Zadarma
Компания
27,05
рейтинг
19 ноября 2015 в 17:42

Разработка → АТС в кармане: настраиваем IP-телефонию для удаленной работы

Высокоскоростной интернет стал доступен практически везде: от кафе в центре Москвы до дикого пляжа на Адриатике. Теперь оставаться на связи стало очень просто — установил пару-тройку приложений на смартфон и можно отправляться на отдых в теплые края, не опасаясь, что нужный звонок, сообщение или e-mail пройдет мимо. При общении в социальных сетях в ответ на «Привет, ты здесь?», вполне нормальным может быть: «В бегах, наберу потом». Другое дело, если на интернет-коммуникации завязан бизнес – в любой момент нужно быть готовым ответить на входящий или сделать важный исходящий звонок (даже если ты едешь на мотобайке по Патайе).

О том, как «правильно» выстроить телефонию, без привязки к географии, для удаленно-мобильного предпринимателя (любящего море, солнце и горный воздух) напишем на примере облачного сервиса Zadarma.



Для большинства обычных пользователей телефония — это комплексная единая услуга, которая позволяет и принять звонок, и набрать нужный номер с одного устройства. Глазами же специалиста телефонный сервис состоит из двух, зачастую не связанных, вещей: входящей и исходящей связи. Можно принять звонок по одному каналу, а отправить — совершенно по другому. Особенно отчетливо это наблюдается при использовании VoIP, когда пользователь может настроить несколько учетных записей на одном IP-телефоне/софтфоне или задействовать IP-АТС с несколькими номерами. Это огромный плюс VoIP-технологий: мы практически не ограничены в возможностях коммутаций и оптимизаций.

Наша задача:

  1. Организовать максимально эффективную входящую и исходящую связь без привязки к фиксированному каналу интернета и географии.
  2. Обеспечить возможность работы с несколькими виртуальными номерами.
  3. Настроить прием звонков на всех устройствах, с которыми мы имеем дело. Чтобы входящий всегда дошел до адресата и всегда была возможность набрать номер любой страны мира, независимо от нашего местоположения, по минимальным тарифам.

В интернете описано множество способов организации телефонии для удаленщика с помощью «наколенных» решений — от собственного Астериск до десятка GSM-шлюзов по всему миру. Да, это действительно работает, но требует денег на поддержку серверов, покупку тех же шлюзов, настройку и конфигурирование. Предпринимателю, «пилящему» стратап из Черногории, точно не до sip.conf и сип-инвайтов, ему нужно просто звонить. Отставим конфиги и инвайты с реджектами в стороне, и настроим всё, что нужно на облачной платформе Zadarma.
Основной постулат: для удаленной работы предпринимателя приложений типа Viber и Skype недостаточно. Без телефонии полноценно работать сложно — клиенты нам не только пишут, они ещё и звонят. Таким образом, потребуются несколько виртуальных номеров для входящей связи. Цифровой бизнес — штука глобальная, поэтому номера обеспечим не только российские, ведь для нас с вами важно, чтобы клиенту было удобно с нами коммунициировать. В какой бы стране вы не находились, какое бы ни использовали устройство (ноутбук с гарнитурой, смартфон с приложением или обычный сотовый), настроим сценарии обработки так, чтобы входящие не уходили в пустоту при недоступности одного из устройств.
Типовая схема выглядит так:


Рассмотрим кейс


Удаленщик Кирилл честно отработал четыре года в диджитал-агентстве, занимался фронтенд-разработкой и версткой, освоил Bootstrap и немного RoR. Почувствовав усталость от столичной жизни и ощутив непреодолимое желание расслабиться и, может быть, «запилить» что-нибудь свое, Кирилл перешел на удаленку и перебрался в Бургас, в Болгарию, где снял студию в 100 метрах от моря. Все столичные контакты и связи сохранились, работать всё равно приходится, идей проектов после месяца медитаций на черноморские закаты, накопилось под сотню. Кирилл завел блог о счастливой жизни на берегу моря, периодически помогает знакомым с оформлением ВНЖ в Евросоюзе, и при случае, готов помочь с подбором жилья. Кирилл поддерживает собственный сайт-конструктор лэндингов, много звонит по России и Европе в поисках инвесторов и общается с клиентами.



