Компания
34,68
рейтинг
5 июня 2014 в 10:59

Разное → Научная, медицинская иллюстрация и анимация: как врачам и ученым общаться друг с другом, студентами и остальным человечеством



Этим постом мы хотим дать общее представление о сфере, в которой работаем. В США, Европе, Канаде и Австралии публика о ней осведомлена, поскольку сама область научной и медицинской иллюстрации развита на порядок лучше, чем у нас. Мы вспомним историю вопроса, опишем как обстоят дела сейчас, какие задачи решают основные студии биомедицинской визуализации, расскажем про организации, которые этот рынок исследуют и курируют, а также поделимся некоторой статистикой.

Что это вообще такое? От рисования трупов к трехмерной анимации молекул и вирусов


В нашем организме около 206 костей разной формы и размера, более 600 мышц и сложно поддающееся подсчету количество нервов, сосудов, а уж тем более всевозможных клеток, относящихся к различным тканям и органам. Если углубиться сильнее, откроется картина огромного количества белков, РНК и других молекул, каждая из которых выполняет определенную функцию, а небольшие нарушения способны оказать драматический эффект на жизнедеятельность организма. Достаточно вспомнить прионы, которые из-за неправильного сворачивания молекулы могут вызвать серьезные заболевания.

Живые системы настолько сложны, что невозможно описать их во всех деталях, используя слова или формулы. Тем не менее, описание совершенно необходимо для понимания механизмов работы и причин поломки тех или иных биологических структур. Для решения описательных задач доктора и естествоиспытатели с древних времен учились делать корректные зарисовки и схемы как строения нашего собственного организма, так и окружающих животных и растений, которые могут приносить нам пользу, либо причинять вред. Если во времена Галена медицинская и научная иллюстрация была наивна и не точна, что, к слову не мешало его работам быть востребованными более 1300 лет, то, начиная с Андреаса Везалия, она стала оформляться как дисциплина и важный инструмент в обучении и работе врачей и ученых.



Примеры ранних медицинских иллюстраций. (Источник).



Части человеческого тела, изображенные Андреасом Везалием. Страница из книги De Humani Corporis Fabrica, 1543 год (источник).

Иллюстрация как научный метод получила новый стимул к развитию после того, как стали появляться первые увеличительные приборы, а за дело взялись Гук, Левенгук, Мальпиги, Грю и другие естествоиспытатели, начавшие описывать микромир и подготовившие базу для возникновения клеточной теории и понимания микроскопической анатомии живых объектов.



Срез стебля растения. Автор иллюстрации Неемия Грю. Из книги “The Anatomy of Plants. With an Idea of a Philosophical History of Plants, and Several Other Lectures, Read Before the Royal Society”. 1682 год. (Источник)





Иллюстрации Роберта Гука, вошедшие в книгу Micrographia, опубликованную в 1665 году (источник). Благодаря таким рисункам живые клетки получили свое название и привлекли внимание исследователей.

В настоящее время студенты биологи в процессе обучения все еще зарисовывают микроскопические препараты и вскрытых скальпелем тараканов, однако научная иллюстрация уже довольно давно стала отдельной комплексной дисциплиной, которая решает преимущественно не исследовательские, а коммуникационные и образовательные задачи. Актуальность этого рода деятельности растет, поскольку объем и сложность научного и медицинского знания увеличивается быстрее, чем способность людей в нем разобраться, а схемы, модели и анимации позволяют сделать изучение сложных тем существенно эффективнее. Если в XVI веке доктор и по совместительству медицинский иллюстратор по ночам гулял по кладбищам в поисках тел для вскрытия и зарисовки, то сейчас такие радикальные подходы не требуются, а в сфере занят широкий набор специалистов от ученых до профессионалов в графическом дизайне, трехмерном моделировании, компьютерной анимации. Разумеется, огромный прогресс в науке и научных методах играет одну из главных ролей в эволюции медицинской иллюстрации. Электронная микроскопия, рентгеноструктурный анализ и молекулярная динамика сместили внимание специалистов этой сферы от анатомии и микробиологии к молекулярной медицине, клеточной биологии и биохимии. Благодаря новым методам стало возможным определить и продемонстрировать строение и механизм работы отдельных молекул, крупных молекулярных комплексов и даже вирусов.



