Pull to refresh

В Украине принят Закон о защите персональных данных

Reading time3 min
Views525
Я являюсь членом профильного (для меня) клуба, который курирует известная Ассоциация директ-Маркетинга в Украине. Сегодня Валентин Калашник (президент упомянутой ассоциации) прислал мне свое мнение о недавно принятом законе о защите персональных данных. Привожу целиком письмо под катом.


Здравствуйте, Коллеги!

Как Вы знаете, позавчера ВР приняла Закон о защите персональных данных (вступает в действие с 01.01.2011).
По ссылке текст (в *doc формате, в редакции ранее размещенной на сайте ВР на языке оригинала) с некоторыми комментариями*

Пока кратко о том, что нас ждет:
1. Нас с вами будет контролировать специальный уполномоченный гос. орган (пока не ясно новый или существующий, см. ст.23) в котором все мы должны будем регистрировать существующие базы персональных данных (БПД). По сути, это уведомление о владельце БПД, ее распорядителях, целях обработки, месте обработки. Регистрация носит заявительный принцип, но уполномоченный гос. орган может отказать в регистрации (ст.9, п.2, п.5).
2. Представители уполномоченного органа будут иметь право входить в любое помещение где обрабатывается или находится БПД (возможно, обрабатывается или находится, по мнению проверяющего) (ст.23, п.4)
3. Из определения что такое «персональные данные» следует, что БПД есть у любого предприятия и предпринимателя. У некоторых предприятий к-во БПД (рекламный бизнес, колл-центры, датацентры) будет измеряется сотнями. Соответственно, у органа будет много работы. Финансироваться эти работы будут, в том числе, «…за счет субъектов отношений связанных с персональными данными (ст.26)…» — т.е. нас с вами.
4. Закон подтверждает ранее существовавшие в законодательстве нормы (Конституция, Закон «Об информации»), о недопустимости использования ПД без согласия владельца ПД. Вместе с тем, Закон предусматривает возможность получения согласия владельца ПД другими способами кроме письменного (ст.2, определение термина «согласие субъекта ПД»), что допускает легальное существование БПД созданных в ходе телефонного маркетинга или в интернете.
5. Самой неприятной и сложно реализуемой нормой Закона является необходимость уведомления «исключительно в письменной форме» владельца ПД о его правах, целях сбора ПД, лицах, которым его ПД будут передаваться «на протяжении десяти раб. дней с даты включения его ПД в базу ПД» (ст.12 п.2). Такое требование не логично, поскольку любая обработка ПД (в т.ч. сбор ПД) и так становится возможной только после получения согласия владельца ПД (ст.11, п.1.).
6. Закон предусматривает, что профессиональные объединения могут разрабатывать «корпоративные кодексы поведения» (ст.27, п.2.) учитывая специфику отдельных отраслей (например, маркетинга). Такая норма дает возможность вырабатывать отраслевые стандарты по работе с ПД.
7. Как часто бывает в нашей стране «строгость Закона компенсируется возможностью его невыполнения». Закон не устанавливает отдельной ответственности за нарушение законодательства в сфере защиты ПД, кроме того подтверждает, что ответственность за нарушение законодательства о защите ПД (не только данного Закона) устанавливается именно Законом (ст.28). Это исключает возможность введения прямых санкций за нарушения Закона решением «специального уполномоченного гос. органа» или других органов исполнительной власти.

Пикантной подробностью текста законопроекта, размещенного на сайте ВР (размещен еще до голосования) является то, что в нем попросту отсутствует (согласно нумерации) предпоследняя статья (ст.30). Является это опечаткой или в этом месте спрятан некий сюрприз станет известно после официального опубликования принятого Закона.

В целом, не смотря на некоторые «перекосы» мы считаем что принятие такого Закона положительно повлияет на развитие прямого маркетинга и с вязанных с ним отраслей.
Приглашаем всех, кого интересует данная тема на круглый стол по вопросам защиты персональных данных, который состоится в пятницу, 04.06, в 17-00 на бизнес — форуме «Дни Директ Маркетинга в Украине».

Лично мое мнение о данном Законе


Первое впечатление — полно бреда. Но в силу своих скромных юридических знаний не до конца осознаю последствия, которые могут меня задеть, как владельца интернет-магазина, соответственно владельца БПД. Одно радует, что нет ПОКА ЧТО ответственности, но уверен, что это временно, иначе бы к чему принимать закон с лазейками.
* не пугайтесь упомянутыми в комментариях «закон РФ» — законодательство РФ приводят как сравнение

Предлагаю участникам сообщества, которые напрямую связанны с сбором и использованием БПД по-обсуждать данный закон
Tags:
Hubs:
Total votes 3: ↑2 and ↓1+1
Comments3

Articles