Lego Serious Play или «менеджеры играют в модели»



    Lego Serious Play или, сокращённо, LSP — это необычный и пока еще не очень распространённый метод игрового моделирования (или – фасилитации). Не запутано начали? Тогда продолжим и, обещаем – ничего сложного в этом нет.

    Разберёмся для начала с тем, что такое «фасилитация».
    Говоря простым и понятным языком, «фасилитация» – это организация и проведение эффективных встреч, где критерием эффективности является достижение поставленной цели встречи в определённые для этой встречи сроки. Например, если мы организуем двухчасовое планирование итерации, фасилитатор следит, чтобы команда не отвлекалась на смежные темы и не уходила слишком глубоко в детализацию, чтобы через 2 часа у нас появился готовый и качественный план. Причём качество плана подразумевает вовлечённость в процесс всех участников встречи

    Теперь вернёмся к тому, с чего начали – Lego Serious Play.

    Основная цель данного метода – стимулировать принятие нестандартных решений, визуализации их с помощью деталей конструктора Lego в ходе сессий различной продолжительности, длительность которых зависит от сложности масштабности темы встречи и глубины её проработки.

    В ScrumTrek этот метод был недавно опробован, в том числе, для выработки бизнес-стратегии на следующий календарный год (серьезная вещь), так что мы, буквально, из первых уст расскажем о том, что это за зверь, и как выглядит.



    Но сначала немного истории: Йохан Рус и Барт Виктор (к моменту создания метода оба были профессорами в швейцарском «Международном Институте Управленческого Развития» – IMD) придумали концепт «серьезной игры в Lego» в середине 90-х годов с одной основной целью – стимулировать управляющий персонал к описанию, созданию и реализации собственных взглядов на стиль и стратегию ведения бизнеса.

    Первый опыт применения и проверки концепции был осуществлён создателями (уже упомянутыми Русом и Виктором) с командами управляющих в таких компаниях, как Tetra Pak, Hydro Aluminium и TFL, дополнительно – в университете IMD (для трёхсот сотрудников самой Lego). Было выпущено три научных публикации: в 1998 году в научном журнале университета IMD вышла первая статья «В поисках оригинальных стратегий: как насчёт серьезной игры?», в 1999 – «Двигаясь к моделям создания стратегии на базе серьезной игры», опубликованной в «Европейском Журнале Менеджмента» и, наконец, отраслевой журнал Long-Range Planning опубликовал наиболее популярную статью Мэтта Статлера «Серьезные игры со стратегией».

    Забавный факт – Къелд Кирк Кристиансен, создатель конструктора и оригинальный владелец компании Lego, поначалу отнёсся к данной идее со скепсисом, но так как Русу и Виктору удалось быстро доказать применимость модели на практике, г-н Кристиансен первым настоял на применении методов Serious Play в Lego (в самой компании, да).

    Сегодня, спустя достаточно лет, Lego Serious Play – это лицензированная методика бизнес-консультации, используемая не только самой Lego, официально в его эффективности признаются Daimler Chrysler, SABMiller, Orange, Nokia, наконец, государственные организации так же берут LSP на вооружение (например, Главное патентное бюро Дании). Не так давно в Lego осознали, что развитие метода в закрытом сообществе идёт крайне медленно и лицензировала методику под Creative Commons, поэтому теперь можно говорить смело, что LSP принадлежит всем.

    Закончим с историей и расскажем подробнее про сам метод, состоящий из трёх краеугольных понятий:

    Игра



    «Игра» – это процесс, лимитированный правилами и добровольным участием, задействующим воображение участника. Игра так же регулируется договорённостями между её участниками.

    Конструкционизм



    Идеи, основанные на трудах Сеймура Паперта, который утверждал что люди лучше всего учатся в процессе вовлечения в игру в процессе создания какого-то продукта, «внешнего» для них самих: замка из песка, машины или компьютерной программы.

    Воображение



    В течение всей истории человечества термину «воображение» давалось множество трактовок и объяснений, интерпретации которых были тесно связаны с тем языком, на котором «шла речь». В LSP «воображению» присваивается следующая роль: описывать что-либо, создавать, мотивировать к созданию.


    Итак, резюмируем самые главные составляющие части Lego Serious Play.

    Метод помогает структурировать: мышление, диалог и совместную выработку решений.

    3-D модели из элементов конструктора Lego – это основа для: группового обсуждения, обмена знаниями и опытом, принятия решений.

    Главные особенности метода:

    1. Полное вовлечение (каждый строит модели);
    2. Самовыражение (высказывается каждый);
    3. Невозможность не участвовать (что очень важно – «слиться» не получится).

    В рамках методики LSP возможны два типа сессий: короткие и длинные.

    Короткие сессии (3-8 часов) используются в первую очередь, для командообразования, решения конкретной проблемы, создания общего видения и раскрытия креативного мышления.

    Длинные или «комплексные» сессии (8-40 часов) проходят в том же формате разбитом на части и служат, в первую очередь, для решения проблем стратегического и организационного развития, прогнозирования будущего, разработки новых продуктов, обсуждения/внедрения изменений и выявления ценностей команды или компании.

    Lego Serious Play декларирует следующие пресуппозиции: каждый участник – эксперт, каждый должен высказаться и дать обратную связь другому участнику, никто не может критиковать или пытаться оценивать модели. Это самый натуральный диалог, способствующий нестандартному мышлению, где в качестве фиксирующих объектов – модели из конструктора, собираемые каждым участником по отдельности в ходе «серьезной игры».

