ZX Spectrum: 35-летний юбилей



    35 лет назад, 23 апреля 1982, появился ZX Spectrum — замечательный домашний компьютер, который приобщил к программированию немало людей. В первой половине 1990-х эти 8-битные компактные устройства были очень популярны в России. По сути, ZX Spectrum’ы заполнили нишу бюджетных игровых приставок, но при этом позволяли писать полноценные программы на Basic (и не только). В честь очередной годовщины мы решили вспомнить наиболее яркие игры, покорившие сердца многих пользователей ZX Spectrum.

    Если вы были слишком молоды, или вообще не застали ZX Spectrum, то вряд ли поймёте ностальгию владельцев этих маленьких компьютеров. В то время PC были слишком дороги для подавляющего большинства россиян. А ZX Spectrum даже не нужен был монитор — они подключались к телевизорам. Более того, в качестве устройства загрузки выступал магнитофон, а носителями были обычные аудиокассеты. Лишь немногие счастливчики могли похвастаться дисководами, подключёнными к ZX Spectrum.



    Соединяешь компьютер проводами с телевизором и магнитофоном, включаешь последний, и несколько минут ждёшь, пока в 48- или 128-килобайтную память компьютера загрузится какая-нибудь игра. При этом процесс сопровождается незабываемой психоделической какофонией звуков. Это было очень похоже на звуки, издаваемые модемами. Вот классический загрузочный экран ZX Spectrum. Игра Manic Miner заливалась с кассеты в память в течение трёх минут.



    Сегодня мы избалованы невероятно реалистичной трёхмерной графикой и роскошными спецэффектами в играх. Даже на смартфонах. А во времена 8-битного ZX Spectrum миллионы людей заигрывались в игры с такой графикой, которая сегодня удовлетворит разве что неприхотливых представителей младшего дошкольного возраста.

    Elite




    Вероятно многие поклонники авиа- и космических симуляторов с недоумением отнесутся к факту, что игра Elite была одной из самых популярных на ZX Spectrum. Это космический симулятор, в котором игрок бороздил просторы вакуума, сражался с пиратами и торговал всевозможными товарами, перелетая от планеты к планете. C опытом и боевыми победами игрок рос в ранге. Дослужиться до звания Elite удалось очень немногим. Лично я дошёл только до звания Competent.



    Это скриншоты с реальным разрешением ZX Spectrum: 256х192 пикселей. Все объекты в космосе были «проволочные» — сквозь них были видны звёзды и другие объекты.



    R-Type




    Игра R-Type представляла собой двухмерную классическую стрелялку, в которой нужно было управлять неким летательным аппаратом и отстреливать всех встречных. Естественно, можно было подхватывать вылетающие из врагов модули-апгрейды, существенно увеличивающие возможности вашего пепелаца.



    Chuckie Egg




    Chuckie Egg — игра в стиле «кради и убегай». Некий полноватый мущщина в лихой шляпе по имени Гарри бегает по лабиринтам и собирает яйца каких-то гусей-переростков. Здравый смысл? Не, не слышали.



    Manic Miner




    Manic Miner («Сумасшедший шахтёр») — один из первых платформеров. Игра завоевала широчайшую народную любовь у владельцев ZX Spectrum. Название у игры было говорящее: шахтёр исследует всевозможные таинственные катакомбы в поисках ключей, попутно уворачиваясь от недружелюбной фауны и спятивших предметов.



    Chase H.Q.




    Если у вас был ZX Spectrum, то вы наверняка намотали немало километров в гоночном симуляторе Chase H.Q. Геймплей был очень незамысловат: нужно было вовремя проходить разные участки трассы на полицейском автомобиле Porsche 928.



    Knight Lore




    Первым в истории квестом в изометрической проекции стала игра Knight Lore. Главный герой пробирается по коварному лабиринту замковых покоев, коридоров и подвалов, чтобы добыть волшебное зелье, которое снимет с него заклятие.



    Head Over Heels




    Очень похожая изометрическая графика была и у другой хитовой игры — няшной Head Over Heels. По сути, это был набор головоломок, которые нужно было решать и продвигаться к сюжетной цели.



    Saboteur!




    На волне интереса к ниндзя Saboteur! можно считать классикой жанра. Игра в стиле экшн, разработанная Клайвом Таунсендом и выпущенная компанией Durell в 1985 году на ZX Spectrum, позже она была перевыпущена для игровых платформ Amstrad CPC, Commodore 64, Commodore 16 и Plus/4. И по сей день она остается любимой игрой тысяч спектрумоводов.



    RoboCop




    Если вы родом из 1970-80-х, то вам вряд ли нужно рассказывать, каким культурным явлением стал фильм RoboCop. Одноимённая серия игр на множестве платформ, включая ZX Spectrum, не стала исключением. Сколько пацанов с наслаждением исполняли роль полицейского-киборга Мёрфи!



    3D Deathchase




    Прирождённым гонщикам очень нравились мотоциклетные погони в 3D Deathchase. Да, сегодня от этого зрелища начинается глазное кровотечение, но для 1983-го года — отличная игра!



    Super Hang-On




    Мотоциклетные гонки Super Hang-On выглядели не столь брутально, и были, пожалуй, более популярны среди «спектроводов».



    Boulder Dash




    Boulder Dash — игра для настоящих диггеров-экстремалов. Главный герой представляет собой какое-то гуманоидное существо, прокладывающее себе путь через толщу грунта, собирая спрятанные в недрах алмазы и уворачиваясь от падающих булыжников.



    Lode Runner




    А какой владелец ZX Spectrum не обожал платформер Lode Runner?! В этой игре каждый мог почувствовать себя самым умным, ловким и хитрым, стараясь обхитрить безликих роботов и пытаясь добраться до золотых кладов.



