Pull to refresh
233.42
Postgres Professional
Разработчик СУБД Postgres Pro

Демонстрационная база данных для PostgreSQL

Reading time 7 min
Views 60K

В этой заметке я расскажу о нашей демонстрационной базе данных для PostgreSQL: почему она важна для нас и как может пригодиться вам, как устроена схема и какие данные в ней содержатся.


Сразу приведу ссылку на полное описание (там же написано, где взять демо-базу и как ее установить).


image


Зачем?


С нашей точки зрения, необходимость в демонстрационной базе назрела давно. Чтобы обсудить практически любую возможность СУБД, нужны какие-то данные, нужна таблица или несколько таблиц. Изобретать этот велосипед каждый раз заново — впустую тратить и внимание слушателя, и свое собственное время. Недаром каждый производитель СУБД имеет базу, которую и использует каждый раз, когда нужно что-либо продемонстрировать.


Для чего может понадобиться такая база данных?


Во-первых, для самостоятельного изучения SQL. Допустим, вы студент, осваиваете SQL и прочитали, скажем, про рекурсивные запросы. Надо ведь на чем-то потренироваться?


С другой стороны, чтобы студент смог прочитать про рекурсивные запросы, нужно, чтобы кто-нибудь об этом написал. Наша компания сотрудничает с несколькими авторами и сейчас идет работа над университетским курсом по технологиям баз данных и учебным пособием по SQL — обе книги будут использовать демонстрационную базу. Можно будет не просто прочитать книгу, а тут же воспроизвести приведенные в ней примеры, «поиграться» с ними, выполнить практические задания.


Другой вариант — проведение практики по курсу баз данных в вузе (или даже чтение коммерческого курса по SQL: лицензия PostgreSQL, под которой выпущена демо-база, это разрешает). Примеры такого использования уже есть.


Демонстрационную базу полезно задействовать и для написания заметок в блог или статей про PostgreSQL и его возможности. Вместо того, чтобы каждый раз начинать со слов «создадим табличку и вставим какие-нибудь данные с помощью generate_series», можно сразу приступать к делу.


Мы думаем и над переработкой со временем документации PostgreSQL, чтобы и она максимально опиралась на схему и данные демо-базы.


Что нужно?


К демонстрационной базе данных мы выдвинули несколько требований:


  • Схема данных должна быть достаточно простой, чтобы быть понятной без особых пояснений.
  • В то же время схема данных должна быть достаточно сложной, чтобы позволять строить не самые тривиальные запросы.
  • База данных должна быть наполнена данными, напоминающими реальные, с которыми будет интересно работать.

Разумеется, первым делом мы посмотрели, какие базы уже существуют, но ни одна из них нас не устроила. Ни в коем случае не хочу сказать, что они «плохие», но создавались для других задач: в каких-то слишком простая схема, какие-то слишком специализированы, в каких-то слишком примитивное наполнение.


Схема данных


Поэтому базу данных в итоге мы сделали свою собственную. Как вы, возможно, уже догадались по картинке, в качестве предметной области были выбраны авиаперевозки: речь идет о нашей дочерней авиакомпании (пока, увы, еще несуществующей). Схема данных приведена на рисунке:


image


Основной сущностью здесь является бронирование (bookings).


В одно бронирование можно включить несколько пассажиров, каждому из которых выписывается отдельный билет (tickets). Как таковой пассажир не является отдельной сущностью: для простоты можно считать, что все пассажиры уникальны.


Билет включает один или несколько перелетов (ticket_flights). Несколько перелетов могут включаться в билет в нескольких случаях:


  1. Нет прямого рейса, соединяющего пункты отправления и назначения (полет с пересадками);
  2. Взят билет «туда и обратно».

В схеме данных нет жесткого ограничения, но предполагается, что все билеты в одном бронировании имеют одинаковый набор перелетов.


Каждый рейс (flights) следует из одного аэропорта (airports) в другой. Рейсы с одним номером имеют одинаковые пункты вылета и назначения, но будут отличаться датой отправления.


При регистрации на рейс пассажиру выдается посадочный талон (boarding_passes), в котором указано место в самолете. Пассажир может зарегистрироваться только на тот рейс, который есть у него в билете. Комбинация рейса и места в самолете должна быть уникальной, чтобы не допустить выдачу двух посадочных талонов на одно место.


Количество мест (seats) в самолете и их распределение по классам обслуживания зависит от модели самолета (aircrafts), выполняющего рейс. Предполагается, что каждая модель имеет только одну компоновку салона. Схема данных не контролирует, что места в посадочных талонах соответствуют имеющимся в самолете.


Все объекты схемы подробно описаны в документе, на который я уже ссылался в начале статьи. Там же приведен «путеводитель» по таблицам в виде простых запросов.


Что внутри?


Чтобы учиться писать запросы, нужно, чтобы база данных уже содержала какие-то данные, и не пару строк, а достаточно большой массив. Наша демонстрационная база доступна в трех вариантах, отличающихся объемом данных:


  • Небольшая база содержит данные о полетах за один месяц; она не занимает много места на диске, но вполне позволяет писать запросы.
  • Средняя база распространяется на три месяца.
  • Большая база по полетам за год уже позволит непосредственно ощутить нюансы, связанные с производительностью.

Вообще, генерация тестовых данных — само по себе увлекательное занятие и дальше речь пойдет именно о ней. А что же тут интересного, ведь давно существуют инструменты (например, DataFiller), которые решают эту задачу? Да, существуют, но все зависит от того, какое качество информации вас устраивает.


Например, в билете есть имя и фамилия пассажира. Как можно сгенерировать данные для этого поля? Можно придумать несколько вариантов.


