15 марта в 11:30

Новый закон об онлайн-кассах: как меняется сервисное обслуживание торгового оборудования



Изображение: Rusty Clark, Flickr

В нашем блоге ранее мы рассказывали об изменениях в законе о порядке применения ККМ, связанных с переходом на онлайн-передачу данных в ФНС РФ. ФЗ-54 серьезно меняет всю схему работы предприятий розничной торговли и сферы услуг на территории Российской Федерации. С 1 июля 2017 года закон заработает в полном объёме, что обязывает все организации в сфере торговли полностью перейти на новое оборудование или модернизировать старые ККМ.

Изменится не только само оборудование, но и принцип его технического обслуживания. Сегодня мы поговорим о том, как будет выглядеть новая схема, и что бизнесу нужно будет делать, чтобы привести оборудование в соответствие требованиями законодательства и поддерживать его в рабочем состоянии в дальнейшем.

Как все работало раньше


До 1 июля техническое обслуживание кассового оборудования, зарегистрированного по старой схеме, с использованием ЭКЛЗ производится по отработанному годами сценарию. В нем присутствует три основных участника:

  • пользователь — магазин, в котором установлена касса;
  • центр технического обслуживания (далее по тексту ЦТО) — компания, специализирующаяся на обслуживании ККМ;
  • ФНС — налоговая служба.

По такой схеме ЦТО являлись контролерами выполнения фискальных норм использования ККМ, обеспечению функционирования аппаратов с ЭКЛЗ и их своевременной замены. Сервисные центры проходили лицензирование в ФНС с приобретением статуса ЦТО, получали аккредитацию генерального поставщика оборудования, что позволяло им заниматься обслуживанием ККМ, используемых бизнесом на определенной территории.

Например, ремонт оборудования в ЦТО сопровождался подготовкой документов, в которых фиксировались показания нарастающих итогов денежных средств, хранящихся в некорректируемой памяти ККМ. До и после проведения ремонта — только после предоставления этих документов налоговая инспекция давала разрешение на то, чтобы снова ввести ККМ в эксплуатацию.

Что меняется


Новые нормы ФЗ-54 серьезно меняют описанную схему. Теперь большую свободу выбора получают конечные пользователи кассового оборудования — то есть компании и предприниматели, поскольку для использования ККТ больше не требуется обязательного заключения договора на обслуживание с ЦТО. Они самостоятельно могут закупать оборудование и необходимые расходные материалы, в том числе и фискальные накопители, пришедшие на смену ЭКЛЗ (об изменениях «железа» мы подробно писали здесь), а затем самостоятельно регистрировать оборудование в ФНС и обслуживать в любом сервисном центре, который прошёл обучение у поставщика ККМ. Все манипуляции с оборудованием (регистрация ККТ, перерегистрация ККТ, снятие с учёта ККТ) теперь возможно выполнять в личном кабинете на сайте налоговой службы.

Фактически, из схемы просто были исключены ЦТО — теперь представители организации, эксплуатирующей ККТ, могут прибегать к услугам любой компании, расположенной не только в своем регионе. Точно также и сервисные центры могут расширять число клиентов, не будучи скованными географическими рамками.

Ожидания vs реальность


Нужно сказать, что на бумаге новые возможности, которые открываются перед бизнесом, выглядят неплохо. Однако в реальности мало кто хочет пользоваться новыми правами. Компаниям проще продолжать работать с партнером, который раньше назывался ЦТО, а теперь стал простым «сервисным центром».

Тому есть вполне объективные причины — специалисты такой компании долго работают с конкретной кассовой техникой, использующейся в магазинах, и знают все ее особенности. Кроме того, немаловажно и хорошее понимание особенностей работы программного обеспечения, которое устанавливается на этом оборудовании. Бизнесу не нужны риски — важен уровень доверия, который складывается между двумя компаниями за время сотрудничества. Наконец, смена сервисного центра влечет за собой дополнительную проверку и оценку в деле будущего сервисного партнёра — в одном случае уже есть действующий договор на обслуживание с надёжным проверенным сервисным-партнёром, в другом его нужно заключать заново с непроверенным сервисным центром.

