Компания
377,25
рейтинг
5 февраля 2013 в 15:57

Разработка → Видео лекций всего курса первой Школы разработки интерфейсов Яндекса tutorial

Разработка интерфейсов — одно из важнейших направлений в Яндексе, сервисами которого пользуются миллионы людей. А ни один российский вуз, к сожалению, не готовит разработчиков интерфейсов. Все знания, которые необходимы современному верстальщику или фронтенд-программисту, приходится черпать из статей в интернете, книг, докладов на конференциях. Но зачастую этого бывает недостаточно. Почти каждого нового разработчика интерфейсов, которого мы принимали на работу, приходилось многому обучать.

За долгое время работы в Яндексе нам удалось систематизировать все наши знания и огромный опыт в создании фронтенда веб-сервисов. Результатом этого осмысления и длительной работы стала первая Школа разработки интерфейсов, занятие которой шли в московском офисе Яндекса. Вся практическая часть обучения проходила в реальных проектах Яндекса. Теоретическая же состояла из лекций, которые читали ведущие разработчики интерфейсов Яндекса: Сергей veged Бережной, Михаил mishanga Трошев, Алексей doochik Андросов, Михаил azproduction Давыдов и другие.

Выпускники первой Школы разработки интерфейсов Яндекса

Сегодня мы выкладываем видеозаписи каждой из них. Весь курс систематизирован и поделен на пять блоков: инструменты разработки, технологии в разработке интерфейсов, языки программирования, фреймворки, дизайн.

Инструменты разработки



Технологии в разработке интерфейсов



Языки программирования



Фреймворки



Дизайн




По итогам курса 20 выпускников Школы стали нашими коллегами, и теперь работают над интерфейсами сервисов, которыми пользуются почти все российские интернет-пользователи. Вторая Школа открылась 2 февраля в симферопольском офисе Яндекса, где работает Виталий vithar Харисов. Ближе к лету этого года мы планируем начать набор на третий поток обучения, которое снова будет проходить в Яндексе в Москве.
Автор: @vtenity
Яндекс
рейтинг 377,25

Комментарии (64)

  • +21
    Тот, что в середине, замышляет явно что-то не доброе :)
    • +1
      похож на Хомякова :)
  • +17
    Нет, ну вы там в своем яндексе совсем уже оху… молодцы нереальные!
    Спасибо!
  • 0
    В Яндексе нет разделения на дизайнеров и фронтенд-разработчиков?
    Вопрос из названия — школа разработки интерфейсов, видимо наивно думал, что интерфейсы разрабатывают дизайнеры…
    • +3
      Просто у них более широкое понятие интерфейса, чем обычно считают. И правильно они делают.
    • +3
      Разделение есть, но под разработкой интерфейсов понимаем именно фронтенд-разработку.
    • 0
      В этом плане есть два понятия – дизайнер интерфейсов и разработчик интерфейсов. По-моему всё справедливо :)
  • +4
    Было очень круто! Я с огромным удовольствием прочитал все свои лекции. Аудитория была очень отзывчивая. И даже не поленились реализовать The Abstract Equality Comparison Algorithm, который был в качестве одного из ДЗ :)
    • +1
      да, было дело)
  • +3
    Яндекс, огромное Спасибо!
  • 0
    Очень круто, молодцы! А не планируется создания школы онлайн-обучения? А то до Симферополя лично мне далековато.
    • +4
      В Симферопольской ШРИ мы проводим трансляцию лекций для всех на этой странице — events.yandex.ru/events/shri/simf-2013/
  • 0
    Было очень круто, всем спасибо.
    По семейным обстоятельствам не смог присутствовать на выпускном :(
  • +4
    Спасибо огромное за видео!
    *пожелание*Было бы очень удобно, если появится торрент для скачивания всех лекций разом
  • 0
    1,09 МБ
    Ну зачем? Она же не выглядит на столько?
    • 0
      Покажите, пожалуйста. где вы это нашли.
    • 0
      Fixed, просим прощения.
  • +1
    Нет ли планов на 4й поток в Киеве? =)
    • +1
      Планов пока нет, но над идеей подумаем.
  • –21
    Зашел посмотреть про JavaScript фреймворки. Ребят, я конечно всё понимаю, может Алексей и прекрасный специалист, но ведь невозможно смотреть видео, когда человек так заикается.

