Компания
132,55
рейтинг
1 декабря 2015 в 14:57

Разработка → Как общаются жители разных городов



В наше время представить себе жизнь без мобильного интернета довольно сложно, его значимость его возрастает год от года. А ведь ещё совсем недавно люди спокойно жили и общались, даже и не мечтая о чём-то подобном. Мы каждый день серфим по сайтам, читаем новости и статьи, а главное — общаемся с другими людьми. И для этого мы все больше и больше пользуемся мобильными мессенджерами. Сегодня их разнообразие велико как никогда, и появляются всё новые и новые приложения. Нас заинтересовало, есть ли какая-то зависимость в предпочтениях мессенджеров среди жителей разных городов? Оказалось, есть. Читайте детали в нашем совместном с «ЙОД» исследовании.

Экскурс в историю




История онлайн-мессенджеров началась в 1988 году, когда финский разработчик Ярко Ойкаринен (Jarkko Oikarinen) придумал протокол IRC (Internet Relay Chat). В нём были заложены основные элементы современного чата: возможность видеть пользователей в сети, принимать и отправлять сообщения и файлы. А в 1996 году интернет «взорвала» израильская компания Mirabilis, выпустив первую версию ICQ. В конце 1990-х и начале 2000-х именно «аська» была самым популярным мессенджером в России, никто из конкурентов не мог даже приблизиться к ней. Вы помните, какие деньги люди платили за шестизнаки? А сегодня их можно дёшево купить у некогда гордых владельцев, много лет уже не пользующихся ICQ.

Но всё же нельзя не вспомнить и другие популярные приложения того времени — QIP, Miranda IM, Trillian, AIM, MSN Messenger (переименованный позже в Windows Live Messenger), «Агент» (разработка Mail.Ru) и Yahoo Messenger. А с выходом в 2004 году приложения Jimm, способного работать по протоколу ICQ, началось развитие мобильных мессенджеров.

С развитием мобильных гаджетов и удешевлением интернета пользователи стали всё активнее «пересаживаться» на смартфоны. В 2009 году наступила эпоха WhatsApp, который сегодня является самым популярным мессенджером в мире. Его разработчики приняли стратегически верное решение — они впервые привязали пользовательский аккаунт к номеру телефона. В результате объёмы SMS-трафика начали падать с катастрофической скоростью. В 2010 году вышел Viber, который ориентировался в первую очередь на голосовое общение.

Сегодня существует огромное количество приложений для обмена сообщениями, которые во многом схожи между собой. Стандартный набор функций включает не только текстовые сообщения, но и пересылку файлов, аудио- и видеозвонки. Отличия в основном заключаются в интерфейсе и способе создания аккаунта: с привязкой к номеру телефона, к страничке в соцсети или, напротив, нужно регистрировать автономную учётную запись.

Текущая ситуация


Итак, какие же мобильные приложения для обмена сообщениями сегодня наиболее популярны?

ICQ и Mail.ru
Надо отдать должное старушке «аське» — она жива и развивается, недавно ей стукнуло 19 лет. С 2010 года ICQ принадлежит холдингу Mail.Ru Group, который параллельно развивает свой мессенджер «Агент». И он, и ICQ обладают удобным интерфейсом и всеми стандартными функциями современных мессенджеров.

Skype
Это приложение вышло на рынок в 2003 году. В первую очередь он позиционировался как сервис для голосовой связи. Но популярность к нему пришла не сразу: звонки через интернет требовали достаточно широкого канала, которым в те годы мало кто мог похвастаться. Сегодня аудитория Skype насчитывает более 300 миллионов человек, а с его помощью можно звонить на любые телефоны по всему миру.

WhatsApp
Изначально он создавался для отслеживания статуса контактов из телефонной книги. Но вскоре быстро разработчики добавили функцию отправки текстовых сообщений, а затем и фотографий, что сразу пришлось по вкусу миллионам пользователей. Сегодня WhatsApp позволяет отправлять всё, что угодно, включая геокоординаты, а также звонить через интернет и создавать групповые чаты.

Viber
Мессенджер появился в 2010 году и создавался как альтернатива Skype. Функционал у него почти такой же, но Viber, как и WhatsApp, интегрируется с телефонной книгой пользователя. В России этим мессенджером пользуется около 30 миллионов человек.