Мы на собственном примере видим, что бизнес не готов предпринимать усилия ради того, чтобы воспользоваться прописанным в законе правом работать с любым сервисным центром. Большинство заказчиков как обращались к нам, так и обращаются — например, просят провести модернизацию кассового оборудования, чтобы оно соответствовало изменениям в нормах ФЗ-54, помочь с его регистрацией в ФНС.

Крупные розничные сети никогда не станут пускаться в рискованные эксперименты, хотя бывают случаи, когда небольшие компании и предприниматели пытаются сэкономить, делая все самостоятельно. Однако в таком случае возрастает вероятность совершения ошибок, исправлять которые все равно просят профессионалов — а это как раз бывшие ЦТО. Теперь ЦТО не будут играть роль контролеров исполнения фискальных норм применения ККТ, но само обслуживание оборудования осуществляют точно также, как делали это раньше. И даже более того — они могут делать это по всей стране, а не на конкретной территории.

Для небольших предприятий торговли это открывает возможность сотрудничества с более опытными сервисными центрами, чем те, что представлены в их регионе. Особенно важно это в переходный период — до 1 июля 2017 бизнес должен перейти на использование онлайн-касс нового образца, для чего нужно заменить или модернизировать оборудование. Все это сопряжено с большими трудностями и необходимостью замены версий системного ПО, элементов кассовой техники, проведением тестов, а также доработок новой техники, неизбежных в течение первых года-двух после вступления нового закона в силу. И здесь помощь опытных специалистов будет практически необходима.
Автор: @pilot-retail

Комментарии (37)

  • +1
    Не совсем понятно почему бизнес должен платить за удобство обмена данными с ФНС. Почему за автоматизацией документооборота и контроля платит сам контролируемый. И очень много вопросов возникает на практике, например в территории без сети Интернет. Специальные списки с возможностью не применять КТТ не бьются между собой в НПА и возникают вопросы.
    • 0
      а какая разница, из какого кармана брать деньги — из левого или из правого? ФНС сама ничего не зарабатывает. вы предлагаете нам самим, без всяких лагов, оплатить кассовый аппарат магазина? вполне естественно, что платит владелец аппарата. позже он заложит его «отбивку» в цену своего товара. он это сделает с минимальными для нас потерями. как это могла бы сделать госконтора — мы все сами знаем. тут и так наверняка во всей схеме от проталкивания закона до изготовления новых регистраторов покопалась волосатая рука. а если ещё и распространение поручить самой госконторе… не, всё правильно с оплатой.
      • 0
        Вы являетесь собственником бизнеса?
  • +2
    Ага и еще новое звено появилось это ОФД (оператор фискальных данных) которому теперь придется за каждую единицу оборудования платить 3 тысячи рубликов в год. Цена конечно не высокая за год. Но мелких предпринимателей в регионах ударит по кармашку. Вообще курили не так давно на работе вопрос этот и продолжаем активно курить. Полное болото.

    Еще смски отправлять параллельно печати чеку. а это еще 1.5 рубля на клиента. + фискальные накопители мать их а они нифига не дешевые, а еще и в очереди постой за оборудование потому что завод который делает все это нихера не успевает.
    • +1
      Это еще не все, нужна еще кэп (квалифицированная электронная подпись) 1500-8500 р/ год.
      А чтобы этой подписью воспользоваться, нужно установить ПО КриптоПро или там аналог (3 мес бесплатно) а сколько стоит я еще не выяснил. Надеюсь, это только для регистрации кассы нужно будет, может криптопро не потребуется покупать.
      Ну еще менять фискальные накопители регулярно, тоже денег стоит.
    • 0
      смс и e-mail, в законе сказано «если есть техническая возможность», если клиент просит отправить, говорим, что такой возможности нет.
      • 0
        Все так, но есть одно но — налоговый орган. Как вы понимаете, каждая налоговая по разному трактует требования…
    • –1
      Вы немнго переплачиваете за смс. Советую изучить рынок. Если не ошибаюсь, от 25 коп у агегаторов и от 85 коп у операторов.
      • 0
        Действительно у агрегаторов цены ниже 1,5 р. Но нужно понимать – в ОФД услуга платная и зависит от масштаба бизнеса и самого ОФД. И не забывайте про интеграционные процессы: вам в любом случае с этими агрегаторами интегрировать кассовое ПО – это же не бесплатные работы, даже если вы сами свое ПО разрабатываете и поддерживаете. Опять же количество пожелавших получить смс-чек на кассе не так уж и велико будет.
      • +2

