IT's MOre than a University
53,93
рейтинг
14 января в 16:21

Разработка → Как студенты становятся продвинутыми программистами



С момента возникновения программирования было написано множество приложений и библиотек, реализованы сотни алгоритмов, родилось и сменилось не одно поколение программистов. Достаточно внушительную долю специалистов в этой области за свою богатую историю подготовил Университет ИТМО.

Университет всячески способствует развитию молодых талантов – чтобы стать продвинутым программистом, студенту нужно лишь проявлять тягу к знаниям.

В XXI веке наблюдается всеобщий рост технологической грамотности. Люди, которые успевают следовать за мировыми тенденциями, получают больше возможностей по трудоустройству. Бюро по проблемам трудоустройства США предсказало появление практически 140 тысяч новых рабочих мест в сфере высоких технологий к 2022 году. Сейчас ведется много разговоров о том, как стать программистом, имея пару книг и доступ к полезным интернет-ресурсам – стоит обратить внимание и на то, какую пользу начинающему программисту может принести профильный университет.

Развитие с первого курса


Программирование – это полноценная область знаний, требующая инженерной подготовки. Можно провести аналогию со строительством: построить загородный дом можно своими руками, не имея специального образования, а многие сайты можно написать, просто прочитав пару книг по PHP, CSS и HTML. Однако, не обладая специальными знаниями, построить огромное многоэтажное здание не получится, как не получится написать сколько-нибудь серьезный проект вроде поискового движка.

Поэтому первый курс университета является крайне важным – студенты получают фундаментальные знания, закладывающие прочную основу всем последующим направлениям учебы. Например, на первом курсе бакалавриата кафедры компьютерных технологий Университета ИТМО студентам преподают основы архитектуры вычислительных систем, арифметические основы ЭВМ (системы счисления, операции с числами, логика), физические основы ЭВМ (полупроводники, транзисторы, интегральные схемы), теорию алгоритмов (алгоритмы, структуры данных, представление информации в памяти компьютера) и языки программирования (их задачи, уровни абстракции, принципы и парадигмы, а также обзор существующих языков).

Фундаментальные знания в выбранной области, понимание структуры выбранной дисциплины (будущим программистам в ИТМО преподают дисциплину, которая так и называется – «Парадигмы программирования»), а также системный подход к обучению – основы, которые стараются прививать с первых дней учебы не только в ИТМО, но и во многих других известных вузах.

В частности, такой подход практикуют и в американском MIT – Массачусетском технологическом институте. По словам Эми Гайомард (Amy Guyomard) с математического факультета, в MIT нужно много работать: «Всего через четыре дня после начала семестра нам уже выдали два набора задач и письменное задание. Помимо этого мне нужно подготовить 20-минутную презентацию». Чтобы хорошо учиться простого усердия недостаточно. Нужно структурировать свой день, понимать, как работает ваша память, и научиться различать знание и понимание. «Я видел, как многие думали, что поняли лекционный материал, но потом спотыкались на самых простых вещах, когда задания становились все сложнее, – говорит Дэвид Кох (David Koh), закончивший MIT в 2011 году. – Необходимо знать основы».

Когда базис усвоен, со студентами работают преподаватели, приглашенные из различных компаний, которые не только читают обзорные лекции, но и ведут практические занятия, где разбирают проблемы, с которыми сталкиваются в своей профессиональной деятельности. В ИТМО сотрудничество ведется с такими компаниями как Mail.ru Group, Яндекс, JetBrains, Транзас, DevExperts, VisualSVN (в них начиная с третьего курса студенты могут проходить практику и работать над реальными проектами). Это помогает ребятам получить наиболее полное представление о специфике работы и современных технологиях, а также приобрести полезные навыки.

Также большое распространение, в том числе и в университете ИТМО, получило менторство. Ментор – это не просто советник, это человек который передает студентам свои технические знания, мудрость, обеспечивает поддержку и помогает им даже после окончания университета. Менторство позволяет студентам понять, как учеба в университете поможет им реализовать свои амбиции. Отношения между учащимся и наставником развиваются постепенно и могут перерасти в профессиональные отношения, когда студент становится младшим сотрудником. Однако может произойти и наоборот – подопечный ментора начинает проверять собственные идеи и отдаляется от учителя – это знак того, что он может действовать один и готов к самостоятельной жизни, что тоже хорошо (прекращать общение с наставником совершенно необязательно).



Дополнительные ресурсы и самообразование


Большинство студентов, поступающих в технические вузы, знакомы с программированием уже достаточно давно: участвовали в олимпиадах или писали для себя какие-то проекты. Если вдруг программирование оказывается чем-то новым, то с одним из базовых языков можно познакомиться на вводном курсе университета.

Однако каждый месяц выходят новые версии программ, приложений и фреймворков, обновляется оборудование, поэтому специалисты IT-области должны быть в курсе происходящих изменений. Возможностей для самообразования в компьютерных науках сейчас огромное множество. Можно попытаться самостоятельно составить себе программу обучения, выбрав специальную литературу по душе, благо в интернете есть целые электронные библиотеки – такой подход активно поощряется и в университете ИТМО. Например, ряд материалов кафедры компьютерных технологий Университета ИТМО можно найти здесь.

Помимо литературы в сети существует достаточно большое количество бесплатных открытых образовательных платформ (Stepic, Сoursera, Codecademy, Code School, Treehouse). На них можно найти понятные интерактивные уроки по всем существующим языкам программирования, в ходе которых предлагается прослушать теоретический материал, а затем выполнить практические задания (в ИТМО их рекомендуют первокурсникам, не получившим достаточного базиса знаний в школе и во время подготовки к поступлению в университет).

Например, MIT’s Open Courseware предлагает уже более 2100 курсов по самым разнообразным тематикам, куда входят и информатика с электротехникой, а Coursera перевалила отметку в 1 миллион студентов. Что касается самого университета ИТМО, то он стал одним из восьми вузов России, ведущих онлайн-проект «Национальная платформа Открытое образование», где пользователи могут пройти выбранный курс и (при необходимости) перезачесть его в собственном университете.

