Pull to refresh
0
uKit Group
Конструкторы и решения для сайтов на ваш выбор

Модель SaaS простыми словами

Reading time 5 min
Views 218K
Так сложилось, что я много раз рассказывал о том, что такое SaaS и что в нем хорошего, как на различных it-конференциях, так и в кулуарных беседах, но до сего момента писать по теме не приходилось. При этом модель SaaS во-первых для меня по сути родная, учитывая сферу деятельности, а во-вторых является одним из основных трендов в современных веб-технологиях. В связи с этим, хочу поговорить о SaaS, как о таковом, а в перспектике, если окажется интересным, о частных аспектах. По сути материал о базисных вещах, но именно такого понимания многим не хватает. А о сложном надо хотя бы пытаться говорить просто. Помогает.

Сразу хочу сказать одну вещь, SaaS — это специализированный термин и, если начинать в нем копаться, сложный. Он может навести не только тоску, но и определенный благоговейный ужас. Но на самом деле штука это простая. Чтобы пользоваться каким-то SaaS-продуктом, в том числе нашим, понимать глубинный, да даже и поверхностный смысл данного термина совершенно не обязательно. Более того, когда uCoz создавался, никто из самих разработчиков даже не слышал подобного слова. Просто появлялись продукты, имеющие по своей сути общую модель, и потом ее стали как-то классифицировать, выделять особенности, плюсы, минусы.
Если своим призванием или увлечением вы сделали веб-технологии, или же задумываетесь о том, какой тип продуктов лично для вас подходит более всего, какие наиболее перспективны и т.п., все это может быть интересно и полезно.


О SaaS написано много, и начать изучение можно, например, со статьи в Википедии. Но, как правило, вся эта информация оттуда достаточно тяжело воспринимается. В итоге вроде бы о чем речь и понятно, но зачем надо человеку остается неясно. А если попросишь рассказать человека, о чем он только что прочел, то, опять же, далеко не каждый сможет. Выходит классическая ситуация: “Все понимаю, но объяснить не могу”.
Поэтому попробую упростить максимально и рассмотреть модель предоставления программного обеспечения как сервиса, как услуги, на простейших примерах.

Часто SaaS рассматривается в качестве бизнес-модели, при этом его зачастую ошибочно приравнивают к аренде, что хоть и носит общие черты, но основная суть все же в другом. При этом, как правило, интересным является технологическая особенность модели, а не порядок и периодизация оплаты.

Когда мы потребляем ту или иную услугу в качестве сервиса, а не в качестве устанавливаемого у себя программного обеспечения, мы уже в этот момент, как правило, становимся потребителями SaaS. Простейший, и всеми используемый SaaS-сервис — это сервис электронной почты — тот же gmail.

Чтобы организовать работу электронной почты самостоятельно с нуля, необходимо:

  1. сначала настроить сервер;
  2. на нем установить специализированное программное обеспечение, какой-то агент передачи почты (например, Postfix), настроить все это, и в будущем обслуживать;
  3. далее у себя на компьютере установить и настроить почтовый клиент, например, The bat или Thunderbird;
  4. безусловно, за всем этим придется следить, что бы продолжало работать, не заносилось в блэк листы других почтовых серверов, бороться на своей стороне со спамом и т.д. и т.п.

Собственно, во многих организациях почта подобным образом сегодня и работает, ее обслуживает штатный сисадмин, или даже целый штат специалистов, в зависимости от размеров организации и ее инфраструктуры.
Конечные пользователи и массовый потребитель ничем таким не пользуется. Не пользуется он и почтой своего провайдера, хотя еще лет 12 назад почти все использовали именно ее, а почту забирали исключительно по pop3. Веб-интерфейсы для работы с почтой были в зачаточном состоянии. Сегодня же абсолютное большинство пользуется почтой через веб. И даже люди, которых нежно принято называть гиками, даже они пересаживаются зачастую на веб-интерфейс из почтовых клинетов. Это не значит, что все в итоге скоро перейдут к такой модели потребления почты, бывают специфические задачи, бывает дикая сила привычки, но для большинства уже сегодня удобно и практичней именно так. Здесь все: и надежность, и простота и даже безопасность играет на руку. Переходят на такие решения не только частные пользователи, но и целые компании, в некоторых случаях даже корпорации. А специализированные решения для корпоративной почты на базе сервиса есть как все у того же Google, так и у Яндекса, Zoho и ряда других.

Почта, по большому счету, это самый простой пример, и самый массовый. Хотя бы в силу того, что абсолютное большинство пользователей сети электронной почтой пользуются, а вот какие-нибудь CRM, ERP системы, или те же самые сайтбилдеры нужны далеко не всем. У них более узкий круг потребителей. Но уже очень многие программные продукты можно найти в виде сервисов. В некоторых случаях они, конечно, еще отстают от своих десктопных аналогов, но зачастую дают своему потребителю преимущества. Почти всегда это выражается именно в простоте эксплуатации, в отпадении потребностей по обслуживанию, в экономической целесообразности, попросту говоря, в дешевизне такого решения и подхода. Другие плюсы зависят в основном уже от конкретной сферы, в некоторых случаях это более высокая степень безопасности, в других беспрецедентно удобная синхронизация и доступность комфортной многопользовательской работы, за счет облачного хранения данных.

Что бы не распылятся на общие слова и характеристики, предлагаю посмотреть на примерах. Самых таких обыденных.

Чаще других, в качестве примеров использования SaaS решений, можно встретить системы управления проектами, и совместной работы над ними, онлайновые органайзеры, системы документооборота. Они все уже под рукой и многие ими уже пользуются, не задумываясь над идеологией таких сервисов и страшными умными аббревиатурами.
Как я и говорил, за примерами далеко ходить не надо. Работа с документами? Пожалуйста — это популярный google docs, который позволяет вам отказаться от ворда, экселя, и получить ряд преимуществ, в первую очередь связанных с возможностями совместной работы над документами. Причем такие решения есть у целого ряда компаний — есть и у майкрософт, и у компании Zoho и прочих.
Онлайн органайзеров в принципе более чем достаточно, как и вообще систем для организации работы, ведения todo. Взять хотя бы наш календарь и систему по управлению проектам в вебтопе, или аналогичные решения от google, либо прославленные продукты компнаии 37сигналов: basecamp, backpack.

Третий (не очевидный) пример — онлайн игры. Их, конечно, не принято относить к SaaS-решениям, но и они на сегодня стали доступны как сервисы, со все той же идеологией. Чаще всего это MMORPG. На всякий случай напомню что игры — это такие же программы, а, к примеру, Xbox Live Microsoft очень четко себя классифицирует как SaaS-продукт.

К чему были все эти примеры? К тому, что программное обеспечение, представленное как сервис, давно вокруг нас. И рынок, и мы сами используем SaaS намного чаще, чем задумываемся. А удобство, простота, экономичность и прочие плюсы SaaS завоевывают сердца потребителей, не объясняя им свое сложное устройство и философию модели.
Надеюсь, это публикация для кого-то сделала термин SaaS не столь загадочным и страшным, каким он казался прежде, а его торжество в будущем окончательно очевидным.
Tags:
Hubs:
+32
Comments 27
Comments Comments 27

Articles

Information

Website
www.ucoz.ru
Registered
Founded
Employees
101–200 employees
Location
Россия