Pull to refresh

Русский инженер 2.0. Или самое главное о том, как снова сделать профессию востребованной

Reading time5 min
Views5.3K

Сегодня глобально перед строительной отраслью России стоит 2 вызова.

Первый — импортозамещение. Причем и в части оборудования, и в части программных комплексов.

Второй и, пожалуй, наиболее сложный вызов — это, конечно, нехватка инженерных кадров. И здесь, наверное, кроется одна из основных проблем. Потому что всё‑таки, что касается импортозамещения, пути решения так или иначе находятся: параллельный импорт, реверс‑инжиниринг, развитие отечественных производств, которые уловили эту динамику, понимают текущую ситуацию и активно идут в развитие. И помощь от государства здесь, конечно же, тоже есть.

А вот что касается инженерных кадров — это достаточно глобальная история. За один миг и очень быстро эту ситуацию точно не решить. Потому что профессия «инженер» пару десятилетий медленно обесценивалась. Причем происходило это неявно, сопровождалось соответствующей экономической конъюнктурой.

Давайте сейчас посмотрим на цифры

Сегодня в стране 967 высших учебных заведений, 484 из которых готовят специалистов технической направленности. Итого, ежегодно у нас выпускается более 2 млн молодых специалистов инженерных и технических специальностей!

И где же они все растворяются? Откуда кадровый голод?

Их съедает сфера услуг и продаж. 50 % выпускников, получив инженерное образование, готовы уходить в другие сферы!

Почему? Давайте разбираться

Учебная база, которая сегодня преподается, отстает от требований реального времени, от требований производств. Когда специалисты приходят на производство, в проектные институты, они сталкиваются абсолютно с другой реальностью. Те знания, которые они получали 5 лет, и которые должны были стать для них базой успешного старта, оказываются практически невостребованными — процентов на 70. И выпускники заранее не хотят идти работать по профессии, потому что в сфере услуг проще и быстрее освоиться, реализоваться, скакнуть по карьерной лестнице.

Где решение?

Решение этой непростой проблемы находится в той точке, где и учебные заведения, и преподаватели, и потенциальные работодатели начинают осознанно подходить ко всем эти вопросам. Включаться, взаимодействовать. Когда учебные заведения привлекают работодателей для привнесения практической базы в учебные процессы, приглашают практиков в качестве лекторов.

Решить этот вопрос можно, если понимать, что нынешнее поколение — это поколение людей, готовых к быстрым изменениям. Они точно любят динамику, не любят сидеть на одном месте. И они не готовы сидеть и долго ждать, пока их кто-то научит, к ним придет признание, они почувствуют свою значимость в профессии.

Сейчас уже не работает, например, квалификационная сетка, которая раньше была ясной и понятной для карьерного и профессионального роста инженера. Нужно было просто набираться опыта, стажа, и переходить по сетке вверх.

Современные молодые специалисты не готовы к такому длинному циклу роста, они очень быстро впитывают знания, осваивают навыки и возможности проявиться и быть признанными им нужны здесь и сейчас. Это люди с высокой цифровой грамотностью. Это нужно учитывать всем сторонам сейчас: и работодателям, и учебным заведениям, чтобы оставаться востребованными.

И здесь история о наличии хороших наставников, тех, кто поможет, поддержит в первых шагах. В таких наставниках, которые сами обладают живым гибким умом, готовы делиться признанием, давать возможности, делегировать значимые задачи.

Поэтому работодателям и проектным организациям, проектным институтам важно идти навстречу в этом процессе:

1. Работодателям осознать, что нужно включаться и вкладываться в молодых специалистов уже на этапе обучения,
2. А учебным заведениям — быть готовыми координироваться с работодателями, менять свои учебные планы и программы, обогащая их практической стороной.

