Pull to refresh

Продолжаем работать на oDesk

Reading time9 min
Views14K
Пару месяцев назад я написал статью о том, как начинать работать на oDesk людям привычным к обычным фрилансерским биржам типа free-lance.ru, weblancer, getafreelancer и т.д. Настало время для следующей статьи с советами для людей которые уже стартовали и хотят раскручиваться на этой бирже.

Все изложенное в статье — мое мнение. Можете соглашаться или не соглашаться, но для меня эти правила работают.



Перед тем как сказать «OK. начинаем»...

1. Следите за послужным списком заказчика.
При просмотре описания проекта внизу страницы показывается послужной список заказчика. В этом списке указываются предыдущие проекты заказчика, длительность этих проектов, их результаты и взаимные отзывы/оценки. Внимательно смотрите на эти показатели. Если вы видите, что 10 предидущих исполнителей работавших с заказчиком сказали, что он жлоб и самодур, то подумайте хотите ли вы работать с таким человеком. Вы можете даже заработать какие-то деньги, но если он поставит вам низкие оценки после окончания отлично сделанного проекта, то у вас могут быть проблемы при поиске следующего заказа. Поэтому, прежде чем говорить окончательное «Согласен», перезагрузите компьютер, и пока на экране мелькают логи ОС подумайте еще раз о принимаемом вами решении.

2. Занижайте, но не перезанижайте часовой рейт
Допустим вы решили сначала поработать «на репутацию» в ущерб своему кошельку. Выполнив пару-тройку заказов вы решаете наконец зарабатывать деньги и ставите свой обычный рейт. Заказчики пропадают. Они задают себе вопрос: «Если этот товарищ делал ту же работу за N, то почему я должен ему платить 4*N за ту же работу? Он хочет меня кинуть?» Помните о том моменте, что многие заказчики приходят во фриланс экономить деньги и увеличение ставок заставляет их обращать внимание на ваших конкурентов из Индии и Китая готовых работать за рис и воду. Даже если вы решились на такое резкое повышение будьте готовы ответить на вопрос заказчика «Почему я должен платить гораздо больше?»
Некоторое время назад часовые рейты за предыдущие работы в профиле стали прятаться. Однако помните, что «старый заказчик лучше новых двух» а эти старые заказчики вполне в курсе ваших прежних рейтов и могут расстроится увидев их значительное увеличение.

3. Не кладите все яйца в одну корзину
Не соглашайтесь работать на полную ставку. Если этот единственный заказчик по какой-то причине уйдет, то вы останетесь без работы вообще. Найдите себе двух-трех независимых заказчиков и работайте на них по несколько часов в день. В этом случае, если один уйдет, то вы сможете работать на остальных потихоньку подыскивая замену ушедшему.

Communication skills

Здесь у всех жителей бывшего Союза позиция изначально невыгодная. Например, многие клиенты oDesk живут в Калифорнии. Калифорния находится в часовой зоне GMT -08. Украина находится в зоне GMT +02. Таким образом получаем 10 часовую разницу во времени.
С другой стороны, в Бразилии сейчас развивается не только футбол и карнавалы, но и IT. Причем в некоторых областях IT развитие идет очень бурно. Если посмотрите на глобус, то увидите, что Бразилия находится примерно в тех же часовых зонах что и США.
Разница во времени сильно мешает. Очень сильно. Поэтому в этой части я постараюсь рассказать как (попытаться) скомпенсировать эти неудобства.

4. Правило первого абзаца.
Американцы и англичане читают только первый абзац из всего текста который вы им прислали. Причем в этом абзаце желательно все мысли изложить в первых трех строках. Во втором абзаце можете написать свой любимый анекдот и они, может быть, его прочитают. В третьем абзаце можете писать коды запуска ракет большой дальности — родино безопасносте.

5. Правило первого вопроса.
Американцы и англичане отвечают только на первый вопрос встретившийся в тексте. Почему так получается — не знаю. Возможно ответив на первый вопрос у них возникает ощущение выполненной работы и они с чистой совестью нажимают на кнопку Отправить. Тот факт, что им нужно «ответить на письмо», а не «ответить на первый вопрос» они как-то забывают.

Эти два правила (4 и 5) касаются простых смертных заказчиков которые не являются технарями.

6. Правило 100% ответа.
На все вопросы заказчик должен получить ответ. Это очень важно. Вам могут ничего не сказать один-два раза если вы не ответите на поставленный вопрос, но смотреть будут искоса и наклонять будут не только свою голову но и ваши часовые рейты.

Для 6-го правило работает и обратное: если заказчик по какой-то причине вам не отвечает на серьезные вопросы или даже просто на письма, то вам стоит подумать о своих ошибках за последнее время. Где-то вы могли лажануться. Думайте.