Самый простой — формировать строки заданной длины из случайных символов. Рей Бредбери мог позволить себе мистера Ааа, но готовы ли вы встретиться с QDEMFI TGBSWAJVZH (это, к слову, не выдуманный пример)?


Можно выбирать значения из заранее заготовленного списка имен и фамилий. Это будет больше похоже на правду, но есть еще и такая штука, как распределение данных. Если выбирать одно из имен равновероятно, то Александров в базе окажется примерно столько же, сколько и Полуэктов. Казалось бы, какая разница? А разница есть, и большая: если нужно получить всех Александров, в реальной базе данных вам придется отобрать порядка 10% всех строк, а Полуэктов может и вовсе не найтись. А это значит, что планы запросов в одном и в другом случаях должны отличаться — именно для этого СУБД собирают статистику по распределению данных в столбцах.


Более честный способ состоит в использовании частотных характеристик для каждого имени и для каждой фамилии. Именно так мы и поступили. (Можно было бы еще учесть национальные особенности и изменение популярности имен со временем, но тут важно вовремя остановиться.)


Вот другой пример. В нашей базе данных содержится порядка ста аэропортов. Прямые рейсы соединяют далеко не все аэропорты, но из любого можно добраться в любой другой с несколькими пересадками. Говоря иначе: граф связей должен быть неполным, но связным. Как его сгенерировать? И снова все зависит от того, какое качество данных нас устраивает.


В простом случае можно связать первый произвольный аэропорт со вторым не менее произвольным аэропортом, затем связать второй со следующим и так далее несколько раз. Если каждый раз отдавать предпочтение еще не связанным аэропортам, то формально мы получим подходящий граф. Будет ли он похож на правду? Ни в малейшей степени. Вот что у нас может получиться (цвет линий зависит от пассажиропотока: чем темнее, тем более нагружен маршрут):


image


Если приглядеться, то видно, что все города связаны друг с другом довольно равномерной паутиной. А вот как выглядит реальный граф авиарейсов по России (по данным OpenFlights.org):


image


Характерная особенность здесь состоит в том, что основная масса связей сосредоточена в небольшом числе узлов. Такие графы называются безмасштабными; по ссылке можно найти и алгоритмы их генерации.


В нашем же случае нужно не просто сгенерировать граф, но и наложить его на реальные города (ведь понятно, что при любом раскладе самым большим хабом в России будет Москва). На самом деле это упрощает задачу, если выйти за рамки собственно демо-базы и посмотреть чуть шире: для описания каждого аэропорта мы используем не только координаты, но и еще несколько характеристик. Одна из них — объем пассажиропотока, а сгенерированный с ее помощью граф вы видели в самом начале статьи.


А почему бы просто не взять маршруты какой-нибудь существующей авиакомпании? Можно, конечно, и так, но потеряется гибкость: имея алгоритм, можно сгенерировать правдоподобный граф для любого числа городов, или для вымышленной страны, или вообще для межгалактических перелетов.


— Кстати, какое максимальное число пересадок необходимо, чтобы добраться из любого аэропорта в любой другой? (Конечно, ответом на этот вопрос должен быть запрос на SQL.)


Ну хорошо, вот мы сгенерировали граф маршрутов, но его еще надо превратить в расписание регулярных рейсов. Причем рейсов между пунктами А и Б должно быть достаточно, чтобы перевезти всех желающих, но и не слишком много, иначе самолеты будут летать пустыми. А еще надо принять во внимание тип воздушного судна. Можно взять самолет поменьше, а рейсов сделать побольше.


— Есть ли в демо-базе рейсы, превышающие максимальную дальность назначенного на них самолета?


А можно наоборот — рейсов поменьше, зато самолет побольше. Вот только не все аэропорты могут принимать тяжелые широкофюзеляжные суда; это тоже при желании можно проверить, хотя в саму демо-базу мы не выносили информацию о классах аэропортов.


Ну и так далее. Вот еще несколько вопросов, которые намекают на то, что генерация данных не столь тривиальна, как это могло бы показаться на первый взгляд:


— Как реальное время полета отличается от запланированного?


— Обычно полеты с запада на восток длинные (вылетаем ночью, прилетаем утром следующего дня), а с востока на запад — короткие (прилетаем в тот же день почти в то же время). А что происходит в демо-базе?


— Как распределено время бронирования и время регистрации по отношению к дате и времени рейса?


— Сколько человек обычно входит в одно бронирование?


— Бывают ли пассажиры, летящие туда-обратно? Всегда ли маршрут «туда» совпадает с маршрутом «обратно»?


— У всех ли пассажиров места в посадочных талонах соответствуют классу обслуживания, выбранному при бронировании?


— Может ли получиться, что пассажиру выдан билет на место, которого нет в салоне? Могут ли два пассажира претендовать на одно место?


— Всегда ли билеты на места одного класса обслуживания на одном рейсе стоят одинаково (и почему)?


Напоследок


Надеемся, что вам будет не менее интересно работать с этими данными, чем нам было интересно работать над ними. В дальнейшие (хоть и не ближайшие) планы входит развитие схемы, чтобы охватить более «продвинутые» области: полнотекстовый поиск, слабоструктурированную информацию, темпоральные данные, различные стратегии индексирования.


Если вы обнаружите какие-либо несоответствия демонстрационных данных со здравым смыслом (а такое вполне может случиться — ведь сложно предусмотреть все на свете), не постесняйтесь написать нам на edu@postgrespro.ru.


Нам также очень интересно услышать о реальном использовании схемы данных. Поделитесь вашим опытом, а мы, в свою очередь, открыты для общения и готовы делиться своим.

Tags:
Hubs:
+38
Comments 32
Comments Comments 32

Articles

Information

Website
www.postgrespro.ru
Registered
Founded
Employees
201–500 employees
Location
Россия
Representative
Иван Панченко