Facebook Messenger
В 2011 году Facebook выпустил отдельное мобильное приложение для обмена мгновенными сообщениями. Для общения с друзьями стало необязательно заходить в соцсеть, а со временем из мобильной версии Facebook и вовсе исчезла функция переписки. Мессенджером можно пользоваться, даже не имея аккаунта в этой социальной сети, а идентификация осуществляется по номеру телефона.

Telegram
Telegram вышел в 2013 году, но у него уже 62 миллиона пользователей. С точки зрения функционала он ничем не выделяется, но зато, как уверяют разработчики, надежно защищен: данные шифруются не на сервере, а на клиентских устройствах. Так что даже администраторы не могут получить доступ к информации.

Конечно, не будь мобильный интернет таким дешёвым, мессенджеры и близко не узнали бы такой популярности. А операторы по-прежнему хорошо зарабатывали бы на SMS и голосовой связи. Но гадать о том, что могло бы быть — дело неблагодарное. Сегодня же практически любой оператор предлагает мобильный интернет, и потому можно существенно экономить на связи с помощью мессенджеров.

Можно по-разному относиться к виртуальному общению, но отрицать его бессмысленно. Современная жизнь требует быть всё время на связи, а технические средства этому только способствуют. Поддержание и развитие социальных связей вообще является ключевой потребностью, силой и слабостью человека как вида. Поэтому у многих из нас мессенджеры стоят сразу на всех гаджетах: настольных компьютерах, ноутбуках, планшетах и смартфонах.
Причём зачастую мы пользуемся несколькими разными приложениями. С одной стороны, не слишком хорошо, что мы всё больше общаемся в онлайне, но с другой стороны, это позволяет экономить очень много времени.

Предпочтения жителей разных городов


Степень популярности того или иного мобильного мессенджера — понятие довольно размытое. Очевидно, что каждый разработчик старается приукрасить текущее положение вещей, иногда и несколько преувеличив размер клиентской базы. А сколько из них активных пользователей, вряд ли кто-то признается.

В своё время нас заинтересовало, какие мобильные мессенджеры предпочитают наши клиенты и зависят ли их вкусы от региона. Мы провели небольшое внутреннее исследование и вот что выяснили.

В Москве наиболее популярен Viber, за которым с небольшим отрывом следует WhatsApp. Тройку лидеров замыкает Skype.

В Санкт-Петербурге распределение мест оказалось таким же, но позиции Viber оказались куда прочнее — его предпочитают 44% наших пользователей.

А вот в регионах — в Хабаровске, Краснодаре и Новосибирске — WhatsApp вне конкуренции. Особенно сильно любят его на Дальнем Востоке и на Кубани. Более того, в Краснодаре Viber вообще скатился на третье место.



Любопытно, что общий состав наиболее популярных мессенджеров не меняется в зависимости от региона. Выводы из это информации каждый может сделать самостоятельно. Любопытно будет посмотреть, как распределятся места в 2020 году. Совершенно точно ведь появятся новые сервисы, а вот как они будут выглядеть, что нас ждет… Интересно было бы взглянуть в будущее.

Это исследование опубликовано на сайте «Йод».
Автор: @Yota4All
Yota
рейтинг 132,55

Комментарии (24)

  • 0
    Надо отдать должное старушке «аське» — она жива и развивается

    Однако ни на одном графике она даже 1% не получила. Интересно какой же процент остался у «аськи» теперь?
    • +2
      Интересно, что вообще тут понимается под аськой. Приложение или протокол? Для других мессенджеров эти понятия жестко связаны, а для ICQ, помимо своего клиента, есть множество сторонних. Вроде бы пост про мессенджеры, но данные от провайдера, так что, наверное, считали по протоколу.
      • 0
        Нене, у ICQ центролизованные серверы и закрытый протокол, поэтому без разницы с какого мессенджера заходить. Раньше это были AOL-овские серверы, сейчас мейлрушные.

