Компания
355,11
рейтинг
1 сентября 2014 в 14:31

Разное → Нужно ли программисту профильное образование? Что думают в Яндексе

Сегодня начинается новый учебный год. Сотни человек, которые в будущем станут программистами, стали первокурсниками или продолжат учиться дальше. Но не факт, что у них у все в дипломе будет написано «программист». Важно ли это для них вообще? На этот раз мы решили спросить сотрудников Яндекса, нужно ли программисту профильное образование.



Кстати, мы часто говорим, что Яндекс — компания, созданная программистами. Но, как меня как-то поправил сооснователь Яндекса Аркадий Волож, ни у кого из создателей Яндекса «программист» в дипломе написано не было. То, что рассказали другие наши коллеги, вы, как всегда, можете прочитать под катом.

Андрей styskin Стыскин
Программирует 18 лет. В Яндексе — 9 лет.
Пришёл в Яндекс разработчиком на Java в группу поиска Маркета. Занимался классификацией товарных текстов и извлечением фактов из товарных описаний. Так началось его увлечение поиском и машинным обучением. Вне работы Андрей делал различные IR-игрушки: генератор стихов на языковых моделях, робота для прокачки социальных сетей. Сейчас Андрей руководит отделом ранжирования, в котором работает команда почти из 200 человек.

image

Как мне кажется, текущий Яндекс сделан людьми, у которых нет профильного образования и которым программирование просто очень нравится. Это математики, физики, люди с экономическим образованием или другими видами технического, которые настолько любили программирование, что пошли именно в программисты. И именно благодаря этой любви, а не умению у них все получается настолько хорошо. Поэтому я не могу оценить, насколько полезно образование программиста. Но, например, менеджерское образование мне на каком-то этапе было очень полезно.

Мне интересно, насколько образование даже в той же Школе анализа данных влияет на мотивацию и любовь к своему делу. Если оно помогает все больше и больше любить свои задачи, то это очень круто. А если человек этому научился, умеет, но не любит и думает, как построить карьеру в другой сфере, то оно может и вредит. Мне очень интересно, как идентифицировать в людях такое на ранней стадии.


Михаил Парахин
Программирует 24 года. В Яндексе — 9 месяцев.

После окончания МИФИ начал работать в ЗАО НТЦ «Модуль». В 90-х это было почти единственное место в Москве, где занимались системами автоматического обучения. Потом ушел в компанию Parascript, которая фактически является монополистом в области распознавания рукописного и печатного текста. Долгие годы работал в США. Последние семь лет — в Microsoft, пять из которых возглавлял в Bing подразделение мультимедийных поисковых сервисов. Весной пришёл в Яндекс директором по поисковым технологиям.



Если под профильным считать именно программистское образование, то наверное, необязательно. У меня здесь шкурный момент, потому что у меня его нет — я физик по образованию. Хотя физиком никогда не работал. Я программист-самоучка и вроде бы мне это никогда не мешало. Поэтому думаю, что профильное образование вовсе необязательно.


Андрей yafinder Плахов
Программирует 24 года. В Яндексе — 6 лет.

Пришел в Яндекс в 2008 году на должность старшего разработчика. Первой его задачей было создание нового типа факторов ранжирования — доменных. Занимался ранжированием, создал систему Спектр. Кандидат физико-математических наук. Сейчас руководит службой поисковой функциональности — в частности, разрабатывает поисковые подсказки. Глубоко понимает и технологии, и пользовательские свойства продукта.

image

До Яндекса я занимался компьютерными играми, и довольно регулярно к нам приходили люди на собеседования. Один из них пришел и говорит: «Я единственный человек, у которого профильное образование, образование программиста». Мы удивились: «Как единственный?» Он ответил: «А вот так. Вы посмотрите, что у людей в дипломах написано — ни у кого не написано «программист», а у меня — написано. Потому что я закончил ПТУ, где учат на программиста». Но я не понимаю, что такое профильное образование. Прикладная математика?

Правда, что люди, прошедшие ШАД, — это эпические люди, которых здесь и много где ещё отрывают с руками, но я не знаю, почему так получается. Может быть, именно такие люди могут пройти туда отбор и доучиться. А вообще очень приятно, когда человек, только-только пришедший из учебного заведения, сразу говорит с тобой на одном языке, понимает какие-то вещи, жаргон, уже успел поделать что-то руками в той же области. Но в классической Computer Science есть и много довольно устаревших вещей. Например, большая нотация имеет слабое отношение к реальной работе. Понятное дело, что когда-нибудь положение дел с обучением изменится, но до этого пройдет еще лет 10.


Степан Кольцов
Программирует 10 лет. В Яндексе — 7 лет.

