Технологии ритейла: как устроены современные кассы



    Изображение: Aranami, Flickr

    В нашем блоге мы уже рассказывали о том, какие интересные технологии и «железо» применяются в современных магазинах, и как организовано сервисное обслуживание таких сложных устройств. Сегодня мы подробнее остановимся на одном из самых важных элементов инфраструктуры ритейла, и поговорим об устройстве кассовых POS-терминалов.

    Классика инфраструктуры


    Кассовое оборудование делится на два больших класса устройств — модульные дисперсные и сенсорные кассы. Поговорим о плюсах и минусах каждого.

    Сенсорные кассы


    Сенсорные кассы используются в отраслях, где важны скорость обслуживания покупателей, компактность рабочего места, его красота и эстетичность — обычно это рестораны, магазины по продаже одежды, обуви и ювелирных изделий.

    Один из основных плюсов сенсорных касс — их компактность: сотрудникам магазина удобнее пользоваться такими кассами. При этом каждый квадратный площади помещения стоит денег, поэтому владельцам торговых точек выгоднее экономить пространство, размещая там не объекты инфраструктуры, а товар или какую-то рекламу — поэтому важна и компактность сенсорных касс.

    Например, наши устройства обладают классом защиты IP65 от влаги, пыли и других вредных факторов — это тоже играет важную роль при их выборе для установки, например, в ресторанах. Поскольку пыль почти не проникает внутрь сенсорной кассы, ей не нужен вентилятор, а это снижает необходимость проведения профилактических работ.



    Есть у сенсорных касс и свои ограничения. Самое главное — использующиеся в них резистивные экраны могут выдержать лишь ограниченное число нажатий. Это ярко проявляется в том случае, если в магазине или ресторане есть популярный товар или блюдо. Качественная сенсорная касса может выдержать около 35 миллионов нажатий, а затем такая популярная ячейка перестает работать.

    Из-за образовавшегося «слепого пятна» придется либо менять сенсорную панель, либо покупать новое устройство — цена в обоих случаях не будет сильно отличаться.

    Число выдерживаемых нажатий зависит от типа экрана — бывают четырех-, пяти-, шести-, семи- или восьмиэлектродные дисплеи. Самыми простыми в изготовлении, следовательно, и самыми дешевыми, являются четырехэлектродные. Они выдерживают всего 3 миллиона нажатий в одну точку. Пятипроводные значительно надежнее – они могут перенести те самые 35 миллионов нажатий: в них четыре электрода расположены на панели, а пятый находится на мембране, покрытой токопроводящим составом.

    Чем дешевле POS-терминал, тем скорее потребуется его ремонт или замена. Поэтому владельцам магазинов, прежде чем покупать недорогое устройство, стоит понять, успеет ли оно себя окупить до поломки.

    Примеры различных конфигураций сенсорных касс SKY-POS ТС, которые выпускает компания «Пилот», можно изучить по ссылке.

    Дисперсные кассы


    Дисперсные кассы состоят из нескольких модулей, среди которых кассовый компьютер, клавиатура, монитор, дисплей покупателя, считыватель банковских карт, денежный ящик, ключ для доступа старшего кассира и другие элементы (подробнее о них, в нашей предыдущей статье).



    Дисперсная компоновка POS-систем чаще применяется в супермаркетах и гипермаркетах, магазинах формата «у дома». Такие кассы просты в обслуживании, их модульность облегчает ремонт — к примеру, если вышла из строя клавиатура, ее можно легко заменить и разбирать сам кассовый компьютер не потребуется.

    Сегмент использования дисперсных касс накладывает свои требования — в супермаркетах и гипермаркетах наибольшее внимание уделяется проходимости покупателей. Кассиры должны обслуживать как можно больше клиентов и совершать при этом как можно меньше ошибок. Чтобы сотрудники меньше уставали, POS-системы должны быть эргономичными.

    В линейке SKY-POS компании «Пилот» рабочее место кассира оборудуется так: надежный и быстродействующий системный блок SKY-POS на основе четырехядерных процессоров J1900 с частотой не менее 2,4 ГГЦ и ОЗУ не менее 2-4 ГБ, клавиатура не более 60–78 клавиш, дисплей покупателя, денежный ящик Flip Top с открывающейся вверх крышкой и вставкой для переноса денег или инкассации, многоплоскостной сканер. Вместо дисплея кассира для экономии места используется дисплей или защищенный от пыли и влаги POS-монитор с размерами 10’’ или 12’’.