Как работать учитывая эти три правила. В каждом письме задавать один вопрос или давать ответ на один вопрос. Если вопрос был задан в каком-то контексте, то нужно очень кратко напомнить об этом контексте и тут же писать свой ответ. В почтовом клиенте возьмите себе за правило не закрывать письмо от заказчика до того момента когда на него написан ответ. В крайнем случае создавайте по одному черновику на каждый вопрос/тему. Ваш почтовый клиент жирным шрифтом надписи «Черновик» будет вам напоминать о незаконченных письмах.

7. Правило английского языка
Янглийский язык нужно знать. Во-первых, при заполнении профиля желательно чтобы не было знаковых ошибок. Например, если человек пишет про свой expirience то сразу возникает сомнение в качестве этого опыДа. Во-вторых, для грамотного представления себя-великолепного во время начальных переговоров. В-третьих, во время рутинной переписки с заказчиком.

8. Заказчик — существительное в единственном числе
При работе с американцами лично у меня был случай когда нужно было согласовать документ с несколькими людьми в компании заказчиков. Компания сама по себе была распределена по разным уголкам США. Далее по шагам:
1) Написал первую версию документа
2) Отослал первому представителю заказчика, скажем, Джону
3) Джон написал что исправить.
4) Исправил и снова отослал документ Джону. Джон остался доволен.
5) Документ одобренный Джоном отсылаю второму представителю заказчика. Допустим его зовут, Майк.
6) Майк находит ошибки и говорит что нужно исправить.
7) Исправляю и отсылаю Майку новый документ. Майк доволен.
8) Отсылаю документ одобренный Майком на утверждение Джону.
9) Джон просит исправить изменения запрошенные Майком
10) Go to шаг 4.

Идея ясна? Чтобы такого не случалось до начала работы определите одного человека с которым вы будете иметь дело. Ваше дело — работа, а не внутренние политические/организационные дрязги заказчика.

В идеальном случае, человек с которым вам придется иметь дело должен быть технарем. То есть системный администратором или руководителем службы поддержки. Вам не повезет если это будет юрист или бухгалтер, но даже в этом случае лучше один юрист чем 10. Гуртом и батьку легче бить. © Так вот батькой в этом случае будете вы.

9. Ежедневные отчеты.
Возьмите себе за правило каждый день отсылать заказчику отчет о проделанной работе. Не обязательно это должна быть какая-то определенная форма отчетности. Вполне хватит краткого описания конкретных вещей сделанных за сегодня. Ключевое слово в предыдущем предложении — конкретных. Не нужно «лить воду» типа «проводил глубокое всестороннее исследование бизнес логики приложения в полевых условиях». Пишите о результатах которые заказчик может увидеть: изменения в шаблоне/макете для дизайнеров, извещения о коммитах в SVN/git для программистов, ссылки на новые сверстаные файлы страниц для верстальщиков и т.д. Заказчик будет рад знать, что именно он получил сегодня за деньги которые на вас потратил.
Кстати, заказчик чаще всего не будет от вас требовать таких отчетов в явной форме, но вы все равно пишите и отсылайте. Я не встречал пока ни одного заказчика который был бы против получения таких отчетов.

10. Культурные различия.
Во времена позднего Союза иногда иностранцам давали доступ в советские вычислительные центры. Эти счастливцы очень-очень удивлялись когда слышали о том, как часто работники говорят про ВЦ (WC — water closet, ВЦ — вычислительный центр). Не забывайте о том, что отношение к многим вещам зависит от культуры собеседника и от его должности. Многие вещи очевидные для нас могут быть непонятны для американцев. Многие вещи очевидные для руководителей проекта могут быть непонятны для рядового разработчика. Лучше уточнить термины и определения в самом начале разговора, чем в конце выяснить, что каждый имел ввиду что-то свое.

oDesk клиент

11. Следите за своим статусом в oDesk клиенте.
Если вы не работаете то выключите(Выход) или остановите учет времени(Suspend). Отдельно хочу заметить то, что отсоединение(Disconnect) от сервера НЕ значит, что учет времени остановлен и вы можете идти читать хабр. В отсоединенном состоянии все данные будут хранится локально на вашей машине и будут отосланы на сервер при следующем соединении. Тем не менее, считается, что вы все еще работаете на благо ваших заказчиков даже в таком отсоединенном режиме. Не давайте повода вашему заказчику сомневаться в вашей честности. Если вы протупили и/или забыли выключить клиента, то можете пройти в Work Diary на сайте и удалить скриншоты за тот период когда вы фактически не работали.

