Не только касса: как устроена ИТ-инфраструктура современных магазинов



    Изображение: Franco Folini, Flickr

    Поход в магазин за продуктами или одеждой для любого горожанина — обыденность, в которой нет ничего особенно интересного. Но на самом деле любой современный магазин — это настоящее технологическое предприятие, в котором используется большое количество уникального софта и железа.

    В нашем сегодняшнем материале мы подробнее расскажем о том, как устроена ИТ-инфраструктура в ритейле, и покажем устройства, которые работают незаметно, но экономят покупателям время, а магазинам помогают больше зарабатывать.

    Кассовый компьютер


    В терминологии ритейл-интеграторов называется POS-терминалом, по сути, это специализированный компьютер. Интересно, что многие привычные пользователям PC бренды вроде Apple, Asus или Dell не делают оборудование для ритейла, в производстве компьютеров для касс сильны позиции таких компаний, как Toshiba — недавно произошло ее слияние с ритейл-направлением бизнеса IBM, Fujitsu и Wincor Nixdorf и NCR.

    Кассовые компьютеры довольно сильно отличаются от тех, что используются, например, в офисах. Первое, о чем следует говорить, это процессоры — подавляющее большинство касс не используют процессоры AMD, что довольно необычно для пользователей PC. Практически все вендоры в своих продуктах используют процессоры Intel.

    Также, потерявшие популярность в потребительской электронике COM-порты вполне успешно продолжают жить в POS-оборудовании для магазинов — по ним подключаются чековые принтеры, сканеры штрих-кодов, терминалы оплаты банковскими картами и весы. Практика показывает, что подключение оборудования по COM является очень надежным — это очень важно в случае кассы, ведь если с ней что-то пойдет не так, то остановятся продажи.

    Кроме того, отличается и компонентная база — для соответствия современным требованиям рынка ритейла кассовый компьютер должен работать не совсем так, как домашний ПК. Во-первых, цикл работы железа должен быть большим, для многих магазинов совершенно нормально использовать POS-оборудование в течение 3-5 лет. Для удобства заказчиков производители на протяжении всего этого срока обеспечивают техническую поддержку и возможности для ремонта даже тех продуктов, что официально уже не выпускаются. Та же Fujitsu после снятия оборудования с производства обеспечивает доступность запчастей еще в течение 7 лет.

    Также поставщики ритейл-оборудования уделяют большое внимание ремонтопригодности своей продукции. Например, некоторые кассы Toshiba можно полностью разобрать и собрать без отвертки.



    Кроме того, некоторые кассы разных вендоров оснащаются системами оповещения о неполадках — все это значительно облегчает и ускоряет сервисное обслуживание важной для бизнеса инфраструктуры.

    Дополнительное кассовое оборудование


    Помимо, собственно, компьютера, для полноценного функционирования кассы к ней подключают ряд дополнительных устройств.

    Сканеры штрих-кодов


    Эти устройства делятся на два больших класса — лазерные сканеры и имаджеры. Первые сканируют данные с помощью отражаемого от штрих-кода лазерного луча, вторые используют ПЗС-матрицы. Профессиональные сканеры, использующиеся в магазинах, глубоко прорабатываются как на уровне железа, так и софта. В результате эти устройства могут с высокой точностью распознавать штрих-коды и самостоятельно исправлять ошибки в данных. Эффективность здесь в разы выше, чем в случае популярных смартфонных приложений для распознавания — такие программы могут один и тот же код распознавать по-разному, что недопустимо в реальном магазине.

    Прикассовые весы


    В связке с кассами все чаще используются специализированные весы. Они приходят на смену весам самообслуживания, которые устанавливают в торговом зале, например, рядом с товаром, который продается на вес (овощи, фрукты). При самостоятельном взвешивании клиенты допускают много ошибок, поэтому магазину проще доверить эту работу кассиру, который выполнит ее быстрее и профессиональнее.