Белок кинезин, перемещающий клеточную везикулу вдоль микротрубочки. Студия XVIVO. 2013 год.



Частицы вируса гриппа на поверхности клеток эпителия верхних дыхательных путей. Студия Hybrid.



Внутреннее строение вируса иммунодефицита человека. Студия Visual Science. 2010 год.

Кому нужны научные и медицинские иллюстраторы?


Многие высокотехнологичные предприятия, будь то фарм-компании, фирмы, производящие медицинское оборудование, или частные клиники, нуждаются в информировании потенциальных клиентов, партнеров или инвесторов о том, какова суть их разработок и предлагаемых услуг. При этом если они придут в дизайн-студию широкого профиля с заказом на изготовление презентационных материалов, сайта или анимационных роликов, скорее всего, получение адекватного результата окажется весьма трудоемким и долгим. Причина в том, что обычный дизайнер или иллюстратор может не иметь ни малейшего представления о том, например, как устроены наночастицы на основе кополимера D,L-лактида и гликолида, или затрагивает ли перелом Ле Фора первого типа решетчатую кость. Конечно, можно пуститься в долгие объяснения, закидать дизайнеров референсами из атласов и ссылками на Википедию, но такой подход серьезно тормозит процесс и при большой энергозатратности не дает гарантий нужного результата. При этом затраченное время специалиста со стороны клиента, который “учит” дизайнера, количество правок и итераций, делают общую стоимость такого подхода очень высокой. Именно поэтому сформировалась специфическая ниша медико-биологической иллюстрации, анимации и дизайна, в которой обычно либо отдельные специалисты, либо команды сочетают в себе компетенции в области графического дизайна, медицины и науки.
Помимо высокотехнологичных компаний, в наукоемком дизайне, разумеется, нуждаются университеты и другие образовательные учреждения и проекты. Согласно последнему докладу американской Ассоциации медицинских иллюстраторов, порядка 39% специалистов в этой области работают на постоянной ставке в различных университетах и академических институтах. Из известных примеров можно привести Дэвида Годселла, работающего в Институте Скриппс в Калифорнии, группу медицинской анимации в Институте медицинских исследований Уолтера и Элизы Холл в Мельбурне, а также Грэхама Джонсона, разрабатывающего алгоритмы визуализации и моделирования молекул и клеточных структур в Университете Калифорнии в Сан-Франциско.





Внутреннее строение Mycoplasma mycoides. Дэвид Годселл. 2011 год.

Эти иллюстрации очень впечатляют своей детализацией. Примечательно, что все они выполнены карандашом и акварелью. Дэвид обрисовывает контуры молекул в программах молекулярной визуализации и затем вручную формирует такой орнамент. Минус такого подхода в том, что Годселл, как художник, может по-своему интерпретировать формы некоторых объектов, не углубляясь в научные данные, что сказывается на научной достоверности. Плюс — что этим способом можно делать много иллюстраций даже очень крупных объектов в короткие сроки.

Чуть больше трети медицинских иллюстраторов в качестве клиентов и нанимателей имеют фарм-компании, медицинские центры и клиники, издательства, юридические конторы, специализирующиеся на здравоохранении (часто в судебных разбирательствах бывает нужно проиллюстрировать, например, полученную человеком травму), а также рекламные и дизайн-студии. Остальные из опрошенных ассоциацией специалистов оказались заняты в некоммерческих организациях и фондах (18%), а также работали на некие правительственные конторы (7%).

По данным исследования, в 2009 году средняя зарплата медицинских иллюстраторов составляла $61000 в год при разбросе от $27000 до $150000. Руководители студий и арт-директоры зарабатывали больше ($93000 и $75000 в год, соответственно). Графические дизайнеры, аниматоры и разработчики мультимедиа контента зарабатывали приблизительно от $47000 до $58000.
Всего анализировалась занятость более 550 профессиональных членов ассоциации.

Частью биомедицинской визуализации является научное иллюстрирование и анимация. Специфика состоит в максимально аккуратной работе с исходными данными, — чаще всего результатами экспериментов или моделирования in silico. Задачи те же — коммуникация в профессиональной среде (начиная с определенного уровня известности автора), презентации, иллюстрирования научных публикаций, учебников и других образовательных материалов.

