Интернет-бизнес в России: можно ли, нужно ли, нежно ли

    Привет, Хабр.
    Редакция Роем вместе с Фондом ФРИИ давеча озаботились волнующими многих вопросами: нужно ли делать свой интернет-проект (если очень хочется), где его, собственно, делать, и вообще кто виноват и как дальше жить. Серию публикаций мы открыли статьёй на нашем сайте, а на Хабр решили выложить прямую речь — редакционный взгляд это хорошо, но детали есть детали. Мы задали пять простых вопросов разным известным сетевым деятелям, журналистам и другим дружелюбным профессионалам: от Павла Дурова до Аркадия Морейниса. Мнения публикуем без купюр. И их действительно много.
    image

    Вопросы мы задавали такие:

    1. Чего не хватает в России, в отличие от Запада, для развития стартапов?
    2. Сервисы в каких направлениях будут востребованы через 2 года?
    3. Кем больше должен быть стартапер: программистом или маркетологом?
    4. Где эффективнее делать стартап в Москве или в регионе?
    5. Если бы вы вернулись в прошлое на 5 лет, то в какой российский проект вы бы вложились лично?


    Аркадий Морейнис, инвестор, Главстарт
    1. В России не хватает людей, которые понимают, что стартап – это такое наивное название для нового бизнеса. И которые понимают, что в бизнесе надо зарабатывать деньги, а не надеяться на доброго дядю инвестора, который будет лить деньги на удовлетворение молодого любопытства.

    2. Гипотез по поводу трендов не строю. Обычно выстреливает то, предположений о чем аналитики даже и не высказывали.

    3. Стартап обычно делается не одним человеком, а командой. Одна из формул в течение долгого времени была: hacker + hustler, сейчас ее все чаще заменяют формулой: hacker, hustler and designer.

    4. Мне кажется, что география – Москва или регионы – большой роли не играет. Это настолько незаметный параметр на фоне всех остальных более важных вещей для стартапа.

    5. Простите, но 5 лет назад ничего прямо такого в России не появилось, про что я бы сказал – «ах».

    Вопросы
    1. Чего не хватает в России, в отличие от Запада, для развития стартапов?
    2. Сервисы в каких направлениях будут востребованы через 2 года?
    3. Кем больше должен быть стартапер: программистом или маркетологом?
    4. Где эффективнее делать стартап в Москве или в регионе?
    5. Если бы вы вернулись в прошлое на 5 лет, то в какой российский проект вы бы вложились лично?

    Дмитрий Фалалеев, главный редактор Firrma.ru
    1. Предпринимательской и инвесторской культуры, банального опыта с обеих сторон.

    2. Возможно, наконец будет иметь смысл делать сервисы по знакомству инвесторов и предпринимателей (сейчас рано, имхо). Какие-то ассоциации для менторов, ангелов.

    3. Я думаю, предпринимателем или бизнесменом.

    4. Очень общий вопрос, тяжело отвечать. но наверное в Мск, здесь больше денег и понятнее, как их достать.

    5. Опять же зависит от целей — если тупо и быстро откэшиться одно, если поучаствовать в создании красивой из молодых в Ecwid, наверное (он вроде уже был). а так вложился бы в Parallels, Yandex, Qiwi.

    Вопросы
    1. Чего не хватает в России, в отличие от Запада, для развития стартапов?
    2. Сервисы в каких направлениях будут востребованы через 2 года?
    3. Кем больше должен быть стартапер: программистом или маркетологом?
    4. Где эффективнее делать стартап в Москве или в регионе?
    5. Если бы вы вернулись в прошлое на 5 лет, то в какой российский проект вы бы вложились лично?

    Сергей Шалаев, основатель Surfingbird.ru
    1. Не хватает желания осознать, что мы не так у*бищны, как все привыкли вокруг говорить. Нужно что бы каждый понимал, что «наши иконы самые красивые».
    2. 
В рекомендательных. МАШИНЛЕРНИНГ ОЛОЛО.
    3. Стартапер должен быть человеком оркестром. Стартапер — мультиклассовый персонаж.
    4. В Москве надо делать хедофис, в регионах разный стаф. Хотя я мечтаю, что она сгорит уже нахер, и мы переселимся в какой нибудь Краснодар (или Крым, пусть вернум нам Крым да) и дико угорим по хорошей погоде, морю и крымским винам.
    5. В Одноклассники.

