Pull to refresh

Как избавиться от интерфейсов

Reading time9 min
Views23K
Original author: Golden Krishna
Здравствуйте, Хабр!

Не успели мы сдать в верстку отличную книгу с интригующим названием "Дизайн. Книга для недизайнеров" (ждите в октябре), как нас увлекла еще более своеобразная дизайнерская работа, автор которой позволил себе усомниться в целесообразности дальнейшего умножения графических интерфейсов и предлагает ликвидировать их как класс. Мы решили перевести статью с выдержкой из этой книги, которая как минимум позабавит вас перед выходными. Если же вы — человек с художественной и творческой жилкой, когда-либо захлопывавший ключи в автомобиле, то просим не только ознакомиться со статьей, но и помочь нам определиться с востребованностью книги.


Автор и дизайнер Голден Кришна считает, что наши современники буквально прикованы к дисплеям гаджетов, и что компании, разрабатывающие и продвигающие приложения, оказывают нам медвежью услугу. «Наше увлечение цифровыми интерфейсами вышло из-под контроля»,- заявил он на конференции SXSW два года назад; с тех пор он прорабатывает и развивает эту идею. «Многие люди хотели бы проводить гораздо меньше времени, уставившись в экран», — считает Кришна, — «так почему же в технологическом мире так приветствуются дисплейные решения?»

Новая книга Кришны, The Best Interface is No Interface, описывает, как мы докатились до такой зависимости, как избавиться от нее и гарантировать, что мы действительно решаем задачу наилучшим возможным способом. Решение вполне может сводиться к созданию очередного мобильного приложения — Кришна не отрицает этого и не призывает вернуться в эру телефонов-раскладушек — но оно может быть и другим. Автор лишь считает, что масса дизайнеров и компаний по умолчанию тяготеют к использованию дисплеев и мобильных приложений, порой только усложняя путь к намеченной цели.

В данной публикации приводится содержание одной из глав книги Кришны. Материал этой главы особенно актуален, учитывая, какое внимание сейчас приковано к Apple и ее новым высокотехнологичным интеллектуальным часам. «Во множестве статей, посвященных использованию Apple Watch, авторы расхваливают стандартные экранные взаимодействия», — отмечает Кришна. – «Вот все экраны, которые придется открывать, чтобы вызвать такси. Вот как выглядят уведомления Facebook. Вот ваша лента в Instagram. Это все скучно, даже не говоря о том, что часы функционально дублируют смартфон».

Несмотря на ощущение, что мы, так сказать «переэкранились», Кришна надеется, что ситуация начнет выправляться, и полагает, что этому могут поспособствовать молодые дизайнеры. “Молодежи не клёво тыкать пальцами в экран, как это делали их предки,” — считает он. — “Все эти экраны слишком похожи один на другой.” Кстати, подростки понемногу начинают отказываться от Facebook. Там все сильнее ощущается присутствие родителей, а другие сервисы и приложения не просто более гибкие, но и лучше справляются со своей непосредственной задачей: обмен сообщениями и картинками.

Приведенная ниже глава из книги «The Best Interface is No Interface» называется “Экранное мышление: давайте напишем приложение!” В ней Кришна излагает, пожалуй, самый порочный сценарий «экранного мышления», прижившийся во многих компаниях.

Экранное мышление: Давайте напишем приложение!

Где-то и когда-то мы полюбили друг друга.

Правда, не помню когда. Как и все отношения, эта привязанность возникла будто в единый миг — на смену нашим невыразительным делам, которыми приходилось заниматься ранее, явилась страстная и безусловная любовь к современным, очаровательным, прекрасным интерфейсам нового дня: мобильным приложениям.

Может быть, все началось со сладкого вкрадчивого нашептывания, которым нас потчевали еще в 2009 году:
«Вот чем покоряет iPhone: если вы захотите узнать, будет ли сегодня снегопад в горах – и для этого есть приложение.»
Кому какое дело до статистики «Национальной ассоциации розничной торговли в сфере зимнего спортивного инвентаря», согласно которой лишь 2,6 процента американцев катаются на горных лыжах, причем занимаются этим не более восьми дней в году. Главное — есть приложение. Поддавшись этому пению сирен, мы уже ничего не соображаем. Любовь и рассудок? Они не смешиваются, как масло с уксусом.

