NX-экосистема, оптика, 2.1

    Предисловие

    Привет, Хабр!

    Прошу прощения за задержку — знаю, что обещал опубликовать вторую часть статьи про NX-экосистему от Samsung чуть раньше, но лучше поздно, чем никогда. Если не читали первый пост — можете ознакомиться с ним по этой ссылке, а сегодня я расскажу вам про ассортимент оптики, доступный для серии NX.

    Mz61GgYJ2.jpg

    Все стёкла для фотоаппаратов делятся на две большие группы: фикс-фокалы и зум-объективы. У первых, соответственно, фокусное расстояние не меняется, у вторых — меняется. Первые (обычно) легче, содержат меньше элементов, позволяют конструкторам добиться хорошей светосилы и более резкой картинки. Вторые универсальны, могут снимать в гораздо более широких условиях и просто удобнее в повседневном использовании. NX-стёкла сейчас насчитывают 5(+3) фиксов (16, 20, 30, 45(+2D/3D), 85 мм + 60 мм макро-стекло + 10 мм фишай) и 5 зумов: ширик 12-24 мм, кит 20-50 мм, кит 18-55 мм, суперзум 18-200 мм, теле-зум 50-200 мм. Часть из них я видел и трогал лично, о некоторых только читал отзывы, но постараюсь подробно рассказать о каждом.

    Теория


    Названию каждого объектива Samsung NX присвоен определённый набор дополнительных букв. Чтобы не гуглить, что обозначают всякие ED, SSA, OIS и прочие буквы, я сразу приведу расшифровку этих аббревиатур.

    ED (Extra-Low Dispersion) — Объектив, в составе которого имеется одна (или несколько) линз из материалов со сверхнизкой дисперсией света. Уменьшает количество хроматических аберраций.

    SSA (Super Sonic Actuator) — Объектив снабжён бесшумным автофокусным мотором на основе ультразвукового привода. Позволяет системе автофокуса работать быстрее и точнее.

    OIS (Optical Image Stabilization) — Система оптической стабилизации. Линзы объектива имеют специальный “подвес”, который контролируется электроникой и уменьшает влияние тряски на качество кадра. Позволяет снимать на более длинной выдержке и/или в сложных условиях.

    I, II, III, IV (1, 2, 3, 4) — Римскими цифрами обозначено поколение, к которому принадлежит та или иная подсистема (чем больше, тем лучше) или поколение самого объектива.

    Маркировка фокусного расстояния и диафрагмы, думаю, не должна ни у кого вызывать проблем.

    Все объективы NX-серии имеют непрямой привод автофокуса (кольцо фокусировки не связано непосредственно с механизацией стекла, а является своеобразным органом управления, который подаёт сигнал на “ручное” перемещение линз при помощи встроенного мотора автофокуса. Подобное решение позволило улучшить сразу два момента: убрать сложный (и удорожающий конструкцию) гибридный привод, позволяющий одновременно использовать оба режима фокусировки, и использовать кольцо фокусировки как ещё один орган управления общими функциями камеры (через кнопку i-Fn, которая так же присутствует на всех объективах NX-серии).

    Практика: фиксы


    Преимущества фиксированной оптики, зачастую, труднооспоримы. Качество картинки, возможность работы с большой (открытой) диафрагмой (вплоть до 1.2 на коммерческих моделях и до 0.7 на редчайшем Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7, который был сделан специально для съёмки тёмной стороны луны). Минус только один — постоянное фокусное расстояние. Кадрирование осуществляется либо постфактум, либо перемещением камеры относительно объекта съёмки (или сменой объектива на фикс с отличающимся фокусным расстоянием). В некоторых случаях подобные ограничения приносят в жертву качеству кадров, в некоторых — универсальность и гибкость зумов важнее возможностей фиксов.

    10mm f/3.5 Fisheye

    “Рыбий глаз” — специфический объектив.

    Image #2000054, 61.5 KB

    У него есть тысяча плюсов, но все они разбиваются об крайне ограниченные условия использования данного стекла: съёмка пейзажей (особенно городских), архитектурных ансамблей, художественных фото (с чётким пониманием того, для чего нужен данный объектив и какой результат вы получите) — это всегда пожалуйста. А вот для повседневной съёмки или в качестве универсального данный объектив годится мало, впрочем, он и не для этого создавался.