Старший разработчик в службе разработки систем хранения и обработки данных. Стёпа из тех сотрудников Яндекса, которые уходили, но потом возвращались. Сейчас работает над системами мониторинга в поиске.

image

Я считаю, что профильное образование не нужно совсем. Если мы говорим о серьезном программировании, которое есть в Яндексе во многих местах, то человек должен знать математику. Но это математика не профильное образование, потому что математика отдельно — программирование отдельно. Условно говоря, программист должен уметь писать и читать, но профильное образование в том смысле, что его должны учить программировать, не нужно. ШАД — это больше очень специфичная математика, которая нужна для серьезных проектов. А обучения программированию, нужного для задач, которые люди решают обычно, кажется, у нас в России и нет. И, мне кажется, оно и не нужно, потому что само по себе программирование — это очень простая вещь. Любой человек может научиться программировать сам по книжке за два месяца.


Артём breqwas Киреев
Программирует 12 лет. В Яндексе — 8 лет.

В Яндекс позвали за то, что парсил данные из Поиска по блогам. Позвали не только поругать, но и на работу. Много лет делал Поиск по блогам, в частности был основным разработчиком подсервиса Яндекс.Пульс. Сейчас разрабатывает Рекламную сеть, один из самых критичных в смысле отказоустойчивости сервисов.

image

А у нас его где-то дают? Когда-то я учился в институте на специальности «Прикладная математика». Пошел туда, потому что думал: «Здорово, математика. Прикладная. Наверное, меня научат программы писать». Нет, не научили. Меня учили математике и, спустя много лет, я узнал, что у нее действительно есть какие-то приложения, но тогда мне о них не рассказывали. И я был уверен, что меня учат скучной, унылой и не интересной математике, и бросил институт. У меня так и нет высшего образования. Может быть, мне не повезло и где-то в России всё по-другому.


Михаил mlevin Левин
Программирует 18 лет. В Яндексе — 5 лет.

Вы могли видеть лекцию Миши о том, как математика помогает Яндексу зарабатывать. Очень большая часть его деятельности — работа в наших академических программах. Он преподает в Школе анализа данных, участвует в создании программы обучения на факультете Computer Science Вышки и Яндекса. Дважды завоевывал медали на ACM ICPC в составе команды МГУ им. М.В. Ломоносова.



Я закончил мехмат, и на нём никогда не делался упор на программирование. То, что оттуда вышло очень много программистов, — следствие двух вещей. Во-первых, в стране не очень-то можно было зарабатывать, будучи ученым, а во-вторых, много людей в чистую науку пойти не могут. По сути остается выбор работать программистом или экономистом. Два самых популярных варианта.

Практической части на мехмате никогда не учили. То, что многие мои однокурсники работают в Google, Яндексе, Microsoft, Facebook и других крутых компаниях, получилось потому, что курс был сильный, многим помогли продвинуться олимпиады. Многому пришлось самостоятельно научиться. Если бы мы брали только только то, что давал университет, то этого не хватило бы даже для того, чтобы попасть на стажировку в Яндекс. ШАД — это способ починить ситуацию. Математическое образование у нас в стране в принципе не плохое, хотя и не вполне такое, как его воспевают. Но действительно топ выпускников мехмата и ВМК не проигрывает топу Гарварда и MIT, но это какая-то небольшая выборка, за пределами которой идет резкий спад. В западных вузах меньший упор на математику, но гораздо больше практических занятий. Выпускники могут сразу приходить в индустрию и работать. А у нас было так, что люди, блестяще окончившие вузы, не могли пройти собеседования на позиции стажеров.

На новом факультете Computer Science в Вышке мы хотим сразу попробовать сочетать математику и программирование в более правильных пропорциях. Меньше давать обязательной математики и больше программистских курсов и практических заданий.


Павел Сухов
Программирует — 9 лет. В Яндексе — 5 месяцев.

Учился в нижегородском филиале Вышки, где уже два года преподает. До Яндекса работал в научно-исследовательской лаборатории. В Яндексе разрабатывает геоприложения.

image

Если бы я сейчас работал с дипломом повара, как бы это повлияло на мою работу? Ровно никак. Никого не интересует, каким образом ты получаешь знания, особенно во IT-области. Я знаю пример, когда девушка пришла работать программистом, окончив консерваторию. И ее взяли. Первое время были какие-то трудности с зарплатой, потому что формально они не могли ей ставку выплачивать, но сейчас она работает не на самой низкой должности. Людей интересуют твои реальные знания и навыки. И даже это не всегда. Очень часто важна просто мотивация. Да, конечно, профильное образование в чем-то помогает, позволяет получить опыт в разных областях, которые внезапно могут оказаться полезными, но это точно не обязательный фактор.


