company_banner

ТМ в гостях у Booking.com

    Наш отдел разработки и управления проектами как-то раз решил поехать куда-нибудь на ТМ-билдинг. Каждый ткнул пальцем в карту и так получилось, что все попали в Амстердам. В целом всё прошло прекрасно, мы отлично провели время, а заодно заглянули в гости в офис Booking.com — компании, услугами которой пользуются многие сотрудники ТМ. Там же работают многие хабрапользователи, в числе которых и CurlyBrace, благодаря которому мы смогли посетить офис.



    3 пасхалки под катом.

    Booking.com — это система интернет-бронирования отелей, которой в этом году исполняется ни много, ни мало, а 21 год. На сегодняшний день она агрегирует сотни тысяч отелей в сотне стран, проводит миллионы броней, имеет миллиардные обороты — вот это всё. Штаб-квартира компании находится как раз в Амстердаме, а если быть более точным, то почти в сердце города — на площади голландского живописца Рембрандта (Rembrandtplein).



    Само здание выглядит то ли как собор, то ли как Биг-Бен: тонны мрачного узкого кирпича и башня с часами на крыше.



    А вот с другого ракурса здание Booking.com выглядит как современный бизнес-центр (как оно и есть на самом деле).



    Booking.com занимает целых 5 этажей здания, весьма нескромно потесняя BNP Paribas. Буквы «The bank» на входной табличке — это в первую очередь название самого здания, хотя в нём когда-то и правда располагался банк (в подвале до сих пор есть бункеры с массивными толстыми дверями).

    Вообще, офис представляет собой несколько зданий в центре Амстердама, но мы зашли только в главное. На входе нас встретила приветливая Eugenia Kondryn, русскоговорящая девушка из рекрутмента, которую весь последующий час мы расспрашивали про работу компании, так что дальше будут не просто фотографии офиса, а винегрет из фотографий и её ответов на наши вопросы.



    Офис по большей части представляет собой опенспейсы, которые так распространены в компаниях подобного масштаба. Несмотря на большое количество команд, «своих кабинетов» очень немного.



    Q: Когда вы берёте на работу сотрудника, он сразу попадает в определённую команду?

    A: Не совсем. Найм происходит непосредственно в компанию, на этапе HR мы не можем обещать, в какой конкретной команде окажется сотрудник. Он только знает, что придёт работать в Booking.com. За две недели до начала работы он получает письмо от лидера команды, который как раз описывает сотруднику специфику его будущей работы.

    Конечно, если кто-то вдруг не захочет работать именно в этой команде, он может перейти в другую. Мы хотим, чтобы человек работал в одной команде хотя бы три месяца (в идеале — не менее полугода) — меньше не имеет смысла, так как только месяц он будет вникать в свои задачи.

    Этапов собеседований несколько — есть и онлайн-тест, и телефонное интервью, и личное. С момента обращения до непосредственно самого найма проходит около месяца, если отбросить бюрократические моменты вроде получения визы.

    Q: Как построена иерархия в командах?

    A: В некоторых командах есть тимлид, где-то его нет. Если несколько команд работают над одной задачей, они объединяются в трек, в таком случае назначается старший тимлид (Software Development Manager). Последний больше работает с людским ресурсом, нежели занимается разработкой. Помимо тимлида, в команде присутствует дизайнер, менеджер проекта и два разработчика.

    Q: Как разработчики осуществляют таск-менеджмент?

    A: Это зависит от команды, каждая выбирает тот софт, который ей больше подходит. Мы используем Jira. Общались в Slack, но как-то «не срослось», его не использовал никто, кроме дизайнеров и мобильных разработчиков, тем более Slack не поддерживает такое количество пользователей и слишком дорого обходится (хотя чат всё ещё жив и часть команд использует его для коммуникации). Внутри компании используется Facebook at Work, внутри команды — WhatsApp и другие мессенджеры  - все, как обычно.



    Но в то же время в офисе есть огромное количество всевозможных местечек, где можно либо уединиться, либо собраться компанией. Столики, кресла, пуфики:



    Q: Много ли девушек работает в Booking.com?

    A: 22% от общего количества сотрудников. В дизайне их немного больше, чем в разработке.












    Для тех, кто скучает по железнодорожной романтике

    Q: Как вам жители Нидерландов в качестве разработчиков?

    A: Нидерландцы не столько разработчики, сколько «ремесленники». Им отлично подходит финансовая сфера, управление проектами, но всё, что подразумевает собой усидчивость и решение проблем — в большинстве случаев это не их конёк. Поэтому так получилось, что разработчиков родом из Нидерландов у нас не очень много. Хотя создатели Booking.com нидерландцы, они всё же больше управленцы. Дизайнеры у нас работают тоже со всего мира. Команда интернациональная (на первом месте американцы и англичане), Россия входит в пятёрку самых популярных направлений, откуда в Booking.com «стекаются» разработчики.

