Компания
29,23
рейтинг
19 марта 2014 в 19:38

Разное → Привет, Байнет! Приключения рунетовского десанта в стране партизан

10-14 марта 2014 года случилась масштабная конференция «Неделя Байнета. Пробуждение», на которой доклады о положении дел в самой зоне .BY сделали докладчики из Москвы. Я постараюсь не перегружать рассказ подробным репортажем о самом мероприятии: видеоматериалов, презентаций и фотографий — масса, часть их опубликуют до конца недели. Тема этой заметки — сам Белорусский Интернет как он видится из зоны RU весной 2014 и впечатления о первом посещении страны.



Предыстория



Белорусский Интернет всегда развивался, ориентируясь на Рунет.
Если в России появились интернет-кафе, то и Минск следует этой моде.
Если в Москве точкой обмена трафиком была выбрана междугородная телефонная станция № 9, по имени которой возникло историческое название M9-IX, то точка обмена трафиком в Беларуси получила название BY-IX, просто чтобы было так, как в Москве.
Если у нас «Российский интернет-форум», то в ответ — «Белорусский интернет-форум», который, впрочем, во второй половине нулевых проводиться перестал.

Что же касается интернет-пользователей в Беларуси, то, по данным Gemius, на сегодняшний день их число составляет 4,9 млн (при населении страны 9,3 млн). И рост новой аудитории замедлился по естественным причинам.

В 2013 году резкого удешевления белорусского рубля не произошло, и прогнозы о росте в полтора раза рынков интернет-рекламы и интернет-торговли, судя по всему, подтвердились.

Чуть ли ни в новогоднюю ночь ожидалась регистрация 100 тыс. сайтов в национальной доменной зоне .BY, однако стотысячный домен символично зарегистрирован уже по окончании «Недели Байнета».

Однако Байнет «пожирается» Рунетом. Еще немного: и работу белорусы будут искать только на рунетовских сайтах, недвижимость в своем городах покупать на российских сайтах и т. д. Были открыты белорусские соцсети vseti.by, i.tut.by, kollega.by, face.by, parta.by… Однако наиболее посещаемые сайты белорусскими пользователями: Вконтакте, Одноклассники и ведущие глобальные игроки, причем все они обгоняют Tut.by. Десять ресурсов имеют 95% охвата белорусской аудитории (среди них: tut.by, onliner, mail.ru, vk.com, Википедия, YouTube, Google).

С 2010 года Байнет ищет своего измерителя, и в панельных исследованиях вроде бы нашел его в виде Gemius Belarus. Их «Статистика белорусской интернет аудитории»:
Основной возраст — 25-35 лет (29%)
35% имеют высшее образование
40% имеет доход $250 и более (50% аудитории с доходом в $600 живут в Минске)
93% выходят в Интернет из дома
Соц. медиа используют 72%
Ресурсы с видеоконтентом — 49%
Cайты погоды — 30%
Автомобильные сайты — 26%
Новостные сайты — более 40%
Спортивные сайты — 12%.

Marketing.by сообщил в первом докладе конференции итоги анкетирования: 69% разработчиков сайтов попутно оказывают SEO-услуги.
7% компаний-разработчиков имеют возраст свыше 10 лет.
$5 млн. — оценка рынка разработок в Байнете и в 2013, и в 2012. Видимо, эта оценка имеет какое-то отношение к действительному положению дел.

По истечении первых двух лет работы в Байнете специалисты любых профилей начинают искать лучшей жизни, и вы догадываетесь в какой доменной зоне они оказываются чаще всего.

Поэтому в Байнете интерес есть не только к Рунету, но и конкретно к его лидерам. На первый семинар Яндекса в Минске в зал вместимостью примерно на 700 мест набилось более 800 человек. Это был рекорд для всех немосковских конференций Яндекса.
Если в нулевые годы не было даже зарегистрировано домена yandex.by, то в настоящее время в минском офисе Яндекса — примерно сто сотрудников, причем в подавляющем большинстве — вовсе не менеджеры по продажам.

Помощь государства



Не мне вам объяснять, но я хочу, чтобы эта главка осталась для тех, кто будет попадать на эту статью из поисковиков.

В конце 2010 года Александр Лукашенко посетил Парк высоких технологий и был недоволен проделанной, а точнее непроделанной работой. Он потребовал завершить застройку Парка высоких технологий в Минске к концу 2013 года, поскольку по прошествии пяти лет с момента издания им декрета о Парке высоких технологий тогда было реконструировано лишь одно здание.
Сейчас парк, имеющий на своем сайте страницы о национальной ментальности и о несущественности национальной специфики в ИТ, вроде бы уже работает вовсю (по крайней мере так кажется со стороны проводов).

При этом национальная специфика национальной зоны сети проявляется и в том, что россиянам посмеяться шуткам на bash.org.by удается далеко не всегда: вероятно, в них тоже есть что-то государственно-специфичное.
@mojo_fm: «Минские учителя планируют провести забастовку с требованием снизить зарплату программистам». И где тут слово «лопата»?

