«Динамические» онлайн-курсы потребуют нового «нормализованного» контента

    В последнее время в онлайн-обучении набирают популярность, как сервисы для построения индивидуальных обучающих траекторий, так и микрокурсы, позволяющие строить траектории более эффективно. Между тем, как кажется автору, давно пора сделать следующий шаг и перейти от траекторий и микро-обучения к разработке курсов, которые будут формироваться динамически, в момент запроса клиента. Однако, такие решения потребуют создания полностью обновленного «нормализованного» контента (базы знаний, состоящей из «квантов обучения», с минимальной избыточностью учебного материала).

    Последние 15 лет я разрабатываю разные мультимедийные курсы в области ИТ и STEM (в основном, для вузовского и корпоративного обучения). Соответственно, на моих глазах разворачивалась шумиха вокруг массовых открытых онлайн-курсов (МООС). Этот формат, который, по сути, сводится к переносу в онлайн традиционного вузовского учебного процесса, к настоящему времени затмил почти все остальное и продолжает наращивать популярность. В этой статье мне хочется представить свои мысли о будущем МООС (а именно, о превращении современных «статических» курсов в «динамические») и показать несколько картинок прототипов «динамических» курсов, которые мы начали разрабатывать в Нерепетиторе (сразу оговорюсь, что все скриншоты сделаны с рабочего варианта сервиса, пока его нет в открытом доступе даже в виде альфа-версии).




    Современные МООС – это «статические» курсы


    Пока МООС были в дефиците, их воспринимали «на ура» почти все пользователи, в том числе и в корпоративном секторе. Между тем, по мере насыщения рынка, на передний план стали выходить и недостатки формата МООС, главным из которых, на мой взгляд, является, как ни странно, избыточность материала, предлагаемого пользователям, стремящимся получить новые знания и навыки.

    В школьном и вузовском обучении, программы которых выстраивались годами и десятилетиями, проблема избыточности контента не столь чувствительна, поскольку МООСи изначально затачивались под существующие учебные планы. В отличие от корпоративного обучения, где правит принцип «время – деньги» и где во главу угла должен быть поставлен результат (а именно, насколько хорошо и быстро сотрудник овладел нужным навыком). При этом, существенно, что в корпоративном секторе начальные знания и умения сотрудников не так выровнены, как в вузе. Поэтому, на мой взгляд, именно из него следует ожидать запроса на новый формат обучения, выходящий за пределы МООСов (тем более актуальный, поскольку деньги сосредоточены как раз в корпоративном обучении, а с монетизацией МООСов ситуация, мягко говоря, обстоит не здорово).

    Примеры


    Поясню тезис об избыточности МООС на простых примерах.

    STEM-курсы


    Предположим, потребитель (инженер, студент, музыкант и т.д.) хочет разобраться в основах спектров и начинает искать курс по Фурье-анализу. Скорее всего, он отыщет нужную информацию в курсах по мат.анализу, а при недостатке базовых знаний, будет вынужден обращаться и к предыдущим курсам по математике.



    Скорее всего, потребителю придется самому отфильтровывать нужную информацию, двигаясь в обратном направлении, т.е. от сложного – к простому. Это и неэффективно в смысле освоения материала, и приводит к потерям времени. Гораздо более привлекательным выглядел бы вариант курса, сразу очищенного от «лишних» тем. В нашем примере, важные, но для данного конкретного случая необязательные темы, такие, как дифференциалы, пределы, первообразные и правило Лопиталя и т.п., вполне могут быть исключены из траектории обучения, минимальную структуру которой можно описать примерно так:



    Конечно, может встать закономерный вопрос «как же пользователь будет разбираться с определенным интегралом, если ему «не нужны первообразные»?». Однако в данном случае, ему будет упрощенно объяснено понятие определенного интеграл через соответствующую площадь под графиком кривой и Риманову сумму. Ведь в данной постановке задачи строгое объяснение не является необходимым, а на практике, для вычисления спектров, интегралы считаются все равно численно, как раз через площадь.

    Но как можно исключить из нынешних, статических, курсов темы, которые в данный момент пользователю не нужны (и на изучение которых у него могут уйти недели)? Ответ, на мой взгляд, таков – нужен, во-первых, контент иного типа («нормализованный») и, во-вторых, соответствующая система управления этим контентом (базой знаний).