    Сейчас у нас работают люди из 64 стран, из них 1 500 разработчиков, они образуют небольшие команды по 4-6 человек. Каких-либо конкретных задач «сверху» не поступает, команды сами генерируют задачи, придумывают идеи и реализуют их, в том числе идеи из готового «банка идей». Если после теста идея оказывается жизнеспособной, её внедряют — главное, чтобы она не противоречила общей миссии компании и была коммерчески выгодной.

    В офисе уникально сочетаются современные материалы, хайтек и натуральное дерево (например, на потолке).



    Q: Какие основные языки программирования у вас используются в разработке? В бэкенде, например.

    A: Мы используем Perl, также Java и Python.

    Q: А во фронтенде?

    A: Всё, как обычно — Javascript, HTML/CSS.

    Q: Что насчёт дизайна — как он придумывается, какие технологии используются?

    A: Наши дизайнеры — немного и фронтенд-разработчики, примерно 40% своего времени они занимаются написанием кода. Сервера у нас полностью свои, их около 25 000. Дата-центров пять, они находятся в Амстердаме, Лас-Вегасе, Германии, Великобритании, один есть и в Москве.

    Дизайнеры используют тот софт, который им по душе, нет какого-то обязательного ПО вроде Sketch или продуктов от Adobe. Они занимаются только продуктом — например, если нужно оформить «сувенирную» и печатную продукцию, то для этих целей может использоваться сторонний подрядчик (хотя иногда делается и самостоятельно — силами продуктовых и бренд-дизайнеров компании). Все дизайнеры универсальны: есть, конечно, команды, которые требуют больше вмешательства со стороны дизайнеров, а также те, кому нравится делать что-то одно, а не другое. На определенном этапе мы стараемся выявлять таких сотрудников, чтобы они занимались тем, чем нравится.

    У нас есть специальные люди, которые отвечают за исследование поведения пользователей (user researchers), они достаточно плотно интегрированы в команду. Они часто ездят в командировки и смотрят, как пользователи взаимодействуют с Booking.com. Также у нас достаточно развитая система мониторинга.

    Q: Влияет ли большое количество отдельных команд на «однородность» интерфейса?

    A: На этот случай у нас есть гайдлайны, кроме которых мы стараемся решать это с помощью коммуникации и вовлечения. Например дизайнеры, работающие над определённым продуктом, периодически проводят внутренние мини-конференции, где показывают и рассказывают о проделанной работе. Также у дизайнеров есть своя ежемесячная рассылка со всеми свежими наработками.

    Почти у каждого сотрудника — по 2-3 монитора. Всюду — маркерные доски с коммерческой тайной рабочими надписями и совсем нерабочими стикерами.


    Типичное стационарное рабочее место сотрудника

    Q: Вот пришёл к вам на работу сотрудник, ему нужно обустроить рабочее место. Как компания это обеспечивает?

    A: В том письме, которое он получает за две недели до начала работы, сотрудник должен сказать, какая ему нужна платформа, сколько мониторов и так далее. Он может сам выбрать операционную систему и оборудование.



    Q: Как сотрудники добираются до офиса?

    A: Мы поощряем приобретение велосипеда, многие добираются на общественном транспорте, в том числе из пригорода. Практики компенсации времени, затраченного сотрудником на дорогу, в отличие от той же Франции, в Нидерландах нет. Однако издержки на транспорт покрываются материально.

    Желающие могут пройти или проехать по велодорожке — ну а что, раз такая провокация! Тем более Амстердам — родина велосипедов.




    В Амстердаме иногда сложно определить, есть на самом деле суслик или нет

    Офис не перегружен мебелью, мягкими лежаками и прочими капсулами сна, всё довольно аскетично и функционально — и работать комфортно, и передохнуть приятно. Из развлечений мы встретили бильярд и настольный теннис (которые, в отличие от многих других офисов, не просто так стоят, а в них действительно играют). Между прочим, отличные виды спорта для смены обстановки и быстрой перезагрузки.



    Вместо автоматов с газировкой и печенками — кофемашины и такие вот ящики с фруктами:



    У одной из кофемашин мы нашли свободный столик, где продолжили распросы:


    Большая удача — встретить в офисе одновременно Денискина, Валерия Леонтьева и Фреда Дёрста.

    По периметру офиса — окна «в пол», благодаря чему в офисе светло, а за окном всегда есть что посмотреть.



    Для особенно любознательных в одной из столовых нашлась обзорная точка с шикарной оптикой — можно любоваться как на девушек с легендарной улицы (но это не точно), так и просто на окружающий мир и крыши, которые будто нарисованы на страницах сказок Андерсена.

    Q: Сколько по времени работают сотрудники?