Андрей Мищенко
Программирует 24 года. В Яндексе — 9 лет.

Пришёл в Яндекс разработчиком на C++, долго был руководителем разработки Поиска по блогам и писал на Perl. Андрей — кандидат физико-математических наук. Сейчас работает над улучшением алгоритмов машинного обучения в поиске.

image

Нужно ли закончить ВМК, чтобы работать программистом? Конечно, нет. Но мне нравится, когда у программиста хорошее фундаментальное образование. Это задает потолок, который программист может достигнуть. Можно вообще не иметь высшего образования, закончить школу, пойти выучить PHP, набрать 10 лет опыта и быть очень хорошим веб-разработчиком. То есть, ты сможешь очень быстро делать какие-то интернет-магазины, и понятно, какого уровня работа у тебя будет. Ты будешь получать очень хорошую зарплату, делать качественные продукты в рамках взятых задач, но отсутствие образования будет тебя держать. Ты не сможешь подняться выше и делать какие-то более глубокие вещи. Например, поиск, рекомендательные системы, свои алгоритмы — какие-то наукоемкие вещи. У тебя будет работа совсем другого уровня.


Анатолий anatolix Орлов
Программирует 25 лет. В Яндексе — 9 лет.

Первые два года писал Маркет. Долгое время занимался поиском — в основном его производительностью, а потом и всем остальным. Сейчас занимается разными проектами в области скорости, архитектуры и т.д. Заместитель руководителя направления поисковых сервисов. Входит в 2% людей, которые заканчивают курсы на Coursera.

image

Я много раз изучал этот вопрос, потому что у меня самого нет высшего образования. Могу сказать так, что стоит разделять образование как концепцию передачи знания, обучения и образования как диплома. Я бы сказал, что знания программисту нужны, а диплом, на самом деле, не особо. Получать знания необязательно в вузе — это может быть и самообразование. Если вам не повезло, и у вас не было хорошего вуза, то просто придется посмотреть много лекций. В этом нет ничего плохого.


Григорий bobuk Бакунов
Программирует 25 лет. В Яндексе — 10 лет.

Когда-то пришёл работать системным администратором, а сейчас — директор по распространению технологий.

image

Я знаю два или три вуза, которые готовят программистов по-настоящему. Все остальное — это такие косвенные, смежные специальности. Мне кажется, что большую часть своих знаний программист, конечно же, получает в процессе самообразования. Тем не менее, профильное образование позволяет получить все то, что позволяет получить любое другое образование. В первую очередь — правильные связи, правильные знакомства, умение общаться с людьми своей профессии, что тоже очень важно. Потом представление о том, как устроена жизнь в индустрии. Это вещи, которые профильное образование должно давать. Программисты должны научиться общаться с другими программистами, а также с людьми смежных специальностей. Они должны представлять себе, как устроена жизнь в индустрии, что такое системы контроля версий и как вообще со всем этим живут. Образование должно дать базовые знания по непосредственной специальности, потому что все остальное человек должен научиться воспринимать из окружающего пространства сам. На самом деле, в России уже есть несколько вузов, которые начали двигаться в этом направлении. Да и в мире, наверное, есть три-четыре вуза, которые по этой схеме живут.


Елена Бунина
В Яндексе — 7 лет.

Директор отделения computer science в Школе анализа данных, HR-директор Яндекса, профессор кафедры высшей алгебры механико-математического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заместитель заведующего кафедрой «Анализ данных» МФТИ. Доктор физико-математических наук. Тема её докторской диссертации «Автоморфизмы и элементарная эквивалентность групп Шевалле и других производных структур».



Я встречала много математиков, которые потом переучились и стали программистами, не имея профильного образования. Но мне кажется, что все-таки лучше достаточно рано обучиться программированию. Так будет гораздо проще переходить с языка на язык, например. Человеку, который в ранние годы этому научился, как-то проще живется. Есть программисты-инженеры, которым сама наука Computer Science не очень интересна, они скорее технари. Но те программисты, которым интересно что-то новое изобретать и анализировать, им как раз нужно эту науку изучать.


Олег Климин
Программирует — 23 года. В Яндексе — год.

Окончил Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. На предыдущей работе Олег занимался созданием и поддержкой программного обеспечения для узлов сотовой связи. В Яндексе разрабатывает мобильные геоприложения.

image

Мне кажется, всё больше зависит от человека, чем от профиля, по которому он учился. У меня не программистское образование, что, в общем, не мешает работать программистом. Я знаю людей, которые заканчивали экономический факультет или какие-то гуманитарные факультеты, и при этом они являются отличными программистами. Есть те, кто получил специальность, но потом что-то не пошло, что-то не понравилось. Есть много самоучек, которые вообще ничего не заканчивали. Профильное образование помогает, дает человеку систематизированное понимание того, чем он занимается, с ним, наверное, проще, если это человеку действительно интересно. Но я не считаю, что оно является обязательным.