Входящая связь


У Кирилла есть бизнес-партнеры в Словении и Латвии, клиенты в России и Казахстане и друзья в Черногории. Для того чтобы всегда быть на связи по телефону и размещать рекламу в нужных регионах, требуются местные виртуальные номера, настроенные по SIP и подключенные к облачной АТС.
Настроим входящие номера.
image

  1. Выберем из списка доступных виртуальных номеров нужные города и страны. Номера уже преднастроены и сразу после покупки входящие маршрутизируются на Zadarma. В придачу возьмем и московский номер в коде 499 для связи с Россией, это однозначно удобнее, чем держать постоянно подключенной роуминговую опцию на российской симке. Вместе с московским номером получим пакет исходящей связи. Удобно, поскольку звонить всё равно придётся. Итого, у нас несколько региональных номеров РФ и пара европейских. На них мы ждем входящие от клиентов и партнеров.
    Чтобы легко понять на какой из номеров звонят, зададим каждому номеру свое имя (Moskwa, Sofia, Riga). Имена номеров отобразятся в программах при каждом звонке, а потом и в статистике АТС.
  2. Сестра Кирилла живет в Екатеринбурге и иногда позванивает с городского — узнать, как дела. Держать для нее отдельный местный входящий номер особенного смысла нет, сестра человек свой и понимает, что связь за границей удовольствие не из дешевых. Ей предложим звонить на бесплатный входящий с донабором: на номере висит IVR, который предлагает ввести добавочный SIP-номер абонента, дальше звонок попадает в общий сценарий. Через него удобно дозваниваться тем, кто готов ввести внутренний номер донабором (например родственникам, друзьям).
  3. Еще два года назад Кирилл купил виртуальный номер в коде 499 для своего проекта, его он размещал на сайте и на него звонят российские клиенты. Номер терять никак нельзя, он иногда подкармливает заказами. Оставляем его и настраиваем как дополнительный внешний шлюз на сервере Zadarma. Стандартная процедура: вводим логин, пароль, сервер, выданные при покупке номера у стороннего провайдера.


АТС для входящих


Когда входящих номеров больше, чем один, то без функционала АТС не обойтись. Звонки должны приходить по определенным правилам, их нужно встречать голосовым приветствием и иногда отправлять другу Руслану в Ригу, который отвечает за совместный портал для Европы в сфере экотуризма. Для этого настроим входящие сценарии с традиционным «Здравствуйте, вы позвонили в молодую, динамично развивающуюся, компанию...». При этом, Руслану из Риги и Максиму из Белграда выделим внутренние экстеншены с короткими номерами для того, чтобы созваниваться между собой и при необходимости переводить звонки друг другу, а также общаться в конференции.
Звонки на латвийский номер отправим в первую очередь к Руслану, а звонки на российский рекламный номер по недвижимости в Болгарии озвучим приятным женским голосом с болгарским акцентом. Также настроим для постоянных европейских клиентов-«туристов» (номера которых мы уже знаем) прямой вызов на Максима, а клиентов из Казахстана будем сразу отправлять Кириллу (маршрутизация по телефонному коду звонящего).

Исходящие звонки




Настроим правила для исходящей связи. Тут вроде бы все просто. Делать исходящие звонки разрешаем всем концессионерам (за исключением Максима из Белграда, звонки на Сербию очень дорогие, пусть звонит со своего мобильника). Закрываем Максиму исходящую.
Теперь нужно разобраться с CallerID (АОН). У нас несколько входящих номеров и мы хотим показывать российский при звонке в Москву и прибалтийский — при звонке в Прибалтику. Для этого сопоставим внутренние экстеншены и виртуальные номера. При звонке со 101 показываем российский номер, при звонке со 102 — латвийский. Кирилл звонит в Россию с российским АОН, а Руслан в Вильнюс — с рижским.
Иногда Кирилл звонит приятелям в РФ и хочет, чтобы они видели номер его мобильника, а не рекламный номер стартапа. Нет проблем: настроим еще один экстнешен для звонков с подстановкой номера сотового — подтверждаем мобильник через SMS, и теперь он в списке доступных номеров. Вуаля, задача решена!

