MultiSim: технологическая SIM-фония для нескольких операторов и одного абонента

    Захватывающие истории, связанные с мультсим-картами, продолжают будоражить умы продвинутых и въедливых пользователей. Действительно, способов применения SIM, содержащей в памяти несколько профайлов различных операторов сотовой связи, можно напридумывать не один десяток, и каждый из них будет по-своему привлекателен для абонентов, которые используют больше чем один мобильный номер, а таких, по официальной статистике, более 60%. В среднем, в России на одного абонента приходится полторы SIM. При этом многие имеют в запасе не только российские SIM-карты, а еще и несколько зарубежных. Стало традицией привозить из путешествий или командировок разноцветные кусочки пластика, раскрашенные в цвета мировых лидеров телеком-индустрии. Зарубежные симки не просто лежат на полках, они регулярно используются «мобильными активистами», которые по долгу службы или в силу врожденной непоседливости часто бывают за рубежом.

    Сегодня мы бы хотели описать интересный кейс, который позволит по-новому взглянуть на технологию мультисим и потенциальным абонентам, и уважаемым сотовым операторам.



    MVNO как он есть


    Современная мобильная связь давно перестала предоставлять услугу только банального «Алло» и на уровне пользовательских сервисов, и на уровне инфраструктуры. Очевидно, что голос как единственный и основной способ заработка «мобильщиков» остался где-то на рубеже тысячелетий. Операторы прекрасно понимают – рынок требует новых подходов. И их внедрение происходит, в том числе и на уровне архитектуры сотовых сетей. Все методы хороши для постоянного увеличения ARPU и роста абонентской базы. Одним из архитектурных трендов, который громко заявил о себе в последние годы, стала бизнес-модель MVNO, позволяющая оператору сотовой связи заходить на специфические рынки и допродавать свои контракты там, где продажа обычными способами затруднена. В свою очередь, модель MVNO спровоцировала рост различных экосистем, образовавшихся рядом с крупнейшими игроками этого сегмента телеком-бизнеса.

    Компания Tottoli-GSM как раз и является одним из лидеров и крупным игроком в дивном новом мире MVNO. Мы используем и уже существующие модели продвижения MVNO-продуктов, и активно разрабатываем новые модели. Tottoli-GSM – это не только разработчик и интегратор, это целая облачная PaaS MVNO-платформа с рядом архитектурных ноу-хау, позволяющих партнерам компании – операторам связи и сервис-провайдерам – интегрировать решения на базе мобильной связи и FMC-технологий в свои продуктовые линейки.



    В центре схемы PaaS-платформа Tottoli-GSM. С одной стороны Tottoli взаимодействует с сетью опорного оператора и обеспечивает доступ к базовой инфраструктуре радиосети на уровне технологических стыков, с другой стороны реализован интерфейс взаимодействия с клиентскими сервисами. Именно на этих интерфейсах и построена бизнес-модель Tottoli: партнер компании (поставщик услуги) может получить доступ ко всем функциональным возможностям сети опорного оператора.

    Использование cloud-решения для доступа к мобильным сервисам снижает финансовый порог вхождения в MVNО-экосистему до исчезающе малых величин, исчисляемых десятками долларов. Технологические сложности тоже полностью растворяются в виртуально-облачном мире PaaS. Запуск собственной виртуальной сети сотовой связи занимает всего несколько дней, практически не требуя ресурсных вложений.

    MVNO-решения активно развиваются и помимо базового набора услуг – доступа к инфраструктуре сети оператора-донора – позволяют использовать, в том числе и технологию мультисим. Современная симка уже не просто «модуль идентификации абонента», это микро-архитектурное чудо, состоящее из PIC-процессора, модуля памяти и STK (SIM TooL Kit), а это значит, что, получив доступ к аппаратно-программным ресурсам симки, можно создавать собственные SIM-апплеты и приложения с уникальным функционалом. В том числе загружать в память сим-карты несколько профилей разных операторов (IMSI + криптоключ), реализовывать алгоритмы выбора этих профилей по ряду условий, т.е. выстраивать совершенно новые схемы взаимодействия абонента с мобильной сетью. Именно эта особенность и легла в основу облачной платформы Tottoli-GSM.

    Бизнес-модель


    В основе бизнес-модели Tottoli лежит понятная потребность абонента сократить количество используемых SIM-карт и упростить их использование, сохранив при этом доступ к услугам, и еще более понятная потребность оператора получить нового абонента c минимальной стоимостью привлечения, предложив уникальный сервис. Именно эти две потребности мы и обслуживаем с помощью нашего облачного проекта. Функционал платформы обеспечивают два глобальных интерфейса взаимодействия: «Оператор (поставщик услуг) – Tottoli» и «Tottoli – Абонент (потребитель услуг)».