    Что нового: инновации в ритейле


    Дисперсные и сенсорные кассы — это классика ритейл-технологий, с ними сталкивался любой, кто хоть раз был в современном магазине. Однако на рынке постепенно внедряются и инновационные решения, призванные сделать обслуживание клиентов еще более быстрым и упростить работу сотрудников точек продаж.

    Информационные киоски


    В случае, если ритейлер работает в сегменте, где для покупателей важны консультации продавцов, часто применяют информационные киоски. Внешне такие устройства похожи на обычные прайс-чекеры — с их помощью покупатели могут самостоятельно узнавать цену товаров.

    С помощью информационного киоска сотрудник магазина может, к примеру, быстро получать информацию об остатках товара на складе, новых поступлениях, осуществлять сравнение их характеристик, а также просматривать должностные инструкции. В итоге качество консультаций покупателей значительно возрастает, что положительно влияет на продажи.

    Мобильные кассы


    Планшет, к которому подключены сканер и считыватель банковских карт и NFC-чипов.С помощью такого устройство покупатель может оплачивать товары безналичным способом прямо в торговом зале не подходя к привычной кассе. Продавец может перемещаться по залу, консультировать потенциальных клиентов, и в случае необходимости, тут же «пробивать» их покупки.

    При этом, если такой планшет вставить в специальный слот кассового компьютера, то он превращается в сенсорную кассу — при большом наплыве посетителей и нехватке кассиров, продавцы могут взять на себя часть их работы.

    Мобильные кассы начинают использовать и в ресторанах — при их наличии официант может не только принять заказ, но и сразу дать возможность оплатить его.

    Заключение: как выбирают кассы


    Касса — сложное устройство с множеством разных характеристик, и требования к его надежности очень высоки. Неверный выбор устройства может привести к непредвиденным сбоям и убыткам для магазина. Поэтому компании тщательно подходят к выбору POS-терминалов. Вот какие моменты играют наибольшее значение при выборе кассы:

    • Надежность производителя и доступность сервиса — крупные ритейл-сети редко выбирают решения «ноунейм» производителей. Обычно обращают внимание на длительность производства линейки устройств, репутацию вендора. Еще один важный момент — наличие представительств вендора в России. Не все зарубежные компании могут обеспечить оперативное сервисное обслуживание, в результате в случае поломки ожидание запчастей и ремонта может затянуться. Ранее мы рассказывали в блоге о том, как компании решают эту проблему.

    • Результаты тестов — производители оборудования для автоматизации ритейла проводят многочисленные тестирования своих продуктов. В случае касс проверяют пыле-, грязе-, влагоустойчивость, способность противостоять электростатическим разрядам, скачкам напряжения, реакцию на электромагнитные колебания и температурные максимумы и минимумы. Результаты тестов либо указывают в документации к устройству, либо они могут быть предоставлены по запросу покупателя.

