Компания
510,13
рейтинг
24 июля 2013 в 19:32

Разработка → Бета-версия Островов Яндекса: «Мы хотим наделить смыслом любой элемент, находящийся на странице результатов поиска»

Сегодня открывается бета-версия Островов Яндекса. Это платформа с новым интерфейсом и интерактивными ответами, которые призваны упростить людям решение их задач.

Доступ к бете мы будем открывать постепенно: сегодня свои инвайты начнут получать все, кто запросил к ней доступ после объявление платформы в мае.

По этому поводу, специально для Хабра, мы взяли интервью у руководителя проекта «Острова» Тараса Шарова. Он рассказал о принципах и истории платформы, а также о том, зачем Яндекс затеял такое серьёзное обновление вида результатов поиска.



Привет, Тарас. Расскажи, что такое платформа «Острова», и почему мы сегодня возвращаемся к этой теме.

Острова — это и продукт, и платформа, и интерфейс. На YaC/m мы рассказали о платформе. Сегодня открываем бету, в которой запускаем «островной» интерфейс и некоторое количество интерактивных ответов. Все, что мы сейчас делаем, правильно воспринимать как продукт, который существует на трех платформах: десктопах, планшетах и мобильных устройствах. Так что все решения, которые мы на данный момент готовы представить в нашей бете, будут работать везде.



Как так получилось, что ты стал руководителем этого проекта?

Получилось случайно. Где-то полтора года назад мы начали проект, который должен был снять ограничения, которые могли помешать дальнейшему развитию функциональности поисковой страницы. Проект делался в стороне от основного поиска и развивался в некотором смысле как стартап внутри Янекса. У нас была идея, которую мы постепенно развивали. Сначала появился внутренний прототип, без дизайна. Потом мы создали первую версию дизайна и запустили ее на yandex.com. Посмотрели на первые результаты, попользовались сами, сделали какие-то выводы и начали работать над второй версией. К этому моменту мы уже сформулировали первые принципы, которые касались блоков на выдаче и того, что должен содержать интерфейс. И где-то в период второго подхода у нас возникла продуктовая идея, что интерактивные ответы могут разрабатываться не только нашими силами, но и самими вебмастерами. Так что во время третьего подхода мы уже работали с учётом того, что платформа предназначена именно для вебмастеров, то есть для краудсосрингового режима разработки.

Ты сказал об интерактивности ответов. Расскажи, что можно будет делать на странице с результатами поиска?

Во время анонса мы рассказали о трёх базовых идеях. Первая — формы, которые отрисовываются у нас прямо на поисковой выдаче. Вторая — ключевая часть ответа, получаемая нами от контентных сайтов. И третья — транзакции прямо на выдаче. На данный момент мы запускаем третий этап, т.е. формы на нашей выдаче.





Вебмастера могли попробовать создавать острова для своих сайтов уже с момента объявления на YaC/m. Расскажи, сколько примеров собралось за два месяца?

Отклик превзошёл наши ожидания. В песочницу, которую мы запускали одновременно с анонсом, пришло несколько тысяч вебмастеров, которые создали свои тестовые острова. После того как мы их все просмотрели, убрали дубли, убрали совсем битые варианты, у нас набралось несколько сотен действительно хороших решений. Мы начали прорабатывать часть из них и планируем дальше двигаться по этому списку.

А как мы принимаем решение, какие острова будут попадать на выдачу?

На данный момент мы это делаем, что называется, вручную, потому что, с одной стороны, хотим лучше понять потребности пользователей, а с другой — потребности вебмастеров. В дальнейшем планируем сформулировать четкие правила и автоматизировать процесс так, чтобы острова могли запускаться в больших объемах.

Ты говорил о том, что внешний вид островов формировался постепенно. Расскажи, как получилось, что они выглядят в итоге именно так.

Изучая наши собственные ответы, состав данных, мы пришли к некой составной модели. В ней есть досрочная часть ответа, наш классический ответ, внутри которого мы можем выделять ключевую его часть, и предлагаемые решения, которые могут быть уже в виде каких-то готовых решений, либо в виде интерактивной формы.

