Ремонт без отвертки, COM-порты и 7 лет доступности запчастей: как обеспечивается надежность железа для магазинов



    Мы уже рассказывали о том, почему современные магазины — это настоящие технологические предприятия c мощной инфраструктурой. В них применяются продвинутые ИТ-системы, однако мир ритейл-технологий серьезно отличается от того, к которому привыкли пользователи домашних или офисных продуктов и гаджетов.

    Сегодня мы поговорим о том, как производители железа, использующегося в магазинах, обеспечивают его надежность. Для примера рассмотрим самое важное устройство любой точки продаж — кассу.

    Кто делает кассы


    POS-терминалы — так в терминологии ритейла называются кассы — представляют собой специальные компьютеры с различными компонентами. При этом многие привычные пользователям PC бренды вроде Apple, Asus или Dell не делают оборудование для ритейла. Ситуация на рынке производства касс сильно отличается — здесь сильны позиции таких компаний как слившаяся с ритейл-направлением бизнеса IBM Toshiba, Fujitsu, Wincor Nixdorf, NCR. Эти компании выпускают модульные дисперсные и сенсорные кассы — подробнее об их различиях мы писали здесь.

    Требования к надежности инфраструктуре ритейла значительно выше тех, что предъявляются к домашней или офисной технике, поэтому и подход работающих на рынке вендоров к производству и сервису серьезно отличается от привычного обычным пользователям.

    Особенности железа для ритейла


    Различий между кассовым компьютером и ПК множество, первое, что бросается в глаза — это процессоры. Подавляющее большинство касс не используют процессоры AMD, что довольно необычно для пользователей PC. Практически все вендоры в своих продуктах используют процессоры Intel.

    Кассе приходится работать с большим количеством подключаемых устройств — весы, сканеры штрих-кодов, терминалы оплаты банковскими картами — и соединения с ними должны быть надежными. Именно поэтому в POS-оборудовании для магазинов до сих пор активно используются COM-порты, потерявшие популярность в потребительской электронике.

    Касса — это критически важный компонент инфраструктуры магазина, если с ней что-то пойдет не так, то остановятся продажи, возникнут очереди и конфликтные ситуации с покупателями. Поэтому при использовании в связке с ней внешних устройств используется надежная и проверенная временем технология COM.



    Кроме того, сам режим использования железа в ритейле серьезно отличается от того, что можно встретить в офисе крупной и активной компании. Многие магазины работают 24 часа 7 дней в неделю, оборудование при этом не выключается никогда. Поэтому железо должно выдерживать эксплуатацию в таком жестком режиме.

    К примеру, телевизоры или мониторы домашних компьютеров не могут работать без остановки много часов без выгорания пикселей, а дисплеи сенсорных касс могут выдерживать десятки миллионов нажатий.

    Здесь все упирается в качество используемых вендором компонентов и, как следствие, цену кассы — более дорогие решения в ритейле, как правило, служат дольше. Число выдерживаемых нажатий зависит от типа экрана — бывают четырех-, пяти-, шести-, семи- или восьмиэлектродные дисплеи. Самыми простыми в изготовлении и самыми дешевыми, являются четырехэлектродные. Они выдерживают 3 миллиона нажатий в одну точку. Пятипроводные значительно надежнее — такие экраны могут перенести 35 миллионов нажатий.

    Помимо непосредственно экранов касс, активно используются дисплеи покупателя — на них выводится цена «пробиваемых» товаров и другая полезная информация о покупках. Для таких устройств жизненный цикл должен составлять не менее 20 000 часов работы, а их яркость — не меньше 700 кд/м2.

    Используются в кассах и очень надежные клавиатуры — неплохим показателем считается ресурс в 50 млн нажатий, пружины клавиш выполняют из нержавеюще стали, контакты кнопок имеют специальное покрытие, препятствующее окислению. Даже кабели для кассовых клавиатур делают сменными — они подключаются с помощью специального порта.

    Денежные ящики кассы — тоже механизм, который должен обладать высокой степенью надежности. Ресурс соленоида такого устройства обычно превышает 3 миллиона срабатываний.