А что думаете вы? Что написано у вас в дипломе? И помогают ли те знания, которые давали в вузе, вам в работе?
Автор: @Zalina
Яндекс
рейтинг 355,11

Комментарии (52)

  • +3
    Но это математика не профильное образование, потому что математика отдельно — программирование отдельно.

    А мне кажется, что программист все-таки должен знать математикой. Можно изучить язык программирования за пару дней, но мышлению, математике и прочим базовым вещам так просто не научиться.
    Выпускной курс. Выпустись я на год раньше, был бы математиком-програмистом. А так я бакалавр по математическому обеспечению.
    Фрилансю, занимаюсь разными проектами. И естественно многие знания, полученные в университете помогают. Тут даже не сколько то, что нас чему-то учат, а сколько мы узнаем, что есть на свете такие-то вещи, что можно применять в реальных задачах :)
    • +6
      Зависит от области прикладной. Если ты синглпейджи продающие приборы для клуба мягких задниц делаешь — это не рокет сайнс. Математика нужна на уровне арифметики. Но, например, нейронные сети, распознавание образов, датамайнинг требуют приличной мат. базы.
      • +20
        Правильно. Тут математика — это просто часть предметной области.

        Пишешь программы для медиков — надо знать медицину
        Пишешь программы для финансистов — надо разбираться в финансах.
        Пишешь поисковый движок — учи матстатистику и теорвер. А еще не помешало бы прочитать 100-500 научных статей по этой теме.
    • +7
      Выучить язык программирования — это как выучить английский алфавит. Для того чтобы стать шикарным переводчиком или программистом понадобятся годы опыта.
  • +5
    Важно стремление к знаниям, а не то, на кого ты учился. Господа школьники и студенты, научитесь уважать и любить знания. Их получение должно стать таким же естественным и ежедневным процессом, как прием пищи. Тогда вы добьетесь успеха в любой сфере деятельности.
  • 0
    Согласен с мнением, что учёба важна в плане наращивания связей. Возьмём, к примеру, ICPC — многим ребятам поступают предложения устроиться на хорошую работу.
    • –1
      Это актуально лишь для небольшого числа ВУЗов. Страна у нас большая, не все талантливые ребята имеют возможность поступить в тот узкий круг учебных заведений, что даст им и знания, и связи. У кого-то родители небогатые, кто-то просто не знает, что можно просто поехать через пол-страны и там будет реально хороший институт, кто-то просто слушает родителей, которые сне видят разницы между вышкой местной шараги и реально толковым институтом.
      • 0
        Я с Камчатки, из самой обычной семьи. Не считаю себя суперталантливым, но хватило баллов, чтобы проехать через всю страну и поступить на бюджет в СПбГУ. Не вижу ни единой проблемы для действительно талантливого человека.
  • –3
    del
  • 0
    У breqwas отличные наушники, сам в таких программирую ;)
  • +13
    Бросил два вуза. Диплома так и нет. Никогда не мешало устраиваться на работу. Работаю программистом со школы.
  • +4
    Можно вообще не иметь высшего образования, закончить школу, пойти выучить PHP, набрать 10 лет опыта и быть очень хорошим веб-разработчиком. То есть, ты сможешь очень быстро делать какие-то интернет-магазины, и понятно, какого уровня работа у тебя будет. Ты будешь получать очень хорошую зарплату, делать качественные продукты в рамках взятых задач, но отсутствие образования будет тебя держать. Ты не сможешь подняться выше и делать какие-то более глубокие вещи. Например, поиск, рекомендательные системы, свои алгоритмы — какие-то наукоемкие вещи. У тебя будет работа совсем другого уровня.

    Вот прямо обидеть хотите. Как выпускник МИФИ и участник олимпиад по программированию не назвал бы «наукоемкие вещи» уровнем выше чем реальная веб-разработка. Это просто другое, но то что сложнее — это заблуждение.
    • +6
      Можно вообще не иметь высшего образования, закончить школу, пойти выучить PHP, набрать 10 лет опыта и быть очень хорошим веб-разработчиком. То есть, ты сможешь очень быстро делать какие-то интернет-магазины, и понятно, какого уровня работа у тебя будет. Ты будешь получать очень хорошую зарплату, делать качественные продукты в рамках взятых задач.