Торговый агент все вещал. Сердце билось быстрее. «А если вы хотите уточнить, где именно вчера припарковались… „
Не дразните меня. Все мы знаем, что будет после этой фразы. Три красивых запатентованных слова, которые словно не нарочно заточили наше поколение в настоящую клетку, ограничивающую любое технологическое творчество.

Есть Подходящее ПриложениеТМ

БЕССОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ, ПОВЕРХНОСТНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

Какая разница, что примерно 780 миллионов человек в мире страдают от дефицита чистой питьевой воды, что в богатых США более полумиллиона бездомных. Мы вышли из плоскости этих «прозаических» социальных проблем и все вместе подались в сферу технологий — которые в привычной манере ломают старое, прививают новое, продолжая летопись прогресса — чтобы обеспечить мир самым необходимым: новыми мобильными приложениями.

Но речь не об идеальных, осмысленных, незаметных приложениях, которые тихо и эффективно работают себе на вашем смартфоне, часах или планшете. Вашему вниманию предлагаются бессодержательные и поверхностные приложения, которые соблазняют вас жизнеутверждающими, до чёсу притягательными интерактивными интерфейсами, реагирующими на смахивание и щипок двумя пальцами. Вот, что в действительности требуется людям, чего они желают и вожделеют.

Любовь терпелива. Любовь мила. Любовь скачивается всего за 99 центов.

Возьмем любой новостной ресурс. Вполне вероятно, что там найдется свежая статья, колонка, а может быть и целая рубрика, авторы которой слюной исходят по новеньким приложениям. Возможно, журналисты просто хотят похвастаться, какие они прошаренные — да, мы разбираемся в приложениях — но, возможно, им просто нравится заправиться окситоцином, который выделяется от забав с сенсорным экраном.
Приложение как таковое совершенно не обязательно окажется полезным и нужным кому-либо, но — тссс! — мы же должны постоять за честь любимой программки. Разработка приложения подается как увлекательная сказочная повесть: мы просто молиться обязаны на человека, написавшего работоспособный код, который каким-то образом озарил нам темный и загадочный путь к каталогу приложений Apple или Google.

ПАРУ СЛОВ ОБ ОКСИТОЦИНЕ

В газете «New York Times» есть рубрика “Приложение недели», а также постоянная колонка «App Smart Extra» с воодушевляющими заголовками вроде «Метеоприложение, которое работает.» Правда работает?! Ну, просто бальзам на душу.

А когда был финансовый кризис, «New York Times» представила в рубрике «Приложение недели» программу от Bloomberg, которая сообщает «основные данные с фондовых рынков». Что? Шедеврально!
Так и представляю, как вы наливаете себе бокал шабли, ставите альбом Норы Джонс для настроения и перечитываете проникновенный опус «USA Today» под названием «5 новых приложений, которые изменят вашу жизнь.» Я таю уже на первой строчке: «Приложения, приложения, вновь приложения… поистине изменили нашу жизнь».

Вы, возможно, думаете, «Ой, да просто включу какую-нибудь говорящую голову по телевизору и забуду о моей смартфонной музе.» Задумайся, дружище. Ниже – невыдуманные заголовки сюжетов с CNN.

  • Увязли в снегу? Есть подходящее приложение
  • Грустите? Есть подходящее приложение.
  • Предстоит побывать в опасной зоне? Есть подходящее приложение
  • Желаете секс по переписке? Есть подходящее приложение
  • Туалетная бумага кончилась? Есть подходящее приложение
  • Хотите помолиться? Есть подходящее приложение


По данным сервиса Google Trends, самый популярный поисковый запрос — слово «app».



