Pull to refresh
0

Трудности «перевода»

Reading time 5 min
Views 26K


Возможно, кто-то из вас слышал на днях о том, что уже некоторое время абоненты «Билайн» не могут дозвониться до клиентов Yota, вызовы просто не проходят. Причем исходящие с Yota на «Билайн» проходят в 100% случаев. Пользователи сообщают о недозвоне со стороны «Билайна» в соцсетях и массово жалуются в службы поддержки обоих операторов.



Вкратце ситуацию можно обрисовать следующим образом: «Вымпелком» не провёл своевременное масштабирование собственной сети, недооценив динамику роста нашей абонентской базы. Сегодня мобильной связью Yota пользуются более миллиона человек, не считая клиентов нашего модемного продукта. Как заявлял в прошлом году экс-генеральный директор Yota Анатолий Сморгонский, наша цель в ближайшие пять лет — набрать около 10 миллионов клиентов.





Как устроена сеть, почему возникла такая ситуация и какие существуют способы ее решения, читайте ниже.

Немного теории


Являясь полноценным MVNO-оператором, Yota получает у своей материнской компании «МегаФон» возможность использования существующей радиосети и коммутационного оборудования. В соответствии с законодательством, каждый мобильный оператор, и Yota в том числе, в каждом субъекте федерации должен организовать необходимое количество присоединений с другими операторами связи и пропускать трафик по определенной схеме. В нашем случае:

  • присоединения на МГ-уровне достаточно с одним оператором (осуществляется пропуск трафика на/от МГ/МН-направления, а также вызовы с/на номера других мобильных операторов, кроме «МегаФона»).
  • присоединение на зоновом уровне с оператором, оказывающим услуги зоновой фиксированной телефонной связи. В рамках этого стыка обеспечиваются голосовые вызовы (пропуск трафика) между нашими клиентами и абонентами фиксированной сети (стационарные телефоны).

Мы организовали эти присоединения с нашей материнской компанией во всех субъектах, а также организовали стык на уровне СПС-СПС (вызовы между клиентами Yota и абонентами «МегаФона»).

У большинства операторов МГ/МН-стык используется для пропуска междугородных и международных вызовов. Когда внутри сети Yota совершается вызов, к примеру, из Москвы в Санкт-Петербург, он попадает в транк (trunk, магистраль) междугородней связи. В нашем случае через МГ/МН-стык направляется еще и трафик на/от других мобильных операторов.

Обычно мобильные операторы организуют прямые присоединения между своими сетями. То есть СПС оператора А—СПС оператора Б, СПС оператора А—СПС оператора В и т.д. Однако у Yota нет прямых стыков с другими операторами мобильной связи, кроме «МегаФона», поскольку мы являемся MVNO-оператором. Нам это не требуется, потому что наш основной партнёр организовал все наши присоединения в смежные сети по всей стране. По этой причине весь наш трафик в сторону СПС-операторов (и от них) идёт через МГ-присоединение.

У крупных мобильных операторов есть свои МГ-узлы. То есть в нашей существующей схеме, когда абонент «ВымпелКома» вызывает клиента Yota, то исходящий трафик сначала поступает на МГ-узел «ВымпелКома», а затем либо передаётся на МГ-узел «МегаФона» и далее нам, либо идёт через альтернативных транзитных операторов. Каждый оператор вправе самостоятельно выбирать сценарии доставки вызовов своих абонентов на внешние сети, исходя из порядка пропуска трафика, определенного нормативно-правовыми актами, коммерческих приоритетов, качества и надежности доступных маршрутов, а также множества других критериев.



Вышеописанная модель пропуска трафика с теми или иными особенностями справедлива для всех операторов. Каждому оператору в каждом регионе приходится реализовывать свою схему организации связи в зависимости от требований НПА (нормативно-правовых актов), структуры сети, количества своих абонентов и абонентов других операторов, соотношения количества входящих, исходящих вызовов.

