Нейротеатр: технологии Университета ИТМО помогают создавать «искусство новых медиа»

    Нейротехнологии — обычно предмет медицинских или военных разработок. В крайнем случае — основа нового высокотехнологичного стартапа. Однако в Университете ИТМО считают, что нейротехнологии вполне могут служить не только науке, но и искусству. Поэтому в прошлом месяце на фестивале Geek Picnic в Санкт-Петербурге состоялась премьера экспериментального проекта в жанре «нейротеатр». О том, что это такое и как работает NEU-theatre, расскажем ниже.

    / Фотография Университета ИТМО

    Проект NEU-theatre


    Нейротеатр — это, по сути, сплав искусства и технологий. На Geek Picnic этот жанр был представлен выступлением танцоров, использовавших нейроинтерфейсы. Они считывали эмоции артистов и передавали их внутреннее состояние с помощью музыки, света, цвета, проекции и ритма.

    Танцоры на выступлении работали с так называемым синестетическим шаром — он позволял «отобразить» эмоции исполнителя. Кроме того, его можно было использовать, чтобы менять звуковое сопровождение перфоманса.


    / Фотография Университета ИТМО

    Весь этот хайп вокруг нейроинтерфейсов хорош тем, что люди вспоминают о том, что у них есть мозг. И что его возможности стоит использовать и развивать более активно

    – Юрий Дидевич, медиахудожник, один из создателей NEU-theatre

    По сути, нейротеатр — это пример того, как наш мозг становится центром особого направления в искусстве. Оказывается, наши эмоции могут творить аудиовизуальную реальность, благодаря которой артист становится еще ближе к зрителю. Это уже даже не иммерсивный спектакль, когда можно оказаться участником представления — такой формат позволяет лучше понять, что творится у артиста в голове, — буквально.

    Кто создавал


    Создатели проекта NEU-theatre: российский медиахудожник, музыкант, лектор Института Art&Science Университета ИТМО Юрий Дидевич, Высшая школа светового дизайна Университета ИТМО и танцевальный коллектив Stage DFT.

    Юрий Дидевич много лет занимается вопросами интеграции компьютерных технологий и искусства. В 2014 году его спектакль «Нейроинтегрум» был поставлен на Новой сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге. Нейротеатр NEU-theatre — еще один проект Юрия, объединяющий искусство и ИТ.


    / Фотография Университета ИТМО

    Высшая школа светового дизайна Университета ИТМО — это и образовательный, и экспериментально-практический проект, объединяющий обучение, науку и искусство. В Высшей школе светового дизайна проводятся исследования городской среды, работает проектная лаборатория, направление Light & Art занимается созданием световых инсталляций и световым сопровождением фестивалей. Кроме того, там можно получить образование по профилю «Световой дизайн» — в школе открыты магистратура и аспирантура, курсы повышения квалификации и летняя школа.

    Такое сочетание науки и искусства организаторы нейротеатра считают максимально перспективным:

    Было бы здорово, чтобы ученые, в том числе, российские, перестали относиться к искусству как к чему-то ущербному. Это очень хорошее сочетание — ученого и его научного подхода и художников, людей, воспринимающих мир несколько иначе. Это может привести к очень интересным результатам

    – Юрий Дидевич

    Как это работает


    На первый взгляд может показаться, что нейротеатр — это просто мультимедийный перфоманс с музыкой, светом, цветом и танцорами. На самом деле артисты, занятые в представлении, действительно передают аудитории свое состояние — нейроинтерфейс анализирует их мозговую активность и «выдает» определенную аудиовизуальную картинку.


    / Фотография Университета ИТМО

    Программа анализа мозговой активности — разработка авторов NEU-theatre (проект практически полностью основывается на собственных разработках его создателей). В основе такого анализа лежит изучение биоэлектрогенеза и работа по фиксации и расшифровке нервных импульсов, которые генерирует мозг человека.

    При таком подходе в равной степени важными становятся и искусство, и технология (ПО), и конкретный инструментарий — интерфейсы, с которыми работают художники и артисты. Кстати, Юрий Дидевич отметил, что он и его коллеги ожидают появления более доступных устройств и интерфейсов для фиксации и распознавания эмоций — спроектированных специально для артистов.

    Принцип работы нейротеатрального инструментария и вообще нейротеатра не нов — первые попытки зафиксировать состояние человека на сцене появились еще в начале ХХ века (тогда для этого использовались даже гальванометры). Впоследствии интерес к этому жанру то угасал, но снова возвращался — не в последнюю очередь благодаря новостям о достижениях ученых. Можно сказать, что сейчас нейротеатр переживает свое второе рождение — и дает артистам уже совершенно новые технологические возможности.

    О чем еще мы рассказываем на Хабре:


    Метки:
    • +16
    • 2,1k
    • 1
    Университет ИТМО 135,72
    IT's MOre than a University
    Поделиться публикацией
    Комментарии 1
    • +2
      (Станиславский) — Не верю!
      (Умирающий лебедь) — А вот доказательство — нейроинтерфейс показывает смерть мозга!

      Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

      Самое читаемое