    events.yandex.ru/events/shri/msk-2012/talks/541/

    Против Алексея лично ничего не имею.
  • +6
    Девушка милая :3
  • +6
    Извините, придётся стать белой вороной и подбросить к этому посту немного неприятных вещей.

    Судя по всему, на Хабрахабре я один из немногих (надеюсь, что не единственный) человек, который интересуется accessibility и ко всем с этим пристаёт, но всё-таки раз уж зашла речь…

    В Яндексе вопросами доступности интерфейсов и сервисов вообще кто-нибудь занимается? Просто если судить со стороны, то accessibility менеджмент отсутствует как явление. Заметно как по web, так и по программным продуктам. Нет даже формальной стратегии, хотя у всех западных компаний (например: Google, Facebook, Oracle и др.) это практически обязательный атрибут. Не говоря уже о реальных делах.

    Но одно дело подозревать, а сейчас я вижу, что и в обучающем процессе эта тема даже не упоминается. Или считается, что это не относиться к азам или вообще нецелесообразно?

    Можете дать какие-нибудь комментарии, или я совсем не по адресу?
    • +1
      Мы занимаемся, и есть специалисты в этом. Отдельного занятия по Accessibility не было потому что в курс невозможно включить всё-всё-всё. Многие темы в курсе не освещены, ведь мы даём не рыбу, а удочку: в сети есть материалы, и каждый студент продолжает своё обучение самостоятельно. Впрочем, это ведь справедливо для всех разработчиков интерфейсов, а не только для студентов ШРИ. Как там Галахер (кажется) в твитер писал — каждые 6 недель надо изучать новую технологию.
      • 0
        OK! Как я могу связаться с теми людьми, которые за это отвечают? Есть что-то типа страницы yandex.ru/accessibilityи адреса accessibility@yandex.ru? Есть ли некий менеджер, отвечающий за контроль качества в контексте accessibility?

        Не примите за личный выпад против кого-либо, от подобной мотивации я далёк, но серьёзного подхода к доступности или хотя бы соответствующего тестирования в Яндексе абсолютно не заметно.

        Я понимаю, что возможно это вообще не зона ответственности тех людей, которые отвечают за данный пост, но, как уже сказал, игнорирование accessibility Яндексом таково, что даже соответствующих сотрудников, если они и есть, просто не найти. Если сможете ответить на вопросы в начале этого комментария, то буду благодарен.
        • 0
          В своём комментарии я имела в виду не кого-то, «отвечающего за контроль качества», а разработчиков. Естественно, общего адреса у таких разработчиков нет. Просто есть люди, которые что-то знают чуть больше остальных.
          • 0
            То есть, иными словами, в Яндексе отсутствуют специалисты, именно отвечающие за accessibility, а не просто разбирающиеся в этом вопросе, и компания не занимается централизованным контролем доступности своих продуктов, как это принято у других?

            Как тогда предполагается повышать уровень доступности, если специально этим никто не занимается, на обучающих мероприятиях о существовании данного аспекта не рассказывается, да и тестирование также не проводится?