Ученые в повседневных задачах и самостоятельно неплохо находят общий язык друг с другом. Презентации на конференциях обычно примитивны с точки зрения графического дизайна и графики, но они в большинстве случаев уверенно решают свою задачу, поскольку аудитория подготовлена и относительно нетребовательна к уровню подачи. Трудности возникают, когда ученому приходится объяснять что-то аудитории с другим уровнем погружения в предмет, как например студентам, или вообще из другой области, например бизнеса, в случае с инвесторами или партнерами на стадии коммерциализации и популяризации разработок. В этом ситуации объяснить бывает гораздо сложнее, и качественные наглядные материалы становятся необходимы, для того, чтобы не ограничиваться набором аргументов Ричарда Докинза в этом отрывке: coub.com/view/1j2dqvn.

Биомедицинская иллюстрация сейчас


На рынке биомедицинской иллюстрации и анимации представлены несколько крупных компаний и довольно много более мелких игроков и индивидуальных иллюстраторов и дизайнеров. В основном специалисты этой сферы сосредоточены в США, Канаде и совсем немного в Европе и Австралии. Одна из ведущих студий анимации, XVivo, стала широко известна благодаря масштабному трехмерному ролику Inner Life of the Cell, который демонстрирует молекулярные процессы, происходящие в лейкоците при его активации во время воспаления. Ролик был сделан для образовательной программы Гарварда по молекулярной и клеточной биологии, но быстро приобрел гораздо более широкую аудиторию. При его создании компания использовала труд студентов Гарварда (ходят слухи — бесплатно).
Многие известные студии уделяют больше внимания не внутриклеточным процессам, а анатомии и физиологии человеческого организма. Примеры такой работы демонстрируют Hybrid, Zygote, Nucleus, Brian Cristie, Invivo, Anatomyblue, AXS Studio. При этом дело не ограничивается анимацией: студии создают учебные трехмерные модели, иллюстрации и приложения. Такая тематика бывает актуальна не только для образовательных учреждений, но и для госпиталей и клиник.

Для того, чтобы составить представление о сфере научной визуализации, можно ознакомиться с работами участников конкурсов, которые проводятся в данной области. Наиболее известным из них стал Science and Engineering Visualization Challenge, который проводится журналом Science совместно с National Science Foundation, в котором мы тоже участвовали в 2010 и 2011 годах. В нем сделан упор на естественные науки, а участники присылают как иллюстрации и инфографику, так и анимации, и даже образовательные игры. Компьютерная графика и анимация, созданная в студиях научного дизайна также бывает представлена на конкурсах SIGGRAPH, чей спектр участников не ограничивается медицинской иллюстрацией. Эффективность коммуникации и маркетинга в области медицины и здравоохранения оценивает жюри конкурса, проводимого организацией Medical Marketing & Media. Еще один заметный, но несколько сдающий позиции конкурс называется Vesalius, и в нем фокус именно на образовательной составляющей.

Ассоциация медицинских иллюстраторов, которая уже упоминалась, занимается сертификацией специалистов, координирует своего рода профсоюзные инициативы, проводит исследования рынка и выпускает аналитику и, между прочим, существует с 1946 года. Они также проводят собственный конкурс и выставку на ежегодной встрече членов, с работами победителей которого можно ознакомиться на сайте организации. В конкурсе, в отличие от SEVC, сделан упор на медицинскую составляющую.



Фото с первого собрания АМИ. Филадельфия, Пеннсильвания. 1946 год. (Источник)

Помимо конкурсов, некий срез области может дать каталог медицинских иллюстраторов, который издается ежегодно, или фотобанки, специализирующиеся на этой тематике, где представлены сотни тысяч иллюстраций, от экспериментальных фото, до сайнс арта.

