Как кассовое ПО борется с экономическими правонарушениями

    Любой крупной торговой сети регулярно приходится сталкиваться с экономическими правонарушениям — их совершают как покупатели, так и сотрудники магазина. И если с первыми можно бороться с помощью системы видеозаписи и наблюдения, то защитить бизнес-процессы от персонала, напрямую участвующего в них, гораздо сложнее. Давайте поговорим о том, как это можно сделать на уровне ПО, управляющего работой кассового узла.




    Передача чековой информации в систему видеоконтроля


    Современные фронт-офисные системы при закрытии чека на POS-терминале передают информацию на кассовый сервер, где накапливаются данные за смену. Это позволяет, в том числе и службе безопасности, анализировать события, происходящие в кассовой зоне. Однако информации чека зачастую недостаточно для полноценного контроля за действиями кассира.

    Системы видеоконтроля кассовых операций объединяют функции видеозаписи и наблюдения с контролем кассовых событий: то есть запись действий кассира и данные чековой ленты синхронизируется по времени. Это позволяет получить информацию о событиях, которые происходили на POS-терминале, но не были отражены в чеке (открытия денежного ящика, попытки совершения кассиром несанкционированных действий). Для получения видеоинформации над кассовым узлом устанавливается видеокамера, позволяющая контролировать весь процесс общения кассира и покупателя. Параллельно с этим кассовое ПО может посылать системе видеоконтроля данные чеков в требуемом формате. Например, кассовая программа «Профи-Т» легко интегрируется с такими популярными системами видеоконтроля кассовых операций по протоколам, как Prisma, ITV, G2.

    Сервер системы видеоконтроля постоянно работает в сети и принимает пакеты от сервера «Профи-Т» с информацией о кассовых событиях. При получении события «начало чека» захватывается слайд и ко времени появления события по номеру кассы привязывается непрерывное видео.



    Разграничение прав доступа к операциям


    Все современные фронт-офисные системы умеют разграничивать права доступа к операциям. Обычно персонал градируют на роли:

    — «кассира» — в его обязанности входит формирование товарной части чека (сканирование товара) и наличный или безналичный расчет с покупателем. В конце смены ему необходимо сдать ту сумму, которая, по данным кассовой программы, находится в денежном ящике.
    — «старшего кассира» или «администратора» — он выполняет операции, оставляющие лазейки для недобросовестного кассира.

    Это:

    • сторнирование (отмена товарной позиции) в формируемом чеке (до того, как он был закрыт);
    • возврат — если покупатель по какой-то причине хочет вернуть товар;
    • отложенный чек — эта операция производится в тот момент, когда необходимо временно отложить оформление покупки (например, кассир уже отсканировал товары, и перешел в режим оплаты, а покупатель обнаружил, что забыл кошелек в машине). В таком случае, чтобы не задерживать других покупателей, чек аннулируется с возможностью последующего восстановления. Однако отложенные и невостребованные чеки окончательно упраздняются при закрытии смены и информация о них нигде не сохраняется. Этим пользуются некоторые недобросовестные кассиры — принимая оплату, они не восстанавливают чек, а деньги за покупку кладут в свой карман.

    «Профи-Т» позволяет разграничить права доступа пользователей двумя способами:

    — аппаратными средствами (на кассовой клавиатуре) с помощью поворота ключа;
    — программным способом с помощью назначения пользователям прав доступа и последующего ввода индивидуального логина и пароля, сканирования индивидуального штрих-кода или прокатыванием ключ-карты.



    Также можно разграничить права доступа к любым кассовым операциям, например, сделать так, чтобы сторно продажи товара выполняли только администраторы:



    Работа ПО в режиме зеркала


    Как мы уже сказали выше, произведенные кассиром действия можно воссоздать, воспользовавшись данными системы видеоконтроля. Но это не единственная возможность. Действия кассира можно отследить в режиме реальном времени через сервер кассовой программы. Это актуально в том случае, когда необходимо проконтролировать нового сотрудника или проверить подозрения в отношении одного из кассиров.