    Характеристики у 10 мм лупоглазика следующие:

    Диафрагма
    F3.5 (минимум — F22), Число лепестков: 7, скруглённый контур

    Минимальное фокусное расстояние
    0.09m

    Увеличение
    ~ 0.22X

    Угол обзора
    180°

    Количество групп элементов
    7 элементов в  5 группах

    Диаметр фильтра
    unsupported

    Длина x Внешний диаметр
    26.3mm x 58.8mm

    Вес
    73g

    Если честно, то это стекло мне понравилось намного больше, чем испытываемый мной (пусть и недолго) 16mm F/2.4. Творческий потенциал у него выше, эффект рыбьего глаза позволяет снимать то, что обычный ширик передать не в силах, а искажения… ну, от них никуда не деться.

    A5JBdb.jpg

    XAmNRrI6eC.jpg

    FNLEn0.jpg

    xQieOlkGN.jpg

    MedVg.jpg

    Сочетая возможность камеры снимать кадры с эксповилкой (автоматический брекетинг для сведения в HDR) и возможности самого фишая, можно получить замечательные вечерние (да и не только вечерние) фотографии.

    u2DiBxOYAV.jpg

    AoUdInms.jpg


    Да и просто снимать на фишай — одно удовольствие.

    o00Ve.jpg

    cp532Rd4V.jpg

    lkhtT0.jpg

    Думаю, о виньетировании, разрешении и дисторсии говорить в данном случае бессмысленно. Снимайте на диафрагме 8 и всё будет ОК. ;)

    Средняя цена по яндекс-маркету: 13 740 руб.

    16mm F/2.4

    Шестнадцатимиллиметровый “блинчик” — маленький и удобный широкоугольник для съёмки пейзажей и городских сюжетов. Весит мало, приведённое фокусное расстояние — 24.6 мм, угол обзора, конечно, не дотягивает до фишая, но и не вносит такое количество искажений в картинку.

    Image #2000048, 62.7 KB

    Характеристики таковы:

    Диафрагма
    F2.4 (минимум — F22), Число лепестков: 7, скруглённый контур

    Минимальное фокусное расстояние
    0.18m

    Увеличение
    ~ 0.12X

    Угол обзора
    82.6°

    Количество групп элементов
    7 элементов в  6 группах (2 Асферических линзы)

    Диаметр фильтра
    43mm

    Длина x Внешний диаметр
    24mm x 61.5mm

    Вес
    72g

    В руках 16 мм не держал, но у нас есть интернет, а значит фотографии и отзывы о подобном стекле:

    The Samsung 16mm f2.4 is a super simple and very minimal lens in its design and its functionality. Firstly noted, it is a pancake lens and therefore also keeps the overall camera package quite small.
    Зарубежные тестеры характеризуют объектив как “неплохой”, хвалят за качество картинки, чёткость, приятное бокэ, терпимые геометрические искажения, которые обусловлены самой природой широкоугольного объектива, некоторые цветовые искажения (которые, впрочем, легко убираются при пост-обработке).

    sh53VFYXwq.jpg

    T4nKZNFMe.jpg

    XchOyM.jpg

    NGeYXs4m.jpg

    eEjLag.jpg

    f2j9TUre.jpg

    go6dPJB.jpg

    Средняя цена по яндекс-маркету: 8 990 руб.

    20mm F/2.8

    Тот же вес, больше фокусное расстояние, меньше искажений, меньше элементов, та же цена.

    Image #2000051, 28.7 KB

    Диафрагма
    F2.8 (минимум — F22), Число лепестков: 7, скруглённый контур

    Минимальное фокусное расстояние
    0.17m

    Увеличение
    ~ 0.18X

    Угол обзора
    70.2°

    Количество групп элементов
    6 элементов в  4 группах (1 Асферическая линза)

    Диаметр фильтра
    40.5mm

    Длина x Внешний диаметр
    24.5mm x 62.2mm

    Вес
    72g

    Рассматривать 20 мм как конкурент 16 мм-стеклу я бы не стал. По сути, это два очень близких друг к другу объектива, отличающихся конструктивом. 20 мм проще и надёжней, 16 мм позволяет взглянуть на мир шире.