    Вопросы
    1. Чего не хватает в России, в отличие от Запада, для развития стартапов?
    2. Сервисы в каких направлениях будут востребованы через 2 года?
    3. Кем больше должен быть стартапер: программистом или маркетологом?
    4. Где эффективнее делать стартап в Москве или в регионе?
    5. Если бы вы вернулись в прошлое на 5 лет, то в какой российский проект вы бы вложились лично?

    Алёна Владимирская, хедхантер, владелец Pruffi
    1. Компетенций. Всеобщих. И инвесторов, и стартаперов, и государства, которое, хотелось бы, чтобы реально поддерживало малый бизнес (чем по сути и является стартап).
    2. Big data; Все, что связано с пищевыми вкусовыми добавками; онлайн образование; робототехника; все, что связано с геномом и все, что связано с продлением жизни человека.
    3. Стартапер должен быть просто компетентным в той сфере, на какой специализируется стартап. И должен быть умным руководителем и наемщиком людей.
    4. Если Долина — регион, то в Долине. А так, конечно, в крупных городах России, где есть хоть минимальная инфраструктура для стартапов — от рынка труда до коворкингов и мероприятий, где стартап может показать свой продукт менторам и инвесторам.
    5. В Game Insight (но никто бы не дал, конечно); в LinguaLeo, но при условии возможности влиять на операционную деятельность. О, еще — вдогонку — я бы вложилась в Coub обязательно!

    Вопросы
    1. Чего не хватает в России, в отличие от Запада, для развития стартапов?
    2. Сервисы в каких направлениях будут востребованы через 2 года?
    3. Кем больше должен быть стартапер: программистом или маркетологом?
    4. Где эффективнее делать стартап в Москве или в регионе?
    5. Если бы вы вернулись в прошлое на 5 лет, то в какой российский проект вы бы вложились лично?

    Никита Лихачёв, основатель TwiJournal
    1. В России не хватает людей в слое образованных интернет-предпринимателей и разработчиков, а деньги на старт лежат в основном у тех, кто не верит, что в интернете их можно отбить в сложных стартапах. Большинство всё ещё делают e-commerce, потому что он понятный и быстро отбивается.
    2. Понятия не имею. Знаю только, что на мобильном направлении будет уже дофига всего. Очки, часы, камеры, роботы — для них нужны будут приложения.
    3. Стартапер никем быть не должен. Если есть только программист, он будет думать о фичах и пользователях. Если маркетолог — как срубить бабла и на ком. Обе сущности должны либо элегантно сочетаться, либо быть в двух разных людях.
    4. Судя по главному стартапу страны, в Питере.
    5. Пять лет назад я бы смог вложить, наверное, рублей пятьсот. Значит, в Футубру.

    Вопросы
    1. Чего не хватает в России, в отличие от Запада, для развития стартапов?
    2. Сервисы в каких направлениях будут востребованы через 2 года?
    3. Кем больше должен быть стартапер: программистом или маркетологом?
    4. Где эффективнее делать стартап в Москве или в регионе?
    5. Если бы вы вернулись в прошлое на 5 лет, то в какой российский проект вы бы вложились лично?

    Роберто Панчвидзе, основатель МДК
    1. Во первых открытости, многие стартаперы если и хотят взять денег, то не знают где их взять. Фонды не слишком публичны, что вызывает определенные подозрения у юных предпринимателей. Нужно стимулировать позитивную политику.
    Во-вторых, не хватает менторов с опытом уже готовых проектов, большое недоверие к акселератору. Нужно чаще знакомить стартаперов проходящих первые этапы с такими же молодыми людьми, положительный опыт.
    2. Если бы я и знал, то точно бы не сказал.
    3. Не могу однозначно ответить на этот вопрос. Все зависит от человеческих качеств, я всегда считал что удачный стартап — это продукт работы команды, где маркетолог и программист работают в одной связке.
    4. Не важно. Впрочем если вы до сих пор не знаете для кого делает свой проект, то лучше менять обстановку и людей.
    5. Whatsapp, Coub, Snapchat.

    Вопросы
    1. Чего не хватает в России, в отличие от Запада, для развития стартапов?
    2. Сервисы в каких направлениях будут востребованы через 2 года?
    3. Кем больше должен быть стартапер: программистом или маркетологом?
    4. Где эффективнее делать стартап в Москве или в регионе?
    5. Если бы вы вернулись в прошлое на 5 лет, то в какой российский проект вы бы вложились лично?