Указ №60 президента РБ «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет», говоря упрощенно, предписывает местным интернет-проектам хостинг в Беларуси. И в докладе Леонида Филатова на другой конференции в Минске, осенью 2013, был показан слайд с исследованием Openstat, где демонстрировался небывалый хостинг-патриотизм белорусских сайтов.



Наказание за несоблюдение указа №60 не предусматривает блокировки нарушителя или приостановки хозяйственной деятельности. Санкции — только штрафы.

Кстати, вайфай в Беларуси — по паспорту. Но есть. А вот банкоматов так мало, что москвичу это просто «режет глаз».

Республиканское унитарное предприятие электросвязи «Белтелеком» — провайдер для белорусского народа.
Провайдер для солидных господ — оператор Velcom (про которого почему-то говорят как про дочку «Мегафона»?). Ему же принадлежит и домен privet.by, давший название статье.

Белорусские пользователи и белорусские сайты 2014



Александр Садовский, Яндекс, и Андрей Травин, Openstat, автор этих строк, сделали на конференции обзорные доклады о Байнете — с целью рассказать о нем местным жителям (не знаю, было ли это им надо, но знаю, что больше это сделать вроде некому, ведь даже Tut.by в последние годы перестал сообщать количество сайтов в своем каталоге).

Ни Яндекс, ни Openstat не получили от Hoster.by полную актуальную 100-тысячную базу доменов. Обе компании заранее запрашивали. Обе получили отказ со ссылкой на административные трудности (см. предыдущую главу). Обе как-то обошлись: Яндекс, полагаю, смог найти недостающие сайты по ссылкам, а Openstat, «прозвонив» своим краулером 85 тыс. доменов зоны .BY, получил ответ «200» (Ok) для 63 тыс. сайтов, тогда как сам Hoster.by оценивает число «живых» сайтов в 65 тыс. Поскольку все отчеты делались для «живых» доменов, то с полнотой исследования тут тоже всё Ok.

Если читатель окажется из российского бизнеса, заранее предупреждаю, что в этом знании немного (потенциальных) денег — с ними в Байнете расстаются осторожно и неохотно. К примеру, добиться ежемесячного бюджета на продвижение в $5 тыс. можно, только годами окучивая белорусского клиента с бюджетами меньшего порядка.

Александр Садовский сообщил, что в Белорусской зоне сети отмечаются:
9 млн. запросов в день, 6 запросов на одного пользователя
25% — смотреть, играть, скачать
14% — коммерческие
15% — запросы про соц. сети
6% — порно.

Спрос в Беларуси становится похожим на российский



По данным Яндекс.Маркета средний чек



Согласно исследованиям Openstat рынок интернет-статистики в Беларуси выглядит следующим образом.



При этом удалось поймать тренд: смену лидера в интернет-статистике. Для вторых страниц она случилась на месяц раньше.



Всего 550 сайтов зоны .BY относятся к сфере рекламы, маркетинга и PR (офлайнового и онлайнового). Среди них использованный в исследовании категоризатор Ашманова выделил только 5 студий веб-дизайна. Результат, который выглядит как ошибка, на самом деле даже завышенный. В Белорусском Интернете фактически осталось только три дизайнерских веб-студии, и все они были представлены на круглом столе первого дня конференции «Неделя Байнета».



Полностью презентация исследования доступна на личном  или на корпоративном аккаунтах. Она включает ссылочное исследование по выявлению трендов поискового маркетинга, интернет-рекламу, интернет-статистику, движки сайтов (CMS), кнопки «Поделиться в соцсетях», распределение карт на сайт и онлайн-консультантов в Беларуси.
Подробно о методике (видео). Именно эта ссылка приводится на заключительном слайде.
Можно почитать подробности о методике и во введении к этой статье.

Пробуждение 2014



В платной конференции в Байнете приняло участие полторы тысячи человек. Треть из них имела абонемент на все четыре дня, который стоил около 5 тыс. российских рублей, что для Москвы — цена самых дешевых однодневных мероприятий.
Я бы на вашем месте не поленился глянуть программу мероприятия. Ведь даже если пробежаться по ней на колесике «мыши», виден впечатляющий десант рунетовских докладчиков, особенно — четверо — из Яндекса.

Организовал и провел «Неделю...» директор WebCom Group Денис Гурьев. Нужно быть щедрым, чтобы ради пробуждения Байнета затевать конференцию, которая будет заведомо в минус, и по-царски принимать гостей из Москвы, Симферополя, Дублина и Киева.
Мое мнение таково: Александр Садовский не планировал заранее, что именно Денису Гурьеву будет предложено выключить ссылочное ранжирование Москве. Просто он захотел сделать приятное Денису по итогам знакомства с таким мегачеловеком.