    Lunar Jetman




    Ещё одним мегапопулярным на ZX Spectrum платформером стал Lunar Jetman. Милитаристкое будущее Луны — космонавт должен был собирать бомбы, чтобы уничтожать базы пришельцев.



    Dizzy




    В топ лучших игр для ZX Spectrum входил и платформер Dizzy — вы управляли этаким Шалтаем-Болтаем, человеком-куриное-яйцо, перемещаясь по игровому миру и решая задачи.

    Target: Renegade




    В Target: Renegade заигрывались тысячи пацанов. Симулятор уличного мочилова: накачанные альфа-самцы в жилетках, некоторые в мотоциклетных шлемах, некоторые с молотами и прочим подручным оружием, выбивали друг из друга дух в урбанистических антуражах. Помню, в моём родном городке в самом начале 1990-х несколько доморощенных предпринимателей арендовали уголок в одном из кинотеатров, где поставили несколько столов, штуки четыре ZX Spectrum с телевизорами, и продавали игровое время местным мальчишкам. Если не ошибаюсь, 15 минут игры стоили 1 рубль. Мне очень нравилось играть в Ренегада, причём не на кнопках, а на примитивном джойстике, возможно даже самодельном.



    The Way of the Exploding Fist




    The Way of the Exploding Fist — за этой игрой просиживали бесконечные часы поклонники фильмов с Брюсом Ли и Жаном-Клодом ван Даммом. А вы не спорили с одноклассниками, кто из них кого побьет?



    Sim City




    Вы удивитесь, но на ZX Spectrum была портирована даже Sim City. Правда, выглядела она очень абстрактно, как блок-схема разрабатываемого приложения.



    Operation Wolf




    Прирождённые воины наслаждались на ZX Spectrum шутером-боевиком Operation Wolf. Экран двигался независимо от игрока, и нужно был успевать уничтожить неприятелей, чтобы они не успевали открыть по вам огонь. У героя-спецназовца были не только патроны, но и гранаты. Кстати, я играл в версию на PC — как сейчас помню, гранаты бросались по нажатию Enter. Со всей дури молотил я по клавиатуре, компенсируя отсутствие меткости силой молодецкого нажатия, громя врагов за компьютером в бухгалтерии завода, где работала моя тётя.



    Если вы хотите вспомнить молодость и погонять в игры для ZX Spectrum, то можете воспользоваться какими-нибудь из многочисленных эмуляторов, созданных под все мыслимые платформы.

    P.S. Все эти игры умещались либо в 48, либо в 128 Кб оперативной памяти.
    Метки:
    Parallels 240,84
    Мировой лидер на рынке межплатформенных решений
    Поделиться публикацией
    Комментарии 234
    • +1
      А ведь ещё была удешевлённая версия 16k.
      Hey hey 16k

      • –4
        X-Com же

        image
        • +2
          Ничего не путаете?
          • –1
            Не путаю! Да, это РС-шная версия, о скрина со спектрума не нашел.
            • +5

              И не удивительно :) Потому что под Спекки не было X-Com. Там был Laser Squad. Который отличался довольно сильно. Плюс там не было вообще стратегического элемента и было больше тактических. Например, можно было идти спиной вперёд, прикрывая группу сзади и т.п.


              https://ru.wikipedia.org/wiki/Laser_Squad

              • +3

                Ага, вот:


                image

                • 0
                  Был порт X-Com. Вот только у меня он так и не запустился(точнее — запускалась только тактическая карта, в которой не работало управление).
                  • 0
                    Был. Но со стабильностью там действительно были проблемы (особенно во время тактической фазы).
                    • +1
                      Всё там нормально было со стабильностью, в оригинале…
                      … просто автор оставил несколько сюрпризов для кул хацкеров :-)
                    • +4
                      Не чистый X-COM, а, скажем так, его аналог.

                      Первая часть, переработка игры UFO: Enemy Unknown
                      image image

                      Вторая часть, частичная переработка X-COM: Terror from the Deep
                      image image

                      Ещё и аналог варкрафта был
                      image image
                      • 0

                        Понятно. Судя по авторам и текстам, это было уже на самом закате Спекки и только в России. Мы тогда уже поголовно сидели на PC и я этот пласт не застал.

                        • 0
                          Конец 90х это уже был. Медноногов ufo портировал. Но нужен был комп 128кб.
                      • 0
                        А до Laser Squad была еще серия Rebelstar от того же автора.
                        • +2
                          image
                          Да ну? Не Х-сом, но оно-же! UFO. Смысл поменялся?
                          И да, по мне, так она удобней РС-шной была. И эмулятор полета был «отпадный», как тогда говорили.
                    • +2

                      X-Com для Spectrum выглядел сильно иначе. На скриншоте UFO для PC.

                      • +1
                        Это уже x86, 320x240 256 цветов палитра
                      • 0
                        Спасибо за ностальгию, и спасибо этому замечательному компьютеру, с него действительно началось путешествие в мир программирования, которое продолжается по сей день!
                        • +1

                          В лоуд ранер мне больше нравилось придумывать уровни для друзей, был в игре отличный редактор. Еще ривер райд, тоже отличная игрулька от активижн.

                          • +1

                            Недавно открыл для себя безумие чисто спектрумокских платформеров: Jet Set Willy (продолжение Manic Miner) — очень по духу отличается от платформеров с других платформ ;)

                            • 0
                              Только это не чисто спектрумовский платформер.
                              Как и большинство вышеперечисленных игр: Elite — порт с BBC Micro, Operation Wolf и R-Type — с аркадных автоматов, Boulder Dash и вовсе кривовато перенесли…
                              • 0

                                Ну, как раз Manic Miner и Jet Set Willy — написаны для спектрума, на другие микрокомпьютеры его уже портировали.


                                Но тут даже дело не в этом, а в особой атмосфере не-приставочных, а именно микрокомпьютерных платформеров.