    Илья Дронов, главный по Livejournal Russia
    1. В России нет инфраструктуры для того, чтобы их (стартапы) запускать. За рубежом далеко не только Интернет-стартапы сейчас активно «выстреливают» – и почти всегда они создаются молодыми ребятами с горящими глазами – пусть и в гаражах, но у этих ребят все доступно: сегодня какие-то нужные детали заказал, завтра их привезут, да и стоят эти детали три копейки, а тестовые наборы и вовсе бесплатны. В России такого нет. В нашей стране не хватает базовых вещей, которыми можно пользоваться — и это применимо не только к Интернету. Да и потом, даже если что-то придумал дельное — этому дай, тому дай, здесь сертификат получи — просто так ничего не запустишь.
    2. Думаю, прежде всего мобильные, медицина, биология, сельское хозяйство, различные сервисные составляющие – интернет-рестораны и прочее. Механики меняются, мир меняется, появилось столько возможностей, которых раньше не было, и из-за этого люди начинают больше фантазировать.
    3. И тем, и другим. В России люди злые, часто хотят быстрых денег, культуры по взаимодействию сильно не хватает. Нельзя дать однозначный ответ — ни маркетолог, ни программист в одиночку не справится 100%, надо шире смотреть.
    4. Эффективнее, конечно, в Москве — здесь можно встретиться с разными людьми, пообщаешься лично, наладить контакты, которые позволят быстрее выстрелить. В регионах, правда, проще найти людей на своей волне, люди там «не избалованы» Москвой и шальными деньгами.
    5. Почти все проекты последних лет — калька с успешных, зарубежных или наших. Я знаю много русских людей, которые запускают проекты за границей — вот в них я бы вкладывался не просто чтобы отбить инвестиции, а потому, что они делают интересный продукт.

    Вопросы
    1. Чего не хватает в России, в отличие от Запада, для развития стартапов?
    2. Сервисы в каких направлениях будут востребованы через 2 года?
    3. Кем больше должен быть стартапер: программистом или маркетологом?
    4. Где эффективнее делать стартап в Москве или в регионе?
    5. Если бы вы вернулись в прошлое на 5 лет, то в какой российский проект вы бы вложились лично?

    Влад Ситников, управляющий HungryBoys
    1. Все есть. Не хватает толковых и пробивных людей. Не хватает воли. Поколение какое-то странное, оно ждет что денежка сама откуда-то появится. Придумал — денежка кап. Сколотил команду — абы какую — денежка — кап… Смешно. Те, кто работает и верит в свою идею — всего добиваются.
    2. Все что будет помогать и облегчать жизнь людей. Будут востребованы СЕРВИСЫ. Уменьшение размера чипов приведет к тому, что электороника будет везде. Дальше вопрос, как это поможет людям с их ленью. Все, что будет помогать людям лениться — все будет популярно. Хлеба и зрелищ — все давно уже изобрели. Люди сыты, осталость им дать больше времени на развлечения.
    3. Стартапер должен быть образованным. А в какой специальности больше — все равно. Идею может придумать любой, найти команду — любой. А вот реализовать ее и довести до ума — не каждый. Далеко не каждый.
    4. Делать нужно там, где тебе комфортно жить. Любой стартап — это выбор дела на всю жизнь. Скорее всего. Или на большую часть жизни. И если ты не живешь там, где тебе комфортно, то и проект твой будет — угрюмый, унылый, не интересный. И дело не в количестве денег и зарплатах, а в удовольствии и удовлетворении от того, что ты делаешь.
    5. В свое рекламное агентство. Инвестировать нужно в то дело, которым занимаешься сам.

    Вопросы
    1. Чего не хватает в России, в отличие от Запада, для развития стартапов?
    2. Сервисы в каких направлениях будут востребованы через 2 года?
    3. Кем больше должен быть стартапер: программистом или маркетологом?
    4. Где эффективнее делать стартап в Москве или в регионе?
    5. Если бы вы вернулись в прошлое на 5 лет, то в какой российский проект вы бы вложились лично?