Неудивительно, что практически любая крупная автомобилестроительная компания разрабатывает приложения для смартфонов. Кто в силах противостоять этой страсти? Если машиностроительная промышленность на протяжении 120 лет занималась созданием все новых четырехколесных моделей, то и ей не помешает немножечко обновиться. Некоторые приложения, расхваливаемые в пресс-релизах и блогах, позволяют отмыкать двери в машине.
«Мое приложение для BMW открывает двери, запускает питание, а еще…»

Возникает вопрос: как сделать более качественный ключ для машины? Большинство этих приложений для автоматического открывания дверей функционально схожи, поэтому ради демонстрации давайте рассмотрим, как увлекательно было бы пользоваться приложением BMW для iPhone, когда на смартфоне установлена новейшая версия операционной системы от Apple. На языке Apple это означает «самая продвинутая ОС в мире. Ее высшая инкарнация».

1. Подхожу к машине.
Иду к машине, хочу открыть дверцу.


2. Вынимаю телефон.
Собираюсь открыть дверцу. Поэтому засовываю руку в карман и аккуратно извлекаю оттуда смартфон, ведь я, конечно же, не хочу уронить ценную вещь из стекла и тонкого металла на бетонный пол паркинга.


3. Активирую телефон.
Хочу открыть дверцу. Поэтому гляжу на телефон и почти машинально вывожу гаджет из спящего режима, нажав на главную кнопку.


4. Разблокирую смартфон.
Хочу открыть дверцу. Гляжу на телефон, нажимаю круглую кнопку Home под экраном, чтобы сканер отпечатков пальцев разблокировал мне устройство.


5. Выхожу из последнего открытого приложения.
Хочу открыть дверцу. Гляжу на телефон, вижу последнее открытое приложение и жму кнопку Home, чтобы выйти из приложения (надеюсь, при этом меня не отвлечет лента Твиттера. Кстати, а вы уже видели фотки августейшего младенчика? Так быстро растет! Так, чего я там хотел…)


6. Выхожу из последней открытой группы.
Хочу открыть дверцу. Гляжу на телефон, вижу группу приложений, к которой относится последнее открытое, нажимаю кнопку Home, чтобы выйти из группового представления.


7. Пролистываю море иконок, чтобы найти нужное приложение.
Хочу открыть дверцу. Гляжу на телефон, вижу главный экран. Листаю его слева направо, продираюсь через море иконок, попутно фиксирую взглядом логотипы и крошечные подписи с типами приложений, пытаюсь найти то приложение, которое мне сейчас нужно.


8. Нажимаю иконку приложения.
Хочу открыть дверцу. Гляжу на телефон, нажимаю иконку того приложения, которое открывает дверь машины.


8a.…


9. Жду, пока приложение загрузится, и пытаюсь найти действие «разблокировать».
Хочу открыть дверцу. Гляжу на телефон, вижу красивую карту Северной Америки.


10. Тыкаюсь туда-сюда в меню и нажимаю Control.
Хочу открыть дверцу. Гляжу на телефон. Глаза разбегаются. Скрещиваю пальцы и нажимаю опцию Control в самом низу.


11. Нажимаю кнопку Unlock.
Хочу открыть дверцу. Гляжу на телефон, глаза разбегаются еще сильнее. В самом верху списка нахожу кнопку, на которой написано Locking/Unlocking. Жму.


12. Перевожу ползунок в состояние unlock.
Хочу открыть дверцу. Гляжу на телефон, а там двусторонний ползунок, слева у него пиктограмма «закрыть», справа — «открыть». Я перевожу ползунок направо, так как (если вы еще не забыли), хочу открыть дверь машины.


13. Дергаю за ручку и открываю дверцу машины.
Хочу открыть дверцу. Гляжу на телефон, а там написано: «Данные переданы успешно.» Не вполне понимаю, что бы это значило, но, кажется, я это сделал. Господи, да! Дух захватывает… Дверца исправно открылась!

Что, 13 этапов?

Что это было?

Я просто зашел в паркинг, направился к машине и хотел открыть дверцу.
(Это же несложно).

  1. Подхожу к машине
  2. Вынимаю телефон
  3. Активирую телефон
  4. Разблокирую телефон
  5. Выхожу из последнего открытого приложения
  6. Выхожу из последней открытой группы
  7. Пролистываю море иконок, чтобы найти нужное приложение
  8. Нажимаю иконку приложения
  9. Жду, пока приложение загрузится, и пытаюсь найти действие «разблокировать»
  10. Тыкаюсь туда-сюда в меню и нажимаю Control
  11. Нажимаю кнопку Unlock
  12. Перевожу ползунок в состояние unlock
  13. Дергаю за ручку и открываю дверцу машины (моя цель)


Все операции кроме первой и последней были выполнены на цифровом интерфейсе.