    Средняя цена по яндекс-маркету: 8 990 руб.

    30mm F/2.0

    Крайне популярное фокусное расстояние 30-35 мм, пользующееся спросом как на полнокадровых фотоаппаратах, так и на кроп-матрицах.

    Image #2000045, 16.6 KB

    Характеристики у объектива следующие:

    Диафрагма
    F2.0 (минимум — F22), Число лепестков: 7, скруглённый контур

    Минимальное фокусное расстояние
    0.17m

    Увеличение
    ~ 0.20X

    Угол обзора
    50.2°

    Количество групп элементов
    5 элементов в  5 группах

    Диаметр фильтра
    43mm

    Длина x Внешний диаметр
    21.5mm x 61.5mm

    Вес
    85g

    Эквивалентное фокусное расстояние в 46 мм позволяет успешно использовать данный объектив как в портретной, так и в предметной съёмке, да и пейзажное творчество ему всё ещё доступно. Сочетание максимальной диафрагмы F/2.0 с коротким рабочим отрезком позволяет получать отличные кадры в условиях недостаточной освещённости, а цена у данного объектива ниже, чем у 16/20 мм-собратьев, что делает его неплохим “универсальным” фиксом в пару к китовому зуму.

    Зарубежные ресурсы хвалят объектив за неплохие характеристики (особенно принимают во внимание сочетание полученных результатов с ценой рассматриваемого экземпляра). Виньетирование на уровне 1EV-стопа при максимально открытой диафрагме. Разрешение — от ~3200 линий на высоту матрицы в центре кадра (макс) при F/4.0, до ~ 2000 в углах при максимально открытой диафрагме. Хроматические аберрации называют “незначительными” или “практически отсутствующими”.

    iXgGosIRNJ.jpg

    SJiB2u0j.jpg

    qrGjF8nY.jpg

    gLpuaOv.jpg

    RsPYXa.jpg

    Средняя цена по яндекс-маркету: 7 890 руб.

    45mm f/1.8 2D/3D

    Необычный портретник с функцией съёмки 3D.

    Image #2000036, 195.5 KB

    О трёхмерности чуть позже, а пока — основные характеристики:

    Диафрагма
    F1.8 (минимум — F22), Число лепестков: 7, скруглённый контур

    Минимальное фокусное расстояние
    0.45m

    Увеличение
    ~ 0.13X

    Угол обзора
    34.7°

    Количество групп элементов
    7 элементов в  6 группах

    Диаметр фильтра
    43mm

    Длина x Внешний диаметр
    44.5mm x 62mm

    Вес
    115g

    Необычно “толстый” и длинный для фикса с таким фокусным расстоянием (из-за встроенной системы для получения стерео-снимков) объектив получил неплохие оценки в зарубежной прессе за возможность снимать как в 2D, так и в 3D-режимах, но, на мой взгляд, несколько страдает и в том, и в другом из-за своей универсальности.

    В обычном режиме стекло выдаёт неплохие кадры: резкие, с неплохим бокэ, приемлемыми искажениями и без ярковыраженного хроматита. В стерео-режиме камера снимает только в JPEG, диафрагма зафиксирована на положении F/6.0 (реально же теряется ещё один стоп из-за “половинчатого” экспонирования кадра), и в целом кадры получаются средние. К сожалению, видео в 3D камера с этим объективом снимать не может, а сводить вручную 2 JPEG-снимка или просматривать MPO-файл на телевизоре мало кто станет. Так что “за изобретение — пять, а за зачёт — неуд”, с тем лишь исключением, что неудом тут и не пахнет. Просто посмотрите на кадры:

    HAJT8.jpg

    XnBrW2R7.jpg

    o92VhfNSb.jpg

    he5TYbdQ8.jpg

    sAhFc0.jpg

    6balY.jpg

    GlP3ke.jpg

    Неплохо? С остальными фото-характеристиками у него тоже хорошо: виньетирование максимум ⅓ — ½ стопа на самой открытой диафрагме, стоит её хоть капельку поджать, и оно становится просто незаметным, камерный JPEG не страдает от дисторсий, ну а SRW-файл всегда можно восстановить в редакторе. Разрешение — порядка 2500 линий в центре кадра и около 1500 по краям (что, учитывая “портретную” направленность данного объектива — вполне приличные показатели).