Если тема будет интересна, в следующих постах мы расскажем о гораздо более широкой области коммуникации в области биомедицинских направлений т.н. healthcare communication, частью которой является биомедицинская иллюстрация и анимация.
Тема следующего поста:

Проголосовало 240 человек. Воздержалось 86 человек.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Автор: @clearlist
Visual Science
рейтинг 34,68
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Комментарии (32)

  • +2
    У вас великолепные работы. Я бы с радостью помог сотрудничать с вами нашим врачебным кафедрам. Те же переломы по Ле Фор — замечательны для преподавания. Хотелось бы, чтобы вы как-то обозначили свою политику для обучения/коммерческого использования. Мне кажется вы в итоге от такого сотрудничества с врачами только выиграете.
    • +3
      Политика вполне стандартная для отрасли. Часть материалов создается под конкретную задачу и заказчика, и в этом случае стоимость определеятся затратами на создание моделей, анимации или образовательных приложений. Для некоторых работ, которые универсальны практически для любого курса анатомии, биохимиии, физики, химии, например для биохимии — связывание кислорода гемоглобином, действует система лицензий. Большая часть веб-приложений (пока это простые крутилки и иллюстрации с зумами-подписями) будет общедоступна на сайте, и их свободно можно использовать как в университетах так и в школах. Пример таких приложений в полном смысле этого слова мы покажем через неделю-полторы. Как уже писал ранее, это будут кроссбраузерные, кроссплатформенные виджеты с возможностью вращать модель, на которой размечены все элементы и зоны. Система мультиязычная и и дает возможность по списку найти нужную зону и или фрагмент, или прямо на модели выделить интересующий участок и получить его описание, рассмотреть со всех сторон.

      Отличием от зарубежных компаний может быть наша политика работы со студентами и некоммерческими организациями. Для студенческих работ мы предоставляем иллюстрации среднего размера бесплатно, единственое условие — выслать копию работы, которая получилась. Для некоммерческих организаций, прежде всего в сфере образования есть система скидок до 70%.
      • +1
        Интересно. Тут есть нюанс — DRM в виде веб-приложений защищает ваши права, но возникает проблема использования этого в лекциях. Как это в оффлайн-лекцию вставить? PDF, ODP и тому подобные форматы? Кафедра хирургической стоматологии нашей была бы очень рада тем же иллюстрациям черепа, как и кафедра анатомии и кафедра оперативной хирургии. То есть, если преподаватель хочет показать ваши работы студентам он либо должен делать скрины, либо выковыривать видео, что несколько не похоже на лицензированную деятельность. Может быть есть смысл передачи каких-то обучающих материалов с указанием лицензии под договор или что-то подобное? Плюс те же кафедры анатомии могут предоставить вам богатый набор реальных черепов, органов, скелета и прочего под сканирование, фотографирование. А преподаватели могут оказать консультативную помощь. Наша кафедра микробиологии была бы очень рада напечатать плакаты с теми же вирусами для обучения студентов. У нас сейчас это часто чуть ли не гуашью нарисовано.
        • +1
          Разумеется, если такая потребность есть у ваших колег, и существуют ограничения по доступности интернета во время лекций — стоит обсудить возможное решение. Онлайн решения, конечно, прежде всего для индивидуального использования. Локальные решения мы делали для нескольких зарубежных ВУЗов, но поскольку это коммерческие организации, и их задачи не были стандартными, то там были другие условия. С плакатами все гораздо проще, можно сделать.
          • 0
            Тогда я, с вашего позволения, пообщаюсь с коллегами по поводу иллюстративного материала. Искренне радует подобная открытая политика) Надеюсь, что благодаря таким компаниям как вы, мы сможем внести свою лепту в улучшение качества образования студентов. Могу я предложить вам оставить свои контакты здесь для сотрудников других ВУЗов, у которых нет аккаунта на Хабре? Медики нас все-таки читают, пусть здесь их и немного.
      • +1
        В любом случае, работы восхитительны. Будем рады сотрудничать)
        • 0
          Иван, напишите, пожалуйста какие потребности есть у ваших коллег, какие ограничения и трудности. Может кто-то из других профильных ВУЗов также дополнит картину в комментариях, и у нас будет лучше понимание того, как можно помочь нашему образованию в этой области. У меня, к сожалению, есть опыт общения преимущественно с западными университетами, где задчи поставлены предельно четко, и нет проблем с финансированием. И к огромному сожалению практически не встречал инициативы что-то улучшать в подаче материала в тех московских ВУЗах, с которыми приходилось общаться.
          • 0
            Желание улучшать есть со стороны вчерашних студентов вроде меня и у немногих преподавателей. Я прекрасно понимаю преимущества качественных учебных пособий. И мне легко поставить себя на место таких студентов. Трудности в финансировании как обычно. Если покупку ПО еще как-то стали воспринимать, то приобретение контента — это за гранью понимания как правило. Поэтому финансовая часть сотрудничества будет весьма непростой в большинстве случаев. Здесь я вижу несколько плюсов для вас:
            1) Качественные плакаты с вашими логотипами и контактами. Реклама. Аспиранты и молодые ученые, которые планируют публиковать что либо могут приобретать у вас иллюстрации в индивидуальном порядке.
            2) Консультативные услуги ВУЗА и его преподавателей. Многие захотят помочь в обмен на контент, как мне кажется.
            3) Практическая помощь в виде предоставления приборов, сканов, томограмм и тому подобного.
            4) Улучшение кармы)) Если вы станете достаточно известны как поставщик образовательного контента на льготных условиях, вы можете засветиться в новостях, конференциях и т.п. А там уже иувеличение коммерческих заказов.
            Все это сугубо мое видение ситуации.
            • 0
              Наверно не совсем точно сформулировал вопрос. Какие потребности и возможности есть у преподавателей? Например, с образовательными плакатами все ясно, их можно постепенно заменять и дополнять новыми. Вспоминаю, когда мы учились на биофке МГУ, плакаты были по словам преподавателей ровесниками здания на Воробъевых горах, к открытию которого их и сделали. А вот ваш тезис про невозможность использования в презентациях онлайн материалов для меня стал неожиданностью. Хотя легко могу себе представить что вообще показ с проектора на лекциях анимации, иллюстраций или других пособий может быть сложным во многих старых вузах, где аудитории проектировались без учета необходимости в затемении. Другими словами, мой вопрос скорее о реалиях нынешнего образовательного процесса, как, например нет интернета в аудитории, а значит нужны локальные версии вижетов, нет возможности показывать что-то на большом экране — надо делать приложения для смартфонов прямо студентам и плакаты преподавателям.