    A: Офис открыт с 7 до 21 часа, у нас нет какого-то правила, что каждый должен приходить к конкретному времени. В Нидерландах люди не работают целый день и круглые сутки, здесь очень важно соблюдать баланс между работой и личной жизнью. Тем не менее сотрудники выполняют свои задачи эффективно. Они грамотно распределяют задачи, выбирают, что делать в первую очередь, а что оставить напоследок, чтобы уложиться в рабочие часы.

    Чтобы следить за нагрузкой, сетью и каналами связи 24/7, у нас есть офисы в Сингапуре и Сиэтле. Удаленных сотрудников в технологическом департаменте нет.



    Q: Сколько в среднем обходится жилье в Амстердаме?

    A: Однокомнатная квартира в неплохом районе Амстердама стоит 1200-1500 евро в месяц. Это не центр, поскольку он не считается хорошим районом — там много людей и мало пространства. В квартиру в старой части города и диван нормально не занесешь, что говорить о нормальной жизнедеятельности. Есть хорошие районы за центральной станцией.

    Я живу не в Амстердаме, а в Харлеме, добираюсь до работы на электричке примерно 40 минут. Поезда ходят каждые 10 минут.

    В офисе много зелени: фикусы, сциндапсус, аспарагус, гладиолусы, герберы, эти, как их… блин, ну учил же… Ладно, в общем зелень в офисе присутствует и это здорово.

    В конце экскурсии мы поднялись на крышу, где также есть некоторое количество рабочих мест. Правда, в тот день в Амстердаме было холодно, поэтому террасы оказались пустыми. Но представьте, как же хорошо работать, сидя на крыше и глядя на окружающий город.









    Q: Какой налог на доходы в Нидерландах?

    A: В среднем 27%. Налоги высокие, но государство предусматривает льготы для приезжих разработчиков.



    Q: У вас есть какая-то глобальная стратегия, по которой движется компания?

    A: Разумеется, у нас есть бизнес-процессы и понимание того, что мы хотим делать. В то же время сейчас основная миссия компании — помощь людям в познавании мира, раньше же это была просто помощь в бронировании мест, где они могут остановиться. Сейчас мы смотрим на эту задачу более широко и хотим давать людям больше, чем просто жильё для бронирования. Миссия компании время от времени корректируется, и действия команд не должны ей противоречить.

    Q: Вы мониторите зарплаты по отрасли?

    A: Да, соответствующий мониторинг производится, но без использования каких-либо сервисов — все в ручном режиме. Если открывается новая вакансия, о которой нам известно не так много, мы заказываем внешний анализ, но в основном в этом направлении работают рекрутеры.

    Q: Предусмотрены ли какие-то программы для новичков?

    A: Первый и третий понедельник месяца у новичков есть три дня адаптации — в это время они получают оборудование для работы, знакомятся с другими новыми сотрудниками, узнают лучше саму компанию. В какой-то момент к ним приходит тимлид или ментор, который берет их за руку и идет знакомить с командой. Здесь все немного осложняется тем, что Booking.com интернациональный, поэтому строятся не просто межличностные отношения, но и межнациональные, мы этому содействуем. Также помогаем обустроиться в новой стране и найти жилье, сделать это не менее важно, ведь зачастую у сотрудника это шестой-седьмой день в стране.

    Поначалу сотрудник активно общается с командой, обсуждает идеи и то, чем может быть ей полезен. Начальный этап заключается больше в общении.

    Q: Допустим, через 2-3 года сотрудник «заскучал» на своём рабочем месте. Какие действия предпринимает HR-отдел в таком случае?

    A: При желании он может перейти в другую команду. Мы мониторим, как сотрудник ощущает себя в коллективе (элементарно спрашиваем, как у него дела, как себя чувствует, в какой области хочет развиваться), каждый квартал, то есть цикл гораздо короче, чем 2-3 года.

    Рабочие места весьма комфортные. Помещения получают большую дозу естественного солнечного света, поэтому глаза не устают, а настроение не становится чернее тучи.



    Q: HR-отдел как-то оценивает сотрудников?

    A: Здесь есть очень интересный момент — в Booking.com считают, что если ты ошибаешься, значит, ты работаешь. Если сотрудник не допустил ни одной ошибки за квартал, это «вызывает подозрения».

    Q: Как вы понимаете, что сотрудник «растёт» на своём месте?

    A: У нас есть определенные индикаторы. Например, каждый квартал члены команды оценивают работу сотрудника, оценивает также тимлид или ментор. Иногда фидбек получают сразу от нескольких команд, с которыми работник взаимодействовал — например, в рекрутменте. Процесс автоматизирован с помощью утилиты наподобие 360 degree под названием Impraise. По этому и другим индикаторам (meets performance standards, exceeds performance standards, doesn’t achieve performance standards) оценивается размер годового бонуса. В среднем разработчик за год может получить вознаграждение в размере 60 — 75 тысяч евро. Эта сумма до налогов.

