Мурат Уртембаев — первый советский хакер

    Первым советским хакером был выпускник МГУ Мурат Уртембаев. В 1983 г. он хакнул систему ПО АвтоВАЗ, в результате чего работа конвейера остановилась на три дня. И это одна из первых «кибер-атак» в СССР, которую обнаружили.

    Молодому специалисту пророчили блестящие перспективы в математике, но он не пошел в науку и по распределению попал на АвтоВАЗ. В Управлении автоматической системой для подачи механических узлов на конвейер работали программисты, занимающиеся ПО и рядовые техники, которые обслуживали систему и не имели отношения к программному обеспечению.



    Работа проходила по следующей схеме: в случае необходимости программист мог вносить изменения в ПО, при этом письменно не отчитываясь о своих действиях. То есть, можно было изменить систему и остаться незамеченным.

    Этим и воспользовался программист Уртембаев, занимающийся обслуживанием компьютеров. С помощью обычной дискеты (предварительно протестированной), он внес свои правки в программу, управляющую подачей деталей на конвейер. По сути, Уртембаев разработал патч к основной программе-счетчику, отмеряющей циклы подачи узлов на линию конвейера. В результате чего ритм счетчика сбивался и заданная деталь поступала на конвейер с опозданием. Учитывая, что процесс был просчитан до секунд, задержка была попросту недопустимой.

    По плану Мурата, «вирус» должен был запуститься в определенный час. И чтобы обезопасить себе, программист позаботился об алиби — он назначил старт патча на день своего выхода из отпуска. По расчету Уртембаева должен был выйти на работу, обнаружить сбой и устранить его, героически спасая конвейер. Но план провалился, так как программа самостоятельно запустилась раньше на несколько дней…



    Когда патч самоактивировался, автоматика будто взбесилась. Детали продолжали исправно поступать на конвейер, да только не в то время и не те, что требовались. Цикл производства сбился, никто ничего не понимал, вокруг творился настоящий механический и логический хаос. В результате тщательной проверки лучшими специалистами всего оборудования ЭВМ, технических неисправностей не обнаружили. Но отыскали неисправный фрагмент кода. Перезапуск рабочей программы не помог, сбои продолжались. Понадобилось около трех дней для того, чтобы нормализовать рабочий процесс. Сбой в системе нанес серьезный материальный ущерб предприятию, поскольку с конвейера не сошли сотни автомобилей.

    Мурат сам признался в содеянном. После проверки и расследования происшествия выяснилось, что он не единственный взламывал систему. Были и другие программисты, которые умышленно создавали сбои на конвейере, после чего сами же их и ликвидировали, получая за это премии, награды и надбавки.

    Дело пошло в суд. Но вот с наказанием возник коллапс. По закону совершенное действие не подпадало под разряд преступления и не предусматривало уголовного наказания. Поэтому первого хакера осудили за хулиганство и дали полтора года условно с подпиской о невыезде. Само собой Уртенбаева уволили с должности программиста, но обязали возместить причиненный ущерб. Он отрабатывал свое наказание в качестве слесаря на главном конвейере.



    Произошедшая история стала известной на весь Союз и вызвала множество споров на счет поступка Уртенбаева. В газетах писали, что системный программист Волжского автозавода модифицировал ПО АСУ ТП главного конвейера, в результате чего работа была остановлена на трое суток. Двести автомобилей не сошло с конвейера ВАЗа, пока программисты искали источник сбоев. Ущерб исчислялся миллионами рублей.
    ua-hosting.company 163,85
    Хостинг-провайдер
    Поделиться публикацией
    Похожие публикации
    Комментарии 41
    • +47
      Вспоминается старый анекдот.
      — У меня коллега продакшн уронил.
      — Он что, хакер?
      — Нет, он просто м…ак!