    Бизнес-курсы


    Приведем еще один пример, теперь из области корпоративного образования. Предположим, что имеется система обучения (либо для внутреннего обучения сотрудников, либо для поддержки клиентов), состоящая из набора взаимосвязанных уроков. Тогда для обучения, к примеру, складских работников можно было бы ограничиться небольшим набором уроков (они выделены на схеме цветом). Это возможно, опять-таки, при условии предварительной «нормализации» контента.



    Существенно, что и в первом, и во втором примере мы имеем дело с компромиссом между длительностью и глубиной обучения. Фактически, начиная разговор о курсах, создаваемых динамически, мы сразу признаем, что для решения одной и той же задачи (получения определенных знаний, навыка и т.д.) можно сгенерировать не единственный курс, а целое множество курсов, отличающихся друг от друга по содержанию, эффективности, размеру, стоимости и другим параметрам. Поэтому при создании инструментария для генерации динамических курсов нужно иметь алгоритм их сравнения между собой, для того чтобы иметь возможность выбрать оптимальный (с точки зрения текущей задачи обучения) курс.

    В фокусе – качество обучения


    Давайте попробуем (хотя бы умозрительно) построить теорию качества обучения, отталкиваясь именно от запросов корпоративного заказчика. А именно, поставим в качестве определяющего критерия качества обучения некоторый показатель Q, который будет равен 0 в случае абсолютно бесполезного обучения и 1 для абсолютно удачного. (Уже на этом этапе ясно, что, если бы стремились решать задачу математически последовательно и изящно, то, видимо, следовало бы использовать терминологию теории нечетких множеств. Это выходит за рамки настоящей – практической направленности – статьи, поэтому ограничимся далее качественными рассуждениями.)

    Очевидно, что Q(.) является сложной функцией, зависящей, как от характеристик субъекта обучаемого – обозначим их символически вектором х0, так и параметров предлагаемого ему курса С). Вектором С мы будем обозначать содержание онлайн-курса, т.е., грубо говоря, перечень входящих в него разделов. Можно также обобщить определение С, рассматривая его как траекторию обучения (что не меняет сути, т.к. С – это по-прежнему, набор курсов, состоящих из разделов, тестов и т.д.). Иными словами (если добавить зависимость качества обучения от затрачиваемого на него времени t), можно записать:
    Q=f(x0, C, t)

    Если принять во внимание, что для достижения одной и той же цели (получение определенного знания или навыка) могут быть предложены разные наборы С1, С2 и т.д., то проблему выбора наилучшего курса Copt можно записать в виде оптимизационной задачи
    f(x0, Copt, t) ~ max.
    В качестве дополнительных условий можно рассматривать ограничение на время обучения (которое также зависит от курса):
    Т(Copt)<T0
    и/или ограничение на стоимость курса
    $(Copt)≤ $0
    и т.д.

    Постановка оптимизационной задачи переворачивает представление о том, что такое онлайн-курс. Для меня очевидно, что на смену теперешним МООСам, по сути, статическим курсам, придут именно такие динамические курсы, которые будут формироваться в момент запроса клиента.

    Нужна «нормализация контента»


    Описанный подход, в общем-то очевидный (и кое-где уже в той или иной форме использующийся) имеет очевидный недостаток: «кирпичики», из которых должны складываться курсы С (их я буду называть «квантом обучения»), надо где-то брать. На эту роль почти не годятся существующие громоздкие курсы формата МООС, да и набиравшие одно время популярность микро-курсы тоже могут не подходить (т.к. обычно для них не описаны взаимосвязи с другими квантами – что именно должен знать клиент для освоения данного кванта, а что ему знать необязательно)

    Чтобы не быть голословным, приведу пример прототипа нашего сервиса. Нормализованный контент – это маленькие уроки, минимально связанные друг с другом. Типовой квант представляет собой минутный ролик + расчет (документ Mathcad и/или полстраницы текста). Кванты обучения находятся в базе знаний, связанные в граф.

    Примеры квантов такие:
    • число е и функция ехр(х)
    • ехр(z) — комплексного аргумента
    • формула Эйлера ехр(z)=sin (x)+i*cos(x)
    • и т.д.