    Q: Кто устанавливает сроки на реализацию идей?

    A: Сами сотрудники, точнее внутри своей команды. У нас нет такого понятия, как дедлайн, он есть только в подразделениях, которые занимаются разработкой мобильных приложений — у них есть релизы, которые нужно подготовить к конкретной дате, и так далее. При этом команда оценивает задачу перед тем, как приступить к ней, соотносит свои силы и требования самой задачи.

    Q: Компания быстро растет, меняется ли от этого её состав? Становится больше программистов?

    A: Подразделение, которое занимается развитием продукта (это и разработчики, и дизайнеры, и менеджеры проекта), растет пропорционально самой компании. Технологический департамент составляет 10% всей компании, остальные 90% занимаются продвижением, финансами, поддержкой, продажами и т.д.

    Q: Вы мониторите сотрудников в социальных сетях? Поменял анкету в Facebook, выложил фото в Instagram и так далее.

    A: Такого нет.

    От галерей офиса из стекла может легко закружиться голова — но вид завораживает и даже в какой-то мере расслабляет. Попробовал передать всё головокружение момента на фото. Для пущего эффекта можно поскроллить мышкой туда-сюда.



    На самом деле фотографий очень много, вот вам ещё порция прямо из офиса




    Q: Практикуются ли стимулирующие меры для сотрудников?

    A: Да. Например, 8% добавляются к зарплате сотрудника, чтобы он мог съездить в отпуск, это практикуется в Нидерландах. Есть скидка на абонемент в спортзал, в том числе бесплатный небольшой фитнес-клуб в самой компании, компенсация издержек на транспорт, бесплатные ланчи с 12 до 14. Также предоставляется частичная компенсация при покупке велосипеда, причем неважно какого.

    Q: По каким причинам происходит увольнение сотрудников?

    A: Здесь не так всё просто. Компания не может вот так взять и осуществить увольнение, тем более после ухода сотрудник может вернуться обратно в течение двух недель без объяснения причин, даже если уход был согласован с работодателем. Если даже сотрудник работает не на том уровне, который от него требуется, компания обязана предоставить ему обучение, повышение квалификации, либо перевести его на другую должность. Мы в Booking.com предоставляем своим сотрудникам бессрочный контракт — это лучшее предложение, которое они могут получить. Поэтому и к выбору сотрудников компания относится довольно щепетильно.

    Q: Как вы проводите время вне работы?

    A: В январе мы привозим всех сотрудников (15 тысяч человек) со всего мира в центральный офис в Амстердаме. Устраивается большая конференция на два дня — такой своеобразный тимбилдинг. Выступают руководители, сотрудники общаются между собой, участвуют в тренингах, отдыхают.

    У нас также есть бюджет на те случаи, когда сотрудник хочет выступить на какой-либо конференции. Много путешествует HR-отдел. Мы всячески поощряем подобные инициативы. Конференции проводятся и в России — например, на том же HighLoad. Правда, все осложняется тем, что приехать могут в основном только русскоговорящие из-за головной боли с визами.

    Q: У вас в Амстердаме практикуются разнообразные развлечения. Если, например, сотрудник захочет чего-то «такого», как руководство к этому отнесётся?

    A: У нас это строго запрещено. Курить и пить в офисе нельзя, если только в последнем случае это не какое-либо мероприятие, которое устраивает компания. Однако никто не мониторит, в каком состоянии находится сотрудник, поскольку подобных прецедентов не было.



    Даже серые стены коридора здесь выглядят уютно и приветливо — офис современный во всём и очень здорово контрастирует с винтажным видом здания.


    Q: Что думаете насчёт конкурентов?

    A: У нас больше частных объектов недвижимости, чем у того же Airbnb. Да, они быстрорастущие конкуренты, но у нас совершенно другая бизнес-модель. Есть мнение, что Booking.com занимается только отелями, но на самом деле у нас много и апартаментов, просто на контрасте с отелями они не так бросаются в глаза.




    На самом деле вопросов было больше, но часть из них были не столько о работе, сколько про сам Амстердам, в то время как время было ограничено. Поэтому если у вас остались какие-то вопросы — задавайте их в комментариях, надеемся, сотрудники Booking.com на них поотвечают.

    Читайте также:

    Офис компании Avito: work hard, play hard
    ТechMedia 362,57
    Создаем и развиваем сервисы для гиков
    Поделиться публикацией
    Похожие публикации

    Вакансии компании ТechMedia

    Комментарии 59
    • 0
      Красиво!
      Модель повёрнутых вертикально мониторов не подскажите?
      • +1
        Это Dell P-серии. На первой фотке этого года, на других чуть постарше.
        • 0
          А название подставок под мониторы не подскажете?
          • +1
            Это что-то из мебели, а именно под мониторы есть MDS14 и куча разных лап у Ergotron.
      • 0
        Одну нашла (1:0), с остальными сложнее.
        • +4
          Ок, но где Бангалор?
        • +1
          8% добавляются к зарплате сотрудника, чтобы он мог съездить в отпуск

          получается, там не такого понятия, как "отпускные" (в нашем понимании)?

