Открытые бесплатные курсы на технические темы
54,96
рейтинг
28 апреля 2014 в 16:52

Разработка → Тренды в онлайн образовании

В последнее время на слуху феномен «муков» (MOOC) – массовых открытых онлайн курсов. Платформ для них создано большое множество.

Есть мнение, что MOOC – это книги нового поколения (с видео, интерактивными задачами и социальной составляющей), которые одновременно «читают» десятки тысяч человек. Можно долго сравнивать «муки» с классическим образованием и спорить об их эффективности, но полезно воспринимать их как совершенно другой формат, очевидно со своими плюсами и минусами.

При этом у онлайн образования есть большое концептуальное отличие от оффлайн образования – его проще измерить. А всё, что можно измерить, можно улучшить.

В этом посте я поделюсь личными соображениями о том, куда движется онлайн образование на примере MOOC-ов, в том числе по мотивам посещения Coursera Partners' Conference, прошедшей 4 недели назад в Лондоне.

Дисклеймер


Если вы считаете, что я упустил что-то важное, добавляйте в комментариях. Если вы несогласны со мной в чём-либо, это замечательно, буду рад поддержать предметную дискуссию. Ниже я описываю тренды достаточно широко, поэтому при наличии интереса могу развернуть какой-либо из них глубже в отдельном посте с техническими деталями. Отдельно отмечу, что будучи инструктором курса на Coursera, я рассматриваю онлайн образование в том числе со стороны преподавателей, а не только студентов.

Платформы


Для начала перечислю основные международные MOOC-платформы (в целях расширения кругозора):
  • коммерческая Coursera, всем известный пионер
  • некоммерческая EdX от Harvard и MIT, в том числе их движок с открытым исходным кодом Open edX, а также анонсированный (но ещё не запущенный) агрегатор edX-ов mooc.org от Google
  • коммерческая Udacity стартовала в конкуренции с Coursera, но пошла по пути сотрудничества с компаниями вместо университетов, создают более прикладные курсы
  • нацеленная на курсы с большой социальной составляющей NovoEd
  • Canvas Network от компании Instructure, которая известна системой управления обучением Canvas
  • английская FutureLearn от Open University, придерживаются подхода mobile first
  • европейская iversity, чья стратегия выхода – продаться Coursera
  • и многие другие...

2 недели назад вышло неплохое сравнение Coursera, edX и NovoEd с точки зрения преподавателя и университета. У Coursera пользователей больше, чем у всех остальных платформ вместе взятых, что зачастую оказывается решающим при выборе.

Дальше я буду рассказывать в основном про Coursera, потому что они являются пионерами по многим направлениям, тогда как остальные платформы идут по их стопам. Хотя у каждой платформы есть свои отличия и приятные особенности…

Читателям может быть интересно также взглянуть на Open edX Public Product Roadmap. К сожалению, Coursera Product Roadmap не доступен широкой публике.

Тренды


Данные и аналитика


MOOC-платформы собирают данные о поведении и успехах студентов, но до сих пор эти данные практически никак не применяются и не интерпретируются. Дафни Коллер (со-основательница Coursera) ещё в 2012-м году рассказывала на TED, что данные вот-вот совершат революцию в образовании, «а воз и ныне там». Основная сложность – образование очень разное, и не существует понятной метрики, которую необходимо оптимизировать. На конференции Coursera представила новую панель данных для преподавателей курсов, которая намного лучше доступной ранее выгрузки сырых данных, но всё равно далека от идеала.

Научное направление Educational Data Mining ранее использовало результаты экзаменов и социологических опросов школьников / студентов / преподавателей, а поэтому было довольно скучным. Сейчас учёные буквально утопают в данных «муков». Их анализ приводит нас к лучшему пониманию того, как люди учатся. Вероятно, в будущем мы будем наблюдать процесс улучшения качества онлайн образования аналогично тому, как наблюдали процесс улучшения качества поиска в интернете последние 15 лет. Я лично верю, что в какой-то момент в каких-то областях онлайн образование станет эффективнее оффлайн образования. Но это отдельная тема для холивара…

Кстати, одно из основных предназначений проекта edX по словам создателей – развивать педагогические исследования. Анонимизированные данные студентов edX распространяются между всеми университетами-партнерами, чтобы каждый университет мог вести независимые исследования на эту тему. И они ведут. Скриншот выше из проекта аспирантки UC Berkeley для edX.

Специализации

Группы курсов, связанные общей темой и датами. Что-то среднее между классическим многолетним образованием и короткими онлайн курсами. Повышают мотивацию, так как становится понятна конечная цель обучения. Лучше монетизируются, чем единичные курсы.

Смешанное обучение

Университеты начинают применяет свои онлайн курсы для своих же студентов в формате SPOC (small private online course). Это делали и мы. Обычно это совмещается с практическими занятиями и проектами оффлайн, тогда как видеолекции и задачи с автоматизированной проверкой студенты проходят онлайн.

