Pull to refresh

Джессика Ливингстон (Y Combinator): стартап на миллиард долларов

Reading time 7 min
Views 478
Original author: Jessica Livingston
image

Это та речь, с которой я выступала на конференции женщин-основательниц 2017 года.

В прошлом году я рассказала обо всех проблемах, которые могут возникнуть в стартапе и о том как их избежать. И, честно говоря, я думаю, что прошлогоднее выступление — лучший общий совет по стартапам, который я могла бы вам дать. Поэтому, если вы еще не прочитали его, пожалуйста, сделайте это.

И вам стоит его перечитать, даже если вы уже читали, потому что многие из этих проблем — это то, с чем вам приходится сталкиваться, даже когда вы думаете, что вы все предусмотрели.

В прошлом году я закончила свою речь, сказав, что хочу, чтобы было больше женщин-основательниц ведущих компаний, так называемых единорогов. Это основательницы, которые показывают наиболее влиятельные примеры для подражания, а примеры для подражания — это то, что нам нужно больше всего, если мы хотим побудить женщин начать создавать свои собственные компании.

В последние годы наблюдается увеличение числа женщин, создающих стартапы, и количество женщин, старания которых принесли плоды и они добились отличных результатов. Это хорошо.

Теперь мы должны сосредоточиться на следующей цели: больше миллиардных компаний, основанных женщинами. Так вот сегодня я собираюсь рассказать, что нужно, чтобы создать стартап, который будет не просто успешным, а невероятно успешным.

Я не говорю, что каждый должен это сделать. Вы не обязаны создавать стартап. А если вы создаете, вам не обязательно создавать Google. Но если вы хотите создать Google, или думаете, что можете, что для этого нужно? В чем разница между успешным стартапом и невероятно успешным стартапом?

К счастью, я видела достаточное количество стартапов обоих типов в непосредственной близости, чтобы заметить различия. Я составила список вещей, которые, как я думаю, отличают единорогов, и их 9.

1. Они везунчики


Я хочу с самого начала избавиться от этого пункта. В дополнение ко всему, что им нужно, единорогам просто повезло. Один из самых важных видов удачи — время. Самые успешные основатели обзавелись правильной идеей в нужное время. И у вас меньше контроля над этим, чем вы могли бы подумать, потому что лучшие идеи не являются преднамеренными: они, как правило, возникают естественным образом из жизни основателей.

Однако, хотя всем самым успешным основателям повезло, никто не добился успеха благодаря одному везению. Это не просто рождение отличной идеи, а затем бум, через несколько лет вы миллиардер. Все совсем не так.

2. Имеют правильные мотивы


Одним из самых заметных отличий между создателями супер успешных и в меру успешных стартапов являются их мотивы. И, в частности, основатели супер-успешных стартапов никогда не создают их, чтобы разбогатеть или казаться крутыми. Они всегда фанатично заинтересованы тем, что делает компания.

Кстати, совершенно нормально начинать стартап в основном ради денег. Но если ваши мотивы не изменятся в процессе, ваш стартап, вероятно, не обернется чем-то действительно масштабным.

Существует несколько причин, по которым стартапы лучше работают, когда основатели действительно заинтересованы в этой идее. Они работают усерднее, поскольку они любят свою работу, и их энтузиазм заразителен. Они думают в более долгосрочной перспективе. И другой компании гораздо сложнее переманить их в себе или выкупить их идею, потому что они фактически не хотят уходить.

3. Находят большую потребность


Это может показаться очевидным, но огромным стартапам нужны огромные рынки. Вы должны сделать что-то, за что многие люди будут платить, или за что люди будут платить много.

И удача в этом деле имеет большой эффект, потому что размеры рынка невозможно предсказать.

Например, Airbnbs не знали, сколько людей захотят оставаться в чужих домах. Они лишь знали, что их будет достаточно, для того, чтобы их идея сработала. Основатели самых успешных стартапов никогда не понимают насколько масштабным выйдет их проект.