Переадресация и мобильное приложение




Разберемся с тем, как и на какие устройства будем принимать звонки. На самом деле, выбор достаточно велик. Кирилл почти весь день проводит в домашнем офисе: отвечает на e-mail, общается по видео в Skype, пьет кофе и смотрит ТВ. Когда под рукой ноутбук и гарнитура, вызовы направляем на софтфон в ноутбуке. Это самый комфортный и правильный способ общения — под рукой все функции и настройки АТС, можно смотреть статистику и даже прослушивать запись разговоров.
Иногда Кириллу становится невыносимо тесно на его 28-ми квадратных метрах, он гонит на велосипеде к морю развеяться. У моря 3G-сеть почти не видна, поэтому «нормального» интернета не будет — настраиваем переадресацию на его болгарский мобильный по неответу софтфона на ноуте. Звонки на мобильные Болгарии стоят недорого и на пару переадресованных звонков можно ответить без больших затрат.



Для субботних походов в кафе и на набережную Кирилл использует софтфон Zadarma на мобильном. Болгарский 3G вполне себе позволяет общаться без потерь пакетов даже с высококачественным, 711-м, кодеком. Люди в Бургасе в свободное время предпочитают сидеть в кафе, а не на ютубе, поэтому сеть свободна и голос через 3G ходит «на ура». «Имена» номеров помогут точно понимать откуда и кому пришел звонок. «Звонилку» используем и для исходящих звонков. На софтфоне настраиваем несколько аккаунтов с разными экстеншенами, чтобы легко звонить в разные страны с разными CallerID.

Коллбэк и звонок с сайта


Входящие сценарии настроены: концессионеры Кирилл, Руслан и Максим скоммутировали настоящего робота-продавца. На АТС заведены несколько виртуальных номеров РФ и Европы, рекламные номера разнесены по разным интернет-проектам, на каждый входящий транк назначен собственный IVR, звонки постоянных клиентов маршрутизируются сразу на ответственного. Также звонки обрабатываются специальным сценарием: в зависимости от географической принадлежности клиента вызовы маршрутизируются на разные аккаунты. Настроены условные и безусловные переадресации на мобильники или в приложения. Ни один звонок не пройдет мимо. Исходящие звонки ходят самыми экономными маршрутами. Интерфейс личного кабинета Zadarma можно закрыть и открывать только для пополнения баланса. Концессия удаленщиков со стороны телефонной сети выглядит ничуть не хуже колл-центра крупного банка, а местами даже круче.
Осталось добавить пару «фич» и предусмотреть нештатные ситуации, когда вдруг кончился интернет, а звонить нужно.


Коллбэк, при активном развитии мобильного ШПД, постепенно теряет свою актуальность, но в некоторых случаях незаменим. Кирилл во время велопрогулки в горах получает уведомление о пропущенном от постоянного клиента, такое иногда случается. Клиенты звонят, когда надо им, а не только в рабочее время. Нужно срочно перезвонить и уточнить суть вопроса. В горах нет 3G, работает только GPRS и голосовая связь. Воспользуемся коллбэком: наберем номер доступа коллбэк-платформы, получим отбой без поднятия трубки (исходящий не протарифицировался) и ждем входящий на болгарскую симку. После поступления входящего вводим номер клиента и разговариваем. Проблема отсутствия мобильного интернета решена, разговор состоялся, с баланса Zadarma списалось всего несколько евроцентов.
image

Иногда Кириллу приходится отправлять SMS, причем с тех номеров, которые указаны на сайте его многочисленных проектов. Номера виртуальные, никаких сим-карт не предусмотрено, но подстановка нужного номера отправителя нужна как воздух. Воспользуемся формой отправки SMS в личном кабинете Zadarma — вводим текст SMS и выбираем номер отправителя. SMS-ка в Ригу улетела с рижским номером. Дело сделано.

