Pull to refresh

Прощай, ТВ

Reading time7 min
Views538
Телевидение получает крайне неоднозначные оценки в разных слоях общества. Причем оценки эти часто прямо противоположны. В России последние несколько лет стихийно, но вполне обоснованно открылась дискуссия о телевидении.

В ней принимают участие политики, представители киноиндустрии, литераторы, публицисты и, конечно, зрители. Однако редко обсуждается вопрос о том, что представляет собой телевидение как феномен современной жизни?.

Позволю себе высказать свою точку зрения. Подход мой не беспристрастен, а, напротив, мотивирован. Отношения автора с телевидением складываются непросто, и отчасти эти строки — открытая попытка понять сложившуюся ситуацию в мире ТВ. Кроме этого, есть желание придать дискуссии о современном телевидении известную логическую и интеллектуальную ясность. Сегодня, к сожалению, в большинстве случаев, это эмоциональные реплики и обличительные выступления.

Есть еще одна причина, по которой разговор о ТВ давно назрел. Телемир глубоко проник в нашу жизнь, он тотально присутствует в любой точке земли. ТВ влияет на культуру, на стиль печатной прессы, на слог и смысл литературных произведений, на монтаж и технику съемки кинокартин, на живое использование русского языка. ТВ влияет на поведение и предпочтения детей, влияет на выбор стиля жизни, определяет, какие товары и услуги мы покупаем, затрагивая сферу ценностей и пристрастий. ТВ не противостоит культуре, оно культуру игнорирует и подменяет, превращая последнюю в подобие старославянских слов. Слова есть, но из живого обращения они выведены. Поэтому понимать природу ТВ — этих двух всемогущих букв, очень важно.

Телевидение как промышленная технология трансляции движущегося изображения на расстояние появилось в конце тридцатых — начале сороковых годов прошлого века. Это была подлинная революция — с тех пор кино смотрят, не выходя из собственного дома. Спустя всего десять лет — в 1953 году — в США появляется цветное телевидение, что существенно расширяет возможности использования новой технологии.

С первых дней возникновения ТВ возник спор о том, устоит ли кино и кинопрокат под натиском новых технологических возможностей. Деятели киноискусства наивно полагали, что телевидение станет показывать исключительно фильмы.

На самом деле, ТВ-станции сформировали мощное информационное вещание, перехватив инициативу у радиоэфира. Уже с первых лет становления телевидения стало понятно, что как бизнес оно развивается по той же коммерческой схеме, что и радио. Это модель информационно-развлекательного вещания, где основным источником финансирования является коммерческая реклама.
В 50-е годы телестанции вещают новости, ведут политическую пропаганду и, кроме этого, транслируют художественные фильмы и театральные постановки, которые созданы профессионалами, не работающими на ТВ.

Телевизор становится всенародным кинотеатром-экраном. Появление телевидения было принято с грандиозным энтузиазмом и деятелями искусства, и обществом в целом во всех странах и континентах. Однако на развитие и саму судьбу телевидения в решающей степени повлияла вовсе не поддержка людей, а развитие и становление крупных международных компаний.

Возникновение корпораций глобального масштаба совпало с рождением телевидения. Если в 20 годы в индустриальной экономике доминировали сталелитейные и судостроительные компании, то именно в 50-х годах появляются фирмы, которые производят массовые продукты для удовлетворения повседневного спроса миллионов людей.

На долю транснациональных компаний приходится 90% прямых инвестиций, 80% патентов и лицензий на новую технику, 63% внешнеторгового оборота и примерно 50% промышленного производства мира. Центром мировой экономики являются 500 корпораций, которые контролируют важнейшие сегменты товарного производства и сферу финансового обращения. Эти компании создают каналы международного обмена, важнейшими из которых становятся информация и высокие технологии. Насущной проблемой их развития становится формирование спроса на свою продукцию у населения. Традиционные каналы рекламы — пресса и радиостанции — не обеспечивали необходимого влияния на рынке, и взоры бизнеса обратились на телестанции.

Коммерческий потенциал нового способа влияния на общество был оценен ими очень быстро. На телевидение обрушился золотой дождь. С тех пор реклама и телевидение — это тождественные понятия. Многие деятели культуры напрасно обижаются на ТВ. Справедливо оценивая телепродукцию как низкопробную, лишенную вкуса и высокого смысла, они забывают, что имеют дело не с музеем или картинной галереей, а с бизнесом — с предприятием по зарабатыванию денег. Телестанции ставят целью привлечь максимальное количество зрителей, чтобы показать им рекламу товаров и услуг. По этой причине массовое ТВ привлекает зрителя не высоким искусством, а селективно отобранными новостями, криминальной хроникой, примитивным юмором, спортивными трансляциями и скандальными откровениями звезд.

В 60-70 годы минувшего века на первых этапах развития этой мощной индустрии деятельность журналистов, репортеров и политических обозревателей была отделена от работы актеров, режиссеров и сценаристов. Собственно искусство, журналистика и пропаганда сосуществовали в связке, но с сохранением своего самостоятельного статуса. С ростом влияния и охвата, с приходом цветного ТВ, а теперь и цифры, телевидение превратилось в самый могущественный инструмент политической и коммерческой пропаганды современной цивилизации. На фоне этих метаморфоз завершился процесс вытеснения искусства из телевизионного эфира. На смену правильно говорящим дикторам-актерам пришли журналисты. Киноленты и оригинальные постановки покинули эфир, а их место заполнил телевизионный продукт или, как теперь принято говорить, контент. Конвергенция технологий предоставила телестанциям возможность самим создавать нужный продукт для эфира, который, по их мнению, лучше привлекает зрителя. На этом фоне произошел невиданный прежде рост коммерческой активности.