            OK! В общем-то это вопросы риторические. Скорей интересует последний момент: есть тогда хоть какой-то канал обратной связи, где готовы конструктивно воспринимать информацию о провалах accessibility в текущих продуктах, чтобы дать этому какой-нибудь ход, или доступность поставляется лишь в том объёме, в каком реализуется случайным образом, исходя из необязательных компетенций сотрудника в этом вопросе, попавшего в тот или иной проект, и не более того (SMM-каналы типа Twitter не в счёт — это не серьёзно
            • 0
              В моем комментарии содержится информация о наличии разработчиков. Из этого не следует отсутствие менеджеров.
              • 0
                Хорошо, но связаться с этими ответственными за доступность продуктов Яндекса менеджерами как-то можно, или они только для «внутреннего употребления»?
                • 0
                  Опишите, пожалуйста, для чего конкретно вам нужно с ними связаться?
                  Можно личным сообщением, если по каким-то причинам не хотите писать в комментариях.
                  • 0
                    Да нет, мне-то скрывать особенно нечего. ;-)

                    В общем-то есть несколько смысловых уровней:

                    • На первом, хотелось бы просто узнать, занимается ли кто-то в Яндексе этим вопросом и насколько серьёзно, потому что результаты во многом оставляют желать лучшего. Так сказать, хотелось бы просто понять чисто для себя, что к чему.
                    • На втором, хотелось бы получить официальный канал, по которому можно было бы передавать соответствующую информацию о проблемах accessibility и где бы на неё адекватно реагировали и реально предпринимали какие-то меры.
                    • На третьем, если с пониманием принципов accessibility и её тестированием в Яндексе всё-таки есть объективно признаваемые руководством трудности, то мог бы оказать посильное содействие (без вопросов и на общественных началах, как и обычно). Так как я здесь пишу не для троллинга, а потому, что у Яндекса реально есть проблемы, которые уже давно надо было бы начать решать.


                    (Не люблю говорить о себе, к тому же в контексте «продаже себя по дороже», но если к контакту с accessibility-менеджерами Яндекса допускаются только избранные, то могу объяснить, кто я такой и с какой целью задаю подобные вопросы. Может и сочтёте достойным.)

                    Неужели accessibility — это такой закрытый отдел в Яндексе? Доступность — это, конечно, одно из конкурентных преимуществ, но вряд ли оно может являться предметом промышленного шпионажа. Гм, я бы тогда был уже миллионером.
                    • 0
                      Общедоступностью занимаемся. Есть выделенные сотрудники. В потоке сообщений о багах весьма заинтересованы. Пришлите баг-репорты в меня (iseg@...), я вас соединю с ответственным менеджером.
                      С уважением,
                      Илья
    • +1
      я слышал, что на западе это чуть ли не законодательно регулируется, в том плане что могут быть юридические проблемы, если accessibility не на должном уровне
      • +1
        Да, но зачастую жёсткие требования к доступности там выдвигаются лишь для государственных учреждений и учреждений, получающих государственное финансирование (см. закон Section 508 в США). Хотя никто не мешает самим пользователям «брать за жабры» тот же Google, который, в своё время, получал подобные иски.

        В общем-то для крупных западных компаний, соблюдение accessibility теперь уже стало чем-то вроде обязательного атрибута, подразумевающегося по умолчанию без дополнительной стимуляции. К сожалению, до такого уровня просветления отечественные Яндекс или Mail.Ru, судя по всему, ещё не добрались.
    • 0
      Я бы сказал, что кроме яндекса никто и не занимается этим вопросом. По крайней мере, я от других компаний от этом не слышал. Мало кто может себе позволить выделять деньги на accessibility, учитывая, что профит от этого будет только ввиде пиара.
      • 0
        А я бы сказал, что и Яндекс этим, по большому счёту, не занимается, хотя и входит в W3C, где более десятка лет существуют готовые стандарты по этому вопросу.

        Не знаю, где вы слышали о каких-либо активных действиях Яндекса в сфере accessibility, но лично мне известна только вот эта лекция. Однако этого объективно недостаточно, да и там не всё точно (проблемы не в технической, а в идеологической части доклада). Помимо того, прямо в начале докладчик признаётся, что в Яндексе вообще никто даже понять не мог суть проблемы, когда пошли обращения, тогда как уже в 1999 году появился первый WCAG, то есть готовое руководство. Таким образом, в Яндексе в принципе получили представление о существовании понятия accessibility лишь несколько лет назад, по крайней мере, так следует из единственного материала Яндекса на эту тему, который мне удалось найти.