    Николай Кононов, главный редактор Hopes&Fears
    1. Смотря от какого Запада. Смотря каких стартапов. В целом — уверенности, что возможно вести бизнес в белую, без угрозы быть втянутыми в коррупционную историю или вообще остаться без компании. Менторов и инвесторов уровня Грэма, мощных университетов и научных центров.
    2. Ну у вас и вопросы. Те же, что несколько последних веков. Коммуникации, торговля, медицина, уменьшение времени доступна к информации по всем мыслимым поводам и улучшение качества этой информации.
    3. В нормальной команде равновесие — программисты, продуктологи и маркетологи.
    4. Зависит от продукта или сервиса. В регионах ниже почти все издержки, но есть рынки, на которых лучше стартовать в Москве. Те же медиа.
    5. LookAtMе. Кроме шуток.

    Вопросы
    1. Чего не хватает в России, в отличие от Запада, для развития стартапов?
    2. Сервисы в каких направлениях будут востребованы через 2 года?
    3. Кем больше должен быть стартапер: программистом или маркетологом?
    4. Где эффективнее делать стартап в Москве или в регионе?
    5. Если бы вы вернулись в прошлое на 5 лет, то в какой российский проект вы бы вложились лично?

    Евгений Гордеев, инвестор, Pluso.ru
    1. В первую очередь не хватает быстрых посевных инвестиций. То есть сумм до $1 миллиона и заключаемых в течение 2-4 недель сделок. Молодые растущие компании тяжело переживают любое снижение или затягивание финансирования.
    2. Электронная коммерция — это направление №1. Реклама, генераторы контента, банковские услуги, бизнес-сервисы между людьми (записаться к доктору или репетитору) и так далее.
    3. Идеальная команда — продуктолог, маркетолог и программист. Всегда нужен человек, который понимает, каким должен быть конечный продукт. Этот продукт должен быть не просто классным, но еще и занять свое место на рынке и получить достойное продвижение. И, конечно же, кто-то должен продукт разработать.
    4. Москва остается центром — тут люди, деньги и общее понимание, как будет развиваться рынок.
    5. Я бы быстро вложился и вышел из игр. Это был абсолютный хит, но очень быстро прошел. Из долгосрочных проектов — нишевые электронные магазины — там очень хорошая маржинальность. Рекламные проекты тоже наращивают обороты. Остальное все очень субъективно, и зависит от специализации инвестора.

    Вопросы
    1. Чего не хватает в России, в отличие от Запада, для развития стартапов?
    2. Сервисы в каких направлениях будут востребованы через 2 года?
    3. Кем больше должен быть стартапер: программистом или маркетологом?
    4. Где эффективнее делать стартап в Москве или в регионе?
    5. Если бы вы вернулись в прошлое на 5 лет, то в какой российский проект вы бы вложились лично?

    Руслан Фазлыев, Ecwid
    1. Первое: системы права базированного на английском Common Law — оно наиболее гибко приспосабливается к быстрым изменениям в технологиях и обществе. Второе: уважения к правам и свободам человека — яркие люди предпочитают жить в свободных странах. Третье: работающей почты.
    2. Сервисы на стыке между электронной и оффлайновой коммерцией; Все что связано с мобильной коммерцией; Краудсорсинг.
    … и все-все-все, нельзя же ответить на вопрос «что будут покупать в ближайшие 2 года» — много что будут.
    3. Стартапер прежде всего должен быть HR'ом.
    4. Это зависит от того, где клиенты и какие нужны сотрудники. Если клиенты не в Москве, и если нужные сотрудники есть в регионе, то эффективнее стартовать в регионе.
    5. В Ecwid.

    Вопросы
    1. Чего не хватает в России, в отличие от Запада, для развития стартапов?
    2. Сервисы в каких направлениях будут востребованы через 2 года?
    3. Кем больше должен быть стартапер: программистом или маркетологом?
    4. Где эффективнее делать стартап в Москве или в регионе?
    5. Если бы вы вернулись в прошлое на 5 лет, то в какой российский проект вы бы вложились лично?

