Pull to refresh
95.96
Холдинг Т1
Многопрофильный ИТ-холдинг

Откуда возьмутся цифровые инженеры

Reading time 6 min
Views 8.4K

Источник


"Талант сам по себе бесцветен и приобретает окраску только в применении".
М.Е. Салтыков-Щедрин


Кадры действительно решают всё. А в условиях развития цифровой экономики кадры нужны особенные. И для взращивания таких кадров надо создать соответствующие условия.


Несмотря на все проблемы ИТ-отрасль остается одной из самых эффективных в экономике России. Согласно оценке Минкомсвязи, один сотрудник в данной сфере создает продукцию и услуги на сумму в среднем более 2 млн. рублей в год. Но только 15-20% выпускников готовы к немедленному трудоустройству и эффективной работе в сфере ИТ, по оценкам экспертов Института развития Интернета (ИРИ) «Взаимодействие ИТ бизнеса и ВУЗов». Что же пошло не так в вузовском образовании?


Что надо и что есть


Меж тем жизнь актуализирует необходимость формирования междисциплинарных образовательных программ, связанных


  • со сквозной интеграцией процессов и информационных систем в цифровых предприятиях и соответствующим реинжинирингом бизнеса,
  • с созданием «цифровых двойников» предприятий и выпускаемых ими продуктов,
  • с робото-коммуникациями,
  • со взаимодействием человеческого ума с «интеллектом» робота,
  • с разработкой искусственного интеллекта,
  • с работой с виртуальной реальностью,
  • с такими социально-гуманитарными направлениями, как, например, «юрист по разрешению споров, связанных с деятельностью роботов» и т.п.

Трудно ошибиться, если сказать, что важность «цифрового образования» сегодня недооценена, и указанная важность постоянно увеличивается. Причем во всех сферах и отраслях экономики.



Источник


Как помочь абитуриенту и студенту определиться


Сегодняшние абитуриенты, как правило, выбирают и специальность, и специализацию сразу после школы, не понимая толком, что реально они получат в итоге, что они смогут делать сами и на что вообще способны. Часто на профориентацию абитуриентов больше влияют доступные им цифровые развлечения, чем будущий инженерный труд.



Источник


В свою очередь, ВУЗы, принимая абитуриентов, могут ориентироваться только на результаты ЕГЭ, которые абсолютно не привязаны к конкретной будущей специальности и специализации будущих теперь уже повсеместно цифровых инженеров. Как отмечают специалисты ИРИ, современная консервативная вузовская система подготовки ИТ-специалистов не вполне отвечает на кадровый запрос современной экономики, не успевая за скоростью изменений на рынке труда и в самой ИТ-отрасли. Между академическим образованием в сфере ИТ и реалиями работы по-прежнему сохраняется колоссальный разрыв, считают 86% экспертов, опрошенных ИРИ.


Для преодоления этого разрыва ВУЗы усиливают взаимодействие с представителями ИТ-отрасли – ключевыми ИТ-компаниями, которые открывают при учебных заведениях свои кафедры, лаборатории или разрабатывают совместные образовательные программы. Быть может, необходимо усилить интерес участников рынка к подобной деятельности со стороны государства, подумав о возможных преференциях и мотивации? Конечно, конкретным предприятиям не нужны сразу тысячи или даже сотни молодых цифровых инженеров, но они нужны стране, которая могла бы поощрить подобную благотворительность.


Сегодня первые 2-3 курса в техническом ВУЗе обычно целиком посвящены общеобразовательным предметам, но этого явно недостаточно. Применительно непосредственно к ВУЗам, очевидно, целесообразно уже в рамках баклавриата на втором курсе (3 и 4 семестры) предусмотреть расширенный курс по будущей профессии с такими аспектами специализаций, как системный анализ, обслуживание различных систем, проектирование систем, разработка технических решений.



Источник


Хорошо бы провести хоть какие-то научные исследования, в том числе в рамках курсового проекта (4 семестр) по специализации по выбору студента и рекомендации преподавателя. Защита указанного курсового проекта должна производиться комиссией, в составе которой необходимо присутствие специалистов по различным специализациям и психологов. По решению данной комиссии определяется не только дальнейшая специализация студента, но и целесообразность и перспективы его последующего обучения в магистратуре и далее в аспирантуре.


Наверное, ВУЗу тоже было бы интересно пораньше дифференцировать студентов по возможности использования их в цифровой экономике, для чего можно было бы «потеснить» немного общеобразовательные предметы. Впрочем, никакого реального снижения объема общеобразовательных предметов не будет – давайте считать, что сегодня они просто станут (должны стать) немного другими и ориентированными на дело.


Кому нужен бакалавр, недорого?