Проблема недозвона


Как было отмечено выше, в схеме организации связи Yota не используются прямые присоединения к сетям других мобильных операторов. Весь трафик Yota, как входящий, так и исходящий на номера других мобильных операторов, с момента запуска мобильного оператора Yota в эксплуатацию шёл и идёт через МГ-узел «МегаФона». При этом мы несём полную ответственность за обеспечение исходящих вызовов наших абонентов. И то же самое относится к любому другому оператору, вне зависимости от наличия прямых подключений. Отсутствие прямых присоединений с другими мобильными операторами никак не влияет на качество обслуживания, мы можем на своё усмотрение организовывать транзит трафика через других операторов в соответствии с требованиями НПА.

При создании схемы организации связи любого нового оператора в обязательном порядке заключаются межоператорские договоры о пропуске трафика между их сетями. Всем операторам во всех субъектах РФ своевременно были разосланы оповещения о том, что нумерация Yota запущена на базе сети «МегаФона», что нужно маршрутизировать определенные диапазоны в определенные транки. От всех операторов, включая «ВымпелКом», были получены подтверждения. Это стандартная и обязательная процедура, определяемая регулятором вот уже несколько лет. Дополнительно с основными операторами в каждом субъекте РФ были проведены тестирования обмена трафиком.

Как следует из описанного выше, говорить, что недозвон некоторых абонентов «ВымпелКома» на нашу нумерацию связан с существующей схемой организации связи, некорректно. Если бы это было так, у клиентов Yota с самого начала не было бы связи ни с «Билайном», ни с другими операторами. Проблема заключается в другом.

Важно понимать, что на МГ-направлении присоединения у операторов зачастую однонаправленные. То есть трафик от абонента оператора А к абоненту оператора Б идёт одним маршрутом, а обратный трафик — другим. И каждый оператор самостоятельно отвечает за организацию исходящего трафика своих абонентов на все остальные нумерации. Применительно к сложившейся ситуации — «ВымпелКом» обеспечивает возможность совершения вызовов от их абонентов на нумерацию Yota, а мы обеспечиваем вызовы от наших клиентов на нумерацию «ВымпелКома».


Нюанс в том, что каждому оператору регулярно приходится расширять присоединения к МГ-узлам других операторов. Делается это увеличением либо числа потоков Е1 (каждый обеспечивает одновременно до 31 голосового соединения), либо SIP-транков. Когда у оператора растёт клиентская база, это приводит к росту исходящих звонков на нумерацию этого оператора. Если расширение не проводить, то рано или поздно пропускной способности имеющихся потоков станет недостаточно. И тогда клиенты начнут испытывать затруднения с дозвоном на номера оператора, присоединение к которому не было расширено. Конечно, ночью и рано утром, когда нагрузка на сеть низкая, этой проблемы может и вовсе не быть или она может не носить массовый характер. Но в остальное время, когда люди начинают активно пользоваться связью, из-за перегрузки каналов будет проходить один вызов из 5-10-15, кому как повезёт.



Именно это и стало причиной того, что некоторые абоненты «ВымпелКома» не могут дозвониться до клиентов Yota: присоединение не было своевременно расширено. На текущий момент наибольшие затруднения с дозвоном из сети «ВымпелКома» на нумерацию Yota отмечены в Москве, Санкт-Петербурге и крупных городах-миллионниках.

Описывая в данном посте возникшие у участников телеком-рынка сложности, не можем не упомянуть и аналогичную проблему, которая в конце сентября этого года имела место быть во взаимодействии с другим крупным оператором МТС. Люди начали возвращаться из отпусков, и поскольку наша абонентская база за лето увеличилась, число вызовов на нумерацию Yota стало резко расти. В результате возникли массовые затруднения с дозвоном из сети МТС в нашу. После совместного обсуждения ситуации МТС оперативно реализовал изменения в сценариях пропуска голосового трафика в ряде регионов, и жалобы на недозвоны с МТС на Yota прекратились.

Что касается текущей ситуации, в данный момент ведутся переговоры о расширении присоединений на стороне «ВымпелКома». Мы надеемся, что в ближайшее время можно ожидать успешного решения вопроса.
Tags:
Hubs:
+24
Comments 44
Comments Comments 44

Articles

Information

Website
www.yota.ru
Registered
Founded
Employees
Unknown
Location
Россия