PalitrumLab
Компания
46,48
рейтинг
16 июля 2013 в 10:26

Разное → Социальные сети в России, лето-2013: цифры, тренды, прогнозы

Привет, Хабр!

Наш проект растёт не по дням, а по часам и дорос-таки до создания целого корпоративного блога! За год нашего существования мы успели накопить серьезный опыт в области разработки систем класса OBD (Online Big Data) и рады поделиться им с вами. Поскольку наш блог представляет консорциум разно-индустриальных команд, то и темы публикаций будут весьма разнообразны — от разработки до лингвистики, от социологических исследований до системной инженерии, от аналитики до маркетинга.

А начать мы хотели бы со статьи о динамике проникновения социальных медиа в России и о наших прогнозах на ближайшее будущее соцмедиа, которые мы вместе сможем проверить уже через полгода. За первые 6 месяцев 2013 года количество публичных сообщений в русскоязычных соцмедиа, выросло в 1,5 раза и составило порядка 300 млн в месяц, а среднемесячное количество авторов публичных сообщений увеличилось на 4 млн человек.

По данным ФОМ на июнь 2013 доля интернет аудитории – это выходящие в Сеть хотя бы раз за сутки – сейчас составляет 57% населения (+5% за 6 месяцев). Годовой прирост интернет-пользователей, выходящих в сеть хотя бы раз за месяц, составил 11%, а для суточной аудитории данный показатель равен 14%.

Самая популярная социальная сеть – vk.com, за месяц её посещают порядка 50 млн человек. На втором месте – Одноклассники – 43 млн ежемесячных посетителей.



Количество открытых сообщений, публикуемых в русскоязычных соцмедиа в месяц, выросло практически в полтора раза по сравнению с началом года, и составляет порядка 300 млн. Ежедневно публикуется около 10 млн постов, комментариев, твитов и других публичных сообщений.

Между источниками соотношение по количеству еженедельно публикуемых русскоязычных сообщений примерно следующее (только публичные сообщения, приватные беседы не учитываются):

  • Вконтакте: 13 млн сообщений
  • Твиттер: 37,5 млн сообщений
  • LiveJournal: 640 тысяч сообщений

Среднее за неделю количество уникальных российских авторов, публикующих сообщения в социальных медиа (учитываются как авторы постов, так и авторы комментариев) по данным Brand Analytics:
  • Вконтакте: 4,7 млн уникальных авторов
  • Твиттер: 2 млн уникальных авторов
  • LiveJournal: 90 тысяч уникальных авторов

Таким образом, на одного автора Вконтакте приходится в среднем порядка 2 публичных сообщений, в ЖЖ около 5, а в Твиттере 6 сообщений в день.

По данным TNS Web Index, среднее количество посетителей соцмедиа за неделю в мае 2013г было таким:

  • Вконтакте: 41,5 млн уникальных посетителей
  • Твиттер: 5,5 млн уникальных посетителей
  • LiveJournal: 8,4 млн уникальных посетителей

Соотношение активной аудитории и посетителей соцмедиа следующее:



Эти данные подтверждают тенденцию превращения Живого Журнала в СМИ – посетителей, которые оставляют в ЖЖ хотя бы один пост или комментарий в неделю – чуть более 1% от общей аудитории.

Активных авторов в Твиттере почти 40%, и это рекордный показатель в соцмедиа, причем тенденция роста твиттерян сохраняется. Среднее за неделю количество российских пользователей Твиттера увеличивается следующим образом:



Вместе с количеством пользователей, увеличивается и число твитов:



Таким образом, и второй тренд, рост Твиттера и его влияния, находит свое подтверждение. Не смотря на заявления о снижении темпов роста Твиттера в международном масштабе, в России количество поклонников микроблогов продолжает расти достаточно активно.

Основная социальная сеть России, по прежнему, vk.com. Сложно сказать, как измениться картина после начавшейся активной борьбы с пиратской музыкой во Вконтакте, но последние полгода количество посетителей, активных авторов и открытых публикаций стабильно высокое.




Можно выделить следующие основные тенденции развития:

  • Количество пользователей соцмедиа в России продолжает расти, при чем, увеличивается как количество активных авторов, так и читателей
  • Самой активно растущей сетью остается Twitter
  • Число публичных постов и дискуссий Вконтакте так же остается стабильно высоким.

Подтвердились ли наши прогнозы? Очевидно, что да: соцмедиа росли, растут и будут расти!