    Трёхмерная съёмка работает следующим образом: внутри объектива опускается специальная “шторка”, которая делит изображение на два полукадра. Камера последовательно экспонирует сначала “левую” часть, затем “правую”, после чего выполняет некоторые волшебные расчёты, и на выходе мы получаем стереопару из двух JPEG’ов.

    Основные минусы данного объектива — цена и вес. Очень надеюсь, что Samsung выпустит более дешёвый аналог без 3D; уверен, что он будет пользоваться куда большим спросом.

    Средняя цена по яндекс-маркету: 14 449 руб.

    60mm f/2.8 Macro ED OIS SSA

    Один из лучших фиксов в парке оптики Samsung (и один из самых популярных).

    Image #2000039, 104.8 KB

    Сверхбыстрый автофокус, стабилизатор, увеличивающий допустимые выдержки на три стопа, возможность снимать как отличные портреты (и предметку), так и макро-фотографии с огромной глубиной резкости и всё это за весьма разумные деньги.

    Характеристики у объектива следующие:

    Диафрагма
    F2.8 (минимум — F32), Число лепестков: 7, скруглённый контур

    Минимальное фокусное расстояние
    0.187m

    Увеличение
    ~ 1.0X

    Угол обзора
    26.4°

    Количество групп элементов
    12 элементов в  9 группах, (1 Асферическая линза, 1 Extra-low Dispersion-линза)

    Диаметр фильтра
    52mm

    Длина x Внешний диаметр
    84mm x 73.5mm

    Вес
    372g

    У автофокуса есть два режима работы — ограниченный (фокусировка на расстояниях от 50 сантиметров до бесконечности) и полный (фокусировка во всём рабочем диапазоне, от 18 сантиметров до бесконечности). В первом случае мы получаем ультра-быстрый объектив на расстояниях, чуть превышающих “стандартные” портретные 50 мм (80-85 мм для 35 мм): лёгкая и удобная фокусировка с возможностью ручной доводки, приятное бокэ, стабилизатор, уменьшающий влияние выдержки на чёткость картинки. Во втором случае вы можете сфотографировать бабочку, жука, цветок или любую другую понравившуюся вам мелочь при хорошем освещении с сильно зажатой диафрагмой и получить отличный по качеству и глубине резкости кадр.

    tMx9A8LD.jpg

    1tyNlY4h2.jpg

    dYqgofm.jpg

    eq3YwVX.jpg

    6B51q7Kp.jpg

    7Airym.jpg

    D3LxACpv.jpg

    Максимальное разрешение кадра достигается при диафрагме F/5.6 (и держится на достаточно приличном уровне до значения диафрагмы F/11 и на приемлемом уровне при значении диафрагмы F/16). Максимальная разрешающая способность — 3020 линий, в углах значение падает до 2330 линий (на высоту матрицы). Результат более, чем приличный. При диафрагме F/11 разрешение плавает в пределах от 2780 до 2500 линий, что так же является достойным результатам для объектива с ценой значительно меньшей, чем $1000.

    Хроматические аберрации не превышают одного пикселя (а значит легко правятся), дисторсия и геометрические искажения практически равны нулю (результат не превышает погрешность измерения).

    Виньетирование находится на уровне ~0.9 EV при максимально открытой диафрагме и всего ~0.5 EV при диафрагме F/4.0 (соответственно, дальше — ещё меньше).

    Средняя цена по яндекс-маркету: 19 790 руб.

