Компания
30,67
рейтинг
27 ноября 2012 в 13:49

Разработка → Практика разработки мобильных сайтов

Ранней осенью этого года мы с коллегами из CMS Magazine провели опрос, в котором приняли участие и поделились своим опытом и мнением всего более 500 веб-студий и агентств, за что им огромное спасибо.
Часть результатов мы публикуем здесь, надеясь на то, что многие из вас заинтересуются этими данными и оставят свои комментарии или будут использовать их по необходимости в докладах/на встречах и так далее.
И да, внимание: под катом много картинок!


Спрос и предложение

За год (с середины 2011 по середину 2012 года) каждая компания разработала в среднем 25 сайтов. При этом, лишь 16% выпускаемых сайтов были адаптированы под мобильные устройства (то есть имели адаптивную верстку или мобильную версию). И лишь половина из мобильных сайтов обладала какой-либо расширенной функциональностью (личный кабинет, онлайн-заказ и пр.).

«Сколько сайтов было разработано вашей компанией за последний год?»
image

Основная причина такой ситуации в отсутствии спроса на поддержку мобильных устройств среди заказчиков: лишь 15% агентств ощущают этот спрос.

«Есть ли спрос на адаптацию сайта под мобильные устройства?»
image

Интересно, что московские и петербургские заказчики игнорируют мобильные устройства точно так же, как и в регионах: спрос ощущают лишь 17% агентств.

В свою очередь, причина отсутствия спроса в том, что заказчики не ожидают ощутимого трафика с мобильных устройств, а также не желают увеличивать бюджет на разработку сайта. Четверть разработчиков даже не предлагает клиентам такую услугу.

image

Между тем, согласно данным Liveinternet.ru, в Рунете более 20% трафика приходится на мобильные операционные системы Android, iOS и Symbian. Очевидно, что такое количество потенциальных посетителей нельзя игнорировать. Поэтому скепсис заказчиков относительно востребованности мобильного представления сайта отчасти инерционный.

Как указано выше, только 16% созданных за год сайтов было адаптировано для мобильных устройств. Сами же руководители агентств считают, что это количество должно быть значительно больше: 37% опрошенных считают, что почти все выпускаемые их агентством сайты должны быть адаптированы для мобильных устройств; еще 36% — что примерно каждый второй. С определенными допущениями эти данные можно считать экспертным мнением сообщества веб-разработчиков.

«Сколько из разработанных вами за последний год сайтов объективно надо было снабдить мобильной версией или сделать адаптивными?»
image

Целесообразность поддержки мобильных устройств

Очевидно, что целесообразность поддержки мобильных устройств различается в зависимости от типа (модели) сайта: для веб-сервисов (социальные сети, электронная почта, расписания) мобильная версия важна больше, чем для корпоративных «сайтов-визиток». Интересно, что, согласно мнению профессиональных разработчиков, из тех моделей сайтов, которые чаще всего разрабатываются веб-агентствами на заказ, лишь интернет-магазины безусловно должны быть адаптированы для мобильных устройств. А целесообразность для корпоративных сайтов уже ощутимо ниже.

«Для каких типов сайтов в общем случае целесообразно создавать полнофункционалные мобильные версии?»
image

Ответ на вопрос «нужно ли адаптировать сайт для мобильных устройств» должен базироваться на сценариях потребления контента сайта. В общем случае, мобильным вебом люди пользуются с целью «уточнить информацию/контакты», «быстро заказать», «узнать расписание», «посмотреть новости», то есть ситуационно. Для детального изучения информации (в т.ч. ассортимента продукции) мобильные устройства, особенно телефоны, не так удобны. Исходя из сценариев использования сайта, можно определять, нужно ли поддерживать мобильные устройства, в каком объеме представлять мобильный контент, какой функциональностью снабжать мобильный сайт.

Говоря о функциональности систем управления сайтами (CMS) в контексте мобильных сайтов, очевидно, что CMS должны поддерживать основные функции работы с мобильными сайтами:

  • управление структурой и контентом;
  • поддержка разных шаблонов отображения информации на разных типах сайтов;
  • автоматическое определение типа устройства пользователя;
  • автоматический или мануальный переход на аналогичную страницу мобильного сайта с основного и наоборот;
  • возможность трансляции контента с основного сайта на мобильный (во избежание дублирования работы по управлению контентом).


