Компания
21,23
рейтинг
3 декабря 2013 в 13:17

Разное → Творческий кризис современного телевидения

Мы уже успели поговорить и о фокус-группах и о междоусобицах телеканалов – пришла пора рассказать о том, как все эти нехорошие вещи влияют на качество ТВ-продукции. И ведь влияют очень сильно!



Из-за «военно-вертикального» подхода к телепроизводству (согласно которому есть якобы универсальные методики работы с аудиторией и готовые рецепты создания качественной продукции) все телесериалы крайне похожи друг на друга. Судите сами, сейчас на ТВ есть 3 типа эксплуатируемых без конца сюжетов:

1) «Компания друзей (возраст: 20+), которые работают/живут/бездельничают в [ставьте то, что сочтёте нужным]». Это (конечно же) всегда ситком. Обычно у каждого героя есть какие-то личные проблемы, обычно их 4-5 человек и женщин в этом коллективе редко можно встретить. Причём сериалы эти основной фокус делают на…хм, крайней асоциальности этих персонажей. Т.е. если сериал про фанатов видеоигр, то они скорее всего будут сидеть на пособиях и курить траву вместо того чтобы разрабатывать видеоигры и играть в го или теннис. Основная проблема в том, что во всех этих сериалах заключается вот в чём: в них эксплуатируется тема «позднего взросления», в то время как их аудитория, честно говоря, давно выросла. Сюда же можно бросить сериалы про «30-летних, живущих с родителями». Я сам очень люблю ситкомы, но имеющимся популярным образцам (которые я не осмелюсь называть дабы не спровоцировать бурю в комментариях) я предпочитаю что-то с более оригинальной структурой (вроде «Эпизодов»).

2) «Мужчина и женщина вместе раскрывают преступления/разгадывают загадки/раскрывают заговоры/спасают людей (и все ждут, когда же у них будет роман)». «Агентство ‘Лунный свет’», «Секретные материалы», Lost (ну да, Сойер Джек и Кейт – читательницы, наверное, согласятся), «Касл», «Кости», «Менталист», «Анатомия страсти», «Частная практика», «Доктор Хаус»…уф! Помимо нарушения законов евгеники здравого смысла (красивые и умные мужчина и женщина работают вместе – ах какая из них получится пара!), эта схема просто поражает своей банальностью. Может быть, отчасти, поэтому в последние годы на ТВ где-то пошла «обратная волна» прямоты: отношения с женщинами либо честны и понятны («Прослушка», Mad Men) либо крайне брутальны («Игра престолов», «Дэдвуд»). Однако, массу других сериалов это не спасает.

3) «Крутой антигерой решает вопросы и рефлексирует». Тут сложнее, поскольку на этой схеме построено множество моих любимых сериалов («Сопрано», например) – но, несмотря на обилие прекрасных образцов, жанр опасно приблизился к черте кризиса. Как мне кажется, Джекс Теллер, Наки Томпсон и, прости Господи, Дон Дрейпер следуют примерно одному и тому же шаблону, занимаясь саморазрушением в каждом новом сезоне. В итоге всё выглядит так: вот Тони Сопрано возит алкоголь в эпоху «сухого закона», вот Тони Сопрано занимается рекламой в Нью-Йорке, а вот он лидер банды байкеров. В этом плане «Во все тяжкие» совершил маленькую революцию – наркоторговля там вовсе не занимает центральное место, и огромное количество экранного времени уделяется не только двум как будто бы основным героям (ну на момент 7-й серии 3-го сезона – докуда я досмотрел). Зрители оценили подход авторов сериала – рейтинги у истории про Уолтера Уайта просто эпические. Здесь можно ещё вспомнить «Фарт» с Дастином Хоффманом как образец того, что нового можно сделать в сериале про «циника, мизантропа и философа».

Примерно как СССР, современные телеканалы тратят огромную часть своего бюджета на никому не нужные вещи: 80% зрителей во всём мире смотрят ТВ вечером и ночью. Т.е. примерно 70-80% всего, что показывают по ТВ утром и днём практически никому не нужно. Но раз в местном аналоге Госплана есть специально отведённая графа для каждого времени суток, то её непременно нужно заполнять. А разве не лучше ли было бы оптимизировать схему: выкинуть из эфира всё ненужное и освободившиеся средства потратить на экспериментальные ТВ-передачи. Ведь, будем честны, все позитивные эмоции, которые продукция вызывает у зрителя находятся глубоко в его подсознании и внятно объяснить их нельзя. Замечательная «Девушка с татуировкой дракона» Финчера провалилась в американском прокате, но фильмы Кристофера Нолана (который даже не пытается прятать «заумь» и «занудство») собирают огромную кассу.

