Построение ментальной карты для усвоения материала

http://www.asianefficiency.com/systems/mind-mapping-condensing-material/
image

В современном мире ментальные карты применяются очень широко. В данной статье хотелось бы осветить только одно направление, для которого они и предназначались изначально: усвоение и обобщение материала.

В данном материале рассказывается о 3 различных методах создания ментальных карт. Какой из них наиболее актуален, зависит от ситуации.Что скрывается за этими словами?


Обобщение и усвоение необходимы, если вы хотите очень быстро разобраться в определенной теме, изучить что-то новое или выделить основные моменты, отбросив несущественные детали.

Этот процесс может принести пользу:

• студентам университетов и других учебных заведений;
• бизнесменам, желающим погрузиться в новую профессиональную область, например, изучить финансовые показатели, стратегическое планирование или прямой маркетинг;
• всем стремящимся узнать нечто новое и усвоить необходимые знания наиболее простым способом.

В данном руководстве рассказывается о 3 различных методах создания ментальных карт. Какой из них наиболее актуален, зависит от ситуации.

Прежде чем взяться за дело, вам нужно решить, насколько глубоко вы хотите погрузиться в предмет исследований. А также не забывайте о разнице между прикладными знаниями и знаниями ради самих знаний.

Краткий обзор


Метод 1: пункт за пунктом; уместен, если вам нужно быть очень обстоятельным, или вы вынуждены читать много материалов по теме.
Метод 2: кратчайший путь; для тех, кому нужны только основные сведения.
Метод 3: неторопливый; подойдет, если вы готовы потратить на овладение новыми знаниями недели/месяцы/годы.

Метод 1: пункт за пунктом


Этот способ чаще всего используется в традиционном обучении и достаточно прямолинеен.

В самом общем виде процесс выглядит так:

• найти 3—5 интересных источников;
• прочесть/послушать/изучить каждый из них;
• создать отдельные ментальные карты для каждого из ресурсов;
• объединить их в одну общую.

Он отлично подходит для студентов, которые получают знания на лекциях и семинарах, от репетиторов, из учебников и других источников. Этот же метод хорош и для бизнес-сферы, где необходимо тщательное изучение вопросов.

Перейдем к деталям.

1. Найти 3—5 источников


Предположим, что ресурсы не навязаны вам учебным планом или профессиональной организацией, и вы можете выбирать их самостоятельно.

Лично я предпочитаю книги, рекомендации можно найти на солидных сайтах или попросить у друзей/наставников.

Также в качестве источников хороши специализированные обучающие курсы, например, Productivity Blueprint.Они дают фантастический результат: во многом они похожи на книги, но более «концентрированы». Обычно они представляют собой смесь из аудио, видео и других медийных форматов, что позволяет взглянуть на вопрос с разных точек зрения.

Еще один вид ресурсов — люди. Это, наверное, самый быстрый способ что-то узнать. Неважно, идет ли речь о посещении семинара или беседе с наставником, хорошо осведомленном в нужной вам области. Люди — это бесценный источник знаний.

Последний вид ресурсов — онлайн-статьи. Единственный их минус — краткость. А потому для получения по-настоящему глубоких знаний вам, скорее всего, придется «перелопатить» не 3—5, а куда больше заметок. Ну, или найти несколько обстоятельных обзоров вроде этого.

2. Прочесть/послушать/изучить


Вполне очевидный шаг: познакомиться с каждым из выбранных источников.
Делать это нужно в тандеме с пунктом 3.

3. Создать ментальную карту для каждого из ресурсов


Главным образом ментальная карта, «нарисованная» после прочтения книги или посещения семинара, используется для резюмирования изученного материала и превращения его в ключевые идеи (обычно их оказывается не больше 10). Также здесь возможны выделение подпунктов и установление связей между ними.

4. Обобщение ментальных карт


Последний шаг — объединение полученных ментальных карт в одну.

Для этого нужно отложить учебу на 2—3 дня. Спите, размышляйте, ешьте, отдыхайте. Позвольте своему подсознанию сделать его работу и сформировать нейронные связи в вашем мозге.

Разум — это невероятно сильный девайс для обработки информации, который способен действовать самостоятельно, если оставить его в покое.