Поэтому наш совет в Y Combinator — это даже не попытка попасть на большой рынок на ранней стадии. Поскольку вы не можете предсказать эти вещи, лучше просто работать над тем, чего вы сами хотите, а потом надеяться, что людей, которые хотят того же, будет больше.

4. Делают что-то простое


Когда вы описываете самые большие стартапы, большинство из них делают что-то очень простое. Google — это то, как вы находите информацию. Facebook — это ваши друзья. Uber возит вас туда куда нужно. Airbnb дает вам место для сна. Все это вы могли бы объяснить в нескольких словах пятилетнему ребенку.

Однако не используйте это как критерий для того, над чем работать, потому что идеи часто начинаются менее глобальными. Сначала Facebook не был тем местом, где можно найти всех своих друзей; это были всего лишь несколько тысяч студентов из Гарварда.

5. Готовы работать над сомнительной идеей


Сайт для нескольких тысяч студентов в одном колледже не кажется очень многообещающей идеей, не так ли? Теперь это может показаться многообещающей идеей, потому что мы знаем, чем она обернулась, но в то время она таковой не была. Почти все действительно большие стартапы сначала кажутся сомнительными идеями. Я точно знаю, какой показалась идея Airbnb сначала, потому что я была одним из тех людей, чья работа заключалась в том, чтобы судить об этом, и в то время я не считала эту идею многообещающей.

Дело не только в том, что эти идеи сперва кажутся не такими масштабными, какими они потом оказываются. Большинству людей эти идеи кажутся плохими.

Вам нужно быть человеком определенного типа, чтобы работать над одной из этих плохих идей, которые в итоге оказываются хорошими. Вы должны быть свободомыслящими. Вас не должно волновать мнение других людей. Сейчас почти каждый успешный основатель склонен быть белой вороной, это я могу сказать наверняка. Я не могу вспомнить ни одного основателя, которого я могла бы назвать конформистом.

6. Не боятся грандиозных идей


Вы также должны быть амбициозными. Потому что то, что происходит с этими изначально бесперспективными идеями, заключается в том, что они расцветают в ужасающе большие идеи. Вы создаете сайт для студентов колледжей, и довольно скоро вы понимаете, что можно расшириться, чтобы зарегистрировать весь мир, если хотите.

На данный момент реакция большинства людей — это страх. Регистрирование всего мира звучит как большое количество работы. Это также звучит как ценный приз, и вам нужно бороться, чтобы выиграть его.

Страх перед большими идеями мешает большинству людей даже понять, что они могут превратить сайт для студентов колледжа в сайт для всего мира. Но некоторые люди скорее загораются, нежели боятся, когда происходит подобное.

7. Целеустремленные и неунывающие


Еще одна вещь, которую я замечаю в основателях действительно огромных стартапов, заключается в том, что я не хотела бы стоять между ними и тем, чего они хотят. Все они, 100% из них, обладают исключительным драйвом.

Но не всегда просто сказать, насколько люди целеустремленны. Целеустремленность может быть подавлена, когда у кого-то есть власть над вами, как в большинстве школ и рабочих мест. В этих ситуациях люди, которые в самом деле целеустремленны, могут даже считаться менее перспективными, чем люди, которые просто послушны. Иногда не только мне трудно сказать насколько кто-то целеустремлен, часто люди даже сами не могут сказать.

Вы можете сказать после того, как они запускают стартап. Никто не имеет власти над вами в стартапе. Большинство людей считают, что отсутствие власти неудобно. Но некоторые из них развиваются. Некоторые думают: «Ах, такой должна быть жизнь».

8. Фокус: работа всей жизни


Целеустремленности самой по себе недостаточно. Вы должны быть в восторге от работы в этой конкретной компании. Во всех действительно огромных стартапах компания — это работа всей жизни, по крайней мере, одного из основателей. Поэтому, их не купишь так просто. Если вы продаете работу своей жизни, то что вы должны делать?