Беларусь занимает третье место в мире по санкциям. Наверное, из-за этого в «Президент-отеле» гостям подают только растворимый кофе? Так или иначе, не надеясь на бодрящий эффект коричневой бурды, каждое утро конференции Денис попытался сделать бодрым за счет ряженных моделей и профессиональных танцев на сцене перед первыми докладами.

Погода, впрочем, тоже благоприятствовала начинанию. 9 и 10 марта в Минске были зафиксированы температурные рекорды, а 11-14 марта стояла отличная солнечная теплая погода. Вместе с конференцией пришла весна.
А на следующий день, пока отсыпались организаторы, в Беларуси случились сильные ветры, из-за которых в стране были обесточены 1309 населенных пунктов, сорвана 41 крыша.
Пробуждение получилось. Но только надолго ли?
Автор: @volk
Openstat
рейтинг 29,23
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Комментарии (15)

  • +8
    Вы так путано пишете, что в конечном итоге я так и не понял морали статьи))
    • 0
      Главная мораль в том, что получить в Байнет деньги от мировых брендов и производителей товаров народного потребления можно только представив им измерения аудитории и нишевых рынков.
      А побочная мораль: даже если написать 10 тыс. знаков, всего важного на эту тему не расскажешь, так что лучше смотрите инфографику в презентации.
  • +4
    Радует информация, что байнет скорее мёртв чем жив, нам (белорусам) не стоит зацикливаться на своём мире и даже рунетом. Интернет — общий рынок и цепляться за национальные атрибуты не стоит, потому как при этом ограничиваешь свою аудиторию. Даже рунетовский гигант как VK перехал с «русского» домена, на com.
    • 0
      В прошлом месяце я приступал к анализу Байнета в жанре «ощупывая слона». И первое с чем я столкнулся, что слон оказывался размером с моську. К примеру, некоторые категории ашмановского категоризатора сайтов вообще не давали в Байнете срабатываний.
      Буквально: 0 сайтов по тематике «Кофемолки»…
      Или то, чего получилось достаточно много, было в общем-то неважно. Так Акавита, которая попала тут на обложку слайда крупным шрифтом, оказалась распространенной только среди всякой мелочевки, никакие крупные сайты ею не пользуются.

      Но всё же Байнет пока скорее жив, чем мертв. Иначе бы там не проводили и конференции…

      А феномен миграции национальных сайтов в сторону чужой национальной зоны я заметил еще дюжину лет назад. Тогда я опубликовал на russ.ru заметку «Испанский Интернет в домене .COM». В Испании тоже не очень жалуют свой домен .es, причем до сих пор не понимаю почему.
      • +1
        В Испании тоже не очень жалуют свой домен .es, причем до сих пор не понимаю почему.
        Начнём с цен порядка 69€ за .es против 9€ за .com
      • –1
        >>Иначе бы там не проводили и конференции…
        Конференция проводилась для рекламы вебкома, которые входит в топ 10 среди российских seo компаний. Белорусские клиенты нужны им для массы, деньги там маленькие.

        В беларуси есть основной ресурс — онлайнер, он является и новостной площадкой и торговой. Выгоднее продвигать кофемолку в каталоге онлайнера, чем городить свой сайт. Плюс часть тут бая и рынок поделен. У нас это давно известный факт.

        p.s. Только что заказывал подарок, в очередной раз убедился, что за пределами онлайнера байнетовский мир скорее мёртв, чем жив.
  • +3
    >Белорусский Интернет всегда развивался, ориентируясь на Рунет.

    Приняли закон о регистрации сайтов в РБ — принимают его в РФ. Приняли закон о блокировке сайтов — через пару лет то же самое в РФ. :-)
    • +4
      только я бы смайлик повернул в другую сторону
  • +3
    Да, тоже выступал на этой замечательной конференции, организация на твердую 5! Мне мероприятие очень понравилось. Ждем в следующем году продолжение)
  • +2
    Большое спасибо Денису и его команде за организацию!
  • +1
    И еще хотелось бы узнать, откуда автор взял несуществующую «BY-9»?
    • –1
      А что уже нет? Но была, когда Байнет еще норовили называть Белнетом.
      • +1
        Работал в тех краях примерно тогда же, небыло ничего подобного. Были попытки называть это BY-IX, но смысла нет это как-то называть — все равно монополизировано. Называется просто «пиринг».
  • –3
    Я не понимаю зачем вообще нужно это разделение между байнетом и рунетом. И там и там подавляющее большинство сайтов на русском языке.

    Кроме того, рунет и байнет не ограничивается доменами этих зон. Многие люди не регистрируют домены в зонах ru и тем более by т.к. считают это ненадежным, делая при этом сайты на русском языке.
  • +1
    «Минские учителя планируют провести забастовку с требованием снизить зарплату программистам». И где тут слово «лопата»?
    Для россиян переведу эту шутку, чтобы донести смысл: «Российские учителя, недовольные своими зарплатами, планируют провести забастовку с требованием снизить зарплату банкирам».

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разное