Что же касается самого института бакалавриата, то, по общему мнению специалистов нашей (далеко не самой последней по части инженерных наук) страны, бакалавр – это недоученный специалист, находящийся примерно чуть выше уровня выпускника профессионально-технических училищ (ПТУ), многие из которых в 90-х г.г. закрылись или переименовались в «академии». Кстати, в западной системе образования нет никаких ПТУ, подготавливающих специалистов средней квалификации. Мы же, слепо переняв эту западную модель, начали в ВУЗах дублировать выпускников ПТУ.



Источник


Помимо прочего, неудобство состоит в том, что, если раньше абитуриент сдавал вступительный экзамен один раз, обучался и становился специалистом, то теперь, после четырёх лет обучения приходится сдавать второй вступительный экзамен в магистратуру. Опыт показывает, что по окончании бакалавриата, лишь треть студентов продолжает учёбу в магистратуре, чтобы превратиться в квалифицированных цифровых инженеров. Остальные предпочитают побыстрее устраиваться на какую-нибудь работу (и не обязательно по специальности), чтобы просто зарабатывать деньги. Таким образом, в целом болонская система приводит к снижению количества людей с высшим образованием. Скажите, а нам это надо? Мы для кого готовим специалистов?


Преподаватель, ученый и бюрократ – не много ли для одного?


К тому же из-за перехода на болонскую систему пришлось выполнять огромную бумажную работу по переделыванию учебных программ и образовательных стандартов. Спросите, чем заняты сегодня преподаватели ВУЗов, и почти наверняка услышите про непрерывное заполнение различных форм и отчетов, а не о постоянном повышении компетенций в столь быстро меняющемся окружающем мире технологий.


А, быть может, надо начинать с «консерватории» и в первую очередь сделать цифровыми наши ВУЗы путем оцифровки бизнес-процессов и фундаментального реинжиниринга? Наверное, наших ученых и преподавателей ВУЗов (очень часто – это одни и те же люди) надо, как минимум, избавить от непрерывной, извините, «писанины» планов, заявок и отчетов о проделанной работе. Одно то, что они вместо исследований в основном заняты непрофильной деятельностью, свидетельствует о том, что текущая постановка научно-преподавательской работы не соответствует требованиям цифровой экономики. Ничего, кроме отставания от других стран, это не принесет.


Доходит до того, что наши даже вполне патриотично настроенные ученые, которые занимаются наукой всерьез, уезжают в зарубежные научные центры просто потому, что там все, что им требуется для исследований, они могут получить чуть ли не на следующий день, а здесь – иногда и через год (и если докажут, что это действительно им зачем-то нужно и в прошлом году была соответствующая заявка).


Налицо потеря управляемости научным поиском, которым все же должны управлять профессионалы, понимающие что, зачем и почему. То есть помимо зарплаты нужно определенное доверие научным кадрам и соответствующая ответственность последних за результаты своей работы. Отрицательный результат научного поиска, добавим, – это тоже результат. Но и понять, куда ушли деньги, может только специалист, а не просто «цепь контролеров». К сожалению, мысли в цифровой экономике имеют вполне материальную (цифровую) основу и не знают границ. И они никуда не уйдут, если оперативно найдут применение здесь.



Источник


Цифровая трансформация ВУЗов


Что же касается ВУЗов, то, очевидно, здесь будет мало внедрения какой-либо системы электронного документооборота, а будут нужны персональные интерфейсы к каждому студенту, возможность удаленной работы с цифровыми моделями и много чего еще для того, чтобы полученные в ВУЗе знания могли качественно отличаться от тех, что можно получить, к примеру, в сети Интернет. А это означает необходимость совместной работы ВУЗа с конкретным цифровым производством.


В процессе указанной цифровой трансформации сами ВУЗы должны превратиться в цифровые предприятия со своими цифровыми экосистемами, в которых наряду со сквозными процессами обучения в любой форме должны присутствовать все участники цепочек передачи знаний и цепочек создания стоимости (как обучения, так и непосредственно цифровых инженеров). Необходимо, наконец, понять, что формирование столь необходимой армии цифровых инженеров – это не услуга, как это пытаются представить люди из быстро устаревшего и грозящего полной деградацией бытия. Это создание нового уникального в своем роде продукта, интегрирующего, извините за выражение, молодых граждан РФ с передовыми компетенциями и знаниями. И все это, чтобы превзойти, а не повторить то, что уже есть в мире.


У кого-то есть возражения?


Авторы публикации:
Голышко А.В. – системный аналитик ГК «Техносерв», к.т.н., член Союза журналистов РФ;
Лихачев Н.И. – к.т.н., доцент

Литература:


1. Рудых Е. «Кадры в цифровую экономику: проблемы и перспективы», доклад ИРИ на форуме Связь’2017 «Фундамент цифровой трансформации»
2. Шмелькова Л.В. Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее – Дополнительное профессиональное образование в стране и мире – 2016. – № 8(30)

Tags:
Hubs:
+5
Comments 74
Comments Comments 74

Articles

Information

Website
t1.ru
Registered
Founded
Employees
over 10,000 employees
Location
Россия
Representative
Холдинг Т1