Компания
152,31
рейтинг
31 декабря 2015 в 18:01

Разработка → Готовность сети Yota к новогодним праздникам



Новогодние праздники — особенный период. В это время страна дружно гуляет, отдыхает, безудержно тратит деньги на пиротехнику и всякие вкусности, включая ингредиенты для Оливье. Взлетают продажи всевозможных товаров и услуг, люди ходят друг к другу в гости, а в новогоднюю ночь поздравляют всех своих родных и близких. В том числе, посредством мобильных телефонов. И в преддверии Нового Года мы решили рассказать о том, как меняется нагрузка на нашу сеть на рубеже смены календаря, и как мы к этому готовимся.

«Широка страна моя родная» — это не хвастовство, а констатация факта. Россия столь велика, что наша территория поделена на 11 часовых поясов, такого нет больше ни в одной стране мира. И первыми в Новый Год входят регионы, живущие по «Камчатскому» времени. И далее по стране идёт волна новых годов, так что к тому моменту, как европейская часть России начинает отсчитывать бой курантов, утомившаяся Камчатка давно спит крепким утренним сном.

В обычные дни показатель нагрузки на сеть (TPS — transactions per second, количество голосовых вызовов в единицу времени) составляет около 600 тысяч соединений ежесекундно (из них 53% исходящие соединения, 47% — входящие).

Поздравлять друг друга с Новым Годом люди начинают заранее. Кто-то опасается, что потом не сможет дозвониться, кто-то не хочет потом отвлекаться, кому-то просто не терпится поздравить. Поэтому нагрузка на сеть начинает возрастать примерно с 22:00. К 23:00 она достигает своего пика и держится на этом уровне примерно два часа, после чего начинается спад активности клиентов. В период пика количество голосовых вызовов увеличивается иногда в 10 раз, SMS – до 15 раз. И вскоре после 1:30 активность клиентов быстро падает почти до нуля: ведь нужно отдать должное праздничному столу, отправиться на прогулку или в гости.



В новогоднюю ночь количество голосовых соединений вырастает на 80-100%, количество отправляемых SMS вырастает на 300-400%. При этом любопытно, что объём мобильного трафика в новогодние каникулы даже несколько уменьшается. При чём потребление мобильного трафика остаётся низким на всём протяжении новогодних праздников. И это, пожалуй, правильно — в эти дни лучше уделять внимание семье и друзьям, а не гаджетам. Что же касается самого контента, то благодаря безлимитному интернету для наших пользователей подавляющая доля приходится на потоковое видео: фильмы, сериалы, онлайн-трансляции, ролики.

Итак, после 1:30 люди почти перестают звонить и писать друг другу SMS. Кто-то гуляет на всю катушку до утра, кто-то выпивает шампанское, съедает салатик и идёт спать. Утром снова начинается медленный рост нагрузки на сеть, и к 9-10 часам показатели выходят на уровень выходного дня. В эту новогоднюю ночь мы прогнозируем существенный рост трафика мессенджеров.

Очевидно, что максимальная нагрузка в новогодний период приходится на системы, обслуживающие пользователе в режиме реального времени. Поэтому для экономии их ресурсов применяются различные методы оптимизации. Например, временно отключается тарификация заведомо бесплатных вызовов (внутри сети Yota и т.д.). Данные о них кэшируются и отправляются в систему биллинга с задержкой, а не в режиме реального времени.

Основная подготовка к Новому Году заключается в расширении количества голосовых присоединений. Необходимое увеличение рассчитывается исходя из текущего значения стандартной нагрузки и прогнозного значения на новогоднюю ночь. При этом, в отличие от других мобильных операторов, чья абонентская база давно стабилизировалась, после новогодних праздников мы не отказываемся от этих дополнительных мощностей, поскольку количество наших клиентов постоянно растёт. И расширение количества голосовых присоединений лишним не будет. В первую очередь расширяются зоновые присоединения (звонки на местные стационарные телефоны), и МГ/МН присоединения (междугородние/международные), через которое у нас идут вызовы на других операторов, за исключением «МегаФона».

Если раньше существовала определенная мода – поздравлять друг друга именно в 00.00 — в последние годы пользователи начинают отправлять поздравления еще до 00.00. Трафик 1 января соизмерим с нагрузкой в обычный выходной день. Затем, в период новогодних каникул, традиционно наблюдается небольшое снижение активности клиентов – примерно на 30% по сравнению с обычным уикендом.