Сейчас на платформе Открытого образования ведутся 4 курса университета ИТМО – среди них есть, например, курсы по веб-программированию и управлению мехатронными и робототехническими системами.

Не так давно для онлайн-курсов было найдено еще одно применение – подготовка школьников. Подобные занятия позволяют молодым людям начать знакомство с вузовской программой, что упрощает последующую адаптацию и усвоение материала. В университете ИТМО для этого существуют и специальные очные курсы подготовки – все это позволяет будущим студентам получить представление о том, как будет проходить обучение в вузе.

Навыки самообразования невероятно важны для будущих программистов хотя бы в силу того, что информационные технологии сейчас развиваются очень быстро. Записываться на онлайн-курсы и читать дополнительную (пусть и доступную) литературу – не самое увлекательное занятие, поэтому сейчас в России набирает популярность проведение так называемых «летних школ» по образцу Западных университетов, когда студенты в летний период принимают участие в различных образовательных программах, проводимых в кампусе. На таких курсах студенты отдыхают и занимаются любимым делом одновременно.

В отрыве от (иногда) рутинной университетской деятельности учащиеся достигают больших результатов. Несмотря на большую популярность летних школ как формата дополнительного образования в студенческой среде, одна из самых известных летних школ ИТМО – Школа лазерных технологий – ориентирована на старшеклассников и помогает не только углубить свои знания по физике и оптике, но и определиться с будущей профессией.

Олимпиады и тренировки


Однако самым важным в процессе обучения является не столько прослушивание лекций и чтение книг, сколько решение практических задач. Большинство продвинутых программистов интересуются информатикой еще со школы. Участие в интернет-олимпиадах, начиная с седьмого (или десятого) класса, обеспечивает постепенное освоение материала, что приводит к высочайшим результатам на всех последующих олимпиадах регионального и мирового уровней. Систематическое участие в конкурсах позволяет закрепить знания и навыки, которые позже применяются при решении задач и пригождаются в процессе обучения и работе. Олимпиады организуются как высшими учебными заведениями, так и региональными органами образования и иными организациями. Они проводятся и под эгидой ИТМО. Победители и призеры олимпиад для школьников получают льготы при поступлении в российские вузы.

Поступив в вуз, первокурсники только начинают свой путь. В ИТМО продвинутые «перваки» обучаются у таких же продвинутых преподавателей и профессоров, но если вдруг им оказывается мало университетской программы, то в вузе проходит огромное количество дополнительных мероприятий: тренировки по спортивному программированию и анализу данных, различные тематические встречи, конференции и семинары, а также другие проекты. Помимо этого разрабатывается платформа для проведения соревнований.

Причем олимпиады не обязательно должны быть строго математическими или научными. Очень просто добавить в серьезное соревнование элементы игры: тот же MIT проводит конкурс Battlecode, который длится четыре недели. За это время командам не более чем из четырех человек нужно написать и откалибровать искусственный интеллект, который будет руководить виртуальными солдатами в 3D пространстве. Финал BattleCode всегда собирает в аудитории несколько сотен студентов.



Еще один пример того, что обучаться можно с азартом – соревнование PokerBots, во время которого, как несложно догадаться, командам за один месяц нужно запрограммировать бота для игры в покер. По истечению времени все программы сходятся за одним «столом» для проведения захватывающего покерного турнира.

Вообще, концепция соревнований пришла в мир наук из спорта, искусства и военного дела. По аналогии с Олимпийскими играми, в XVIII веке академии Европы организовывали своеобразные конкурсы с призами, чтобы подстегнуть молодых ученых к решению важных математических и научных проблем. Поскольку соревнование является частью нашей культуры, и жажда соперничества у нас в крови, подобные олимпиады помогают студентам добиваться высоких результатов и подготавливают их к самостоятельной жизни.

«Школа» победителей в олимпиадах


Командное программирование – это интеллектуальный спорт, как шахматы, где три участника должны уметь грамотно координировать свои действия, распределять функции и задачи, сохранять предельную концентрацию и не терять самообладания.

Университет ИТМО имеет не только опыт проведения соревнований по программированию, но также опыт побед в них. Кафедра компьютерных технологий уже много лет работает по проверенной и хорошо отлаженной схеме: работа с подающими надежды школьниками, специальные занятия со студентами, создание условий для самореализации выпускников. Такой подход позволил университету неоднократно побеждать во многих российских и мировых чемпионатах по программированию.

В 2015 году Питер вновь чествовал команду программистов в составе Геннадия Короткевича, Артема Васильева, Бориса Минаева и тренера Андрея Станкевича. Они одержали победу на престижном чемпионате мира ACM ICPC, популярность которого с каждым годом только растет.



Количество участников ACM ICPC

Команды ИТМО становились чемпионами мира 6 раз, тогда как ни одному вузу не удавалось победить больше трех. Участникам требовалось предложить решение тринадцати задач за 5 часов. Команда ИМТО установила новый рекорд в рамках чемпионата, верно решив все задания – до сих пор этого не удавалось сделать никому. В 2015 году в четверку лидеров кроме ИТМО также вошли команды Университета Цинхуа (Китай), Токийского университета (Япония), Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (Россия).

С задачами можно ознакомиться на сайтах соревнований; очень часто там же публикуются и их разборы (здесь и здесь).

Для призера 2015 года Геннадия Короткевича из команды университета ИТМО это уже вторая медаль на ACM ICPC. Первую он завоевал в 2013 году вместе с Михаилом Кевером и Ниязом Нигматуллиным. По правилам чемпионата, один студент может принять участие в финале лишь дважды. На своей первой международной олимпиаде в 2006 году он завоевал серебро (до первого места не хватило всего 6 баллов) и с тех пор «не вылезает» из призов – Геннадий стал первым в истории победителем всех престижных мировых соревнований по спортивному программированию, проводимых знаковыми компаниями, в том числе зарубежными: Facebook Hacker Cup, Russian Code Cup, Kotlin Challenge и Topcoder Open. А летом 2015 года Геннадию Короткевичу удалось стать трехкратным победителем чемпионата мира Яндекс.Алгоритм и двукратным чемпионом Google Code Jam.