То же и на ТВ – крайне специфический «Тримей» Дэвида Саймона продолжает собирать у экранов огромное количество зрителей, в то время как скатившийся в серое стандартное ничтожество «Декстер» бесславно окончил свой (некогда столь блистательно начавшийся) экранный путь.

Даже такой консервативный жанр как «полицейский триллер» продолжает совершенствоваться и удивлять зрителей – «Лютер», Justified и Ripper Street являются отличным свидетельством этого. Хотя с точки зрения старпёров с телеканалов какой-нибудь CSI или «Закон и порядок» являются эталоном.

Время «триумфа тупизны» давно прошло (если оно когда-либо вообще было) и студийным боссам пора бы уже это понять.
Я ни в коем случае не брюзжу (в целом, телевидение в последние годы радует нас всё больше и больше), просто я считаю, что в сложившейся системе ТВ «посредник» (телеканал) берёт на себя слишком много – в ущерб интересам зрителей. Мне кажется, что современные технические средства позволяют телезрителям ясно выражать свои пристрастия (при помощи уже имеющихся функций или приложений), которые телеканалы должны учитывать при изготовлении телепередач и составлении программы вещания – вместо того чтобы работать «дедовским способом». Иными словами, ТВ должно стать «демократичнее».
Автор: @baklanovma
Zoom TV
рейтинг 21,23
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Комментарии (21)

  • +3
    Однообразие сюжетов никак не связано конкретно с телевидением, да и вообще — проблема, на мой взгляд, высосана из пальца. Напоминает рассуждения из серии «Тю, футбол… два десятка человек полтора часа пинают мяч — что там может быть интересного» (естественно, сюда можно подставить любой другой вид спорта).

    Телевидение, с другой стороны, будет показывать то, что приносит наибольший доход. 12 миллионов человек хотят смотреть Касла? Будет им Касл. Захотят смотреть пони — будут им пони, главное чтобы рейтинги были всегда на уровне. Плохо это, или хорошо — каждый решает сам.
  • +2
    Главная проблема нашего телевидения — (че, по)рнуха.
    • +11
      Здесь уместно процитировать журналиста Дмитрия Соколова-Митрича, который рассказывал:

      В липецкой колонии строгого режима № 6 один осуждённый, который сидит ужé более 10 лет, смотрит телевизор и спрашивает у меня: «Неужели на воле тоже такую муть показывают?» — «Такую же, — говорю. — Другой нету». Зэк очень удивился. Оказывается, в колонии многие думают, что это дерьмо показывают только по тюрьмам, а для нормальных людей вещает нормальное телевидение. Их, конечно, разубеждают и родственники, и начальство, но они всё же до конца поверить не могут. Надеются…

