Система электронных платежей
103,49
рейтинг
26 января в 15:19

Разработка → Как Stripe превратился в PayPal мобильной эпохи перевод

imageКогда в 2010 году молодые предприниматели, братья Патрик и Джон Коллисоны, были заняты разработкой идей для новых приложений, они заметили, что даже сейчас, когда облачные технологии и разнообразные инструменты оптимизации доступны каждому желающему, разработчики по-прежнему сталкиваются с одной достаточно простой, на первый взгляд, проблемой: прием онлайн-платежей от клиентов. Поиски решения этой проблемы вскоре привели к созданию компании, ставшей одним из самых перспективных стартапов Кремниевой долины — Stipe, который так же, как и мы в PayOnline, специализируется на организации платежей на сайтах и в мобильных приложениях. В данной статье-переводе вы найдете историю братьев Коллисон, узнаете, с чего начинался Stripe и как он выглядит изнутри сегодня, чем завоевал любовь своих партнеров и почему конкурентам стоит опасаться.

Первый признак того, что Джон и Патрик Коллисоны, основатели яркого явления в мире мобильных платежей под названием Stripe, не увлекаются корпоративной атрибутикой — рюкзак North Face. Неприметный с виду, серого цвета с оранжевыми нашивками, он лежит у ножки стола, в нескольких метрах от входа в офис Stripe в Сан-Франциско. И если обычный посетитель даже не обратит на него внимания, то «страйпы», как зовут себя сотрудники компании, едва увидев его, сразу же поймут, что президент компании Джон Коллисон сейчас находится в офисе. У Джона нет ни своего кабинета, ни даже рабочего места, поэтому он часто работает за общим столом на первом этаже, когда тот оказывается свободен. Его старший брат Патрик Коллисон, управляющий директор компании, работает в условиях немногим лучших: сидит за маленьким столом, втиснутым между стеной и рабочим местом системного администратора, и иногда к тому же делит его со своим братом. «Здорово, когда есть куда положить вещи», — говорит Джон и тут же добавляет, что любой рабочий стол в конце концов оказывается захламлен этими самыми вещами и что может оно и к лучшему.

Отсутствие собственных просторных кабинетов не остановило Коллисонов, двух ирландских иммигрантов чуть старше 20 лет, бросивших ради своего призвания колледжи, от создания одного из самых обсуждаемых и копируемых стартапов текущего бума, который постепенно становится новой заметной силой в консервативной отрасли финансовых услуг. С момента создания Stripe прошло уже 5 лет, а два года назад братья попали в список «30 предпринимателей младше 30» Forbes. И вот сегодня Stripe уверенно идет навстречу своей цели — совершению революции в области цифровых платежей. За один только прошлый год размер компании увеличился до 380 сотрудников, а ее стоимость при этом поднялась с 3.5 млрд до 5 млрд долларов. На фоне стоимости своего «старшего брата» по отрасли, платежного сервиса Square, который сейчас оценивается в 4 миллиарда долларов, эта цифра выглядят внушительно.

Некогда, работая только на рынке США и будучи компанией, которой приходилось молить банки о встрече, сегодня Stripe в рабочем порядке совершает сделки с партнерами уровня Visa, Apple Pay и Alibaba, расширив свое влияние на 23 страны по всему миру. Facebook, Twitter и Pinterest выбрали Stripe для поддержки своей электронной коммерческой деятельности, а традиционные ритейлеры вроде Best Buy и Saks Fifth Avenue — для своих первых проектов на мобильном рынке. Недавно к этому списку присоединился и Slack, который передал свои платежи Stripe, отказавшись в его пользу от другого конкурентного продукта.

Stripe — частная компания и поэтому не разглашает информацию о прибыли. Большинство из сотен тысяч ее платежеспособных клиентов — компании относительно небольшие. Впрочем, наиболее известные из клиентов — Lyft, Shopify, Kickstarter, Postmates и Wish — обрабатывают платежи на сумму в несколько десятков миллиардов долларов, и большая часть этих средств проходит через Stripe. Источники в индустрии оценивают годовой объем платежей Stripe примерно в 20 миллиардов. За каждую обработанную в США транзакцию компания берет комиссию в 2.9% плюс еще 30 центов сверху, что примерно сопоставимо с размерами комиссий других платежных компаний, таких как упомянутый выше Square. Крупные клиенты при этом, конечно же, получают скидку при больших объемах. Все это позволяет предположить, что текущий годовой доход компании составляет более 450 миллионов долларов.