О программистах бытует мнение, что они ничем кроме компьютера не интересуются, но Геннадию интересен большой теннис, а в перерывах между занятиями он любит поиграть в футбол. Вообще занятия спортом, особенно командными видами, позволяют наладить отношения между участниками коллективов, в том числе, как ни странно, и в командах по программированию.

Конечно, в жизни программиста спорт – составляющая необязательная, но, тем не менее, важная: всеобщий социологический опрос в США показал, что существует зависимость между занятиями спортом и уровнем интеллекта. Людей спрашивали, когда они занимались спортом последний раз, и чем они занимались, а также просили пройти IQ-тест.



На графиках видно, что с прохождением IQ-теста лучше справились люди, которые активно занимались спортом и участвовали в спортивных соревнованиях.

Вот неплохое видео на эту тему:



Текущие мероприятия


Университет ИТМО не собирается сбавлять обороты – необходимо находить и воодушевлять студентов и молодых специалистов, помогать им совершенствоваться и достигать новых высот. 5-6 декабря прошел двадцатый полуфинал студенческого командного чемпионата мира по программированию (аналогичное мероприятие для учащихся школ проходило 12-13 декабря). Среди 226 команд были определены 12 финалистов, в число которых вошли и студенты университета ИТМО. Финал чемпионата будет проходить в мае 2016 года в Тайланде – в нем команда программистов университета ИТМО вновь будет бороться за первенство.

Следите за анонсами на сайте ИТМО: neerc.ifmo.ru и neerc.ifmo.ru/school
Автор: @itmo
Университет ИТМО
рейтинг 53,93
IT's MOre than a University

Комментарии (87)

  • +24
    Как мягко статья идёт от программирования до олимпиадного программирования, даже пропасти незаметно.
  • +10
    А цель этого поста — привлечь абитуриентов в ИТМО?
    • +7
      Так корпоративный блог же, ничего удивительного. Ну и вроде бы не стыдно звать к себе с такими результатами
      • +2
        Я уточнил. Может быть, целью данной статьи было являлся обмен опытом в воспитании студентов. Хотя стилистика больше, конечно, на пиар походит.

        О результатах: так-то да, да вот нет. Всё сказанное с небольшими нюансами — правда, но не полная. А полная правда заключается в том, что всё это происходит только на одном факультете в ИТМО — ИТП. Весь остальной университет живет отдельной от этого факультета жизнью обычного постсоветского ВУЗа. Поэтому если и звать абитуриентов, то надо бы рассказать про это.
        • –1
          Я бы не сказал, что университет, входящий в программу "5 в 100" — «обычный постсоветский ВУЗ». Их всего 21 таких.
          • +11
            Ещё раз повторяю для тех, кто в танке. Без исключения всё, о чём написано в посте, можно отнести только к одному факультету. Даже картинка с фотографией вручения кубка: слева стоит декан факультета Владимир Глебович Парфёнов, по центру призёры — студенты этого факультета. А вручает приз — Роман Елизаров (если я не ошибся с этого угла), один из самых первых выпусников этого факультета. И, если я не ошибаюсь, никогда, ни один олипмиадник с другого факультета ИТМО не участвовал в ЧМ по программированию (по крайней мере не доходил даже до полуфинала).

            Участие ВУЗ в программе 5 в 100, звание НИУ и так далее — это не более, чем способ получить доп. финансирование. А включение ВУЗа в эти множества как раз и обеспечивается успехами комманд с ИТП. Ну и граммотным пиаром.

            Касательно программы 5 в 100: а там разве есть не постсоветские (созданные с нуля в эпоху России) ВУЗы, чтобы ИТМО вдруг стал необычным постсоветским вузом? Я имею ввиду то, что до MIT, который упоминается в посте, там ещё как до луны.
            • 0
              Не забудьте упомянуть, что поступить просто так на этот факультет нельзя.
              Надо быть участником (и, возможно, призером) соревнований по программированию еще в школе. Возможно, есть какие-то другие условия. Ну во всяком случае, Парфенов не работает с людьми «с улицы».
              Кроме того, учиться на этом факультете адски сложно. Да, они занимают призовые места, но все это не просто так, они реально много учатся.
              • 0
                Это ведь вполне ожидаемо, разве нет? Особенно про поступление — скорее удивительно было бы, если бы не так.
                • 0
                  Когда я поступал в ВУЗы, то различные прихоти ВУЗов в требованиях к абитуриенту были обычным делом. Но вот интересно, как юридически этот момент обходится сейчас, когда единственным требованием к абитуриенту может быть ЕГЭ.
                  • 0
                    С призёрством в олимпиадах всё просто — можно за них давать 100 баллов по всем предметам, или вообще брать без конкурса. Тогда если таких людей много, то остальным места не хватит.