* * *
Желаем вам активно встретить 2016 год, вдруг старая примета — как встретишь, так и проведёшь — существует не просто так!
С наступающим вас!
Автор: @Yota4All
Yota
рейтинг 152,31

Комментарии (13)

  • 0
    Вот на НГ приехал в маленький городок, всегда были проблемы со связью и у мтс и теле2, сегодня думаю на йоте у меня будет хорошо, только смысл, когда на тот же мтс я дозвониться не смогу :) но это камень не в огород йоты)
  • 0
    А разве Yota не MVNO поверх сети Мегафона?
    • 0
      MVNO разные бывают — можно только вышками пользоваться. а можно всеми системами, включая биллинги и прочее (как у «Связной мобайл», например)
      • +1
        Но мы то про сеть Yota читаем?
  • 0
    Скрытый текст
    image

    связь была просто ужасная.
  • +1
    Был на НГ в самом центре Питера. Сеть работала, но звонок на выход проходил со второго-третьего раза. Инет работал исправно.
    В целом, учитывая масштабы, на какую-никакую четвёрочку сработали.
  • 0
    Ещё бы вы не были готовы. Вы же теперь требуете с меня сумму в 440 рублей, когда весь остальной регион платит 290 за тот же тариф, и я нахожусь в этом регионе.
    • 0
      Это точно. Думал, что вот они, прозрачные тарифы, без сносок мелким шрифтом в тарифном плане. А тут на тебе, Вы переведены на тариф «Региональный», хотя сеть в регионе запущена.
      • 0
        И что вы решили? Оформили новую сим-карту? Я тут хотел оставить номер родственникам, но как оказалось, переоформить номер на другого человека у них нельзя. Как вообще так?
        Я, кстати, выше ошибся. В регионе 240 рублей этот же тариф стоит. Итого разница в 200 рублей.
        • 0
          Израсходую средства на старой и заведу новую карту. У нас в регионе 290, но 150 рублей не за что отдавать получается.
          • 0
            Обломно получается, если номер твой уже давно у всех записан, ведь в другом регионе нет возможности номер перенести.
            Сам сегодня оформил новый номер. Теперь буду использовать исключительно для интернета, никому не сообщая этот номер.
      • 0
        Добрый день,

        при переезде в другой регион и нахождении в нем более 30 дней действительно подключается Региональный тариф. Данную информацию Вы всегда можете увидеть у нас на сайте: http://www.yota.ru/corporate/documents/#/mobile/terms-and-tariffs/voice-tariffs

        Это связано с тем, что стоимость пакетов услуг зависит от региона и защищает от перемещения номеров других (не домашних) регионов от перемещения с целью использования в регионе с более высокой стоимостью тарифных пакетов с более низкой стоимостью. Также хотим напомнить, что возникла бы путаница, т.к. не все операторы отменили роуминг, и Ваш номер, где бы Вы ни находились в РФ, будет определяться у абонентов других операторов как находящийся в Вашем домашнем регионе — стоимость звонков будет для них с соответствующей тарификацией.

        Мы понимаем, что это доставило Вам некоторые неудобства. Если Вы планируете находиться в данном регионе на постоянной основе, наиболее оптимальный вариант — приобрести номер именно для этого региона, т.к. номера довольно жестко привязаны к номерной емкости конкретного региона (в том числе и законодательно).
        • 0
          Обычно эту информацию приходится искать уже после введения ограничений, т.к. она глубоко внутри портала.

          То, что Вы защищаетесь от махинаций это хорошо, но если в регионе есть Ваша сеть, сделайте пакет по этой цене, в моём случае, это дороже, чем в домашнем, но справедливо. А если пакет в домашнем регионе стоит дороже, чем в там, где вы находитесь, то по ценам домашнего региона. А уже если абонент в регионе, где вообще Yota официально не запущена, тогда на тариф Региональный. Это кажется логично.

          Заводить другую симку нет смысла, я периодически на 2-3 месяца переезжаю из региона в регион, в результате все равно попаду на тариф Региональный.

          P.S. Мне кажется можно было бы сделать отображение названия тарифа «региональный» в приложение и возможность смены количества минут, раз уж приходится им пользоваться, дико не удобно каждый раз писать в саппорт.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разработка