          • +4

            Эти деньги выплачиваются одновременно с майской зарплатой и по сути являются отпускными.

            • +1
              Да, в нашем понимании «отпускные», рассчитываемые по особым тарифам, отсутствуют. Во время отпуска сотрудник продолжает получать 100% зп, а раз в год получает дополнительно 8% от зп (до вычета налогов). Правда, в Букинге с этого года вместо одной большой выплаты раз в год сделали небольшую добавку каждый месяц.
            • +4
              Как-то не укладывается в голове две фразы
              «Сейчас у нас работают люди из 64 стран, из них 1 500 разработчиков»
              " Тем не менее сотрудники выполняют свои задачи эффективно."
              • 0
                Даже не могу понять почему не укладывается? Во всех больших IT компаниях только так и никак иначе. А если про Амстердам говорить, то вообще во всех, в том числе и в маленьких.
              • +3

                Ещё из интересного есть лодка и learning center с холодильниками газировки.
                Это маленькое здание на крыше кстати переговорка с видом на город.

                • +3
                  Удивило закрытие офиса в 21 час. А как же миф о том, что в стартапах и интернет-компаниях все фигарят 24 часа в сутки? Слышал что офис Яндекса открыт 24 часа в сутки, и многие работают там в часы — в том время как амстердамский офис букинга закрыт.
                  • +3
                    Видимо европейская специфика. Наш офис работает 24/7. Компании по деньгам ничего не стоит, а от трудоголиков и сов больше пользы можно получить.
                    • +2

                      На выходных вообще все здание закрыто на замок. Работают обычно с девяти тридцати до шести. Зато второго января будьте добры появиться на работе.


                      Букинг — это сервис по продаже отелей. Айти компанией, имхо, он является только номинально. Не называть же айти компанией онлайн-магазин колготок, нужны какие-то дополнительные неформальные характеристики, к примеру фокус на технологиях или директор-программист.

                      • +1
                        Букинг — это сервис по продаже отелей. Айти компанией, имхо, он является только номинально. Не называть же айти компанией онлайн-магазин колготок, нужны какие-то дополнительные неформальные характеристики, к примеру фокус на технологиях или директор-программист.
                        Вот тоже удивился, думал, покажут маленький уютный офис, но посмотрел картинки и прифигел… И зачем им тогда 1500 разработчиков?
                        • 0

                          Менеджмент связывает рост компании с ростом штата разработчиков, вот и все. Имхо, на самом деле там работает рост по капиталу Маркса — деньги притягивают большие деньги, и он не связан с какими-то уникальными технологиями или качеством ПО.

                          • 0
                            Деньги же надо куда-то девать?
                          • +1
                            Это самая настоящая IT-компания, которая делает крутой продукт.
                            • +1

                              Вы тонны кода на перле крутым продуктом называете? Или много отелей в базе данных?


                              Я бы разделял продажу отелей, что не есть ИТ, и собственно сам софт, который помогает это делать. По этому критерию и убер не является ИТ компанией — это был стартап, но сейчас это просто сервис по продаже такси, и от ПО требуется чтобы оно не тупило, а не чтобы оно обеспечивало взрывной рост.


                              А гугл — это вполне ИТ компания, потому что ее продукты технологичны, и основаны на ноу-хау.


                              Наличие ИТ подразделения не делает компанию ИТ автоматически, решающее значение имеет продукт.


                              https://en.m.wikipedia.org/wiki/Technology_company

                              • 0
                                ИТ подразделение может быть в компании, которая добывает нефть, типа Роснефти, например. У компаний вроде Букинга нет IT-подразделений, потому что эти компании айтишные по-умолчанию. Вы тупо не понимаете, о чем говорите, так что если не хотите, чтобы вам еще больше слили карму за тупак — молчите.

                                p.s. Меня как путешественника не волнует вообще, сколько внутри тонн кода. Мне важно иметь возможность быстро забронировать отель, когда я это хочу.
                                • +2
                                  Тупак — это у тех кто сливает молча и без аргументации.

                                  А я привел ссылку на ресурс и мнение обосновал. Технологии не являются продуктом букинга, следовательно это не технологическая компания. Не согласны? Дайте другое определение ИТ компании.

                                  Зы Воздерживаться от высказывания своего мнения на основании что кто-то может с этим не согласиться и поставить минус — это поведение тли, а не человека.
                                  • +1

                                    Я описал тут примерные задачи подобной системы, если сможет придумать как это все сделать без программистких ноу-хау, а лишь используя существующие технологии и команду из 5-10 программистов — расскажите, будет интересно. Может вы сделаете свой букинг...