      А дело-то в том, что телевидение наше — давно, давно не наше уж. Оно давно стало инструментом внетюремной неволи.
      • +6
        Ну, если логически рассуждать, нас хотят пустить по этапам:
        1. Ребёнок растёт в любви и заботе.
        2. Человек мирный, дружелюбный, готов доверять и объединяться в кружки по интересам, дружить с соседями, гулять по вечерам.
        3. Человек смотрит чернуху по телевидению.
        4. Человек понимает, что он один такой наивный, остальные уже воруют, убивают, спят на первом свидании, кидают друг друга. Живут на взятки.
        5. Начинает вести себя осторожно и перестаёт доверять окружающим.
        6. Видит что люди, с кем он осторожничает, начинают терять к нему теплоту и дружелюбность.
        7. Замыкается на себе, своей семье, старается не замечать соседей. Начинает любить анонимничать в сети и портить там воздух и огрызаться на любую фразу в реальной жизни. Его самолюбие падает и он становится «стервозным» и вспыльчивым.
        8. Он не может объединиться с себеподобными и устроить революшен.
        9. Профит.
        • +3
          Есть и другие опасные проявления современного телевидения. Например:
          1. Юная девушка чиста, наивна и доверчива. Или юный молодой человек впитывает в себя взрослую жизнь.
          2. По телевизору она видит, что девушка должна иметь фигуру Барби и ревнивый, высокомерный характер, тогда она принцесса, а если она некрасивая и скромная — она объект для злых шуток и мужских обид. А он видит, что все быдло, сила решает всё, люди делятся на сильных альфа и прояих неудачников.
          3. По телевизору она видит, что все нормальные парни — красавчики на бентли, при деньгах, причём деньги эти они получают явно не упорным трудом. После этого она с высокой вероятностью не сможет полюбить парня, который работает на заводе за 15000 и любит её: хотя у неё у самой особых перспектив найти парня с бентли нет, она будет его ЖДАТЬ. А он видит девушек, каких в реальной жизни не бывает, и тоже будет в будущем натыкаться на неудачи.
          4. По телевизору она видит, как живут и тусят люди, её ровесники, в Америке и в других странах, как там всё клёво, справедливо, красиво, как все модно одеваются. В результате она мечтает переехать из сраной рашки туда и спокойно жить тут уже не может. Она не понимает, что везде хорошо, где нас нет, и без денег ты никто хоть тут, хоть там, и что если ей и удастся туда переехать — принца на бентли она не захомутает. Он — тоже впитывает в себя дух дешёвых понтов и зарубежной культуры и надолго, если не навсегда, теряет способность любить свою, русскую культуру: музыку, прозу, поэзию, живопись и прочее.
          5. Вместо спокойных, дружелюбных отношений, умных бесед люди на экране имеют признаки психических отклонений, постоянно происходит что-то плохое и неприятное, кто-то кого-то кидает, предаёт, все страдают, кто-то разносит грязные сплетни, быдло везде, и т.д. В результате в зрителя закладываются противоестественные поведенческие паттерны. Где фильмы в стиле добрых советских лирических комедий?!
          6. Человек в итоге всю жизнь несчастен. А могло бы быть совсем по-другому.

          Так что из-за подобной отравы я не смотрю телевизор уже лет 5 — с тех пор, как начал работать и подключил себе анлим. :) И когда случайно попадаю в комнату с работающим телеком и там очередной быдлосериальчик, у меня острое желание поскорее уйти.
          • +1
            Я вот не смотрю телевизор. Верное решение! Начал испытывать к нему неприязнь лет с 15-и. Когда начал снимать жильё — просто не купил себе телевизор — и проблема решена.
  • +4
    Не думаю, что стоит так вот всех под одну гребенку. Мне кажется, что дело не только в оригинальном сюжете, но и в других составляющих. Как пример, если сравнивать сериал «Друзья», «Элен и ребята» и современный «Универ», то сюжет и сама затея будут очень похожими, но подача этого всего очень сильно различается. Или, к примеру, взять сериал «24» — после него любой современный (и не только) боевик кажется смешной пародией. Можно ещё сравнить западный CSI и наш детектив (про Насонова, я не помню название). Да что там говорить, взять нашего Шерлока холмса и любого другого — подача совсем разная. Дело ведь не только в общем описании сюжета, просто по качеству современные творения иногда не дотягивают (не считая спецэффектов, конечно). Я вообще до сих пор иногда пересматриваю Коломбо и аналогов такому сериалу пока не наблюдаю, хотя тут просто «Мужчина раскрывает преступления/разгадывает загадки/раскрывает заговоры/спасает людей».
    И я не сильно понял, что такого оригинального в сюжете в сериале «Во все тяжкие». Сам сериал отличный, спору нет, но есть аналогичные не менее интересные — например «Сыны анархии», где торгуют оружием, или вообще шедевральный (для меня) «Щит» с продажными копами.
    Что касается нашего ТВ — по моему оно себя изживает. Вся эта пропаганда в новостях, какие то недалекие сериалы, срежессированные передачи и прочее прочее практически никакой полезной информации не несет. Я уже несколько лет живу без телевизора, а вот девушка моя ещё не привыкла и периодически смотрит онлайн записи передач и ТВшные сериалы, и это иногда просто адово для меня. Что только стоит «Пусть говорят» — я первое время держался, но потом попросил слушать её сугубо в наушниках, так как у меня ощущение, что свора базаных бабок приехала ко мне домой и жить осталась. Даже нехитрая передача 100500 выгодно выделяется на фоне того мусора, что транслируют у нас по стране по федеральным каналам.
    Отдельно стоит отметить некоторые передачи, которые откровенно вводят в заблуждение или заставляют биться головой об стену. Это, конечно, не только новости, но и «Битва экстрасенсев» (моя до сих пор не верит, что там все постановка), и была такая передача по Рен-ТВ (не помню название), где у женщины принтер печатал документы в неверной кодировке (каракулями), и она всерьез рассказывала о том, что это послания других цивилизаций и даже расшифровала каких, с какой планеты и определила молекулярный состав этой планеты (фейспалм). Помните, была шуточная передача, где утверждалось, что Ленин — гриб? У меня стойкое ощущение, что те люди, что пишут сейчас сценарии к передачам отечественных каналов, тогда шутку не поняли, но взяли на вооружение. Однако, с фантазией и оригинальностью у них иногда даже перебор :)
  • +3
    Сюжетов вообще крайне мало. Их все придумали ещё в античности, наверное. Существуют специальные исследования на эту тему.
    Уже давно ничего нет нового под луной, однако от скуки мы не умерли.
    Так что дело не в сюжете, дело в том, как он обыгран.
    И тем не менее, я видел кучку сериалов, которые не просеять через ваше крайне мелкое сито:
    Alias
    Battlestar Galactica
    Blacklist
    FireFly
    Lost
    My name is Earl
    Once upon a time
    Person of Interest
    Persons Unknown
    Prison Break
    Stargate со всеми ответвлениями.
    Terriers