    Прикассовые весы служат для передачи данных кассовому же софту. Это не такие простые устройства, как может показаться на первый взгляд, даже их калибровка проводится с учетом множества факторов — например, географических координат и используемых в конкретном регионе единиц измерения.

    Дисплей покупателя


    Как правило, на кассу устанавливается еще и специальный дисплей покупателя, на который выводится информация о «пробиваемых» товарах. Многие ритейлеры постепенно отходят от применения стандартных дисплеев к использованию специальных видеомониторов.

    Мониторы, использующиеся на кассе серьезно отличаются от «потребительской» электроники. Магазин может работать и в круглосуточном режиме без выходных, и экран никогда не будет выключаться — оборудование должно выдерживать эксплуатацию в таком жестком режиме. Телевизоры или мониторы домашних компьютеров не могут работать без остановки много часов без выгорания пикселей и возникновения других проблем.

    Оборудование торгового зала


    Инфраструктура магазина сосредоточена не только вокруг касс – различные устройства для помощи покупателям устанавливаются и в торговом зале.

    Весы самообслуживания


    Выше мы уже упоминали весы самообслуживания. Они могут быть PC-based — в этом случае в них встроен специальный компьютер на базе процессора Intel, работающий под управлением ОС Linux или Windows (пример: весы DIBAL CS1100W), также существуют системные весы — они работают на ОС, разработанной поставщиком (DIBAL S540F).

    Весы DIBAL, которые устанавливает «Пилот», обладают полезной функцией информирования персонала о заканчивающейся ленте для печати ценников. Если на ленте остается мало этикеток, включается специальный светодиод, а когда она заканчивается совсем, может прозвучать звуковой сигнал. Также весы могут хранить и выводить при печати на этикетку большой объём дополнительной информации о производителе и поставщике товара, сроке годности, составе продукта, налоговой ставки, рекламный текст (например рецепт) и многое другое.

    Прайс-чекеры


    Все чаще магазинах можно встретить специальные устройства, с помощью которых покупатель может самостоятельно проверить цену товара, если сомневается в ней — для этого нужно поднести штрих-код к считывателю. Эти устройства могут выполнять две задачи. Прежде всего они информируют покупателей для снижения вероятности возникновения недопониманий, когда на кассе выясняется, что цена выше той, которую представлял клиент.

    Более сложные чекеры представляют из себя информационные киоски с дисплеем, на котором в моменты простоя устройства может показываться реклама. Возможно и более сложные сценарии использования — например, один из наших заказчиков, крупный книжный магазин, организовал для сотрудника возможность использования инфокиоска в качестве мини-компьютера для доступа к внутренним ИТ-системам. Это позволяет экономить время, когда что-то нужно уточнить прямо в торговом зале — просмотреть остатки товара, размещать заказы на доставку и т.п.

    Системы самообслуживания


    В последние годы в нашей стране набирают популярность различные системы самообслуживания — от уже упомянутых выше весов торгового зала, до терминалов кассового самоосблуживания. Существуют различные варианты самообслуживания, например, системы, с помощью которых клиент сам сканирует товар и сам его оплачивает, и гибридные, когда сканирует товар профессиональный кассир, а оплачивает его уже покупатель.

    «Пилот» стал первой компанией на российском рынке, который внедрил мобильную систему сканирования – в одном из магазинов покупателям на входе выдают мобильный компьютер с функциями сканирования, которым они сканируют товар в процессе перемещения по торговому залу. Затем на станции оплаты его уже нужно только самостоятельно оплатить, что экономит время и является инструментом повышения лояльности покупателей.

    На первый взгляд, внедрение систем самообслуживания несет риски для магазина — вдруг покупатели будут пытаться схитрить, пробивать более дешевые товары вместо дорогих и т.д. Однако на практике оказывается, что в зависимости от специфики магазина существенная доля потерь может приходиться на умышленные или неумышленные действия персонала. Поэтому растет популярность сетей Scan and Pay, после внедрения которых кассир только сканирует товар, но деньги ему покупатель не дает, а платит самостоятельно — такая система зарекомендовала себя, к примеру, в гипермаркетах, где важна скорость обслуживания покупателя.