                    Ну и вообще, по ЕГЭ обязаны взять на конкретное направление обучения (например, «прикладная математика и информатика»), но если факультетов с таким направлением много, то могут взять на любой. Поэтому можно отправить с топового факультета на какой-нибудь другой в рамках того же направления. По крайней мере у нас в МФТИ несколько лет назад так делалось, сейчас скорее всего тоже.
              • 0
                Я учился на ИТП КТ, и пришёл именно «с улицы». Программированием занимался для себя, в олимпиадах не учавствовал, да этого и не требовалось для поступления.
                • 0
                  Любопытно, как вам это удалось. В каком году это было? Мне вот в 1998 прямо так и сказали при поступлении, что выбрать эту кафедру нельзя, так как Парфенов не берет с улицы.
                  • 0
                    Я в 2006 году поступал, там был просто отдельный отбор в середине учебного года. Нужно было решить какие-то задачки, после математического кружка это было несложно.
                    Если не ошибаюсь, нельзя было выбрать кафедру во время общих вступительных экзаменов летом, но в сентябре, учась в 11 классе, можно было записаться на «особый» отбор, пройти два уровня экзаменов и уже в феврале считаться зачисленным на кафедру.
                    • 0
                      Ааа, ну вот видите, а говорите с «улицы». Как раз с улицы я как раз имею в виду общие вступительные экзамены.
                      • 0
                        Я скорее апеллировал к утверждению о том, что нужно быть участником и призёром программистских олимпиад, этим я не занимался ни до, ни во время обучения. Так-то раньше практически все вузы имели подобные программы, по которым можно было поступить до общих экзаменов.
                        • 0
                          Ну это конкретные детали. Полагаю, что решить предлагаемые задачи, без математического кружка как минимум (чем обычно не могут похвастаться люди «с улицы») было бы просто невозможно.
                          Общий смысл посыла был тот, что летом во время вступительных, если вы не проходили отбор заранее, вы не можете этот факультет выбрать точно таким же образом, как любые другие. Особенно это касается тех, кто поступал не после школы.
          • +6
            Я извиняюсь за свою риторику «для тех, кто в танке». Надо было сразу заглянуть в ваш профиль. Стало быть, вы в курсе, что всё так и есть.

            Я хочу подчеркнуть, что я не говорю, что ИТМО чем-то хуже других вузов. Но если бы я был абитуриентом, и прочитал бы эту сказку, поступил бы на какой-нибудь другой факультет и потом не обнаружил бы и половины из рассказанного — я бы расстроился.
            • 0
              Я при поступлении каким-то образом был прекрасно осведомлен, что олимпиадники это один этот факультет. Он на этом специализируется, поэтому не удивителен результат. Наверное потому что почитал хотя бы немного про то, куда собрался поступать. Строить свое мнение об университете по одной статье, тем более обо всех факультетах — по0моему такому уникальному человеку нечего делать там.

              Что до программы обучения. Я закончил ИТиП кафедру ИС. Могу сказать, что практически вся группа к 4-5 курса работала по специальности. Из параллельных групп тоже много подобных людей было. Думаю, это таки показатель, что университет свою работу делает. Мне интересно, что же вы подразумеваете под «постсоветским» ВУЗом? Видимо что-то плохое, но не совсем понятно, что именно.
              • +5
                > Наверное потому что почитал хотя бы немного про то, куда собрался поступать.

                Именно для этого тут и коментируют этот пост.

                Касательно трудоустройства и вообще. Вы пишите, что 4-5 курс. У моего коллеги племянница учится в MIT. Уже после превого курса они проходят практику в различных известнейших IT-компаниях. Например, она работала летом в Amazon, что-то там делая для проекта по доставке дронами. Вы можете себе представить, чтобы в нашем ВУЗе (в том же ИТМО) было бы что-то подобное? Я нет.

                Я помню свой первый курсач на первом курсе — это была прога на паскале по триангуляции. Задача, которая решалась до меня уже тысячи раз.

                Постсоветский ВУЗ не имеет чёткого определения, но для меня это примерно следующие критерии:
                1) Устаревшая материальная база — лаборатории.
                2) Студенты, которые не против прогулять пары. Работаете с 4-5 курса? Это тоже прогулы.
                3) Экзамены, которые сдаются бомбами, шпорами или коррупцией.
                4) Преподы, застрявшие где-то 30 лет назад, которым самим бы иногда поучиться у студентов.
                5) Отсутствие приобщения студента к реальным проектам без ущерба для учебы.
                • +1
                  В наших ВУЗах я скорее могу представить язвительные реплики преподавательского состава по поводу того, что студент должен учиться и посещать лекции, а не работать где-то там (даже если реально работа по профилю и непосредственно согласуется с учебной программой).

                  Проверено, так сказать, на собственном опыте.
                  • +1
                    Я немножко преподавал в ИТМО. В остальном я множко программирую.

                    Язвительные реплики возникают ровно в одном случае: студент не учится и умнее не становится.

                    Если нужно зарабатывать деньги — зарабатывай. Зачем ты в ВУЗе числишься и мое время отнимаешь?
                    • +1
                      На счёт вашего времени — я не знаю, но когда студент работает в «дружественной» ВУЗу или факультету конторе, от неё капает руководству. Это уже давно не секрет. И местами даже устройство на работу — это не желание студента, а неформальная его обязанность.
                  • +2
                    В ИТМО мной такое не замечено. Как раз наоборот, чем ближе к концу обучения, тем более явно тебя пытаются направить на реальную практику в компании.
                • +1
                  Я не могу представить это по другой причине. На первом курсе человек не может ничего. Но практика у нас было в аутсорс компании крупной местной (название уже не помню), по программе обучения. На курсе 3 вроде бы.

                  1. Судя по успехам ИТМО в области квантовых вычислений, что-то там таки есть
                  2. Нет. При трудоустройстве ты четко озвучиваешь, когда и сколько можешь работать. Программа к 4-5 курсу позволяет работать достаточно нормально.
                  3. Ниодного факта коррупции не было ни при мне, ни на уровне слухов среди студентов. Ни одного за все 5 лет учебы. Вся группа честно училась и честно сдавал каждый зачет. Собственно, с учетом бальной системы обучения на первом курсе это сложно чисто технически было бы
                  4. Для ИТМО не актуально по большей части. С одной стороны, потому что преподы нормальные есть. С другой, потому что преподают в основном вещи универсальные, а не модные технологии, от которых для меня в универе никакого толку не было бы все равно. Хочешь модные технологии — универ рекламировал тонны курсов дополнительных с сертификацией
                  5. Присутствует и прямо включено в программу обучения.
                  • 0
                    > Я не могу представить это по другой причине. На первом курсе человек не может ничего.