    Таким образом, готовых курсов, как таковых, в базе знаний нет, они собираются по поисковому запросу динамически из квантов. При этом, весь контент не обязательно одного разработчика, кванты могут быть ссылками и на внешние источники

    Вернемся к уже упомянутому примеру, в котором, клиент (инженер или студент) заказывает курс по Фурье-анализу. В зависимости от настроек, клиент получит нечто вроде такой траектории (или микрокурса):



    Помимо, собственно, функции онлайн-обучения разумно предложить практические траектории, представляющие, как решаются определенные задачи (разработка кода, конструкторских и математических расчетов и т.д.) при помощи того или иного ПО. Например:



    Т.е., в зависимости от запроса клиента, ему будет предлагаться минимальный курс, собираемый динамически.

    Подведем итог. Динамический подход к генерации обучающих курсов позволит
    • хранить базу знаний: граф квантов обучения
    • генерировать траектории обучения (из этих квантов) по поисковому запросу клиента
    • попутно считать экономику и оценку временных затрат (т.к. определенные фрагменты курса могут быть платными).


    UPDATE: видеолекция о динамических курсах


    Согласны ли вы с автором?

    Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

    Метки:
    Нерепетитор.ру 21,90
    Компания
    Поделиться публикацией
    Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 10
    • 0
      Как мне видится, такая схема очень хороша, даже идеальна, для справочного материала, когда заранее знаешь, что примерно ищешь, и по ходу дела освежаешь в памяти все нужные определения. Но вот как УЧЕБНЫЙ материал…

      Я вижу у такого подхода одну принципиальную проблему — гипер-специализированность. Есть некое количество заданных конечных целей, к которым идёшь кратчайшим путём, отметая всё, что СЕЙЧАС не нужно. Пропадает комплексное изучение предмета.
      • 0
        Но ведь при наличии таких «квантов» и связей обучающий материал можно строить по разным схемам, необязательно по кратчайшему пути. Можно будет составлять последовательность тем, имея перед глазами схему связей, устраивать в индивидуальном порядке оперативное повторение пройденного и уже начавшего забываться материала по мере необходимости. Может и что-то новое изобретут на такой основе.
        • 0
          Это очень хорошая идея. Не на до себя обманывать: сейчас КОМПЛЕКСНОЕ (полное) освоение курса фактически происходит только у редких студентов и… редких преподавателей.
          Проблему полного освоения курса ПОТОМ, можно решить с помощью метода блок-схем ВСЕГО курса, где сам обучаемый и/или преподаватель отмечает («закрашивает») освоенные блоки. В идеале с помощью приложения или сервиса.
          • 0
            Я думаю, суть такого сервиса, как раз в том, чтобы предоставлять выбор. «Классика» либо динамические курсы.

            Хочешь классику — получай готовый набор квантов, в разных вариация.
            Что-нибудь вроде: максимальный, обычный, базовый.
            Либо выбирай кванты под узкую специализацию, как в примере с интергалом Фурье.

            Плюсы: экономия времени, денег, более высокая степень усвоения материала, и, потенциально, большее количество людей, «добравшихся до финиша»

            С идеей согласен.
          • 0
            по мне, как потребителю, динамические онлайн курсы должны выглядеть так:
            1. Я хочу получить какой то навык
            2. оказываю сведения о себе (образование, опыт работы) — для сокращения объёма первичного тестирования
            3. на их основании мне предлагаются онлайн тесты для проверки базовых основ необходимых для понимания курса
            4. подбираются при необходимости подготовительные курсы
            4.1. выборочно даются/повторяются ранее недостаточно усвоенные темы
            4,1,1 сначала теоретическая часть
            4,1,2. отработка практических навыков
            5. основной курс или их последовательность
            5.1 изучение теории
            5.2 проверка теории
            5.3 практическая работа — тест/песочница
            5.4. практическая работа — экзамен
            5.5 и так по каждому уроку

