Компания
37,06
рейтинг
12 февраля 2015 в 09:21

Разработка → Как мы объясняли детям, кто такой программист


Он волосат, небрит и очень программист

@bobuk показал человека-паука и сказал, что айтишники спасают человечество. Потому что помогают решать проблемы. И ещё в качестве примера привёл Леонардо да Винчи с его вертолётом. Дети вертолёт не запомнили, но прыжки человека-паука на экране оценили. И ещё все узнали Нотча, написавшего Майнкрафт практически в одну харю.

Но давайте-ка я начну сначала и расскажу, что привело нас к открытию исходников игры «Такси», пришиванию пуговиц к сосискам и рассказу целой толпе детей про сложную и опасную профессию программиста.

Осенью Юлич lesnikova, с которой мы были давно хорошо знакомы по её образовательным мероприятиям в Digital October, решила пилить детский образовательный проект. Ну и позвала нас, Мосигру, потому что у нас игры. Мне, конечно, стало дико интересно, и я немного поучаствовал в подготовке.

Идею она уже рассказывала (тут и тут). Смысл такой: хороший образовательный проект, где сначала делается урок-тизер с крутыми чуваками, которые рассказывают о своей профессии. Потом – ссылки на ближайшие кружки, книги, дидактические материалы и прочее, чтобы учиться дома самому, как ребёнка вставит стать кем-то из тизера. Чтобы он не просто мечтал, но ещё и взял паяльник в руки, например.

Сначала Юлич позвала Дурова через знакомых. Кто-то говорил, что он просто не отвечает на такие просьбы, кто-то задавал уточняющие вопросы. Но в итоге его не было. Хотя просто показать его лицо – это уже +3 к навыку разработки у ребёнка. Потом добавились все остальные (Кодабра, Яндекс, Parallels).

В итоге схема вырисовалась следующая:
  • Бобук делает страшное лицо и рассказывает, как спасать мир. Детей прёт, они тащатся.
  • Parallels в лице девушки рассказывают про то, что не обязательно быть пацаном, чтобы программировать.
  • И Кодабра добивает первым коротким уроком по детскому языку программирования, где после 5 строчек кода уже можно увидеть красивую картинку.
  • А я слежу за тем, чтобы дети не уснули, и играю с ними.



IDE: состояние игры и редактор очень высокоуровневого кода

На технических прогонах — дикий восторг. На проект встала команда Киры Тауберт. Ощущение такое, что пришла группа продуманных shadowrunner’ов, оценила все риски и закрыла их. Зал они облазили по миллиметрам. Я не знаю их специфики, но чувствовалось, что они предельно внимательны к деталям и конкретны: а это независимо от сферы всегда радует и рождает уверенность.





Из особенностей – было очень сложно прогнать игру в настолку на сцене для 6 игроков. Кира подбросила одну гоупроху на балку сверху, а мы потратили полчаса на то, чтобы наклеить на крышку сервера игровое поле. В итоге, когда нужно было выйти мне, один товарищ ставил стол на сцену под камеру, а я накрывал его лежащей за кулисами крышкой с полем. Получилось.

Сам урок


Было примерно 600 регистраций в зал (по факту пришло 350 человек из них). Я приехал за 40 минут, и на месте уже были люди. Не особо долго думая, мы стали играть с детьми в пингвинов-пиратов на желания – чаще всего на что-то вроде «проигравший делает кувырок», «проигравший стоит на руках» и так далее. Потому что ну его нафиг эти логические игры детям, пришедшим учиться кодить. У них все шансы меня обыграть. И у всех инстаграм:


На заднем плане дети собирают роботов из Лего

Потом поиграли на эрудицию в «Ответь за 5 секунд». Это было важно, дети должны были увидеть, что играть в неё просто – дело в том, что я подготовил специальные вопросы для проверки знаний после лекций коллег. Проверять знания в игре – очень круто. Ребёнок будет ещё день обдумывать, как же можно было ответить лучше, и в итоге раскопает всё по предмету.



Рядом разложились Манн, Фербер и Иванов со своей книжно-детской лавкой. Я потом увидел их продажи и пожалел, что мы не привезли свою лавку:



Потом началось. Зал был почти полный, как вдруг в него строем вошла целая группа девушек. Они всех настолько поразили своим видом, что не оглядываться было невозможно. Это будущая ИБ нашей страны, профильные курсы, знакомьтесь:



Вот Бобук из Яндекса показывает обыденный случай из жизни программиста – нужно решать проблемы человечества:



Вот его доклад полностью, он крутой и очень мотивирует в любом возрасте:


Юлич только немного переволновалась вначале

Затем мы поиграли в «Такси» на сцене – это игра специально для семилетних программистов, и я про неё рассказывал. Мы в итоге подумали и решили взять и отдать все исходники в открытый доступ, чтобы можно было спокойно изготовить такую же дома. И сделали.