    Также кассы обладают защитой от влаги, пыли и других вредных факторов — существует несколько степеней такой защиты, начиная с IP54 до IP65. В последнем случае касса выдерживает попадание большого объёма влаги — например, пролитый кофе в сети фастфуда. В корпус безвентиляторной кассы почти не проникает пыль — поэтому такая конструкция снижает необходимость проведения профилактических работ.

    Надежность через сервис


    POS-оборудование выдерживает нагрузкие, значительно большие, чем способны перенести домашние устройства. Кроме того, такое железо в магазинах должно обладать и более высоким циклом жизни. Для многих торговых точек совершенно нормально использовать кассы по 5 — 7 лет.



    Для удобства заказчиков вендоры POS-оборудования на протяжении всего этого срока осуществляют его техническую поддержку и выпускают запчасти для ремонта даже тех продуктов, производство которых официально прекращен. Например, к снятому с производства оборудованию компании Fujitsu еще в течение 5 лет можно купить запчасти: вендор в обязательном порядке обеспечивает эту возможность.

    Большое внимание уделяется и ремонтопригодности — чем проще разобрать кассу для замены вышедшего из строя компонента, тем меньше она будет простаивать, а магазин понесет меньше убытков. Поэтому некоторые кассы, например от Toshiba, можно полностью разобрать и собрать без отвертки.

    Также поставщики продуктов для ритейла разрабатывают различные схемы оказания сервисных услуг — например, расширяют список доступных опций гарантийного ремонта с помощью привлечения партнеров-интеграторов. Подробнее мы писали плюсах такого подхода в этой статье.



    Как выбрать надежное оборудование


    В заключение, приведем несколько практических советов по выбору надежного POS-оборудования для использования в магазине:

    • Имя производителя — рынок ритейла непрост, и компаниям, которые только начали производить оборудование для него, тяжело сразу добиваться высокого качества. Поэтому логичнее выбирать решения от компаний, которые уже зарекомендовали себя, и чьи продукты уже победили все детские болезни и научились делать кассы не только надежными, но и удобными в обслуживании. К их числу относятся вендоры из Кореи и Тайваня, а их китайские коллеги, хоть и предлагают более привлекательные цены, пока отстают в качестве.

    • Условия поставки и сервиса — при покупке такого сложного и критически важного для бизнеса оборудования как касса необходимо позаботиться о дальнейшем его обслуживании. Поэтому следует избегать контрагентов, которые лишь перепродают оборудование — как правило они предлагают длительные сроки поставки, что означает сложности с оперативным ремонтом в будущем. В идеале, у вендора должен быть офис в России или местный партнер, с которым можно заключить контракт на поставку и сервис купленного железа и решать текущие проблемы с настройкой, ремонтом.

    • Сегмент использования оборудования — нужно подбирать кассу так, чтобы ее характеристики соответствовали условиям, в которых она будет работать. Например, в заведениях фастфуда лучше использовать сенсорные кассы с высокой степенью защиты от влаги, а в супермаркетах — модульные дисперсные кассы, в которых проще заменять отдельные компоненты.
    Пилот 72,54
    Компания
    Поделиться публикацией
    Комментарии 21
    • +2
      В такой корпус почти не проникает пыль, так что кассе не нужен вентилятор — такая конструкция снижает необходимость проведения профилактических работ.


