Pull to refresh

Глубокое синее море

Level of difficultyEasy
Reading time7 min
Views7.6K

Есть один интересный фильм 99 года о том, как учёные подводной лаборатории находят способ генетического увеличения мозга подопытных акул. Все это делается в благих целях – разработка препарата от болезни Альцгеймера.

Но агрессивные хищники превращаются в думающих монстров-убийц.
Отличный сюжет для фильма и современной системы образования.

Введение

Это кино заставляет бояться, но вызывает страх не перед мощными хищниками, совершенными машинами для убийства, а перед тем, как людей наказывает Природа. В фильме явно прослеживается сюжет наказания за грехи перед природой и естеством, ведь выживают люди, которые совсем не причастны к этому эксперименту, которые просто в силу судьбы втянуты в проект «Акватика».

Казалось бы, причем тут система образования, но сценарий фильма мне сильно напоминает то, что происходит в школах и институтах.

Пожалуй, самым ярким примером такой «подводной лаборатории» в истории человечества является СССР. Высочайшее качество технических, естественных и точных наук, высокий уровень дисциплины в школах и университетах, развитая система поощрений. Советская физика, астрономия, география, геология, прикладные технические дисциплины и математика, вне всякого сомнения, были на высочайшем мировом уровне. Об этом так же говорит большое число научных открытий СССР.

Это привело к тому, что за годы массового образования общий уровень просвещения и эрудиции людей стал на столько высоким, что даже сейчас, любой "Советский человек" даст фору современным ИТ-хипстерам в любой полемике.

Этот факт всегда вызывал у меня смешанные чувства - ведь так хорошо, когда все вокруг начитаны и образованы. Сразу вспоминаются кадры видеохроник 80х, на которых поражает чистота и ясность речи Советских людей, от которых даже может пробежать слеза.
Но, к сожалению, есть одна проблема…

Проблема

Как и в фильме проблема связана с «наращиванием мозга».

Тема мозга очень спекулятивна, поэтому ограничусь в рассуждениях только общепризнанными научными фактами:

  • Есть две основные эволюционные теории мозга: "теория триединого мозга" и "теория парсцеляции". Не смотря на их противоречия сложилось единое мнение что локализация структур головного мозга существует.

  • Кора головного мозга играет важнейшую роль в осуществлении высшей нервной (психической) деятельности человека.

  • Всю кору принято разделять на 4 типа:

    1. Древняя (палеокортекс).

    2. Старая (архикортекс).

    3. Промежуточная кора (состоящая из промежуточной древней и промежуточной старой коры).

    4. Новая (неокортекс).

Важно! Новая кора (неокортекс) — новые области коры головного мозга, которые у низших млекопитающих только намечены, а у человека составляют основную часть коры (~90%).

Из этого сильно напрашивается вывод что наличие неокортекса как-то уж слишком сильно влияет на возможность «небиологических» форм поведения, то есть другими словами:

  1. Есть условный «Базовый мозг», который у всех млекопитающих плюс/минус похожий и выполняет он примерно одинаковые функции (хорошо покушать, выделиться, привлечь противоположный пол).

  2. А есть «Неокортекс» – видимо то, что делает нас людьми и позволяет совершать "небиологические поступки" (человеческие поступки), которые у других млекопитающих не особо наблюдаются.

Примеры таких поступков: поделиться ценными ресурсами, одолжить денег соседу, задонатить, покормить птиц, порадоваться чужим успехам, усыновить чужого ребенка, поделиться ценными знаниями или наработками, прочитать книгу, закрыть телом амбразуру ради великой идеи и т.д.

То есть такие действия, которые с биологической точки зрения лишены смысла.

Альфы & Гики

Далее, логично предположить, что раз все люди разные, то существует и некий баланс базового мозга к неокортексу, который влияет на личность человека (психическую деятельность). Обозначу эти возможные различия в виде трех, думаю знакомых каждому типов личности.