    В интерфейс оператора встроен API, с помощью которого можно подгрузить в облако линк на «домашний» профайл SIM-карты (IMSI + Кi) и обеспечить онлайн-трансляцию данных из операторского биллинга в интерфейс Tottoli. Важный момент: де-факто профайлы не хранятся в облаке платформы, платформа лишь выступает в качестве эдакого торрента, хранящего лишь ссылки на реальные профайлы, загруженные в облако оператора. Таким образом гарантируется абсолютная безопасность святая святых операторского биллинга: аккаунтинга. Создается уникальная возможность наполнять глобальную world wide базу профайлов операторов связи в одном месте с предоставлением абонентского доступа к этим самым профайлам.

    В интерфейсе абонента находится инструментарий для доступа к базе операторских профайлов, биллинговый интерфейс и набор платежных сервисов для пополнения единого баланса лицевого счета.

    Рассмотрим схему более подробно.

    Оператор-поставщик




    Оператор MNO испытывает непреодолимую потребность в расширении абонентской базы и хочет получить доступ к целевой аудитории, которая при обычных условиях никогда не стала бы абонентской базой этого самого оператора по ряду географических и иных причин. При этом потенциальные абоненты оператора достаточно активны и заинтересованы в потреблении его услуг. Яркий пример такого кейса: сотовый оператор, точки продаж которого находятся вне зоны досягаемости потенциального абонента, сам же абонент совсем не хочет приезжать в страну или регион, где работает нужная сеть салонов связи, но ему интересны услуги этого оператора (роуминговое предложение или тревэл DATA-бандл). Загрузив ссылку (не сам профайл, а лишь линк на него) на собственный профайл в облако Tottoli, оператор тем самым обеспечивает глобальный доступ к своим услугам для интересантов по всему миру. Любой желающий может стать клиентом такого оператора не вставая с кресла, просто активировав нужный профайл на мультисим. Загрузка операторского профайла в базу данных – важнейшая, но не единственная часть схемы.

    Следующим шагом в технологической цепочке является интеграция биллинговой составляющей. Tottoli способен обеспечить реал-тайм доступ к детализации и списаниям абонента. Бизнес-модель подразумевает единый платежный инструмент для пополнения единого лицевого счета абонента и единый же доступ к детализации расходов по всем инсталлированным профайлам и статистике. Понятно, что без интерфейса обмена данными «биллинг-платформа» тут не обойтись. Наши разработчики тщательнейшим образом проработали этот момент, и оператор-партнер с помощью пошагового алгоритма получает доступ ко всем используемым методам и инструкциям API. Интеграция биллинговых данных хоть и не является совсем уж тривиальной задачей, но предельно упрощена и унифицирована. Это и есть одно из ноу-хау Tottoli-GSM. Если описывать алгоритм вхождения в сервис глазами оператора, то получается привлекательная, экономичная и инновационная модель выхода на новые рынки:

    • регистрация на глобальном портале в качестве поставщика услуг;
    • загрузка SIM-профайла непосредственно на SIM-карту абонента по OTA;
    • взаимодействие с технической поддержкой платформы по возникающим вопросам;
    • ежемесячное распределение прибыли;
    • отсутствие затрат по выходу на новые рынки, (продвижение, маркетинг и первый уровень саппорта – зона ответственности Tottoli-GSM).

    Абонент




    Абонент желает оптимизировать использование уже приобретенных сим-карт или хочет подключить услугу географически удаленного сотового оператора. Абонент регистрируется на глобальном ресурсе Tottoli-GSM, получает возможность заказать мультисим с доставкой «до двери» и после получения SIM-карты выбирает необходимые профайлы для загрузки. Сама по себе загрузка и активация профайлов в мультисим – процедура совершенно безболезненная и простая. Профайлы загружаются либо «по воздуху», при первой регистрации сим-карты в соответствующей домашней или гостевой сети, или же простым выбором нужного профайла из SIM menu. И это еще не все: личный кабинет абонента подразумевает использование единого лицевого счета, единой статистики и единого платежного инструмента. Это очень и очень удобно, поскольку все транзакции, контроль баланса, тех. поддержка, подключение и отключение сервисов и пакетов доступны в едином глобальном интерфейсе. Настоящее торжество унификации и глобализации. Таким образом, получаем предельно прозрачную и понятную схему абонентского взаимодействия с нашей платформой:

    • потенциальный абонент регистрирует «облачный» аккаунт Tottoli-GSM;
    • заказывает мультисим с доставкой до двери;
    • пополняет единый баланс;
    • загружает необходимые профайлы;
    • с помощью SIM menu активирует профайлы и управляет ими;
    • контролирует расходы и наблюдает детализацию потребления услуг в едином, дружелюбном, интерфейсе на родном языке;
    • общается с тех. поддержкой «одного окна», опять же на родном языке;

    Плюсы использования платформы всеми интересантами очевидны и бесспорны. Для большей убедительности и наглядности рассмотрим кейс на конкретном примере.