        Просто некоторые мессенджеры продвигали под видом ICQ свои jabber-серверы, отсюда и создавалось впечатление что протокол и мессенджеры не связаны.
        • 0
          Ну с ICQ умеет работать QIP, Miranda, тот же Jimm и многие другие. И они используют собственные библиотеки для работы с ICQ, несмотря на то, что протокол проприетарный. На мой взгляд, эти мессенджеры были популярнее, чем сама ICQ.
      • 0
        Позвольте не согласиться с вашим высказыванием:
        Для других мессенджеров эти понятия жестко связаны, а для ICQ, помимо своего клиента, есть множество сторонних

        Для Telegram также есть множество сторонних клиентов.
  • +1
    Какие есть мессенджеры на телефон, в которых бы можно было бы жёстко ограничить приём сообщений только от списка контактов в телефоне?

    Если честно, задолбал уже этот спам, когда присылают сообщения рекламного характера с явно левых симок. И я конечно блокирую такие контакты и отправляю жалобы, но я подумываю, что нафига мне это нужно и не снести ли приложение — и неважно, что им пользуются 70 или 90 процентов Москвы.

    И этот слив контактов: только поставил мессенджер — а уже у тебя весь список телефонной книги оповещён, что ты поставил этот мессенджер. Это им здорово увеличивает клиентскую базу, но мне-то с этого что?
    • 0
      4talk гарантирует no spam вроде
  • +3
    Вроде читал внимательно, но не понял «данные предоставила компания Yota», а как определяли процентное соотношение? Опрос? Или трафик снифили?
  • 0
    Исследование однозначно неполное без упоминания WeeChat (если не ограничиваться территорией России), который сумел стать для пользователей гораздо большим, чем любой из упомянутых мессенджеров.
    • 0
      Только не WeeChat, а WeChat. Я успел удивиться, когда это IRC успел продвинуться :)
      • 0
        Да, спасибо за поправку.
  • +4
    Как так получается, что среди моих знакомых (из них около 100 у меня есть в контактах мессенджеров), нет ни одного человека, активно пользующегося Viber? В то же время по Москве их аж 37%. Может быть, есть корреляция с пользователями Yota (коих в моём контакт-листе тоже исчезающе мало)?
    • 0
      Столица в своем интернет-развитии опережает провинцию на ~пару лет (отставая, в свою очередь, на те же ~пару лет от Америки). Это и 10 лет назад так было, можно было засекать — как что-то стало популярным в США, значит через время докатится до нас. Волна моды на Viber поднялась позднее волны WhatsApp — до регионов, видимо, ещё не полностью докатилась.
    • 0
      Понаехавшие вроде меня им вполне активно пользуются(я студент). Весьма популярен именно для междугороднего/международнего общения(а именно — звонков), ибо заменяет на этих позициях весьма глючащий на смартфонах скайп. Сужу себе по своим знакомым.
  • +2
    Объясните, пожалуйста, что хорошего в Viber? Я никогда не понимал, зачем им пользоваться, если есть скайп, телеграмм, жабер на худой конец… Сколько не спрашивал у людей, обычный ответ — не знаю, как-то так вышло.
    • –1
      Для меня десктопный клиент это решающее преимущество над WhatsApp.
      • 0
        у телеграма же есть
    • 0
      За все не отвечу, но могу сказать, что он хорошо работает в том числе при нестабильной связи, а так же не лагает на смартфоне(чем страдает скайп). Использую для звонков, конечно.
    • 0
      vs Скайп: легче, удобнее на смартфоне, регистрация по номеру.
      vs Телеграм: голос + русификация (да, не всем это важно, но на общее кол-во контактов влияет).
      vs джаббер: ниже порог входа, регистрация по номеру, унифицированный функционал клиентов.
      • +1
        Для меня вообще регистрация по номеру телефона — шок. Терпеть это не могу в теперешних сервисах(
        • 0
          Для вас шок, а для многих — отсутствие необходимости запоминать какие-то номера, логины, пароли, возиться с электронной почтой.
  • +4
    > ICQ и Mail.ru
    Жива так же, как миллионы ящиков у mail.ru — используют многие старые пользователи, которые привыкли и круг общения мало меняется. Свежего притока юзеров вряд ли ждем, упустили они время. Наверное. Но ваша же собственная статистика (как получили — снифали, или сканили установленные на телефонах программы?) говорит, что абзац про ICQ внесен, будто бы, скорее для объема текста.