                            • +5
                              На спектруме была очень крутая игра The Great Escape.
                              Еще достойны упоминания Exolon / Venom strikes back.
                              Rebelstar и Laser Squad — прородители XCom.

                              Да много было крутых игр. :)
                              • +1
                                Я бы добавил еще Heavy On The Magick
                                А в Laser Squad я наиграл наверное больше, чем в Elite
                                • +1

                                  Вот интересный ремейк Exolon: http://retrospec.sgn.net/game/exolon

                                  • +2

                                    Freddy Hardest, REX, Earth Shaker, Blasteroids, Savage

                                    • +1
                                      > Да много было крутых игр. :)

                                      Еще парочка.

                                      Total Eclipse — компьютерная игра в жанре шутера от первого лица и квеста. Разработана британской компанией Incentive Software и выпущена в 1988 году. Может рассматриваться как один из первых шутеров от первого лица.



                                      Academy is an action/simulation computer game for the Commodore 64, MS-DOS, ZX Spectrum, Amstrad CPC and Amiga It was released in 1987 by CRL. It achieved critical success in the year it was released.

                                      • +1
                                        Блин я всё узнать не мог как называлась та самая игра в которую в детстве залипал оч сильно, а вычитал из вашего коммента! The Great Escape эвер)) Спасибо)
                                      • +2
                                        На кикстартере собирают на новую версию спектрума: https://www.kickstarter.com/projects/1835143999/zx-spectrum-next
                                        Есть и отечественный вариант на FPGA — Speccy2010.
                                        • 0
                                          Спасибо за ссылку.
                                          У того варианта есть преимущество перед отечественным — оригинальный порт расширения и готовый компактный корпус (если всё это взлетит, конечно).
                                          • 0
                                            Не взлетит…
                                            • +1
                                              Взлетит
                                              • 0
                                                Ну денег-то наберёт, надо чтобы ещё сделали.
                                            • 0
                                              Есть ещё ZX Evolution.
                                              http://nedopc.com/zxevo/zxevo.php
                                              На видео можно примерно посмотреть как выглядит его главный экран.
                                              Можно увидеть часы с CMOS и поддержку образов дискет с SD карты. О таком можно только было только мечтать.
                                              Причём это FPGA реализация реального пентагоновского железа.
                                            • 0
                                              Как много игр было там на самом деле — все не переиграть.
                                              Из того, что не назвали упомяну Golden Axe
                                              https://ru.wikipedia.org/wiki/Golden_Axe

                                              Была версия для Spectrum, которая грузилась стандартные 5 минут вначале и потом каждый следующий уровень ещё по 1-2 минуты подгружался (а в случае проигрыша — нужно было отматывать назад пленку).
                                              • +2
                                                Если у вас был ZX Spectrum, то вы наверняка намотали немало километров в гоночном симуляторе Chase H.Q. Геймплей был очень незамысловат: нужно было вовремя проходить разные участки трассы на полицейском автомобиле Porsche 928.


                                                Даже в представленном в статье видео видно, что надо не проходить участки трассы, а догнать и таранить машину преступника пока он не загорится по полной и не остановится, а потом всех в машине арестовать.
                                                • 0
                                                  Забавная пасхалка в RoboCop:

                                                  Для тех, кто не заметил подвоха
                                                  Указано, что Эмиля Антоновски (персонажа фильма) задерживали за «Software piracy», хотя занималась их банда совершенно другим.
                                                  • 0
                                                    Каждый раз, кроме перечисленного, вспоминаю ещё G.I. Hero, т.к. очень долго бродил по её джунглям.
                                                    • +2
                                                      Лично я дошёл только до звания Competent.

                                                      Ну что же вы так. Это же просто было.
                                                      Ставите сборщик топлива, летите к солнцу, при сборке топлива делаете гипер-переход,
                                                      Во время перехода зажимаете (не помню точно, клавишу «H») и вы как бы в подпространстве у таргоидов.
                                                      Неделя боев в таком режиме часа по 2 и вы Elite. ))))
                                                      • +1
                                                        Перехват таргонами(а не таргоидами, таргоиды — мелкие боевые корабли таргонов) включался нажатием чего-то в режиме паузы и после этого любой прыжок приводил к встрече с таргонами, а сборка топлива+прыжок использовались для того, что бы топливо не заканчивалось, в какой-то из версий был баг, ему казалось, что ты по прежнему заправляешься.
                                                      • +13
                                                        А как на счет NetherEarth? Моя первая стратегия, да ещё с элементами конструктора роботов!!!
                                                        • +1

                                                          Это была одна из моих любимейших игр

                                                          • +1
                                                            Отличнейшая игра! :)
                                                            До сих пор люблю порасстреливать роботов пришельцев, помурыжить их :)
                                                            • 0
                                                              Огромный респект автору ретрообзора, но я тоже всё ждал упоминания своей любимой игры.
                                                              Для своего времени это была очень прогрессивная штука.
                                                              • 0
                                                                В «Космических рейнджерах» как раз была попытка скрестить Nether Earth, текстовые квесты и Elite со спектрума.
                                                                • 0
                                                                  супер-игра!
                                                                • +1
                                                                  Спасибо автору! Все не мог вспомнить как эта игра называлась, и вы напомнили R-Type!!! А так половина детства прошла за Спектрумом, и профессия была выбрана уже тогда, нравилось что-то писать и уже тогда изучил ассемблер и с друзьями начали делать свои первые игры.
                                                                  А так еще помню Rebel Star, Chronos, Bomber Jack, Exelon, Saboteur, Bruce Lee…

                                                                  Даже сейчас бывает нападает ностальгия и бывает в эмуляторах играю, сейчас много сайтов где сразу в браузере можно поиграть.
                                                                  • +3
                                                                    Прям ностальгия нахлынула!
                                                                    Пойду скачаю эмулятор, перепройду Саботера
                                                                    • +3

                                                                      Да, вот обзор без Саботера и Dan Dare выглядит каким-то странным. Зато целых две мотоциклетных гонки.