        у тех, кто занимается не спамом, а работает официально, цен по 25 копеек нет.
        Операторы давно уже назначили потолок минимальных цен

  • 0
    А мы в данный момент осуществляем интеграцию нашего учетного софта с оборудованием с поддержкой изменений по ФЗ-54. И что то пока не очень идет (причем с прошлого года начали ^^)… Сначала долго ждали девайс с накопителем для разработчиков. Затем сервис ОФД для разработчиков, где надо «набивать руку», упал… Потом поддержка девайсов отправляет в руководство для программиста, где длинным списком идут новые методы драйвера, но не расписана картина сверху, на уровне процессов.

    Может кто то поделится опытом, можно в личку (хотя с виду всем интересно будет)?

    Больше всего волнует вопрос стадий печати чеков: аванс, выдача в счет аванса + возвраты и т.д., т.е. предполагается печатать несколько чеков на один заказ. Я уже молчу про обработку ошибок связи и не только.
    • +1
      Напишите в личку или нам на почту свои вопросы, поделимся опытом.
      • 0
        Поделитесь, пожалуйста, этим опытом не приватно
        • 0
          Без проблем. Подскажите, какие именно вопросы Вас интересуют?
    • 0

      насколько я видел текущую реализацию в магазинах — возвратных чеков не стало

      • 0
        Каких-то специфических особенностей после 54ФЗ у возврата продажи не замечено и это, скорее всего, недоработка конкретной реализации.
      • 0
        Давайте подождем июля. Сейчас ситуация такая, что на новый порядок перешли только в рамках пилотов (попробовать). Реальную миграцию можно ожидать на период апрель — июнь.
  • 0
    Сейчас компании занимающиеся обслуживанием комплекса ИТ будут перехватывать клиентов у ЦТО давая полный комплекс обслуживания, что затруднительно для многих ЦТО. В итоге цена может опуститься, так как на рынке будет больше компаний, а уровень сервиса будет един для всего блока услуг(ИТ и кассы).

    Кто-то уже ведет плановые проекты по переходу, кто-то еще ждет отсрочки.
    Сейчас к сожалению процветает ситуации когда цены на ФР накручиваются в несколько раз из-за их отсутствия на рынке.
  • +1
    Мы сейчас тестируем одну онлайн ККМ. Подключение к компьютеру одновременно по COM и USB, который становится виртуальной сетевой картой.
    Что то пока всё плохо.
    То связи нет, то драйвера слетят, то нет ответа от ОФД не известно по какой причине.
    Настройки тоже мягко говоря не интуитивно понятны… Сплошные танцы с бубном.
    Не знаю — как с этим будут люди жить.
    • 0
      Случайно ККТ с названием на букву «А»? такая же беда была на тестировании с ними…
      • +1
        У компании на букву «А» вроде как раз уже есть решение работающее с известным ПО, у них есть проблема в том что из 10ед оборудования 1-2 могут отправиться в ремонт сразу из коробки(по нашей статистике), а ремонт будет длиться довольно долго. Но в остальном все ставится и обновляется очень быстро.
      • 0
        Нет. На букву «Ш»…
        • +1

          Штрих-м Лайт 02Ф это вообще жесть. Сколько мы с ним бились, а оказалось прошивка глючная. А еще там идут адаптеры RJ45-RJ45, так в большинстве случаев они глючные. Контакт постоянно отходит.