      Я всегда считал что вентилятор стоит для охлаждения. А тут оказывается он пыль выдувает.
      • 0
        Вы совершенно правы, вентилятор стоит для охлаждения. Однако пыль он не выдувает. Наоборот, производители стараются сделать так, чтобы в корпус попадало вместе в воздухом как можно меньше пыли. В безвентиляторных кассах охлаждение происходит благодаря конструкции корпуса — а так как в них нет вентилятора, то и пыли попадает значительно меньше.
        • 0
          Просто у вас предложение написано так, как будто вентилятор нужен для выдувки пыли.
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
      • +1
        Что касается USB и COM — у USB-портов хуже крепление, чем у COM. Кроме того, есть масса периферии с COM-портами. Поэтому вопрос спорный. Хотя согласны, что тенденция идет к тому, что в будущем место COM займут USB.
        Что касается пыли — так мы же и не говорим, что пыль — главный враг кассового оборудования. И те проблемы, которые Вы перечислили, действительно «болевые точки» для ритейлера. Поэтому и нужно выбирать надежное оборудование, которое поможет с ними бороться.
        Что касается цен — то с кризисом цены значительно упали — сегодня брендовый POS-терминал можно взять и за 50 тысяч рублей (зависит от конфигурации, заказчика и продавца). А китайские аналоги — конечно, хорошо. Только вопрос, сколько времени они прослужат и сколько лет получится их ремонтировать. И окупят ли они в итоге себя.
        • +2
          он остается по двум причинам — legacy и примитивность, работать с ним легко.
          про 5-7 лет ресурса лихо загнули: я не один раз попадал к клиентам, у которых железо далеко за 10 лет работает, особенно те, кто на DOS-софте сидит.
          • 0
            Com задержался по той причине, что гораздо так проще обеспечить совместимость периферии с «зоопарком» софта и ОС которые используются на POS. Если в ФР появляется USB интерфейс, то 99% это USB-RS232|UART переходник (не берем в расчет интерфейс RNDIS и ему подобные в Онлайн-ФР).
            USB «прижился» на сканерах ШК так как HID это удобно и просто и на банковских терминалах где совместимость обеспечивает сам банк.
            Ну и Com прикручивается. Это избавляет от «проверьте воткнут ли кабель»
            • +2
              С точки зрения зрения программиста (а я разработчик POS ПО) — COM интерфейс девайса — рай в отношении интеграции с разрабатываемым ПО. USB, если это не просто клава, а нужен двухсторонний обмен — это всегда сторонний драйвер, который вечно ни с чем не совместим, библиотеки из 90-х плохо интегрируются в твой зоопарк новейших сред разработки и вообще никогда не пашут. Через COM же обмен данными реализуется за часы в абсолютно любой среде разработки будь то девайс из 90х или из 2017г. PS А еще попробуйтие подключить ваш USB девайс к микроконтроллеру, а не к удобненькой винде… я посмотрю, сколько месяцев вы будете реверсить протокол обмена этого девайса с его закрытым драйвером, который вдруг оказался бесполезен
              • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                • 0
                  Я разработчик кассового ПО со стажем обслуживания касс и вообще ритейлового зоопарка в прошлом. В ритейле от телефониста в офисе и заканчивая руководителем ИТ службы. Всегда был за переход на USB, но без фанатизма: одно дело USBHID дисплей покупателя с описанным протоколом, а другое — интеграция с терминалом Сб-банка, который работает через кривенькое банковское ПО-прослойку и который, будучи подключенным не на COM-порт, пару раз в день напрочь теряется собственным ПО. И, если в случае с простым оборудованием можно отреверсить протокол, то в случае с такими банковскими терминалами приходится искать обходные пути, т.к. разрабы банка считают своё ПО и прошивки терминала идеальными.
            • 0
              большинство касс не используют процессоры AMD, что довольно необычно для пользователей PC

              Давно не видел амд вне дома (по работе вообще никогда), да и в домах часто только в качестве видеокарты.

              надежная и проверенная временем технология COM.

              Надежная в сравнении с чем (wifi, usb1-3, ltp, ethernet)? Я думал проблема не в надежности, а в обратной совместимости зоопарка оборудования. Поправьте если не прав.

              • 0
                Правы — «зоопарк» действительно имеет место быть, и большинство периферии до сих пор идет с COM-портами. Однако, как мы уже выше говорили, тенденция действительно идет к тому, что на место COM придет USB.
              • 0
                повеселило — ком-порт (communications port), оказывается, это «технология COM» :-))
                • +1
                  Если USB-оборудование реализует эмуляцию COM-интерфейса, то проблем никаких нет. Что реальный, что виртуальный COM-порты ведут себя одинаково (в большинстве случаев). А вот если USB-устройство реализует только HID-интерфейс в виде эмуляции клавиатуры, то тут и начинаются проблемы. Вроде и легко и интересно прочитать информацию в блокнот, но в реальной программе усложняется разделение потоков символов от различных устройств. А переписывать торговый софт не всегда целесообразно.
                  • 0
                    Не совсем по теме, но очень интересовал такой вопрос: нравятся мониторы от кассовых аппаратов за их компактность. Реально ли отдельно преобрести такой монитор и сколько это будет стоить?
                    Кроме того, интересовало, куда девается списанное оборудование? Или оно служит до победного конца (т.е. по принципу: соберём рабочую кассу из 4-х нерабочих)?
                    • +1
                      Приобрести, конечно, можно. Если хотите купить как частное лицо, то поищите на Маркете. По POS-мониторам разброс по дюймам от 8 до 15.
                      Как правило, списанное оборудование утилизируется — есть специальные компании, которые этим вопросом занимаются. До победного не работает. Есть несколько поводов для списания — например, если обновляется парк оборудования или нужно списать по бухгалтерии (указан срок амортизации). Но у нас есть заказчики, у которых оборудование больше десяти лет работает.
                    • 0
                      Таки наверное для обозначения предмета стоит не COM порт использовать, а UART или RS-232.