    Сергей Плутогаренко, Российская Ассоциация Электронных Коммуникаций (РАЭК)
    1. Того, что еще называют «благоприятная деловая среда». Слишком много бюрократии, слишком много бумажек, высокие налоги, недостаток кадров (и плохая образовательная и миграционная система, которые могли бы этот недостаток исправить). Наконец, катастрофически не хватает комфортных мест для жилья, которые бы могли привлечь образованную молодежь, — то, с чего зародилась Долина.
    2. Сложно загадывать, но понятно, что всеобщая орицентация на мобильные устройства и облачные сервисы никуда не денется, другое дело, что прибретать аудиторию и клиентов станет куда сложнее. Во многом поэтому западе сейчас с точки зрения инвесторов наиболее перспективными считают стартапы корпоративной направленности. Чем дальше, тем больше будет появлятся компаний, работающих на стыке офлайна и онлайна, но уже не только в электронной коммерции или рекламе, как сейчас, но в транспорте, медицине и биотехнологиях, инженерном деле.
    3. Почти все известные основатели интернет-компаний — программисты. Известный инвестор Пол Грэм писал, что плохие программисты убивают стратапы, а единственный способ найти хороших — быть им самим.
    4. Зависит от того, какой стартап вы делаете. В Москве легче доступ к инфраструктуре стартапов, инвесторам, в регионах — меньше издержки. Идельный город для стартапов должен быть кофмортным для житья, недорогим, с хорошими университетами, доступом к инвестициям Так что у регионов есть все шансы обогнать в этом Москву, у той же Казани или Новосибирска.
    5. В любую из компаний, который за это время вышли на IPO. Сейчас по рыночным результатам очень привлекательно выглядит Qiwi.

    Вопросы
    1. Чего не хватает в России, в отличие от Запада, для развития стартапов?
    2. Сервисы в каких направлениях будут востребованы через 2 года?
    3. Кем больше должен быть стартапер: программистом или маркетологом?
    4. Где эффективнее делать стартап в Москве или в регионе?
    5. Если бы вы вернулись в прошлое на 5 лет, то в какой российский проект вы бы вложились лично?

    Антон Мажирин, Free-lance.ru
    1. По-моему у нас тоже стартапы неплохо развиваются. Но, конечно же, не хватает питательной среды в виде Силиконовой долины и развитого инвестиционного рынка. А еще не хватает масштабного мышления. Почему-то российские стартаперы очень часто запускают стартапы только для российского рынка.
    2. Направление изменится с он-лайн в офф-лайн, на офф-лайн в онлайн. Интернет оцифровывает реальность и настало время оцифровывать ее со стороны самой реальности. Например в сетевых магазинах существует огромный трафик, который никак не используется. Открываются и закрываются двери, люби проходят через турникеты и т.д. Почему действия с реальным физическим миром до сих пор никак не оцифрованы?
    3. Он должен быть изобретателем. И должен гореть идеей. Он должен быть готов пожертвовать очень многим ради ее воплощения.
    4. В Москве, потому что здесь друге коллективное сознание. Здесь хочется работать и в голову приходят другого рода мысли.
    В этом плане в Силиконовой долине качество коллективного поля на порядок креативнее.
    5. ВКонтакте и Яндекс.

    Вопросы
    1. Чего не хватает в России, в отличие от Запада, для развития стартапов?
    2. Сервисы в каких направлениях будут востребованы через 2 года?
    3. Кем больше должен быть стартапер: программистом или маркетологом?
    4. Где эффективнее делать стартап в Москве или в регионе?
    5. Если бы вы вернулись в прошлое на 5 лет, то в какой российский проект вы бы вложились лично?

    Александр Чернявский, Медиург
    1. Если честно, не могу ответить, но я думаю, российское законодательство во многом может помешать многим стартапам.
    2. Мобильные приложения, либо сервисы, которые будут выдавать пользователю информацию, на основе его поведения в интернете, а с приходом Google Glass, я думаю и поведение в реальной жизни можно будет учитывать.
    3. Идеально если и то и то, чтобы он мог предоставить готовый прототип инвесторам, и при том грамотно про него рассказать. Хотя команда из маркетолога и программиста будет тоже очень хороша в данной ситуации.
    4.Смотря на что направлен стартап. В регионе больше идей, особенно в глубинках.
    5. Не могу ответить, если честно.

    Вопросы
    1. Чего не хватает в России, в отличие от Запада, для развития стартапов?
    2. Сервисы в каких направлениях будут востребованы через 2 года?
    3. Кем больше должен быть стартапер: программистом или маркетологом?
    4. Где эффективнее делать стартап в Москве или в регионе?
    5. Если бы вы вернулись в прошлое на 5 лет, то в какой российский проект вы бы вложились лично?