По данным компании, 27% американцев хотя бы раз совершили покупку, которая прошла через ее систему — большой рост по сравнению с результатом двухлетней давности в 3.8%. Тем не менее, Коллисоны не теряют бдительности. «Каким бы воодушевляющим ни был этот успех, мы еще очень далеки от достижения поставленных целей, — говорит Патрик. — Если кто-либо из наших сотрудников начнет думать, что мы уже добились того, что хотели, это станет для нас большой проблемой».
image
Джон Коллисон, один из основателей и президент Stripe

Успех Stripe в деле упрощения цифровых платежей — всего лишь шаг на пути достижения гораздо более амбициозной цели. Компания хочет стать главной системой, на основе которой предприниматели могли бы создавать новые формы коммерческой деятельности. Что-то вроде системы Amazon Web Services, которая поддерживает все виды интернет-бизнесов, но с акцентом на финансовые операции. Технологиями Stripe, помимо прочих компаний, уже пользуются рынок водительских услуг Lyft, краудфандинговая платформа Kickstarter и сервис подписок Slack. В прошлом году компания сделала значительный шаг вперед, добавив инструмент, который некоторые аналитики называют следующим крупным трендом в области мобильной коммерции. Речь идет о кнопках «купить», которые позволяют магазинам осуществлять продажи, публикуя товары и услуги в сторонних приложениях таких, как Facebook, Pinterest и Twitter.

На своем пути компания столкнулась с грозными соперниками. Один из главных конкурентов, Braintree, теперь принадлежащий PayPal, заявил о проведении в 2015 году операций на сумму около 50 млрд долларов, что вдвое превышает объем операций Stripe. Предметом гордости Braintree является также и тот факт, что в числе его основных клиентов есть Uber и Airbnb. Другой заметный конкурент Stripe — Adyen, быстрорастущий европейский стартап, который не только обладает большими операционными объемами, но и вдобавок проводит активную экспансию на новые рынки.

И все же, по оценкам Stripe, лишь 2% мировой торговли сегодня происходит онлайн. Поэтому Коллисоны и их инвесторы, в числе которых есть Sequoia Capital и Andreessen Horowitz, верят, что возможностей роста хватит на всех. В этом смысле главным врагом компании может стать только она сама в результате собственных просчетов. «От Stripe требуется более высокий уровень профессионализма, нежели от других компаний, а также умение лучше, чем другие переживать стрессовые ситуации», — говорит Патрик. Иными словами, ошибки недопустимы, когда речь идет о работе с чужими деньгами. По его словам, Stripe удалось организовать внутреннюю структуру и наладить процессы таким образом, чтобы осуществлять свою деятельность в объективно непростых условиях отрасли. Теперь же, считает Патрик, компании предстоит заново научиться делать то же самое в условиях своего двукратного роста. И это один из вызовов, с которыми она столкнется в 2016 году.

Сочетание успеха, скромности и вдумчивого подхода типично для Коллисонов и является основной причиной оптимизма коллег в отношении Stripe. Член совета директоров Stripe Майк Моритц из Sequoia Capital называет братьев одними из умнейших людей из всех, кого он когда-либо поддерживал — высокая похвала от парня, ранее спонсировавшего такие компании, как PayPal, Yahoo и Google.
image
Патрик Коллисон, главный исполнительный директор и один из основателей Stripe

Братья разделяют ответственность за продукты, однако 25-летний Джон занимается работой с партнерами и продажами, а 27-летний Патрик отвечает за технологическое развитие и одновременно является публичным лицом компании. Дэвид Ли, один из старших партнеров инвестиционного фонда SV Angel описывает Патрика как умного, уравновешенного и харизматичного лидера, который принимает мудрые решения — сочетание качеств, которое редко можно видеть в одном человеке.

Братья научились программировать в раннем возрасте и продали свою первую компанию Auctomatic за 5 миллионов долларов еще будучи подростками. Патрика, который некоторое время посещал лекции в MIT, отличает огромная любовь к чтению книг. На его полках вы можете найти около 600 книг, хотя сам он и признается, что закончил не более трети из них. Набор тем варьируется от физики и программирования до феминизма, литературоведения и экономики. Джон, который бросил Гарвард, выглядит несколько более спокойным, но не уступает своему брату в остроте ума или многогранности.

У Коллисонов никогда не было амбиций превратить Stripe в настоящую компанию. Они просто хотели решить проблему, с которой столкнулись, еще когда сами были обычными разработчиками приложений: интернет и мобильные телефоны упростили задачу создания глобальных сервисов, однако оплата их услуг оставалась ужасно сложным процессом. Поэтому Коллисоны создали систему, которая позволяла разработчикам принимать платежи со скоростью в несколько минут. После запуска сервиса в 2011 году, он быстро завоевал популярность сначала у разработчиков других приложений, а вскоре и у компаний покрупнее.