  • Альфы – люди, которые общительны, имеют отличное здоровье, раскрепощены, открыты, прямолинейны, склонны к конкретике и доминантности. Такие люди любят работать и вести дела «по-простому» и ненавидят усложнять, для них все очевидно и просто. Все эти качества даются легко и настолько естественно будто бы им помогает сама природа. Конкурировать с такими людьми на их поле просто невозможно, но в то же время им сложнее даются те самые, не понятные, «биологически не выгодные» поступки (особенно когда никто не видит).

  • Гики – люди, которые очень сильно «заморочены» и много думают. За спиной, в социуме за это их часто называют душнилы, додики, ботаники, нерды и т.д. Потому что они способны часами с интересом заниматься очень странными вещами вроде физики, математики или программирования. По моим наблюдениям, эти качества не всегда коррелируют с высоким «ICQ» или хорошими решениями, но способность таких людей к «небиологичному поведению» видна невооруженным взглядом.

  • Нормисы – люди, сочетающие в себе баланс (золотая середина), которые не имеют ни тех ни других ярко выраженных особенностей.

Полагаю, что феноменальное здоровье, «Soft Skills» и харизма Альф связана с тем, что у них доминируют базовые структуры мозга что буквально избавляет их от всех сомнений и паразитных мыслей которые несет с собой неокортекс, что высвобождает огромное количество жизненной энергии. Примерно, как если на автомобиле снять катализатор, глушитель и отключить кондиционер.

У Гиков же все ровно наоборот - столь «небиологичное» поведение становится возможным благодаря доминирующему неокортексу относительно базового мозга и как ни странно, за такие возможности Гики очень сильно страдают.

Даже наедине с собой их мучает бесконечный внутренний диалог, перфекционизм, синдром самозванца, прокрастинация и прочие формы «вращения ума» которые отнимают огромное количество энергии и делают такого человека очень странным, задумчивым и усталым.

Но самое страшное другое — это всеобщее презрения и недоверие общества, которое проявляется буквально во всех сферах жизни Гика.

По моим наблюдениям дело в том, что «небиологичное поведение» видно не вооружённым взглядом и оно вызывает ощущение чем-то похожее на «эффект зловещей долины». Этот эффект проявляется буквально во всем что делает такой человек (моторика, речь, мимика). Что бы Гик ни делал, какие бы правильные слова он не говорил, - спрос с него будет двойной, а то и тройной, все идеи забракованы, достижения преуменьшены.

Потому что все что сделано «некруто», «неэмоционально», «небиологично» – кажется странным, неполноценным, суррогатным. Нравится нам это или нет – это очень похоже на закон природы, с которым ничего не поделаешь.

Суть аналогии

Когда система образования отправляет Гика, Альфу, и Нормиса в школу за одни и те же парты и уроки, а потом в институт где нужно обязательно отсидеть лекции, прослушать курс, сдать экзамен - это порождает тех самых «думающих хищников», вот только не в закрытой подводной лаборатории, а в реальном обществе.

Людей с ярко выраженным биологическим звеном (Альфы), принудительно удерживают в классах 9-15 лет за одной партой с Гиками и Нормисами, где буквально насильно их образовывают и заставляют «думать», вопреки их естественным желаниям «не думать».

Результатом такого принудительного «интенсива» является то, что Альфы становятся достаточно эрудированными, чтобы имитировать поведение Нормисов а порой и вовсе выдавать себя за Гиков.

Разумеется, когда учеба заканчивается и начинается карьера - все эти навыки Альфы незамедлительно используют в жизни как оружие для достижения исключительно биологических целей (машины, квартиры, общение с противоположным полом).

Из-за этого в социуме и на рынке труда складывается ситуация, при которой из диалога или даже собеседования невозможно определить кто перед вами: Гик который хочет «работать+думать», Нормис который хочет честно «работать работу» или «думающий хищник».

Что дальше

А дальше уже сделать ничего нельзя, потому что если Нормисы еще как то могут «плавать» в одной среде с «думающими хищниками» и договариваться с ними, то Гики не могут этого делать в принципе.

Гики в современном обществе сильно напоминают заложников акул на станции «Акватика» — это самый ущемленный слой нашего общества. Любого, кто демонстрирует небиологическое поведение, как полагается по всем законам природы — не уважают и подвергают пассивной агрессии.