      Какой же он хакер, если просто намеренно испортил код, который сам же и писал? Разве он обошел какую-то защиту?
      • +13
        Сделал закладку в коде. Но сделал по-глупому и поэтому попался. Судя по статье там таких хакеров было много, просто этот оказался самый глупый.
        • +2
          Судя по статье — не попался, а признался сам.
          • +10
            не попался, а признался сам.
            Уга. «Да заяц я, заяц, только по почкам не бейте!!!» ©
        • +1
          существенное дополнение к "бородатому" анекдоту — "Он его со стола уронил!"
        • +10
          Исходя из описания, он не более чем попавшийся последователь истинных корифеев получения премий на багфиксах псевдослучайных проблем, испортивший всю малину.
          • +3
            200 автомобилей за трое суток? Миллионы рублей в ценах 1983 года?!
            • 0
              Вопрос явно не мне адресован, но цена ВАЗов в 83-м была от 6400 руб до 10300 руб. в зависимости от модели (цены из поиска в интернете). Выходит более 1 млн. по самым скромных подсчётам.
              • +3
                2007250 = 5000200+2000200+250200 = 1000000+400000+50000 = 1,45 млн цена невыпущенной продукции, плюс может еще комплектующие повредились и работы по их возврату и дефектовке, миллиона 2 легко. при средней зарплате в 200 рублей — 800 лет чуваку отрабатывать...
                • +1
                  Невыпущенная вовремя продукция — не значит безнадежно испорченная.
                  Вряд ли в СССР могли осудить за недополученную вовремя прибыль, тем более, что скорее её и не было — есть же буфер в виде склада готовой продукции.
                  Потому платил он скорее всего только за испорченное.
                • +3
                  Жигули вроде около 8000р. стоили, получается 1.6 млн рублей это стоимость 200 машин. Плюс всякие косвенные издержки — срыв плана, устранение последствий и т.п. Так что цифра вполне реальная.
                  • +2
                    Плюс, опять же, простой транспорта, ЖД например, из-за неотгрузки продукции и т.д. Там куммулятивный эффект.
                    • +1
                      Хм, сколько ж лет он этот ущерб возмещал в качестве слесаря?
                      • –1
                        До сих пор работает и втихаря мстит. Поэтому ВАЗу так и не удаётся нормальные автомобили выпускать.
                  • +24
                    Первое, что я подумал, это было "Ну нифига себе! В 83 году ну АвтоВАЗе было ПО!!"...
                    • +22
                      Оно там и сейчас есть… вот интересно сильно ли изменилось с тех времен.
                      • +49
                        Тот косячащий сборку ВАЗов вирус так и не вычистили полностью до сих пор. Всё сходится!
                        • +1
                          А зачем его менять? Есть же правило: "работает — … "
                        • +1
                          На ВАЗе, не было такого завода "АвтоВАЗ". ВАЗ был роботизирован очень серьезно. Нам в свое время показывали учебные фильмы по этой тематике, снятые на ВАЗе.
                          • 0
                            Как минимум, Fiat: Made by robots for people.
                            • 0
                              Не знаю, как Фиат, у нас были свои линии. Мои преподаватели ВУЗовские принимали участие в разработках линий.
                        • +33
                          Основную предпосылку проблемы не описали — а именно: программисты АСУ были на ВАЗе в весьма затюканном положении — не имея доступа к материальным благам они не могли ничего с завода выносить, даже электрики могли, отвественность большая, а отношение к ним было как к обслуге "ну-ка сбегай быстренько", что отражалось не столько на зарплате в виде отсутствия премий сколько на достпупе ко всяким доп благам жизни (очерёдности отпусков, путёвки в санатории, очереди в детсады и на квартиры, да на те же автомобили, доступ в высокоранговые столовые и прочая и прочая)… Типа всё работает само а вы тут нахрена и чем вообще занимаетесь?
                          Вот они и начали постепенно повышать свой социальный и общественный статус, героически решая "внезапные" проблемы
                          • +11
                            И с тех пор ничего не изменилось, да.
                          • +10
                            Это первый, кого раскусили. Настоящих не поймали. Настоящие и рады бы рассказать о минутах триумфа кода, да уж померли почти все. А кто живой остался — не помнят ни хера.
                            • +1
                              Добавьте ещё теги АСУ ТП, АСУТП и в хаб Промышленное программирование, пожалуйста.
                              • +2
                                Эта история в последние год-два пересказана сотни раз на разных сайтах, в разных пабликах и т.д.
                                Много пишут ещё про узкую группу "элитных" программистов на вазе, которые сами организовывали сбои в работе завода, потом героически их решали и получали ха это премии. А прочих, неэлитных не подпускали к действительно важному ПО и оборудованию.
                                Но вот с пруфами везде туговато.
                                • +1
                                  "Произошедшая история стала известной на весь Союз и вызвала множество споров на счет поступка Уртенбаева." Ага на весь Союз. Из передовицы в газете Правда.
                                • +4
                                  Самое в этом рассказе палевное — "сам признался". Зачем? Очень хотел полтора года срока и разжалование? Скорее уж конвеер действительно сломался на три дня и нужно было на кого-то это повесить — повесили на того, кто был в отпуске и не смог вовремя доказать, что не виноват. А потом ему дали выбор — либо признаешься и "полтора условно с понижением" либо не признаешься — и идёшь по полной. Выбор ему был очевиден.
                                  • +1
                                    Вряд ли. Учитывая то, что вскрылись аналогичные злоупотребления его коллегами (он участвовал в анализе их закладок), это могла быть сделка со следствием. Его могли сдать его коллеги, потому что он "спалил контору".
                                    • 0
                                      тут скорее применили принцип: "Били все, но убил тот кто ударил последним"
                                      • 0
                                        Насколько я понял, по другим случаям доказали вредительство, но не смогли доказать, что конкретные лица причастны.
                                  • 0
                                    Почему подобные статьи не публикуются на мегамозг? Я понимаю, блог компании и все такое, хостинг надо продавать, но зачем здесь?