Потом выступала Анна Мелехова (девушка-разработчик, пишущая виртуальную машину) из Parallels:



Тут надо сказать, что в зале сидели специальные honeypot-дети разного возраста, которые оценивали понятность и интересность каждого выступающего. Вот здесь они вообще не въехали, в чём проблема: до того, как началась лекция, оказывается, никто из них даже не думал, что программист – это только мужская профессия. Поэтому – это пример выступления только для родителей.

Дети к этому моменту раздухарились и начали троллить вопросами: «А что лучше: Питон или C++?», «А вы умеете писать на устаревшем языке PHP?». Вопроса про морскую свинку никто не задал, а я ждал, очень ждал.



Потом мы опять поиграли. На экране вопрос, у ребёнка 5 секунд, чтобы ответить. Всё как в настолке, только вопросы не из коробки, а специально подобранные.

Вот они, можете попробовать поиграть с ребёнком прямо сейчас
— Назови три любых интернет-сайта (ох, я тут много ждал, но ответ был простой — Гугл, Яндекс, Яху!)
— Назови три места для работы программиста (пока всё просто)
— Назови три шага, которые нужно сделать, чтобы сварить борщ (первый сложный вопрос: нужно разбивать процедуру по шагам).
— Назови три шага, чтобы положить в холодильник жирафа (здесь девочка знала всё и даже назвала четыре – открыть холодильник, вытащить слона, положить жирафа, закрыть холодильник).
— Назови трёх любых роботов (сложный вопрос, но дети справились).
— Назови три компьютерные игры (легко! Но нет, парень растерялся).
— Назови три логические игры (тоже просто)
— Простые числа — это те натуральные больше единицы, которые делятся только на себя и на 1. Назови три простых числа (этот вопрос был самым сложным).
— А теперь ещё три простых числа!
— Назови три шага, чтобы поднять слона на воздушном шаре (продолжаем алгоритмизировать процессы, пока просто)
— Назови три шага, чтобы пришить пуговицу к сосиске (поднимаем градус сложности – учим абстракции. Легко справились, мышление у детей гибче, чем у взрослых).
— Назови трёх любых компьютерщиков (Нотч, Билл Гейтс, Стив Джобс).
— Назови три модели телефонов (легко)
— Назови три компьютерных компании (легко)
— Назови три части компьютера (легко)
— Назови три дела, которые может делать домашний робот (в глазах зажглась мечта)
— Назови три вещи, которые не должен делать робот (я ждал «пить, курить и материться», но всё было проще).
— Назови три предмета, которые можно напечатать на 3D-принтере (сложный вопрос)
Ну и дальше без комментариев:
— Назови три любых места, где можно встретить программиста
— Назови три вещи, которыми можно ремонтировать робота
— Назови три игры, в которые можно играть против компьютера
— Назови три вещи, которые программист может носить с собой
— Назови три любимых школьных предмета программистов
— Назови три языка, которые может знать программист



Прогон, мы проверяем, как младшие дети будут реагировать на игру «Такси» на экране. Маленькая Вера не может сориентироваться по вертикальной плоскости, поэтому старается встать к ней спиной (по ходу движения машины) и шагать, а потом смотреть, лево или право ей надо.

И потом Кодабра со своим практикумом кода. Вот выступление.

Всё. Дальше после урока наступает оффлайн, то есть разные ссылки и пособия. Вот что нашлось и чем помогли родители:

Плюс меня спрашивали, какие игры лучше взять для развития (я опять пожалел, что у нас не было выездной лавки), вот они. У нас ещё до марта скидка в интернет-магазине 10% по слову «Продлёнка» на все игры (даже взрослые), обратите внимание.

И, наконец, всё. Хотя нет, если вдруг вы знаете что-то крутое для детей (книгу, ссылку, курс, игрушку типа программируемого лунохода – что угодно) – пришлите их Юличу на info@prodlenka.pro или прямо сюда в комментарии, пожалуйста. Их поковыряют живыми детьми, по ним прозвонит Олег playforfoodz (именно он проверял ссылки выше), и в итоге их включат в набор ссылок для дальнейшего развития.