                    К сожалению, да. Наш студент первых курсов является обычным выпускником школы, которому (я сильно упрощаю, но в целом так и есть) рассказали ту же алгебру на языке мат.анализа и ту же физику с использованием оператора Набла. Всё! Больше никаких новых умений за первый курс, по большому счёту, он не получает.

                    А там всё немножечко иначе. В общем-то даже школы там больше заточены на обучение детей что-то делать, чем что-то знать. Но это уже другая дискуссия.
                    • +1
                      Судя по тому, что я слышал от собственно родителей, ситуация со школами там идентичная. Детей не учат каким-то практическим знаниям, а дают академические знания. Я после получения подобного обучения могу сказать только спасибо, что давали и то, и другое, но больше именно академического. На счет практики, мы в школе в фотошопе на информатике рисовали и очень рад этому до сих пор. При чем со слоями, использованием эффектов, фильтров, рендеринга и т.п. Не приходится с нуля осваивать такой сложный инструмент. Для меня сейчас выглядит важнее именно то, что дали знания. Это позволило освоить практику правильно и не с пустой головой. Зато как печально видеть этих горе практиков, которые не понимают элементарных вещей того, что они делают.
                • 0
                  Ну я бы не сказал, что в ИТМО отстают по материальной базе. У нас работает студентка, которая учится там сейчас — у них там и Python, и мобильная разработка, и много других актуальных курсов, знания от которых вполне имеют отношение к задачам реальных проектов. Да и я когда там учился — было довольно много полезных знаний. Порой даже жалею, что тогда не понимал, зачем это всё нужно.

                  А экзамены со шпорами и бомбами — так это уже студент сам решает, как он учится. Хотя с введением бальной системы те, кто нормально в течение семестра учатся, могут и вовсе экзамен не сдавать порой, потому что они уже всё подтвердили в течение семестра.
                  • 0
                    Ваш тезис заключается в том, что у них хорошая материальная база. Однако в подтверждение этого тезиса вы приводите факты, которые вообще никак к этому не относятся. Для изучения Питона или мобильной разработки из материальной базы не нужно ничего кроме компа по сути. Само наличие компов, конечно, это хорошо (если вспомнить, что было 20 лет назад), но это в современных реалях не свидетельство хорошей материальной базы )
                    • +1
                      Ну мы же уже говорили про материальную базу. :)
                      Я могу рассказать про промышленных роботов, а еще и мощные 3D принтеры для прототипирования есть. На соседней кафедре — современные электрические машины, привода и силовая электроника. Лаборатории квантовой оптики и метаматериалов тоже свои научные разработки не на табуретке делают.
                      • 0
                        Да, я согласен, что всё это есть. И много где, не только в ИТМО. Вот чего нет, так это широкой возможности работать с таким оборудованием. Попасть в лабораторию квантовой оптики может только студент с соотв. кафедры. Воспользоваться 3D-принтером тоже. Возможно тут есть завязки на финансирование — я не знаю, но в западных университетах так не принято. Если есть в университете оборудование, которое нужно кому-то и оно не загруженно на 100%, то тебе с радостью дадут с ним поработать.

                        Вот у вас в ИТМО есть такой человек по фамилии Платунов. Который, судя по всему, немного путает свою преподавательскую деятельность со своим бизнесом. Ведет у студентов предмет а-ля «Встраиваемые системы», но получить доступ к железкам можно только в его конторке. А так студенты изучают встраиваемые системы на доске и в коспекте. Это что за ..., простите?
                        • 0
                          Как выпускник кафедры ВТ могу заявить, что доступ к железкам таки дается(с 3 курса правда официально, но можно и раньше, если захотеть). Ты можешь приходить и заниматься в аудиторию с железяками практически когда угодно, если в ней кто-нибудь есть(а это обычно всегда так). Да и в целом по электронике кучу актуальных знаний дают. Например практику по схемотехнике и VHDL у нас вел препод, который работает в Intel. Не все так плохо, хотя и странности бывали :)
                    • 0
                      Проклятье, я слово «материальная база» прочитал в смысле преподаваемого учебного материала.

                      В любом случае, какая вам нужна материальная база для курса по Питону? Вы сами сказали, что достаточно компа. Учитывая то, что уже 7-8 лет назад было удобнее сдавать работы на принесённом с собой ноуте, требования совсем невысоки в этом плане.

                      Поясните, чего вам так не хватает для нормальной учёбы в ИТМО из материального?
                      • 0
                        Ну мне уже поздно чего-то не хватать, т.к. я уже давно закончил ВУЗ.

                        Ну из того, что я вспоминаю. Как-то меня очень заинтересовала цифровая обработка сигналов. Именно с точки зрения железяк, а не теории. И не было ни препода, который бы в этом сильно разбирался, ни лабы, в которой такие бы железки были. Хотя, может быть, было и то, и другое, но найти на это выход как-то не представлялось возможным. Много позже, чисто случайно жизнь меня с этим столкнула и я имел удовольствие во всём этом разобраться. Но как студенту мне это сделать не удалось.
                        • 0
                          Вот это очень странно, потому что у меня в 2007 или 2008 году был и курс по обработке цифровых сигналов, и препод. Железок нам, конечно, не давали, были программы симуляторы, но тем не менее. Учитывая, что этот курс не мог так просто взяться в учебной программе делаю вывод, что вы плохо искали просто. (ЕНФ, если что)
                          • 0
                            Симулятор я мог и так скачать. Интересно было именно железку пощупать. С периферией, с прерываниями и т.к.

                            И после этого вы имеете сказать за хорошую материальную базу? )
                            • –1
                              Ещё раз говорю — плохо искали. А переносить ваши впечатления 10-летней давности очень глупо, даже за 5 лет там было много перемен.