    Skype
    Часто используется в бизнесе, аудитория его не поменяет, пока не сменят мессанжер контрагенты, так что они на коне. Способность скапа использовать канал клиента под свои цели известна, и не особо приятна, но протокол стойкий к взлому, а качество передачи голоса все еще лучшее на рынке. Толстенный мобильный (да и десктопный) клиент запускается вечность, и вообще далеко не пример для подражания по части UI и удобству пользования. Последнее время (спасибо конкуренции Viber-а?) начал развиваться в некую положительную сторону.

    WhatsApp
    Внутри — xmpp (плюс куда доработок), и исходно был скромным мессанджером с моделью одлаты «доллар в год со второго года» (как сейчас — не знаю). Странная реализация десктопной (браузерной) функции, высаживающая батарею телефона, заставляет снять шляпу перед изобретательностью авторов, но она же указывает на строгое mobile-first строение их системы: без телефона в эту сеть в принципе не подключиться. Удобно, что логин человека = его номеру, и часто слышишь сейчас фразу, когда человек, диктуя номер телефона, говорит мимоходом — звони, или мне в WhatsApp напиши. С некоторых пор у них появились и голосовые звонки, так что звонить стало еще проще. Качество речи, как по мне, похуже Скайпа, и непонятно, как получить архив своих сообщений на десктопе (разве что парсить выдачи веб-клиента).

    Viber
    Для юзеров = «тот же WhatsApp» (*ну или WhatsApp — «тот же Viber»), разве что другое оформление. Есть декстопный клиент, в котором pgup/pgdn почему-то у меня не скролят историю чата. Звук вроде починили (ну, стал получше, до уровня скайпа еще работать и работать), не так давно был жутковат на фоне Скайпа и даже WhatsApp. Но что скажу — Viber активно старается оттеснить Скайп, и преуспевает в этом изрядно.

    Facebook Messenger
    Для России таким мессанджером из соцсети стал и остается Вконтакт. Очень, кстати, удобный продукт: работает быстро, весит относительно немного, читать сообщения можно и на компе, и на телефоне. Добротная штука (я про vk), не имеющая правда функции голосового звонка, и привязываемая к логину во Вконтакте, а не напрямик к номеру телефона человека. Что же до фейсбуковского мессанджера, то я бы не стал им пользоваться из-за очень навязчивой «материнской» соцсети, которая, ко всему, наверняка еще и анализирует всю переписку — неприятно в общем как-то. Распространенность в России — не знаю, не особо слышал хоть раз, что человек только в ФБ надо писать, всегда есть другие, более привычные методы.

    Telegram
    Хороший клиент, которому есть куда расти, но который вроде как безопасный. Копию переписки не сделать, через него голосом не позвонить, но привязан к номеру телефона, что удобно. Отдельно удобно наличие OTR, по заверениям, это вроде как надежно.

    Завершая список, хочу напомнить: Йота, как и все провайдеры, должна быть тем, что у нее в лицензии написано, а именно «трубой» для передачи данных, а не лезущей в данные гидрой. Честно говоря, анализ трафика сделать небольшая заслуга, но лучше бы смотрелся обзор, какой регион сколько вообще трафика генерирует на телефонах, на планшетах, с компов.

    А еще лучше было бы однажды прочесть, что Йота отказывается от грязных трюков вроде закрывания адресов обновления винды и прошивок модемов, от дискриминации трафика по TTL и по данным DPI, от зажимания не только торрентов, а (самое главное для работающих людей) туннелей VPN (!), и начинает трафик не задерживать, а передавать на общих основаниях.

    На заре интернета в России была такая же картина: каждый провайдер (эх, какие были тогда масштабы: директор компании в 200 абонентов — «мы растем, и мы круты!») ставил и проксик (хорошо если не прозрачный), и зажимал каналы на трафикогенерирующие ресурсы. Было так долго, пока не появились толстые каналы, ШПД и (самое главное) конкуренция в виде богатых контор, которые уже на моменте входа на рынок могли позволить себе не жаться, а именно поставить сразу и хорошее железо, и использовать толстый аплинк. Надеюсь, Йота найдет достойного конкурента и вынуждена будет стать более лояльной к типам трафика.
  • 0
    В Viber есть стикеры, видеозвонки и десктопный клиент
    • +2
      Боже! Стикеры! А докупать тоже можно? А с котяфками есть?

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разработка