    Павел Дуров, филолог
    1. Для развития любого бизнеса нужны постоянные правила игры, прозрачные суды и гарантии прав собственности.
    2. В любых, вокруг масса плохо решаемых задач.
    3. Программистом, который решает актуальную проблему.
    4. Если бизнес связан с торговлей, то в Москве.
    5. Ни в какой.

    Вот такие пироги, Хабр. Каждый, кто осилил эту стену, сделал маленький шаг на пути к просветлению. А дальше уже вы сами вольны решать: что делать, где делать, что делать и для кого.
    Хорошей рабочей недели всем!
    Метки:
    Roem.ru 37,56
    Компания
    Поделиться публикацией
    Комментарии 47
    • +1
      Примечательно, что много раз упоминается Кремниевая долина, но нет ни одного упоминания Сколково. Всё же для развития предпринимательства нужны не экономические привилегии, доступ к которым к тому же преграждён бюрократией, а благоприятная деловая среда, которая составляется из многих аспектов (не буду перечислять, они здесь уже названы).

      А вопросы лучше писать прямо перед ответами (перед каждым свой), а не стыдливо прятать под спойлером, понимая уродливость конструкции.
      • +8
        Очень сильно раздувало статью, я и так и так прикинул, да и спойлеры по просьбе в личку добавил. Они показались золотой серединой в стенах текста .)

        Про Сколково логично нет упоминаний, всё таки там про науку больше, а не про интернет.
        • –7
          Интернет не бумага, место экономить незачем. А так невозможно читать: каждый раз глазам надо возвращаться, чтобы посмотреть какой вопрос, потом искать предыдущее место. Это очень утомительное и совершенно бессмысленное занятие.
          • +3
            м-м-м-м…. давайте так, если комментарий наберёт 10 плюсов, я так и сделаю .) мне не лень, но я пока не уверен, что ваш вариант оптимальный. Договорились?
            • 0
              Ну, давайте посмотрим.
              • 0
                поставил первый плюс .)
                • 0
                  Забавно, за ночь 5 плюсов и 8 минусов. Такое ощущение, что минусующие никогда хороших интервью не читали.
            • +3
              А мне очень понравилось с разворачивающимся списком вопросов. Мало того, возьму на вооружение.
        • +8
          Думаю, главное, чего не хватает России — рыночной экономики. Без нее ни нормального инвестиционного климата, ни бюрократической прозрачности не будет.
          • –1
            А разве в России не рыночная экономика?
            Ну, точнее, есть же разные точки зрения на то, что вообще ею считать.
            И обратная связь тоже наблюдается — создание инвест. климата и увеличение прозрачности и снижение бюрократического барьера как раз на «рыночную» работают. Как считаете?
            • +4
              Ну вот недавно был пример того, что нифига не рыночная. Стоило у чувак только только заработать, как тут же появился некий дядя со связями и бизнес тупо отжал. В комментах та же история повторилась от другого чела.
              • 0
                Это вы про провайдера в маленьком городе У.? Так так не совсем дядя, а работотадель, если я не ошибаюсь. Согласен, это грустно. Но это как раз инвестиционный климат и вообще про «старт своего дела», наверное про всю экономику говорить не стоит. Я так думаю.
                • +7
                  Там и второй коммент был. Вот там как раз народ сделал «сельского провайдера», а к ним пришли и потребовали подарить им все созданное. И такая фигня во многих средах.

                  Пока будет такое кумовство и отсутствие адекватного суда, то все так и будет через задницу.
                  • 0
                    Что до кумовства, то это, сдаётся мне, крайняя форма специфического российского менталитета. И я с некоторых пор не уверен, что он настолько специфичен. Речь о том, что каждый стремится окружить себя в первую очередь не профессионалами, а теми, кому он доверяет.

                    То есть доверие более важный ресурс, чем профессионализм. Я не могу точно сказать, откуда это.
                    • +2
                      То есть доверие более важный ресурс, чем профессионализм. Я не могу точно сказать, откуда это.

