Компания
37,65
рейтинг
23 июня 2014 в 13:28

Разное → Сто 3D принтеров появилось в школах, как это было

Чуть менее месяца назад


я писал про наши планы по популяризации 3D-печати в школах. 300 школьников из 100 школ должны были прийти на школьные мейкертоны и собрать свои собственные 3D принтеры по чертежам Ultimaker Original.
Собственно, они их собрали, об этом и статья. Вот немного timelapse: один

два, три, четыре, пять.

Гипотеза один. Школьники смогут разобраться что такое 3D печать и смогут подготовить нормальные проекты.


Как и планировалось, на школьные мейкертоны прошли только те команды, прошли отбор и защитили проект по использованию 3D-печати в учебе. Гипотеза полностью подтвердилась - школьники без проблем разобрались с 3D печатью и ее возможностями. Например вот такой проект (из поселка городского типа Бавлы, население 22 000 человек). Или такой (из села Тюлячи).

Гипотеза два. Собирать 3D принтеры школьникам будет интереснее, чем покупать


Мы опасались, что сборка окажется слишком сложной, принтеры откажутся работать, а школьники потеряют интерес к сборке через пять минут после ее начала. Но мейкертоны прошли просто на ура! Огонь в глазах, в сердце, в руках и первый принтер разогревал сопло для печати калибровочной модели уже через три часа вместо запланированных шести. Следом ребята скачали с thingiverse модель браслета и распечатали ее. Для проверки качества собранного принтера и тестирования калибровки мы использовали модель калибровочного куба.
Вслед за нею просили распечатать ручку для регулятора на панели управления принтера, чтобы показать, что можно на принтере печатать детали для самого принтера.
В конце каждого мейкертона участники фотографировались с напечатанными моделями. 30 лучших фотографий.

Гипотеза три. После мейкертонов принтеры точно будут использоваться


Усложнение. Последний школьный мейкертон прошел 26 мая, то есть прямо перед каникулами.
Сутью гипотезы было то, что собранный своими руками принтер школьники не дадут упрятать в шкаф и будут им активно пользоваться. Перед мейкертонами я опасался, что ученикам запретят трогать принтер сразу как только закончится мейкертон. А зря. Школьники активно пользуются своими 3D принтерами и даже выкладывают работы в соцсети, например раз, еще от той же команды, два, три, четыре, пять, шесть, семь.

А еще я регулярно просматриваю что ребята выкладывают в специальной рубрике для 3D-печатников в Марабаке — социальной сети для тех, кто делает всякие штуки своими руками. Вот например активный выкладывальщик, а вот самая на мой личный взгляд крутая работа, а вот одна из самых комментируемых. Вот еще примеры: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ,8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20

Каждый участник после мейкертона получил задание, за выполнение которого получает бейдж. Вот что должно быть напечатано, чтобы получить звание “3D-печатник”

Держатель для зубных щеток
Эйфелева башня
Птичий домик

На будущее планируется очень интересная работа с участием всех школьных принтеров, большой краудсорсинговый проект, подробности которого я сейчас раскрывать не буду, но это будет большая композиция с использованием работы всех 100 принтеров ;)

Спасибы


Весь проект школьных мейкертонов состоялся благодаря администрации Республики Татарстан, президента Рустама Минниханова и его помощника Айрата Хайруллина, которые сразу оценили идею и поддержали наше предложение. Спасибо министерству образования Республики Татарстан, министру Энгелю Фаттахову, целому ряду заместителей, начальников отделов и просто сотрудников! Еще, конечно, благодарю всю команду Навигатор кампуса за самоотверженный труд, всех помощников за готовность помогать и всех участников за участие. Спасибо родителям, что отпустили детей (часто в другой город), учителям и директорам, что помогли своим ребятам, экспертам, что подсказали и критикам, что критиковали. Всем спасибо!
Мы сделали, пожалуй, самый большой в России проект по популяризации 3D-печати!