    Что-то мне уже лень вспоминать, а это далеко не все :)
    • –1
      24 hours — крутой герой без рефлексий.
      Misfits — асоциальные антигерои отморозки регулярно спасают мир
      True blood — вообще какая-то порновакханалия, очень веселая, если не относиться серьёзно
      и т.д.
      • +1
        Наслушался восторженных отзывов о «24», решил посмотреть. Бросил не досмотрев первый сезон после того, как дочь главного героя трижды в течение суток попала к злодеям в заложники.
        • 0
          Тупизны там хватает, да и смотреть нужно было значительно раньше — когда он только появился. Сейчас мы уже избалованы значительно более крутыми сериалами.

          Но это нисколько не умаляет уникальности шоу «в реальном времени», когда весь сезон это всего сутки жизни героев.
        • 0
          Третий сезон посмотрите. Я был в некотором замешательстве при просмотре.
        • 0
          По-моему очень глупо спорить, какие сериалы круче. Вас раздражает одно, других другое.

          Бросил не досмотрев первый сезон

          Держите нас в курсе, как говориться. Какие еще сериалы вы бросили (не досмотрев)?
    • +1
      «Сцена»
    • +2
      Ну вот как раз такие вещи, как Stargate, Firefly, Farscape и прочих вроде Captain Power можно попытаться выделить в отдельный класс «фантастических сериалов про героев» (куда попадет еще множество абсолютно детских, а даже не подростковых), но если попытаться очень обобщить, то станут видны как черты «Друзей» так и черты полицейских сериалов: более-менее постоянная группа персонажей путешествует хрен знает куда и решает какие-то загадки, при этом у части из героев могут быть личные трагедии разного рода, часть относится к каким-нибудь minority. Иногда в сюжете присутствует больше детективности (включая личные тайны героев, как в Fringe), иногда — больше боевика (тогда они меньше разгадывают и больше воюют, как в классическом Stargate)..
      • 0
        Можно. Я и сказал, что существует ограниченное количество сюжетов. Но не три, как в статье у автора :)
  • 0
    Осталось ответить на вопрос, почему тупые телевизионщики не придумывают новые жанры\сюжеты. Почему эти идиоты показывают чернуху по тв, почему они нас, таких умников и умниц держат за дураков?
  • –1
    В книжках тоже сюжеты повторяются, представляете?!
    Читают/смотрят не ради сюжета, а ради эмоций.
  • 0
    Рекомендую почитать Тонино Бенаквиста «Сага» — там автор от души простебался на эту тему.
  • 0
    Надеюсь, у вас не будет шока, если я покажу вам эту ссылку? tvtropes.org/
    На этом сайте есть статьи чуть ли не про каждый более-менее известный троп.
    Особое удовольствие вам может доставить эта: tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/Main/PlayingWithATrope
    Есть русскоязычный аналог, там ссылка на соответствующую статью такая: posmotre.li/Игры_со_штампами

    Шаблоны всегда были, есть и будут. Ширпотреб на то и ширпотреб, чтобы предлагать то, что «пипл хавает». Сегодня это три перечисленных вами штампа, завтра — два новых, а послезавтра откопают с десяток старых. Big deal.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разное