    85mm f/1.4 ED SSA

    Сверхбыстрый телевик для охоты на удалённые объекты. :)

    Image #2000041, 104.7 KB

    Быстрый и чёткий автофокус, большое относительное отверстие диафрагмы, умеренный вес, сверхнизкодисперсная линза для уменьшения хроматических аберраций. А вот и характеристики:

    Диафрагма
    F1.4 (минимум — F22), Число лепестков: 7, скруглённый контур

    Минимальное фокусное расстояние
    0.82m

    Увеличение
    ~ 0.13X

    Угол обзора
    18.8°

    Количество групп элементов
    10 элементов в  9 группах, (1 Асферическая линза, 1 Extra-low Dispersion-линза)

    Диаметр фильтра
    67mm

    Длина x Внешний диаметр
    92.2mm x 79mm

    Вес
    450g

    Дисторсии, как и в случае с 60mm f/2.8 Macro ED OIS SSA, практически, на уровне погрешности измерений. Виньетирование — от 0.9 EV при максимально открытой диафрагме до практически незаметного 0.28 EV на F/4.0. Максимальное разрешение — 2898 линий достигается в центре кадра при диафрагме F/5.6 (при F/4.0 разрешение отличается незначительно — 2989 линий, да и на всём диапазоне от F/2.0 до F/8 в центре кадра проблем с разрешением, если честно, нет. Края и углы показывают результат чуть хуже, но и они не страдают — 2550 линий на F/2.8 по краям и углам, что есть очень достойный результат. Хроматические аберрации находятся примерно на уровне полупикселя, на крайне открытой или полностью закрытой диафрагме придётся именно что искать характерные дефекты на кадре.

    Европейские обзорщики открыто называют 85mm f/1.4 ED SSA одним из лучших объективом в линейке Samsung, и я бы рад с ними согласиться, да вот только пока самому попользоваться не довелось. Но ничего — подождём: может и в нашу глубинку завезут тестовые семплы в ближайшем будущем. ;)

    SYxE6yD.jpg

    QerSgfOF7.jpg

    FMUl.jpg

    Nml6B.jpg

    Средняя цена по яндекс-маркету: 22 990 руб.

    Фиксфокалы, краткие итоги


    В приведённой ниже табличке я собрал все фиксы, их плюсы, минусы и комментарии к ним.

    ФР
    Плюсы
    Минусы
    Комментарий
    10
    Достаточно резкий, интересные кадры, отличная работа с гиперфокальным расстоянием;
    Цена (дороже, чем 16 мм), неуниверсальность;
    Имеет смысл брать только если вы понимаете, что это и зачем вам необходимо.
    16
    Неплохой широкоугольник, достаточно резкий, универсальный, лёгкий, компактный, разумная цена;
    На Fisheye кадры получаются интереснее;
    Отличный пейзажный объектив.
    20
    см. 16 мм Ultrawide;
    Не ясно, зачем он нужен, если есть 16 мм и 30 мм;
    Меньше искажений, наверное, больше подойдёт для городской фотографии.
    30
    Один из лучших фиксов “на каждый день”, цена не может не радовать;
    В качестве штатного портретника не годится — слишком маленькое фокусное расстояние.
    Не смотря на “минус”, при случае снять приятный портрет вполне способен.

    45
    Приятный, быстрый портретник;
    Режим 3D малопригоден для использования, цена кусается;
    Хотелось бы его же, но без 3D и с разумным ценником.
    60
    Отличное дополнение к 30 мм-объективу: резкий, без искажений, с очень быстрым автофокусом, оптическим стабилизатором и возможностью съёмки макро;
    Тяжеловат, явно не относится к бюджетным стёклам;
    Мастхэв, если считаете, что будете им пользоваться.
    85
    Всё то же, что и у 60 мм за исключением съёмки макро.
    Тяжеловат, цена кусается ещё сильней, чем у 60 мм.
    Просто отличный телефикс.


    Если бы я выбирал себе набор фиксов, то, наверное, взял бы 10-30-60 или 10-30-85. Они отлично покрывают весь спектр интересных фокусный расстояний и моих юзкейсов: съёмка в городе, универсальное стекло для всех случаев (просто взять с собой, хотя тут я предпочту зум) и портреты / предметка.