Помимо SPOC используются понятия blended learning, flipped classroom, hybrid learning, хотя зачастую ими обозначают одно и тоже. Но формально термин SPOC относится только к онлайн компоненте в смешанном обучении. Основное отличие от вебинаров – SPOC, как впрочем и MOOC, может масштабироваться (больше студентов, перезапуски каждый семестр) без дополнительных затрат времени и сил со стороны преподавателя.

Также, в прошлом году Coursera запустила программу Learning Hubs, стимулируя создание независимых оффлайн площадок для студенческих встреч и обсуждений материалов онлайн курсов.

Платформа для приложений

Возможно, это самый интересный пункт для хабрасообщества. Так как Coursera быстро увеличивает число курсов и партнёров, то их команда разработчиков просто не успевает реализовать всё, что может пригодиться преподавателям. Примеры: интерактивный конструктор интегральных схем, онлайн интерпретатор кода, визуализация процессов в клетке, задачи по биоинформатике. Поэтому Coursera планирует создать платформу для приложений, в которую разработчики смогут добавлять приложения, а преподаватели подключать их к своим курсам.

Coursera анонсировала App Platform ещё на прошлогодней Coursera Partners' Conference, но только в марте была опубликована первая информация. Из доступного сейчас:

  • OAuth2-based APIs – API к платформе Coursera. Пока открыты только просмотр профиля и списка курсов пользователя, но постепенно будет добавлена и другая функциональность. Этот же API использует Coursera в своих мобильных приложений на iOS и Android.
  • Learning Tools Interoperability (LTI) Integration – протокол встраивания внешних образовательных плагинов в курсы Coursera. Мы используем этот протокол для интеграции Stepic с курсами на Coursera, например в недавно стартовавшем курсе Core Concepts in Data Analysis. Протокол позволяет аутентифицировать пользователей курсеровскими аккаунтами и передавать обратно их баллы за выполенные задания. Я расскажу о технических деталях (и граблях) интеграции в одном из следующих постов. LTI является независимым стандартом, поэтому также поддерживается платформами Open edX, Canvas и другими.
  • Catalog API – полный каталог курсов, который можно грабить и использовать в своих агрегаторах / поисковиках по курсам.
  • Shibboleth / SAMLv2 – способ авторизации на Coursera по университетским аккаунтам. Shibboleth широко используется в американских вузах, например, в University of California, но малоизвестен и практически бесполезен в России.


За кадром остались





Не были затронуты такие важные темы, как:
  • формальная сертификация
  • мотивация пользователей и геймификация
  • социальная составляющая курсов, общение с преподавателем и сообществом, peer review
  • мобильные устройства (пример: в Африке больше посещают мобильное приложение Coursera, но там нет форума)
  • локализация и переводы курсов, межкультурное взаимодействие в рамках курса
  • интеллектуальная собственность (кому принадлежит курс и данные пользователей, лицензирование курсов)
  • конфиденциальность и защита данных
  • монетизация и устойчивые бизнес-модели

Послесловие


Некоторые факты с конференции ещё помнит твиттер по хэштегу #coursera14.

Для интересующихся научной стороной вопроса, доступны 293-страничные труды (тяжелый pdf) конференции EMOOCs 2014, проходившей в феврале в Швейцарии. Материалы Coursera Partners' Conference на данный момент не доступны.

Если вы дочитали до этой строки, и вам до сих пор нравится, то через три дня (1-3 мая) мы с JetBrains и Edutainme проводим в Петербурге хакатон по разработке инструментов в образовании, где можно будет в окружении единомышленников покодить образование к лучшему, приходите. Я там буду все дни и смогу помочь советом, а также обсудить перспективы онлайн образования за пиццей.
Автор: @vyahhi
Stepik.org
рейтинг 54,96
Открытые бесплатные курсы на технические темы
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Спецпроект

Комментарии (12)

  • +2
    У курсеры больше студентов, курсов и денег, а платформа edx все равно (имхо!) куда продвинутей, не беря в расчет упомянутые симуляторы и вообще более продвинутую систему домашки, хотя бы наглядную визуализацию прогресса (набранные баллы) могли бы сделать. А то приходится в эксель копировать, в 21 веке-то. Ну и форумы (и там, и там) — есть же отличные качественные форумные движки, обкатанные годами и привычные, нет надо делать тормозные велосипеды.
    А в целом за 2 года прогресс шикарный, имхо, но это только самое-самое начало — дальше будет по нарастающей улучшаться — будут накоплены огромные количества материала (курсов), рейтинги этих самых курсов, методы подачи и т. д.