                      ИМХО одно из главных качеств хорошего руководителя — это набрать команду профессионалов, которой он доверяет (и не ошибиться).
                      • 0
                        Согласен. Спикеры о том же говорят, кстати.
                        Должно быть и то и то.
                        • +3
                          Да и профессионализм — дело «спорное».
                          Я за тех людей, которые могут выполнить больше разных задач с помощью гугла (условно), чем за тех, кто может выполнить одну задачу из опыта. Именно первых я называю профессионалами (а вторых задротами)
                          • +3
                            Ох, какой спорный пункт. Опытный человек ведь задачу реализует «на кончиках пальцев». Даже не задумываясь, у него все на подкорке отложено. А с помощью гугла и такой то матери (условно) — это время. Время иногда слишком ценно бывает.
                            • +3
                              ИМХО время ценно только для службы поддержки, когда подписан договор с SLA.
                              Все остальные проблемы со временем решаются правильной стратегией.

                              А возвращаясь к теме вопроса: что есть «профессионализм»?
                              Я вижу много специалистов, которые с большим удовольствием решают «лабораторные работы», но никак не способны сделать коммерческий законченный продукт. Я знаю только одну область, где они нужны — это научно-исследовательские работы. Это профессионалы? В какой-то сфере — да, но не в бизнесе.

                              Профессионал, в первую очередь, видит конечную цель работы и использует все средства для её достижения.
                              Очень сложно говорить об «абстрактном» профессионализме, но, по моему мнению, некий абстрактный профессионал способен решить любую задачу, связанную со своей отраслью (ну или хотя бы знать, в каком направлении двигаться).

                              Например, профессиональный программист способен писать на любом языке, работать с любыми БД, исполнять функции архитектора, использовать любые технологии и платформы. Но профессиональный программист, который, например, никогда не писал на Ruby, должен приложить все усилия, чтобы код на Ruby писал другой профессиональный программист (или, если задача локальная, то специалист под присмотром).

                              Профессиональный предприниматель должен уметь создать абсолютно любой продукт и продать его, другое дело, что не надо этого делать :)

                              Короче говоря, профессионал — это тот, кто может оказаться единственным специалистом в свой области в миссии на Марс, но при этом полностью собой закрыть (пускай, не оптимально, но закрыть) вопросы в этой области.
                              • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                    • 0
                      А можно увидеть эту статью?
                  • +1
                    Я считаю, что рыночная экономика невозможна без неприкосновенности частной собственности. В России частная собственность номинальна — она, по сути, принадлежит государству, которое раздает ее лояльным людям, и может в любой момент забрать. Более того, государство может забрать даже ту собственность, которую человек создал сам.
                    Это самая главная основа рыночной экономики, без которой все попытки создания инвестиционного климата, и снижения бюрократического барьера являются спектаклем. Причем, все чаще это спектакль абсурдистского театра.
                • 0
                  У Евгения Гордеева в 5 пункте вообще ничего не понятно. Видимо опечатка какая-то.
                • 0
                  А Сергей Шалаев походу старый фанат Коррозии металла :)
                  • +4
                    image
                    • 0
                      это был тайный чатик ФЕДОР. что ты еще сюда выложишь)
                • –2
                  Дуров — филолог. Такой скромняшка.
                • +5
                  Аркадий Морейнис, инвестор, Главстарт
                  1. В России не хватает людей, которые понимают, что стартап – это такое наивное название для нового бизнеса. И которые понимают, что в бизнесе надо зарабатывать деньги, а не надеяться на доброго дядю инвестора, который будет лить деньги на удовлетворение молодого любопытства.


                  Хочу пожать руку этому человеку!
                  По моим наблюдениям, у большинства «стартаперов» очень сильно сдвинуты цели.
                  • 0
                    Мое ИМХО, «стартап – это такое наивное название для нового бизнес» — лучшее, что бросилось в глаза.
                  • –1
                    Можно делать, по сравнению с некоторыми среднеазиатскими странами бизнес-климат *очень* благоприятный. Но я бы не сказал, что *нужно*, если у вашего бизнеса ключевая идея не в адаптации сервиса на русскоязычный рынок. Русские клиенты ужасно грубые, нелояльные, невнимательные, неплатежеспособные и не заинтересованные в долгосрочных контактах. Можно в лепешку разбиваться ради них, но чуть что не так и начинаются грубости, шантаж, вымогательство скидок, оскорбления. Нет, не стал бы. Текущий бизнес, ориентированный на Россию, понемногу сворачиваем. Нервы нужнее. :)
                    • 0
                      Ну ладно Вам. По-моему наш потребитель уже стал несколько «нежнее» и адекватнее. Я вот начал с себя. Во-первых никогда не хамлю и не грублю, надо понимать, что когда хочется чтобы сервис, например, восстановил работу, нужно быть конструктивным и спокойным. А связываться с ТП, ради того, чтобы поругаться, просто глупо и даже позорно (когда работал в ТП крупного провайдера, именно так и думал о людях, которые звонили и необоснованно ругались и даже угрожали — это хамы, «Ч»удаки, люди просто позорят себя, при этом были кадры в виде реально «крутых» деловых чуваков, но общались они как отбросы, и мое мнение о них таким останется уже навсегда).

