Pull to refresh

Инфосфера: пути воздействия на человека информацией

Reading time3 min
Views1.7K
Институт закончен. Перебирая разные файлики, нашел статью на одну научную конференцию. Вспомнилось, как мне она на 3 курсе понравилась, я составил её сам, не найдя толковых источников. Всё из головы, под впечатлением от Призрака в доспехах

Большинство современных исследователей обращают значительное внимание на способы преподнесения информации. Где, когда, как и сколько. Эта часть воздействия на человека через инфосферу является хорошо изученной и проработанной. Однако не менее важная часть – восприятие информации человеком с точки зрения путей её получения – практически не раскрыта. Если добиться успеха в понимании этого процесса, то можно увеличить эффективность донесения знаний и сведений до конечного получателя, например, покупателя.


Инфосфера отдельного человека подразделяется в реальном времени на 2 составляющих.

Внешняя информация. Является наиболее важной частью с точки зрения воздействия на человека. Физиологические каналы доставления внешней информации к человеку – являются его пять типов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Так после обработки, основанной на нашем опыте, она выстраивается в определенные данные: мы видим «дерево» с зелеными листьями и слышим «музыку» из стоящей рядом машины. Или, что менее явно, посмотрев на плакат с названием фирмы и находящимися на его фоне молодыми людьми, мы можем прийти к выводу, что продукция данной организации предназначена для молодежи.

Однако вывод в такой ситуации зависит от следующего элемента инфосферы отдельного человека – его фильтрующий опыт. Синонимами его отчасти являются мнение человека, интуиция. Он основывается на полученных ранее знаниях человека, которые в момент получения внешней информации образуют некоторую совокупность соответствующей ретроспективной информации. Эта совокупность является для человека эталонной. Такая расстановка приоритетов происходит потому, что по предыдущим знаниям человека то или иное явление должно быть таким. Его так учили, такой опыт имелся в жизни или он склонен доверять/не доверять данному источнику информации. Естественно, фильтрующий опыт носит достаточно субъективный характер. Он с достаточно большой долей вероятности может быть «неправильным», основанным на неверной информации. Также он сильно зависит от культуры, частью которой человек является.

Далее происходит сравнение сведений с целью оценить качество внешней информации. Если при сверке внешняя информация совпадает или близка с внутренней, то она оценивается, как достоверная. Если внешняя информация противоречит внутренней, то она, скорее всего, будет отвернута. Однако стоит учитывать отношения человека к источникам. Так, если внешний источник для него авторитетнее, то внутренний фильтр может корректироваться. Также это происходит при многократном получении внешней информации, противоречащей фильтрующему опыту, человек начинает понимать, что предыдущие знания оказались неправы. Или думать соответствующим образом. Здесь также стоит отметить, что корректировка может происходить в «неправильном», не соответствующем истине, направлении.

Также не стоит забывать про эффект косвенного опыта. Если человек умен и умеет анализировать и думать логически, сопоставляя порой несвязанные процессы, то он сможет заблокировать ложную с его точки зрения внешнюю информацию. Иначе, если б в тоталитарных странах с активной пропагандой не было б деседентов.

Из данного подхода следует, что для наиболее эффективного донесения сведений необходимо учитывать фильтрующий опыт целевой группы. Если он не позволяет оценить информацию, исходящую от нас, как качественную и достоверную, то его необходимо корректировать. Например, если мы хотим, чтобы покупатели согласились тратить больше денег за то, что продукт был сделан из экологически чистого сырья, мы должны сначала внушить им, что это для них самих лучше. То есть мы должны статьями, выступлениями ученых и другими путями изменить фильтрующий опыт потенциальных покупателей с «мне это не нужно» на «это полезнее и стоит дополнительных затрат».

Если тема интересна, подскажите какие-нибудь материалы, по которым можно свои знания в ней развить.
Tags:
Hubs:
Total votes 10: ↑7 and ↓3+4
Comments8

Articles