Про формат с точки зрения государства


Предлагая мейкертон в качестве одновременно и способа популяризации 3D-печати и способа обеспечения школ 3D-принтерами мы исходили из возможности убить двух зайцев одним ударом. Фактически бюджет по стоимости самого дешевого принтера обеспечил школы качественным современным 3D-принтером и дал школьникам практический опыт конструирования, сборкя, калибровки, 3D-моделирования, дал возможность познакомиться с инженерами нашего хакспейса и вовлек учеников в реальное живое сообщество юных техников. Некоторые из них после мейкертона уже стали хранителями нашего хакспейса и начали регулярно к нам приходить.

Как принтер выбирали


Вообще принтеры всех производителей похожи как братья и основной проблемой всех производителей являеся хоть как то выделиться из толпы. В России вот есть (их собственная классификация):

Ситуация как с автомобилями, все на четырех колесах, все с ДВС. Выделиться очень сложно и для обывателя большой разницы нет. С принтерами все как с машинами, всегда можно найти подешевле, поменьше, попроще. Но и результат, и трудозатраты на эксплуатацию будут соответствующими.
По стоимости принтеры стоят порядка 1000+ долларов. Из распространенных и для своей цены очень неплохих — Printbot, но посмотрите на него:



Дешево и сурово. Выбирая принтер мы исходили из того, что он должен быть:
  • open-source
  • с большим сообществом
  • с современной конструкцией (не Prusa, не RepRap)
  • с хорошими размерами области печати
  • надежный по конструкции и простой в эксплуатации
  • с широкими возможностями развития


Всем требованиям соответствует модель Ultimaker Original. Браво компании Ultimaker и ее основателям Martijn Elserman, Erik de Bruijn, Siert Wijnia за то, что они создали такую простую в сборке и обращении модель 3D-принтера и выложили в open-source. Понятно, что такие тенденции, когда компании выкладывают свои решения для всеобщего доступа (как недавно поступила, например, Tesla со всеми своим патентами) очень помогают технологическому сообществу и вообще приносят пользу человечеству. Причем сама компания как правило не остается внакладе, стоимость акций той же Tesla после новости об обнародовании патентов выросла на 10%.После наших мейкертонов продажи основных принтеров Ultimaker в России вырастут и этот бренд будет знать гораздо больше людей. А вот их официальный представитель неофициально потребовал перестать проводить мейкертоны с Ultimaker’ами. Не проблема, потому что запретить невозможно, к тому же есть другие принтеры: Makerbot, Witbox, ряд российских принтеров или даже китайский аналог Ultimaker’a Joysmaker.

Мейкертоны везде


Иногда ко мне на почту и в соцсетях приходят просьбы из других регионов провести для их детей такие же мейкертоны, но проведение школьных мейкертонов возможно только при наличии финансирования от правительства и крупной компании. В ряде регионов уже ведутся переговоры, есть даже два запроса не из России.
Кроме школьных есть еще обычные, публичные мейкертоны и мы планируем проводить их каждый месяц. 4 июля, 8 августа, 5 сентября и далее.
Нам нужны люди, которые хотят создавать техническое сообщество у себя в городе и которые готовы для этого собирать участников, проводить мейкертоны. Пока мейкертоны делаются только по принтерам, но примерно с осени будут коптеры, станки с ЧПУ и системы “умный дом”. Всех, кто хочет участвовать в мейкертонах или организовывать — направляю на makerton.org, там можно посмотреть есть ли мероприятие в своем городе, и, если нет — стать организатором. Присоединяйтесь!
Автор: @zvasil
Navigator campus
рейтинг 37,65

Комментарии (28)

  • +6
    Сам участвовал в Мейкертоне, который провели в Казани, так вот — все было на высшем уровне! Забрали собранный своими руками 3D-принтер в школу, радости не было предела. :)
    • +1
      а ты из какой школы? Какой класс?
      • +1
        Гимназия №3, 8А
        • 0
          Эволюции нет предела. Я еще сильнее буду удивлен, если вы программируете в какой нибудь компании.
      • 0
        а ты из какой школы? Какой класс?

        Мелочь есть? А если найду?