                              Расскажите, что можно сказать о материальной базе целого университета с множеством корпусов, факультетов, направлений и специальностей на основе двух примеров выше? В одном вы плохо искали, во втором даже сказать нечего кроме того, что нам железки не нужны были.
            • +1
              Да, я немного в курсе. :)
              Давайте так — фраза «обычный ВУЗ» предполагает «такой же, как и остальные», разве нет? В РФ несколько сотен технических ВУЗов, только 20 из них достаточно хороши, чтобы войти в программу. На мой взгляд, говорить про любой из них «такой же, как и остальные» не стоит.
              Конечно, вхождение в эту категорию не делает любой из ВУЗов ни MIT, ни (пока) в первой мировой сотне. Но, согласитесь, на общем фоне «обычных постсоветских ВУЗов» выделяет.
            • +1
              Оставим в стороне факультет ИПМ, про него уже много написали. Давайте я Вам расскажу немного, например, про ф-т КТиУ, а конкретнее, про направление Системы управления и Робототехника.
              Вот у нас есть (точнее нет) почти всё, что Вы перечисляли в признаках:
              1) Современная лабораторная база. Как по электронике/сенсорам/промышленным контроллерам, так и по робототехнике. Начиная от Lego для школьников (профориентация) и вплоть до промышленных роботов для магистров. Включая некоторые собственные разработки, например, автоматизированное управление кораблем в бассейне.
              2) Никакой коррупции. Экзамены сдаются в нормальном порядке. Вообще, в ИТМО балльная система, итоговая оценка зависит от совокупности баллов, которые студент набирал в течение семестра, выполняя промежуточные работы, лабораторные, опросы и т.п. На мой взгляд, такой подход более разумен — итог получается интегральным за весь семестр, а не за два дня зубрежки.
              3) Преподаватели, в основном, активно занимаются научной работой на хорошем современном уровне, публикации в топовых международных журналах, международные конференции, визиты крупных иностранных ученых. Ни о каких «30 лет назад» речи не идет.
              4) Мотивированные студенты вовсю вовлечены в проекты. Мы работаем с профильными кафедрами при предприятиях, где вовлеченность старших курсов под 100%, некоторые студенты запускают собственные проекты и работают над ними в рамках своих магистерских, кого-то руководители приобщают к своим проектам. Студенты, заинтересованные заниматься по научному направлению (мой профиль), привлекаются к исследованиям, участвуют в конференциях, ездят на стажировки. При желании могут поступить в двойную аспирантуру, проводя часть обучения в ИТМО, а часть — в зарубежных центрах.
              Соседняя кафедра ЭТиПЭМС, где я некоторое время работал, занимается очень серьезными индустриальными проектами. Там также современное оборудование, высокая квалификация сотрудников, студенты, при желании, вовлечены в эти самые проекты.
              Далее, лично не участвовал, но слышал, что все очень неплохо обстоит у оптиков-квантовиков или в лаборатории метаматериалов.

              Я это к тому, что в некоторых ВУЗах дела обстоят лучше, чем может показаться. За последнее десятилетие много изменилось.

              • +1
                Поскольку я окончил ВУЗ около десятилетия назад, то, возможно, я не знаю о новых тенденциях.

                Но вот прямо передо мной сидит бывший студент ИТМО, который готов поименно назвать преподов, про которых было известно точно, что можно было сдать зачет за деньги. Хотя, безусловно, далеко не все этим пользовались. И я очень надеюсь, что они больше не работают в ИТМО. Это о коррупции.

                Касательно современных лабораторных баз. Сносную лабораторию по IT сделать сейчас не представляет никаких трудностей. Куча всяких недорогих developer board'ов, ардуин и так далее. Это наименее сложная часть. А вот что касается других, более фундаментальных предметов, таких как различные разделы физики: ещё совсем недавно дело обстояло везде одинаково — старые ещё советские приборы, нудные, никому неинтересные лабы с подгонкой измерений под известный ответ и так далее. Так неинтересно преподавать такой интересный предмет как физика, как у нас в стране, мне кажется, больше нигде не умеют. Опять-таки, я очень надеюсь, что что-то изменилось. Нет под рукой действующего студента, чтобы спросить.

                Но самое важное вот что. Вы говорите о каких-то рывках в ИТМО (и возможно в других топовых вузах нашей страны) в методологии выращивания студентов. А пиар ИТМО не меняется с годами: что сейчас, что 10 лет назад был в одном: «Мы мочим всех на ACM». Мне кажется, что главное о чем стоит писать — это как раз то, о чем вы пишите в своих каментах.
                • 0
                  Я правильно понимаю, из-за того, что кто-то вам готов сказать, что какие-то преподы берут деньги, вы всех под одну гребёнку чешете и называете весь ВУЗ коррупционным и что по-другому сдать нельзя?
                  • 0
                    Не надо приписывать мне слов, которые я не говорил. Я нигде не называл никакие ВУЗы коррупционными полностью. Я нигде не писал о том, что препод берет деньги и иначе сдать не реально. И под одну гребенку я никого не чешу. Я говорил про «пост-советскость» ВУЗа. Я дал ряд своих критериев. С ними можно не соглашаться, но говорить о том, что я кого-то обвиняю или чешу, не надо!
                • 0
                  Вы говорите о каких-то рывках в ИТМО (и возможно в других топовых вузах нашей страны) в методологии выращивания студентов. А пиар ИТМО не меняется с годами: что сейчас, что 10 лет назад был в одном: «Мы мочим всех на ACM».