            маркетинг
            1 слишком подробный учёт стоимости/цены уроков мне кажется не нужен, от только вносит негатив
            2. лучше «халява» как в АйТюнс
            2.1 — заплатил 300-500 р./мес — и отрабатывай школьную программу вдоль и поперёк
            2.2 — заплатил 100-500 р — бухучёт для малого предприятия
            2.3 — Глубина подачи материала (на примере бухгалтерии)
            1 уровень — минимальный — для того чтобы обобщатся со специалистов в данной области (директору понимать бухгалтера)
            2 уровень — средний — для того чтобы работать бухгалтером
            3 уровень — высший — для того чтобы быть аудитором

            Очень хорошё это описывается в книге «шахтёр корпорация» Игоря Анатольевича Хорт от туда же можно взять процесс геймофикации образования, и ачивки. Если не читали рекомендую бегло прочесть про механизм прокачивания навыков/скилов. написанна по мотивам EVE online
            Цена:
            1- й уровень — можно давать бесплатно пройти за 5-10 ссылок в соц. сетях, основное назначение замануха и бесплатная реклама
            2-й уровень по себестоимости + 20%
            3-й уровень корпоративный — для продвижения корпоративных продаж
            В качестве развития геймофикации можно брать за 1-,2 уровень плату, которая будет возвращена если ученик проёдёт курс за Х дней/часов и сдаст его не хуже чем на 4,7 + опубликует результат в соц сети и линкедин. с учётом того сколько % бросают онлайн курсы — я думаю это будет иметь смысл.

            • 0
              И возможно имеет смысл создать отдельный сервис для онлайн аттестации проф пригодности, для присвоения рейтинга аккаунту под которым была пройдена аттестация. т.е. например для того чтобы писать на форуме программистов Питона, необходимо пройти онлайн экзамен и сдать его на 3-4, чтобы быть модератором на этом форуме оценка д.б. 4-5. Если Вас там банят, регистрируйте новый аккаунт и проходите экзамен заново. Аналогично для других.проф. сообществ, врачей или юристов.
              • 0
                Есть одна мааааленькая проблемка — никакие аттестации, тем более онлайн, не дадут объективного показателя профпригодности. Это прямо один в один то, за что ругают ЕГЭ — учеников учат не физике, а проходить тесты по физике. Так же и здесь, хорошо проходят аттестации те, кто умеет проходить аттестации, а не тот, кто умеет работать. Определённая корреляция между ними, конечно, есть, но сильно меньше, чем хотелось бы.
                • 0
                  я думаю люди проходят онлайн курсы для СЕБЯ и своей квалификации, а не для сертификата работодателю. Сертификат это просто право пройти собеседование. Фриланесерам и работающим специалистам вообще наплевать на сертификаты — им надо изучить тему, для них онлайн курсы это интерактивный учебник с обратной связью (в виде оценки), входным и выходным контролем.
                  Динамичность онлайн курсов, на мой взгляд, как потребителя, должна быть, в том чтобы выявить мои пробелы в знаниях и/или затруднения с освоением материала и с их учётом адаптировать материал, выдаваемые задания и подсказки. чтобы было и не слишком легко и не слишком сложно и материал давался не большими кусками.
              • +1
                В нынешних условиях, когда на нас сыпется ворох информации, проблема не в том, чтобы найти её, а в том, чтобы отобрать из этого вороха нужную, потому идея здравая.
                Согласен и с тем, что до обучения необходимо сначала выявлять пробелы в знаниях слушателя и предлагать ему контент с учётом этого. Сам слушатель зачастую не может это сделать, значит, это должна делать обучающая система с помощью, например, входного тестирования.
                Что касается технической реализации, то одним из вариантов может быть система опросов с ветвлением. Пример создания и использования такого мини-курса на основе опроса с ветвлением в Microsoft Office 365 посмотреть можно здесь:
                «Динамический» мини-онлайн-курс (пример создания на основе Опроса в Microsoft Office 365)https://t.co/STOedR9N6d— Борис Баублис (@bbaublys) 4 мая 2016 г.
                • 0
                  Идея генерации текста по траектории восходит еще к работам Мартина Михайловича Субботина, Виктории Зефировой и Челнокова в 80-е годы. Тогда существовали системы, генерирующие тексты на основе топологии связей в гипертексте. При это свзь может пониматься различно — как некоторое отношение между узлами, возможно нагруженное семантикой.

                  Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                  Самое читаемое