Pull to refresh

50% клик-фрод на Яндекс.Маркете или как обнаружить клик-фрод, используя стандартные инструменты

Reading time3 min
Views3.3K
Серьезно задумываться о проблеме клик-фрода начинаешь только тогда, когда расхождение данных собственной статистики более чем на 30% расходится с данными рекламной системы.

В нашем случае, последней каплей стало расхождение внутренних счетчиков со статистикой Яндекс.Маркета более чем на 50%. Неужели действительно более 50% ботов, за которых списывается с нашего баланса?

Мы решили это проверить, анализируя данные логов нашего сервера, Яндекс.Метрику и Google Analytics.

Начнем по порядку. Итак,

Кликфрод (клик-фрод) — один из видов сетевого мошенничества, представляющий собой обманные клики на рекламную ссылку лицом, не заинтересованным в рекламном объявлении. Может осуществляться с помощью автоматизированных скриптов или программ, имитирующих клик пользователя по рекламным объявлениям Pay per click. (Tnx 2 Wiki)

Как обнаружить клик-фрод?


Многие из нас запускают рекламные кампании, годами с ними работают и даже не думают, о клик-фроде. Но в определенный момент начинают происходить странные вещи:
  • увеличивается трафик, но не меняется конверсия
  • статистика рекламной системы начинает резко отличаться от показаний собственных счетчиков
  • обнаруживаются какие-то странные закономерности в статистике кликов рекламных систем

В нашем случае именно так и произошло!

Мы знали, что проблем с доступностью нашего сервера быть не должно, все работало как часы. Используемая нами связка Аналитикс — Метрика показывала примерно одинаковые данные на каждом счетчике.

Нас насторожил тот факт, что разница нашей статистики и статистики каждой из рекламных систем была не более 10-15%, а по Маркету периодически выпрыгивала за 30% (о чем напоминала Метрика) и в один прекрасный момент достигла 50%.

За отчетный период Яндекс.Метрика и Google Analytics показали примерно одинаковое число входов с Маркета, но это число намного (более 40%) отличалось от статистики Маркета.

Несколько слов о том, как мы отслеживали рекламу:
все рекламные ссылки были помечены utm-метками, причем, мы могли отследить как клики суммарно по категории, так и клики по конкретным товарам;
мы смотрели отчет по источникам трафика в GA и отчеты «Источники -> рекламные системы» и «Источники -> Метки» в Метрике.


image

Кстати, расхождение данных мы заметили и в самом Маркете в отчете «Заказы» (+1 в пользу установленной Метрики):

image

Очевидно, что содержимое этой таблички с описанными в ней причинами расхождения меня не удовлетворили, и я тут же начал разбираться. Подобная проблема происходила не в первый раз, и мы как только ее заметили, тут же проверили и настройки и доступность сайта.

Для того, чтобы понять, а были ли эти клики на самом деле, мы решили проанализировать логи сервера.

Анализ логов показал, что действительно количество запросов сервера с нужным реферрером было практически равно кликам по статистике Маркета (менее 1% разницы).
То есть клики есть, а пользователей нет!

Мы начали анализировать более глубоко, и нам сразу же бросился в глаза один странный факт. Было очень много одинаковых запросов, имеющих одинаковые данные о системах, одинаковые браузеры и разрешения экранов. При этом прослеживалась определенная логика кликов, нажимались одни и те же страницы товаров. Более того браузер пользователей вызывал подозрение.

image

Удивил также тот факт, что все IP принадлежали региональным операторам сотовой связи:
image

Следующим этапом мы посмотрели, видят ли наши счетчики переходы с этих IP.
И попали в цель — счетчики фиксировали крайне мало переходов с IP мобильных операторов. Более того, исключив с помощью ВебВизора в Метрике живых пользователей мы как раз получили недостающую цифру «потерянных» кликов с Маркета.

ВебВизор все же записал некоторые посещения «ботов»:

image

Очевидно, что такие посетители не заинтересованы в покупках у нас на сайте ;)

Так что это за клики?


Подведем итоги. Мы имеем:
  • клики с IP мобильных операторов, подходящие по региону (кстати, мобильный Интернет хорош тем, что постоянно отдает разные IP)
  • все они сделаны на устройствах, которые отдают серверу одинаковые параметры (браузера, разрешения, системы)
  • это клики, которые не фиксируются счетчиками и не выполняют скрипты
  • прослеживаются похожие сценарии действия (страницы, задержки в запросах, количество запросов)

ВЫВОДЫ:
  1. Налицо типичный вариант клик-фрода!
  2. По сути, подобную систему очень легко организовать, имея несколько мобильных устройств.

Возникает вопрос к Яндекс.Маркету?


Неужели нельзя отсечь столь простой способ накрутки? Или же это никому не интересно?

Outro


На сегодняшний день клик-фрод съедает огромную часть бюджетов рекламодателей. Но доказать это, или тем более вернуть свои деньги бывает крайне сложно. На данный момент, в нашей ситуации «Яндекс.Маркет» обещал разобраться, но мы решили его опередить и разобрались сами. Посмотрим, получится ли что-то вернуть.

Я надеюсь, наш опыт поможет и вам ;)
Tags:
Hubs:
Total votes 14: ↑14 and ↓0+14
Comments7

Articles