Pull to refresh
0

Джинн-угадыватель для гурмана, или как создавался LeClick

Reading time 6 min
Views 6.6K
Так уж получилось, что я очень люблю поесть, а точнее я люблю вкусно и красиво поесть, а поэтому люблю хорошие и «вкусные» рестораны. И опять же, так уж получилось, что более 11 лет я проработала в сфере IT, последние семь из которых — в Microsoft.



Во время работы в Microsoft очень часто бывала в Штатах. И в одной из таких командировок, поняла, что процесс выбора и бронирования ресторана там устроен гораздо проще и удобнее, именно этого мне не хватает в Москве. Да, разных сайтов по поиску и бронированию у нас довольно много, и, хотя они и называют себя онлайн, по сути таковыми не являются. К тому же, далеко не везде заявленные поиск и бронирование реально удобны и работают.

Зная о моих гурманских слабостях, и осведомленности в теме, друзья и коллеги достаточно регулярно обращались ко мне за рекомендациями по ресторанам (А для семьи? А для детей? А для бизнес-встреч? А где переждать пробку в центре? Тихо? Wifi? и т. д). Отчего моего мнение о дефиците такого сервиса только укреплялось.

Тогда-то и пришла мне в голову мысль сделать «настоящий» онлайн-сервис, который будет удобен как конечным пользователям, так и ресторанам. Недолго думая, обратилась к своим хорошим друзьям, также экс-майкрософтовским до мозга костей корпоративным товарищам, и объявила о том, что мы должны сделать «Джинна-Угадывальщика», но только по ресторанам. Возможно, вы помните этот «феномен» — была одно время очень популярной такая компьютерная игра — «Джинн-Акинатор», в которой вам предлагалось загадать героя – будь то Путин, Пугачева, Колобок, Д’Артаньян, да кто угодно. И вам внушалось, что после нескольких вопросов можно угадать, о ком или о чём вы думаете (И, парадоксально, но ведь получалось!).

Друзья подумали, посомневались (совсем немного), но в целом одобрили. И мы тут же взялись за эту задачку.

Энтузиазма было – хоть отбавляй, и наверное, главным образом поэтому, от идеи до воплощения прошло всего 6 месяцев. Уже к середине 2012 года у нас появился портал по поиску и бронированию мест в ресторанах с внушительной базой представленных заведений и большим набором всевозможных фильтров и параметров, включая геолокацию. Мы стали публиковать описание ресторанов, режим работы конкретного места и уровень цен. Позже к этому добавились интересные новости и спецпредложения ресторанов, тематические обзоры и прочая информация. Одним словом, стараемся привлекать внимание аудитории.

В конце 2012-го я осмелилась поучаствовать в дискуссии власть имущих на рынке ангельско-венчурного финансирования – в ленте Facebook случилось, на мой взгляд, несколько циничное обсуждение того, какой первый вопрос бизнес-ангел задает стартаперу с горящими глазами, когда тот приходит на аудиенцию. Разнообразие ответов не могло не радовать – «Вам снова миллиончик?», «А квартиру заложить не хотите?» и все в таком духе.

Наша команда все-таки успела «накопить» стартовый капитал в бытность работы в корпоративных структурах, что давало ощущение независимости, поэтому на тот момент первая реакция у меня была — «защитить права бедных стартаперов». Поэтому открыто и написала – что мы за деньгами не ходили, ни у кого ничего не просили, если потребуется заложить имущество – так и сделаем, без промедления, ну, просто потому, что свято верим в свою идею. (В общем-то, так и получилось, не обошлось без кредитов в банках под личные гарантии, имущество и т.п.).

Работа на тот момент была проделана уже немалая. Помимо сайта, мы написали собственную CRM-систему (платформа hostess.leclick- облачное решение на web или iPad app) для автоматизации и управления процессом бронирования, сбора и ведения гостевых баз. CRM система представляет собой личный кабинет — в онлайн режиме принимаются и обрабатываются новые брони, поступающие в ресторан через Интернет по формам бронирования (виджетам), размещенным на сайте www.leclick.ru, на сайте и/или на странице ресторана на Facebook и партнерских площадках (Yandex, 2GIS, InYourPocket, MasterCard, Vmet.ro и т.п.) или по телефону (электронный аналог книги резервов). В личном кабинете хранится вся информация по гостям (ФИО, телефон, e-mail), количество броней, статус броней, статус гостя. Функционал системы позволяет формировать отчеты по загрузке заведения, эффективности работы сервисов, с которыми сотрудничает конкретный ресторан, делать целевые SMS и e-mail рассылки. Предусмотрены возможности по интеграции со сторонними системами и API для внешнего доступа. На уровне архитектуры решения проработана интеграция с R-keeper, Micros, iiko.

В том же посте на Facebook я написала, о чем наш проект, какие аналогии с американскими сервисами по автоматизации и онлайн-бронированию столиков в ресторанах, и на нас практически сразу вышли коллеги из одной интересной программы-акселератора из США по запросу российский Open Table. В конце 2012 года мы со вторым ко-фаундером, нашим CTO летали в Калифорнию, поучиться уму-разуму, принять посильное участие в акселераторе и пообщаться с коллегами из Open Table. В тот же период о нас написал «Аэрофлот» в своем бортовом журнале – раздел «Планета-Интернет, новинки». Правда, узнали мы об этом совершенно случайно, находясь все в тех же Штатах. В то же время о нас писали на «Цукерберг Позвонит», показывали репортажи на ТВ — в общем, все, как ни могло лучше предвещало стремительный успех!