                                                                    • 0

                                                                      Saboteur — это первое что я увидел на Спектруме. И мне сразу захотелось его спаять. И не потому что я любил играть.
                                                                      На тот момент я представлял из чего состоит Спек и малость офигел от анимации персонажей, зная что никакого графического процессора нет.
                                                                      И, кстати, красочные заставки во время загрузки игр добавляли привлекательности Спеку. На других компаний во время загрузки не происходило ничего.

                                                                      • –1
                                                                        > И, кстати, красочные заставки во время загрузки игр добавляли привлекательности Спеку. На других компаний во время загрузки не происходило ничего.

                                                                        Точно так же на других было.



                                                                    • 0
                                                                      Меня Chase H.Q. очень впечатлила — дорога динамической ширины, препятствия, погони, трамплины на трассе… Одним словом восхитительно, особенно по тем меркам.
                                                                      Вот бы навыки этих людей по оптимизации да в наше время…
                                                                      • +1
                                                                        Еще была такая мозговыносительная игра: Stunt Car Racer.

                                                                        Stunt Car Racer — видео-игра автосимулятор 4-го поколения, разработанная Geoff Crammond и опубликованная компанией MicroStyle в 1989 году. Гоночная трасса выполнена в простой 3D-графике.

                                                                        От других игр своего времени отличалась тем, что гонки впервые стали проходить на возвышенной гоночной трассе с 3D-визуализацией, а также отсутствием барьеров, не позволяющих в других играх машине вылететь из трассы. В игре присутствует физический движок, под действие которого попадает непосредственно сама машина игрока, давая повышенный эффект реалистичности. Если машина падает, игра не заканчивается, а машину поднимают обратно на цепях, таким образом игрок теряет много времени.

                                                                        Видео

                                                                        • 0
                                                                          А так она выглядела на Commondore 64…

                                                                          Видео

                                                                      • +3
                                                                        Бедненько. Много видео с youtube и ни слова про целую индустрию российских клонов ZX-Spectrum, таких как Scorpion ZS-256, ни про платы расширения, ни про лицензионные (!) отечественные игры для ZX-Spectrum («Черный ворон» и т.д.). Ни слова про современные клоны ZX-Spectrum, таких как ZXM-Phoenix.
                                                                        • 0
                                                                          Наверное, статья ради статьи :)
                                                                        • +1
                                                                          Ностальгия… Первые игры, первые программы.
                                                                          Что что, а вот серию Saboteur автор обошёл незаслуженно.
                                                                          PS Atic Atac на первом фото — тоже прикольная игрушка
                                                                          • 0
                                                                            А мне вспоминается Hero Quest. Рпг в стиле днд. В ней тоже уровни подгружались.
                                                                            • +3

                                                                              Прогресс не стоит на месте. Вот отличный эмулятор Спекки прямо на HTML5 :)


                                                                              http://torinak.com/qaop


                                                                              Игры можно быстро загрузить через нажатие Ins.

                                                                              • +1

                                                                                Если на клавиатуре вообще есть Insert :(

                                                                              • +1
                                                                                Мне нравились игры нестандартные, с изюминкой, так что
                                                                                мой топ
                                                                                1. Skool daze
                                                                                2. Myth
                                                                                3. North & South
                                                                                4. Head over Heals (безуспешно пытался получить вечную жизнь, вводя POKE коды)
                                                                                5. Индиана джонс и последний крестовый поход
                                                                                6. Renegade, T.Renegade
                                                                                7. Dizzy [2, 4, 6]
                                                                                8. Hijack

                                                                                • Astemex (спасти землю от метеорита)
                                                                                • Spy vs. Spy 1
                                                                                • Jack the Nipper 2
                                                                                • Everyone is Wally
                                                                                • Hot Shot (про футбол)
                                                                                • MPSM

                                                                                Эээх, вот были времена…
                                                                                • +2
                                                                                  А ведь на нём я программировать начинал!
                                                                                  • 0
                                                                                    А мне было бы интересно посмотреть не на сами игры, а на процесс их создания и какие инструменты для этого использовались. Как рисовали графику, какие языки использовались, как отлаживали.
                                                                                    • 0

                                                                                      Из языков — ассемблер. Лучшего не было.
                                                                                      На счет графики тоже интересно, знаю был The Artist, но не уверен, что его широко использовали для графики.

                                                                                      • +2
                                                                                        Ещё была Art Studio — 8-битный Paint, практически :)
                                                                                        • 0
                                                                                          Мне рассказывали как фотки и картинки «сканировали» в спектрум. Брали фотку, клали на нее оргстекло расчерченное в клеточку, одна клеточка — одно знакоместо 8х8 пикселей, и по пикселям с клавиатуры вводили пиксели в графический редактор, попутно подгоняя цвета знакомест.
                                                                                          И ведь очень неплохо иногда получалось.
                                                                                        • +2
                                                                                          В ZX-Ревю были статьи про Стива Тернера, он кратенько рассказывал, как игры делает.
                                                                                          • 0
                                                                                            Если интересно, гляньте на серию книг «Как написать игру для ZX Spectrum» издательства Питер. Что-то можно было наваять и на вшитом в ПЗУ Бейсике.
                                                                                            • 0
                                                                                              Это фактически была моя первая книга по программированию. Проштудирована от корки до корки.
                                                                                          • +3
                                                                                            Ага, помню таблица ассемблерных кодов висела на стенке, мы с братом машинным кодом проги писали, потом уже и таблицы не особо нужны были, так как запомнили. А писали на в машинных кодах в написанном нами же на бейсике редакторе памяти. Очень прикольно было, что можно было прогу в экранной памяти запустить и наблюдать как она работает.
                                                                                            • 0
                                                                                              Нежели прямо на машинных кодах реально программировать? Я об этом слышал, но не верил. Все таки Z80 это не древний программируемый калькулятор, где действительно программу вводили вводя коды. Инструкций много, разные модификации, операнды. Опять же, как быть с переходами, ведь добавив инструкцию, другие адреса смещаются. Я думал что термин «программирование в кодах» на самом деле подразумевает программирование на ассемблере.
                                                                                              • +3

                                                                                                Именно в машкодах реально. Сложно, ничего сложного, наверное, но реально.