    • Возможности масштабирования. Касса — лишь один из элементов ритейл-инфраструктуры, который взаимодействует с большим количеством других компонентов. С ростом бизнеса растет и число различных гаджетов, с которыми должна работать касса. Для их подключения нужны порты. Поэтому при выборе POS-терминалов смотрят на количество портов — на сегодня стартом является наличие четырех COM-портов и четырех USB-портов, но чем их больше, тем лучше. На POS-терминалах SKY-POS запроектировано уже не менее пяти USB-портов.
    Пилот 40,89
    Компания
    Поделиться публикацией
    Комментарии 48
    • 0
      А почему в России карты до сих пор принимают только крупные магазины, а у частников до сих пор ничего такого нет, даже считывателей карт для телефонов? Раньше это было связано с требованием налоговой хранения всех транзакций в спец бандуре «фискальный накопитель» с ком-портом и обслуживанием за ~килобакс в месяц. Это и сейчас так?
      • 0
        Те, кто хочет продавать, уже давно обзавелись терминалами. У меня на рынке около дома даже молоко с творогом можно оплатить карточкой.
        • 0
          За всю Россию не скажу, но в моей глубинке по карте можно заплатить практически везде, не принимают разве что на рыночках где одеждой в палатках торгуют, да на почте. Не так давно платил картой даже в точке выездной торговли где орехи/сухофрукты продают, у них был телефон с считывателем.
          • 0
            На самом деле банковские терминалы для оплаты по безналу доступны практически для всех. Стоимость многих моделей до 20 тыс. рублей, комиссия эквайера может быть ниже 2% (есть предложения 1,6-1,8 %).
            Другой вопрос — интеграцию банковских терминалов с кассовым ПО можно увидеть далеко не у всех.
            • 0
              А Вы в Германии давно были? Я вот в нашем небольшом городке без проблем могу без наличных везде расплатиться картой, а в Германии попрой ппц напряг %) такси безнал — никак, аптека — как повезет, магазинчики тоже. Там порой попадаются, где карты «откатывают». И «чипованых» карт минимум.
              • 0
                Не все. Зависит именно от продавца.
                Мелкий магазинчик рядом с домом с несколькими «отделами»(видимо арендаторы):
                — картошку/бананы/овощи/фрукты — у продавца терминал и пользоваться им умеет. Чек правда не выдает (сразу выкидывает). По MCC — фастфуд и какая то ИП. Цифры для оплаты — прямо в терминал вбивает продавец (кассы не видно вообще).
                — хлебобулочные изделия — 2 отдела — в одном есть есть терминал. по MCC — супермаркет, во втором — нет
                — напитки (как соки так и что покрепче) — терминал есть
                — отдел с птицей — даже на двери магазина вывеска что оплату картами — берем
                — молоко и так далее — нету терминала.
                — сетевой магазин за углом в том же здании — терминал разумеется (и чек уже выдают такой что программа от ФНС сканирует QR-код и показывает детали).
                Терминалы в этих случаях без всяких признаков поддержки NFC но по факту она там работает на всех. Другое дело что один и тот же дом (адрес там у всех одинаковый) в выписке (где про адрес точки) отображается по разному… понять можно что имели ввиду но видно что настроить до конца — не хочется.

              • 0
                Если речь идет о банковских картах, то сейчас автономные банковские терминалы — для проведения оплат по
                банковским картам доступны для малого бизнеса (около 30000 руб, часто предлагаются в лизинг самими банками) — как автономные (с принтером и GPRS каналом), так и системные (минимум в два раза дешевле) — подключаются к кассе и представляют из себя пин-пад с чип-ридером.
                Если мне не изменяет память, то с 2015 вообще принят закон, по которому могут оштрафовать, если нельзя расплатиться картой.
                Вообще, банк берет комиссию порядка 2% и это не всегда может быть выгодно (например, на сигаретах — у них минимальная наценка).
                • 0
                  Вы в какой-то не правильной России живете. Работаю в ИП. 6 чел в фирме. Стоит ПОС-терминал, который принимает все, вплоть до NFC/ApplePay. Любая доставка пиццы в районе может приехать с мобильным терминалом, если попросить. Да мясник на рынке — мужик работает один сам на себя. У него стоит терминал с безконтактной оплатой.