9. Способны развиваться как менеджер


Сперва, начиная стартап, все крутится вокруг продукта. Но все меняется, когда стартап становится действительно большим. Основатель, который хочет продолжать управлять компанией, должен стать менеджером. В начале вам не нужно обладать управленческими способностями. Существует множество фактических доказательств того, что вы можете узнать все это на работе. Но вы должны уметь этому учиться. Вам, вероятно, даже понравится.

Проектирование классных продуктов и управление людьми — это очень разные вещи. Большинство людей, которые любят создавать вещи, не любят саму идею о том, чтобы быть менеджером. Редко, кто может отлично справиться и с тем, и с тем. Но вы должны быть способны создать действительно большой стартап.

Эти 9 вещей, насколько я могу судить, — это различия между теми стартапами, которые просто успешны, и теми, которые становятся действительно большими.

Но это не просто список. Когда вы сопоставите их вместе, они расскажут вам историю о том, как рождаются «единороги». Основатели работают над тем, что нужно миру согласно их личному опыту. Это не похоже на многообещающую идею для большинства людей, но они все равно работают, отчасти потому, что они лучше понимают потенциал идеи, а отчасти просто потому, что считают, что это круто. По мере того, как они работают над этой идеей, они понимают, что могут стать гораздо больше, чем они думали. Вместо того, чтобы трястись от страха от осознания этого, они с готовностью принимают этот факт. Они осознают, что именно этим они хотят заниматься по жизни. И они настолько привязаны к компании, что готовы превратить себя в то, что ей нужно.

В стартапах много разнообразия, но это самый распространенный путь для создания действительно масштабных стартапов.

Помните, что вы не обязаны создавать стартап, и если вы это сделаете, он не обязательно должен быть «единорогом». Но если вы все же решитесь, вероятно, это будет выглядеть так: бесперспективная идея, которая расцветает в пугающе большую и целеустремленные основатели, которые видят в этом возможность и работают с этим.

Я надеюсь, что некоторые из вас читателей слышат это описание и думают: «Боже мой, она же описывает меня!» Люди, которые находятся на пути к тому, чтобы создать что-то масштабное, обычно не понимают этого, на ранних этапах. Но я надеюсь, что, если я смогу поощрить хотя бы некоторых из вас продолжать, тогда, когда вы преуспеете, ваш пример породит новую волну женщин-основательниц.

Да, это очень долгосрочный план. Но, в конце концов, это работа моей жизни.


Еще про Джессику Ливингстон





Про филтех
image

#philtech (технологии + филантропия) — это открытые публично описанные технологии, выравнивающие уровень жизни максимально возможного количества людей за счёт создания прозрачных платформ для взаимодействия и доступа к данным и знаниям. И удовлетворяющие принципам филтеха:

1. Открытые и копируемые, а не конкурентно-проприетарные.
2. Построенные на принципах самоорганизации и горизонтального взаимодействия.
3. Устойчивые и перспективо-ориентированные, а не преследующие локальную выгоду.
4. Построенные на [открытых] данных, а не традициях и убеждениях
5. Ненасильственные и неманипуляционные.
6. Инклюзивные, и не работающие на одну группу людей за счёт других.

Акселератор социальных технологических стартапов PhilTech — программа интенсивного развития проектов ранних стадий, направленных на выравнивание доступа к информации, ресурсам и возможностям. Второй поток: март–июнь 2018.

Чат в Telegram
Сообщество людей, развивающих филтех-проекты или просто заинтересованных в теме технологий для социального сектора.

#philtech news
Телеграм-канал с новостями о проектах в идеологии #philtech и ссылками на полезные материалы.
Подписаться на еженедельную рассылку
Tags:
Hubs:
-6
Comments 0
Comments Leave a comment

Articles