                                                                                                • 0
                                                                                                  В универе программировали практически в машинных кодах на УМК-80 Микропроцессорная лаборатория УМК-80, http://ruecm.forum2x2.ru/t116-topic
                                                                                                  Проги писали на ассемблере, но вводить в УМК можно было только машинные коды.
                                                                                                  • +1
                                                                                                    У него был нормальный ассемблер — ZEUS. Там вообще просто всё.
                                                                                                    • +1

                                                                                                      Zeus был всё-таки довольно старый и по сути очень мало что умел. Спектр ассемблеров был гораздо шире и функционально они были намного лучше Zeus'а. Мой любимый — TASM 4.12 от RST7

                                                                                                      • 0
                                                                                                        Ну… слово «был» следует читать как «у меня был» :)
                                                                                                        В то время раздобыть что-то новое было нереально. Единственное — можно было перебить с копий подшивок журналов (в кодах) разные утилиты, потом записать на кассету.
                                                                                                        • 0

                                                                                                          Ну это да :) С софтом поначалу было сложно, впрочем с журналами было ещё сложнее :)

                                                                                                        • 0
                                                                                                          TASM, кстати, по заявлению самого RST7, ядром своим обязан именно ZEUS. Когда вышел TASM, его появление сопровождалось слухами о невиданной скорости трансляции. По сравнению с ZEUS, ничего особенного. Киллер фичей конечно, стали макросы и оверлейная поддержка как исходных кодов, так и бинарных файлов.
                                                                                                          А ещё в ZEUS была нестандартная система ввода текста — вводимый текст посимвольно сканировался с экранной области (карл!) и сравнивался с хранимыми внутри образами символов. Не прошедшие проверку символы просто игнорировались. Если запустить Zeus с user-defined шрифтами, то он становился неработоспособным напрочь. Это просто необъяснимо, зачем нужно было тратить ресурсы на такой «индусский» метод…
                                                                                                          Ну и среди прочего — в нём среди поддерживаемых интерактивных команд зашито знаменитое «What is the meaning of life?» (отвечает, соответственно, 42).
                                                                                                          • 0

                                                                                                            Про внутренности Zeus не в курсе — не копался в нём. А Tasm'ов ведь было несколько версий и возможно какая-то из них (2.x или 3.x) действительно основывалась на Zeus. Насчёт 4.x — сомневаюсь, очень уж там много отличий было на уровне языка. А макросы (и языковые и клавиатурные) рулили неимоверно :) У меня в демках менеджмент памяти был чисто на макросах написан.

                                                                                                          • 0
                                                                                                            Storm — наше всё
                                                                                                          • 0
                                                                                                            Не один год просидел в ZEUS. Недавно начал писать тулзу, чтобы перетащить свой z80-код со старых 5" дисков в читаемом виде. Если интересно, код тулзы можно посмотреть на github. В Visual Studio Code результат выглядит так:
                                                                                                            Заголовок спойлера
                                                                                                            image
                                                                                                          • 0
                                                                                                            Некоторые проблемы решались через свой кернел. Да и определить в каком месте был код не проблема, через Ret в ячейку пзу.
                                                                                                            • +3
                                                                                                              Не было у нас ассемблера, игр тоже вначале не было, даже кассетника не было, был бобинный ламповый магнитофон :), но было много интереса. Инструкции все умещались на паре страниц и висели прямо на стенке перед носом. И да, перед этим был программируемый калькулятор.
                                                                                                              • +3

                                                                                                                Можно, я вот программировал) Это не так уж сложно — программа на ассемблере пишется на бумаге, потом слева от каждой команды проставляется её машинный код. А когда размеры всех подпрограмм известны, можно вписывать кокретные смещения.

                                                                                                                • 0

                                                                                                                  Это, всё же, программирование на ассемблере, пускай и с компиляцией на бумаге :)

                                                                                                                  • 0

                                                                                                                    А программирование в MONS с вбиванием кодов команд, а потом исправлением смещений чем считается?)

                                                                                                                    • +1

                                                                                                                      Если ассемблер не пишите (хоть в "файле", хоть на бумаге), то в машкодах. Особенно если ассемблер даже не думаете, а сразу мыслите сущностями типа "CD 12 34" :)

                                                                                                                      • +2

                                                                                                                        а то, DD 21 00 40 11 00 1B 3E FF 37 CD 56 05 C9 :-)

                                                                                                                        • +1
                                                                                                                          Ой, я даже понял эти команды. Не такой уж я и старый ;)
                                                                                                                  • 0
                                                                                                                    Смещения, как же я обломился, когда узнал, что в Z80 нельзя делать относительные длинные jmp. Я делал то же самое, что и вы, но на БК0010 — там таки можно было делать истинно настоящий перемещаемый код, работающий с любого адреса загрузки.
                                                                                                                    • +1
                                                                                                                      Зато в Z80 есть CALL по условию.
                                                                                                                  • 0
                                                                                                                    да на ассемблере писали в редакторе. машкодами можно было себе башку свернуть.
                                                                                                                    • 0
                                                                                                                      Сам писал на асме под Спекки, но знал человека, который писал исключительно в маш.кодах напрямую и который не мог понять как я там в асме на бумажке пишу. К сожалению человека больше 20 лет не видел, не знаю кем он стал.
                                                                                                                      • 0
                                                                                                                        Хех, я тоже свои первые 3 спектрумские игры написал чисто в машкоде :)
                                                                                                                        • 0
                                                                                                                          Да вы — маньяк!
                                                                                                                          Вообще это надо какой-то хитрый склад мышления иметь, что бы писать объемные приложения в кодах напрямую Завидую даже.
                                                                                                                          • 0
                                                                                                                            Возможно, завидовать-то и нечему. Ведь начиналось всё с советского «Специалиста», на котором в помине не было никакого ассемблера. И чтобы написать что-то на нём, приходилось так или иначе брать в руки таблицу кодов и что-то придумывать.