Несколько тенденций развития на следующие шесть месяцев, которые мы хотели бы отметить:

  • В летние месяцы мы будем наблюдать традиционный спад числа публичных активностей пользователей соцмедиа, в среднем на 30%. Но сначала осени соцсети снова начнут расти, и к концу года мы надеемся увидеть существенный рост числа публичных сообщений и активных авторов.
  • Несмотря на некоторую панику, вызванную антипиратской деятельностью соцсети Вконтакте, мы уверенны, что эта сеть останется самой популярной среди Россиян, соответственно ни оттока пользователей, ни падения числа публичных сообщений мы не ожидаем.
  • Что касается резкого июньского снижения количества публичных сообщений Вконтакте, то вызвано оно не только каникулами и отпусками трудящихся, но и блокировкой нескольких крупных сообществ, ставших жертвой виртуального рэкета. С некоторых из них бан уже снят, с других ожидается снятие бана в ближайшее время, поэтому высока вероятность того, что рост числа публичных сообщений наметится уже в июле.
  • Твиттер останется самой динамично растущей соцсетью в России, как минимум, до конца года.
  • Число читателей и комментаторов Живого Журнала, вероятно, останется на прежнем уровне, но возможно сокращение числа постов.
    Кстати, знаете ли вы, что на многих новостных порталах комментариев практически столько, как и в ЖЖ? А топовые новости, как правило, набирают больше комментариев, чем топовые посты в блогах. Наибольшая активность комментаторов отмечена на ресурсах news.rambler.ru, news.mail.ru и reuters.com. Новости на Рамблере – безусловный лидер по числу комментариев к новостям – на этом портале появляется порядка 120 тыс. комментариев в неделю. Так же высокое число комментариев набирают статьи на ria.ru, kommersant.ru, championat.com, gazeta.ru, rbc.ru и itar-tass.com.

Таким образом, превращение ЖЖ в он-лайн СМИ, а он-лайн СМИ в соцсети идет полным ходом, ждем дальнейшего усиления тренда

Кстати, в прошлый раз мы ссылались на статью, в которой западные эксперты прогнозировали в качестве тренда-2013 переход от простого мониторинга соцмедиа к сложному анализу и построению прогнозных систем на основе этого анализа. Тогда мы упомянули, что тренд потихонечку добирается и до России, и что же? Мы были правы! Вспомните, как этой весной российские социологи поразили мировое профессиональное сообщество точнейшим прогнозом результатов выборов в Венесуэле на основе анализа испаноязычных сообщений Твиттера! Будущее где-то рядом ;)
Автор: @CvetKomm
PalitrumLab
рейтинг 46,48
Компания прекратила активность на сайте

Комментарии (18)

  • +4
    А поинтереснее выводы делать собираетесь? А то сухо как-то.
    • 0
      Спасибо за внимание к статье, обязательно учту Ваш комментарий в следующих публикациях.
      Выводы «поинтереснее» обязательно будут!
      • 0
        Спасибо, буду следить, т.к. информация у вас на руках довольно интересная.
  • +3
    А цифры по фейсбуку?
  • +2
    А вообще корректно ли сравнивать Livejournal с Twitter? По-моему, платформы настолько разные, что осталось только youtube к ним добавить…
    • 0
      Мы не сравниваем ЖЖ, Twitter и ВКонтакте между собой, мы сравниваем показатели в каждой из этих соцмедиа относительно предыдущих периодов. И количество уникальных авторов, публичных сообщений и соотношения активных и пассивных пользователей, конечно, обусловлено и особенностью платформ в том числе. Поэтому интересно смотреть показатели в каждой соцмедиа в динамике, а не сравнивать их между собой.
      Про YouTube нам тоже есть, что рассказать)
      • +1
        У меня осталось двоякое чувство от Вашего поста. С одной стороны, конечно, интересно узнать, что в твиттере 10 млн человек в месяц для общего развития, с другой — разве это все социальные сервисы? А что было до 2013 года? Вы оцениваете абсолютные показатели абсолютно разных платформ — кроме сухих цифр мне это не дает ничего. Было бы интересней, если бы Вы раскрыли способы, как эти цифры получаются — везде ли они открыты?

        Не вконтакте единым:

        image
        • 0
          Способы мы не можем раскрыть, по вполне понятным, я думаю, причинам )
          Что касается всех соцмедиа — безусловно, в исследовании даже упомянуты далеко не все. Мы собираем данные более чем с 5 тысяч источников, рассказать о каждой из них в одном посте нереально. Почему взяты именно эти три ресурса? Вконтакте — самая популярная, не смотря ни на что, социальная сеть, Твиттер — практически нет конкурентов, плюс он сохраняет самые высокие темпы роста уже несколько лет, ЖЖ — самая популярная в рунете блог-платформа.
          То есть эти три ресурса дают некое общее представление о том, что происходит в русскоязычных блогах, микроблогах и социальных сетях.
  • –2
    Фейсбук в России достаточно специфичная социалка с довольно-таки узкой, а потому не всем интересной аудиторией. Поэтому мы остановились на 3х основных соцмедиа. Но раз интерес есть, то в следующей статье (исследование по соцмедиа в цифрах — регулярное, проводится нами раз в пол года), постараемся не обойти Фейсбук вниманием.
    • +3
      Вы точно из 2013? По моим, конечно, субъективным ощущениям в facebook 80% тех, кого я знал вконтакте. При этом контакт половину из этого числа потерял.
      • 0
        Точно :) Основные пользователи русскоязычного Фейсбука — маркетологи и ИТшники, поэтому ваши субъективные ощущения, скорее всего, вполне оправданны, но ориентироваться на них не стоит. По результатам панельного исследования TNS Web Index в мае 2013 (за месяц) посетителей Фейсбука из России было примерно 18 млн, Вконтакте — больше 30 млн.
        Мы взяли в это исследование:
        Вконтакте как пример социальной сети — самая высокая посещаемость,
        Твиттер — самый популярный сервис микроблогов и самая динамично растущая соцмедиа
        ЖЖ — самая популярная блог-платформа.
    • 0
      Хм.
      Весьма спорное утверждение, особенно учитывая соцдем. Ну да ладно.
      Тогда где одноклассники!? :)
      • 0
        Одноклассники — меньше публичного контента, чем в том же ВК, поэтому менее интересен как с точки зрения оперативной социологии и маркетинговых исследований, так и с точки зрения продвижения.
  • 0
    А лирушечка не вошла в топ5 или вы не включили ее в обзор по иным соображениям?
  • 0
    «Динамика проникновения соцмедиа в России» так не измеряется. Ваш пост просто подтвердил различные оценки, данные с точностью плюс-минус 5 млн. Это уже знают все, кто занимается соцмедиа — тем более для указанных площадок.
    Информация, которой действительно не хватает, — это региональная сегментация представленных цифр. Например, информация о взлете популярности какой-либо социальной сети (рост участников, рост активности) в течение года в какой-нибудь Башкирии — это очень полезная информация. Такую даже продавать можно.
    Я почему-то уверен, что у вас такие данные есть — вы же не ерундой занимаетесь, не тупо считаете посты и комменты, а хотя бы используете базовые алгоритмы кластеризации по каким-либо признакам аудитории? Так вот, сделайте один пост про один сегмент и покажите в нем динамику — кому-то будет просто интересно, кто-то будет покупать у вас информацию по другим сегментам. А просто общие цифры, измеряемые миллионами, нужны только Росстату. Остальные уже сами всё посчитали с приемлемой точностью.
    • 0
      Доброе утро! Спасибо за столь содержательный комментарий.
      Динамика проникновения измеряется, как правило, числом зарегистрированных пользователей или посетителей. Мы же говорим о динамике активности пользователей, что гораздо более интересно для исследований. Поэтому я бы не была столь категорична в утверждениях, что подобные данные всем известны.
      Конечно, у нас есть данные по региональной сегментации. Раз есть интерес, то мы с удовольствием поделимся одним интересным кейсом по активности в регионах. Постараюсь подготовить и опубликовать материал уже завтра, а пока, для затравки, могу поделиться недавней публикацией наших партнёров по активности пользователей ВКонтакте и Твиттер в регионах.
  • 0
    Стоит еще упомянуть и мою статью habrahabr.ru/post/164307/ Визуализация графа социальной сети: анализ событий блогосферы перед декабрём 2011 года
    В ней как раз проводится сложный анализ на основе теории графов и Social Network Analysis, подтверждаю, что просто кто сколько постов в соцсетях делает уже никому не интересно, интересна структура сообществ, их динамика, и именно на этом я специализируюсь.
    • 0
      mechkladenets, спасибо, очень интересная статья! Я упоминала в моей публикации одно из исследований — прогнозирование выборов в Венесуэле с помощью анализа сообщений в Твиттере. В двух словах, для тех кому лениво ходить по ссылкам:
      По прогнозу рассчитанному путем исследования социальных медиа (датирован 11 апреля) на выборах в Венесуэле победа присуждалась Николасу Мадуро, который должен набрать 50,7% голосов. Его конкурент Энрике Каприлес, как показывало исследование за несколько дней до выборов, набирал 48,8% голосов
      Прогноз полностью совпал с официальными результатами голосования: по предварительным подсчетам на 15 апреля, Николас Мадуро получил 50,7% голосов, а Энрике Каприлес – 49,1%.
      Исследование проводилось с 23 марта по 14 апреля 2013 г. Общее количество проанализированных упоминаний на 11 апреля – 6 378 390, общее количество авторов – 827 385.
      Мы обязательно опубликуем и другие результаты наших исследований в самое ближайшее время. Почему начали блог именно с этой статьи? Я считаю, что цифры по активности авторов и количество публичных сообщений отлично очерчивают возможности и актуальность исследований в соцмедиа, поэтому нам и хотелось познакомить всех с этими данными. Дальше будем на примерах раскрывать возможности, которые открываются с применением автоматизированного сбора и анализа таких объемов данных)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разное