Итак, Хабр тогда был торт — большой и зверски агрессивный, хабов не было, а корпоративные блоги были чем-то вроде раздела «тупиковый отстой». За любую ссылку или рекламу тогда почти банили. Или забивали до -50 за час, например. С корпоративным рылом в такой калашный ряд было никак нельзя.

                        И ещё – Билайн, как и любой сотовый оператор, имел тысячи людей, не очень довольных его существованием. Поэтому первый пункт стратегии был довольно необычным, и мало кто мог позволить себе его повторить. Всё просто: пишут исключительно технари, а маркетинг на пушечный выстрел не подходит к постам.

                        Технари, кстати, оказались совершенно офигенные. Только плевать они хотели на Хабр, по большому счёту. Как и везде.
                        Читать дальше →