                                                                                                                            За несколько лет такой практики наработался навык написания в машинном коде и впоследствии при переходе на ZX я даже не догадывался пару лет, что есть какая-то программа, которая переводит мнемоники ассемблера в машинный код. Было довольно комфортно писать в машинном коде. Кроме того, было убеждение, что программы, скомпилированные из ассемблера, будут занимать больше места и работать медленнее (глупое юношеское убеждение), чем написанные в машкоде изначально. Так что уже зная, что существуют всякие TASM'ы и MASM'ы я продолжал фигачить код в машкоде ))
                                                                                                                            • +1
                                                                                                                              Ведь начиналось всё с советского «Специалиста», на котором в помине не было никакого ассемблера.

                                                                                                                              Ну как это не было? Дамп ПЗУшки с ассемблером был в «Моделисте-конструкторе» в следующем выпуске после дампа с «монитором». Только не спрашивайте меня, почему я этот факт помню целых 30 лет, а день рождения тёщи никак запомнить не могу.
                                                                                                                              • 0

                                                                                                                                По-моему, не ПЗУшки, а для обычной памяти — набил и сохранил на маг, в ПЗУшки у этого семейства, емнип, только "монитор" писался.

                                                                                                                                • 0
                                                                                                                                  У «Специалиста» монитор занимал 2К, одну РФ2/РФ5. А дешифратор адреса выводил штук шесть линий под ПЗУшки. Поэтому размер прошивки с системными няшками там сильно коррелировал с вашим семейным бюджетом. Вы могли потратить треть зарплаты МНС на одну РФ2, и жить только с «монитором», а остальное грузить с ленты. Или потратить две зарплаты, и прошить туда ассемблер, бейсик, дебаггер и редактор. И ещё тетрис влез бы.
                                                                                                                                  А если вы работали на заводе и могли РФки банально спереть, то…
                                                                                                                                  • 0

                                                                                                                                    Всё же, насколько помню, под ПЗУшки были зарезервированы высокие области памяти (С000+), а дампы публиковались (кроме Монитора) под низкие. В высокие можно было перенести, но надо было менять адреса, что вручную было проблематично, надо было корректно дизассемблировать дамп, поменять стартовый адрес, и потом ассемблировать.


                                                                                                                                    Хотя давно это было, может с тем же Радио86-РК путаю.

                                                                                                                                    • 0
                                                                                                                                      В высокие можно было перенести, но надо было менять адреса, что вручную было проблематично

                                                                                                                                      ПЗУ в верхних областях, но при переносе системного софта адреса менять не надо было, насколько я помню. Вероятно, там в коде просто не было абсолютной адресации на что-либо кроме системного ПЗУ.
                                                                                                                                      • 0

                                                                                                                                        На КР580ВМ80А(i8080) переходы и вызовы только прямые и абсолютно адресуемые. Команда PCHL позволяет перейти по вычисляемому адресу, но вот получить текущее значение PC можно только произведя вызов по абсолютному. То есть без абсолютной адресации можно было создать только абсолютно линейную программу.


                                                                                                                                        Не помню в каком из советских журналов для некоторых программ на i8080 (минимум три журнала публиковали дампы) бывали таблицы смещений, показывающих какие ячейки надо менять при переносе, но что надо было менять ручками или загрузчиком — это архитектурная необходимость со стороны процессора. Можно придумать хак с использование софт прерываний для получения текущего значения PC, но обработчики должны располагаться в абсолютно адресуемой нижней области памяти.

                                                                                                                                        • +1
                                                                                                                                          Да, вы правы. Я ради интереса даже глянул дампы Специалиста на его сайте. Загрузчик, Монитор и Бейсик собраны под адреса ПЗУ, а Ассемблер под нижние адреса.
                                                                                                                      • 0

                                                                                                                        У z80 очень логичный набор команд, там были 2 программы gens4 и mons4 вроде как, второй практически отладку позволял вести

                                                                                                                      • 0
                                                                                                                        Почти та-же фигня, как то завис на даче с Хорвицом и Хиллом, там во втором томе была таблица кодов операций…
                                                                                                                        … таки я на бейсике редактор+ассемблер/дизассемблер запилил :-)
                                                                                                                      • +5

                                                                                                                        О да, особая каста людей, у которых первым языком был бейскик, а вторым — машинные коды.

                                                                                                                        • +2

                                                                                                                          Обладатели спектрумов среди нас были элитой — у них Z80, а у нас КР580ВМ80А

                                                                                                                          • +1
                                                                                                                            Радио-86РК — это была классная штука, первые свои программы самостоятельные именно на нем начал писать, да и игрухи были толковые, и даже музыкальный редактор, код которого их журнала «Радио» набивал вручную, но Синклер был намного прогрессивнее, так что пришлось забросить старого друга.
                                                                                                                        • +11
                                                                                                                          Cracked by Bill Gilbert ©
                                                                                                                          • 0
                                                                                                                            У меня вот такой вопрос: а если эту кассету проиграть на обычном магнитофоне, она какой звук будет издавать?
                                                                                                                            • +2
                                                                                                                              Она на обычном магнитофоне и проигрывалась. И естественно звук был, немного смахивает на звук диалап-модема.