        Не смог удержаться.
  • +1
    Чуваку в синей футболке наверное очень было интересно (c 40й секунды). Бедный, не находил себе места на стульчиках справа.
  • +3
    Классно. А я даже не знал, что в моём родном городе такие эвенты проходят (хоть давно и не школьник, но было бы интересно посмотреть). Где проводили?

    ЗЫ:
    Айпад на штативе удивил, судя по всему на него таймлапс записывали :)
  • +1
    Вот что должно быть напечатано, чтобы получить звание “3D-печатник”

    Держатель для зубных щеток
    Эйфелева башня
    Птичий домик


    Раньше в школах на уроках труда скворечники делали, а теперь печатают. Прогресс, однако!
  • +4
    Насколько я понял, Ultimaker против использования их бренда. Но никто не мешает делать принтеры и называть их Freemaker, Kazanmaker, Navigatormaker, Whatelsemaker,… и говорить, что они собраны по проекту Ultimaker Original
    Это понятная ситуация и понятное требование компании — требование касательно ее бренда.

    Как, к примеру, собрать у себя в лаборатории плату по проекту Arduino, отдать ее в другие лаборатории и говорить, что это Arduino. Так нельзя, т.к. это не Ваш бренд. И Arduino может пострадать, если те платы, которые были у Вас сделаны и распространены как Arduino, на самом деле не обладают тем же качеством. Потом будут ходить слухи, что Arduino бажные и их лучше не покупать.

    </critic mode>

    Я вообще здоровское дело делаете! Фаблаб Политех будет рад принять мейкертон, если доедете до СПб :)
  • 0
    Еще бы уроки религио-ведения отменить — тогда полный шик!
    • 0
      Не вижу проблемы в уроках теологии. Наоборот же: классно и интересно.
      • 0
        По этому поводу можно холиварить (не здесь конечно) но я считаю теология не должна быть в школах, а вот в универе — где мозг уже чуть сильнее разогнан — уже можно.
  • 0
    Молодцы!

    3д принтеры для школ это «must have» на мой взгляд. Сборка школьниками 3д принтера — это уже почти робототехника :)

    Свести вместе спонсоров, кто понимает потребность, и имеет возможность, энтузиастов у кого есть опыт и готовность им поделиться, и людей кому это интересно и полезно для будущего — это успех.

    Хакспейс Екатеринбурга MakeItLab будет рад поддержать это начинание у нас.
  • 0
    Что скажете по поводу претензии от Ультимейкера?
    www.business-gazeta.ru/article/107243/
    • 0
      Я думаю Игорь здесь пояснил — надо по другому назвать собираемый 3д принтер, проблем не будет. Мне кажется для школ — формат сборки самый лучший.
      • 0
        А формальных претензий не было. Узнал из статьи про позицию российского представителя и попросил если есть какие-то вопросы написать по электронке. Пока молчат.
        Ну а скоро мы перейдем на полносью свою модель
  • 0
    Популяризация, это замечательно и проект в целом нужный и полезный, но надо как-то научиться нормально собирать и калибровать принтера. Даже первый ультимейкер способен печатать значительно лучше при всех его недостатках.

    ИМХО популяризация такой некачественной печати может дать обратный эффект!

    Ваша цитата: "… а вот самая на мой личный взгляд крутая работа ...":

    image

    Ну и остальные там примерно такого же качества.
    Не приходится удивляться что Ultimaker хотел бы отстроится от такого пиара!
    • +1
      На мой взгляд — тут главное привлечение школьников к теме 3д печати, а т.к. принтеры будут у них самих — то со временем они доведут качество. Это лучше чем купить «черный ящик» и не знать, что и как там устроено.

      Тем более, что даже на цельно-купленном и идеально настроенном (механически) 3д принтере — при не верных настройках в ПО для 3д печати (сопло, слой, температура, заполнение, скорость и т.п.) — может получиться не-качественная модель. Все навыки набираются с личным опытом. И для школьников — это самое то.

      • 0
        Касательно «доведут качество» не согласен. На приведенном выше фото видно сразу несколько дефектов принтера и разобраться школьнику будет весьма не просто, уж поверьте опыту — это сложно. И все модели будут получаться на таком принтере «не очень хорошего» качества. И такой школьник потом будет всем рассказывать что 3Д печать это интересно, но технология «сырая», печатают не очень и тд. и тп.