        Есть ещё ссылка в интерфейсе Яндекс.Почты, предназначенная как бы для пользователей вспомогательного программного обеспечения, но о качестве этого решения говорить даже не стоит, так как она противоречит здравому смыслу, потому что просто переводит на облегчённый интерфейс с урезанным функционалом, тогда как во всех стандартах указано что-то вроде:

        Если вышеуказанные требования не могут быть удовлетворены никаким другим путём (речь о требованиях доступности), то пользователю должна быть предоставлена текстовая страница с эквивалентной информацией и функциональностью. Причём обновление содержимого этой страницы должно осуществляться одновременно с главной.


        Это вольный перевод относительно простого стандарта Section 508 (параграф 1194.22, пункт (k)), но аналогичные требования есть и в WCAG 2.0. Так что если и делать альтернативные интерфейсы, то с учётом подобных требований, а не строить потёмкинские деревни. Это уже не говоря о том, что accessibility простых интерфейсов (не каких-то web-карт или игр) — это не такое сложное дело и решается просто закладыванием нескольких дополнительных требований в изначальное ТЗ.

        Есть, конечно, Яндекс для слабовидящих, но этого явно недостаточно для того, чтобы утверждать, что компания является ярым поборником идей доступности. Да и в цивилизованных местах сегрегационный подход в проектировании продуктов уже давно уступил место универсальному дизайну.

        В общем не знаю откуда вы это взяли, но я не замечаю, чтобы в Яндексе кто-то серьёзно этим занимался. Да и сами можете видеть по комментариям к этому посту: мне тут уже отвечали два или три представителя Яндекса, но конкретной информации по вопросу «кто занимается accessibility и как с ним можно связаться?» мной до сих пор так и не получено, хотя лично я слабо себе представляю эффективный отдел доступности, который не имеет прямого контакта с пользователями.

        Что же касается профитов от обеспечения доступности, то тут далеко не всё так просто, как вы думаете. Да и понятие «социальный эффект» часто является одним из элементов расчёта инвестиционной привлекательности. Но в принципе известны и простые бизнес-кейсы, например, «Tesco», в своё время, открыли специальную версию своего Интернет-магазина специально для незрячих, что, по их собственным заявлением, принесло дополнительные 13 миллионов фунтов стерлингов годовой прибыли. Ну а вообще это большая ошибка считать, что accessibility нужна только инвалидам.
        • 0
          Я, собственно, на этой конференции и присутствовал и удивился, когда услышал об accessibility. Мне кажется, что, с точки зрения обычного российского бизнеса, это довольно бесперспективное занятие, т.к. даже процент целевой аудитории неочевиден и проще даже не связываться. Думаю, со временем ситуация будет меняться вместе с общей культурой страны.
          • 0
            Ну Яндекс — это немного другой случай, нежели простой бизнес в виде какого-то Интернет-магазина регионального уровня. В сущности многие сервисы Яндекса не приносят прямой прибыли, а преследуют цель повышения лояльности пользователя.

            Тем не менее, если и говорить о пользе accessibility для тех или иных Интернет-проектов, то ещё раз повторяю, не надо понимать доступность узко, как доступность для людей со справкой об инвалидности. Инвалиды — это лишь своеобразная лакмусовая бумажка, на которых проблемы accessibility наиболее заметны.

            Например, если вы не прописали текстовые метки к графическим атрибутам, то да, это сделает их недоступными для слепых, но проблемы будут не только у них. До сих пор многие люди работают в Интернете с отключённой графикой, например, в отдалённых районах страны или просто какие-нибудь студенты, у которых в общежитии часто скорость Интернета оставляет желать много лучшего. Если у вас в web-интерфейсе куча элементов, срабатывающих по наведению мыши, то у слепых или людей с нарушениями подвижности также будут с ними проблемы, но опять же не только у них. В браузерах мобильных устройств такие элементы тоже будет сложно активировать, и это уже не будет зависеть от наличия проблем со зрением или моторикой.