                                                                                                                              Я умудрялся записывать разные программы на одной дорожке, разбив по стерео-каналам. Пришлось слегка доработать для этого магнитофон — изначально он был монофонический, заменил моно-головку на стерео, и добавил трёхпозиционный переключатель: левый канал на усилитель, правый, оба.
                                                                                                                              • 0
                                                                                                                                Это я понимаю. Но судя по разным звуком он не совсем бинарный. Я не про тот звук, который издаёт Спектрум, а про тот, который может издавать обычный магнитофон из динамиков, если в него вставить эту кассету.
                                                                                                                                • 0
                                                                                                                                  Спектрум никаких звуков не издавал при загрузке, это и есть звуки магнитофона.
                                                                                                                                  • 0
                                                                                                                                    Магнитифон предназначен для записи сигнала, который воспринимается человеческим ухом и причем не все, что может слышать человек — а обрезанный спектр. Поэтому записать на кассету что-то, что человек не может слышать — никак нельзя, а использовать слабые сигналы тоже нельзя — потеряются на фоне шумов и компьютер не сможет их распознать.
                                                                                                                                    • 0
                                                                                                                                      Запись действительно не совсем бинарная, таковы особенности записи и воспроизведения.
                                                                                                                                      • +1
                                                                                                                                        пилот-тон 808 Гц, лог.1=2048 Гц, лог.0=1024 Гц. Длительность не помню. Помню как писал на ZX загрузчик программ с РК-86, там немного другие правила. А «Львов ПК-01» вообще третьи. Я с него начинал…
                                                                                                                                        • 0

                                                                                                                                          Насколько посню, к закату эпохи плёнка в магнитофонах стала лучше и скорость потока увеличивали, причём было так, грузился загрузчик на стандартной скорости, а потом шла загрузка на повышенной.

                                                                                                                                        • 0
                                                                                                                                          Но судя по разным звуком он не совсем бинарный
                                                                                                                                          Нет, он не бинарный, выше уже ответили — разной тональностью кодировалось. Бинарный бесполезно записывать на бытовой магнитофон — пройдя через аналоговый тракт и кучу звуковых фильтров от этой «бинарности» и следа не останется.
                                                                                                                                          • 0

                                                                                                                                            На каком-то из советских компов на "i8080" логический ноль кодировался как переход с минимального уровня на максимальный, а логическая единица наоборот. Не совсем обычная бинарность, но бинарность, устойчивая к искажениям

                                                                                                                                        • 0

                                                                                                                                          Когда-то изучал процедуру загрузки с магнитофона (0556, кто-нибудь помнит?).
                                                                                                                                          Принцип очень простой — есть однобитовый вход, он принимает значение 0 или 1 в зависимости от уровня сигнала. Загрузчик замеряет интервалы между переходами 0->1 и 1->0. Короткий интервал 0, длинный интервал 1. Соответственно, нули слышались как высокий писк, а единицы — как тон пониже.


                                                                                                                                          Это если вкратце, без пилот-тона, синхронизации и контрольной суммы.

                                                                                                                                        • 0
                                                                                                                                          У меня для загрузки был отдельный магнитофон, Электроника 312, с соответствующими доработками:
                                                                                                                                          с регулятора оборотов двигателя вывел на лицевую панель переменник для подстройки скорости «бега полосок» и для ускорения загрузки программ;
                                                                                                                                          винт подстройки азимута головки вывел наружу тоже — для подстройки под кассету.
                                                                                                                                          • 0
                                                                                                                                            винт подстройки азимута головки вывел наружу тоже — для подстройки под кассету.
                                                                                                                                            У меня «Азамат». Хороший магнитофон, железный полностью. Винт подстройки головки тоже наружу — без этого никак.
                                                                                                                                          • 0
                                                                                                                                            Это не круто. Круто — это поднять скорость до 3000 бод за счет стерео и кастомного загрузчика.
                                                                                                                                            • 0
                                                                                                                                              Поясните про стерео, это как то связано с распараллеливанием потока на каналы? Но ведь аналоговая часть магнитофона всё равно микширует стерео, они проникают друг в друга ещё с магнитной головки, это ненадёжно в принципе.
                                                                                                                                              Я, в бытность обладания бездискового Ленинграда-1, добавлял хардварный аддон с тумблером НОРМ-ТУРБО. Там не было использования стереомагнитофона, подходил любой. Много подводных камней: не на всех играх это работало, т.к. подменялся загрузчик в ПЗУ, это был неплохой детектор наличия нестандартных загрузчиков; не на всех магнитофонах работало стабильно, требовалось качество для воспроизведения-записи высоких частот.
                                                                                                                                              • 0
                                                                                                                                                это поднять скорость до 3000 бод за счет стерео и кастомного загрузчика.

                                                                                                                                                Одновременно 2 канала всё равно не взять, а кастомные загрузчики — вещь, скорость можно было поднимать до предела возможностей магнитофона/ленты
                                                                                                                                            • +1
                                                                                                                                              Ровно тот, который в видео Manic Miner ZX spectrum 48k Loading (первое видео в статье).
                                                                                                                                            • 0
                                                                                                                                              теперь Elite продвинулся до EVE Online. Вот такой прогрес.
                                                                                                                                              • +1
                                                                                                                                                EVE Online крута, но к Elite отношения не имеет. Elite как был, так и есть.
                                                                                                                                                • +1

                                                                                                                                                  «Нашим главным вдохновителем стала Elite. Еще когда мы были детьми и играли в Elite на Commodore 64, мы мечтали о такой же игре — только с живыми людьми. Кроме того, мы черпали идеи из игр Civilization и Ultima Online, фильмов «Бегущий по лезвию» и «Чужие».
                                                                                                                                                  Рейнир Хардарсон, арт-директор CCP