Кстати, Олег прозвонил все школы, где должны были быть IT-классы по плану, пробуя записать туда ребёнка – и жестоко обломался, потому что мало где было всё готово. Но, думаю, лучше он сам расскажет.
Автор: @Milfgard
Продлёнка
рейтинг 37,06
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Комментарии (41)

  • +8
    Всем привет,

    Сережа правильно заметил, что «в некоторых школах не всё готово». Вот какая история вышла. Один из учителей в почте подсказал нам, что летом в Москве проводился конкурс среди школ на развитие IT-образования. Результаты тут: esp.mos.ru/news/92447/. Так вот, мы прозвонили выборочно 15 школ из списка. Я представлялся родителем, который хочет узнать про дополнительное IT-образование, в частности про факультативы по IT-технологиям (которые, судя по заметке, должны были быть организованы 1 сентября 2014 года).

    Оказалось, что факультативы доступны всего в 6 школах. Причем кто-то говорил, что это просто уроки информатики, которые закреплены в расписании, кто-то вообще (цитата) «не обладал данной информацией», а кто-то честно признавался, что им еще ничего не сделали. Причем в большинстве случаев в ответ на вопрос «А вот есть ли у вас факультативы? По конкурсу у вас все должно быть, хочу выбрать для ребенка школу» звучало «А вы кто и какую организацию представляете?».

    На днях обзвоним оставшиеся школы, чтобы составить полную картинку.
  • +12
    На технических прогонах — дикий восторг. На проект встала команда Киры Тауберт. Ощущение такое, что пришла группа продуманных shadowrunner’ов, оценила все риски и закрыла их. Зал они облазили по миллиметрам. Я не знаю их специфики, но чувствовалось, что они предельно внимательны к деталям и конкретны: а это независимо от сферы всегда радует и рождает уверенность.

    Из особенностей – было очень сложно прогнать игру в настолку на сцене для 6 игроков. Кира подбросла одну гоупроху на балку сверху, а мы потратили полчаса на то, чтобы наклеить на крышку сервера игровое поле. В итоге, когда нужно было выйти мне, один товарищ ставил стол на сцену под камеру, а я накрывал его лежащей за кулисами крышкой с полем. Получилось.


    Я ничего не понял :( И, боюсь, большинство читающих тоже не поймёт без более развёрнутого объяснения
    • +4
      Перед съёмкой делается прогон, это что-то вроде репетиции. Только нет зрителей, и вместо докладчика может быть окно со Скайпом на проекторе или специальный бубнильщик. Процесс очень похож на отладку: «А где будут стоять дети? А сколько надо микрофонов? А как ты спросишь человека в зале, если он в середине блока — будешь передавать микрофон по рукам? Как и чем снимать тех, кто задаёт вопросы? Что показывать на каком экране и когда? Где код, где результат работы программы, как подаётся звук?» и так далее. Я себе примерно представил в голове, как пойдёт моя часть с играми, но Кира начала задавать очень правильные вопросы, которые много чего поменяли. Например, та же проблема появления игрового поля Такси на сцене: раскладывать нельзя, долго. Выносить собранное — обязательно что-то посыпется. Можно было показывать поле на экране, но как мы выяснили на тесте, дети не ориентируются по нему. В итоге — взяли первую попавшуюся крышку стойки и наклеили поле на неё.
      • 0
        Спасибо, теперь стало понятнее!
  • +9
    Дети к этому моменту раздухарились и начали троллить вопросами: «А что лучше: Питон или C++?», «А вы умеете писать на устаревшем языке PHP?». Вопроса про морскую свинку никто не задал, а я ждал, очень ждал.

    Какие умные дети пошли :) Если бы Perl был упомянут как устаревший, я бы не был так удивлён. А можно поподробной о вопросе про морскую свинку?
    • +18
      Женщина-программист — как морская свинка: ничего общего ни со свиньей, ни с морем.
      • +1
        Особенно смешно, если знать, что самым первым программистом в истории была именно женщина. Только смеёшься уже над тем, кто всерьёз так думает (не имею в виду кого-либо из присутствующих).
        • +2
          В СССР программирование считалось женской профессией. Равно как и военные снайперы были, в основном, женщины.
  • +4
    Мы с детьми были на этой Продленке. Впечатлений масса, детям очень понравилось, долго после этого всем рассказывали про выступление Бобука :) Оно было самым ярким, видимо в силу личного обаяния оратора.
    Часть шуток явно была рассчитана на взрослых IT-шников, а не на детей. А в общем все было классно, программа достаточно хорошо, продумана, т.к. дети были разновозрастными, и было видно, что не всем было легко высидеть почти 2 часа, но шума по этому поводу не было.
  • +12
    «honeypot-дети»
    смеялся :)