    На этом все: про зумы поговорим на следующей неделе. Stay tuned!
    Samsung 76,27
    Компания
    Поделиться публикацией
    Похожие публикации
    Комментарии 14
    • 0
      18-200 — для путешествий, 18-55 для погулять, пейзажей, городской съемки и т.п., 60 для портретки + бонус макросъемка, вдруг заинтересует) а так лучше конечно 45 для портретки на кропе.
      • 0
        Я бы взял для путешествий, скорее, 10/16/30мм (1 на выбор) + 50-200, по возможности. Оптическое качество 18-200, всё же, ниже, чем 50-200, а маленький блинчик-ширик с собой взять ненапряжно, места занимает мало, весит и того меньше, и кадры будут радовать качеством.
      • +1
        Объективы это понятно. А вот, например, с какими радиосинхронизаторами он дружит?
        • +1
          Всё будет, но чуть позже. :) Один огромный неопдъёмный пост люди невнимательно читают или бросают на середине, поэтому меня попросили разбить на части. :(
          • 0
            Это понятно. Хотя, конечно, пост о вспышках и радиосинхронизаторах у меня вызвал бы высокий интерес. А в продолжении темы объективов — есть ли возможность установки фильтров? Как, например, Samsung представляет себе съемку с поляризационным фильтром и чьего производства он будет?
            • 0
              Диаметр резьбы указан в спеках каждого стекла, покупаете любой фильтр с таким диаметром и PROFIT!
          • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
          • +1
            Я фишай не понимаю в целом и считаю баловством. А вот широкоугольник понравился.
            • 0
              возможность работы с большой (открытой) диафрагмой (вплоть до 1.2 на коммерческих моделях и до 0.7 на редчайшем Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7, который был сделан специально для съёмки тёмной стороны луны)
              Не совсем верно считать что f/1.2 это максимальная светосила среди коммерчески доступных объективов. Например для камер Olympus и Panasonic, принадлежащих к системе micro4/3 фирмой Voigtländer выпускаются три объектива со светосилой f/0.95, для Canon можно купить Canon EF 50mm f/1 L, да и Leica Noctilux-M 50mm f/0.95 также есть в продаже.
              (правда по космической цене, на фоне которой 45 тыр за Voigtlaender 25mm f/0.95 уже кажется что это даже дёшево)
              • 0
                Кэноновский полтинник с F/1.0 L не выпускается, заменён на F/1.2 L, да и стоит как подержанная машина. А вот про войтляндер был не в курсе, спасибо за ликбез. В любом случае, среди массово-производимых объективов для самых популярных камер пока минимальная дырка — 1.2, остальное уже либо негуманно дорого, либо всякие неавтофокусные модели (при прочих равных, скажем, F/1.2 с автофокусом и управляемой диафрагмой за те же деньги, что и полностью мануальная оптика, выглядит уже достаточно неплохой, на мой взгляд альтернативой). Хотя и у мануальной оптики есть свои фанаты и свои плюсы: ломаться там нечему, работать будет даже прикрученная к утюгу.
              • 0
                Текст про 45 2D\3D снабжен изображением варианта без 3D:) Размер у него точно такой же, официальная цена — 10 тысяч. В Медиамаркте продается за 8. Все равно конечно много по сравнению с кеноновским аналогом, Но он существует
                • +1
                  Что-то я не совсем понимаю. В описании 10mm f/3.5 Fisheye:
                  Минимальное фокусное расстояние
                  0.09m

                  Во-первых, почему минимальное, если оно единственное? И, во-вторых, что за 0.09m? 90mm ORLY?
                  И так по всему тексту.

                  UPD: Кажется понял: Вы путаете фокусное расстояние с минимальной дистанцией фокусировки. Поправьте, а то выглядит несолидно.
                  • 0
                    Скажите, а есть ли способ снять объектив с NX300, чтобы не сбивалась диафрагма?
                    Хочу попробовать поставить реверсивной кольцо на свой 18-55 OIS (и поснимать макро), но после извлечения объектива диафрагма всегда открыта на максимум.
                    • 0
                      Стекло управляется электроникой, дырка всегда на максимуме, т.к. системе фокусировки так проще работать, зажимается она непосредственно перед снятием кадра. Решение есть, на самом деле. Если очень хочется — спаяйте плату под контакты и выведите шлейфом: kastrulya001.livejournal.com/27733.html

                    Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                    Самое читаемое