        Может оно конечно лучше чем ничего, но я бы все таки уделил больше внимания качеству сборки принтеров. Считаю это важным
        • 0
          Ренат, о каких именно дефектах, свидетельствующих о некачественной сборке идет речь?
          • 0
            ИМХо не место в этой статье для обсуждения технических вопросов 3д печати, но разве вы сами не видите горизонтальные полосы разной интенсивности на разной высоте? (быстрее всего это Z воббинг — мотание платформы при вращении винта Z)
            • 0
              на хабре не место для технических вопросов?

              Гугл не может найти ничего что могло бы называться «Z воббинг — мотание платформы при вращении винта Z» или чего другого похожего на это. Помогите найти, пожалуйста.
              Факт биения платформы устраняется лучшим закреплением оси Z и в принципе устранением всех люфтов. Это и называется «обработать напильником», делается только принеобходимости и ничего сложного в этом нет. Разобрались с регуляцией подачи пластика и калибровкой — разберуться и с устранением люфтов.

              мы осуществляем сервис этих принтеров и если школьники чем-то не довольны то мы отвечаем на все их вопросы, ко мне уже один обратился с вопросом модернизации принтера до 2х экструдеров и горячего стола для ABS
              • 0
                Гуглите по слову «z-wobble».

                Суть явления в том что винт Z при вращении оказывает влияние на платформу и она немного двигается в плоскости печати из за люфта подшипников либо прогиба осей. Это может случиться по причине несоосности винта и оси двигателя, по причине кривого винта если например это резьбовая шпилька. Еще бывает неравномерный шаг резьбы.

                Решается укреплением жесткости вертикальных осей, и уменьшением влияния винта. Все способы описаны на форумах.
    • 0
      Это качество печати можно назвать хорошим для любого FDM-принтера, а для начинающего пользователя и принтера этого класса напечатать так качественно такую сложную модель (с кучей висящих зон) — это пять с плюсом. Немного постобработки и можно поставить на полку для красоты.
      Ренат, судя по дате ваших первых комментариев я так понял вы недавно начали изучать 3D-печать, попробуйте сами напечатать напечатать. Если я не ошибаюсь было напечатано вот это: www.thingiverse.com/thing:294784
      • 0
        Василь, занимаюсь 3Д печатью достаточно. Опыт есть. См. профайл.

        Данная модель печатается довольно просто, вообще такие дырчатые модели (диаграмма Вороного) выглядят сложными, но печатаются легко безо всяких поддержек, если есть обдув и с ретрактом порядок. Висящая там только голова и туловище, которые были напечатаны с поддержкой (поставлена галка в соответствующем месте в программе).

        Я вообще-то не против, всего лишь обратил ваше внимание на то что считаю необходимым тщательнее проверять качество сборки.
  • 0
    А чем плох RepRap?
    • 0
      это холиварный вопрос, но для наших целей (сборка школьниками и использование в школах) у коробочной конструкции есть ряд преимуществ:
      1. безопасность, основные движущиеся и греющиеся детали находятся внутри корпуса
      2. более презентабельный вид
      3. более простая оптимизация конструкции, добавление экструдеров, проще закрыть печатающую область дверцами, сделать нагреваемый стол и проч.
      4. более простая калибровка, настройка, починка именно у Ultimakera по сравнению в RepRap
      5. почти все современные FDM-принтеры имеют коробочную конструкцию, а значит школьнику позе будет проще разобраться в их конструкции и работать с ними
  • 0
    И Arduino может пострадать, если те платы, которые были у Вас сделаны и распространены как Arduino, на самом деле не обладают тем же качеством. Потом будут ходить слухи, что Arduino бажные и их лучше не покупать.


    Наверное соглашусь.
    Тот же bq (производитель упомянутого Witbox) — выпустил Prusa i3 свою версию.
    Но название у неё Prusa i3 Hephestos:

    Prusa i3 Hephestos DIY набор от компании bq

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разное