    Наш тренер – Денис Тучин, ответил на несколько вопросов касательно использования Lego Serious Play.

    — Денис, что такое LSP?


    Lego Serious Play, по-большому счёту, это метод фасилитации с парой прикольных моментов:
    1. Стопроцентное вовлечение всех участников совещания;
    2. Так как работа тактильная (руками), то фантазия работает на полную при помощи тех участков нашего головного мозга, которые не задействованы только в ходе вербальной речи.


    — А можешь ли ты чуть-чуть подробнее рассказать об этом?


    Во-первых, проводить LSP нельзя “как угодно” и вести серьезную игру не может “кто угодно”. Человек должен хорошо понимать, какую цель он преследует в каждой конкретной игре.

    Начинается всё с упражнения, которое называется “на выработку навыка” – оно не привязано ни к какой конкретной задаче, оно лишь демонстрирует работу метода (пример ниже).

    Построение модели – это построение метафоры, ни в коем случае, не полной копии. Во-первых потому, что у разных людей копии могут сильно отличаться, поэтому мы сразу же объясняем, что стремиться к идентичности реального мира не нужно – достаточно лишь понятного образа.


    Приведём простой пример – «Утка». Все знают, как выглядит утка? Которая птица. Скорее всего да. Теперь представьте, что у вас есть конструктор Lego.

    1. Постройте утку из 10 деталей
    2. Объясните другим участникам, почему ваша модель – утка.
    3. А теперь уберите 5 деталей так, чтобы модель осталась уткой.

    Внезапно, не правда ли?



    Теперь посмотрим на основные принципы, которыми руководствуются участники в данном примере с уткой (равно как и во время построения других моделей):
    • Если вы не можете найти нужную деталь – представьте, что она у вас есть
    • Не проводите совещание (в том числе с самим собой), ДЕЛАЙТЕ!
    • Ваша модель – ваши суждения и только вы знаете, что они означают (утка и суждения о ней)
    • Слушайте глазами – наблюдайте
    • Получайте удовольствие

    — А как решаются настоящие, прикладные, задачи в LSP?


    Есть 4 простых шага:
    1. Задание на сбор модели от тренера
    2. Сборка модели (индивидуально или в группе)
    3. Объяснение модели
    4. Вопросы

    В моменте, когда другие участники задают вопросы к каждой отдельной модели, фактически, и происходит самое интересное: “Почему у директора шапка волшебника?”, “Почему эта фигурка держит меч при общении с представителями других отделов?” и так далее.

    Так как даётся ограниченное время на создание моделей и продумать модель, а потом строить невозможно, нужно сразу делать. Участник сначала строит, а в момент объяснения – осознаёт и интерпретирует что же его правое полушарие имело в виду. Тут рождается наибольшее число инсайтов.

    Впрочем, Lego Serious Play сразу же говорит, что лучше строить, чем рассуждать. То есть не нужно обдумывать, какие детали вам нужны для постройки модели – нужно брать имеющиеся и строить.

    При построении личных моделей всплывает огромное количество моментов из области “психотерапии”, о чём нельзя забывать, играя, например, с коллегами.


    — Чему была посвящена ваша игра с коллегами?


    Мы строили модель работы компании в следующем, 2016, году.
    Всё началось с модели себя самого: “Изобразить себя и свой путь в компанию”.
    После этого необходимо было изобразить саму компанию “как я вижу её сегодня”.
    Наконец, третья модель – групповая, ставила целью то же, что и вторая – “компания в настоящий момент”, но сама метафора строилась коллективно, параллельно двумя командами (все сотрудники нашли себе в них место).
    Четвертая модель – это “компания в 2016 году”, строилась опять индивидуально. И пятая – то же самое, но в группе.

    Думаю, вы можете представить себе, сколько различной информации мы вынесли из этого. В первую очередь, разница между “сегодня” и “в конце следующего года” несёт весь тот объем данных, что вам необходим для планирования работы и мотивации сотрудников.

    Еще мы строили модели “препятствий”, которые могут помешать нам оказаться там, где мы хотим, в конце следующего года – это тоже безумно интересно. Одна группа построила “препятствия” на текущей модели, то есть это текущие задачи/проблемы и сложности, а другая группа – отдельно от модели, то есть это некоторые глобальные задачи и трудности, которые необходимо решать.

    Мы также построили модель того, что нужно для преодоления этих препятствия (да, игра комплексная), и вот здесь произошло интересное: команды, строившие модели “в” или “отдельно” от задач компании, способы решения построили противоположно – то есть модели решения “отделённых” проблем выглядели как часть компании, а модели решения “соединённых” (с деятельностью компании) проблем, выглядели как независимые решения.

    Таким образом, мы получили во-первых, первые шаги по тому, что можно начать делать для улучшения состоянии компании в 2016 году. Нельзя забывать и о том, что конкретные модели, созданные в ходе игры, должны фиксироваться (фото, видео, текстовое описание). Гуру сообщества фасилитаторов LSP говорят, что лучше всего делать фотографию модели и прямо на ней подписывать, что обозначает та или иная часть модели.

    Команда ScrumTrek выражает огромную благодарность Николаю Борисову за вклад в подготовку и проведение этой сессии.
    • +17
    • 18,8k
    • 3
    ScrumTrek 45,96
    Мы помогаем компаниям стать крутыми!
    Поделиться публикацией
    Комментарии 3
    • +2
      Играли. Прикольно.
      • +1
        Чего только не придумают взрослые люди, чтобы поиграть в лего!
        • +3
          Некоторые для этого заводят детей…

        Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

        Самое читаемое