У меня была цель, и, чтобы ее достичь, пришлось иметь дело с экраном. Благодаря приложению я смог открыть дверцу машины не в два, а всего в тринадцать этапов.

Может быть, наша любовь слепа? На самом ли деле такое приложение лучше обычного ключа. Подумайте, друзья, и признайте: нет, не лучше.

Я знаю. Нелегко расставаться с любимыми

Лучше бы мы применили первый принцип из этой книги, вообще отказавшись от цифрового интерфейса и отдав предпочтение традиционным процессам. В конце концов, сам Эдвард Тафти однажды сказал: «Перегрузка, скученность и путаница — это не свойства информации, а ошибки дизайнера».

Избавившись от графического пользовательского интерфейса, имеем всего два этапа:

  1. Водитель подходит к машине
  2. Открывает ключом дверцу


Все остальное требуется отсечь.

Безумие? Что ж, более чем за десять лет до выхода этого 13-этапного приложения и до того, как нас соблазнила эта экранная мода, описанная задача уже была решена в Siemens и взята на вооружение в компании Mercedes-Benz. Вот как: когда вы беретесь за ручку дверцы (это необходимо, чтобы попасть в машину), автомобиль выдает низкочастотный радиосигнал, проверяющий, на самом ли деле ключи рядом — допустим, у вас в кармане или в барсетке. Если это так, то дверь сразу откроется.

Это оптимизация ключа? Да.

Мне возражали: «Дружище, ты не прав. А если я захлопну дверь и забуду ключи в машине? Вот тут-то и пригодится мобильное приложение!»

Нет, ваши эмоции вас обманывают. Машина может определить, где находятся ключи, поэтому если они остались в салоне, то дверь просто не захлопнется. А если в багажнике? Аналогично. Иными словами, вы просто не сможете захлопнуть ключи в машине.

Переформулировав дизайнерский контекст и заменив экранные взаимодействия привычной последовательностью операций, инженеры Siemens нашли невероятно логичное и при этом красивое решение для попадания в салон «Мерседеса». Если у вас нет «Мерседеса», но ход действий вам знаком — это значит, что данное решение было заимствовано другими автомобилестроительными компаниями.

Удалось ли компании Siemens улучшить автомобильный ключ?

Да, кэп. Если на вооружение берется привычный процесс, значит, вы будете действовать естественно. Если обойтись без цифрового интерфейса, то вам не придется этот интерфейс осваивать, настраивать, вообще о нем можно забыть. Это и есть классное дизайнерское мышление, особенно если поставленная задача является самой прозаической

Собственно, об этом и книга:

Хороший интерфейс – это отсутствующий интерфейс.

Эта книга помогает заново взглянуть на наш мир, нашпигованный цифровыми интерфейсами. Понять, как мы до этого докатились, почему эта порочная тенденция так отвратительна, как человеку удается оторваться от дисплея и покончить с этими надоевшими приложениями.

Эта книга — не обличительная. Она полна идей для предпринимателей, стартаперов, дизайнеров, инженеров, любителей гаджетов и вообще всех, кто интересуется техникой. Она подсказывает, как увидеть совершенно новое технологическое будущее и увлечься чем-то более притягательным, чем метеоприложение.

Темы, рассматриваемые в книге, важны как для вас, так и для всего общества. Да, мой месседж может показаться скоропалительным, но перед вами — не учебник. Это дружеская беседа о том, как легко и просто создавать превосходные технологии.
Only registered users can participate in poll. Log in, please.
Мнение о книге
77.99% Интересно, переводите!248
22.01% Что курил автор статьи?!70
318 users voted. 72 users abstained.
Tags:
Hubs:
+12
Comments41

Articles

Information

Website
piter.com
Registered
Founded
Employees
201–500 employees
Location
Россия