    Для внедрения системы самообслуживания необходимо провести серьезные работы по созданию инфраструктуры. Магазину понадобится специальный сервер, на котором будут сохраняться данные по покупкам, необходимо интегрировать между собой несколько ИТ-систем от кассового софта и программ лояльности до системы отслеживания движения товара, для обеспечения качества данных понадобится качественная локальная сеть. Еще один важный организационный момент — при внедрении таких инструментов изменяется и кассовая зона магазина, необходима ее перепланировка. Кроме того, нужно будет внести изменения в регламенты действий персонала в тех или иных ситуациях.

    Специализированные информационные системы


    Все описанные выше устройства работают под управлением специализированных систем. В России традиционно инфраструктура магазинов делится на бэк-офис, отвечающий за работу с поставщиками, товарами, маркировку товара, и фронт-офис — то есть ПО, формирующее чек, отвечающее за акции лояльности, отображение цен и т.д.

    На обслуживание клиентов непосредственно влияет работа фронтального софта — его задача максимально быстро и безошибочно рассчитать покупателя. Этот процесс состоит из двух этапов — сканирования и оплаты товара. Необходимо свести к минимуму количество выполняемых кассиром вручную операций — это снизит число ошибок и ускорит процесс обслуживания, что важно для продуктовых магазинов или гипермаркетов.

    Поэтому фронт-системы максимально автоматизированы — например, разработанная нами система «Профи-Т» обрабатывает максимум информации и выдает кассиру подсказки-указания по ходу обслуживания (предложить стать участником программы лояльности, спросить паспорт при продаже алкоголя, показать на экране информацию о сработавших скидках и т.п.). По сути, кассиру остается только принять деньги в случае оплаты наличными, все остальное касса делает сама.

    Сетевая инфраструктура


    Для того, чтобы весь зоопарк различных гаджетов и софта работал в качестве единой системы на уровне как магазина, так и целой сети, необходимо создание локальной сети. Многие магазины строят беспроводные Wi-Fi сети.

    Вся эта инфраструктура также серьезно отличается от офисных и домашних сетей. В ритейле повышенные требования к доступности компонентов сети и надежности их работы. Кроме того, магазин — это объект, содержащий большое количество потенциальных препятствий для прохождения сигнала (стеллажи, холодильное оборудование и т.п.), поэтому используются мощные передатчики, которые «добивают» в любую точку помещения.

    Заключение


    Современные магазины представляют из себя высокотехнологичные предприятия, которые используют специализированное оборудование и софт, чтобы сделать жизнь покупателей проще и удобнее. Многие незаметные на первый взгляд решения позволяют экономить массу времени, нервов и сил, но для их реализации требуются значительные инвестиции, а также усилия квалифицированных ИТ-специалистов.
    Пилот 60,86
    Компания
    Поделиться публикацией
    Комментарии 19
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
      • 0
        Каждый имеет право на свое мнение. Мы рассказали об инфраструктуре классических магазинов. Но спасибо за идею — с удовольствием расскажем в одной из следующих статей и об «интересных штуках», которые, увы, не так часто можно встретить в торговых точках.
        • –1
          я лично никакого рассказа о онфраструктуре не увидел, вижу только перечисление некоторых устройств которые и так все видят в торговом зале.
      • –1
        Мда, позарился на заголовок называется… У меня ощущение что тот, кто писал эту статью о инфраструктуре магазина знает только по опыту похода в магазин. Причем мелкий. Так вот, все что перечисленно в статье — это дай бог 10% инфраструктуры. В любом большом магазине еще нужно прибавить:
        — видео/аудио контент
        — телефонию
        — банковские терминалы
        — инфокиоски
        — освещение/кондиционирование
        — контроль температуры
        — видеонаблюдение
        — счетчики посетителей
        — кое где системы слижения за покупателями
        — всякие разные другие ит-приблуды
        — принтеры чеков и заменяющие их онлайн-кассы

        Причем даже описанное не раскрыто от слова совсем.