Что делать потом? Рассмотреть каждую из ментальных карт, подумать в течение минуты, а затем ответить на вопрос: «Каковы главные вопросы темы?»

Скорее всего, вы выделите 5—10 моментов.

Эти 5—10 точек нужно использовать в качестве основы для строительства нового, обобщенного набора знаний. Велика вероятность того, что заполнив каждый из пунктов информацией, предложенной вашим разумом, вы удивитесь объему собственных знаний.

Когда вам понадобятся детали, вы сможете вернуться к любой из карт отдельных ресурсов и извлечь оттуда дополнительные данные.

Закончив эту работу, вы получите очень концентрированную ментальную карту конкретной темы, где можно будет быстро найти ответы, ведь она создана именно вашим разумом. Каждый из пунктов будет запускать ассоциации, связанные друг с другом и с имеющейся в вашей памяти информацией.

Метод 2: кратчайший путь


Именно его вы используете, когда на освоение темы у вас есть всего пара дней, или хочется сэкономить время.

Вот как это работает:

1. пообщаться с экспертом ИЛИ прочесть множество статей-резюме;
2. приступить к созданию ментальной карты, выбрав наиболее важные идеи;
3. исследовать каждый из пунктов и добавить необходимое количество деталей;
4. «интуитивно» проверить, достаточно ли подробностей.

Этот способ хорош, если вам нужно за 3—4 дня подготовить презентацию, выступление или краткую заметку, или вы хотите лишь «пробежаться» по основным вопросам темы. Также он может пригодиться при изучении совершенно новой отрасли знаний, став своеобразной «разведкой» перед погружением.
Итак, подробнее.

1. Пообщаться с экспертом ИЛИ почитать статьи-резюме


Самый простой способ познакомиться с темой — поговорить с экспертом в данной области. Можно сходить на семинар или поболтать с приятелем или наставником. Почему? Эксперт уже потратил годы на изучение вопроса, и ему известны как самые важные его аспекты, так и второстепенные детали.

А если вам не удается найти специалиста, то можно почитать статьи в интернете. Для этого отлично подходит Wikipedia, а также блоги и сайты, специализирующиеся на определенных областях знаний.

Главная цель данного шага — выделить 20% наиболее полезной информации и отбросить 80% менее важных сведений.

2. Приступить к созданию ментальной карты


Второй шаг — взяться за построение ментальной карты и заполнить ее теми 7—10 основными идеями, которые вы вынесли из беседы с экспертом или чтения статей.

Да, это будет «наиболее вероятным предположением», но на данном этапе и этого вполне достаточно. По мере продвижения вперед вы всегда сможете отредактировать ее.

3. Изучить подробности


Имея ориентировочный план, и выяснив, что же конкретно вас интересует, следует провести некоторые краткие изыскания.

Начать можно с Wikipedia или чтения отдельной главы книги, посвященной более общим вопросам темы. Также стоит обратить внимание на другие онлайн-статьи или побеседовать еще с несколькими специалистами в данной области.

Главное — избирательность: вам не нужно читать всю книгу, если к изучаемому пункту относятся лишь 5—10 страниц. Полезным окажется и владение методикой быстрого чтения.

Повторяйте этот шаг до тех пор, пока не рассмотрите все основные пункты «достаточно подробно».

4. «Интуитивная» проверка


Когда вы нанесете на карту изрядное количество деталей, вам захочется проверить, хватит ли вам изученного материала.

Лучший способ сделать это — «переспать» с информацией, позволив мозгу обработать ее.
Вернувшись к своей карте после этого, вы поймете, достаточно ли она подробна. Если да — отлично, если нет — то вы всегда можете повторить шаг №3 и внести дополнения.

Да, этот метод усвоения материала менее обстоятелен, чем способ «пункт за пунктом». Но он позволяет сэкономить много времени, особенно если рядом есть эксперт, с которым можно пообщаться в самом начале.

Метод 3: Неторопливый


Этот способ идеален, если у вас есть неограниченное количество времени, которое вы можете посвятить изучению вопроса, или вы готовы исследовать его всерьез, не боясь потратить на это месяцы или даже годы.

Он великолепно подходит для объемных областей — иностранного языка или технических дисциплин.

Заметьте: вы можете воспользоваться методом «пункт за пунктом» и просто растянуть его на более долгий срок. Так вы получите примерно те же результаты.