    «Профи-Т» в этом случае может работать в режиме зеркала — позволяет с кассового сервера подключиться к определенной кассе и понаблюдать за действиями ее оператора. Если обнаружатся какие-то злоупотребления со стороны кассира, то данные о них можно использовать для доказательства подозрений или аргументации претензий.



    Запрет продажи товара


    Запрет продажи товара позволяет магазину бороться как с экономическими правонарушениями, так и с пересортицей. Обычно такие инциденты возникают в сетевых магазинах, где товарный справочник формируется для всех точек продаж. При этом иногда случается так, что в каком-то магазине нет в наличии определенных товарах, выгруженных на кассу. В таком случае кассир может случайно или по злому умыслу, например, продать дорогие яблоки по более дешевой цене.

    Однако администратор магазина может заранее пресечь такую возможности, запретив в кассовой программе продажу отсутствующих товаров. Когда кассир попытается продать товар из этой категории, ПО выдаст уведомление о запрете.



    Миф: Персональные данные в магазине


    Когда заходит речь об экономических правонарушениях со стороны сотрудников магазина, многих покупателей сразу интересует вопрос: а могут ли быть использованы мошенниками данные банковских карт, с помощью которых они расплачивались за товары. Однозначно ответить на него тяжело — у каждого кассового ПО свои возможности и принципы действия.

    Однако постараемся пролить свет на эту проблему на примере «Профи-Т». Наша кассовая программа не хранит персональные карты покупателей: они в автоматическом режиме передаются банку и не остаются в системе. Оплата по банковской карте — трехсторонняя сделка, в которой принимают участие кассовый софт, банк-эмитент и компания, предоставляющая эквайринг. Кассовое ПО отправляет эквайрингу запрос на транзакцию. При положительном ответе банка-эмитента происходит списание средств покупателя. При этом в кассовом софте остается только номер транзакции на тот случай, если по чеку придется совершить возврат. Полная информация о всей произведенной сделке хранится в зашифрованном виде только в терминале оплаты, который не относится к кассовому ПО.

    Конечно, перечисленные нами возможности кассового софта не уберегут магазин от всех экономических правонарушений со стороны сотрудников, однако могут помочь существенно снизить их количество.
    Пилот 12,48
    Компания
    Поделиться публикацией
    Комментарии 7
    • 0
      по более дешевой цене
      • 0
        Прикольно конечно, но походу из-за подобных систем у нас даже старикам без документов не продадут алкоголь. Был как-то свидетелем, как мужику (лет так под 50) не продали безалкогольное пиво, мотивировав тем, что у них камеры стоят и что их всех проверяют и штрафуют, если не спрашивали документ.
        • 0
          Во многих странах алкоголь и табак, а также некоторые другие товары продают только по предъявлению документа, удостоверяющего личность, и это нормальная практика.
          • 0
            Вы можете однозначно утверждать лишь то что мужик выглядел на 50…
            • 0
              А как без документов установить возраст? На глазок? Глазок у всех разный.
            • 0
              Может кто-нибудь объяснить, почему кассир не может отменить уже пробитый товар, даже до подведения итога? Из-за этого вызывают администратора, вся очередь стоит. Какие там могут быть злоупотребления?
              • +1
                Возможность кассиру проводить отмену товара дает дополнительный повод для совершения экономических правонарушений. Так, нередки ситуации, когда при сговоре с покупателем, кассир пробивает и сторнирует дорогой товар, который в итоге бесплатно отдается покупателю. А магазин терпит финансовые потери. Оперативно выявить такой вид мошенничества достаточно сложно (даже если стоять и наблюдать за конкретным кассиром, не всегда можно увидеть этот момент).
                Кроме того, многие магазины привлекают наемных кассиров (не состоящих в его штате), которые не несут никакой ответственности.
                Как вариант, операцию отмены товара можно завязать на охранника, который всегда рядом с кассовой зоной — так делают некоторые наши клиенты.

              Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

              Самое читаемое