              Также о самих курсах. Помню у нас в курсе биохимии, была очевидная проблема — полная потеря актуальности отечественными учебниками и отличие в методике преподавания в России и США. Наш преподаватель решал эту задачу, заказывая сотни лучших учебников и составляя из их фрагментов на ксероксе коллаж. На каждый семинар получалась стопка из 10-20 листов с такой мозаикой. И как сейчас понимаю, это был оптимальный путь — максимальная гибкость подачи информации, близкая к нулю стоимость производства, возможность использовать те же листы для пометок во время лекции. Получается, что и придумывать ничего не надо, просто можно дополнить.

              Но допускаю, что в других областях, вроде анатомии и антропологии мможет быть более очевидная потребность в 3D и современных технологиях. Тут очень интересно ваше мнение и наблюдения ваших коллег.
              • 0
                Пожилые преподаватели компов боятся, что крайне печально. Если бы я был студентом, я бы очень хотел интерактивную модель черепа, например. Для изучения всех ямок, каналов и прочего. Настоящих черепов не хватает на всех студентов и приходится по очереди заниматься. Тут только очень жесткие требования к достоверности моделирования всплывают.
                Про лекции — сейчас иллюстрации обычно цельнотянутые откуда-то и редко качественные. Специфика такова, что в нашем ВУЗе интернета тупо толком нет, хотя есть резиновый магистральный оптический линк. Ни одной Wi-Fi точки доступа. У преподавателей интернет зарезан до 100 мегабайт в месяц. Поэтому лекции читают как правило либо по плакатам в небольших аудиториях, либо с немолодых VGA-проекторов в формате PowerPoint. Интегрировать ваши интерактивы сложно. Придется сворачивать лекцию и крутить вручную в отдельном приложении. Тут скорее видеоролики бы по формату подошли, а интерактивы для студентов с планшетами/телефонами для работы на занятии и самостоятельного изучения.
                Для оперативной хирургии были бы бесценны работы по иллюстрации различных типовых операций и манипуляций, но это безумно сложно и дорого. Боюсь мало кто из ВУЗов это оплатит.