                  Простите. Не в ту ветку написал. Это был ответ Valle
                  • 0
                    Я не в России живу, но в прошлый раз в прошлом году сделал эксперимент — захотел купить раков в Москве и заплатить карточкой. Составил список из примерно 20 сайтов которые этим занимаются. Ни в одном не нашел приема платежа прямо на сайте. Ну ладно. Прозвонил по ВСЕМ компаниям — из них подавляющее большинство карты вообще не принимает а три из них предложили перевести с «карты-на-карту», т.е. они говорят номер их карты а я должен что-то сделать с ним. Не далее чем неделю назад заплатил более двух килобаксов в россии за тур на отдых. Туроператор не принимал карты. На любом блошином рынке я ни разу не видел приема картами. Любой сервис типа массажа — только за нал. Речь о Москве, так что я думаю, Demon_i, что это не я неправильную Россию вижу, извините. И да, год назад Яндекс.Такси принимал карты выпущенные только в России — я даже не думал что Visa может отличаться от страны к стране.
                    • 0
                      Нал можно не показывать в налоговой, а с безналом так не выйдет. Наблюдал такое даже в сетях типа Hesburger, когда на кассе стоит весело светящися готовностью терминал, а тебе говорят что карты не принимаем(типа терминал не работает). Если начать настойчиво наезжать, то терминал чинится сам и прямо при тебе. В центре Мск вообще существует проблема расплатиться картой, почти везде нал, невзирая на наклейки на дверях, и чем пафоснее заведение, тем больше вероятность что только нал.
                      • 0
                        А, вот это похоже на правду. Плюс я думаю распространение карт вырастет когда терминал к телефону можно будет получить бесплатно, как у square.com
                        • 0
                          Был случай — покупаю ремешок для часов. Вижу что терминал есть но просят — налом. Мотивируют что так ГОРАЗДО быстрее — пока терминал будет коннектится… в том подвале сотовая связь присутствует весьма условно.
                      • 0
                        Ну да ладно, бог с ним с моим опытом. С ваших слов звучит так что проблем никаких получить POS терминал вообще никаких нет. Не поделитесь пожалуйста сколько стоит полный комплект оборудования, сколько примерно стоит обслуживание, что там с фискальным режимом и ваше мнение на то, почему многие карты не принимают?
                        • 0
                          Стоимость готового комплекта колеблется в зависимости от бренда, количества периферии и т.д. Кассовый комплект можно собрать по стоимости от 30 тысяч рублей (мы не работаем в этом ценовом сегменте). Если говорить о, действительно, кассовом оборудовании, цена от 50 тыс. рублей. На рынке появилось большое количество смарт-терминалов, но это нельзя назвать полноценными кассами.
                          • 0
                            А это 50 тысяч за раз или в месяц? Я все помню про требования фискального режима которое раньше работало исключительно на оборудовании за которое нужно было каждый месяц платить.
                            • 0
                              Это разовая покупка оборудования (системный блок + ККТ). Сейчас ЦТО платить не обязательно. Обязательно иметь договор с ОФД. Сервисный договор заключать или нет каждый заказчик выбирает сам.
                              Стоимость рассчитывается индивидуально в зависимости от SLA, состава оборудования и ПО. И может быть от 300 руб/месяц и выше
                            • 0
                              А кассы на планшетах-телефонах уже возможны с точки зрения закона?
                              • 0
                                Возможны, главное быть в реестре налоговой

                                • 0
                                  Ни айпадов, ни айфонов ни андроидов в реестре вроде нет, т.е. невозможно.
                                  • 0
                                    Вы путаете ККТ и планшеты/POS-терминалы. В реестр вноситься только контрольно кассовая техника, которая печатает чек и передаёт данные в налоговую. В Европе это принтеры чеков, у нас ККТ.
                                    • 0
                                      Я имел в виду аналог square. Там для приема платежей нужна только пендюрка к телефону или планшету, чек можно отправлять на почту. Продвинутая касса от square включает айпад + подставку плюс кардридер с NFC. Так что нет, не путаю вроде. Пендюрка высылается бесплатно, платежи в месяц за нее — ноль долларов в месяц.
                                      • 0
                                        читал про них, но думаю такая штука в реестр не попадёт, и в России пока не приживётся
                                        • 0
                                          Ошибаетесь, с новыми правилами уже всё допустимо. Маленькая пиньдюрка к планшету/телефону и чек высылается на почту покупателю. ) Но пока в NFC карты не будет прописываться e-mail держателя всё это неудобно, для каждого чека надо вбивать email вручную ((
                          • 0
                            Demon_i, не пропадайте пожалуйста. Мне правда очень интересно сколько сейчас стоит обслуживание фискального накопителя в месяц и что он из себя представляет.
                            • 0
                              Из обязательных платежей — 3000 руб. в год за одну кассу, оплата в ОФД.