Наш опыт. Проект «Школа BIM»

Мы как компания в этом плане уже достаточно активно работаем, имеем соглашения с рядом учебных заведений. Наши опытные инженеры и технологи непосредственно передают свой практический опыт и знания студентам. И здесь мы получаем достаточно хороший эффект. Люди, которые учились в таком ВУЗе/СУЗе, приходят к нам подготовленными.

В качестве примера приведу успешный кейс (буквально на днях с этим проектом мы вошли в число финалистов всероссийского конкурса «ТИМ‑лидеры 2022\23»), реализованный нами в 2022–23 году в сотрудничестве с Пермским строительным колледжем — «Школа BIM». Осенью прошлого года мы заключили соглашение о сотрудничестве с колледжем, объявили набор студентов, было подано более 100 заявок на конкурсный отбор. Ребята прошли собеседования с нашей экспертной комиссией — 16 человек были зачислены на 1й поток Школы.

Обучение длилось 8 месяцев, на протяжении которых студенты строительного колледжа осваивали современные подходы проектирования с использованием технологий информационного моделирования.

В рамках обучения студенты с наставниками выполняли реальные проекты – на первой ступени проектировали свой дом мечты. Вторая ступень предусматривала проектирование многоэтажных жилых и общественных зданий.
В рамках обучения студенты с наставниками выполняли реальные проекты — на первой ступени проектировали свой дом мечты. Вторая ступень предусматривала проектирование многоэтажных жилых и общественных зданий.

Проекты выполнялись с применением программного обеспечения Renga Software. Каждый этап реализации проектов проходил защиту перед экспертным составом «Кайрос Инжиниринг» и педагогическим составом Пермского строительного колледжа.

За 8 месяцев ребята изучили основные принципы работы с ПО Renga: построения информационных моделей зданий, оформления проектной документации и извлечения объемных показателей. Кроме того, студенты получили мягкие навыки: работы с информацией, выстраивания аргументации, поиска решений, презентации и коммуникации.

К выпускному, который состоялся у нас на прошедшей неделе, ребята подружились, почувствовали уверенность, стали свободнее ориентироваться в профессиональной дискуссии.

Наши результаты

На стажировку и практику в «Кайрос Инжиниринг» пришли 6 ребят, одна выпускница ПСК и школы BIM уже получила от компании предложение о работе и стала частью команды. В целом на стажировке и практике у нас сейчас более 10 студентов технических специальностей ВУЗов. Все они работают над реальными проектами и задачами под руководством практикующих наставников, сразу же включаются в жизнь коллектива.

Прошедшие такую школу и практику молодые специалисты приходят и уже чувствуют себя в своей тарелке. Они понимают, что от них требуется, понимают культуру компании. Как следствие, испытывают гораздо меньше стресса. И тогда вчерашний студент сразу же ощущает себя нужным, востребованным, он понимает и видит, что та база, те знания, которые он получил в учебном заведении — теорию, соединенную с практикой — он может применить здесь и сейчас. И здесь и сейчас он начинает решать реальные серьёзные задачи, видит отдачу, видит результаты своего труда и понимает, что путь к успеху в профессии инженера реален и в достаточно обозримые сроки. Он чувствует уверенность в правильном выборе профессии в жизни, и что этот выбор уважаем в обществе и среде единомышленников.

Для нас как для инжиниринговой компании самый ощутимый эффект в том, что на 30% сократилось время на закрытие вакансии инженеров базового уровня, целый ряд вакансий мы вообще не публикуем, а просто планомерно готовим под них специалистов.

Поэтому мы считаем этот опыт успешным и будем его масштабировать. Новый набор в школу запланирован на сентябрь текущего года. В настоящее время разрабатывается обновленная учебная программа. Школа обретет новый формат, и обучение в школе BIM смогут пройти студенты сразу нескольких ВУЗов\СУЗов, будет предусмотрен онлайн-формат обучения. Это позволит обучаться в школе студентам со всей России. В следующий поток школы мы будем готовы принять 200 + студентов.

Tags:
Hubs:
Total votes 30: ↑15 and ↓150
Comments58

Articles