Эрудированный Альфа никогда не позволит Гику участвовать в планировании и распределении ресурсов, потому что это противоественно, он скорее наймет «эффективного менеджера» лишь бы поменьше пересекаться с Гиком. Даже объективно способного Гика никогда не сделают начальником, потому что в мире Альф важнее другое – красиво выглядеть, харизматично общаться и «держаться в обществе». Что самое смешное, при сложившейся ситуации это действительно легко объяснить и оправдать – сейчас, Гик на руководящем посте выглядит «белой вороной».

В итоге получается, что мы так много говорим о науке, прогрессе, мечтаем о полетах в космос, но Гики, которые должны и хотят все это делать – «гальванически изолированы» от минимальных рычагов принятия решений, реальной аналитики бизнес-процессов и распределения ресурсов.

Можно ли выбраться из Акватики?

В СССР был интересный лозунг "Долой безобразников… Парней-жеребцов зажмем в дисциплине!" как будто «Альфачей» можно вот так просто взять под контроль и направить в нужное русло...

Думаю, что любая попытка суть, которой «не докладывать тиграм мяса» в конечном итоге обречена на провал. Вы никогда не заставите Альфу делать искренние небиологичные поступки, особенно когда никто не видит. А тотальный культ всеобщего образования и воспитания может и вовсе дать обратный эффект.

Решать эту проблему с помощью обязательных «IСQ-тестов», измерения размера/формы головы или томографа может привести к реальной дискриминации людей, не говоря уже про ошибки, фальсификации и этическую сторону таких процессов.

В настоящее время ЕГЭ, ОГЭ это возможно реальная попытка что-то изменить, и она точно даст эффект, но, к сожалению, это лишь борьба с симптомами, т.к. технология производства «думающего хищника» сильно не изменилась - любой Альфа который просто заканчивает школу + институт это = 100% готовый «думающий хищник».

Потому что он «продает себя» на рынке труда и идет гораздо дальше Гика за счет своей природных «Soft Skills » и активности, где неумышленно доминирует и «работает по-простому» там, где это нужно и не нужно.

Что же делать?

Возможно решение данной проблемы это реформа системы образования таким образом, чтобы процесс обучения начиная со школы был в большей степени факультативным. Что бы ученик еще в школе мог сам выбирать куда ходить чаще – на физкультуру+музыку или математику+физику.

Если данная мера будет применена это «деактивирует» 80% неумышленной разрушительной деятельности Альф за 20% усилий. Потому что в реальности «Чедам и Стейси» даром не нужна эта ваша наука и полеты к звездам, это общество заставляет их этим заниматься.

Это не вызовет дискриминации. Ведь нет ничего элитарного в том, что Гики много «Думают» и заморачиваются. Им действительно это легче делать, потому что у них немного другая конструкция мозга. По сути, это такая же физическая характеристика как рост или вес тела.

Гики никогда не выйдут на первый план социума, не станут фронтменами и харизматами. Гик никогда не сможет провести качественную презентацию, встречу или собрание как уверенный в себе Альфа. Занятия йогой, спортом, танцами и ораторикой не помогут, потому что Неокортекс, судя по всему, это мощнейший тормозной центр биологического поведения.

Тем не менее я уверен, что «ключом» к любому развитию является не объединение людей с высоким «ICQ» или эрудицией, а прежде всего команды способные совершать небиологические поступки в отношении окружающих.

Что это изменит?

Высшее образование перестанет быть смешной галочкой в резюме, его наличие будет видно невооруженным взглядом. Гики и Нормисы «поднимут голову», смогут получить продвижение и занимать больше руководящих постов. Они создадут цветущие «города сады» во всех областях науки и техники.

Альфы наконец то станут по-настоящему счастливы, потому что им больше не придется имитировать небиологическую деятельность - Гики создадут для них такую инфраструктуру, в которой им не придется идти по головам что бы создать себе благоприятную среду для жизни.

Мы станем меньше думать о машинах, квартирах и наконец то полетим к холодным звездам!

Tags:
Hubs:
Total votes 29: ↑17 and ↓12+5
Comments100

Articles