                              Обязательного сервиса контрольно-кассовой техники больше нет. Подробно мы это обсуждали в предыдущих наших статьях. См. коммент
                              • 0
                                50 штук за простецкое оборудование плюс три штуки в месяц плюс проценты с каждой продажи и это еще даже мы не говорили про ввод карты через сайт или телефон плюс список оборудования жестко прописан. Теперь понятно почему карты никто не принимает ни в интернете ни в оффлайне, спасибо!
                                • 0
                                  2% за эквайринг это не так дорого. По моему опыту карты принимают поголовно, кроме рынков и таксистов частников. Живу в Моск. области.
                                  • 0
                                    50 штук за оборудование, из которых 20-25 стоит сама рабочая станция, ещё 15 банковский терминал и около 10-15 принтер чеков и штрих-сканер. Весьма гуманно. И 3т не в месяц, а в год за канал в ОФД. В любом случае с ОФД будет так же как электронной отчётностью, рано или поздно в налоговой поднимут свой ОФД и будет это бесплатно.
                                    У меня парк из 72 касс и сейчас мы переходим на новые правила и могу сказать, что всё весьма доступно, просто и прозрачно. Вопрос в том что с новыми правилами ещё никто толком не разобрался и не знают что к чему, но и это временно. А вот отмена обязательного обслуживания кассовой техники несомненный плюс, поднадоели товарищи регулярно берущие по ...-надцать К рублей за переклейку голографической наклейки на аппарате.
                                    • 0
                                      72 кассы — просто и понятно. Конечно. Бабушку семечками торгующую и принимающую карты видели? И я нет.
                                      • 0
                                        Вы вот это сейчас к чему? Вообще не понял.
                                        • 0
                                          Попробуйте прочитать мой коммент на который вы ответили и подумать еще раз пожалуйста.
                            • 0
                              Не понятно почему в сенсорных кассах не используют емкостные дисплеи?
                              Чтобы клиент раз в год тратился на сервисное обслуживание?
                              • 0
                                Из «антиванадльных» соображений. Ёмкостный экраны самые нежные, их легче всего сломать, да и ресурс у них тоже не вечен. Ещё есть ультразвуковые и инфракрасные, эти вообще не убиваемые, но у них точность хуже, приходится кнопки в пол экрана делать.
                                • 0

                                  Что-то не срастается. Именно что ёмкостный лишен тех недостатков износа, которые есть в резистивном. Их полно ставят в общественных местах, в инфоматах и тд. Вот там нужна вандалостойкость. А здесь специально обученный работник кассы тыкает на виртуальные кнопки, которые еще и изнашиваются. Wtf?
                                  У меня телефон 3 года таскается в кармане, сумке, постоянно используется и ничего с экраном не случилось. Максимум — пленку поменял.

                                  • 0
                                    Работа на сенсорной кассе может производиться, например, в перчатках или карточкой (в ресторанах часто встречается), с этим емкостные кассы не справятся. Акустический сенсор достаточно дорогой и не удобный. Поэтому используют либо резистивные, либо инфракрасные сенсоры. Последние дорогие и, в основном, их устанавливают на брендовое оборудование, но, как преимущество, не требуют калиборовки.
                                    • 0
                                      1. Работа в перчатках — весьма узкое направление.
                                        В супермаркетах что то не так часто видел кассиров в перчатках.
                                        Через тонкие перчатки отлично работает ёмкостный дисплей.
                                        Только не говорите мне про гигиену — касаться в стерильных перчатках дисплея, который до тебя 10 человек трогало — дурацкая затея.
                                        То, что официанты тыкают карточками — возможно следствие того что на палец резистивный экран реагирует часто неадекватно из за площади нажатия.
                                      • 0
                                        Вы не много путаете личные ощущения от работы в жёстких условиях эксплуатации. На рынке отсутствуют производители ёмкостных сенсорных мониторов промышленного уровня.