                                    В конце-концов, поиск гугл тоже формально простая задача — обойти все сайты в инете, сохранить результаты в каком-то формате и выдать результаты по определенным алгоритмам сортировок. Сделать простейший прототип для десятка сайтов может сделать любой программист — заюзать какой-нибудь эластик серч с каким-нибудь уже написанным интернет-пауком… Но есть маленький нюанс, при переходе к размерам всего инета и качеству поиска гугла.

                                    • 0
                                      Причем тут сложность задачи? Я согласен что запилить большое количество фич это сложно.

                                      Вы можете сказать сколько точно фич компания должна запилить чтобы считаться ИТ компанией? Вот скажем онлайн магазин колготок, интеграция со всякими поставщиками, поиск по каталогу колготок, и т.п.

                                      Где грань?
                                      • +1
                                        Вы можете сказать сколько точно фич компания должна запилить чтобы считаться ИТ компанией?

                                        Кем считаться и зачем? Все подобные классификации ложны и субъективны, я могу и гугл ИТ компаний не посчитать и что? На мой личный взгляд достаточно чтобы продукт был неотъемлемой частью бизнеса и собственной разработкой (постоянно поддерживаемой), а не адаптацией чужого ПО, чтобы считаться ИТ компанией.


                                        Где грань?

                                        А где грань чтобы считаться телеком компанией или финансовой компанией? Все субъективно, да и не сильно важно по большому счету. Что измениться от того считать букинг ИТ компанией или нет?

                        • +4
                          После поста про офис Авито и вот этого поста у меня только один вопрос: что, блин, делают все эти люди, тысячи человек в шикарных офисах, работая в компании у которой фактически один продукт, один сайт (ну еще может мобильное приложение)? Зачем такая огромная команда? Чем они заняты? Или там из этих полутора тысяч — 1400 всяких менеджеров и операторов колл-центров, а собственно разработчиков всего пара человек?
                          • 0

                            Читайте внимательнее. Всего 15 тысяч сотрудников, разработчиков 10%, как раз 1500.


                            А вот чем они все заняты — действительно загадка...

                            • +1

                              Никакой загадки. В крупных компаниях если удается оптимизировать один процент конверсии или внутренних метрик — то это сразу окупает найм десятка программистов и дает сверхприбыли. На каждую кнопочку по программисту — и вперед, повышать эффективность.

                              • 0
                                Так этим вроде не программисты занимаются, а аналитики.
                                • 0

                                  Какие еще аналитики? Программисты меняют местами кнопочки а потом меняют стал ли пользователь больше денег на сайте тратить.

                                  • +5
                                    А вот чем они все заняты — действительно загадка...

                                    Это только кажется что все просто. Из очевидного:


                                    1. Десятки тысяч отелей по всему миру в каждом из которых своя платформа и свой API, нужно интегрироваться с каждым из них и в реальном времени обновлять цены и доступность каждой комнаты с каждым вариантом, отрабатывать проблемы с подключением и прочим, обеспечить интеграцию с тысячими систем бронирования отеля (указать неправильную цену — наказывается по закону в некоторых странах, забронировать место в отеле где его уже нет — огромными репутационными потерями ),
                                    2. нужно переводить автоматически описание и отзывы на каждый язык мира по каждому отелю и проверять что перевод сделан правильно,
                                    3. нужно собирать большие данные и использовать их для машинного обучения, чтобы предсказывать какой отель больше понравится конкретному клиенту,
                                    4. нужно учитывать гео данные для правильного поиска отелей и отображения их на карте,
                                    5. нужно учитывать кучу разных критериев поиска (от наличия вай фая до возможности размещения с питомцами), при этом проверять и перепроверять все эти параметры в каждом отеле из разных источников,
                                    6. Поддержка кеширования цен сотен тысяч отелей и миллионов вариантов на каждый вариант размещения и каждую дату, поддержка высоконагруженной системы на сотни миллионов запросов в день.
                                    7. Обработка банковских транзакций, расчет комиссий букинга, работа с отелями,

                                    Вот и прикиньте сколько тут нужно систем и насколько легко их сделать и сапортить десятком программистов.

                                    • +1
                                      1. По идее, это отелям надо с API букинга интегрироваться, а не наоборот. Для крупных сетей у них может и есть совместно написанные интеграции, но все, что меньше Хилтона, должно подключаться само. Или нет?
                                      2. Это как раз оутсорсом в гугл транлейт решается, при чем здесь программисты?
                                      4. И в чем проблема?

                                      Насколько я их кухню себе представляю, там много сил отнимает экспериментирование с интерфейсом и выцеживание лишних долей процента конверсии с каждой страницы. В результате конверсия выцеживается конечно, но на сайт в целом без слез смотреть не получается.
                                      • 0
                                        но все, что меньше Хилтона, должно подключаться само. Или нет?