В начале существования компании Джон с Патриком занимались всем: писали код, разбирались с тикетами службы поддержки и бегали за клиентами. Но довольно быстро они поняли, что им следует заняться более «глобальными» вещами и поэтому они взяли в свои руки стратегию развития компании. «Это необходимое условие для любого стартапа, который хочет перерасти свои текущие возможности и перестать топтаться на месте», — говорит Джон. Братья потратили месяцы на тяжелую работу по отбору первых 10 работников, зная, что те, в свою очередь, привлекут следующую волну желающих. Для этой первой группы кадров Коллисоны выделили 10% акций Stripe — величина солидная по меркам общепринятой практики. Со многими из кандидатов они работали не менее одной недели, прежде, чем дать им свое одобрение. В конце концов, все участники, которые прошли отбор, оказались бывшими основателями компаний.

Сегодня Stripe превратился в гораздо более профессиональную компанию, сохранив при этом все тот же тщательный подход к найму новых работников. Любой проводящий интервью сотрудник, к примеру, имеет право, если посчитает нужным, отказать тому или иному кандидату. В то же время, когда основатели находили лучшего кандидата, они делали все, что только было нужно, чтобы завлечь этого человека в компанию. По словам Патрика, он потратил почти 50 часов, добиваясь положительного ответа от Клэр Хьюс Джонсон, ветерана нескольких руководящих должностей Google, где она еще совсем недавно руководила широко известным проектом беспилотных автомобилей. В конечном счете, Клэр присоединилась к Stripe в качестве главного операционного директора.

Идея тщательного построения компании с самого начала ее существования оправдала себя. Stripe удалось избежать проблем с продуктами и ошибок сотрудников, даже несмотря на то, что компания вырастала вдвое каждый год. Сегодня талантливые работники стекаются в Stripe отовсюду не только благодаря темпам ее роста, но и, по большей части, из-за того, что люди просто хотят работать с Коллисонами. «Они находятся в самом верху негласной иерархии Долины», — говорит Арон Леви, главный директор Box, который когда-то был наставником обоих братьев. Отдел продаж, когда-то состоящий всего из 2 человек, вырос до 20 за последние два года. Чтобы не уступать зарубежные территории Adyen и другим конкурентам, команда по работе с зарубежными банками, регуляторами и клиентами была увеличена за это же время с 5 до 70 человек.

Stripe вырос вместе со своими самыми успешными клиентами благодаря гибкости. Когда в начале 2015 года Lyft решил, что ему нужно ускорить процесс выплат своим водителям, компания обратилась к Stripe. В декабре Lyft запустил Express Pay, опцию, которая позволяла водителям не ждать несколько дней и получать оплату своих услуг практически мгновенно. Эта особенность требовала от Stripe найти способ отказаться от традиционно используемой для проведения электронных платежей сети ACH и создать вместо этого сервис, который позволил делать переводы на банковские счета водителей через их дебетовые карты.

Похожая ситуация произошла и с Twitter, который обратился к Stripe за помощью в реализации своего первого платежного продукта. Twitter хотел упростить продажу товаров для тысяч крупных и мелких продавцов путем добавления кнопки «купить» в свое приложение. Это была серьезная и сложная задача, во многом потому, что продавцы использовали десятки разных технологических платформ для поддержки своих услуг онлайн. Вот как описал результат Нэйтэн Хаббард, коммерческий вице-президент Twitter:
«Электронные платежи до их прихода были похожи на тарелку спагетти: все было перемешано, так, что разобраться во всем этом было сложно. Но они [Stripe] упростили весь процесс, как для разработчиков, так и для вебмастеров, поэтому нам даже не пришлось ни о чем волноваться».

Работа с Twitter также помогла сформировать основу для Relay, продукта, позволяющего магазинам продавать товары через приложения других компаний и существенно упрощающего этот процесс. Способность Stripe упрощать сложное очень понравилась Стюарту Баттерфилду, главному директору передового корпоративного мессенджера Slack. В прошлом году Slack отказался от услуг Braintree в пользу Stripe как раз из-за возможностей, которые компания предоставляет для работы с разными валютами и видами платежей, а также из-за наличия способов интеграции приложений Stripe с бухгалтерским ПО компании.
«В деле перевода денег существует так много самых разных, совершенно бредовых нюансов, — признается Баттерфилд. — А Stripe удалось сделать все гораздо проще».