    Очень-очень круто — что собрались, что организовали, что сделали так интересно, что делали в первую очередь для разивития и интереса детей (а не бабла, как это частенько бывает), что пришли сюда и рассказали.
    Ещё подобные мероприятия планируете?
    • +2
      Спасибо! Да, планируем. Ближайшая Продлёнка 22го февраля про кондитеров, вот ссылка с подробностями и регистрацией prodlenka.pro/meeting/candy/.
      • +2
        А как насчет выездных мероприятий?
        … в Питере, например?)
        • 0
          Каждая Продленка транслируется на сайте в прямом эфире, так-что Вы ничего не пропустите.
          • 0
            Я то не пропущу, а вот детей вероятнее заинтересовать на живом мероприятии, поучаствовать с другими такими же ребятами, окунуться в это хоть немного, поучаствовать в небольшом но интерактиве. Разве не в этом смысл всего этого действа?
            А фильмов про компьютеры — в интернете и так полно.
  • +3
    Эх я помню у нас в школе подобные, но намного более скоромные, уроки проводили по Паскалю и чистому С. Очень круто. тогда и заинтересовался программированием. Пытался сам разок провести около года назад — дико сложная работа, но очень интересная. Но как второстепенная активность сложно проводить, нужно полностью погружаться и выверять вопросы, задачки и подачу материала, чтобы школьников на месте удержать :)
  • +2
    При всем уважении к Григорию (bobuk), его доклад сложно назвать «мотивирующим в любом возрасте». Ведь детям не интересно что было раньше… Не интересно, как люди мучились за огромными ЭВМ, и как фанатично они хотели ковыряться в нем, а времени на это не давали. Им этого просто не понять, ведь тогда компьютер был загадкой, магической коробкой, дефицитом — и от этого он был еще «желанней» и «интересней», а сейчас же этого ничего нет. И детям этих «старых чувств» не передать… Рассказ про Леонардо да Винчи — не понятен даже мне (много программистов разбирается в медицине? химии? кто изобретает вертолеты? создание инструмента, и его использование — это разные вещи). Мне кажется, лучше объяснять детям, что программирование, это: очень просто (многие дети, и особенно взрослые — уверены в обратном), доступно («ведь надо столько знаний иметь чтобы написать свою первую программу»), интересно (ведь для детей, программист это человек, который часами, непонятно зачем, набирает какой-то непонятный текст). Про аналогию с супергероем — супер!
    • +10
      Дети поняли про Нотча и человека-паука. Вы — про ПЭВМ. Родители — про то, что работа престижная.
      А ещё мы не очень верим теории, и не поленились проверить мнение самих детей разного возраста.
    • 0
      Мне тоже кажется, что часть про то, как раньше было тяжело и вы не представляете как вам, дети, повезло, лишняя. И общий посыл доклада, что человек должен стремиться всё уметь и программирование ему в этом очень поможет, если я, конечно, верно его уловил, слишком философский для детей что ли.
    • +1
      Приблизительно такие же мысли возникли.
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • +1
    Да, кстати, забыли упомянуть в посте. У Продлёнки много друзей (и мы хотим подружиться еще как минимум с сотней-другой хороших людей и компаний), и некоторые, помимо любимой нами «Мосигры», из них решили поддержать нашу аудиторию рублём скидками:

    • Платный курс по программированию для детей — это на самом деле курс от Moscow Coding School, фанатами которых мы (признаемся честно) являемся. И на него действует специальная скидка в 10% (при заказе курса в поле «Комментарий» необходимо указать промокод «PRODLENKA»).
    • GoTo Camp — также даст скидку 10% (при подаче анкеты в графе «Если ли у вас вопросы» напишите prodlenka).

    И это далеко не все скидки и бонусы — полистайте раздел с образовалками, там еще много интересного.