    Кейс


    Некий, условный для нас, но при этом вполне реальный для самого себя, Абонент собирается в рождественскую поездку по Центральной и Западной Европе. Планы поистине громадные: от вечерней Праги и Карлового моста до утренней Барселоны и Собора Святого Семейства. И все это за пару недель – в прямом смысле «галопом по европам». Условно-реальный Абонент совершенно не желает выпадать из активной бизнес-жизни, поскольку все, что связано с праздниками и Новым Годом, генерирует громадные выручки. Бизнес, оставшийся на Родине, бурлит, и нужен постоянный мониторинг бурлящих процессов, а значит, входящие-исходящие звонки, доступ в интернет, немного SMS и гео-сервисов. «Галоп по Европе» совершенно исключает приобретение местных сим-карт в огромных количествах и уж тем более их утомительную активацию с изучением тарифов на бегу – предстоит пересечь пять или шесть границ. Роуминговые опции домашнего оператора на практике выглядят совсем не так бюджетно, как в его рекламных анонсах, а значит, выход один – мультисим и несколько актуальных профайлов для тех сотовых сетей, в которых Абонент будет активно общаться с коллегами.

    Абонент, еще перед поездкой, с чашкой кофе и смартфоном наперевес, вдумчиво изучает тарифы на глобальной площадке Tottoli, выбирает нужных операторов-поставщиков, загружает их профайлы в мультисим, пополняет баланс с полным осознанием предстоящих расходов и забывает о том, что где-то в европейской ночи светятся разноцветными огнями салоны связи всевозможных Оранжей и Водафонов. Оранжи и Водафоны уже поселились в смартфоне Абонента и ждут своего часа.



    При пересечении границы Абонент легким движением руки активирует нужный сим-профайл и каждый раз, когда мультисим оказывается в родной-неродной сети, эта самая родная-неродная сеть видит появление домашней симки, отправляет абоненту SMS «Добро пожаловать домой» и начинает тарифицировать услуги по самым гуманным, местным, тарифам. Абонент счастлив, почти все время можно посвятить осмотру достопримечательностей и посещению баров, периодически прерываясь на расслабленное общение с далекой Родиной. Тарифы позволяют. Лишь изредка Абонент запрашивает свой баланс, каждый раз убеждаясь в том, что средств на счете даже больше, чем он думал. Загруженные профайлы активируются в нужной последовательности и, в большинстве случаев, их активация происходит автоматически, на основании оптимизированных алгоритмов, разработанных специалистами Tottoli-GSM. Классическая история из разряда win-win. Абонент непринужденно использовал необходимые услуги и сэкономил средства, а Оранжи и Водафоны заполучили активного, облачного, платежеспособного абонента с минимальной стоимостью привлечения и высоким средним чеком.

    Резюме


    Описанный выше кейс, с нашей точки зрения, будет привлекателен и для операторов, и для абонентов. Мы много времени и сил тратим на разработку мультисим PaaS-облака и прямо сейчас платформа находится в стадии закрытого внутреннего тестирования. Разместив этот пост, мы преследуем благую цель: нам важны респонсы потенциальных абонентов и партнеров-поставщиков. Прямо сейчас есть уникальная возможность повлиять на внедрение дополнительных «фич» сервиса, просто поделившись своими соображениями и мнениями по функциональности платформы. То, что мы задумали, может стать действительно инновационным и прорывным проектом, решающим проблему коммуникаций для активно перемещающихся пользователей. Вся аналитика рынка и трендов в мобильных коммуникациях подтверждает правильность выбранной бизнес-модели. Одна сим-карта и один лицевой счёт всегда лучше, чем десять.

    Мы готовим еще несколько любопытных кейсов, которыми планируем делиться в нашем блоге. Тема MVNO и мультисим всячески располагает к креативному подходу к достаточно традиционным и устоявшимся услугам мобильных коммуникаций.
    Tottоli GSM 20,95
    Компания
    Поделиться публикацией
    Комментарии 16
    • 0
      AndreyBadin это кейс для РФ или ворлд вайд? По вашему мнению кому из российских операторов это может быть интересно? Региональщикам?
      • +2
        С РФ пока всё сложно. Причин масса, но основная — законодательство. И тем не менее мы очень надеемся привлечь их внимание. В ЕС мы быстро нашли понимание и получили тестовые профиля. Если говорить о том, кому из РФ операторов это может быть интересным — всем, кто хочет увеличить абонентскую базу за счёт приезжих абонентов.
        • 0
          А кто из европейцев уже с вами, если не секрет?
        • +1
          Из ЕС на данный момент ЕЕ, Vodafon и T-Mobile.
          • 0
            Роуминговые опции домашнего оператора на практике выглядят совсем не так бюджетно


            Если говорить о Европе и не говорить о мобильном интернете, то вполне бюджетно, ибо потолок регулируется законодательством ЕС. Более того, на моей карте Vodafone, например, при некотором стечении обстоятельств звонить в евро-роуминге дешевле (!), чем в домашней сети.