Торжество инноваций в проектах Кирилла не выглядело бы так убедительно, если бы он не воспользовался кнопкой «Обратного звонка» на своем сайте «Недвижимость в Чехии». Колл-трекинги, звонки с сайта и прочие WebRTC набирают обороты и тот, кто не успел, тот опоздал. Желаешь быть в авангарде — будь в тренде. Ставим кнопку «Обратный звонок» на главную и настраиваем реакцию на нетипичное поведение клиента — посетитель заходит третий раз подряд и подолгу любуется описанием виллы за полмиллиона в пригороде Любляны, сделаем ему предложение заказать звонок прямо сейчас. Если посетитель введет номер своего мобильного и нажмет ОК, обратный вызов придет в АТС и будет обработан всеми хитроумными сценариями.

Подводя итоги


Расписав вышеозначенные методы, мы не открыли Америки, в той или иной степени многие из VoIP-приемов используются давно множеством пользователей. Некоторые энтузиасты содержат целые зоопарки АТА и GSM-шлюзов и умудряются ими управлять. Отличие проекта Zadarma от множества хитроумных «интернет-приспособ» в том, что для настройки сложных сценариев и маршрутов вызовов используется исключительно облачный сервис с единым интерфейсом пользователя и лицевым счетом. Есть ли смысл покупать аппаратные решения и заказывать шлюзы в китайских интернет-магазинах, чтобы самостоятельно, на колене, сделать то, что уже работает «из коробки» у сервиса с хорошей репутацией? Преимущество Zadarma состоит как раз в том, что набор услуг рассчитан не только на SMB, но и на небольшие домашние офисы с нетиповыми запросами. Схема с удаленщиком Кириллом — показательный пример того, в каком направлении движется VoIP последние несколько лет: в сторону единого номерного плана для распределенных офисов, в сторону сложных схем организации входящей связи с множеством номеров и сценариев обработки звонка, в сторону предоставления услуг IP-телефонии на мобильных устройствах. Проект Zadarma это хорошо понимает и регулярно совершенствует сервис.

P.S.: Заметим, что услуги Zadarma подключают не только удаленщики у моря. Пользуются особенным спросом предложения для среднего/крупного бизнеса. Например сейчас для офисов есть уникальное предложение пары одинаковых номеров: федерального 8-800 и московского 499.

P.P.S.: Мы уже начали подготовку описания нового кейса.
Автор: @IgorDimitrov
Zadarma
рейтинг 27,05
Компания прекратила активность на сайте

Комментарии (8)

  • +3
    Описания кейсов похожи на тонкий троллинг хипстеров-стартаперов.
    • +1
      Постараемся самые разнообразные кейсы описывать )
  • +1
    Вы когда-то планировали добавить в список виртуальных номеров российские мобильные с приёмом SMS. Примерно как те глючные +7901, которые уже отключены, но чтобы при этом всё хорошо работало. Уже не ждать?
    • 0
      Сейчас виртуальные номера с возможностью приема SMS есть в Израиле, Канаде, Украине. Однозначно список будет увеличиваться. Но обещать точно, когда будет та или иная услуга, мы к сожалению не можем.
  • +1
    дружно ждем webrtc, чтобы на сайт добавить кнопку вызова, а то на флеше совсем не вариант.
    • 0
      Сейчас webrtc уже есть если звонить из личного кабинета. Но хотим усовершенствовать работу с ним, прежде чем предлагать для кнопки.
  • 0
    Не хватает автодозвона на занятый номер.
    • 0
      Сейчас есть автодозвон через API (опция predicted — предиктивный набор). Это очень полезно для коллцентров и подобных компаний, когда дозвон идет сразу от нескольких операторов на много номеров.
      Автодозвон на один номер от одного человека позже реализуем, но там будут ограничения чтобы его не использовали для оказания вреда.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разработка