«Страйпы» иногда говорят о своей главной миссии, как об увеличении «ВВП интернета». Конечно, этот показатель сможет вырасти и без Stripe. Коллисоны понимают, что для того, чтобы сыграть в этом ключевую роль, им нужно будет вывести Stripe из стартап-тусовки прямиком в круги международной коммерции. Им также придется продолжить разработку новых продуктов, таких как Relay, который упрощает появление новых видов коммерческой деятельности, какие бы причудливые формы те ни принимали. В качестве примера можно привести Beepi — быстрорастущего клиента Stripe, который продает подержанные машины онлайн или через приложение и доставляет их прямо в дом покупателя с большим бантом на капоте. Машины Beepi являются одним из самых дорогих товаров, который продается через Stripe, а ежеквартальный оборот Beepi, по словам ее генерального директора Эла Резника, вскоре достигнет десятков миллионов долларов.
«Два или три года назад, пытаясь брейнштормить развитие коммерции, вы бы ни за что не придумали доставку подержанных машин с бантами на капоте, — говорит Патрик. — Но как только это происходит на самом деле, эта идея кажется совершенно очевидной».

Независимо от того, какими будут следующие очевидно-популярные коммерческие модели, Коллисоны, по всей видимости, будут готовы к их появлению. Об IPO сейчас никто не говорит: «cтрайпы» сосредоточились на основах. «Проблема многих компаний Долины заключается в том, что они торопят события и норовят переоценить свой текущий успех», — говорит Патрик. И Коллисоны, судя по всему, не собираются повторять этой ошибки. Они понимают, что впереди их ждет непростой путь.

image
Автор: @cigulev Miguel Helft
PayOnline
рейтинг 103,49
Система электронных платежей

Комментарии (6)

  • +21
    Вам в PayOnline, раз уж вы равняетесь на американский Stripe, следует знать что такое американская «черная пятница», и готовиться к ней заранее.

    Потому что пару месяцев назад вы фактически провалили нам «черную пятницу», все выходные уводя в деклайн существенную часть транзакций из-за слишком параноидального фильтра на суточное количество продаж.

    Потом вы облажались еще раз, когда в воскресенье (через день после черной пятницы) мы заметили проблему и сообщили о ней, а аккаунт-менеджер сослался на невозможность ее решить и предложил подождать до понедельника (хорошо что у нас на тот момент было резервное подключение к Платрону).

    А потом, когда мы попросили разделить потери и снизить платежную комиссию 2.8% на определенное время, чтобы мы компенсировали издержки, вы обосрались еще раз и отказались это делать, сказав что мы сами виноваты в том, что не предупредили о распродаже.

    Так что вы молодцы, что изучаете зарубежный опыт и переводите статьи. Ждем статьей по ключевым словам Customer Care, Conflict Resolution и Black Friday. Возможно в процессе перевода вы почерпнете из них что-нибудь полезное.
    • +3
      Добрый день! Благодарим вас за обратную связь, мы всегда открыты для диалога, так что предлагаем попробовать разобраться в ситуации.

      По поводу «черной пятницы» и других периодов с пиковыми объемами платежей. Мы работаем в Рунете с 2009 года и знаем все пиковые периоды — и заранее к ним готовим наших клиентов. В частности, к черной пятнице 2015 года мы начали готовиться еще в октябре, за месяц до пиковых нагрузок. С 25 октября по 20 ноября менеджеры проводили рассылку клиентам на предмет готовности к распродаже, предлагали настроить лимиты и другие фильтры системы фрод-мониторинга, чтобы избежать ситуации, которую вы описали. По средним и крупным клиентам проводился дополнительный обзвон.

      В частности, KAM уточняли, какие изменения настроек необходимы на этот период, а именно:
      — Максимальный размер платежа.
      — Максимальное количество платежей в сутки.
      — Максимальный объем платежей в сутки.
      — География приема платежей (из каких стран вам могут платить клиенты).
      — Максимальное количество платежей с одной карты в сутки.

      Все это происходило заранее, так как:
      1) наши Key Account Manager работают по будням с 10:00 до 19:00,
      2) изменения настроек системы фрод-мониторинга не производится моментально, так как сопряжено с управлением финансовыми рисками.

      Чтобы отследить историю взаимодействия с вашим аккаунт-менеджером, пожалуйста, сообщите свой MID, название юрлица или адрес вашего сайта (в комментарии или личном сообщении, как вам будет удобно).
      • +8
        Нас (MID 69930) спросить забыли — не было ни писем, ни звонков. Это хорошо, что ваши риск-менеджеры могут позволить себе отдохнуть в период с 19 часов черной пятницы по 10 утра кибер-понедельника. Подозреваю что сотрудники Stripe и многих других IPSP в период распродаж такой роскоши себе позволить не могут.
        • +2
          К чести Payonline — на все претензии в итоге отреагировали и меры приняли. Жаль, что пришлось делать историю публичной, но полагаю это в итоге оказалось полезным для всех сторон. Спасибо за реакцию.
  • +4
    Stripe реально крутая штука, а особенно их API (https://stripe.com/docs/api) для последующей аналитики.
  • 0
    Удалил

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разработка