                                        Мы лишь привели примеры, а пыль, грязь — постоянные сопутсвующие факторы работы кассиров. При протирке влажной тканью ёмкостной монитор начинает работать некорректно. Много ли Вы видели ёмкостных мониторов с размерами более 15''?
                                    • 0
                                      Узбечки, работающие в 5-ке способны на всё, даже убить не убиваемое промышленное оборудование. Поэтому используют то оборудование, которое можно опреративно поменять. Сломали монитор — 30 минут похода на склад и подключение, и вуаля — работающая касса. А с сенсорной кассой, тем более емкостной, что мне делать? Держать их 20 штук на складе для запаса?
                                      • 0
                                        Всё дело в том, что в общепите и ещё много где нельзя работать без перчаток, а на руки в перчатках емкостный экран не среагирует. Поэтому резистивный, как самый дешевая альтернатива.
                                        • 0
                                          Всё дело в том, что сенсорный экран не всегда применим в розничной торговле (из за огромного асортимента товар проще просканировать штрихкодом нежели выбирать из справочника, так что эволюционно сложилось, сенсорный экран удобнее в общепите и прочих местах где асортимент невилик, и из таких мест на общепит приходиться подавляющее большинство, поэтому и делают сенсорные экраны универсальными, по одному стандарту) А в общепите нельзя работать без перчаток, а на руки в перчатках емкостный экран не среагирует. Поэтому резистивный, как самый дешевая альтернатива. там где можно работать без перчаток, например в супермаркете, сенсорный экран не нужен. Там функциональнее сканер штрихкода и клавиатура.

                                          Так что вы зря ищете тут заговор, всё весьма прозаичнее.
                                          • 0
                                            Я принимал во внимание версию про перчатки, однако понимаете в чем дело, сейчас многие общепит в том числе огромные международные сети работают без перчаток. Профессиональные повара работают без перчаток.

                                            Так же есть мнение что в перчатках проблем с санитарией возникает больше чем без них (повышенная потливость рук, риск повреждения перчатки, отсутствие ощущения «чистоты рук» и тд. плюс, как утверждают, САНПИН не запрещает работу с продуктами, которые далее подвергаются тепловой обработке.

                                            Официанты вообще пищи не касаются руками и никаких перчаток у них нет, зато должны быть медкнижки.

                                            Ну и тд и тп. Принимая во внимание эти факты трудно понять увлеченность резистивными экранами
                                            • 0
                                              Резистивный экран в силу указанных мной причин более универсален, поэтому терминалы неопределённой заранее направленности (сферы применения) изготавливают с ними. Никто не говорит что нет ПОС-терминалов с емкостными экранами, например вот http://sb-sale.ru/content/news/128920/
                                              Просто применение емкостного экрана сужает перечень сфер применения конечного продукта.
                                              • 0
                                                Да, Вы правы, по опыту наших клиентов, резистивные экраны пользуются большей популярностью. Однако от POS-терминалов с емкостными экранами до конца никто не отказывается. Поэтому они остаются в модельном ряду практически любого производителя. У нас, например, они есть здесь, здесь, здесь и вот здесь.
                                                • 0
                                                  Есть подозрения что пользуются они популярностью не потому что реально удобно или нужно, а потому что синдром утёнка у ответсвенных за обеспечение, или аргументация в стиле «я такой уже 10 лет ставлю, всё работает, другого нам не надо».
                                                  Иначе мне не объяснить почему во круг так много ресторанов с резистивными экранами в зоне обслуживания (где нет перчаток), которые, как мы уже выяснили механически изнашивается, требуют периодического обслуживания и прочие минусы. А судя по вашим ссылкам цены на емкостные чуть ли не такие же как и резистивные, и без подобных недостатков.
                                                  • 0
                                                    Сейчас большинство пользователей выбирают резистивные, два человека, находящихся по разные стороны, а именно, пользователь (я) и производитель ( @pilot-relail ) привели вам кучу аргументов, почему именно так, НО. Вы продолжаете спорить, не имея, судя по всему, четкого представления о предметной области. О чём тут говорить.
                                                    Я думаю когда вы будете отвечать за выбор оборудования, тогда и будете брать такое, как хотите, тем паче, что выбор есть.
                                                    • 0

                                                      Каких то либо весомых аргументов вы не приведи.
                                                      Санитария — заблуждение.
                                                      Стоимость — автор упоминал что почти не отличается.
                                                      Универсальность (тыкать чем угодно) +
                                                      Износ — Мультитач -


                                                      Свести дискуссию к клише "я выбираю так потому что я так выбираю, и мне плевать на аргументы" или "сначала добейся" выглядит как слив вашей позиции.

                                    • 0
                                      Как у вас дела с передачей данных в ФНС онлайн?

                                    Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                    Самое читаемое