                В стоматологии можно хорошо совместить открытость с коммерцией. Для студентов ВУЗов что-то сильно льготное, для клиник платное. Вот очень ценный для стоматологов продукт, который для студентов недоступен, к сожалению Orasphere
                • 0
                  Печально…

                  Orashpere по задумке отличао, но реализация еле-еле на 3.

                  Действительно, разобраться на наглядном примере, а не на пальцах, это удобно и правильно! Кстати такой подход к разъяснении пациенту сути предстоящих процедур, та самая особенность коммерческой медицины США, в реализации которой заняты многие медицинские иллюстраторы, выпускники соотвествующих вузов США и Канады. И только сейчас понял, что в посте мы полностью обошли вопрос подготовки таких специалистов, а ведь многие курпные университеты имеют кафедры и отделения медицинской иллюстрации. Наверное расскажем уже в отдельном посте.

                  • 0
                    Даже их не самые качественные работы очень востребованы. А уж студентами то как… Вместо черно-белых иллюстраций начала прошлого века.
  • +3
    все это интересно, но хотелось бы более предметной информации.
    Например, взять одну из представленных картинок и расписать процесс ее визуализации от и до.
    • 0
      Такая история уже в процессе — первая часть про создание 3d моделей вирусов была в первом посте. Конечно, приходится обобщать, т.к. несмотря на общий алгоритм для всех моделей вирусов, детали процесса могут сильно отличаться. Или вы хотите увидеть step by step инструкцию на каком-то примере? В таком формате мне бы хотелось разобрать несколько научных иллюстраций или постеров, и помочь их улучшить. Но тут ждем ученых с их работами на почту mailbox@
  • +2
    Отличная статья, потрясающие работы. Вот как надо себе рекламу делать, молодцы.
    • +1
      Это действительно интересное направление с большой историей, талантливыми командами и выдающимися работами. Об этом приятно рассказывать
  • +2
    И все-таки, очень интересно было бы разобраться в том, кто и как в советские времена рисовал все те обучающие плакаты и иллюстрации по анатомии, зоологии, ботанике и всему прочему, что висели в коридорах и аудиториях Биофака, когда мы там учились. Наверное, и сейчас висят. Среди этих работ, как я помню, было очень много весьма толковых, интересных и аккуратных.
  • 0
    Немного не по теме, но все же, вот казалось бы грипп, отлично изучен, даже подробная модель вируса есть, вопрос, когда его эффективно и быстро лечить научаться?? Почему, принимая даже самые лучшие препараты для лечения (из ныне существующих) элементарный насморк несколько дней приходится лечить? К тому же, как показывает практика, сам по себе насморк (без лечения) пройдет примерно за тоже время.
    • 0
      Вирусы это проблема. Они паразиты внутри клетки. Причём в активной фазе они встраиваются в геном клетки. Лечить их, не причинив вреда клетке, все равно, что заниматься переписыванием исходников ядра в поисках ошибки на лету. Причём ошибка может переползать в разные участки.
      По факту неделя нужна на дрессировку собственных клеток-убийц, которые будут убивать зараженных и выделять узкоспецифичные яды против конкретного вируса или его белков. Стоит вирусу измениться, как синтезированные антитела уже не подходят и надо выращивать новое поколение убийц. Здесь кстати полная аналогия с генетическими алгоритмами. B-лимфоциты мутируют пока не станут максимально заточены под конкретного противника. Впоследствии они задумчиво плавают по организму и, если снова придёт тот же враг, начнут массово клонироваться. В результате не нужна неделя на выращивание нового поколения и человек не заболеет, так как враг будет задавлен в зародыше.
      • 0
        А в чем смысл тогда противовирусных препаратов? Получается, что с ними, что без них болеть человек будет неделю.
        • 0
          В случае гриппа самое опасное — это осложнения. От них часто погибают люди из групп риска: малыши, старики и пациенты с ослабленным иммунитетом. Поэтому важно иметь какое-то средство, которое позволит уничтожить вирус до того, как возникнут осложнения. Правда, в настоящее время средства от вируса, блокирующие отдельные его белки, к сожалению, нельзя назвать суперэффективными.
        • +2