Если говорить именно о внешнем виде интерактивной формы, то здесь нам очень помогли те самые вебмастера, которые создали несколько тысяч островов. Это был очень хороший материал для изучения: насмотревшись всего этого, мы поняли, как нужно формулировать первые гайды для создания островов.

А интерактивные ответы как-то повлияют на Директ? Например, в нём появятся какие-то элементы интерактивности?

Сейчас мы в первую очередь занимаемся пользовательской частью, тем, чтобы пользователи получали удобные ответы, которые помогают им уменьшать время до решения задачи. Монетизацией мы будем заниматься уже после этого. Но в целом мы не исключаем, что острова появятся и в Директе. Мы всегда исходили из того, что Директ — это тоже часть ответа пользователю на его запрос.

Многие вебмастера боятся того, что Острова отнимут у них трафик. Мы много об этом говорили уже, но повтори еще раз: что случится на самом деле?

Чем лучше Яндекс, в рамках вертикальных сервисов, делает поиск или инструменты выбора, тем лучше становится сайтам-партнерам, которые в этом участвуют и получают целевой трафик. Это подтверждается всем нашим опытом: Маркет, Авто, т.д. Кроме того, интерактивные ответы помогают решить задачу (сделать первый шаг на пути к решению), но не заменить сайт Яндексом.



А почему мы не сами генерируем острова, а вебмастер решает, каким будет остров у его сайта, и будет ли он вообще?

Это наша такая философия — участие в этой программе сугубо добровольное. Вторая причина в том, что никто лучше самого вебмастера не понимает глубоко смысл работы его сайта. И третье — это дальнейшая поддержка и развитие. Вебмастер, создав некий интерактивный остров, будет заинтересован в том, чтобы в дальнейшем его развивать, улучшать и т.д.

Очень много спрашивали о том, повлияют ли острова на ранжирование. Что ты можешь об этом сказатать?

Напрямую острова не влияют на ранжирование. Они если и способны что-либо изменить, то в долгосрочной перспективе. Это значит, что если вы создали по-настоящему удобный, решающий задачу человека остров, то пользователь будет предпочитать ваш ответ любым другим. Именно это в долгосрочной перспективе может сказаться на том, что именно ваш ответ начнёт подниматься в выдаче.

А как мы поняли, что ответы в формате островов будут полезны людям?

Мы провели ряд исследований в нашей лаборатории. Что мы сделали: пригласили две категории пользователей, одна из которых — это молодежь, а вторая — пользователи среднего возраста. Всем им показывалась старая страница результатов поиска и новая и ставились определённые задачи.

Мы измеряли позиции первого и второго клика, время до этих кликов, строили карты взглядов и траектория фиксации внимания. Также в режиме открытого анкетирования с людьми беседовали об ощущениях, которые они испытывали, пользуясь новой выдачей.

И какие результаты вы получили?

Первое — обе категории пользователей более эффективно работают с новой выдачей. Второе — на мой взгляд, это очень круто — до прямого вопроса: «Вы не заметили, может быть, что-то изменилось в интерфейсе?» — люди не обращали внимания, что он изменился. То есть мы настолько хорошо справились с задачей сохранить привычность, что люди не замечали подмены.

Мне понравилось, как люди пользуются новой левой колонкой, которая переключает вертикали. Это новый элемент дизайна, но он настолько органично влился во всю новую выдачу, что люди им пользуются на автомате. Причем, когда их за руку хватают и спрашивают, что они сейчас сделали, они отвечают: «Что-что, я вот вернулся на поиск». По-моему, то, что люди сразу начинают пользоваться чем-то новым, — очень хороший результат.

image

image

image

Одним из заметных для многих изменений стало то, что иконки сайтов переехали вправо. Расскажи, чем вы руководствовались, когда решили это сделать?

Это наш очередной интерфейсный эксперимент. Мы хотим наделить смыслом любой элемент, находящийся на странице результатов поиска. Чтобы понять, о чём я говорю, нужно сравнить старый дизайн с новым. В старом дизайне фавиконка во многом играет роль некоего буллита в списке, ориентируясь на который, человек начинает читать сниппет. В новом интерфейсе мы хотели, чтобы фавиконка была сигналом, который действительно что-то значит для пользователя. Поэтому фавиконки показываются теперь не для всех сайтов, а для тех, которые действительно могут помочь пользователю. И именно для того, чтобы люди перестали воспринимать их как буллиты, мы и отнесли их вправо.

image

Получается, это та самая концепция «релевантного интерфейса», о которой вы говорили на презентации Островов в мае? Раскажи о ней подробнее.