Ниже приведен список дополнительных функционалов, которые веб-разработчики считают наиболее востребованными для мобильных сайтов.

«Какие из перечисленных модулей/функционалов наиболее востребованы на мобильных сайтах?»
image

Практические вопросы

Существует два способа адаптации сайта для мобильных устройств: создание мобильного сайта «рядом» с основным, а также создание единого сайта для всех типов устройств (сайт с адаптивной версткой). Третий способ (единый сайт для всех типов устройств; шаблон оформления меняется в зависимости от типа устройства) мы не рассматривали ввиду недостаточной универсальности, т. к. он подходит для небольшого количества моделей сайтов, например, СМИ, блоги.

Выбор способа зависит от многих факторов (модель сайта, парадигма использования сайта с мобильных устройств), в т.ч. от стоимости. На представленной ниже диаграмме показано, как изменится стоимость среднестатистического проекта веб-сайта, если:

  • снабдить основной сайт мобильной версией
  • разработать адаптивный сайт (корректно работающий под любым типом устройств)


«Как увеличится стоимость вашего среднестатистического проекта, если заложить в него мобильную версию или сделать сайт адаптивным?»
image

В общем случае адаптивный сайт разработать дешевле, чем пару «основной и мобильный сайты».

Отдельный важный вопрос, который встает при разработке мобильного сайта — дизайн. В России в заказной веб-разработке сравнительно мало используются готовые шаблоны дизайна (например, templatemonster.com): как правило, для каждого нового «полноформатного» сайта разрабатывается индивидуальный шаблон. Мобильные же сайты ввиду небольшого рабочего пространства (экрана) дают проектировщику и дизайнеру гораздо меньше возможности для оформления и украшения, вывода больших меню, рекламных баннеров, виджетов. К тому же, существует мнение, согласно которому интерфейс мобильного сайта должен напоминать скорее интерфейс операционной системы телефона, нежели корпоративный стиль компании-владельца сайта. Поэтому веб-агентства более терпимо относятся к типовым макетам дизайна: 71% опрошенных допускают использование готовых шаблонов мобильного сайта (13% в каждом проекте, 58% — по ситуации).

«Считаете ли вы (и ваши заказчики), что мобильная версия сайта должна иметь уникальный, разработанный специально для заказчика, дизайн?»
image

Необходимо иметь ввиду, что адаптивные сайты возникли как тренд в разработке лишь в прошлом году, тогда как мобильными версиями сайтов большинство крупных информационных проектов обзавелось много лет назад, еще до бума смартфонов и мобильного Интернета. Однако этого времени хватило на то, чтобы разработчики оценили идею и прониклись ей.

И сейчас более половины разработчиков считают, что будущее именно за адаптивными сайтами.

image

Заключительные выводы

  • В настоящее время спрос среди заказчиков на адаптацию сайтов под мобильные устройства крайне мал, несмотря на ощутимую долю мобильного трафика в Рунете.
  • Показатели спроса примерно равны в обеих столицах и в целом по России.
  • Разработчики сайтов не поддерживают этот скепсис заказчиков, но им лишь редко удается преодолеть его.
  • Значительный процент разработчиков считает важной адаптацию под мобильные устройства для информационных и сервисных проектов, а также для интернет-магазинов; другие, более распространенные модели сайтов (корпоративные, личные, промо-сайты) — гораздо реже.
  • Наиболее важные функциональные модули для мобильного сайта (помимо само собой разумеещихся): базовые возможности интернет-магазина, поиск, интеграция с социальными сетями, инструменты общения, личный кабинет.
  • Адаптация сайта под мобильные устройства чаще всего увеличит бюджет проекта на 20-50%, при этом, адаптивные сайты скорее будут дешевле, чем создание мобильной версии.
  • Большинство разработчиков допускают возможность использования стандартных шаблонов дизайна мобильного сайта.
  • По мнению профессионального сообщества, будущее веба — за адаптивными сайтами.

Полная версия исследования с комментариями NetCat и CMS Magazine, а также исходные данные, которые можно использовать даже для создания собственных графиков — по ссылке.
Автор: @oks_bog
NetCat
рейтинг 30,67
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Комментарии (12)

  • +3
    Интересное исследование, спасибо Вам за проделанную работу.
  • +1
    Если честно, не вижу особого смысла в мобильных версиях сайтов. В основном, первое, что хочется в них сделать, это найти кнопку «перейти в десктопный режим». Современные браузеры отлично подстраивают ширину текста, новый хром даже картинок (но опера пока лучше ресайзит текст). Не испытываю особого неудобства при использовании классических версий сайтов с мобильного.