          Противовирусные препараты делятся на 2 типа: специфические и неспецифические. Специфические направлены на конкретный вирус, к примеру, препараты направленные на вирус гриппа блокируют прикрепление вирусов к клетке. Как только вирус проник в клетку, он недосягаем для иммунитета и приходится уничтожать всю клетку. Неспецифические лекарства повышают общий уровень иммунной защиты, потенциируя развитие собственного иммунного ответа, если проще, то как сказал Meklon, ускоряют мутацию B-лимфоцитов под конкретного противника.
      • 0
        Все так, за одним небольшим исключением. Далеко не все вирусы встраиваются в геном. Это делают, например, ретровирусы, такие как ВИЧ. Грипп такого не умеет, уж не знаю, к счастью, или к сожалению)
    • 0
      Дело в том, как быстро вирусы меняются. Грипп, к тому же, помимо точечных изменений в генах, а следовательно, в строении белков, имеет способность еще и меняться кусками своего генома с другими штаммами вируса, если они тоже заразили данный конкретный организм. «Структура вируса» — это некая общая модель, а даже небольшие отличия в конкретных белках могут сделать его не узнаваемым для иммунитета.
      • 0
        Есть реальный шанс, что в будущем научаться лечить ОРЗ, например, за час?
        • 0
          Это зависит от того, насколько далекое будущее вы имеете в виду:) В обозримом — вряд ли.
          В принципе, для борьбы с вирусом надо решить три задачи: понять, с каким конкретно патогеном имеешь дело (узнать все про его геном и белки); найти то, что какой-то из ключевых белков сломает и придумать, как это быстро доставить к зараженным клеткам. Скорость решения всех этих задач, конечно, постоянно растет. Но до того, чтобы делать это за час, еще очень далеко.
          К тому же, одной из самых разумных стратегий борьбы с инфекционными заболеваниями является вакцинация в сочетании с мониторингом образования новых штаммов. Я думаю, что ключ скорее в том, чтобы предотвратить эпидемии, чем в том, чтобы их потом лечить. В конце концов, с некоторыми вирусами уже справились.
          • 0
            Печально, конечно… Интересно, что раньше произойдет: построят человеческую колонию на марсе или научаться ОРЗ за час лечить? У меня такое ощущение, что первое произойдет раньше…
            • 0
              Я почти уверен. Вирусы куда круче нас. У них эволюция протекает за считанные сутки. У них толком нет механизмов защиты от мутаций, они неаккуратно выпиливают свои куски из клетки, прихватывая с собой куски её генома. В результате получаем врага, который может наштамповать офигиард миллиардов солдат, которые эволюционируют под ваше оружие за несколько поколений. А поколение занимает часы.
              • 0
                Да, вирусы — это просто восхитительно. Но есть все же штука, которая играет нам на руку. Ведь в долгосрочной эволюционной перспективе любой патоген выигрывает от того, что приспосабливается к своему хозяину. То есть научается причинять не слишком серьезный вред и при этом эффективно размножаться. Как делают большинство папиллом и многие герпесы, например.
                Проблема — это именно новые для вида патогены. В этом смысле ВИЧ очень интересен. Про него ведь даже примерно известно, когда он к нам от обезьян передался (20-е годы прошлого века). Но, несмотря на новизну, сразу смог и сидеть тихо и передаваться эффективно. Чаще бывает по-другому. Новый для вида вирус вызывает сильные симптомы, быстро убивает и плохо передается. Так бывает со штаммами гриппа, которые циркулируют преимущественно в птичьих популяциях, и у которых «номера» их белков что-нибудь типа H7N9. Часто бывает так, что они случайно начинают передаватся от зверей к человеку и демонстрируют высокую убойную силу.
              • 0
                Говоря о далеком будущем, можно пофантазировать, и представить себе, что после изобретения полноценной ретровирусной терапии будет изобретена, скажем, прионная, где белки-прионы, модифицированные искусственно по данным анализа биохимической структуры патогена, будут разрушать патоген, где бы он ни находился. Не все же им превращение нервной ткани в губку вызывать…
  • +3
    Вдруг попался забавный пример «анатомического» моделирования (очевидно, для юных медиков и биологов):

    image
    • 0
      Старший научный консультант VS видимо совсем устал от точности и научной достоверности…

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разное