                                        Нет, вряд ли. У многих отелей купленные системы и вообще нет программистов как класса. С большой вероятностью, интеграцией достаточно крупных сетей (но куда меньше Хилтона) занимается сам букинг.


                                        Это как раз оутсорсом в гугл транлейт решается, при чем здесь программисты?

                                        При том что там качество не гугл транслейта, а заметно лучше (зайдите на описание отеля где-нибудь в Германии, там будет качественный русский перевод, не гугл транслейт как у airbnb). Крупные компании пилят свои системы перевода, амазон, например, точно переводит описание товаров автоматически. Вряд ли вам понравится описание отеля из гугл транслейта (  "то есть хороший беспроводной сеть и персонал улыбка")


                                        И в чем проблема?

                                        Проблема в том что не всегда отель дает правильные гео-данные, зачастую есть только адрес (и хорошо если он точный).


                                        выцеживание лишних долей процента конверсии с каждой страницы

                                        Это тоже, но вообще задача интеграции и поиска тоже весьма сложная.

                                        • –1
                                          Нет, вряд ли. У многих отелей купленные системы и вообще нет программистов как класса. С большой вероятностью, интеграцией достаточно крупных сетей (но куда меньше Хилтона) занимается сам букинг.

                                          Да ну, не может быть, чтобы они своих программистов не держали. Могут конечно на аутсорс многие задачи выносить, и в штате держать только координаторов и руками водителей (что судя по их сайту вакансий и происходит), но информационных систем там полно и следить за всем этим хозяйством кто-то должен со стороны отельной сети. Другое дело, что у мелких отелей наверное в основном какие-то стандартные системы используются, но и там было бы более логично, чтобы разработчики этих систем писали коннекторы к букингу, а не наоборот.

                                          При том что там качество не гугл транслейта, а заметно лучше (зайдите на описание отеля где-нибудь в Германии, там будет качественный русский перевод, не гугл транслейт как у airbnb).

                                          Для перевода описаний отелей букинг действительно держит кучу переводчиков, у них постоянно открыты такие вакансии на сайте. Но при чем здесь программисты? Я так понимаю, что у букинга есть общая система работы с локализациями, к которой разработчики коннектятся и заливают непереведенные строки, а переводчики их переводят. Держать сто программистов, чтобы эту систему дорабатывать, наверное не нужно. Вряд ли у них там искусственный интеллект работает, который переводы на порядок лучше гугла штампует, это суровый и неблагодарный ручной труд.

                                          Проблема в том что не всегда отель дает правильные гео-данные, зачастую есть только адрес (и хорошо если он точный).

                                          И чем в этой ситуации поможет программист (кроме как съездит в отель на машине и снимет показания GPS-трекера)? Компаниями, специализирующимися на геолокации, разработаны и поддерживаются кучи геокодеров, только подключайся, забирай данные и используй их. Можно конечно и свой велосипед запилить и хвастаться, но зачем.

                                          Это тоже, но вообще задача интеграции и поиска тоже весьма сложная.

                                          Да, я про это читал их некоторые доклады, в том числе и на хабре, весьма толково и интересно.
                                          • 0

                                            Во-первых, я отвечал на удивление зачем букингу столько разработчиков, как я перечислил задач для разрабов найти можно просто море. Все ли они действительно реализуются в букинге это не так важно.


                                            букинг действительно держит кучу переводчиков, у них постоянно открыты такие вакансии на сайте. Но при чем здесь программисты?

                                            Сейчас модно комбинировать машинный перевод и ручной труд переводчиков, когда сначала переводит машина, а потом уже люди только проверяют, исправленный текст используется опять-таки для машинного обучения. Иметь 100 программистов и 1000 переводчиков часто выгоднее чем иметь просто 10000 переводчиков. Не знаю как букинг, а амазон знаю, что использует такой подход.


                                            И чем в этой ситуации поможет программист

                                            Использует другие источники кроме самого отеля, например если все фото из отеля имеют другие гео данные и в каждом отзыве есть жалобы на неправильное расположение стоит задуматься, а все ли там правильно. Или если автоматические системы больших данных показывают что все жалуются на то что бесплатный вай фай вообще не работает. Это самые простые примеры, в реальности там все намного сложнее.


                                            было бы более логично, чтобы разработчики этих систем писали коннекторы к букингу, а не наоборот.

                                            Ну как логично, стоит в отеле какая-нибудь, ну скажем, 1С, мальчик-эникейщик естественно полноценную интеграцию в обе стороны не напишет, а каждому отелю в каждой стране писать интеграцию с букингом, экспидео, триваго и прочими — разорится можно, проще просто работать с теми с кем проще. Даже если интеграции с апи пишут сами отели, то ни одна интеграция без проблем не работает, миллион отелей это потенциально миллион клиентов у которых та или иная проблема с интеграцией.