Вот как «неторопливый» метод выглядит на самом деле:

1. взять новую ментальную карту;
2. создавать пункты и заполнять их информацией по мере изучения;
3. постоянно обобщать данные.

1. Взять пустую карту


Реализация «неторопливого» метода начинается с чистого листа, на котором нет ничего, кроме названия темы в центре.

2. По мере изучения создавать заметки и вносить информацию


Приступив к освоению области знаний, постепенно формулируйте пункты и заполняйте их данными и ключевыми идеями. Чем больше ресурсов, тем больше записей. Продолжая изыскания, формируйте подпункты и связи между ними.

Суть в том, чтобы не ограничивать себя. Ваша карта может иметь любые размеры и быть настолько подробной, насколько вам того хочется, ведь время в данном случае не играет никакой роли.

К тому же вы совершенно свободны в выборе источников. Они могут принадлежать к самым разным типам: книги, семинары, общение с экспертами, статьи, курсы и т. д.

3. Постоянно обобщать


Постоянно (после изучения каждого из ресурсов) обобщайте полученные знания.

Добиться этого можно, находя связанные между собой пункты с идентичными идеями, и объединяя их в единое понятие. Здесь вам следует довериться своему подсознанию, ведь оно знает, что делает.

Мыслительный процесс, обеспечивающий подобное обобщение, называется раскрутка вверх.
К примеру, и яблоки, и апельсины — это фрукты. Если для каждого из них на карте есть свой пункт, то вы можете объединить их под вывеской «фрукты».

Другим примером станет обобщение идей, связанных с доходами и расходами, в один пункт «основные цифры».

Третий пример — слияние заданий, действий и результатов в более общие «цели».
Поскольку этот процесс протекает неторопливо, вы можете повторять шаги №2 и № до тех пор, пока объем знаний по определенной теме не удовлетворит вас.

Заключение


Все 3 рассмотренных в этом руководстве метода хороши. Какой из них выбрать, зависит лишь от количества имеющегося у вас времени и того, как вы хотите применить полученные знания.

Запомните:

• Метод 1 пригодится, когда нужно обстоятельно разобраться в вопросе.
• Метод 2 хорош для ситуаций, когда приходится действовать быстро.
• Метод 3 идеален, если вы готовы потратить на исследование определенной области знаний немало времени.

P.S. Рекомендуем ещё одну полезную статью по теме работы над собой — Учимся учиться: простые и эффективные способы.

Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании TESTutor.
TESTutor 49,33
TESTutor — онлайн-сервис поиска репетиторов
Поделиться публикацией
AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

Подробнее
Реклама
Похожие публикации
Комментарии 10
  • +4
    Картинок нет.
    Тема не раскрыта.
    Подозрение на рекламу своего блога + накрутка счетчиков.
    Имхо.
    • +2
      Предполагал тоже увидеть ментальные карты.
    • 0
      Подскажите программу для создания реально большой ментальной карты? ЧТобы без лагов держала примерно 10к узлов и позволяла делать узлы с несколькими предками.
      • 0
        Наверное, проблема не в наличии такой программы, а в том, что навигацию по ней сложно сделать.
        И в голове столько узлов не удержать. Самому было бы любопытно посмотреть на такую программу.

        Может пример области знаний подскажите, которую хотите отобразить на карте?
        • 0
          Создание разветвленной системы квестов в игре )
        • 0
          Еще предложение: посмотрите приложения типа «TheBrain» или «Palantir».
          Скорее всего, они лучше подойдут на 10к узлов, чем редакторы Mind Map.
          • 0
            Спасиб, очень интересно. Только на сайте Палантира не нашел где его продают (, а так самое то что надо.
            • 0
              Про палантир лучше на вики посмотреть. А его GUI глянуть можно на ютубе.
        • +1
          1) Эээ, а где в статье описания термина «Ментальная карт» и примеры таких карт? Я вот не слышал такого термина (хоть и догадываюсь про что это)
          2) Статья похожа на описания рисования совы

          image

          Способы и методы перечислены, но так и не увидел ответа как создать самую простую ментальную карту и что это вообще такое. То ли забыли дать ссылки на первую часть или другие статьи, то ли я очень невнимательно прочитал.
          • 0
            Может ментальные от корня мент :)

            Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

            Самое читаемое