                                    <nerd>Сейчас бы про Автоваз в комментариях пошутить. Очень оригинально</nerd>
                                    • +6
                                      А хакеры-то тут причем?
                                      • +3
                                        Первым советским хакером был выпускник МГУ Мурат Уртембаев.

                                        После проверки и расследования происшествия выяснилось, что он не единственный взламывал систему. Были и другие программисты, которые умышленно создавали сбои на конвейере, после чего сами же их и ликвидировали, получая за это премии, награды и надбавки.

                                        Не пойман — не хакер?
                                        • +4
                                          Извините, если верить статье, то он, во-первых, совсем не хакер (хакер это вообще не про взлом с целью поломки). А, во-вторых, вообще м… к какой-то, который саботировал труд сотен, если не тысяч людей (если брать всю цепочку, которая на конвейере только начинается).
                                          Да и криворукий, к тому же, раз .«предварительно протестированной… программа самостоятельно запустилась раньше на несколько дней».
                                          P.S.: а приговор, как по мне, на удивление справедливый, если не сказать, что мягкий.
                                          • 0
                                            Еще бы не мягкий, если за ущерб в лям с гаком его заставили отработать всего стоимость пары автомобилей.
                                          • +1
                                            По плану Мурата, «вирус» должен был запуститься в определенный час. По расчету Уртембаева должен был выйти на работу, обнаружить сбой и устранить его, героически спасая конвейер.
                                            Так появился первый советский разработчик антивирусов :)
                                            • 0
                                              А рядовые сотрудники и студенты, еще в 70-е ломавшие вдоль и поперек коллективные вычислительные системы (в основном на ЕС ЭВМ) и не знали, что первым это сделал Уртембаев в 1983-м… :)
                                              • +1
                                                Когда мы начали делать проекты для Автомобилистов (JiT-JiS SCM или «Как делают Автомобили») то в один из первых дней нам сказали: "Парни, вы можете остановить заводской конвейер… no problemo… но один раз за год и не больше чем на 4 минуты… каждая следующая минута — стоит 5'000 Euro (в ценах 1999 года)", т.е. за 10 минут — вы все банкроты… через 30 минут — мы банкроты… через два часа — нас похоронят в этой индустрии на веки...

                                                Мы запустили около 50 предприятий по всему миру, и при трех-сменной работе — мы сделали только один shift-break на 15 минут (ураган повредил єлектростанцию, мы перешли на автономное, но при этом упали линии связи, пришлось быстро переключаться и перенастроить управление из Копенгагена на Бирмингем), и два часа shift-break в Атланте, но я сумел доказать, что лоханулись сами IBM когда устанавливали систему ITSM слежения Tivolli :-) еще один не критический сбой был, но случился в субботу, и за субботу-восркесенье мы его по-фиксили…

                                                В итоге, за 8 лет работы (49,344 часов) — 15 минут break ==> SLA = 9.9997% — чуть лучше чем у MS Azure :-)
                                                • 0
                                                  каждая следующая минута — стоит 5'000 Euro… за 10 минут — вы все банкроты… через 30 минут — мы банкроты… через два часа — нас похоронят в этой индустрии на веки…
                                                  Странные какие-то цифры. Что это за компания, которую разорит потеря 50'000 евро, и что это за завод, который разорит потеря 150'000 евро? Вон, «Фольксваген» на 18 миллиардов наказали — и ничего, не жужжит…
                                                  • +1
                                                    Мы — аутсорсеры.
                                                    Наших 10 человек, в 99-м году получали в сумме ок. 600 баксов и были счастливы.
                                                    На заводы — нас продавали посредники с европейским лицом — их спасала страховка, но за 2 дня простоя, они бы и страховую разорили :-)
                                                    Мы отвечали за поставки крупно-узловых комплектующих на ОЕМ конвейер (упомянутую статью рекомендую глянуть, просто ее разрешили опубликовать не здесь, а на Geektimes).

                                                    средний VW завод выпускает ок. 350-600 тыщ машин в год — т.е. это от 1 до 1.8 машин в минуту… — вот отсюда и стоимость…
                                                    нам платили за СВОЕВРЕМЕННОСТЬ и ТОЧНОСТЬ — это и была основная работа наших уникальных систем.

                                                Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                                Самое читаемое