      Точно так же можно с образованием пойти выучить php и c 10тью годами опыта клепать интернет магазины. По большей мере это зависит от человека. Если он не хочет развиваться, не умеют, он и не будет. А если человек хочет чего то достичь его ничто не остановит. Не могу понять как отсутствие образование может помешать человеку развиваться и например, делать поиски. В то же время я могу представить как образование помогает в этом плане, но странно говорить что без него человек не способен. В универе его будут пинать и заставлять всё делать, либо он не будет просто этого делать. А дальше если он не захочет развиваться, кто его дальше будет подталкивать?

      Те программисты у которых есть образование, с большей вероятностью будут говорить что его хорошо бы иметь (с учётом что нормальный вуз бы и т.д.) и это понятно. Те у кого не было и они справились и так, будут говорить что оно не нужно и да, в их случае оно не нужно. Но говорить что без образования программист не сможет развиваться, кхм, простите, нет.

      П.С, Знаю что в блоге Яндекса нельзя идти против Яндекса, заминусуют, но ладно, не сочтите за троллинг. Может человек и не хотел никого оскорбить, но выглядит это надменно.
      • +3
        В универе все равно ни условный поиск делать не научат, ни серьезные веб-проекты поднимать.

        При этом по CS есть множество онлайн-курсов от ведущих вузов, а вот создавать серьезные веб-ресурсы никто не учит, только на конференциях чужой опыт подслушывать.
      • +2
        Да вроде нет никаких правил, что нельзя идти против. Мы даже в вот этих роликах стараемся находить людей, у которых разные мнения, чтобы они друг с другом как бы спорили. У нас нет каких-то корпоративных норм относительно мнений :) Так что все можно.

        А по поводу образования. Это не от надменности — Андрей вовсе не такой) Он имеет в виду скорее не формальное общее образование, а фундаментальное знание математики, без которого делать поиск или решать какие-то задачи, связанные с машинным обучением, точно будет очень сложно. Мы про математику еще отдельно поговорим.
        • 0
          Это скорее общее правило харба, не же ли Яндекса. Идти против популярного поста в популярном блоге тяжело из-за красных последствий, так что к Яндексу это скорее косвенное отношение имеет чем прямое.

          Я согласен, без таких знаний решать будет сложно и если бы там говорилось именно так я бы ничего не написал. Это сложно, но не возможно. Точно так же как с программированием или дизайном. В вузе могут дать базовые знания и человек благодаря им сможет, возможно, легче обучиться программированию/дизайну. Но те, которые не учились в вузах, точно так же как и с математикой, будут учить программировать или дизайнить без подпорки в виде вуза. Очень часто из таких людей получаются хорошие специалисты (в том смысле что так же как могут получится и из тех, кто закончил вуз по профилю). Можно сказать, что математика сложнее в обучении и её труднее поставить в один ряд с программированием например, но по моему, это такое же обучение и если человек действительно захотел развиваться в этой направлении, то у него это получится.
  • +6
    Немножко интересных фактов из моей учебы (учился на «прикладной информатике (в менеджменте)» в одном из вузов Ростова-на-Дону): одногруппницы-отличницы (в итоге закончившие с красными дипломами) на третьем курсе не знали чем открыть файл .pdf; преподавательница по «современным мультимедийным системам» (жена декана, между прочим) читала курс по учебнику начала нулевых (с еще не устоявшейся переводной айтишной терминологией и вышедшими из обихода устройствами); на курсе «компьютерная графика (в менеджменте)» нам давали автокад, а на экзамен нужно было принести 6 чертежей выполненных в этом самом автокаде и 6 чертежей выполненных вручную; многие педагоги читали совсем не то, что должно быть согласно наименованию курса: или не имели никакого представления о том, что необходимо читать, или им попросту было лень переделывать и адаптировать курсы… По сути нам нормально и качественно прочитали только несколько разделов математики и Си. Стоит ли говорить, что по специальности никто из выпустившихся не работает.
  • +3
    Насколько я понял тему статьи, вопрос не в том нужна ли математика программисту или нет (тема холиварная и расцветает пышным цветом на многих форумах).
    Тут вопрос нужен ли пакет знаний, объединенных под названием Computer Science (тоже довольно условная штука).

    С моей колокольни (тоже в дипломе инженер по прикладной математике) скажу, что и правда всему, что есть в CS можно научиться самому, было бы желание, но я бы очень не отказался, чтобы в моем ВУЗе мне преподавали CS.
    Это позволило быстрее бы стартовать, и кривая обучения была бы намного круче.
    Если сказать по-простому — профильное (читай CS) образование нужно программисту для того, чтобы меньше ходить самому по граблям, оно даёт карту этой сферы науки в большом масштабе.
    Проще выбрать какую область будешь изучать предметнее (в мелком масштабе).