Хорошо. Вот смотрите: жизнь проще не становится. Вселенная интернета расширяется, количество сервисов увеличивается — сам Яндекс успел разработать порядка шести десятков. Когда вы что-либо спрашиваете у поиска, мы смешиваем для вас результаты, которые нашли в интернете с результатами, которые получили от наших собственных сервисов. Что мы хотели построить? Мы хотели построить интерфейс, который поможет разбить ваш запрос на подтемы и сервисы, которые действительно в этот момент могут хорошо ответить. Именно эта идея лежит в интерфейсе, который мы пытались построить. То есть вы спрашиваете, а он вам «распечатывает» некое знание о том, что он знает о вашем запросе и ничего, кроме этого. То есть, когда вы измените запрос, интерфейс полностью меняется.
Автор: @anton
Яндекс
рейтинг 510,13

Комментарии (60)

  • +1
    Как проходит модерация real-time данных, пришедших от сайта?
    • 0
      Такие данные относятся только к самому сайту, поэтому такая модерация не требуется.
      • +3
        А что в этом блоке можно будет размещать? Ссылки? Только текст? И можно будет написать «Яндекс рекомендует!», например?
        • 0
          Странно, что сам Яндекс не выложил гайдлайны из презентации сегодняшней. В общем, в блоке 2 строки, 4 столбца. Но какой-то элемент может быть шириной не 1, а 2-3-4 столбца. По сути — это интеллектуальный запрос. Когда вы захотели что-то найти, а эта формочка подсказывает, какие бывают параметры у этого «что-то». Хорошие примеры — покупка машины, поиск авиабилетов, покупка билетов в кино. Ссылки и текст там размещать нельзя, насколько я понял.
          • 0
            Про форму-то понятно, я про реал-тайм данные, те, что справа. А где найти эту презентацию?
  • +1
    (del)
  • +27
    Я все еще надеюсь, что Google будет находиться как-то так:

    image
    • +2
      а в гугле надо будет найти яндекс, в котором найти гугл, в котором…
    • +15
      Вы не поверите…

  • +5
    Даже сменил сегодня поиск по умолчанию на Яндекс, посмотрим на сколько удобнее будет.
    Первое впечатление позитивное.
    • 0
      Бета как бы доступна на поддомене beta.yandex.ru и только для тех, кто заранее заявил о своём желании.
      Когда в основной поиск выкатят — непонятно.
      • 0
        Я как-то пробовал, не работало, но это давненько было.
      • 0
        Публичная бета будет доступна уже завтра в полдень.
  • +4
    Неплохо :) Но немного напрягает пустота в правой части страницы поиска.
    • +2
      Это место под директ — занимать нечем нельзя.
      • 0
        так «нечем» или «нельзя»?)
        • 0
          Можно трактовать по разному :)
  • +1
    Остров — хорошая идея. Своего рода мини-приложение в поисковой выдаче, которое выставляет разработчик сайта.

    Кроме того, некоторые вещи могут не нуждаться в сайтах, а иметь только вот в таком виде оформленный виджет.

    Только, хорошо бы еще для каждого острова иметь возможность фидбека от пользователя к разработчику.
    • –4
      Да какое там приложение-то??? На текущий момент это убожество… почитайте описание xml…

      Ну и на beta.yandex.ru так и не нашел ни одного острова, даже для тех сайтов, для которых они ТОЧНО загружены так как загружал сам…

      Кнопка «баг репорта» выдаёт «ошибка отправки сообщения»… короче ужоснах…
  • +3
    Очень неприятно, что справа пусто и между элементами в выдаче мало свободного места.
    Конечно привыкнем, но пока не нравится.
    • 0
      Я бы сказал слишком пусто. На мониторе 22' при разрешении 1920х1080 я бы сказал вовсе правая половина пустая. Я все понимаю, что не у всех подобные расширения и от стандарта 1024x768 еще откажутся не скоро, но все же используя относительное позиционирование(относительно центра документа) можно получить достаточно много свободного места под «фишечки и рюшечки».
      Кроме данного замечания — все достаточно хорошо, интерфейс стал более приятным чем старый.
      • –3
        А зачем вы разворачиваете браузер на полный экран?
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • –3
      думаю что кончится гуглом ;)))
  • 0
    Когда вебмастера будут острова заливать? Так сложно сделать в вебмастере еще один пункт для привязки острова к ключевой фразе, и через модерацию применять их в выдаче? Уверен что даже сам механизм уже написан.