        • 0
          Какую-то часть вроде как драйвера от «А» понимают…

  • 0
    А у нас пока проблемы на уровне 1с. Фискальное оборудование работает вполне исправно. За исключением периодов закрытия смен. Подключение через ethernet. А ещё сегодня покупал ботинки и на кассе обувного магазина выдали длинющий чек с qr кодом из оборудования этого же производителя. Было приятно сравнить с нашими чеками которые в половину меньше размером. :-)
    • 0
      По поводу размера чека: он теперь регламентирован достаточно подробно — что должно быть, как, какие признаки.
      Поэтому размером можно играть только, как студент с курсовой, меняя размер шрифта, междустрочный интервал и размер печатаемого QR-кода.
      • 0
        Наше фискальное оборудование поддерживает так называемые шаблоны чеков, подгоняемые к примеру, под ширину чековой ленты. А насчёт реквизитов, шрифтов и расположения текстовых блоков — это тоже есть, к примеру, 7 шаблон сохраняя все реквизиты уменьшает чек до минимума сокращая лишние уточнения об операции и изменяя размеры шрифта.
  • 0

    Этот закон, как и прошлое внедрение ЕГАИС, постепенно выведет всех мелких игроков из ритейла и останутся только крупные сети, которые государству проще контролировать, вот как мне видится одна из целей всех последних нововведений в этой сфере. Вот стоимость модернизации одного фискального регистратора:
    Комплект модернизации — 9870 руб.
    Фискальный накопитель — 7500 руб
    Электронная цифровая подпись — 1500 руб
    Годовая абонентская оплата ОФД на 1 ФР — 3000 руб
    Снятие с учета ККМ — 1500 руб
    Модернизация ФР под 54-ФЗ — 1800руб


    Итого: 25170, немного дешевле нового ФР, не говоря о проблемах внедрения и работы в боевом режиме, которые ещё у первого новшества (ЕГАИС) не до конца решены.

    • 0
      «постепенно выведет всех мелких игроков из ритейла» — каких мелких? формата у дома? так им всё равно через год обновляться только, сейчас не надо, к тому моменту возможно будут более бюджетные решения, да и стоимость на ФН снизиться наверняка, т.к. сейчас всё РИК (Рога и Копыта) к рукам прибрал, через год наверняка под давлением общественности ФСБ и налоговая пустят других производителей на рынок ФН'ов.

      Да и 25 000 руб. конечно дорого для мелкого бизнеса, но не смертельно, никто не будет отказываться от собственного бизнеса из-за траты в 25 000 руб.
      • 0

        Если есть алкоголь, то в общем порядке 01.07.17

  • +1
    Я плотно сижу на внедрениях по 54-фз.
    На столе стоит 25 ККТ различных производителей.

    Если прошивку в ККТ не менять а оставлять ту которая с завода — глючат все! модели всех! производителей.
    Если прошивку заменить на свежею то у А. и Ш. все нормально.

    Единственный совет — не делайте модернизацию старых ККМ на ККТ (у А. и Ш. есть пакеты модернизации) — в 90% случаях глючат — процы старые не тянут!!!!..

    А вообще на мой выпуклый военно-морской взгляд на данном этапе развития безоговорочно победила Ш.
    1. Прошивки у нее намного менее безглючные.
    2. Печатает намного быстрее из за оптимизации прошивки — А. не спасают даже более быстрые печатающие устройства
    3. А. вообще не умеет печатать картинки (настолько медленно что просто ужас)
    4. При подключению по USB:
    У А. создаются 2 эмулированных СОМ порта — по одному команды, по другому связь с ОФД — приходится держать запущенной спец. утилитку для связи с ОФД
    У Ш. создается эмулированный Ethernet порт — вся настройка — включить маршрутизацию — в настройках поставить одну галку и все.