                                                                                                                                                • +1
                                                                                                                                                  нет) та элита это в классике Oolite сейчас
                                                                                                                                                  • +1
                                                                                                                                                    Не оскорбляйте Elite сравнением с EVE. Elite возродилась от того же автора в виде Elite Dangerous.
                                                                                                                                                    • –1
                                                                                                                                                      Elite Dangerous — это, извините, оксюморон. Примерно как Elite Competent или Elite Harmless.
                                                                                                                                                      • +1
                                                                                                                                                        Ну да, васяну из подъезда видней, как называть игру, чем ее изначальному автору.
                                                                                                                                                  • +1
                                                                                                                                                    Что вы так пишите «все пессимистично как будто ему и правда 35 лет», а нет, он жив и развивается, пишется разный софт и игры.
                                                                                                                                                    image
                                                                                                                                                    Срин из ремейка Dizzy 2017 года (подробнее на тут или тут)
                                                                                                                                                    ZXArt — галерея рисунков и музыки
                                                                                                                                                    ZX PK.ru — главный форум по спектруму
                                                                                                                                                    • +3
                                                                                                                                                      Sim City мне запомнилась тем, как в ней ней была реализована многозадачность: несколько (два или три) независимых потоков кода выполнялись параллельно (с учётом возможностей Spectrum, разумеется). Был диспетчер, который переключал выполнение нитей по таймерным прерываниям с полным восстановлением всех регистров и указателя стека. Очень необычно для ZX.
                                                                                                                                                      • 0
                                                                                                                                                        Ну там через IM 2 (на сколько помню) не совсем параллельно. Каждый «поток» выполняется 1/50 секунды, после прихода прерывания, управление передается следующему потоку из списка. :) Как-то так я тоже это делал интереса ради. Достаточно простенько реализуется.
                                                                                                                                                        • 0

                                                                                                                                                          Насколько помню самое интересное там было в самомодифицирующемся коде сканирования карты?

                                                                                                                                                        • +2
                                                                                                                                                          Автор, спасибо!
                                                                                                                                                          Когда у меня появилось сие чудо, мне было 5 лет. Любимая игра Starquake. А ностальгия особенно нахлынивает, когда вижу это:
                                                                                                                                                          image
                                                                                                                                                          • –1
                                                                                                                                                            С детства не понимал зачем аудио цифровых данных с кассеты попадали в аудио канал телевизора… Чтобы зачем вот? Так можно и смену значений регистров z80 в аудио выход пустить… Тоже для красоты )
                                                                                                                                                            • 0
                                                                                                                                                              Это у вас схема была какая-то специфическая, у меня звук шёл исключительно из динамика магнитофона, если на нём выкрутить громкость в 0, то ничего не было слышно.
                                                                                                                                                            • +1
                                                                                                                                                              Мало ли кто не знает, вот тут огромнейший архив софта с zx spectrum на все лады.
                                                                                                                                                              • +2
                                                                                                                                                                Я наверно в детстве был самый счастливый )) В начале был Компаньон image
                                                                                                                                                                Родители видя, что ребенок увлекся купили монитор Электроника 32 ВТЦ image.
                                                                                                                                                                Потом в Компаньон добавили 3х канальный музыкальный сопроцессор Yamaha AY-3-8910. Игры зозвучали по новому!!!.. Музыкальные трекерные редакторы!!!
                                                                                                                                                                Далее появился принтер Robotron CM 6329!.. Следом контроллер с двумя дисководами! Подключаемый через разъем расширения в один стиль с корпусом (Делали в Ижевске, название контроллера забыл уже, дисководы были в железном корпусе, фото не могу найти в поисковиках). Я был счастлив! Тем более, что рядом с школой был магазин Радио в котором у нас торговали дискетами c ПО и играми для ZX-Spectrum. В итоге дискет накопилось у меня наверно под сотню и более.
                                                                                                                                                                И еще забыли — выходили журналы для спектрума — ZX-Ревью и др. , книги по ассемблеру, как написать игру, да и вообще по всяким играм. Эх ностальгия.
                                                                                                                                                                Перед закатом эпохи ZX-Spectrum появился ZX-Scorpion — с 256к c новыми играми. Но прожил он уже не так долго.
                                                                                                                                                                • +3
                                                                                                                                                                  Да, не жизнь, а сказка, по тем временам. Я года два упрашивал родителей купить «Спектрум», который сам по себе был для них дорогой покупкой, а в комплекте с магнитофоном (который тоже нужно было купить) и вовсе выглядел несуразно-дорогой игрушкой. В деревне невозможно было достать ни программы, ни книги, вообще ничего. Других подростков с компьютерами не было. Через знакомых удалось получить из города кассеты с играми, но о языках программирования и литературе не было и речи. Подключал к маленькому чёрно-белому телевизору. Половина игр с кассет не загружалась. Печаль, уныние, детство лишенное витаминов, деревянные игрушки прибитые к полу, волосатые руки няни.
                                                                                                                                                                  • 0
                                                                                                                                                                    Такой же принтер был. Даже писал к нему драйвер, чтобы он печатал при движении головки в обе стороны (и слева-направо и при обратном ходе), переключал шрифты «на лету» и т.п., вследствие чего печать происходила очень быстро и документы получались менее однообразными.
                                                                                                                                                                    А такой цветной монитор был мечтой. Мне пришлось длительное время сидеть на монохромном (не помню модель, но по картинкам в гугле похоже на Электроника МС6105.02), пока не появилась Амига, которую уже подключил к цветному телевизору и только позже купил уже свой первый цветной монитор (к ней же).
                                                                                                                                                                    • +7
                                                                                                                                                                      монитор Электроника 32 ВТЦ

                                                                                                                                                                      музыкальный сопроцессор Yamaha AY-3-8910

                                                                                                                                                                      принтер Robotron CM 6329!

                                                                                                                                                                      контроллер с двумя дисководами

                                                                                                                                                                      дискет накопилось у меня наверно под сотню

                                                                                                                                                                      ZX-Scorpion

                                                                                                                                                                      Вы — мажор.
                                                                                                                                                                      :)