    К тому же, именно привязка острова к ключевой фразе, позволит сделать выдачу наиболее релевантной. А если мой сайт требует 7 маленьких островов на 7 разных запросов? Не один же большой остров показывать и надо и не надо?

    Пожалуй, вебмастера могут сделать выдачу островов намного уместнее, нежели этим вопросом будет заниматься только Яндекс.

    И давайте скорее :) Вы хотите чтобы люди уже сейчас пользовались островами или через год?
  • 0
    Надеюсь постепенно в острова добавится и маркет и прочие серсисы яндекса. Так первое впечатление хорошее, главное развивать дальше.
  • +3
    Очередной этап монетизации того, что есть у Яндекса — поисковых результатов. Вы серьезно думаете, что форма бронирования билетов будет чудным образом ранжироваться между тер-сервисами?
  • +22
    Что случилось с релевантностью и сниппетами?
    Old Yandex
    image

    New Yandex
    image
    • –10
      beta.yandex.ru/ — слово бета чтото говорит?
      • 0
        > слово «beta» что-то говорит?
    • –1
      Яндекс — это поисковик в первую очередь по русскоязычному инету, а Вы про jquery.com… :)

      На самом деле замечал, что выдача тяготеет к русскоязычным ресурсам. Для ИТ-сайтов это грустно…
      • 0
        В результатах присутствуют и иностранные сайты, например на 22-м месте w3schools.com
        В то время как jquery.com отсутствует вплоть до 100 места
  • +10
    Вопрос такой. Сделал для одного из своих сайтов остров, но в выдаче островов его нет. Так когда же?
    • 0
      Не вы один, я тоже давным давном пришлёпал остров, но в выдаче на beta.yandex.ru его нет…
    • 0
      Вы не зря создавали свой остров. Острова в песочнице — великолепная обратная связь для команды, чтобы понять что именно хотят владельцы сайтов (например какие контролы в формах будут нужны). Для вас — это возможность познакомиться с технологией и посмотреть что получится.
      После запуска процесса модерации — у вашего строва будет возможность попасть в бету/релиз.
  • +1
    Спасибо за сегодняшнюю презентацию.

    Я не успел задать вопрос, так как их было очень много, поэтому рискну здесь.

    Говорили о том, что будет когда у нескольких сайтов в выдаче будут острова. Ответ был таким: «Мы показываем остров сайта на первой позиции, а все другие будут скрываться за кликом». Я не хочу, сейчас, развивать тему о том, что это нечестно, у меня вопрос в другом. Когда сайт конкурента будет на первом месте выдачи, но у него не будет острова, мой остров также будет за кликом (берем в расчет то, что мой сайт находится сразу за позицией конкурента, то есть вторым в выдаче)?
    • 0
      На данный момент (в бете) именно так. Каким механизм будет в итоге — покажет восприятие интерактивных ответов пользователями и эксперименты.
  • 0
    И вот что еще хотел сказать. При запросе радиоуправляемые машины, во-первых, реклама начала отъедать много места, до первого результата приходится скроллить, во-вторых, блоки «картинки» и «свежее» очень сильно разбивают выдачу.
  • +5
    Новый интерфейс конечно хорош, и идея с островами замечательная, но не очень радует, что реклама почти сливается с результатами поиска. Узкая желтая полоска слева ее мало выделяет.
    А также появилось ощущение, что рекламы стало намного больше по сравнению со старым интерфейсом, хотя ее столько же. Особенно на стыке страниц, если рекламные блоки есть сверху и снизу.
  • +1
    Многие вебмастера боятся того, что Острова отнимут у них трафик. Мы много об этом говорили уже, но повтори еще раз: что случится на самом деле?