    По ошибкам со связью с ОФД — по моим наблюдениям люди просто ждут моментальной отправки чеков. А на деле ОФД может уйти в офлайн часа на 2 (нормальное явление) или ОФД может принять чеки а обработать из тоже часа через 2 (тоже нормальное явление).
    Просто надо кассирам объяснять чтоб не ждали моментальной связи и все.

    А вообще это только начало. На подходе ФФД ver1.05/1.1 (новая версия 54фз) вот там уже нужно будет модернизировать учетные системы — просто интеграцией ККТ не обойтись :)

    Есть вопросы по моделям ККТ — в почту, отвечу
    • +1
      Про модернизацию ККТ. Да проблема известная, еще и у некоторой техники наблюдается повышенное тепловыделение. Процессор греется сильно. Нам как раз в POSprint FP410-Ф 410 пришлось в комплекте модернизации заложить новую плату с более производительным процессором, как у POSprint FP510-Ф, чтобы избавить наших клиентов от возможных проблем.
      Фактически POSprint FP410-Ф 410 и POSprint FP510-Ф сейчас отличаются только скоростью печати и внешним видом, но аппаратная производительность одинакова.
      Про прошивки – тут чудес не бывает, они дорабатываются и будут дорабатываться. Посудите сами – сначала появляется железка в реестре, а потом технические требования к ним.
      И по поводу ссылки)) Если у есть вопросы по POSprint FP410-Ф 410 и POSprint FP510-Ф, обращайтесь, ответим))))
    • 0
      У меня есть вопросы касаемо:
      ФФД ver1.05/1.1 (новая версия 54фз)

      Чуть подробней можно?
      • 0
        Это не новая версия закона, а новая версия регламента о формате фискальных данных — 1,5 и 1.1. Они отличаются количестве обязательных полей, передаваемых в ОФД. Мы сейчас ведем работу по версии 1.1 и в скором времени адаптируем существующую ККТ под 1.1 и представим на рынок новую модель нашей ККТ.
  • +1
    По поводу Штри-м 02Ф столкнулись в разных городах, что ЦТО не знают какая актуальная прошифка фискального регистратора, пока носом не ткнешь не поставят необходимую версию. Позвонил в компанию штрих-м с вопросом почему ЦТО не знает какая актуальная прошивка ФР, ответ был простой вся информация есть в ЦТО и они были удивлены очень что ставят старую прошивку. Один фискальный регистратор периодически превращается в кирпич, ПО железки умирает, ссылаются на статику. Еще была ситуация в декабре 2016 года отправляли 2 кассы в Москву на завод штрих-м что бы модернизацию сделали, в итоге выяснилось что в данной схеме модернизации не хватает питания, в итоге на 2 недели дольше делали модернизацию. В принципе основные операции продажа, возврат продажи, покупка и возврат покупки и т.д. реализованы и работают стабильно. В середине января была ситуация, метод отправки чека когда пытался найти в документации он отсутствовал, на сайте вообще старая документация была, на форуме производителя тоже не актуальная была информация в итоге запросил документацию мне прислали актуальную и заработало. Сейчас всего магазинов 10 работает с онлайн кассами, к 1 июлю 400 магазинов переведем на онлайн кассы, касяки которые выявились это установка старой прошивки в ЦТО и сбой в ПО фискального регистратора, в некоторых регионах были случаи что отсутствовало оборудование для модернизации фискального регистратора.
    • 0
      Некоторые игроки получили кусок рынка больше, чем могут переварить.
      Также ни одна система не запускается без проблем, тем более в короткие сроки – вспомните ЕГАИС: у кого все работало гладко?
  • 0
    Не забывайте что по мимо касс, нужно еще выбрать правильного ОФД, так как у них сбоев будет не меньше когда хлынут продажи, хотя и сейчас с малым количеством случаются за двоение продаж по чекам, хотя при проверке в ФН он один.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Управление