    Учиться всегда надо, а определить что изучать и какие книжки читать трудно на первом этапе, пока ещё лопоухий и «ошибок трудных» не наделал.
    Так что профильное образование можно рассматривать как момент невероятного везения, когда умные и опытные люди передают новичкам основные правила профессиональной жизни (дубину надо держать вот так и бить мамонту вот сюда).
  • +19
    HR'ы Яндекса считают по другому :)
    • 0
      Эйчары яндекса уже не в первый раз предлагают мне кодить на JS, хотя бэкграунд у меня, увы, совсем по другой тематике. Да и вышки нет. Так что я бы не сильно беспокоился об их мнении :)
    • 0
      А почему Вы так думаете?
  • –6
    Юрист по образованию, но дипломы все таки приурочил к IT («Программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем как объекты интелектуальной собственности»).
    Когда пришел на предыдущую работу в отдел, джуниором, был единственный гуммунитарий по образованию, отдел был вновь сформированым и фактически набрался целиком из выпускников, остальные же физики, математики, АСУ-шники и т.д. Надо сказать тролили меня, призывая дать чизбургер и коллу — не долго :)
    На поверку оказалось, что хоть ребята и секут математеку весьма серьезно, но вот банальный git оказался для них той еще задачкой, а когда команда разбавилась зубрами от сохи (освободившимися от длинного проекта) и работа пошла вообще на новомодных Node.JS и Haskel и т.д. ребята которые хоть как-то поверхностно в институтах качались С++ и Delphi… вообщем в течении года слились практически все, за исключением тех кто уже на момент выпуска и так сек тему.
    • +6
      Простите что со своим дизайнерским мнением, но даже для меня git не показался чем-то запредельно сложным. Не могу себе даже представить, чтоб программист-технарь, при желании, не смог бы в нем разобратся. Хотя хз, смотря что вы там пытались сделать )

      И минутка граммар-наци — «недолго» пишется вместе, Haskell с двумя «л» и едва ли его можно назвать «новомодным языком»…
  • +22
    Я сейчас может быть спорную вещь скажу скажу, но высшее профильное образование нужно давать людям с несколькими годами профильного опыта. Тогда человек уже понимает о чем говорят и где на практике это пригодится. То что дают в универе ребятам со школьной скамьи — в 90% случаев выглядит непонятной абстракцией.
    На мой взгляд правильный порядок обучения такой:
    1-2 года ПТУ + практика в компании на юниорских позициях.
    1-3 года работа в продакшене.
    1-3 года профильное высшее + практика в продакшене.

    PS: инженер-физик по диплому. Программирую 20 лет.
    • +6
      Вот тут соглашусь. Такой подход бы очень сильно помог в свое время.
    • 0
      Это реально уже сейчас, у меня опыт как вы описали.

      После 9 класса колледж: 1 курс — 10+11 классы, 2 курс как раз все основы профессии. На курсе Си наизусть выучил Кернигана и Ричи, на других курсах — базы данных и прочие полезные предметы.

      С 3-4 курса паралельно учебе работал.

      В институт (сокращенная программа после колледжда) уже пришел с опытом и пониманием, куда хочу расти. Серьезно подходил к профильным предметам и минимум стараний на все остальное.
  • 0
    Вставлю свои 5 копеек, как дизайнер по образованию (брошенному на 4-ом курсе).

    С моими двойками по математике и геометрии, смена сферы деятельности происходила вместе с болью и унижением. Особенно, когда приходилось писать физические симуляции и генераторы карт. До сих пор с содроганием вспоминаю, как выстраивал из полигонов кривую на основании рядов Фурье.

    Так что от математики и прочих смежных дисциплин программисту никуда не деться, рано или поздно они придут за ним.
    • 0
      Думаете, 5 по математике сильно поможет когда вам через лет 5-6 придет в трекер подобная задачка? Все равно будете все вспоминать/заново учить.
      • +3
        Поможет. Если по математике 5, то полигоны и ряды Фурье — лишь инструменты, которые надо подобрать и почистить. Зато руки всё помнят, да и голова не боится их применять.
  • +3
    Ох. Сейчас снова начнётся ежегодный холивар на тему «Какое образование нужно, и нужно ли оно вообще». Это уже традиция на хабре.
  • +1
    Однажды студент, который у нас работал и которому ему оставалось пол-года до бакалаврского диплома, заявил, что хочет бросить учёбу и не собирается получать этот диплом. Главный его аргумент — что мол там всё устарелое и ничему полезному не учат.