                      Что касается платежеспобности, дело скорее в страхе и безграмотности. Сам потихоньку стал довольно регулярно тратить некоторую сумму в разных «маркетах» и «сторах», и не вижу ничего плохого в том, чтобы разработчики хорошего приложения понравившегося мне смогли принести домой жене хорошую зарплату, а ребенку купить новую пожарную машинку :)
                      А вот большинство знакомых смотрит на интернет-платежи как на индейцы на самолет. Приходится объяснять и подучивать, чтобы не боялись и не стеснялись платить за то, что им так нравится. В среднем могу сказать учитывая себя и с десяток своих знакомых, в месяц тратим 100 — 200 рублей (1 — 2 новых игры или приложения), не такая великая сумма.
                    • +1
                      Кто все эти люди?
                      • +6
                        Морейнис — тот, кто дает стартаперам денег, давно. Перешел на темную сторону.
                        Фалалеев — журналист.
                        Шалаев — тот, благодаря кому на половине рунетовских сайтов стоит еще одна кнопка расшаривания.
                        Владимирская — вероятно, хантила вашего начальника. Хотя бы одного.
                        Лихачев — его любят девушки и он мониторит твиттер.
                        Панчвидзе — вам лучше не знать.
                        Дронов — его вы ругаете, когда падает ЖЖ.
                        Ситников — а его вы ругаете, когда много рекламы.
                        Кононов — человек с ледяным взглядом и тоже журналист.
                        Гордеев — когда-то продал свой огород. Из-за него вторая половина рунета обзавелась унифицированным шерингом и теперь он сливает данные АНБ.
                        Фазлыев — из-за Руслана продать вам мультиварку в иньернете может даже дядя Петя из соседнего подъезда.
                        Плуготаренко — РАЭК пишет петиции, устраивает митинги и ходит в Госдуму.
                        Мажирин — враждует с Денискиным.
                        Чернявский и Дуров — локальные мемы сайта ВКонтакте.

                        Норм?
                        • +1
                          Да, так ок. Половину ресурсов, которые перечислены в статье я вижу впервые, а говорят люди знаменитые, интересно же.
                          • 0
                            Прочитал ответы Сергея Шалаева, где встретились такие формулировки:
                            «МАШИНЛЕРНИНГ ОЛОЛО.», «Хотя я мечтаю, что она сгорит
                            уже нахер, и мы переселимся в какой нибудь ...» и пр.
                            и у меня возник закономерный вопрос — «Наркоман штоле?». :)
                            • 0
                              если такой вопрос закономерен, это вызывает опасения
                              • 0
                                Это шутка. Формулировки довольно веселые.
                              • +1
                                UPD: Евгений Гордеев в первом ответе дает Очень правильную мысль. Невозможность деньги получить, под конкретного человека у которого есть возможно_светлые_мысли, не успевшие оформиться в тонну макулатуры, для получения поддержки
                                — заставляет предпринимателя активно учить английский…
                                если вы понимаете, о чем я. :)
                              • 0
                                Надо эти данные поместить в самое начало поста — сэкономит очень много времени.

                                В массовом сознании, в том числе и в массовом сознании технарей, к сожалению все еще царит доверие даже к картонным авторитетам.
                                Однако тот факт, что успешный бизнесмен, HR, ловкий спекулянт, удачливый пиарщик абсолютно не равен грамотному и опытному бизнес аналитику в соответствующей сфере, в головах не осаждается.
                            • 0
                              Отличная статья, жаль кармы для голосования нет, чтобы плюс поставить :)
                              • 0
                                4. там, где располагается Yandex N. V., Mail.Ru Holdings B.V., Parallels Inc. и что там еще на картинке поста?
                                • 0
                                  Предлагаю решение для всех. Буду рад комментариям.

                                  Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                  Самое читаемое