            Таким образом, accessibility, в её наиболее широком понимании, — это не доступность для инвалидов, а доступность для людей с ограничениями, а вот ограничения могут иметь совершенно разную природу. Ограничения могут быть аппаратными (например, отсутствие поддержки Flash на устройствах Apple) или физическими (невозможность что-то сделать с точки зрения текущего состояния здоровья), а физические ограничения могут быть постоянными (например, инвалид-колясочник, который не может заехать на крыльцо с высокими ступеньками) или временными (например, человек, который сломал ногу и временно ходит на костылях и в итоге также как и колясочник не может забраться на высокие ступеньки, или же вообще абсолютно здоровая миниатюрная девушка с детской коляской).

            В итоге аудитория, заинтересованная в accessibility, намного шире, нежели обычно принято считать.
  • +11
    Неплохо бы торрент сделать со всеми видео.
  • +2
    Огромное спасибо!
  • +3
    Спасибо за материалы.

    Смотрю лекции по CSS — новой информации пока не много, но парень за кафедрой хорошо рассказывает, чувствуется, что в зале отличная атмосфера, всем интересно и весело, захотелось оказаться там же, обсудить vertical-align и постебаться над blink :)
  • –22
    Посмотрите на мои труды а точнее виджет вкладки, которые я сделал в далеком 2008 году (и не только их) — аналогов в мире не имеет. Все гуева и все кавайно:
    image

    Возмете меня к себе? Ну и ладно — Яндекс давно перестал быть для меня компанией в которой я хотел бы работать.
    • +4
      Очевидно, Яндекс тоже не очень по этому поводу расстроился.
      • 0
        Нет, им пока рано расстраиваться. У них IPO удачно прошло и деньги еще есть.
  • 0
    А я хочу побольше
    Yet another Conference
    Когда в этом году будет?
    А то база из года в год не меняется а вот в YAC что то новое всегда есть.
    • 0
      Осенью.
  • +6
    Спасибо вам за проделанную работу, ребята!
    Многие лекции лично для меня были очень пользительны. Как только они появлялись на video.yandex.ru, я тщательно заполнял в специальном блокнотике ссылки напротив названий. Теперь он потерял актуальность, и меня это даже радует.

    З.Ы. Еще всем рекомендую отличную подборку видео с различных конференций от operatino: tohtml.it/post/36728117424/front-end-videos-2012

    З.З.Ы. Без veged'а фотография смотрится сиротливо. Или он опять резко изменил внешность за полгода?
    • 0
      veged сидит крайний справа.
      • 0
        Честно говоря, на этой фотке его реально не узнать.
        • +2
          просто все слишком радостно улыбаются :-D
  • –15
    поймите меня правильно…
    • +5
      Пользоваться для подрисовки стрелочек фотошопом и выкладывать скрины 2111х1080… Хм, а вы гвозди чем забиваете? И почему ойфон не попал в кадр?
      • –14
        )) а ты фантазер как я вижу )) всегда с iphone фоткаешься?
        • +5
          Нет, я просто удивился, что человек, продемонстрировавший мак, фотошоп и Apple Cinema Display, не продемонстрировал ещё и айфон.
          • –4
            аааа да вот твой Apple Cinema Display )))
            • –2
              А ойфон-то где?
              • –8
                и тем самым я показал только шоп и меню mac )) и ты сдедал вывод что я обладатель mac + iphone + Apple Cinema Display… хм…

                БРАТИШ ТЫ МЕНЯ ОГОРЧАЕШЬ!!!
              • –8
                чувак а не ты ли с этой фотки? о_О я тя уже боюсь! который на картах сидит ))
  • –7
    comand+shift+3 и все твое удивление ))) принскрин ;) )))) расмешил…
  • –4
    Вопрос — а кто пробовал видео качать?
    БЭМ: Теория
    БЭМ: Практика — ?? пробовал раз 15 не качается =(
  • 0
    А отсутствовавших портретами на стене слабо зафигачить? )

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разработка