    Ps Khan Academy заслуживает почетного упоминания :)
    • 0
      Khan Academy заслуживает почетного упоминания :)


      Khan Academy не massive, не online и не course, но вопреки этому (или благодаря) он обязательно должен быть упомянут. Говорим «MOOC», подразумеваем «MOOC и Khan Academy».
      • +1
        Ну слава богу, вы хоть не отрицаете, что он (или она? Академия же) все же Open :)
        Не совсем понимаю почему не massive — пользователей там хватает, почему не онлайн тоже не очень понятно — сайт значит онлайн (для меня, как минимум), ну и насчет course тоже нет определенности — вот на курсере записи прошедших курсов и/или автоматически повторяемые ежемесячные курсы полностью в записи — это course или нет? Если да, то почему аналогичные подборки у Хана — нет?
        • +3
          Не совсем понимаю почему не massive

          Coursera организовывает толпу людей для взаимодействия, а Акакдемия Хана — нет. Хан изначально записывал видео индивидуально для конкретных людей, позже расшарил за ненадобностью их скрывать. Coursera же изначально рассчитана на больште группы людей, изучающих предмет согласованно. Миллион людей, согласованно играющих в Варкрафт — massive; тот же миллион, независимо друг от друга играющих в Тетрис — не massive.

          почему не онлайн тоже не очень понятно — сайт значит онлайн (для меня, как минимум)

          «Online» в «MOOC» означает не просто «в интернете» (посмотрите хотя бы последнюю картинку в посте). Оно скорее значит «в потоке». Если ты пересматриваешь старые видеозаписи или архивы прошлых курсов — то ты офлайн, не смотря на то, что вот же они, в интернете. Если одновременно с большим количеством людей в течение обозначенного периода, с постоянной регулярностью (поддерживаемой с помощью расписания и дедлайнов), общаясь по текущим вопросам и заданиям на форуме — это и называется онлайн.

          ну и насчет course тоже нет определенности — вот на курсере записи прошедших курсов и/или автоматически повторяемые ежемесячные курсы полностью в записи — это course или нет? Если да, то почему аналогичные подборки у Хана — нет?


          Не любая пачка видеороликов — это курс. В Coursera на эти видеоролики навешена инфраструктура: оценивание прогресса (домашки, экзамены), поддержание согласованности потока людей (дедлайны, форумы). Спросить про какой-то аспект уравнения Шрёдингера на каком форуме физиков, где тебе ответят спустя три дня «на отвяжись» — не то же самое, когда тем же вопросом интересуется сразу множество людей одновременно, где это — «тема недели».
    • 0
      Khan Academy определённо достойный проект, но я не упомянул его специально. Все остальные, являясь платформами курсов, размещают чужой контент (в основном университетов) и, как следствие, лучше масштабируются и быстрее растут. Хан производит контент по большей части сам, поэтому он более структурированный (это плюс), но его меньше (это минус).

      Кстати, Udacity тоже можно было бы исключить из моего списка, т.к. они часть курсов производят сами и владеют всеми правами на них. Возможно, это одна из причин, почему они отстали от Coursera, хотя начинали даже с опережением.

      Ещё существует целый набор веб-сервисов по изучению языков программирования, например Codecademy, Code School и другие, но они тоже завязаны на производстве контента своими силами, что замедляет их рост. Кстати, аналогичная ситуация и с нашем проектом Розалинд для изучения биоинформатики.
  • 0
    Почему вы не упомянули про платформу Moodle как средство релизации MOOC?
    mooc.tusur.ru/
    • +1
      Мудл для массовых курсов подходит так же, как маршрутки для общественного транспорта :)
      Ну и нормальная ссылка вот – moodle.org/
      • 0
        Согласен, маршрутки даже получше будут. Мы используем мудл в институте биоинформатики, чтобы выкладывать материалы курсов в онлайн (презентации, домашние задания и т.п.), но это большая боль.
      • 0
        Я скинул ссылку как пример реализации MOOC на Moodle. Назовите хоть одну концепцию MOOC, которая не реализуется на Moodle…
        • 0
          Чтобы быть объективным, тут есть позитивное описание того, как ведущие производители LMS (Blackboard, Desire2Learn, Instructure Canvas, Moodle) двигаются в сторону поддержки MOOC в своих платформах.

          Но основная проблема, на мой взгляд, что у LMS-платформ много ненужных для «муков» функций, просто потому, что они не были созданы для такого рода курсов, и поддержка MOOC добавляются скорее как модный костыль. Из-за этого, например, запустить MOOC на Moodle по функциональности можно, но он получается неудобен как для преподавателей, так и для студентов (впрочем, это вообще особенность мудла). Польза от использования LSM для запуска MOOC особенно ускользает, когда появился Open edX с открытым исходным кодом.

          Ещё тут пишут, что Moodle не поддерживает больше одной базы данных, что ограничивает его масштабируемость: «Truth be told, Moodle is not really built for MOOC delivery as it only has one databases and will struggle with over 10,000 users. But it’s a lightweight option, especially if used with other platforms, such as Mahara. „
          • +1
            Спасибо за развернутый ответ
  • +1
    Хм, а ведь большая кнопка хабраката — это очень удобно!
    И за статью спасибо.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разработка