Сегодня телевизионщики самостоятельно генерируют контент, где главными действующими лицами становятся сами его создатели — журналисты. Институт разнообразных говорящих голов стал общим местом на телеэкране. Многие из них приобрели статус медийных звезд и затмили собой славу киноактеров. С приходом в кадр телеведущих, зритель утратил возможность формировать собственное мнение. Сегодня мы атакованы медиумом, который с экрана телевизионного приемника управляет нашим сознанием. Он объясняет, что происходит в кадре и как к этому следует относиться. Исчезли любые полутона, творческие изыски, утонченность и намеки.

Политики используют эфир для продвижения идей и кандидатов на избираемые государственные должности. Здесь важно отметить, что телевидение может сыграть с публичными персонами злую шутку. Как и любой другой товар, оно может уничтожить политика, пресытив аудиторию постоянным мельканием в кадре. Политический лидер на ТВ рискует быстро утратить феномен новизны и превратиться в привычный рекламный сюжет. И если товар можно заменить новой моделью, то с государственной персоной это сделать невозможно. Наверное, по этой причине мудрые кремлевские консультанты начали выдвижение Владимира Путина, а позже Дмитрия Медведева всего за несколько месяцев до выборов. Этим государственным деятелям удалось сохранить новизну и интерес к своим персонам. Как противоположный неудачный пример политической рекламы предлагаю рассмотреть ситуацию на Украине, где политические элиты не менялись в течение последних 15 лет. Все они представляют собой «товар», который трудно продать в сотый раз, даже используя всю мощь телеиндустрии. Это делает политическую ситуацию в этой стране в свете предстоящих выборов, очень сложной для лектората, а последствия – не прогнозируемыми.

В каком направлении развивается ТВ? Безусловно, оно будет развиваться, но развитие это не предполагает включение в орбиту интересов большого мира классического и современного искусства и культуры в целом. Скорее всего, в ближайшие годы продолжится создание специализированных каналов для фокусного воздействия на зрителя. На первом этапе таких нишевых проектов будет много, но впоследствии останутся только традиционные направления — новости, хроника, развлечения и смех, а также спорт. Остальное будет отвергнуто по причине малого охвата зрителей. При рекламной модели бизнеса все, что не попадает в перечисленные категории, будет отброшено как неэффективное. Сохранится тенденция: ТВ все меньше будет покупать для показа и все больше станет производить самостоятельно. Вещательные компании превращаются в производственные. Все, что в ближайшие годы выйдет на телеэкран, будет произведено самими телекомпаниями. ТВ — это часть большого бизнеса и, быть может, самая главная его часть. У него нет других задач, кроме стремления продавать. ТВ — это и есть магазин на диване, где зрителю продают товары, услуги, стереотипы социального поведения, общественные ценности и идеалы. Из эфира уйдут классические художественные, документальные, научно-популярные фильмы, познавательное и авторское кино по причине плохого удержания зрителя у экрана.

ТВ — это не часть культуры в привычном понимании этого слова. ТВ — это часть современной экономики капитализма. Напрасно требовать и ожидать от телевидения решения сверхзадач или исполнения насущных социальных миссий. Это бизнес, и он будет делать то, что выгодно его клиентам в лице правящих политических сил и крупнейших национальных и международных компаний. У культуры и телевидения диаметрально противоположные цели. Телестанции мотивированы финансовым результатом, культура — сохранением и становлением ценностей цивилизации. Телевидение агрессивно и напористо, культура метафизична, рефлексивна и созерцательна.

Советская эпоха завершилась, и этот факт необходимо осознать и принять. Раньше ТВ являлось частью культуры, ее транслятором и носителем, но ситуация изменилась радикально со сменой исторических парадигм. Не следует смешивать культуру, искусство и кинематограф с телевидением. Искусство и ТВ сегодня и, видимо, навсегда — совершенно разные понятия. Никакого общественного телевидения создать не удастся, поскольку невозможно совместить несовместимое. Предлагаю оставить надежды и отпустить ТВ в самостоятельное плавание. Все, кто намерен заниматься искусством в любом жанре — от кино до сочинения стихов, в лучшем случае могут рассчитывать на новостной сюжет. Никаких творческих вечеров и глубокомысленных интервью — все это за границами интересов ТВ. Эта статья называется «Прощай, ТВ». Многие люди из моего окружения давно с ним простились, утратили к нему интерес как к транслятору знаний и информационному источнику. Телевидение окончательно потеряло свой авторитет у значительной части общества. Культуре в очередной раз предложено самостоятельно отыскать дорогу к людям. Это вызов новой эпохи, и его необходимо принять. Он обращен не только в сторону художников и интеллектуалов, но и в адрес государства. С окончательной коммерциализацией ТВ национальная элита лишилась возможности вести взвешенный и осмысленный диалог с обществом, сегодня нет надежного и постоянно действующего инструмента передачи людям высоких, непреходящих ценностей и идей. Поэтому давно назрела необходимость новых инициатив, об этом пойдет речь в следующей статье.

Проект «Атлас Культуры» www.atlas-culture.ru
Tags:
Hubs:
Total votes 23: ↑10 and ↓13-3
Comments13

Articles