    Насилу мы его уговорили хотя бы бакалаврский диплом получить. Так как если разница в усилиях не такая большая — то лучше иметь диплом, чем его не иметь. Хотя бы на всякий случай.
    • 0
      И что, помогло ему оно хоть раз с тех пор?
  • +3
    Бросил вуз после 3 курсов. Получил определенные знания именно в вузе за это время, об этих годах не жалею, но нет мотивации доучиваться.
  • 0
    Имею среднеспециальное образование. Мечтаю/пытаюсь стать лютым разработчиком =)
  • +2
    После ВМК в дипломе пишут «математик, системный программист». Так что вроде образование у меня «профильное». Другое дело, что в ВУЗах мало кто из преподов «нюхал пороху» в реальных прогерских задачах. У некоторых есть опыт суровых практических научных разработок, далеких от программирования, единицы -настоящие прогеры, держащие руку на пульте. Ведь смешивать два этих ремесла (науку и программирование) очень тяжело — банально не хватает времени. Мало кто имеет уровень Райгородского, например, даже потенциально.
  • +2
    Опрос пользователей интернета показал, что 100% опрошенных пользуются интернетом.

    В видео у большинства опыт программирования наверно больше чем тут средний возраст. В то время, когда они выпускались еще не было в принципе такого направления в обучении, соответственно людям, дающим интервью сложно взглянуть на проблему с обеих сторон. Плюс все они работают в Яндексе, а значит прошли некий отсев без профильного образования, естественно им будет казаться что оно не нужено.

    Интересно было бы послушать тех, кто получил степень cs в сильном учебном заведении — но сейчас таких людей наверно совсем немного.
  • +3
    Ну все пишут, напишу тоже своё личное мнение.

    Сегодня 99% ВУЗов неспособны дать учащимся практически ничего в плане обучения программированию. Более того, сегодня Российское высшее образование в целом совершенно дискредитировало себя (причины обсуждать не будем, важен факт): после вышки в свет выходят совершенно «нулевые» специалисты с высокими запросами, не умеющие работать.

    Научиться программировать несложно, достаточно лишь иметь мотивацию. Без мотивации ты все равно ничего в этом деле не поймешь.Научиться программировать хорошо — так же вопрос исключительно самообразования и упорной личной работы, не связанной с официальным обучением.

    Математика (хотя бы базис в несколько курсов) нужна в решении многих программистских задач, особенно если мы говорим о работе над серьезными, интересными вещами, которые двигают CS вперед, а не о клепании сайтиков. И программиста, умеющего в матан оторвут с руками ввиду дефицита. Однако миру сегодня нужно гораздо больше простых кодеров, которым матан не нужен вообще. Да, быть code monkey не так престижно, но платят за это тоже неплохо и рынок в них нуждается, то есть найти работу легко где угодно. Специалист со знанием матана же с вероятностью в 90% будет вынужден переезжать в крупные города или за границу. У обоих вариантов свои плюсы и минусы, но оба востребованы и имеют право на жизнь.

    Подводя итог, скажу, что имхо сегодня в России просто некуда пойти учиться по этому профилю, поэтому если такая возможность есть — надо идти учиться, ибо перспективы выше, но идти в инст просто за корочкой глупо, ибо на трудоустройство и дальнейшую работу это не повлияет, главное — умение учиться самому. Пойти работать вместо инста — это ранний старт, через пять лет твои сверстники выйдут из альма матер зелеными неумехами (за единичными исключениями тех, кто параллельно ещё и работал), а ты будешь готовыми специалистом с реальным опытом работы и знаниями.

    А вот вариант, предложенный в комментариях выше — окончить школу, поработать несколько лет, понять, что тебе нужно и зачем, а потом пойти на вышку — самый рациональный и эффективный. Ведь дети в институтах не понимают, что они учат и зачем им все это надо, они запоминают ради галочки, и после зачета все забывают. Но у нас в стране существует обязательная служба в армии, так что не все так просто…
    • 0
      За то, чтоб идти в вышку лишь где-то поработав и уже поняв, что тебе от неё нужно — люто бешено плюсую.
      Но вот армия эта… да… (
      • 0
        А у меня девочка растет :) Мои родители своими общими фразами так и не убедили что мне вообще это образование нужно, наверное потому что сами не знали. А мне теперь есть чего доче рассказать :)
  • –1
    Как сказал один из опрашиваемых
    " а его где-то дают?"

    Я так рвался в универ на программирование, стока сил приложил чтобы попасть туда(самый топовый институт в городе). Но посмотрел чему и как там учат(друзья учились на старших курсах) — сразу передумал.
    Т.к. это было-бы бездарное просиживание 5 лет. Не пошел. И ни капли не жалею.
    А бумажка — чо бумажка, ее в метро можно за 10к купить, в наше время бумажка годна для туалетов и только.
    Адекватный работодатель(каким как я считаю является яндекс) оценивает по знаниям а не бумажке.
    А тот кто оценивает по бумажке — к такому я и работать не пойду, т.к. представляю, что там за зверинец в коллективе.
    • +1
      самый топовый институт в городе

      Вы же понимаете, что без указания города это ничего не говорит? :)

      А бумажка — чо бумажка, ее в метро можно за 10к купить, в наше время бумажка годна для туалетов и только.