                                    • 0

                                      Именно это мне и рассказал парень который на интервью приходил. 50 андроид программистов (да, да 50) двигают кнопки и смотрят в результаты A/B тестов. Хотя ребята там умные, но деградируют.

                                      • +2
                                        Андроид разработчиков уже больше =) Основная проблема в Букинге — это понять, что от разработчика ожидается максимальное включение в жизнь продукта. Самостоятельный анализ данных, придумывание новых идей, и самое сложное — умение вовремя от этих идей отказаться, если А/Б тестирование показывает плохой результат.
                                        На практике, есть большая часть ребят из экс-СНГ с позицией «Е**ть они тут тупые, кто так работает ваще», которые могут начать пилить самостоятельно фичу, которая никому не нужна, но которая нравится лично им, и потом еще месяца три пытаться её отстоять. Также очень трудно дается отказ от классического подхода «мы написали — тестировщики проверили».
                                        Интересных задач много, просто здесь их никто не даст на блюдечке. Надо учиться самому их находить.
                                        • 0
                                          это интересно, спасибо
                            • 0
                              Обратил внимание на клавитуары. Дома использую такую же — очень нравится.
                              • +1
                                Спасибо за обзор.
                                Часто проходил мимо rembrandtplein и видел вывеску booking.com, но не думал что они занимают 5 этажей.

                                Кстати, насчет увольнения, hr имхо лукавит. Насколько я слышал, в компании используется стандартная голландская практика — контракт на год, с последующим продлением. Т.е. если сотрудник не понравился, ему контракт просто не продлят.

                                И второй момент, государственные «льготы для приезжих разработчиков» aka tax ruling действуют только 5 лет.
                                • 0
                                  Нет, у всех контракты бессрочные, так и есть. По крайней мере в Tech, в CS может быть по-другому, не знаю.
                                  Ruling на 8 лет, через 5 лет можно получать гражданство.
                                  • 0
                                    Спасибо, я почему-то был уверен что ruling тоже на 5 лет, значит ошибаюсь.
                                  • 0

                                    Сначала временный, потом постоянный обычно. Если торговаться, то можно сразу постоянный выбить. Налоговая льгота для приезжих айтишников, как уже ответили, восемь лет. Гражданство через пять, но скоро обещают сделать семь лет, даже для тех кто уже до трех лет живет в стране.

                                  • +1
                                    Так всё здорово выглядит, и так неудобно с ними работать.

                                    С одной стороны радостно что у сотрудников и сотрудниц Букинга хорошие условия, с другой, — нам работать грустно: панель для управления отелем местами очень кривая, поддержка может игнорировать сколько угодно, платежи они не принимают.
                                    • 0
                                      Спасибо за статью! Можно узнать, в каких диапазонах варьируются зарплаты разработчиков?
                                      • 0
                                        Написано же в статье
                                        • 0

                                          Написано про бонус, конкретно про зп ничего не сказано:


                                          По этому и другим индикаторам (meets performance standards, exceeds performance standards, doesn’t achieve performance standards) оценивается размер годового бонуса. В среднем разработчик за год может получить вознаграждение в размере 60 — 75 тысяч евро. Эта сумма до налогов.
                                          • +1

                                            Это не бонус, это зарплата в год.

                                            • 0

                                              Спасибо за пояснение. Слово "вознаграждение" звучит неоднозначно.

                                              • –1
                                                Не сходится: 65 000евро — 27% (налоги) — 18 000евро (квартира) =29 450евро/год (маловато будет). Скорее всего только бонус.
                                        • +2
                                          Q: Какой налог на доходы в Нидерландах?
                                          A: В среднем 27%. Налоги высокие, но государство предусматривает льготы для приезжих разработчиков.

                                          Ну нет же. Такой процент как раз можно получить уже после применения льгот. Без льгот будет 36-41-52 процента, в зависимости от заработка.
                                          • 0

                                            Прогрессивная шкала работает не так. :) На первые 20к з/п налог — 36,66%, получаете больше, тогда со следующего куска зарплаты между 20к и 34к платите налог 40,8%, и т.д. На thetax.nl удобно в три клика посчитать эффективную ставку подоходного.

                                            • 0

                                              Хотя вдруг понял, что ваше сообщение можно понять по-другому. Извините, если неправильно понял. :)

                                              • 0
                                                Да, я это и имел ввиду.
                                          • 0
                                            Спасибо за обзор. Достаточно все уютно выглядит.

                                            Может быть кто то подскажет, как можно найти такую подставку для монитора?
                                            Картинка
                                            image
                                          • –1
                                            Рад за сотрудников этой компании!
                                            Что касается самого сервиса, то считаю его одним из худших в России. Никаких гарантий, накрученные рейтинги и завышенные цены — это основные проблемы для клиентов. Не так давно писал об этом у себя на сайте посуточной аренды belokuriha-kvartira.ru/posts/2447054

                                            Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                            Самое читаемое