    А еще лучше — подписывайтесь на рассылку, потому что вот-вот в ней бомбанет хороший бонус от издательства «Манн, Иванов и Фербер» :)
    • +5
      Ты это, поспокойнее в моём корпоративном блоге-то ). Агитатор, понимаешь.
      Кстати, Хабр странно ставит боковые панели при двух корпоративных в списке хабов.
      • –4
        так у вас же перманентный стэнд на следующих продлёнках?
  • 0
    > Мы в итоге подумали и решили взять и отдать все исходники [игры «Такси»] в открытый доступ, чтобы можно было спокойно изготовить такую же дома. И сделали.
    Вот только зря в RAR'e. ZIP доступней (и стандарт де-факто), если важен размер, можно обработать zoplfi.
    • +2
      Спасибо, не учел. Поменяем чуть позже.
    • –1
      Tar — наше всё. Приучайте детей сразу к хорошему.
  • +9
    После прочтения таких постов немного завидую современным детям )
  • +3
    Очень круто. Наверняка у детей воспоминания останутся на всю жизнь.
  • +1
    А чем CoffeeScript «странноват»? По моему совершенно обычный язык, транслирующийся в странноватый javascript.
    Кстати, спасибо за эту ссылочку — попробую дочку поучить.
  • +1
    Кубики сома например — я их сам клеил (в продаже нигде не видел) — самое простое задание собрать куб, тем более там много вариантов — это если в фоне, и не очень сложно (не так как кубик-рубика).
  • 0
    >На заднем плане дети собирают роботов из Лего
    А на переднем baby freeze
  • +2
    Мероприятие очень классное и нужное, молодцы.
    Не хотелось бы умалять важность докладов Григория Бакунова, я с ним вообще не знаком, чтобы судить, но один раз слушал его доклад на конференции «мобильщиков» (для взрослых), второй — здесь. И рассказывал он всё о тех же старых ЭВМ и о том, как всё это было раньше. Ну, надеюсь, что хотя бы детям зашло :) Посыл в целом верный, раньше программировать было значительно сложнее, сейчас эта профессия намного доступнее.
  • 0
    По поводу «мотивации примером крутого дядьки» вспомнилось, как сына «записали» на музыку.
    В дет.сад пришли оркестранты народных инструментов, отыграли, рассказали о своих инструментах. У сына спрашивают: хочешь играть на балалайке как наш солист? Сын: хочу! Записываем!
    Прошло шесть лет: ходил, учил, играл. Каких-то особых успехов не наблюдается. Тяга к музыке вообще и к балалайке в частности пропала. Чем собираешься заниматься после окончания муз.школы? Может гитарой? Ничем.12 лет. Дни напролет: майнкрафт, дота. Освоил азы юнити, гейммейкера, но дальше азов так и не пошло — играть с друзьями в готовое интереснее, ну и порог вхождения в игровые скрипты все таки высок.
    Поэтому, думаю, все таки у ребенка д.б. экологичность целей, т.е. то же «программирование» должно органично вписываться в психологию, жизнь. Т.е. навыки составления «рецептов», «алгоритмов», «программ» д.б. кроме всего прочего как-то применимы практически, давать профит по жизни. В противном случае, играть в «будущего программиста» в конечном итоге окажется привычнее и проще, чем собственно программировать.
    • +1
      Когда крутых дядек на выбор штук 20 разных профессий — включается голова. Просто этот был первый.
      • +1
        не нашел в списке ресурсов: blockly-games.appspot.com/?lang=ru, может пригодится.
  • +3
    По-моему в списке ресурсов не хватает
    Для тех. кто постарше — курс Java
    Детский учебник Processing «Яша учится программировать» Игоря Грессуса. Рекомендую изучать сразу после Scratch, т.к. Processingom программируется Arduino!!!
    вот ещё Code Monkey — детская среда обучения программированию. www.cm-studios.com/
    Академия Хана — список видеоуроков, переведенных на русский ru.khanacademy.org/
    И вот еще нечто похожее на Скретч, trinket.io/blocks
    И забыли самую главную ссылку, с которой надо начинать детям — scratch.mit.edu!!!


    • +1
      Спасибо — сейчас добавим :)
      • 0
        Не могли бы вы помочь детям лучше ориентироваться в интернет ресурсах, и отфортировать ссылки по возрасту?
        • 0
          добавил в бэклог
  • 0
    А почему только дети? Выпускники школы тоже не знают кем хотят быть. Приходят в унивеситеты и внезапно узнают, что «Информатика и вычислительная техника» — это 7 видов высшей математики, 2-3 вида программирования, электротехника и еще бог весь какие страшные слова.
  • 0
    Еще одна небольшая летняя (и зимняя) школа «Слон» — про около-программирование. Это проектная школа, т.е. школьник выбирает себе задачу и под руководством преподавателя 2.5 недели ее решает, попутно осваиваясь с программированием. Школьники у нас пишут игры для ПК и мобильных, делают симуляции физических процессов, ищут математические закономерности, ковыряют геномы и многое другое.
    Milfgard playforfoodz Будем благодарны, если добавите нас в полезные ссылки. :)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разработка