12. На кого работаем?
Если вы работаете на нескольких заказчиков одновременно, то внимательно следите чтобы в oDesk клиенте был выбран именно тот заказчик над проектом которого вы работаете. Вы имеете все шансы поссорится с заказчиком если будете брать с него деньги за то время когда вы работали над чужим проектом. Даже если вы не поссоритесь с ним вам придется вручную добавлять время в проект над которым вы действительно работали и убеждать заказчика подтвердить это время. Вам нужен этот гемморой?

oDesk как сервис

13. Будьте готовы к неожиданностям.
oDesk развивается и меняется. Порой эти изменения раздражают. Например, в октябре-ноябре месяцах была такая фишка в интерфейсе заказчика которая при отклонении заявки причиной такого действия ставила по умолчанию «Спам в заявке». Имеется в виду то, что заявка была проставлена автоматически каким-то скриптом. Это вызвало бурю эмоций у пользователей которых необоснованно обозвали спамерами. Эту неприятность позже исправили но сам факт возникновения таких неожиданностей добавьте в букмарки.
Реагировать на такие вещи стоит спокойно. Если то, с чем вы столкнулись явно ошибка функциональности, то сразу создавайте тикет для службы поддержки. Если вы сомневаетесь баг это или же фича, то почитайте форум. Можете написать на форум если такую тему до вас никто не создал.

14. Тесты можно (и нужно) проходить больше одного раза.
Если вы сделали все правильно и полностью заполнили свой профиль и прошли все профессиональные тесты которые вас касаются, то это не значит, что можно почивать на лаврах. Вы можете улучшить свои показатели в тестах проходя их снова и снова. Обычно тест можно проходить раз в месяц. Не теряйте шанс улучшить свои профессиональные качества в глазах заказчика.

15. Изучите oDesk и пользуйтесь его преимуществами.
Часовая тарификация и автоматический биллинг за счет oDesk клиента освобождают вам руки. Вам не нужно долго и нудно договариваться с заказчиком о цене новой фичи, составлять и утверждать ТЗ или дополнение к основному ТЗ. Вам не нужно расписывать по часам чем вы занимались и предоставлять доказательства своей работы. Эти все задачи автоматизированы. Вам остается только заниматься вашей любимой работой. Действовать по привычным схемам предоплаты или escrow гораздо более неудобно, на мой взгляд.

16. Рейтинг
Рейтинг на oDesk считается с учетом денег заплаченных заказчиком. Чем больше денег заплатил клиент, тем более весомым будет его оценка при подсчете вашего общего рейтинга. Например, у вас два отзыва. За одну работу вам выдали 100$ и оценку 4, а за другую 200$ и оценку 5. Ваш средний бал будет (100*4 + 200*5.0)/(100+200) = 4.(6). Вывод из этого очень простой: держаться за нормальных заказчиков как можно дольше, и избавляться от ненормальных как можно быстрее, чтобы хорошие отношения с первыми как можно больше повлияли на ваш общий рейтинг и, наоборот, чтобы рейтинг поставленный неадекватным заказчиком не испортил вам картину.

17. Статистика oConomy
В oDesk есть отличная статистика по зарплатам, типам работ, востребованности рабочих и т.д. Находится она в главном меню -> Find Providers & Jobs -> oConomy. Эта статистика хороша, но рассматривая эти данные всегда четко разбирайтесь с источником данных. Помните о существовании дикой армии Data Entry работников которые готовы работать за гроши. Это их право, но эта работа сильно тянет общие графики часовых рейтов вниз. Поэтому или ищите отдельные графики по своей узкой сфере деятельности или делайте поправку на рейты Data Entry.

Организация своей работы

18. Никогда не надейтесь на последний день
Никогда не думайте, что сможете в последний день собраться и сделать 90% работы. Планируйте работу так, чтобы закончить за день-два до срока. В этом случае когда заказчик захочет — а он обязательно захочет — что-то поменять за час до окончания работы у вас будет достаточно времени для этих предрелизных изменений. Помните про закон «пяти минут перед релизом»: тестеры/заказчики все high priority баги находят за пять минут до релиза. Скорее всего только к этому моменту они начинают серьезно проверять вашу работу. Так вот. Им для того, чтобы написать вам об ошибке понадобится пара минут. Вам для того, чтобы ее исправить — в лучшем случае час. Готовьтесь и заранее закладывайтесь на предрелизные проблемы.

19. Супермены никому не нужны.
Работая над проектом вам не нужно спасать галактику. Вам нужно делать всю свою работу правильно и не мешать это делать вашим коллегам по проекту. Всю&Правильно. Не думайте, что это просто и, что это многие делают. Если сможете помогать вашим коллегам — хорошо, но это должно быть вашей личной инициативой и, самое главное, это не должно сказываться на качестве выполнения вами ваших обязанностей. Сказки про «нев$#@*&но активную жизненную позицию» оставьте для HR и роговолосых боссов. Ваша задача делать качественно свое дело. Если вы сможете выполнить всю свою работу качественно и в срок — честь вам и рейтинг. Если не сможете, то никто и не вспомнит, что вы кому-то когда-то помогали — получите и скандал, и по репутации.

В комментариях можете добавлять свои правила и советы. Если они будут логичны и разумны, то я добавлю их в статью.

p.s. Мой профиль на oDesk.
Tags:
Hubs:
Total votes 11: ↑10 and ↓1+9
Comments18

Articles