                  А что не так с этим пиаром, если они и правда рвут? И каким он должен, по-вашему, быть?
                • 0
                  У нас была преподаватель по физике, вела оптику и квантовую физику. Вот она вела интересно, я впервые начал что-то понимать, а по квантовой даже экзамен сдал на отлично. При этом она требовала немало, но и объясняла внятно и интересно, вовлекая в процесс. А вот с другими разделами физики все и впрямь было плохо, преподаватели подкачали и мало кто что понимал.
  • +1
    КТУ/Системы и Сети/2006 — примерно половина группы(12 человек) работает по специальности, почти все, кто работает уже были устроены к 4-5 курсу. Считаю, что неплохой показатель полезности вуза, есть знакомые из СПбГУ примерно того же года и направления, у них около трети ушли по специальности.
    • 0
      Вы сравниваете весь СПбГУ с одним факультетом ИТМО? Или, допустим, конкретно М∀ТМ∃Х?
      • +1
        Я сравнил только конкретные группы итмо и большого, учились в одно время да и направления очень близкие, ибо другой инфы нет.
        • 0
          Факультет-то назовёте?
          • 0
            процессы управления/фундаментальная информатика, извините если название назвал некорректно
            • –1
              на ПМПУ похоже
  • +1
    Статья классная и вопросы в ней очень важные для образования и скажу сразу для поиска талантов.

    Из моего личного опыта по обучению программированию собсвтенных детей мы используем Google Code Jam
    и ресурс по олимпиаде среди школьников в США usaco.org/index.php?page=resources
    Там так же неплохо готовят через онлайн курс train.usaco.org/usacogate
  • +16
    А теперь правда об ИТМО. Обычный ВУЗ, в котором так же как и в остальных наших ВУЗах всё зависит только от способностей студента к самообучению. Всем фундаментальным знаниям в программировании тут, за редким исключениям, учат люди, которые отстали от трендов на 20 лет. Некоторые преподаватели тупо забивают на студентов и в принципе отменяют занятия по предмету (ага, по программированию). Я не говорю, что это плохо, ведь так во всех наших нормальных вузах.
    «Дополнительные ресурсы и самообразование». Дополнительных курсов полно, тот же КС центр. Не сказал бы, что в ИТМО лучшие курсы в рунете.
    И, как уже сказали ранее, все написанное про ACM и спортивное программирование касаются ФИТиПа.
    Что в ИТМО хорошо: хоть какой-то здравый смысл во многих общеуниверских вопросах. А ещё пиар.

    2Абитуриенты: Если вы получаете удовольствие от обучения с учителем или хотите учиться «как в MIT» — едьте в Иннополис например.
    • 0
      Радуют комменты из серии «а теперь я вам расскажу правду». Вроде тут и нет призывов идти толпой, ну а от человека всегда многое зависит. Лучше бы про Иннополис рассказали подробнее, если советуете
      • –1
        Речь не о призывах куда-то идти толпой. Речь о том, что у абитуриента может создаться очень ложное впечатление.

        А у Иннополиса тут есть свой блог: @innopolis
        • +1
          Ну вот в блоге Иннополиса из двух постов сложно какие-то выводы сделать как раз
          • –1
            А два поста блога ИТМО (не считаем переводы статей) вам достаточно? )
            • +2
              Так я и не сравниваю, хотя тут поживее смотрится, если судить по графику выхода постов
      • +8
        Но это же правда. Основная проблема ИТМО в том, что они тратят кучу бабла на пиар и снаружи он выглядит норм.
        А про Инно уже и так миллион статей. Я про него написал лишь потому, что это (имхо!!) единственный ВУЗ у нас, который на качественно другом уровне. Преподавательский состав крутой весь и обучение на английском. Есть косяки, куда без них, но с другими российскими IT-ВУЗами вообще рядом не стоит.
        • +4
          А мне кажется, что Академический университет + учёба совместно с технопарками Mailru тоже достойные варианты.
        • 0
          А что со СколТех не так?
          • 0
            Вы мне скажите, что с ним не так — всё никак не могу понять, где там миллиарды оседают. Строят-строят, никак не построят…
            • 0
              За миллиарды не скажу, да и про кампус то же, но несколько знакомых ребят учатся и вполне довольны. Я, правда. не знаю, до сих пор ли существует годовое обучение в MIT и подобных ВУЗах, но, даже если его нет, преподавательский состав вполне сильный.
              • +2
                Ладно, у меня, честно говоря, просто предубеждение против сколтеха, слишком уж там мутно. Готов признать что там скорее всего не хуже чем в инно учат.
                • +2
                  Я училась в МФТИ и Иннополисе.
                  Ходила свободным слушателем в Сколтех.
                  А еще стажировалась по программе Техносферы МФТИ.
                  И вот что я вам скажу:
                  МФТИ(ИТМО, МГУ, ВШЭ, so on) научит вас фундаменталке типа линала и алгоритмов. Даже если вы пришли туда уже в магистратуру, просто потому что вокруг много умных и талантливых людей. После этого уже и черт не страшен.
                  В Сколтехе вам расскажут о современных трендах науки. Там действительно очень хороший профессорский состав(я про ИТ и математику говорю). Лекции у них мне не очень понравились, а вот задачки в домашках хорошие. И схема обучения интенсивными курсами мне понравилась. И кстати спрашивают там куда больше, чем в Иннополисе и куда строже.
                  В Техносфере вам дадут практику и много хороших профессиональных контактов. Я вот Machine Learning во время стажировки куда больше зашарила, чем сидя на курсах по ML в Иннополисе.
                  Про Иннополис — оттуда можно выйти как с совершенно пустой башкой, так и прокачаться. Английский прокачивает, не плохой профессорско-преподавательский состав. Но на экзаменах спрашивают так себе + лично мне было интересно только на паре предметов типа робототехники и эконометрики, потому что после МФТИ я эти предметы уже знала и знала куда больше, чем там дают. Если бакалавриат был слабенький, это хороший вариант хорошо себя подтянуть по многим фронтам и быстро. Но плата известна — отработка.
                  Если бакалавриат ок или вы чувствуете в себе силы вложиться в свое образование после не очень хорошего бакалавриата, то идите в МФТИ, ВШЭ, МГУ, etc и в догрузку берите Техносферу/ШАД/Сколково.
                  • 0
                    Я с вами полностью согласен! Особенно с последним предложением.
                    • 0
                      А, да, еще забыла упомянуть крайне не вежливаю (по моему личному мнению) администрацию Иннополиса. У Сколтеха этого и в помине нет.
                      • 0
                        Можно пример, если не сложно?
                        • 0
                          Если интересно, прошу в приват.
        • +1
          Чисто для справки. В ИТМО есть группы иностранных студентов и есть некоторые магистерские курсы на английском. Эти программы прошли международную аккредитацию, европейскую сертификацию и всё такое.
          • 0
            Отлично! Я же не говорю, что в ИТМО плохо всё. Конечно там, как и в других нормальных ВУЗах, есть и хорошие преподаватели и крутые курсы. Но, я уверен, вы согласитесь, этого всего не так много, как хотелось бы.
    • +1
      А Иннополис же дико платный? ИТМО-то бюджетный…
      • 0
        Пишешь олимпиаду, проходишь собеседование, получаешь грант на обучение, который покрывает 100% его стоимости.
  • +11
    Как студенты становятся продвинутыми программистами: они много программируют, читают много литературы по специальности, читают много другого кода (хорошего и плохого), общаются с другими программистами.
    • +5
      «…и иногда ходят в институт» :)
      • 0
        … или бросают на первом курсе и полностью уходят в самообразование и реальную работу. (:
  • +3
    Спортивный продвинутый программист, это не то же самое, что хороший программист, да таких хорошо брать туда где надо делать новые эффективные алгоритмы, а вот туда где надо делать качественно и надежно, без тотальной переделки лучше не брать.