      Я не интересовался этим вопросом, но неужели действительно можно купить диплом топового (не на уровне города) вуза?

      А тот кто оценивает по бумажке — к такому я и работать не пойду, т.к. представляю, что там за зверинец в коллективе.

      Разве есть такие (не государственные) компании, которые чисто по бумажке оценивают? Вот в качестве одного из критериев отбора на должности, где нужны соответствующие знания — вполне может быть.
      • +1
        Вы же понимаете, что без указания города это ничего не говорит? :)


        Сути ответа это не меняет.

        Разве есть такие (не государственные) компании, которые чисто по бумажке оценивают?


        У нас в городе(300км от мск) — 90% компаний оценивают тебя по бумажке. И лишь немногие компании пытаются(иногда успешно) оценивать работника по голове/рукам.

        неужели действительно можно купить диплом топового


        более чем элементарно
        • 0
          Я так рвался в универ на программирование, стока сил приложил чтобы попасть туда(самый топовый институт в городе). Но посмотрел чему и как там учат(друзья учились на старших курсах) — сразу передумал.
          Т.к. это было-бы бездарное просиживание 5 лет. Не пошел. И ни капли не жалею.

          Сути ответа это не меняет.

          Как раз нет, эта часть зависит от города. Из города в 300км от Москвы скорее всего лучшие абитуриенты и преподаватели уехали в эту самую Москву — поэтому такая ситуация. И вообще, за пределами Москвы, Питера и ещё нескольких городов закономерно уровень ВУЗов, преподавателей и студентов в среднем ниже — ведь все, кто хочет, едут поступать именно в центры.
          • 0
            Вы очень зря думаете что все эшелонами едут в мск. Из моих друзей админов/программеров — уехал только 1. И то потому-что было где жить.
            Остальные прекрасно понимают, что:
            1. в 90% случаем придется всю жизнь жить в съемной квартире.
            2. баланс кошелька остается таким-же как и на родине. +-10%
            • 0
              Не совсем понял, вы имеете в виду тех, кто уезжает работать, или же учиться? Если работать — тут ничего не могу сказать по собственному опыту. Если же учиться — то проблема «где жить» пропадает — общежития практически бесплатные, а после учёбы, раз уж такая проблема, можно и вернуться обратно (но мне кажется, мало кто так делает). Про баланс кошелька тоже не совсем понял, применительно к случаю учёбы. Как минимум, небольшую подработку по программированию легко найти в окрестности вузов.

              И пожалуйста, пишите поменьше дефисов там, где их не нужно (потому-что, таким-же) :)
  • 0
    P.S. прочитал статью соседнюю, в нашем универе все именно так: habrahabr.ru/post/235255/

    Так-что образование конечно нужно. Только в нашей стране его в универах не дают, и 99% материала человек получает сам.
    • 0
      В топовых вузах учат (в Москве это МИФИ, МГУ, МГТУ, МФТИ)
      • 0
        Сам из МФТИ, но удивлён отсутствию в вашем списке ВШЭ. Я бы написал МГУ, МФТИ, ВШЭ :) (порядок не несёт скрытого смысла).
        • 0
          Бауманка не хуже
          • 0
            Очень зависит от факультета и каферды.
            • –1
              ;)
  • 0
    Закончила минский радиотехнический (сейчас БГУИР). В дипломе «инженер-программист» (т.е. вроде как профильное образование).

    Думаю, мне повезло, т.к. тогда (конец 90-х) ещё работали действительно стоящие преподаватели,
    которые заложили базу по своим дисциплинам, заинтересовали.
    Основной плюс образования был в том, чтобы научиться добывать и структурировать знания. Тогда по новым технологиям приходилось информацию собирать по крупицам. Важно было стремление, мотивация.
    Ещё один весомый плюс — возможность сразу применить знания. Была возможность подрабатывать по специальности на кафедре или брать проекты у старших студентов, имеющих выход на клиентов.
    Со 2-3 курса практически все совмещали учёбу и работу. У меня, как и у многих других, был диплом — рабочий проект (двойной профит).

    Думаю, что высшее техническое образование в правильном вузе — это по крайней мере возможность понять, будет ли интересно всю жизнь осваивать новые технологии и развиваться. Т.к. наша специальность не терпит лени и пауз. Другой вопрос, остались ли сейчас такие вузы или проще на курсы пойти.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разное