Pull to refresh

Закон о рекламе – что дышло: с какой ноги ФАС встал – туда и вышло

Reading time4 min
Views5.7K

Закон о рекламе запрещает распространение рекламы по сетям электросвязи без предварительного согласия абонента или адресата на получение оной (п.1 ст.18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»), иначе придет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и впаяет штраф от 100 до 500 тысяч вечнодеревянных (ст.14.3 КоАП РФ). Или не придет, смотря с какой ноги встанет…

У меня богатый опыт жалоб в ФАС на спамеров, потому могу с уверенностью сказать: закон в принципе работает. Спам телефонным звонком – без проблем, по SMS – с нашим вам удовольствием, по электронной почте – получите административное дело, рекламным блоком на вебсайте – как раз сейчас в производстве, рассмотрение еще не завершено, но уже установили факт нарушения закона, на интернет-форуме – вот тут начинается интересное.

Я на общественных началах админю один форум по интересам: хостинг, настройки движка, техподдержка и т.п., включая снос спамеров и их погадок. В какой-то момент пришла в голову мысль пожаловаться на форумных спамеров в ФАС; долго ждал подходящего случая и дождался: поганец зарегистрировался с адресом электропочты в российской публичной почтовой системе, рекламирует сайт в домене .RU и, главное, выходит в сеть ничуть не палясь с российского IP.

Размещенное спамером сообщение (осторожно, не реклама!)
*** – кредитоспособный, верный скрипт для организации обменника электронных валют. Скрипт поставляется с собственной CMS – *** и является ее дополнением. Режимы работы скрипта обменника валют Скрипт работает в 3 режимах: легкий (ручная испытание приема средств и ручная выплата сообразно реквизитам в заявке), профессиональный, надежный, безопасный скрипт обменника электронных валют полуавтоматический (автоматический уловка средств или автоматический суд средств на реквизиты из заявки) и автоматический (автоматический уловка после мерчант и автоматический умозаключение через авто-выплату). Мерчанты и авто-выплаты Всетаки мерчанты и автовыплаты, предоставляются бесплатно.

Орфография и пунктуация спамера автора, название скрипта заменено звездочками мною.

Хвостом чуял, что с этой жалобой в ФАС будет не все так просто, и не ошибся. В жалобе указал все известные мне сведения о спамере: адрес электропочты, с которым он регистрировался, его IP, адрес рекламируемого сайта, реквизиты владельца сервиса электропочты, интернет-провайдера и регистратора домена рекламируемого сайта – всех лиц, которые могут и должны предоставить по запросу ФАС сведения о спамере.

Я, конечно, допускал, что администратор сайта сделает удивленные глаза и открестится от спама, что IP принадлежит бабушке-божьему одуванчику, словившей троян, что в электропочту входили через Tor, но засада ждала совсем в другом месте:

Лирическое Юридическое отступление: согласно закону, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п.1 ст.3 ФЗ «О рекламе»).

Что делает Московское УФАС России, которому влом (?) заниматься поиском спамера? Оно штудирует закон «О рекламе» и находит в нем же великолепную отмазку:

Сальто-мортале Московского УФАС России с выходом на Конституцию
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 2 Закона о рекламе данный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Следовательно, материал созданный творческим трудом и содержащий в себе какую-либо информацию аналитического, обзорного характера, статистические, количественные и качественные показатели, имеющий в качестве своей цели не привлечение внимания потенциального потребителя к какому-либо товару или группу товаров, а донесение сведений до широкого круга читателей, справочный материал и т. п. не признается рекламой в контексте Закона о рекламе.

В данном сообщении пользователь разместил информацию о программном обеспечении, позволяющем обменивать электронные валюты. При этом, основания полагать, что данное сообщение носило рекламный характер, отсутствуют, поскольку факт несоответствия сообщения тематике сайта-форума не свидетельствует о рекламном характере информации, которую пользователь размещает на интернет-площадке, предназначенной для того, чтобы пользователи в целом обменивались информацией.
<…>
В заявлении представлены скриншоты сайта-форума, из которого следует, что размещенная информация является сообщением конкретного пользователя – участника форума, какие-либо отметки о том, что данная информация является рекламой также отсутствуют.

В силу статьи 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
<…>
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 20-22 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 Московским УФАС России принято решение об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

TL;TR: Спам с рекламой лохотрона скрипта криптообменника – вообще ни разу не реклама, т.к. создан творческим трудом, справочный материал, не содержит пометки «реклама», Конституция, ко-ко-ко!

На иллюстрации к тексту – я крайний справа, разбиваю себе лицо фейспалмом…
Tags:
Hubs:
Total votes 18: ↑13 and ↓5+8
Comments34

Articles