    П.С. мое личное мнение основанное на моем же личном опыте…
    • 0
      Я помнится привел пример отличия между спортсменами и дебмелями. Спортсмен это талант от бога и плюс большое упорство, а дембель это просто время, но при всех прочих равных из спортсмена выйдет качественный дембель как ни крути.
    • 0
      П.С. мое личное мнение основанное на моем же личном опыте…

      Мне вот любопытно стало. Я, к сожалению, не знаю вашей компании и специфики работы в ней, поэтому судить очень трудно. Но есть такой важный критерий: давайте представим, что у кандидата одновременно есть офферы в вашу компанию и в гугл. Если кандидат в 99% случаев выберет гугловый оффер, скорее всего вы ни одного олимпиадного программиста не видели.
      • 0
        А зачем представлять? Видел, видел что они пишут, видел огонь в глазах «да я таких как вы сотнями уделывал», со временем это проходит, но в чистом виде…

        П.С. моя карьера спортивного программиста закончилась еще в училище первым местом в краевых отборочных, до России не доехал, времена были тяжелые средина 90х, денег меня отправить не было. Я бы себя на работу в том виде не взял, не смотря на талант и знания :)
        • 0
          Дело в том, что интервью в гугл на 90% — олимпиадка, причем довольно несложная. Поэтому если человек хоть немного олимпиадник, добыть оффер в гугл для него совершенно проблемой не является. Если же он предпочитает гугл вашей фирме — вряд ли он вообще к вам заглянет. В этом случае реального личного опыта у вас на самом деле нет. Вот за этим и представлять.

          П.С. в середине 90-х я проходил на всерос за 11 класс в 9-ом на основе знаний школьной информатики. Не поехал, потому что предпочел поехать на математику. Думаете, это что-то говорит о моих навыках или о моей школьной информатике? Нет, это всего лишь следствие очень слабого региона. Поэтому ваш П.С. мне ни о чем не говорит, расскажите что-нибудь действительно интересное.
    • 0
      С первым тезисом соглашусь. А вот с надежностью и качеством в узком смысле не соглашусь. Олимпиады не учат писать код красиво и правильно, чтобы он блестел с точки зрения традиций программирования. Практически не учат объективно ориентированному дизайну, и многим другим вещам, которые востребованы в индустрии. Однако, уж чему они точно учат — это писать этот самый код в разумное время, и писать его алгоритмически корректно.
  • +1
    Сейчас на платформе Открытого образования ведутся 4 курса университета ИТМО – среди них есть, например, курс по веб-программированию

    Большое человеческое спасибо за этот курс. Курс действительно совершенно удивительный, таких на платформе Открытое образование больше нет. Если вы видели отзывы, там очень много благодарностей и очень много вопросов: будет ли продолжение. Причём продолжение в уже начатом формате, с огромным количеством интерактивных упражнений и испытаний, в ходе выполнения которых материал усваивается прочно, а само прохождение курса доставляет удовольствие.

    И вопросы к вам. Каким образом ИТМО помогает в разработке курсов? Сколько человек задействованы в создании каждого курса? Как учитывается разница в материале курсов: ведь начитать лекции намного проще и быстрее, чем разработать интерактивные практические упражнения. Но и качество материала и результативность самих курсов при этом будут принципиально разными. Каким образом вы это качество определяете? Можно надеяться на продолжение курса по веб-программированию и когда?

    P.S.
    Coursera перевалила отметку в 1 миллион студентов

    Coursera пишет про 17 миллионов слушателей.
  • 0
    > На графиках видно, что

    сила есть — ума не надо.
  • 0
    >Развитие с первого курса
    >Короткевич на КДПВ

    «По словам родителей, Геннадий сел за компьютер лет в пять, первую задачу решил в восемь, а программы начал писать в младших классах школы» – говорит нам Википедия. Так что не примазывайтесь – да, в ИТМО неплохо готовят тех, кто уже сам по себе готов.
    • 0
      См. с 4:12, как раз декан этого факультета говорит о том, что это не простые ребята и что они выявляются через олимпиады.

    • +1
      Эм, а вы думали там любого дурачка в олимпиадника превращают? Задача факультета таких детей выявить и развить их потенциал. Насчет неплохо, скажите это соперникам университета. Они готовят неплохо, а ИТМО уже множество раз занимает первые места
  • 0
    до первого места не хватило всего 6 баллов

    Эх, опять стандартная ошибка незнакомых с олимпиадами: не до "первого места", а до золотой медали (которые вручаются 1/12 всех участников). В том году "золото" получили 24 участника, Геннадий занял 26 место.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разработка