    Единственная проблема — это перегруженные сайты, некоторые реализации автокомплитов, флешовые проигрыватели музыки/видео без fallback'а к html5.

    Есть примеры хороших подходов к мобильной версии (например slando очень удобен с мобильника), но в основном они очень сильно урезают функционал без особой пользы.

    Для планшетов вообще не вижу смысла в мобильных версиях, они ничем не уступают компьютерам (кроме ховеров).
    • 0
      Проблемы в десктопном отображении на мобильных устройствах начинаются тогда, когда просматриваешь сайты со сложной структурой и большим количеством контента (например, новостные).
      Пытаться попасть большим пальцем по маленьким ссылкам все же не очень удобно.

      Соглашусь, что многое, все же, зависит от типа сайта и его функциональности. Ныне популярный адаптивный дизайн тоже подойдет не для каждой структуры сайта.

      Исходя из этого уже и стоит принимать решение о разработке иных, кроме десктопных, режимов отображения.
      • +1
        Тут не могу не согласиться. Новостные сайты довольно нагруженные, и тут действительно нужны мобильные версии. Но, в большинстве случаев, мобильные версии не нужны.
        • 0
          IMHO, обычный сайт в мобильный легко превращается использованием @media и подстановкой CSS в зависимости от устройства пользователя.
    • 0
      Сайтом всё же удобнее пользоваться, когда его дизайн адаптирован под маленький экран. См. например Яндекс или Гугль. Другое дело, что при этом могут урезать функционал и это мешает. Поэтому для мобильной версии не советуют урезать функционал, хоть сценарий использования несколько отличается.
  • +1
    По поводу цифры в 20% на мобильные OS: все-таки надо иметь ввиду, что li.ru считает большие соц. сети рунета (Вконтакте, Одноклассники, МойМир). Если взять срез, отбрасывающий посещения этих сайтов (хотя бы частично), цифра значительно уменьшится. Например:

    Переходы с Яндекса — 6.2%
    Переходы с Google — 12%
    Категория «Товары и услуги» — 7.9%

    Однако, во всех случаях рост очень быстрый. Исследование ценное, надеюсь, поможет кому-нибудь не проспать «будущее здесь» =)
    • +2
      В полном варианте исследования (по ссылке в конце поста) это упоминается, см. мою цитату «Для объективности следует иметь ввиду...»
  • +2
    Зачем отдельный мобильный сайт? Я и через смартфона, не говоря уже про планшет, совершенно удобно смотрю обычные сайты, заказывают билеты, хожу на все сайты, полноценные интернет-магазины (а не мобильные обрубки) и т.д.
    Если сайт или магазин нормально кроссбраузерно сделан, то он и на смартфоне удобен.
  • +2
    В мобильных версиях еще очень часто раздражает, что блокируется увеличение/уменьшение сайта «чтобы выглядел как нативный iOS, даже если смотришь с Android», и пользоваться сайтом становится неудобно — я привык к другому размеру шрифта и ширине, а тут мне навязывают «только так и никак боольше».
  • 0
    «Для каких типов сайтов в общем случае целесообразно создавать полнофункционалные мобильные версии?»

    Мобильные сайты почему-то никогда не бывают полнофункциональными. Я не встречал ни разу.
    Вконтакте не может в аяксовый чат, гугл не может в ссылки типа «сохраненная копия» и «просмотр в виде html», раньше в гугле же было 5 ссылок на странице, хотя даже тогда в древнем nokia 6300 памяти хватало на любое количество текста.
    В итоге приходится пользоваться полнофункциональными версиями и в принципе проблем с этим нет. Исключение составляют только пидарасы, которые прилепляют меню сайта к окну браузера — тут может спасти мобильная версия и в итоге на каждом сайте нужно думать, подходит ли тут мобильная версия или нет, вместо того, чтобы разработать полнофункциональный сайт, которым можно пользоваться на смартфоне — для этого даже дизайн особый не нужен, браузеры умеют зумить, нужно просто, чтобы не было глюков JS и тормозов.
  • 0
    Уже вторая статья этого автора, в которой не отображаются все изображения. Не удобно и не приятно.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разработка