        А так по факту крайне слабенькая рекламная статья.
        И еще, com это хорошо, но его уверенно заменяет usb.

        Wifi это тема складов, и нужен в основном при учете товара в зале. Вся остальная структура строиться на меди/оптике

        P.S. Работаю уже 5 лет в федеральном ретейле, так что немножечко в курсе :)
        • 0
          Мы писали статью об оборудовании, с которым ежедневно сталкивается каждый покупатель. Если нужна детализация — предлагайте, обязательно напишем. Нам ведь интересно мнение читателей, благодаря которому любую тему можно раскрыть шире.
          • 0
            нет, что вы там писали я выжу вы и сами не поняли, заголовок говорит что статья об исфраструктуре, а по факту написан вообще бред какой-то.
        • 0
          Всего одна картинка с гик-порно. Эхх… ну да ладно…
          • 0
            побольше информации о оборудовании Bizerba и интеграции в Microsoft Dynamics, и расскажите о Milestone XProtect Retail и Milestone XProtect Transact
            • 0
              Мы работаем немного с другими вендорами (например, те же испанцы Dibal) — об их оборудовании, если интересно, можем написать.
              • 0
                Напишите пожалуйста именно в разрезе интеграции в Microsoft Dynamics. Так же интересно как реализована отказоустойчивость и репликация БД между H.Q. и торговыми точками.
                Интересно какие решения Вы применяете что бы облегчить жизнь маркетингу?
                • 0
                  Мы планируем в перспективе подготовить статью по SAP, где эти вопросы будут затронуты.
            • 0
              «поэтому используются мощные передатчики, которые «добивают» в любую точку помещения» — принципиально неверный подход к проектированию беспроводных сетей.
              • 0
                Самого интересного не увидел, как то все поверхностно, и то, что любой покупатель и сам видит. Где серверное оборудование, безопасность, видеонаблюдение, склад, логистика, расчет остатков, планирование закупок, контроль сроков и т.д.
                А уж когда мы говорим по сетевые магазины, то раздел «сетевая инфраструктура» должен быть в разы больше.

                Либо ждем продолжения, либо не понятно для кого и для чего эта статья.

                Извините, коль что не так.
                • –1
                  Мы писали статью об оборудовании, с которым ежедневно сталкивается каждый покупатель. Если нужна детализация — предлагайте, обязательно напишем. Нам ведь интересно мнение читателей, благодаря которому любую тему можно раскрыть шире.
                  • +1
                    Если есть желание написать подробнее, то лично мне было бы интересно следующее, часть может быть и не инфраструктура, а ПО и технология:
                    1. Контроль за остатками, сроками реализации товаров + планирование поставок. Определение покупательских приоритетов (если есть)
                    2. Логистика на складе, особенно в централизованных складах
                    3. Безопасность. Системы видеонаблюдения, применение технологий распознавания лиц, движения и т.д.
                    • 0
                      Видеонаблюдение есть пойти во всех магазинах, т.ч. за своими кассирами следят, а антикражные ворота — ставят не все. Иногда стоимость украденного ниже, чем затраты на противокражку.
                • 0

                  Когда я работал в ритейле то в средненьком "магазинчике у дома" было "онлайн" до 100 IP-адресов.
                  В магазине, изображенном на картинке из статьи, в онлайне было где-то в 2...3 раза больше адресов.

                  • –1
                    Заголовок уровня Хабра, статья уровня ГикТаймс. Я далек от ритейла, но описано меньше, чем можно себе представить об IT структуре магазина.

                    Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                    Самое читаемое