    — У вас арбузы свежие, а тов видок у них подозрительный?
    — Слушай дорогой конечно свежий арбуз, сам вчера сел две штук.

    Что они должны были еще ответить. Не скажут же они, что мы отожрем кусок трафика или перераспределим его. Вот банально, с такими огромными блоками первой позицие (которая далеко не всегда самая релевантная) достанется уже не 50 процентов, а все 90.

    Это подтверждается всем нашим опытом: Маркет, Авто, т.д.

    Великолепный пример: и тем и другим ваш трафик до одного места, лишь бы покупали, трафик им только расходы создает.

    Вот банально из своего опыта, если я нахожу нужную мне картинку в яндексе, я не в жизнь не перейду на сайт откуда эту картинку тянут. Если я в выдаче Google на вопрос — «что такое» в коротком снипете с википедии получу ответ (бывает и такое :)), то на википедию не перейду.

    Говорили бы уж напрямую: для пользователей штука хорошая, а что будет для владельцев сайтов нам не сильно важно, кому-то повезет кому-то не очень.

    • –1
      Вы знаете что из себя сервис авто представляет? Они ничего не продают, это сток объявлений по авто, просто для того чтобы договориться о покупке/встрече надо перейти на сайт уже. Ровно как и сервис новостей, например.
      Вас насильно никто не заставляет острова вставлять
      Вы серьезно считаете, что если контент сайта укладывается в 3 строчках — такой сайт стоит перехода на него?
      • 0
        Я серьезно считаю, что если эти три строки уникальны и кто-то потратил на них время, то он заслуживает перехода, как скромное поощрение его труда. Если же эти строки были откуда-то удачно утянуты, то нет…
  • +1
    Попал сегодня на новую страницу Яндекса с Островами.
    widgets.yandex.ru/ я так понял закроют?
    • 0
      Нет, конечно. На бете много чего пока нет.
      • 0
        Это хорошо!
  • 0
    Эй, ребята, а сниппеты для прогеров не будут в островах?
    beta.yandex.ru/yandsearch?text=php%20str_replace&lr=213
    yandex.ru/yandsearch?lr=213&text=php+str_replace (как сейчас)
    • 0
      В бете пока подключена не вся функциональность.
  • 0
    Отлично. Пришло письмо, будем тестить. Пока все нравится.
  • 0
    Нет ли информации, новый дизайн от студии Лебедева?
  • +5
    Очевидцы сообщают о безумном обилии рекламы в новом поиске. Это верно?
    • 0
      Примерно так:

      выдача
      выдача
      выдача
      выдача
      реклама
      реклама
      реклама

      вобщем сделано всё так, чтобы пользователь не смог отлечить выдачу от рекламы… ну впрочем это и сейчас везде сделано… но в новом интерфейсе вообще ужоснах… хоть и есть надпись «реклама», но дизайнеры постарались… блок реально сложно отлечить от выдачи…
      • 0
        Да, выдача по запросу «ноутбук» — это жесть. Очень всё «сумбурно» что-ли. Намешано практически без разделения. Картинки, свежее, реклама. И острова Я.Маркета нет…
      • 0
        Фигово, получается, что яндекс движется от информационного сервиса к мета-магазину.
  • 0
    Мне несовсем понятно зачем настройки
    Настройка города
    Настройка языка интерфейса
    Настройка показа баннера на главной странице
    Учет круга интересов для показа рекламы
    Вынесены в отдельные станицы? Там же по одной кнопке\чекбоксу. Можно было бы и объедить или просто вывести их на странице настроек
  • 0
    Некоторое время назад приложение яндекса на iPad обновилось до вида островов — я еще подумал чего это вдруг. Причем вместо приложения стал появлятся браузер. Все это подготовка в запуску островов получается.
  • –1
  • 0
    Расстроился, когда не увидел поиска изображений по размерам/палитре… закрыл.
  • +1
    Не хотите ли грузить контент следующей страницы до того, как юзер нажмет «показать еще», чтобы по клику на «показать еще» отображать результаты моментально, а не как сейчас — с ощутимой задержкой? Грузить можно, например, когда скроллинг проматывается ниже середины страницы. А то вон Гугл вообще оезультаты начинает показывать еще до окончания печати, а в Яндекае «показать еще» отображает «крутилку»…

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разработка