Реальность началась чуть позже – когда мы занялись продажами нашего продукта и поиском команды мечты. Несмотря на то, что в необходимости внедрения нашего продукта мы сами не сомневались, российский рынок на тот момент нашу точку зрения не особо разделял, другими словами, к нашему ноу-хау оказался не очень готов.



Привычка – вторая натура. Все хотели работать по-старинке, записывая заказы в книгу резервов, раздавая анкеты, переписывая контакты вручную в Excel и еще как угодно, но без автоматизации. И нам приходилось прошибать эту стену недоверия к новому, очень долго и тщательно объяснять все преимущества, которые дает автоматизация вообще, и наша CRM в частности. Мы постоянно сталкивались с непониманием и, в какой-то степени, страхом перестраиваться и внедрять новые технологии в бизнес.

Нас часто путали, да и сейчас еще путают, с сервисами, которые занимаются «приводом» гостей. Мы, конечно, обеспечиваем дополнительный трафик в рестораны за счет удобного портала, партнерских площадок, SEO и SMM-продвижения, но основная идея нашего сервиса – это удобный функциональный сайт, реальный онлайн и CRM-система, которая позволяет повысить лояльность клиентов и именно за счет повышения уровня лояльности увеличить количество клиентов.

Сейчас уже многое изменилось, всего за два года российский рынок принял перемены. Мы получаем много входящих обращений, среди наших клиентов уже есть один очень популярный ресторан из Владивостока, мы выпустили мобильное приложение, обновили сайт, развиваем партнерские программы. У нас очень много идей и далеко идущих планов.

«Команду мечты» мы, кстати, почти создали. У нас очень дружный коллектив, работают молодые и очень идейные ребята, имеющие большой опыт работы в продажах, IT, PR и даже немного в ресторанной сфере. Мы уже зарабатываем деньги, пока просто не научились их зарабатывать в большем объеме чем тратить. При этом, у нас уже много хороших серьезных и довольных клиентов, появилось четкое понимание того, как тиражироваться. Из ближайших планов – выход на рынок Санкт-Петербурга и Казани. А также продажа франшизы в одну из стран СНГ, в какую именно — пока придержим в секрете.

В общем, лично для меня LeClick стал одним из тех случаев, когда хобби может «догнать» тебя в самый неожиданный момент. И постепенно, незаметно для тебя самого вырасти во что-то большее, что будет приносить пользу не только тебе, но и окружающим.

Об авторе: Люстина Анастасия Владленовна, CEO сервиса LeClick. Родилась в Крыму в 1982 году, в 1994-ом переехала в Москву. Два высших образования: информатик-экономист, переводчик в сфере профессиональных коммуникаций. Языки: русский, английский, иврит со словарем. Увлечения: преферанс, шахматы, крепкий алкоголь)))



VCStart: Анастасия, женщина во главе стартапа – на Западе сегодня настоящий тренд. По недавним данным CBS, ежедневно под женским началом в мире учреждается порядка 1300 стартапов и небольших бизнесов. По-моему, колоссальная цифра. В России же это – явление пока довольно редкое. Как Вам, трудно быть СЕО стартапа?

Анастасия Люстина: Если честно, то особой разницы я не вижу. Женщинам, может быть, в чем-то даже и проще, в силу интуиции и социального статуса. Сейчас, кстати, есть такое направление Startup Women, в рамках которого девушки поддерживают развивающиеся стартапы, проводят мероприятия с целью обмена опытом, знаниями, контактами и идеями.

А вообще, как и в любой работе, есть свои сложности, свои плюсы. Ну и конечно, очень многое зависит от команды, а она у нас действительно замечательная, все большие профессионалы и молодцы!

О проекте:
LeClick.ru – качественно новый сервис, позволяющий в считанные секунды найти и забронировать ресторан. Не более 1% из них использует какое-либо CRM-решение для оптимизации основных процессов по актуализации базы гостей, коммуникациям, аналитике. Основная идея проекта – комплексное решение по автоматизации и управлению процессом бронирования ресторанов online – как для b2c, так и для b2b сегментов — со стороны посетителей (www.leclick.ru), со стороны ресторанов (платформа hostess.leclick).



Стартап представляет собой действующий с 2013 года бизнес, сотрудничающий с более чем 4 тысячами ресторанов и десятками тысяч клиентов, обращающихся к сервису через веб-портала и приложения на iOS и Android. В настоящее время проект открыт для софинансирования на платформе коллективных инвестиций VCStart. Продаваемая доля – от 1 до 12%. Инвестиции будут направлены на развитие отдела продаж, продвижение b2b-сегмента, а также продвижение сайта и мобильных приложений. Купить долю в проекте LeClick вы можете на сайте VCStart.com.
Tags:
Hubs:
-1
Comments 5
Comments Comments 5

Articles

Information

Website
vcstart.com
Registered
Founded
Employees
11–30 employees
Location
Сент-Винсент и Гренадины