            С мобильным интернетом сложнее, но на помощь приходят роуминговые пакеты, которые есть у большинства операторов. А если сильно много инета надо, то да, без местной симки не обойтись. Но обычно, если мне нужно много инета, то я еду в такой отель, где есть хороший вайфай.
            • +2
              Данный проект не имеет цели конкурировать с домашним оператором. Как раз наоборот, предлагает домашнему оператору участие в проекте.Данный проект как раз даёт возможность удалённо получить сим профиль местного оператора со всеми услугами. Многие сталкиваются с трудностями приобретения местной сим карты в другой стране, это и выбор тарифа, и дальнейшее пополнение, да и сам факт покупки особенно для тех, кто не владеет языками.
              • 0
                Судя по сайту, тариф один — 900$. Мне кажется или это немного дороговато для простого пользователя? Скажем если симки используются не для коммерции, а для удобства объединения нескольких симок в одну
                • 0
                  Вы зашли на другой проект — MVNO. То о чём пишем в этом посте, ещё нет сайта. Мы лишь предложили свою концепцию для обсуждения. Данный проект на стадии разработки.
                  • 0
                    виртуальные по сути симки, выглядит очень интересно.
                    хотя не понятно пока например как получение симки — курьерской службой?
                    баланс у абонента в итоге один или у каждого добавленного оператора — свой баланс
                    как разруливается ситуация с тем что в некоторых странах паспорт хотят (если его как то вам показать один раз это еще ничего но если каждому оператору отдельно то смысл… теряеться)?
                    Опять же -поддержка России.
                    • 0
                      «как получение симки — курьерской службой?» — обычный интернет магазин.
                      «баланс у абонента… „- один баланс. абонент расчитывается с нами, не с оператором, а операторами расчитываемся мы ( аналогия корпоративного счёта)
                      “как разруливается ситуация с тем что в некоторых странах паспорт..» — мы рассматриваем инструмент подобный www.simkomat.com, удалённая идентификация.

                • 0
                  А как это совмещается с отменой роуминга в ЕС?
                  • 0
                    Никак. Ведь речь идёт не только о ЕС абонентах ( хотя и тут всё не так просто и радужно). А о тех абонентах, которые покидают домашнюю сеть. Хотя не исключаю, что абонент из ЕС может полностью перейти на мультисим с сохранением номера. У нас есть в тесте такой абонент, который перенёс свой номер из T-Mobile на наш профиль. При этом использует не контрактный тарифный план.
                    • 0
                      В чём преимущество вашей сложной схемы относительно варианта купить европейскую симку в стране въезда или добыть её иным способом и путешествовать по европе без роуминга внутри европы?
                      • 0
                        По поводу приобретения сим карт в Европе много раз писалось на хабре. Я лишь хочу сделать акцент на следующем:
                        1. Вам не придётся искать точки реализации в незнакомой стране
                        2. Вам не требуется знание языка
                        3. Вам нет необходимости изучать не простые тарифные планы разных операторов.
                        4. Пополнение баланса в разных странах производится по разному. Например во франции у меня потребовалось около получаса на то, чтобы мне пополнили баланс. А в японии ситуация ещё сложнее, сам факт покупки местной сим карты был возможен через местного жителя. Очень не просто обстоят дела и в других азиатских странах, в китае например редко дублируется информация на английский язык. В общем в каждой избушке свои правила.
                        5. Наш проект не имеет задачи ограничиваться только европой, это весь мир. Так сложилось, что именно европейские операторы оказались наиболее контактными и предложили свои профиля.
                        «В чём преимущество вашей сложной схемы» — вообще не вижу какой либо сложности. Всё что нужно абоненту, зайти на сайт заказать симку, а потом загружать нужный и удалять не нужный профиль. Вс операции производятся не выходя из дома. Проще механизма предположить сложно.
                  • 0
                    Скажите, а можно стать тестером? Я бы точно попробовал. По миру летаю мало, больше всего командировок по России. Но я так понимаю, это и не сильно важно?
                    • 0
                      Существующие профиля уже протестированы. Тестирование происходит на уровне работы апплетов сим карты и ОТА, а так же биллинговой системы и автоматизации процессов.

                      Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                      Самое читаемое