                      Для соединения большей части устройств вполне можно было бы воспользоваться RS-485 и вилками/розетками RS-11. И монтаж, и заменяемость, и достаточное крепление присутствует, и провод всего один через все устройства проходит. И с габаритами гораздо компактнее получается. При отсутствии обязательного HW handshake формально имеющееся не сильно сложно допилить под 485.
                      Возможно некоторые предпосылки в текущей ситуации связаны ещё и с некоторым желанием изолировать этот рынок, и с большим запасом консерватизма в данной сфере из-за распределения вложений на длительный период.

                      Формально же сердце всего этого хозяйства уже давно можно заменить на ARM и вопрос простоя решается заменой сбойного модуля. Вопрос стоит в нормальной ОС и нормальной системе под неё. Опять же формально там ничего сложного нет. Формально имеем тривиальный терминал с особыми требованиями к надёжности компонентов. Остальное на сервере. И при грамотном проектировании такой системы и цена в розницу будет адекватной, и надёжность на высоком уровне. Надёжность сервера с помощью нормального резервирования вполне решается.

                      Таки эти системы достаточно искусственно выделены в отдельное пространство, хотя к ним полностью применимы решения для промышленности (кстати с более жёсткими требованиями по режиму работы и надёжности).
                      • 0
                        Да можно и самому наваять переходник для 485, только надо ли.
                        ну а насчет замены на АРМ — есть и свободное ПО, которое вполне может работать на АРМ. но, видимо, все упирается в консерватизм. производителям не нужно терять нишу, а пользователям — не хочется производить над собой масштабные эксперименты. Хотя переход на АРМ реально принесет облегчение — начиная от цены, и заканчивая обслуживаеием (в связи с более легким тепловым режимом — не нужо активное охдаждение. вместо ремонта — простая и дешевая модульная замена. И т.д.)
                        • 0
                          Портировали в своё время своё кассовое ПО на мобильную ARM-based систему. Проблемы начинаются с китайских toolchain'ов с криво реализованными драйверами оборудования, на исправление которых китайские товарищи слегка забивают, а исправить самостоятельно не выйдет, т.к. все допилы GPL-ного ядра тупо закрыты и к их открытию отношение производителя однозначное — «ФИГ» (<sarcasm>я так понял это по китайски GPL</sarcasm>). А окончательно проект хоронится после обнаружения, что с терминалом банка X можно работать только через ПО, скомпилированное под x86.

                          PS На самом деле все проблемы в итоге были решены, но в процессе мучительного «решения» заказчик потерял интерес к железке, видимо насмотревшись как огребают разработчики.
                      • 0
                        Консерватизм/косность разработчиков и потребителей сильно имеет место быть ;).

                        А на тему связи ARM и Китая тут много вопросов. Та же Raspberry вполне нормально себя будет чувствовать. И конструктив вполне можно под себя заказать (включая плату). Конечно если ориентироваться на AllWinner и иже с ним — геморрой почти гарантирован. Есть много других камней с нормальной поддержкой.

                        При разработке/портировании системы в составе не только кассы присутствуют, но и что-то помощнее. А там уже и x86 вполне место и софт нужный сможет работать. Вполне возможно даже эмулировать для неприспособленного и необходимое железо в распределенной конфигурации. Конечно делать такое на конкретном заказчике — сильно напряжённо и с высокой долей вероятности может отбить у того заказчика всякое желание экспериментировать. Только самостоятельный проект, но тут уже экономика вступает в права.

                        Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                        Самое читаемое